Во времена апостолов евхаристия также, по примеру Христа, оставалась вечерей, хотя, конечно, апостолы не повторяли для нее ритуала именно пасхальной вечери, а довольствовались, вероятно, более простыми формами – субботней или даже обычной вечери. Два намека на нее, быть может, дают уже Деяния апостолов. После первого большого обращения в день Пятидесятницы новые христиане, сказано, постоянно пребывали в учении апостолов, в общении (κοινωνι) и преломлении хлеба и в молитвах ( Деян.2:42 ); хотя κοινωνα еще не обозначает обязательного причащения. В Деяниях (20:7–12) сообщается о преломлении хлеба нечто более определенное. В первый день недели (т.е. в воскресенье, ср. 1Кор.16:2 ), когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. При этом произошел случай с юношей Евтихом, после которого Павел «взошед же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел». Вероятно, это была евхаристическая вечеря, так как она происходила в воскресный день, на нее собралась вся община, но она не состояла из одной только евхаристии, и именно – из вечери, за которой была совершена евхаристия. Подробнее описывает такую вечерю сам ап. Павел во 2-й главе первого послания к Коринфянам. Как известно, он там касается беспорядков и злоупотреблений, происходивших у коринфских христиан на евхаристических вечерях. Прежде всего, такая вечеря, по сообщению ап. Павла, нечто единое целое – «вечеря Господня» – δπνον Κυρικν. Припасы для вечери приносили христиане. Порядок ее, вероятно, был такой: начиналась вечеря вкушением обычной пищи, а в конце ее совершалась евхаристия. Отмечаем, что ап. Павел называет евхаристическую чашу. «Чаша благословения» (ποτριον της ελογιας) – это специфическое название последней чаши за еврейский вечерей (kusberachot), где читается благодарение (berachot – εχαριστα, ελογα) за пищу. И в следующей главе ап. Павел сообщает, что Христос взял чашу после вечери (ст. 25). Отмечено было, что ев. Лука упоминает об особой чаше в начале Тайной Вечери; к ней он даже относит слова, какие, по Мк. и Мф., Христос сказал за евхаристической чашей: «Приимите ее и разделите между собою; Ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не приидет Царствие Божие» (22:17–18). С таким ритуалом евхаристия оставалась приблизительно до половины II века.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Во времена апостольские действующей силой в Крещении признавался Святой Дух. " Все мы крестились Одним Духом в одно Тело ... " (1Кор. 12:13). " Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха ... " (Деян. 8:39). Доксологическая формула дана нам уже ясно во 2Кор. 13:13: " Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа … " , — и эта же формула вошла почти во все анафоры. Апокалиптическое видение 4-х животных, взывающих: " Свят, Свят, Свят " (Апок. 4:8) в связи с видением пророка Исайи (6:13) также очень рано входит в состав евхаристической молитвы Дополняя эти данные новозаветных книг более поздними свидетельствами святого Иустина Философа, святого Иринея Лионского, святого Игнатия Богоносца и Апостольского Символа, Фрир приходит к выводу чрезвычайно ценному, а именно, что древнейшая анафора была тринитарной молитвой. Более подробно об этом будет сказано при рассмотрении свидетельств Иустина Философа в связи с древнейшей эпиклезой. Пока что считаю нужным сказать, что историко-литургическое исследование этого вопроса должно вестись именно так, параллельно с изучением развития тринитарной доктрины и тринитарных формул. Евхаристический канон есть раскрытое литургическое истолкование догмата о Святой Троице, творении, искуплении и освящении. Все доступные нашему изучению памятники подтверждают это. Во времена более древние надо искать тот же подход. В литургике, как в живой и жизненной философии Православия, догматика находит свое раскрытие и молитвенное переживание. Если бы когда-то верили по-другому, то и молитвенное толкование этой веры было бы иным. Нужно искать то, что скрыто и еще не выявлено, или же предположить изменение догматического сознания, эволюцию или, может быть, даже революцию в догматах. Карабинов «Евхаристическая молитва». СПб, 1908, стр 12. Далее, вы собираетесь, так что это не значит вкушать вечерю Господню. Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

Выступление русского православного духовного руководителя Содружества св. мч. Албания и преп. Сергия иеромонаха Антония на собрании, посвященном христианскому единству, 19 января 1950 г. в Какстон Холл, Вестминстер. Перевод с английского Перепечатка с разрешения издателей из “Соборного вестника” за янв. 1992, 246.  ПРОПОВЕДЬ ПО СЛУЧАЮ ОТКРЫТИЯ ЗАСЕДАНИЙ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА ВСЕМИРНОГО СОВЕТА ЦЕРКВЕЙ (Берлин, август 1974 г.) В одной из древних литургий ранней, неразделенной еще Церкви Вечеря Господня предваряется следующими словами: “Свят еси и Пресвят, и великолепна слава Твоя; Ты, Который мир Твой так возлюбил, что Сына Твоего Единородного дал, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную; Который пришел, и исполнил все, что было написано, и в ночь, когда был предан, или, скорее, Сам Себя отдал за жизнь мира, взял хлеб в святые Свои и пречистые и непорочные руки, благодарил и благословил, освятил, преломил и дал святым Своим ученикам, сказав: Примите, ядите, сие есть Тело Мое, за вы ломимое во оставление грехов. Также и чашу, по вечере, сказав: Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание, ибо каждый раз, как едите Хлеб сей и Чашу сию пиете, Мою смерть возвещаете, Мое воскресение исповедаете”. И сейчас мы собрались на Вечерю Господню, в послушание заповеди Христа, для того, чтобы исполнить Его волю в воспоминание о Нем. Он стал человеком по любви к Нам; Он жил среди нас; Он вкусил гефсиманское борение и вышел из него победителем; прошел через оставленность на Кресте, понес смерть презренного преступника, сошел в царство смерти для того, чтобы спасти нас; и радость Его — в спасении каждого грешника. И этот путь Господь заповедал Своим ученикам, а через них — каждому из нас. И однако, мы стоим здесь, разделенные именно в минуту самой глубокой и близкой встречи с Господом, разделенные грехом, но также и верностью нашим различным традициям; мы не можем попросту отказаться от этих традиций, не утратив при этом какой-то целостности.

http://pravmir.ru/o-edinenii-xristian/

Говорит апостол Петр: «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Пет. 4:15-16).    Поклоняясь Кресту Господню будем стараться иметь те же чувства.    В Его великом Царстве, будем вечно славословить Его и наслаждаться ни с чем не сравнимой Его красотой и добротой, ибо Он есть Царь Славы и Господь всего мира. Аминь. Страстная седмица (Благовещение совпадает с Входом Господним в Иерусалим)    Благовещение есть радостная весть о воплощении Сына Божия, Его сошествии на землю для спасения мира. Дух Святый сошел тогда на Пречистую Деву, и Она зачала Господа. То было начало Нового Завета, начало спасения рода человеческого, пришествие на землю Сына Божия. А торжественный Вход Господень в Иерусалим — начало Его страданий. При радостных восклицаниях народа шествовал Христос на смерть, на которую предал Его народ, так восторженно Его встретивший. И Церковь Православная тем днем начинает, как бы следуя за Ним, ежедневно вспоминать события последующих дней. Вот в Великий Понедельник Господь на горе Елеонской, предварительно Своим словом иссушивший смоковницу, открывает Своим ученикам будущее Иерусалима, обличает фарисеев и книжников за лишь внешнее исполнение предписаний Закона Моисеева. Продолжая поучения Свои, Господь сначала в притчах, а затем и ясно изображает кончину мира и Страшный Суд. В среду в доме Симона прокаженного женщина возливает миро на Его ноги, а Иуда обещает архиереям предать Учителя. В Великий четверг совершает Господь Тайную Вечерю и литургия того дня особенно ярко напоминает о том, что, причащаясь Святых Тайн с благоговением, мы с апостолами вкушаем Тела и Крови Христовых, а причащающиеся недостойно уподобляются Иуде. Но каждый пусть стремится причаститься, искренно каясь в грехах своих, и получить милость от Господа. За Тайною Вечерею следует Христова молитва в Гефсимании, Христа схватывают и отводят к первосвященникам, где ночью совершается над Ним суд, а утром отводят Его к Пилату.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Господь сжалился над угнетенными израильтянами и потребовал от фараона отпустить их хотя на короткое время в пустыню для совершения служения Господу. Фараон не слушался. Господь послал на Египет десять чудесных казней и последней из них – избиением через ангела-губителя в одну ночь египетских первенцев от человека до скота – заставил фараона отпустить их из Египта. В ночь этого события евреи должны были принести в жертву непорочного агнца, кровью его намазать двери своих жилищ и затем употребить его в пищу. Эту жертву и вечерю Господь повелел назвать пасхой Господнею. Пасха значит прохождение мимо. Так названо это установление потому, что в ночь совершения этой жертвы и вечери ангел-губитель, поражавший первенцев египетских, проходил мимо жилищ еврейских, отмеченных кровью агнца и оставлял неприкосновенными живущих в них первенцев ( Исх.12:12–13 ). С тех пор обряд пасхальной жертвы и вечери, по повелению Господа, должен был совершаться ежегодно, и время совершения его сделалось главнейшим ветхозаветным праздником как праздник избавления евреев от египетского рабства. Господь заповедал праздновать его вечно, во все роды ( Исх.12:14 ), – не до скончания века, а в продолжение всего времени существования ветхозаветного закона, то есть до пришествия Христова, ибо «конец закона (ветхозаветного) – Христос» ( Рим.10:4 ). Закон о ветхозаветной пасхе потерял обязательную силу с тех пор, как в лице Христа явилась новая Пасха, новая пасхальная жертва, которая прообразована была ветхозаветной пасхальной жертвой. На это прообразование указует св. Иоанн Богослов, когда, говоря о том, что воины не перебили голеней распятому Иисусу, замечает, что «Сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» ( Ин.19:36 ). Свидетельство о сем Писании содержится в ветхозаветной, данной Господом и записанной Моисеем заповеди, чтобы при употреблении в пищу пасхального агнца, кости его не были сокрушаемы, то есть не были выделяемы из туловища ( Исх.12:10 ). Стало быть, пасхальный агнец в сем отношении был образом Христа, Который есть Агнец Божий, вземляй грехи мира, предназначенный к закланию за нас прежде сложения мира ( Откр.13:8 ) и действительно закланный на кресте за нас, как жертва, подобная ветхозаветной пасхальной жертве, о чем говорит и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Гробница подобно виденным уже нами Гробу Господню и Гробу Богородицы в Гефсимании, тоже пуста. Воскрешенный Лазарь проживет еще долгую жизнь, будет епископом на острове Кипр, в Киттионе (нынешняя Ларнака), там в преклонном возрасте умрет во второй раз и будет погребен. И – своеобразный знак судьбы – гробница в Ларнаке тоже останется пустой: мощи святого в византийское уже время будут перенесены в Константинополь... Но это потом. А сейчас – благодарные и ликующие Марфа и Мария склонились к ногам Господа у могилы воскресшего брата. И будет пир в доме Симона Прокаженного – развалины его странными зубцами торчат на взгорке непосредственно за гробницей Лазаря (католические авторы считают, что это развалины башни, выстроенной королевой Мелисендой в 1143 г. для защиты основанной ею здесь женской бенедиктинской обители). В доме Симона Прокаженного находит свое продолжение вифанская история. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла их волосами своими, и дом наполнился благоуханием. И когда раздались лицемерные укоры Иуды Искариота, что, мол, лучше было бы «продать это миро и деньги раздать нищим», Спаситель горестно ответил: «Что смущаете женщину? Она доброе дело сделала для Меня. Возливши миро сие, она приготовила Меня к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (см. Мф. 26, 10–13 ). Эти слова оказываются решающими для Иуды. «Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников»... Праотец Авраам, когда нужно было купить землю для погребения Сарры, купил ее у Ефрона Хеттеянина за 400 сиклей серебра. И притом оба, продавец и покупатель, считали эту сумму ничтожной: «Для меня и для тебя что это» ( Быт. 23, 15 ). Теперь за Сына Божия предлагают всего лишь тридцать – на которые можно было купить несколько квадратных саженей скалистой Акелдамы – «Земли крови». Так Вифания стала не только домом дружеской любви, верности и воскресения, но и домом предательства...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Еще именуется это Таинство Причащением, опять на основании слов Св. Писания. Апостол Павел учит: мы все причащаемся от одного хлеба (1 Кор. 10, 17); не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской (1 Кор. 10, 21). По изъяснению св. Иоанна Дамаскина, сие Таинство называется Причащением потому, что через него мы делаемся причастниками Божества Иисусова . 1 Евхаристия называется еще и вечерей Господней, поскольку установлена за вечерей и сама есть вечеря, служащая подкреплением и напутствием для странствующих в сем мире учеников Христовых. Апостол Павел писал, укоряя христиан Коринфа: Вы собираетесь так, что это не значит вкушать вечерю Господню (1 Кор. 11, 20.) Евхаристия называется трапезою Господней, ибо в сем Таинстве предлагается в спасительную пищу Тело и Кровь Христовы. В приведенном выше отрывке Послания к коринфянам апостол говорит: Не можете быть участниками в трапезе Господней (1 Кор. 10, 21). В писаниях Святых Отцов и Учителей Церкви находим и многие другие наименования Евхаристии, например: таинственное благословение 2 , святая 3 ; в Литургиях свтт. Василия Великого и Иоанна Златоустого: Господне Таинство, спасительное Таинство 4 , хлеб небесный 5 , хлеб Божий 6 , хлеб Господень , чаша благословения 7 , чаша спасения 8 , страшная чаша 9 и чаша жизни 10 , таинство чаши 11 , священные и Божественные тайны 12 , страшные тайны 13 , совершенное и необходимейшее напутствие 14 , и другие. Все эти наименования свидетельствуют о том, с каким благоговением Святые блаженные Отцы взирали на сие Таинство, созерцая его святость и величие. И нам подобные названия внушают мыслить и говорить о святейшем Таинстве не иначе как с глубоким благоговением. Обетование Спасителя об установлении Причащения Иисус Христос, как премудрый и всеблагой: Учитель, действиями и словами заранее приготовлял учеников к причастию высоких, небесных тайн, подобно тому как Он предсказывал Свои страдания, смерть и воскресение. Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет (Мф. 17, 22—23; ср. 20, 18—19; Ин. 2, 19; 16, 16). Так обещал ниспослать Святого Духа: Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек (Ин. 14, 16). И при этом Спаситель Сам открывал ученикам, что должно произойти в последующее время: И вот Я сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется (Ин. 14, 29).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2331...

Желая отвлечь Апостолов от мысли о царстве земном, Господь сказал им: «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так! а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою! и кто хочет между вами быть первым да будет вам рабом! ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:25–28 ; Мк.10:42–45 ). Говоря так, Господь имел в виду, конечно, Царство Небесное, а не кратковременную земную жизнь человека. Он и прежде говорил, что удостоится блаженства вечной жизни в Царстве Небесном и будет возвеличен там только тот, кто здесь, на земле, смиренно считает себя самым последним, кто с кротостью и терпением несет свой жизненный крест, кто за зло воздает добром, кто любит даже врагов и благо творит им. Поняли ли Апостолы сказанное им теперь, неизвестно. Надо полагать, что не поняли, потому что вскоре, в начале Тайной вечери, опять заспорили, кто из них больше, кто должен быть освобожден от исполнения рабской обязанности омыть прибывшим на вечерю запыленные ноги ( Лк.22:24 ). Направляясь в Иерусалим, Господь по пути зашел в Вифанию. Многие из жителей Иерусалима, слышавшие о воскрешении Лазаря, узнав, что Иисус находится в Вифании, пришли туда. По-видимому, в Вифании собралось много желавших видеть не только Иисуса, но и воскрешенного Им Лазаря; движение народное принимало настолько значительные размеры, что первосвященники решили убить и Лазаря, дабы он не мог быть наглядным доказательством совершенного над ним чуда ( Ин.12:10–11 ). На другой день, в сопровождении громадной толпы народа, Иисус пошел в Иерусалим. Приблизившись к селению Вифании, Господь послал в него двух Апостолов привести ослицу и молодого осла. Апостолы исполнили поручение, покрыли молодого осла своими одеждами и посадили на него своего Учителя. Приостановленное шествие тронулось; а когда приблизились к спуску с горы Елеонской, когда показался Иерусалим во всей красе своей, сопровождавшая Иисуса толпа пришла в особенный восторг. Все чувствовали, что наступает давно желанное время, когда ожидаемый Избавитель, Мессия вступит в свой царственный город, как Царь Израилев; и все восторженно кричали Иисусу: «Благословен Царь, грядущий во имя Господне!» А как только из Иерусалима увидели это торжественное шествие, то все вышли навстречу с пальмовыми ветвями и приветствовали Иисуса победными криками: «Осанна 6 ! Осанна Сыну Давидову!» Когда же торжественное шествие вступило в Иерусалим, весь город пришел в движение ( Мф.21:1–10 ; Мк.11:1–11 ; Лк.19:29–44 ; Ин.12:12–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Зачем мне обличать вас в чем-нибудь в день, когда душа полна вами, когда хочется вам, стремящимся духом ко мне, дать слова утешения. Пойдемте лучше к великим и Величайшему и поучимся у них отношению к духовной семье. Прислушайтесь, родные, к словам моим, которые говорю от лица Господа. Господь наш Иисус Христос , пришедший на спасение всех, Сам имел на земле покаяльно-богослужебную семью – апостолов Своих. С ними Он молится, их поучает, с ними входит в Иерусалим на страдание, с ними совершает величайшее новозаветное таинство – Свою Тайную Вечерю. Апостолы, призванные Господом, связанные с Ним лично, были сразу поставлены и в отношения друг к другу. Что же преподал Он им в установление взаимных отношений? Принимать семью как Божию, от руки Его Им посылаемую: Не о всем мире молю, но о тех, ихже дал еси Мне, яко Твои суть ( Ин.17:9 ). Пребывать в ней в единении: Отче Святый, соблюди их во имя Твое, ихже дал еси мне, да будут едино, якоже и мы ( Ин.17:11 ); в любви: Заповедь новую даю вам: да любите друг друга: якоже возлюбих вы да и вы любите себе; о сем разумеют еси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою ( Ин.13:34–35 ). В служении: Вы глашаете Мя Учителя и Господа и добре глаголете: есмь бо. Аще убо Аз умых ваши нозе; Господь и Учитель, и вы должны есте друг другу умывати нозе: образ бо дох вам, да якоже Аз сотворил вам, и вы творите ( Ин.13:13–15 ). Но болий в вас да будет яко мний; и старей, яко служай ( Лк.22:26 ). В желании непрестанного с ней пребывания в сем веке и грядущем: Отче, ихже дал еси Мне, хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною ( Ин.17:24 ). Принятие семьи своей от руки Господней, пребывание с ней в единении, в любви, в смирении, и как следствие этого, венец отношения к ней – желание непрестанного купножития в ней в сем веке и грядущем – вот основы заповеданного нам пути, исполненного Самим Христом Спасителем. Так шли и великие. Моисей, получив семью свою, народ израильский, от руки Господа, не оставляет его и в тот момент, когда карающая десница Господня поднялась для уничтожения Израиля за поклонение золотому тельцу. Пребывая до конца в служении народу своему, он чувствовал, что не может быть с Богом без него: Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал ( Исх.32:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

И не должно есть хлеб этот и пить эту чашу недостойно, боясь ответственности тела и крови Господа: следует «рассуждать о теле Господнем» (διαχρνων τ σμα). Совместно христиане не имеют дела до насыщения: а если кто голоден, пусть есть дома, чтобы собираться не на свое осуждение (XI, 34). Таково правило. Но оно не имело практического значения для Коринфян: «Вы собираетесь, но не для того, чтобы вкушать вечерю Господа. Ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а другой упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете Церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? Похвалить ли вас за это? Не похвалю» ( 1Кор.11:20–22 ). Святой Павел не говорит Коринфянам: «Когда вы будете собираться отныне по той причине, что существует обычай соединять евхаристии с общественной трапезой, пусть эта трапеза будет общественной на самом деле и пусть всякий имеет равную часть»… Апостол не говорит ничего подобного. Он, напротив, выражает так ясно, как только можно желать, что собираться для какого-нибудь иного дела, помимо евхаристических чаши и хлеба, значит, презирать Церковь Божию, значит делать другое дело, а не трапезу Господа (Апостол Павел противопоставляет τ οιαò ν δεπνον φαγεν ( 1Кор.11:20 ) – τò ‘διον δεπνονπλαμβνειν (21 ст). «Тот, кто хочет есть, потому что голоден, или пить, потому что жаждет, должен остаться у себя дома: разве вы не имеете ваших домов, чтобы есть и пить? Нельзя и желать текста более точного, чтобы определить, – заключает г. Батиффоль, – что собрания христиан исключительно евхаристическая и что беспорядок несомненно соединялся с вечерей Господа…. Святой Апостол осуждает не злоупотребление, он осуждает самый принцип» 77 . Таким образом, г. Батиффоль допускает, что разбираемый текст говорит об агапах, но сами агапы для него не есть явление нормального порядка: они, их существование, были злоупотреблением, против которого так сильно и выступает Апостол Павел. Оправдывает ли содержание текста предлагаемое на него толкование г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010