Пасхе предшествует глубокая скорбь страстной Пятницы; воспоминание о всем грехе, трагедии, несправедливости и предательстве мира, которые легли на плечи Безгрешного. Рождество же видится чем-то незамутненно-радостным - что может быть радостнее рождения Младенца? Мы радуемся снегу, елке, вертепу, рождественским песнопениям. И, кажется, эта детская радость выглядит чем-то странным в мире, полном боли и скорби. Перед самым Новым Годом десятки случайных и невинных людей были убиты в теракте; недавно один священник лишился своих детей в пожаре. Мы вновь и вновь слышим о страшных человеческих трагедиях, так, что если бы мы хотя бы минуту оплакивали каждое такое известие, мы бы плакали не переставая. Может быть, это было бы и мудро - подлинная глубина жизни открывается нам, когда мы признаем, что жизнь глубоко трагична. Можно ли радоваться в этом мире? Уместно ли это? После теракта были слышны голоса, призывавшие отменить новогодние развлечения. В самом деле, до веселья ли, когда многие семьи хоронят своих родных, а на больничных койках стонут раненные? Но ведь и без всяких терактов смерть пожинает свою жатву, а боль и страдание без спроса входят во множество жизней. Уместно ли нам веселиться? Наверное, есть виды веселья, про которые мы должны сказать - нет, неуместно. Неуместно разнузданно хохотать и пошло шутить. Но есть подлинная, глубокая радость, которая приходит именно в этот темный и скорбный мир - и вся его темнота и скорбь не может ее поглотить. В повествовании о Рождестве мы видим картину, на самом деле, далекую от идиллии. Матерь Господа и Иосиф должны совершить путешествие по приказу мирской власти, чтобы принять участие в переписи. Им не находится места в гостинице. Господь рождается в хлеву. Проходит немного времени, и Его уже преследуют, чтобы убить - и Марии и Иосифу приходится становиться беженцами, ночью, все бросив, отправляться в Египет, чтобы избежать смерти от рук солдат Ирода. На страницы Евангелия ложится отсвет страшной трагедии - " Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. (Матф.2:18) " . Ирод истребляет младенцев, в надежде убить среди них Того, кого он страшится.

http://pravoslavie.ru/67370.html

Как вы думаете: кого больше всего на свете любит Отец небесный? Богач скажет: „меня любит Отец небесный, потому, что меня наградил богатством“. Иной и поверит этому, зная, что и всякий отец дает подарки более любимому сыну. А бедняк, пожалуй, себе скажет: „меня любит Отец небесный, больше нежели богача, ибо за земную бедность обещает наградить небесным богатством“. И сие не всегда сбывается; ибо многие бедняки от бедности предаются грехам; а грешный богач ли, или бедняк равно ненавистны Богу. Кого же Отец небесный более всего любит? Сына Своего единородного, о котором с неба сказал на реке Иордане и на горе Фаворе: „сей есть Сын Мой возлюбленный, к которому питаю всю Мою любовь“ ( Мф.3:17 ). И потому видно, что Он Его любит, что Он Ему покорил под ноги все небесное, земное и преисподнее – ангелов и святых, человеков и бесов. Кого же любит больше всего Отец небесный после Сына? Мир любит; ибо написано в Евангелии: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал есть, и проч. 84 . Кого из мирян более всего любит? Того, которому большие в жизни посылает страдания и муки, так что большими или меньшими страданиями измеряется большая или меньшая Его любовь; странный закон любви, но такой он и есть;. и земной отец – того сына, которому больше желает добра, усерднее наказывает: любяй сына не щадит жезла 85 . Кто в мире больше всех страдал? Господь наш Иисус Христос, и нам оставил пример, дабы мы в страданиях имели терпение, почерпали мужество, радовались в страданиях и не сомневались чрез страдания получить вечную награду. Почему же мы не имеем терпения такого переносить страдания, какое имели терпение великомученики и мученики? Потому, что у нас оскудела вера; да едва ли она и есть в нас; ибо те только христиане – Христовы, которые распинают себя со страстьми и похотьми, которые умерли греху, которые облеклись во Христа, которые живут во Христе и со Христом, которые терпят всякие страдания, поношения и уничижения; чтобы потом спрославиться со Христом. Христианин должен мертвенность Христа носить в своем теле, так, чтоб страсти не действовали в его теле и душе; а это требует большого воздержания в пище и питии. Страданиями только делаются святые, страданиями только можно стяжать любовь Божию. Так как мы грехами нашими чрезвычайно оскорбили Господа, – то постараемся страданиями опять стяжать любовь Божию. Перестань грешить – и начнутся страдания; ибо тогда и страсти и люди восстанут на тебя. Первый признак благочестия есть страдание, – начни жить только благочестиво, перестань пить, развратничать, гневаться, завидовать, осуждать – сам увидишь: какая буря поднимется против тебя. А если ты не страдал – поверь, что в грехе пребываешь. Лучше пусть наказывает меня Бог, нежели люди; лучше мне при жизни страдать, нежели после смерти. Что за радость? Что за скорби – кратковременные? Радость вечная или скорби вечные и страдания нескончаемые, – об них стоит подумать. Жизнь скоро пробежит, а жизни будущей не будет конца. Господи! вразуми нас. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

XIX. Всякая вещь говорит человеку: «не люби меня, – уйду от тебя» 115 Нет постоянства в этом постоянно изменяющемся мире; и нет в нем ничего такого, что было бы достойно привязанности души человеческой. Сердце человеческое не раз уже оказывалось обманутым, когда, прилепившись к казавшемуся бесценному сокровищу, затем убеждалось, что настоящая ценность ему – не больше, чем осколкам разбитого стекла. В результате – несбывшееся желание, угасшая мечта, разрушенная разочарованием связь. А казалось, желание сердца было столь благородно, мечта была вполне законна и радость души была так близка! И вот тогда, чтоб впредь не обманываться, не разочаровываться, не сожалеть, решаешь сказать «нет» всем мирским привязанностям, желаниям, мечтам. Сердце человеческое не может быть пусто. Оно, помимо нашей воли, наполняется привязанностями, от которых мы никак не защитим себя. А раз есть привязанность, есть всегдашняя мука, ею доставляемая. И когда Бог видит, что между душой, которая, по складу своему, способна на безграничную, благодарную и верную любовь к Нему, а между человеком и Божеством стоят преградой иные привязанности, земные вкусы и суетные развлечения, – Бог разбивает все то, что любил человек и что удаляло его от Бога, и тогда душа невольно схватывается за Господа и в единении с Ним находит более высшее и более совершенное счастье, нежели то, какое давала ей раньше земля и за которое она так жадно цеплялась. Вот наступает пора вступления в брак... Счастье так велико, что исключает всякую мысль о всех других людях. Тогда забывают родителей, друзей, даже собственные дела. Где уж тут навещать больных и заботиться о развитии в себе добродетели?! Тут сильная опасность застыть в этом благополучии. А ведь надо идти вперед. Надо освободиться не от любви, но от неги любви. Вот почему, когда мы думаем остановиться здесь, когда мы забываемся в счастье, Господь дает знак – и пламя страданий разгорается под нашими ногами, чтобы заставить нас двигаться вперед. Мирские радости представляются удовольствием лишь близоруким людям. Кратковременность этих удовольствий, горе, испытываемое при их утрате, вечная боязнь потерять их и другие последствия сводят на нет все радости жизни и превращают их в подлинные источники страха и скорби. «К чему не привяжешься, кроме Бога, все то язвит и стесняет сердце; к Нему одному полная привязанность живительна» 116 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Геенна На что ни посмотришь, к чему ни обратишь ум свой, – все это показывает любовь Божию к нам и благодеяние. Сама геенна, объявленная нам от Него, благодетельствует нам, так как устрашает нас. Будем каяться и плакать перед Господом, сотворившим нас, чтобы помиловал нас и избавил от нее. Когда находишься в бане и чувствуешь, как горит и жжет твое тело, или находишься в горячке, или в лихорадке, или иной какой тяжкой болезни, вспомни о вечной муке, вспомни, как осужденные в огне гееннском и душою, и телом будут страдать во веки веков. Червь их не умирает и огонь не угасает ( Мк. 9, 44 ). Там будет плач и скрежет зубов ( Мф. 25, 30 ). Вспоминай это зло и да не впадешь в него. Снисходи ныне умом во ад и да не сойдешь потом душою и телом. Память геенны не допустит впасть в геенну. Грех всякий к бедствию тому приводит: берегись всякого греха, да не ввергнет тебя в то бедствие. Там люди каются, но поздно; там люди воздыхают, но поздно; там люди плачут, но поздно. Христианин! Богу слава, ты еще не погиб, ты еще на земле живешь, ты еще на это место мучения не пришел, еще благодатью Божией можешь спастись и зла и бедствия этого избежать. Кайся ныне, пока покаяние полезно; воздыхай и плачь, да не придешь к этому воздыханию и плачу; молись и стучи в двери милосердия Божия, да и тебе откроются те, которые всем истинно кающимся отворяются. Поверь несомненно и твердо, что будет вечная мука грешникам, не кающимся истинно и не имеющим сердечной во Христа веры. Утвердись в том, и когда видишь огонь в печи, смотри умным оком на вечный огонь геенны и тогда все новое в сердце твоем почувствуешь. Тогда истинное покаяние, воздыхание и молитва внутри тебя зародится. Тогда не много будешь говорить, но всегда внимать себе, и перед Богом часто припадать со смирением, и воздыхать, и из глубины сердца говорить: «Господи помилуй, Господи пощади, Господи избави, имени Твоего ради!» Тогда все утешение и радость и сладость мирская от сердца твоего исчезнет, от всякого греха, который ведет к бедствию тому, как смертоносного яда, уклоняться будешь. Поверь, истину тебе говорю: то на уме у тебя будет, о том и старание и попечение будет, как бы от того бедствия избавиться, от которого один только Христос нас избавляет, но избавляет слушающих Его и повинующихся Ему, а не противящихся Ему. От временной печали, скорби, болезни, темницы, мучения, ссылки и прочего бедствия стараешься убегать – от вечного ли и бесконечного бедствия не будешь стараться убегать? Все временное ничто против вечного, потому что временное легко и кончится, а вечное тяжко и не кончится.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Кто не познает из содержания сей молитвы Божественного Учителя, открывшего такой образ моления? Оставя все прочее, одно единство в порядке мыслей явно показывает совершенство сей молитвы. Ибо чего усерднее могут желать дети, как не чести и доброго имени Отцу своему, потом благополучия царству Его, далее благоугождения и покорности воле Его? За сим всего свойственнее младенцам просить у Отца хлеба. Сие моление столько раз повторяют они, сколько раз чувствуют алчбу. Ибо тогда молят они Его гласом умиленным, слезами и воплем преклоняют, дабы Он преломил и подал им хлеба. А потому, Отец небесный! и я сын Твой, хотя по летам и взрослый, но по добрым делам еще малый отрок, гладный и жаждущий, терпящий множество нужд, с таким же дерзновением и надеждою, как и младенца у отцов своих, прошу у Тебя хлеба, то есть потребного для жизни моей довольства. Но поскольку во мне два естества: плотское и духовное; то я прошу для обоих: для плотского, хлеба земного, для духовного – небесного, Ангельского. Ибо Ангелы, будучи естества духовного, не иною живут пищею, как Самим Тобою; ибо Ты пища духовных существ. А потому и я, Отец небесный! доселе находясь в Египте, среди мирских сластей, отселе презирая всякую скотскую пищу, к Тебе воздыхаю, у Тебя прошу хлеба Ангельского, сходящего с небес; его хощу, о сем гладный усердно воздыхаю. О любовь непостижимая! о милосердие неслыханное! Боже Богов и Господи господей! воздаяние Святых! Ангелов Радость! Слово Отчее, вечная Премудрость, Свет мира; Солнце неба, Создатель всяческих! Ты явился укреплением путешествующих странникам на земли, благоволил соделаться хлебом для человека, и чего более желать? чего еще достойнейшего искать? Удалитесь от меня, рожцы свиней, удалитесь, сладости мира, пища скотов, а не человеков: мне уготована пища иная! Царь ввел меня в вертоград, исполненный благовонных ароматов, истинный Мельхиседек вынес мне хлеб и вино, хлеб, укрепляющий Царей, вино, охраняющее девство, пищу многоценную, благоприятную и спасительную! Хотя я всегда не смею приступать к сей пище, предложенной мне в Св. Тайнах; однакоже духовно всегда вкушать и принимать должен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

НЕБО Небо есть истинное отечество наше вечное, святое, безопасное от всяких врагов, от всякого разрушительного действия стихий, которые сами, «разгоревшись, разрушатся» ( 2Пет. 3:10 ); не приблизится к нему никакой неприятель; не истребит его огонь, как часто бывает это с земными нашими селениями; не потопит вода; не подвержено оно разрушению, как все на земле, но безконечные веки стоит непоколебимо. Нет там бедных и богатых, потому что не будет там и снедаемых жадностью к богатству; нет болезни, печали, воздыханий, но вечное благосостояние, вечная радость (8). «Никто не восходил на небо, – говорит Господь, – как только сшедший с небес Сын Человеческий, то есть Иисус Христос, сущий на небесах» ( Ин. 3:13 ). Никто из человеков не восходил на небо, потому что грех не допускал никого взойти на пречистое, пресветлое, праведное небо, на котором престол Господа Бога Вседержителя, а за грех еще не была принесена с начала мира до пришествия на землю Сына Божия крестная жертва для искупления мира от греха, для примирения людей с Богом, прогневанным беззакониями, для очищения и освящения верующих в Него и для отверстия праведным судом Божиим заключенного грехами человеческими неба. Небо было недоступно никому из людей. Оно сделалось доступным для праведников и покаявшихся грешников только со времени крестной смерти за нас, за наши грехи Сына Божия. Об этом сказал Сам Господь: «отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» ( Ин. 1:51 ). Эта тайна, эта радостная весть, что небо теперь для нас отверсто, ежедневно нам возвещается открытием Царских врат на великой вечерне и на всенощной, и особенно на литургии – при открытии Царских врат на малом и великом входе и при выносе Святых Даров для причащения. Итак, никто не восходил на небо до крестной смерти Сына Божия, а со времени Его смерти и воскресения небо стало отверстым для всех верующих и в него невозбранно входят по смерти все оправданные пречистой Кровью и благодатью Сына Божия. Итак, еще скажу: Небесное Царство отверсто, рай опять отверст, старайтесь войти в него верой, покаянием, добродетелью. Теперь не стоит у дверей рая Херувим с пламенным мечом, возбраняя вход в него. И сколько вошло в рай людей со времени смерти и воскресения Сына Божия доселе! Бесчисленное множество. И мы по примеру их туда же пойдем. А необходимо, надобно идти, пробиваться всеми силами: если не пойдем, то в ад попадем, никуда больше. Идите, идите спешно, бодро, твердо, не озираясь назад. «Дни лукавы» ( Еф. 5:16 ), да и кратки (сегодня жив, а завтра, пожалуй, и в большой угол положат на стол). И ныне действительно всякий желающий спасения может быть спасен через Сына Божия, а если теперь, во время земной жизни, при таком изобилии благодати, при таких верных и всесильных средствах ко спасению человек вознерадит о спасении и будет жить нераскаянно и бесстрашно, то по смерти и на Страшном Суде Христовом ему будет суд без милости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте. Уже где-то с месяц вижу один и тот же сон. В 5 лет у меня умерла мама. А теперь она мне снится каждую ночь уговаривает убить себя. Очень ласково. Говорит что здесь мне плохо (это так). А она хочет быть со мной. И в последнее время у меня вдруг появляется рак головного мозга, врачи мне дают года 2, так, как химия мне не помогает. Вдруг в мозге начала скапливаться вода. Что доставляет мне безумную боль. Операция по выкачке воды все время переноситься из-за короны. В последнее время у меня кружится голова и неведомой силой бросает под едующие машины и автобусы. Вчера чуть из-за этого не упал на рельсы метро. Меня буквально в последний момент схватил мужчина. Что это? Что мне делать? Похожие вопросы 4 Ответа Артем, сочувствую в таких сложностях. Нет гарантий в том, что всё изменится в телесном состоянии. Но есть гарантии приобретения мира и радости в душе. Постарайтесь примириться с Богом, покаяться в своих ошибках, простить окружающих. Обратитесь в православному батюшке, попросите его помощи и консультаций, постарайтесь выслушать его с вниманием и следовать его рекомендациям. Уверен, что внимательное отношение к обнаруженным с его помощью проблемам облегчит нестроения. Господь да укрепит Вас. Могу сказать одно: во сне с Вами общается никакая не мама. Это враг рода человеческого, бес, под видом “мамы” пытается заставить Вас совершить смертный грех — самоубийство. После которого Вы, чья жизнь в этом мире очень скорбна, в ином мире с гарантией попадете в ад, на вечное мучение. Такое, по сравнению с которым Ваши нынешние скорби покажутся просто мелочью. Средство против таких атак одно — обратиться за помощью к Богу. Надо молиться, ходить на богослужения в православный храм, и главное — участвовать в Таинствах Церкви. Тогда Вы, после скорбной, но скоротечной земной жизни, попадете в Царство Небесное, где царят вечные радость и счастье. И возможно, встретите там Вашу подлинную маму. В конце этого лета от рака умер один знакомый, Александр. За пару недель до смерти я видел его в храме. Он болел уже несколько лет и знал, что доживает последние дни. И он был необыкновенно бодр и просветлен. Так умирают те, с кем Бог. А впереди их ждет вечная жизнь, полная радости и Любви.

http://azbyka.ru/vopros/v-5-let-u-menya-...

Толкование Евангелия на каждый день года. Вторник 2-й седмицы по Пасхе Ин., 10-е зач., 3: 16–21 Сказал Господь: ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны. Любовь Божия – в предании Своего Сына за мир. Нам открывается великая евангельская тайна: так возлюбил Бог мир что отдал Сына Своего Единородного. Иисус Христос – единый и единственный Сын Божий. Теперь, когда Бог отдал Своего Сына за нас, мы знаем, что Он любит нас. Чтобы искупить и спасти человека, угодно было Богу отдать Сына Своего Единородного. Он отдал Его – на страдание и смерть за нас. Его враги не могли бы взять Его, если бы Отец Небесный не предал Его им. В этом явилась любовь Божия к миру. Так возлюбил Бог мир, так подлинно, так безмерно. Будем видеть это и изумляться тому, что величайший Бог так возлюбил ничего сам по себе не значащий мир, что святейший Бог так возлюбил лежащий во зле мир. Иудеи гордились тем, что Мессия будет послан только ради их народа. Но Христос говорит им, что Он пришел с любовью ко всему миру – к язычникам и иудеям. Он предлагает жизнь и спасение всем. Так возлюбил Бог мир, что послал Сына Своего в него с этим невероятным предложением, что всякий верующий в Него не погибнет. Вот самое главное призвание человека – веровать в Иисуса Христа. И самое великое благодеяние, какое только может быть: верующий в Него не погибнет. Бог освобождает нас от наших грехов. Мы не умрем. Прощение куплено для нас Его кровью. Верующим в Него принадлежит радость небес – жизнь вечная. Он пришел в мир не судить мир, но спасти. Хотя мир был исполнен греха, Господь не начал с суда осуждения, но поставил его перед судом престола благодати. Бог во Христе примирил мир с Собою и спас его.

http://pravoslavie.ru/3177.html

Христиане! Видите, где престол Божий – не на земле, а на небе. На земле поставил престол свой сатана, что усматриваешь из откровения 39 . Значит, когда Господь явился на земле, родившись от пречистой Девы Марии, то хотя родился во граде Давидове, но это было уже не царство Давида царя, а было уже царство сатаны. Удивительно ли, что Он в наследственном Своем царстве явился тайно, сокровенно, тихо, родился в пещере? Удивительно ли, что хотя Он явился к своим Иудеям, но и они Его не узнали и не приняли? Известно, что на небе от Его престола исходят громы и молнии и гласы 40 ; да притом престол Его окружен силами небесными, тмами тем предстоящих Ему ангелов, Херувимов и Серафимов. Если бы Он явился по крайности так, как являлся на вершинах горы Синая или Хорива, которые покрывали облака, тучи, громы и молнии; то народы обратили бы на Него свое внимание; а явившись в пещере, родившись среди глубокой ночи, – кто мог явиться к Нему из людей? Правда, Ангелы возвестили о Его рождении славословием, но это славословие слышали одни пастыри. Звезда привела к пещере волхвов, но ее видели одни волхвы. И пришел Господь на землю, как странник, как скоротечный путник, убежал скоро в Египет, жил в Назарете, как простой человек. Но это только до времени, пока вступил Господь на общественное служение до тридцати лет. Посмотрите, какое зрелище открывается на Иордане реке: и Отец небесный, и Сын, и Дух святый – вся пресвятая Троица является для засвидетельствования о том, что Сын Божий пришел на землю для спасения грешников от вечной погибели для того, чтобы вырвать людей из рук диавола и перенести на небо – в Свое царство, которому не будет конца. «Покайтесь», – сказал Господь народам, – покайтесь, ибо приблизилось к вам Царствие Небесное». Слова сии, сказанные и Иоанном крестителем, повторяются и теперь на земле, среди людей и земных царств. Кто услышит голос сей, кто почувствует тяжесть своего рабства и служения диаволу, захочет сделаться чадом Божиим, пожелает царствовать не на земле, но на небе, тому Господь поможет и даст средства победить грех, освободиться от власти диавола; а кто не захочет, тот погибнет. Без сомнения, на небе, в царстве Бога далеко лучше жить, нежели в царстве диавола. Дух святый говорит, что там отрет Бог всякую слезу с очей наших, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет 41 . А в царстве диавола что доброго? Только смерть и грех наполняют это царство. А где смерть и грех, там нет добра, там одни скорби, печали, ужасы и страхи царствуют. В царстве же Божием благодать царствует: свет, жизнь, вечная радость, вечное блаженство. Блажен тот человек, который услышит голос Божий, отверзет двери сердца своего, обратится к Богу всей любовью своей, всем сердцем своим, – тот по смерти вечно царствовать будет на престоле с Иисусом Христом и вечной насладится радостью и блаженством.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Радость Радость есть действие БЛАГОДАТИ. Радость истинная в Боге. Радость, так как Бог – Отец. Радость совершенная в жизни будущей. Радость христианская есть предвкушение радости вечной. Радость увеличивается от ожидания будущего блаженства. Радость христианская без любви не бывает. Радость и любовь неотделимы. Радость временная и вечная. Радость бывает мирской и духовной. Радость истинная от Боголюбия, ложная от САМОЛЮБИЯ. К чему сердце прилепилось, тот о том и радуется. Радость о материальных благах есть радость ложная. Ни любить, ни радоваться о временном не должно О временных благах радоваться как о благодеяниях Божиих, и радость возводить к Богу. СКОРБИ внешние не являются препятствием радости истинной. Радость познается из последующей печали. Радоваться и в благополучии и в несчастии. Кто радуется в благополучии, а в неблагополучии скорбит, то эта радость не о Боге, но о благополучии. Радоваться в благополучии, но РОПТАТЬ в СКОРБЯХ есть ЛИЦЕМЕРИЕ (8, с.783–788). Радость на небе – вечная (32). Какому человеку радостно в любых ситуациях Смирение, самоосуждение и кротость да будут нашими друзьями. Именно такому человеку бывает весьма радостно в любых ситуациях. Для него все греховное и порочное кажется несносным, и поэтому душа его ищет и страдает по небу. Жилище блаженное – там. Здесь же – слезы и воздыхания. Но и они не должны приводить душу в уныние, но в радостное состояние, чающее отрады в вечности со Христом (3, с.94). Церковь учит, что истинная полнота и радость жизни заключается в благодатном союзе с Богом и постоянном общении с Ним (32). Каждый подвиг благочестия проливает в наше сердце неизъяснимое утешение. Каждая победа над страстью сопровождается благодатным миром в душе и приносит радость нашему духу, с которой не могут сравняться все радости мира. За каждым делом любви и милосердия христианского следует услаж­дение сердца от Духа Святого, о котором не может иметь понятия человек, преданный плотским удовольствиям (Там же). Каждому человеку дан от Бога свой крест, и его нужно нести с терпением до самой Голгофы. Такие крестоносцы бывают угодны Богу, и Он им посылает радость духовную во все дни их крестоношения (3, с.98).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010