Ныне сугубая радость всем христианам и веселие миру неизреченное ради наступившего праздника, вместо скорби прежде бывшего таинства. Какая же была скорбь предшествовавшего таинства? Перед вчерашним днем Господь наш Иисус Христос как человек был распинаем, а как Бог помрачил солнце и преложил луну в кровь, и тьма была по всей земле; как человек, возопив, испустил дух, а как Бог потряс землю и распались камни; как человек был прободен в ребра, а как Бог раздрал пополам завесу древнего закона! Как Агнец излиял Свою кровь вместо агнцев, закалаемых в пустыне для жертвы, и принес Собою жертву Богу Отцу за спасение всего мира; как человек был положен во гробе, а как Бог освятил алтарь Церкви из язычников; как царь был охраняем стражами и запечатленный лежал во гробе, но как Бог через ангельские воинства вещал бесовским силам в твердыне ада: «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы» ( Пс.23, 7 ). Словом Его сокрушены были врата адовы, и до основания сломлены вереи его. Сошел Сам Господь во ад и попрал бесовское царство крестом, и умертвил смерть, и сидящие во тьме увидели свет, и связанные нищетою и железом освобождены. Он восхитил сокровища ада и ныне вышел из него в силе Божией и в славе святых ангелов. Порабощенные души человеческие освобождены и вводятся в рай, прославляя имя Христово. Пока Христос еще не воскрес из гроба, Церковь кличет на пророков, потому что пророки – чада церковные. Внезапно Христос воскрес, оставив целыми печати гроба, и Церковь приемлет неисповедимое веселие; пророки же радостно ликуют, восклицая: «Наша убо пасха: за ны пожрен бысть Христос» ( 1Кор.5, 7 ); «Смерть! Где твое жало? Ад ! Где твоя победа?» ( Ос.13, 14 ). Ради нашего спасения Христос воскрес из мертвых и сущим во гробех живот даровал, и души святых паче естества обогатились и от ада вселились на Небеса. Поэтому двоякое и троякое имя имеет настоящий праздник. Он называется пасхой ради закланных Моисеем в Египте агнцев, кровью которых, помазавши дверные перекладины и косяки домов, израильтяне избегли смерти от ангелов, убивающих египтян. Такое же значение имеет и настоящая (новозаветная) Пасха: ныне заклан был священниками Агнец Божий Иисус Христос за спасение всего мира, и всеродного прародителя Адама извел из ада, потому что Он не ради одних праведников сходил на землю, но ради всего мира, падшего через преступления; Он взял на Себя грехи всех людей и вознес их на Крест. Поэтому мы с верою будем причастниками Божественной Пасхи; помажем Божией Кровью свои уста – двери нашего душевного дома, дабы не приступали к нам бесы, желающие умертвить нас грехом.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Самый богатый человек — тот, кто ничего не имеет, кроме Христа 03.09.2016 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Слово в Неделю 12-ю по Пятидесятнице «Учитель благий, что мне делать, чтобы иметь жизнь вечную?» — с таким вопросом обращается богатый юноша к Спасителю. Вопрос самый важный и самый серьезный из всех вопросов, какие существуют. Он подходит ко Христу не для того, чтобы искушать Его, как это было сплошь и рядом. Он действительно хочет обрести радость истинной жизни, полноту счастья, которую, он понимает, невозможно найти здесь, на земле. Редко бывает, чтобы человек такого возраста и такого состояния задумывался о самом существенном. Богатые чаще всего считают ниже своего достоинства интересоваться такими вещами. Молодые люди думают, что еще все впереди — вот наступит старость, тогда они обратятся к этим вопросам — не задумываясь о том, что смерть посещает молодых точно так же, как и старых. Господь слышит обращение: «Учитель благий!» и отвечает: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, только один Бог». Он хочет сказать этому молодому человеку, что, обращаясь ко Христу с благоговением как к великому Учителю добра и нравственности, он не понимает на самом деле, что он говорит с Самим Богом Живым. Надо узнать ему, что действительно благ и добр только один Бог. И всякий человек, самый добрый, делается таковым благодаря тому, что он причастен Богу. Господь не ловит никого на неудачном слове или на плохом поступке. Он всегда все, что было не так, хочет сделать как бы не бывшим, если видит искреннее устремление человека. А все, что хорошо, Господь хочет сделать не просто хорошим — истинно хорошим, бесконечно лучшим и совершенным. И к этому устремляет нашу жизнь. Ответ Господа на вопрос юноши предельно прост, и как будто всем известен: «Если хочешь войти в жизнь, то соблюди заповеди». Он даже не говорит «в жизнь вечную» — Он говорит просто «в жизнь», давая понять, что настоящей может быть только вечная жизнь. Когда мы соблюдаем заповеди — мы входим в жизнь. А когда не соблюдаем — входим в вечную смерть.

http://moral.ru/rich/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Сегодня память святого великомученика Феодора Тирона — завершение первой седмицы Великого поста. В течение Поста Церковь обращается в первую очередь к святым мученикам, потому что они ответили на любовь Христову в полноте. Как Господь принес Себя в жертву нашего ради спасения, так и они жизнь свою отдали за Него, за веру Христову. Смысл Поста заключается в том, чтобы мы стали способными принести свою жизнь Господу. Речь не обязательно идет о подвиге мученичества. Если мы узнаем тайну Креста Христова, то мы сможем принять из рук Божиих смерть как высший дар. Святой великомученик Феодор Тирон прославился во времена гонений на Церковь римским императором Юлианом Отступником, который получил это именование за то, что отрекся от веры Христовой. Не просто отрекся, но стал ненавистником Христа и делал все, чтобы уничтожить Церковь. По его повелению в первую седмицу Великого поста всю пищу, продаваемую на рынках, окропили идоложертвенной кровью. Святой великомученик Феодор Тирон явился епископу Евдоксию и предупредил его о нечестивом замысле Юлиана Отступника осквернить христианский пост. И хотя «идол в мире ничто», епископ благословил не покупать пищу на рынках. Верующему народу раздали освященное коливо (пшеницу с медом) в знак того, что пища, которую мы вкушаем постом, как бы ни была она скудна, — сладка. Она сладка прежде всего потому, что имеет Божие благословение. А где благословение Божие, там самая скудная пища дает крепость человеку. Помните, как преподобная Мария Египетская питалась малой частью хлеба в течение долгого времени. Наш пост сладок. Сладок прежде всего тем, что мы питаемся Самим Господом, вкушаем от всех Его заповедей, как мы непрестанно напоминаем об этом и во всех стихирах поем. Мы страшимся осквернить наш Пост каким-нибудь грехом — завистью, злобой, ненавистью, нечистотой. И Господь дает нам узнать, что есть жизнь вечная. Мы обретаем радость и мужество с благодарностью принять от Господа любые скорби и даже смерть.

http://moral.ru/верность-православию/

Оптинский старец Макарий в одном из своих писем писал: «Сер­дце обливается кровью при рассуж­дении Вашем о любезном Отече­стве, России, нашей матушке; куда она мчится, чего ищет, чего ожида­ет? Просвещение возвышается, но мнимое; оно обманывает себя в своей надежде; юное поколение питается не млеком учения святой нашей Православной Церкви, а ка­ким-то иноземным, мутным, ядови­тым заражается духом, и долго ли это продолжится?» Старец не ведал, что это не толь­ко продолжится, но и приведет к тому, что Православная Церковь станет вообще вне закона, а лю­безное Отечество, Россия, наша матушка, станет местом небывалой во всей истории человечества и ни с чем несравнимой по своим масш­табам сатанинской гекатомбы.  Но и эти времена меняются.  Феномен так называемой пере­стройки в нашей стране и странах Восточной Европы оказался самым большим и восклицательным и одновременно вопросительным зна­ком для всего мира. Видимые ее результаты и порождаемые ею но­вые идейные, политические и куль­турные явления и процессы не до конца однозначны: позитивное и негативное здесь не только рядом, но и находятся в какой-то стран­ной связи друг с другом. Но, тем не менее, в России благодаря пере­стройке, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, все узнали об ужасах революцион­ных и послереволюционных лет и десятилетий, о действительном состоянии государства. Отсюда все глубже и острее начинает осозна­ваться сколь простая, столь же и безусловная истина: народ, не осоз­навший причин бывших своих бед­ствий, не избегнет будущих. Пробуждается, особенно в интеллигент­ской среде, здоровое национальное самосознание, воскресает интерес к своим культурным и религиозным ценностям, философской мысли, к народным традициям и обычаям, воскресает тяга к родному Право­славию. Постепенно спадает с глаз пелена, и взор русского человека начинает видеть, что атеизм с его циничным призывом: «Верь, чело­век, что тебя ожидает вечная смерть» — есть не что иное, как открытая диверсия против челове­ка, как идеология глубочайшего отчаяния, бессмыслицы и смерти прежде смерти; начинает видеть, что человек не компьютер и не  обе­зьяна, которой достаточно «хлеба и зрелищ», но существо высшего порядка, и потому целью его жиз­ни могут быть только ценности ду­ховные, непреходящие, и что толь­ко христианство с его проповедью любви и веры в жизнь вечную от­крывает душе смысл земной жизни и ее страданий, смысл труда и твор­чества, радость истинного бытия.

http://radonezh.ru/analytics/krizis-dukh...

поиск:   разделы   рассылка Протоиерей Петр Перекрестов К первой годовщине Высокопреосвященного Митрополита Лавра: " Сам Господь его избрал возглавлять Церковь в настоящее время " Источник:  Православие и мир В 2001 г. на трапезе по случаю избрания нового Первоиерарха Русской Православной Церкви заграницей, Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра, мы обратились к некоторым участникам торжества с рядом вопросов: Почему вас радует избрание архиепископа Лавра в Первоиерарха Русской Православной Церкви заграницей? Какие его главные качества и какие надежды связаны с его избранием, учитывая нынешние нестроения в церковной жизни? К первой годовщине блаженной кончины приснопамятного митрополита Лавра прилагаем ответы участников этого опроса посетителям нашего портала. Божие милостью митрополит Лавр не только оправдал надежды и ожидания верных чад Русской Церкви, выраженные при его избрании, но их превзошел. Вечная память владыке Лавру! Архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский (ныне митрополит Восточно-Американский и Нью-Йокрский, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви) Иларион: Я, как и большинство наших архиереев, духовенства и паствы считаю, что благодаря мудрости, опытности и благорассудительности владыки Лавра, он был самым подходящим кандидатом на пост Первоиерарха нашей Церкви, особенно в нынешнее трудное для нашей Церкви время. По семинарии и монастырю мне вспоминается, что владыка Лавр всегда был очень заботливым, внимательным и приветливым ко всем учащимся. С ним всегда было легко общаться. У него очень важное качество – доступность. Сегодня я переживаю великую радость и я уверен, что Владыка митрополит Лавр будет твердо и уверенно вести наш церковный корабль, будет его вести средним царским путем. Со своей стороны, мы, архипастыри, будем ему оказывать братскую поддержку. Епископ Ишимский и Сибирский (ныне Домодедовский) Евтихий: Я познакомился с новым митрополитом десять лет тому назад. Должен признаться, что мне тогда казалось, что он не достаточно деятельный, но чем больше я его узнавал, тем больше я понимал, что владыка Лавр – самый главный послушник Русской Православной Церкви заграницей. За последние годы я особенно проникся к нему уважением и любовью.

http://religare.ru/2_63177.html

Проповеди митрополита Антония Сурожского ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ ВОСКРЕСНЫЕ ПРОПОВЕДИ Митрополит Сурожский Антоний Проповедь на Прощеное воскресение, 1975 г. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня Церковь вспоминает изгнание Адама из рая. Заключились двери райские; осиротел человеческий род, на земле мы ходим в потемках естественной жизни, где еле брезжит свет Христов. Родина наша небесная где-то далеко от нас, и, как изгнанники, мы тоскуем – тоскуем по той радости, о которой все изгнанники земли думают, когда вспоминают потерянное отечество, и все мы, когда думаем о том, что когда-то было: чистое, светлое, что погибло из-за наших грехов, из-за нашей сердечной помраченности. И вот Адамов плач в течение тысячелетий и тысячелетий возносится к небу; плачет сиротный Адам в лице каждого своего сына, каждой дочери своей, плачет и зовет Бога своего вернуть его в первобытную радость, вернуть ему дружбу Свою и вернуть ему любовь Свою. А Бог никогда ни любви Своей, ни дружбы Своей не отымал от нас, только мы далеко от Него ушли, потеряли чуткость сердца, не слышим уже Божественного гласа, не чуем уже близости Господней. Христос пришел на землю, наш Бог жил среди нас, и люди встречали Его на дорогах, в городах и селах, слышали Его слова, видели Его лик, загорались сердцем и просвещались умом от Его учения, и все-таки до конца не сумели Его узнать. И Сын Божий, Который по Своей любви к нам стал Сыном Человеческим, отвергнутый людьми, умер вне града, вне человеческого стана. Но не поколебалась Божия любовь; смертью победил Господь смерть, нас Он освободил от вечного проклятия, нам Он дал уже теперь приобщиться в какой-то мере вечной жизни. А вечная жизнь – это Сам Бог; Божественная любовь – это Он.

http://zavet.ru/ant-sur01.htm

Радует развитие православного Интернета потому, что все больше людей могут прикоснуться к православию, к лучшим произведениях христианских писателей и к актуальным аналитическим обозрениям и новостям о жизни православной Церкви, увидеть, что Церковь не закрыта где-то за семью заборами, не отгородилась от людей, а живейшим образом реагирует на все то, что происходит в обществе. Дорогие читатели, по традиции, как в этот день делает каждый из нас, мы подводим итоги уходящего года. Мы благодарим вас за то, что прошедший год мы провели вместе: в чем-то помогая друг другу, в чем-то не соглашаясь друг с другом, но так или иначе, Бог дал нам провести 2008 год вместе и мы очень рады этому. За прошедший год значительно расширилась наша аудитория: посещаемость сайта выросла более, чем в два раза – сегодня ежедневно на сайт приходит от 10 до 12 тысяч человек, сайт стал крупнейшим религиозным сайтом на русском языке, и самым посещаемым миссионерским сайтом. Радует развитие православного Интернета потому, что все больше людей могут прикоснуться к православию, к лучшим произведениях христианских писателей и к актуальным аналитическим обозрениям и новостям о жизни православной Церкви, увидеть, что Церковь не закрыта где-то за семью заборами, не отгородилась от людей, а живейшим образом реагирует на все то, что происходит в обществе. В начала 2009 года нам исполняется пять лет. В первый год жизни сайта, когда в день наша посещаемость была от силы 50 человек, мы думали: «Даже если за все время «Правмир» поможет только одному человеку, это будет значить, что мы работаем не зря». А когда читатели пишут о том, что советы батюшек, прочитанные на сайте, удержали кого-то от аборта, помогли кому-то создать семью, помогли решиться еще на одного малыша, или привели в Церковь   — наверное, это наша главная награда и самая большая радость. В прошедшем году мы простились со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием и   митрополитом Лавром . Этот год останется в нашей памяти годом невосполнимой потери, эпохальным годом в истории Церкви и в нашей с вами жизни. Вечная память усопшим Первоиерархам!

http://pravmir.ru/god-2008-podvodya-itog...

Скачать epub pdf В чем содержание нашей веры? Можно сказать, что чем-то все религии похожи – примерно как похожи все книги. Это всегда сшитые листы бумаги между двумя обложками. Чем они отличаются? Содержанием. Так и религиозные традиции – они могут быть похожи обложками, но они – о разном. Центром и содержанием православной веры является конкретная надысторическая и вместе с тем историческая Личность – Господь наш Иисус Христос . Даже очень далекие от Церкви люди видели Его изображение – и часто Его изображают распятым на Кресте. Крест – один из самых узнаваемых образов нашей цивилизации. Но в I веке до времени Крестных Страданий и смерти Христа (а среди нехристиан и после) крест не был почитаемым религиозным символом. Это было орудие страшной и позорной казни, специально придуманное для того, чтобы убивать всякую надежду. Смотрите, вот тот, на кого вы надеялись, умирает в муках и унижении, жизнь вытекает из него по капле – и никто не может прийти к нему на помощь. Когда Иисус умер на Кресте, даже Его ближашие ученики – Апостолы – остались обескураженными и разбитыми. Их Учитель умер, их надежды, казалось бы, рухнули. Но потом произошло событие, которое навсегда изменило их жизнь, и меняет жизни людей до сих пор – Он воскрес, Он буквально, телесно, физически восстал из мертвых, Его нет во гробе, Апостолы видели Его живым, причем не мельком и не издалека – они общались в течении сорока дней, и ели вместе с ним. Главный праздник нашей традиции – Пасха, когда мы торжественно отмечаем Его воскресение из мертвых. Такова весть, провозглашенная Апостолами, которую с тех пор повторяет Церковь – «Христос Воскрес и даровал нам вечную жизнь!» Как говорит святой Апостол Павел, «Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею» ( 1Кор.6:14 ). Через жертвенную смерть и воскресение Иисуса Христа Бог дает нам прощение грехов и вечную жизнь. Если мы примем этот дар, мы войдем в жизнь вечную и блаженную, где уже не будет зла, греха и смерти, но вечная и бесконечная радость. Откуда мы это знаем?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Скачать epub pdf Тайна России «Непогрешимому» человекобогу Европы противостоит Богочеловек Христос. Воображаемая человеческая непогрешимость создает ужасные людоедские миры, в которых все завершается хаосом и анархией. А благой Богочеловек восстанавливает полную гармонию человека с Богом, человека с человечеством, человека со всеми Божьими мирами. Поэтому Он единственный оправдывает перед людьми Бога, создавшего такой мир и такую жизнь. Поэтому и мятежный дух Достоевского нашел в Его чудесной Личности полное упокоение за все свои мучения, нашел в нем полное разрешение всех своих проблем. Этому дивному Лику Христа он пропел свои гимны, пропел величания, которых мир не слышал. Через Богочеловека измученный Достоевский принял и Бога, и мир, примирился и с Богом, и с миром, нашел вечный смысл и вечную ценность всего сущего. Поэтому для него Лик Богочеловека Христа – все и вся. А поскольку этот Лик сохраняется в первозданном совершенстве и чистоте только в Православии, то для него Православие – все и вся. Он неустрашимо исповедует Православие, смело борется за него А в конце своей жизни он отчетливо формулирует свое мировоззрение и вырабатывает формулу миссии русского народа в мировой истории. Эта формула гласит: «Православие есть – все». Вот что говорит Достоевский: «Русский народ живет только Православием и его идеями; кроме Православия в нем нет ничего другого и ничего ему не нужно, потому что Православие все, Православие – это Церковь , Церковь же – это венец всего, притом в вечности» 480 . Для рода людского нет ничего более опасного, чем обоготворяющая непогрешимость европейского человека. Наша планета не видела более отвратительного бога, чем европейский человекобог. Поэтому гордому человекобогу Европы надо противопоставить православного Богочеловека Христа. «Надо, чтобы воссиял в ответ Западу, – говорит Достоевский, – наш Христос, Которого мы сохранили и Которого они не знали» 481 . «Самое удивительное чудо нашей планеты, вечный ее смысл, вечная ее радость, вечное ее утешение – Христов Лик, потерянный на Западе, Который во всем свете Своей чистоты сохранился в Православии» 482 , поэтому измученному человеку и человечеству ничто другое и не требуется, ибо Православие – это все 483 . Тайны, как людям достичь совершенства и братства и как решить личные и общественные проблемы, при этом не соблазнившись ни человеком, ни Богом – содержатся в Православии. При этом метод один: личное самоусовершенствование по Христу и во Христе 484 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Слово на Святую Пасху. Святого Кирилла, епископа Туровского 65 Ныне сугубая радость всем христианам и веселье миру неизреченное ради наступившего праздника, вместо скорби прежде бывшего таинства. Какая же была скорбь предшествовавшего таинства? Перед вчерашним днем Господь наш Иисус Христос, как человек, был распинаем, а как Бог помрачил солнце и преложил луну в кровь, и тьма была по всей земле; как человек возопив, испустил дух, а как Бог потряс землю, и распались камни; как человек был прободен в ребра, а как Бог раздрал завесу древнего закона; как Агнец излиял Свою кровь вместо агнцев, закалаемых в пустыне для жертвы, и принес Собой жертву Богу Отцу за спасение всего мира; как человек был положен в гроб, а как Бог освятил алтарь церкви из язычников; как царь был охраняем стражами и запечатленный лежал в гробу, а как Бог чрез ангельские воинства вещал бесовским силам в твердыне ада: возьмите врата князи ваша, и возьмитеся врата вечная и внидет Царь славы ( Пс. 23:7 ). Словом Его сокрушены были врата адова и до основания сломлены вереи его. Сошел Сам Господь в ад и попрал бесовское царство крестом и умертвил смерть, и сидящие во тьме увидели свет, и связанные нищетой и железом освобождены; Он восхитил сокровища ада и ныне вышел из него в силе Божией и в славе святых ангелов. Порабощенные души человеческие освобождены и вводятся в рай, прославляя имя Христово. Христос воскрес, оставив невредимыми печати гроба, – и Церковь приемлет неисповедимое веселье; пророки же радостно ликуют, восклицая: Пасха наша за ны пожрен бысть, Христос ( 1Кор. 5:7 ). Где ти, смерте, жало? где ти, аде, победа ( 1Кор. 15:55 )? Ради нашего спасения Христос воскрес из мертвых и сущим во гробех живот даровал, и души святых больше естества обогатились и от ада вселились на небеса. Поэтому двоякое и троякое наименование носит настоящий праздник. Он называется пасхою, ради закланных Моисеем в Египте агнцев, кровью которых, помазавши дверные перекладины и косяки домов, израильтяне избежали смерти от ангелов, убивающих египтян.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010