Глава первая О рае и спасении души 1 Теперь, весной, когда природа одела свой самый прекрасный наряд, невыразима радость, если ей сопутствует подобающее духовное состояние. Действительно, все премудро сотворил святый Бог! 19 Не может насытиться душа красотой природы. О, если она возведет свой ум превыше этой земной сферы в Горний Иерусалим, к непостижимым райским красотам, то там этот ум, ограниченный и земной, умолкает. Если здесь, в изгнании, на земле плача и проклятия святый Бог даровал наслаждение такой красотой, то какая красота будет там, где живет Сам Бог ? Действительно, нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с будущей славой и счастьем 20 . ОбОжение, чадо мое, находится на небе. Там Господь Бог отрет всякую слезу с очей 21 , исчезнут скорбь, боль и стенание и будет царить ангельская жизнь, исполненная пений и песен духовных! Там вечное субботствование в радости вместе с Отцом нашим Богом, Который теперь ожидает, когда мы будем готовы, чтобы призвать нас к Себе! Там каждая спасенная душа будет блаженствовать в океане любви, сладости, радости, удивления и изумления! 2 Придет время, настанет день, наступит миг, когда закроются эти глаза и откроются очи души. Тогда мы увидим новый мир, новое бытие, новую тварь, новую жизнь, не имеющую конца. Зовется она «бесконечным бессмертием». Великая вышняя родина, нетленная, вечная, Горний Иерусалим, матерь первородных, куда вселятся искупленные души, которые омыла от скверны Кровь незлобивого Агнца! 22 Кто в силах выразить словом или описать пером радость, ликование, счастье тех спасенных и блаженных душ? Блаженны умирающие о Господе 23 , потому что их ожидает богатство Божественной благости. Блажен тот, кто приобрел светильник для горнего празднества, где богатство неотъемлемое и слава, как сказал Сам Бог: «Вы сыновья Вышнего, чада Божии, наследники Божии, сонаследники Христу» 24 . Господь прежде Своего страдания просил Небесного Отца о Своих учениках и о тех, кто благодаря им придет к вере: Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Разделы портала «Азбука веры» ( 24  голоса:  4.5 из  5) Оглавление Слава Богу за всё! Благослови душа моя Господа и не забывай всех благодеяний Его. Пс. 102:2 Радостно пойте Богу… Возьмите псалом, дайте тимпан, сладкозвучные гусли Пс. 80:2-3 Вступление 1. " Пою о Веге, о весенней звезде... " Пою о Веге, О весенней звезде, Об облачном беге, О плывущем льде. О летящих птицах, О соке берез, О счастье молиться До теплых слез. О свидании с теми, Куда нет пути, О том, что время Христу придти. 1932 I. Единому 2. " Смотреть на мир - как это много!... " Невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы. Рим. 1:20 . Смотреть на мир — как это много! Какая радость без конца! Смотреть на мир и видеть Бога, Непостижимого Отца. По вере жить — как это много! Не уклоняясь от креста, По вере жить и славить Бога, За нас распятого Христа. В молитве быть — как это много! Встречать сердечную весну. В молитве быть и слышать Бога - Святого Духа тишину. /1922 — 1931/ 3. Слово Божье Аз есмь Путь и Истина и Жизнь. Евангелие Как ни стремится наше знанье Постичь загадку мирозданья, Но ум бессилен, все равно. Не охватить нам мир бескрайний, За тайной возникает тайна, И все по-прежнему полно Непостижимостью священной. Не самочинно, а смиренно В нее проникнуть суждено, А в слове Божьем нам дано Самораскрытие Вселенной. 4. " Как поле утренней росою... " Как поле утренней росою Ты милостью покрыл меня. Я — как Израиль столп огня - Твой образ вижу пред собою. На землю, как прозревший, я Гляжу счастливыми глазами, Как вновь отверстыми ушами Внимаю гимнам бытия. Как Товий ангелом храним , Я осенен добром людским, Как Даниил во рву у львов Спасен от смерти и оков. Но что во мне? Идут года, Живу, не принося плода. О, как смоковницу меня Не иссуши к исходу дня. 1932 5. " Как Ты решаешь, так и надо... " Как Ты решаешь, так и надо. Любою болью уязви. Ты нас ведешь на свет и радость Путями скорби и любви. Сквозь невозвратные утраты, Сквозь дуновенье черных бед В тоске взмывает дух крылатый

http://azbyka.ru/fiction/slava-bogu-za-v...

Скачать epub pdf Страдание святого мученика Ермия Память 31 мая Во время гонения, воздвигнутого на христиан в царствование нечестивого императора римского Антонина 3533 , для мучения христиан был назначен императором некий вельможа, по имени Севастиан. Прибыв из Киликии в Каппадокию 3534 , он встретил в Команах 3535 некоего воина, по имени Ермия , старца, убеленного сединою, христианина, веровавшего во единого истинного Бога и проводившего жизнь добродетельную. Князь тот сказал Ермию: – Ко мне прислан указ императора римского Антонина, приказывающий всем христианам приносить жертвы богам римским; если же христиане не захотят приносить жертв, то будут преданы многим лютым мукам. Посему и ты, Ермий, принеси жертву богам: тогда ты будешь другом царя; ты будешь награжден великими почестями. Послушайся меня, в противном случае я предам мукам и душу, и тело твое. Христов подвижник Ермий отвечал на это: – Я воин небесного и бессмертного Царя Христа, Его же Царствию не будет конца; посему я не буду исполнять приказания смертного и нечестивого царя, царствование которого маловременно, в то время как царствование Господа нашего Иисуса Христа пребудет неизменным во веки; всякий, верующий в Него, наследует жизнь вечную. Вот и я верую в Него. Раньше я служил Ему тайно, но ныне служу явно; диавол не победит меня; ты же имеешь власть лишь над телом моим, и то по попущению Божию; над душою же моею никто не имеет власти, кроме одного Бога, Который подаст мне терпение и сохранит меня невредимым во веки. После того как Севастиан выслушал святого Ермия, обратившись к нему, сказал: – Принеси жертву богам, если хочешь насладиться радостями жизни этой. Но святой отвечал: – Какая может быть для меня радость, какое наслаждение и какая жизнь, если я, отступив от Создателя моего, поклонюсь бесам? Поистине, это не радость, а печаль; это не наслаждение, а горе; это не жизнь, а смерть вечная. Сказал князь: – Я вижу, что ты очень мудр. Отвечал святой: – Я мудр о Господе, Боге моем, в Которого я верую и Которому я служу со всем усердием; за Него я готов пострадать и согласен с радостью умереть.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Толкование Евангелия на каждый день года. Великая Суббота Утреня На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать. Иудеи получили, что хотели. Они увидели Христа мертвым, и они знают, что Он положен во гробе. И теперь они могут приступать к своему празднику. Но наш праздник иной. Не якоже иудеи празднуем — не в квасе злобы и лукавства, но в безквасии чистоты и истины. Ибо Христос — Пасха наша — за нас пожреся. Иудеи пришли к Пилату и сказали ему, что Христос, когда Он еще был жив, говорил, что воскреснет в третий день. Не то, чтобы иудеи допускали возможность этого, но они боятся, что ученики придут и украдут своего Учителя и скажут, что Он воскрес из мертвых. И они просят Пилата, чтобы он поставил стражу и принял какие-то меры. И Пилат говорит им: «Имате кустодию — имеете стражу, — постарайтесь сделать все, что вы можете» (Мф. 27, 65). Он как бы говорит, не зная, что говорит: «Постарайтесь, если сможете, удержать Христа во гробе». И они действительно приняли все меры. Огромный камень был привален ко гробу — «велий зело», и гроб был запечатан, и стража была поставлена ко гробу. Но они не учли одной вещи, что нет такого гроба на свете, который мог бы удержать воскресшего Христа, и нет такого Синедриона, и нет таких мудрецов во всем мире, и нет такой власти со всею изощренностью их лжи, со всем золотом мира, которым, как им кажется, они могут купить всех, даже свидетелей Воскресения. Со всеми угрозами гонений. Нет такой силы, которая могла бы удержать во гробе воскресшего Христа. Потому что смертью Своею Христос отнял силу смерти у имеющего державу смерти, то есть, у диавола. И уже мы сейчас можем слышать: «Днесь ад, стеня, вопиет». И уже сейчас Ангел возвещает об этой радости: «Зачем вы ищете Живаго с мертвыми, Его нет здесь, Он восстал». Христос сошел во ад, сокрушив врата медные, и радостный гул этой победы приближается к нам. Еще немного, и эта весть, которая сотрясет все небо и землю, придет к нам. И эта радость заполнит все. Радость, которую ни жизнь, ни смерть, никто и ничто не смогут от нас отнять, потому что жизнь вечная, воссиявшая от гроба, дана нам Богом навеки.

http://pravoslavie.ru/4179.html

Утешение Библейские утешения в скорби Бог есть Бог всякой утехи: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения ( 2Кор.1:3 ). Утешение в скорби подается Богом: Я, Я Сам Утешитель ваш; кто ты, что боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава? ( Ис.51:12 ). По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше ( 2Кор.1:5 ). Утешение в скорби обещано: Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои ( Пс.125:5–6 ). Блаженны плачущие; ибо они утешатся ( Мф.5:4 ). Блаженны плачущие ныне; ибо воссмеетесь ( Лк.6:21 ). Основания к утешению в скорби для верующих: а) кратковременность их теперешних искушений: Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу ( 2Кор.4:17 ). О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений ( 1Петр.1:6 ). Бог же всякой благодати, призвавший вас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам по кратковременном страдании вашем да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми ( 1Петр.5:10 ); б) надежда на славное воскресение: И я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим ( Пс.16:15 ). И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление ( Дан.12:2 ). Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога ( Кол.3:1 ). Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему [т. е. Христу], потому что увидим Его; как Он есть ( 1Ин.3:2 ); в) обетований вечной жизни: Мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных ( 1Тим.4:10 ); г) надежда на вечную славу и блаженство: [ибо] думаю [говорит апостол Павел], что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас ( Рим.8:18 ). И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над главою их; они найдут радость и веселие, а печаль и воздыхание удалятся ( Ис.35:10 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

18-е Св. муч. Севастиана и дружины его: свв. мучч. Никострата, Зои, Кастория, Трагквиллина, Маркеллина и Марка, Клавдия, Викторина и Симфориана, Тивуртия, Кастула Севастиан, родом Итальянец, получил хорошее образование в Медиолане и, поступив в военную службу, был замечен и отличен за многие свои достоинства и поставлен начальником придворной стражи при императоре Диоклитиане. Исповедуя христианскую веру, он, во время жестокого гонения, воздвигнутого в то время на христиан, не желая выступать произвольно на мученический подвиг, в тайне до времени хранил свою веру, пребывая вместе с тем в готовности открыто исповедать её, а в ожидании того пользовался всеми случаями, чтобы действовать в пользу своих единоверцев и утверждать колеблющихся христиан. Таким образом утвердил Севастиан в терпении до конца и двух братьев, Марка и Маркеллина, которые, хотя и выдержали многие истязания за веру во Христа, но отданные под надзор одного язычника, именем Никострата, бывшего начальником темницы, ради того, чтобы он уговорил их ценой отречения от своей веры избавиться от смертной казни, и окружённые родственниками, умолявшими их не губить себя, готовы были, наконец, уступить слёзным настояниям своих близких... В это время пришёл к ним в дом Никострата Севастиан и с горячностью стал их вразумлять своими вдохновенными речами: – О, крепкие воины Христовы, которые уже так мужественно вытерпели многие мучения за Христа, неужели ради ваших родственников вы пожертвуете вашим мученическим венцом! – обратился он к смущённым видом страдания своих близких братьев, – неужели ради пристрастий земных вы лишите себя вечной славы небесной! Будьте же мужественны! И научите вашим примером, что оружием воинов Христовых должно быть не столько железо, сколько вера Христова. Подымите же ваше славное знамя и не выдавайте его врагу! Не смущайте сокрушением плачущих о вас; разве не обратились бы в радость слезы их, если бы они знали то, что вам известно? Они думают, что нет иной жизни, кроме той, которой вы лишаетесь ради Христа... если же бы знали они, что существует другая, вечная и блаженная, то сами пожелали бы её и презрели бы временную, поняв, что не стоит она того, чтобы дорожить ею. Разве удовлетворяет она стремления человеческие? Разве не разрушает все надежды? Разве не полна суеты, лжи и горя... Разве не вводит в жестокие заблуждения? Обольщая своими призрачными благами, она ради них подымает руку брата на брата, как разбойника на беззащитного путника, допускает неправосудие, гордость, угнетение, хищение, и всё это – ради приобретения мимолётных, изменчивых, непрочных благ житейских, в конце концов во всяком случае поглощаемых смертью...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

(26). Январь 1950 г. Преп. Ефрем Сирин (IV в.). В Тебе все для нас, Господи Тебя Господи, ищем мы в молитве, потому что в Тебе заключено все. Тобою да обогатимся, потому что Ты – богатство, неизменяющееся от перемены времен. Милосердие Твое да приидет на помощь к нам! Благодать Твоя да защитит нас! Из сокровища Твоего излей на нас врачевство, исцеляющее язвы наши. Тебя должны мы искать вместо всего иного, и кроме Тебя не искать ничего, ибо кто ищет Тебя, тот все находит в Тебе. В Тебе богатство для нуждающихся, сердечная радость для скорбящих, врачевство для всех уязвленных, утешение для всех сетующих. Приими молитву нашу, Господи наш, и даруй нам Себя Самого. В Тебе да живем мы, Тобою да обладаем вместо всего иного, и тогда – все наше. Дай нам, Господи, быть Твоими. По милосердию Своему будь и Ты нашим: потому-что праведный Отец дал нам Тебя во врачевство от язв наших. Наш Ты по воле Отца Твоего; наш Ты и по Твоему изволению. С нами Ты – Эммануил! С нами Ты, яко Господь наш. Приими от нас молитвы наши, снисшедший к нам, Боже наш, приими слезы грешников и окажи милость виновным. По Своему изволению соединился Ты с нами, будь ходатаем нашей молитвы. Вознеси ее к Отцу Твоему и утверди мир в душах наших. Встань, возлюбленный, ободрись, постарайся постоянно читать божественные книги прилежно, чтобы они научили тебя тому, что нужно делать, чтобы избежать сетей вражьих и получить вечную жизнь. Чтение божественных книг освобождает ум от дурных помыслов и склоняет его думать о Боге... Прет. Сергий Четвериков († 1947 г.). Необходимо понять свое место в мире. (Из рукописи «Правда христианства») Каждому человеку необходимо понять и найти свое место в мире. Именно – в мире. Не в семье только, не в обществе, не в классе или сословии, не в партии, не в государстве, а именно в мире, в жизни вообще; т. е. иметь то или иное общее мировоззрение, которым бы определялся смысл его существования в мире, устанавливалась бы его определенная связь с миром, указывалась бы ему вечная, а не временная, не случайная цель его существования в мире. Только уяснив себе свое положение в мире, человек может жить осмысленно и разумно. Только тогда он почувствует себя удовлетворенным в самых глубоких и существенных потребностях своей человеческой природы. И в зависимости от того, как он поймет и определит свое положение в мире и свое назначение в нем, он поймет и определит и свои обязанности и свои задачи по отношению к самому себе, к своей семье, к обществу, к родине, к государству. Наше отношение к себе, к людям, и вся наша нравственная жизнь неразрывно связаны с нашим общим мировоззрением и им определяется.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

LXVII. Слово при освящении церкви в Рижской Свято-Троицкой женской общине 69 . Условия, при которых возможны развитие и процветание св. обители Ещё году не прошло, как избрано было место, на котором ныне созидается эта святая обитель; ещё девяти месяцев нет, как положено было основание сему, освящённому ныне нами, св. храму и тем жилищам, которые построены вблизи этого храма и при самом храме. Какая великая радость в нынешний день торжества освящения сего храма для тех лиц, которые заботились и заботятся о построении сей обители и которые ныне видят, хотя ещё в малых размерах, осуществление благого намерения своего – основания в сем обширном и многолюдном граде св. обители... Благодарение Господу Богу за Его великую милость и скорую помощь, явленные в сем святом деле. Он – всеблагой и благопромыслительный о спасении людей – вложил благую мысль благочестивым лицам устроить в сем граде св. обитель и растворил сердца милостью многих благотворителей на основание и благоустроение сей обители. Благодарная молитва к Господу Богу возносится уже и будет возноситься не только живущими и имеющими жить в сей обители, но и всеми лицами, радеющими о православной вере в сем крае и в сем граде, за Благочестивейшего Государя, даровавшего значительные средства на построение сей обители, а равным образом и за всех прочих благотворителей; вечная будет здесь благодарная память о тех лицах, которые прилагали и прилагаюсь свои заботы о ней!... Но настоящую обитель вместе с сим освящённым ныне храмом можно назвать ещё малым зерном, посеянным на благоплодной почве сего града, только что взошедшим и быстро поднявшимся из земли, но которому ещё надобно расти немало, чтобы дойти до цветения и приношения ожидаемых от него плодов. Но Бог богат Своей милостью к достойным оной! Верующему сердцу нашему представляется, что юная обитель сия имеешь все задатки и залоги к тому, чтобы ей расти в обширное благосенолиственное дерево, для той цели, чтобы в этом граде и стране многие и многие находили в ней пристанище необуреваемое, душевный покой, отраду и утешение среди многоразличных житейских треволнений.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Закрыть itemscope itemtype="" > Из книги «Королевский гамбит» К 57-летию автора 27.01.2021 848 Время на чтение 13 минут 28 января исполняется 57 лет нашему давнему автору, другу редакции поэту В.Н.Новоскольцеву. Сердечно поздравляем Валерия Николаевича, желаем творческого вдохновения, душевного благоденствия, доброго здравия. Многая лета! Публикуем в этот день стихи из книги «Королевский гамбит». Памяти дорогого учителя Виктора Сосноры Копья поют на Дунае... Над Путив лем Солнце-радость велико, а светит слабо. На валу, ограде града, плачет лада Ярославна... Виктор Соснора — ЗАЧЕМ ТЕБЕ, ДЕВОЧКА, ЭТА ВОЙНА?.. 14.03.2011 г. Зачем тебе, девочка, эта война, Где каждое слово – патрон? Уже на коленях больная страна, И снайпер считает ворон. Уже зачитали стране приговор, Согнали на площадь толпу, И лицам немым улыбается вор, Клеймо открывая на лбу. Остаться в живых – значит, маской лица На зрелище смерти смотреть. Тебе повезло быть в начале конца. Так жизнь продлевают на треть. И строем не надо ходить в никуда, И рынок открыт в выходной, А ночью твоя голубая звезда Взойдёт над убитой страной. И голос твой выстрелит спящим в лицо, Сметая сновидящий тлен, И вечная совесть продажных певцов Взорвётся в последнем котле. Я В БЕЛГРАДСКОМ АЭРОПОРТУ Le Roi, 1999 г. Я – в белградском аэропорту С Маленьким Чернобылем во рту. День вчерашний – Господи, прости! Похмели и в небо отпусти. Я засну тогда в Твоих руках. Может быть, проснусь на облаках, И начну всё заново – с Тобой. Научусь смотреть на мир земной, Не болея им по пустякам... Господи! Ударим по рукам! Или – если хочешь! – по щеке. Мой билет давно в Твоей руке. И давно небесный Твой контроль Виртуальный проскочил король. МАРОККО Февраль. Налить чернил и выпить! Мир – разноцветие страниц. Иосиф, сосланный в Египет, Не знал закрытости границ. Аэропорта арабески. Мы – на краю чужой земли. Сидят японцы по-турецки, Арабы пьют «Сиди Али». За фантастическим фонтаном Идёт таможенный контроль. На прилетевших к океану С небес глядит Хусейн Второй.

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/27/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Красота спасет мир?» На конкурс «Встанем всем миром против " Матильды " » 13.09.2017 900 Время на чтение 7 минут Всем известно выражение Достоевского " Красота спасет мир " , ставшее афоризмом. В православном мировоззрении это было когда-то аксиомой, а не афоризмом, и Достоевскому не надо было объяснять современникам, что это значит. Понять это выражение можно только с христианской точки зрения. Но современный человек не мыслит божественными категориями, поэтому ему непонятны ни Красота, спасающая мир, ни прямая связь Божественной Красоты с вечной Жизнью, т.е. с Самим Богом. Бог сотворил мир для человека. Мир был совершенен для условий проживания в нем, именно поэтому он был прекрасен и идеален. Также прекрасен, как Рай, как Первый Адам и Первая Ева. И не было в Раю никакого зла, ведь Зло разрушает и ведет к смерти, Зло несовместимо с Самим Создателем, а поэтому Зла не может быть рядом с Ним - с Самим Добром. Абсолютное Добро, как полное отсутствие Зла и приближение к Первозданному Образу - это залог жизни на Земле. Жизнь православного христианина - это постоянное движение к Идеалу, к Абсолютному Совершенству в Лице Иисуса Христа. Красота душевная и духовная облагораживает человека и непременно ложится печатью на всем его внешнем облике. Поэтому красивы духовные старцы особой красотой гаснущей, но тлеющей внутренним огнем природы. Глаза духовных старцев - это неугасимая вечность и тихая мудрость. Святые старцы просветляются в конце жизни. Очевидцы рассказывают, что лицо батюшки Серафима Саровского светилось неземным светом, когда он молился. Когда Адам отпал от Создателя, то потерял совершенство. Потомки Адама потеряли и первозданную красоту. Мы все без исключения рождаемся с наследственными грехами и болезнями. Первозданная природа разрушена человеком, нас преследует старость и непременная смерть. Поэтому любой человек всегда тоскует о " неземном " - о Красоте первозданного мира, где нет ни забот, ни печали, а есть только тихая Радость, Любовь, Красота и вечная Жизнь. И у атеистов есть это странное томление, которое говорит им, что где-то должно быть совершенство, что Человек - это не просто атом во вселенной. И человек ищет Бога всю свою сознательную жизнь, перерывая горы научных трактатов и фантастических историй. И он ищет неведомое среди дремучего язычества и древних мифологий, среди чужих, загадочных культур и цивилизаций, среди чужих учений и теорий, среди космических пространств и " четвертых измерений " ... Ищет и ищет, а под носом у себя не видит.

http://ruskline.ru/analitika/2017/09/14/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010