10) Уверься точно, что ты в этом мире странник, пришелец и в пленении находишься, а отечество твое и дом твой не здесь, но на небесах, и там наследие твое, сокровище твое, слава и честь уготована от Бога. Создан ты и святым Крещением обновлен, как и все, не для мира сего, не для чести, богатства, славы и прочих видимых благ, но для благ вечных, которых не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор 2:9). Призван ты к вечной жизни (1 Тим 6:12), зван на великую вечерю (Лк 14:16-23), где праведники не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их (Откр 7:16-17), – где они получат царство славы и венец красоты от руки Господа (Прем 5:16), где праведники воссияют, как солнце (Мф 13:43), где слуги Господни будут есть и пить и веселиться (Ис 65:13-14), где увидят Бога лицем к лицу (1 Кор 13:12), увидят Его, как Он есть (1 Ин 3:2), и прочее. Уверься твердо, что будет непременно, по обещанию Божию, верным во Христе жизнь вечная и слава вечная. Что оттуда последует в тебе, как не непрестанное желание к получению вечных благ? Поверь, истину тебе говорю: то у тебя будет и на уме и мысли и сердце, там и все внимание твое будет, туда воздыхание и желание твое посылать будешь, по слову Христову: Где сокровище твое, там будет и сердце твое (Мф 6:21; Лк 12:34). Так и в прочем, что святое Божие Слово объявляет, надо твердо увериться, и оттуда с помощью Божией породится в сердце твоем живая вера. Ибо Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр 4:12). А поскольку живо Слово Божие, то и плод живой производит: делает человека духовно живым, силою Святого Духа, от Которого оно и произошло для нашего спасения и обновления. Однако точно знай, что все то мертво и непотребно в нас, чего Сам Бог не производит. Поэтому должно усердно молиться и просить Бога, чтобы Он Сам действовал в нас и оживлял нас духовно. Потому повелено просить, искать и стучаться, как в начале я тебе о том написал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

1, 10-11) [ 5 ]. Сим предсказано, что везде будет приноситься чистая христианская жертва и следовательно везде будут храмы. Кроме того пророк Исаия предсказал о жертвеннике и жертвах египтян истинному Богу в египетской земле (Ис. 19, 19-20), а пророк Захария о жертвах по всей земле иудейской (Зах. 14, 21).Сам Господь Иисус Христос, совершив вечерю в горнице большой, устланной, повелел и апостолам совершать таинство причащения в Его воспоминания (Лук. 22, 12, 19; 1 Кор. II, 24). Через святого апостола Павла открыто, что это таинство должно совершаться до самого второго пришествия Христова (1 Кор. II, 26). Эта бескровная жертва заменила не только пасхального агнца, однажды в год снедаемого в домах, но и все ветхозаветные кровавые жертвы, которые приносились в храме первосвященником и священниками (Исх. 24,8).Сам Господь Иисус Христос сей бескровной жертве, преданной апостолам на тайной вечери, приписал ту же силу, какую имеет жертва, принесенная Им на кресте и заменившая ветхозаветные жертвы: пейте от нее все; сия есть кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многие изливаемые во оставление грехов (Мф. 26, 28; Лук. 22, 20; Иоан. 6, 51,53).Святой апостол Павел в послании к Коринфянам ясно противопоставляет ее жертвам иудейским и языческим, приносимым в храмах и жрецами, и тем показывает, что и она должна приноситься в храме христианском. Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение тела Христова? Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника? Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской (1 Кор. 10, 16-21). Он же пишет евреям: мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии (Евр. 13, 12). Если имеем жертвенник, то и храм. Ибо только в исключительных случаях жертвенники допускались без храмов.В первые времена церковь христианская уподоблялась младенцу: сокровенно возрастающему в утробе матери.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

2. Пророки в Новом Завете В Новом Завете пророк также является глашатаем Божьим, сообщающим Церкви Божьи слова. Правда, Новый Завет делает различие между пророками, которые вместе с апостолами положили основание Церкви, и пророками, которые совершают в Церкви пророческое служение в смысле 1 Коринфянам 14. Первых я бы назвал «разовыми» пророками; вторых – «общими» пророками. Подобное различие, как известно, необходимо проводить и между апостолами. а) «Разовые» пророки В распоряжении первоапостольских церквей не было написанного Нового Завета, как у нас. Воспитанные в основном в иудействе, они знали Ветхий Завет , но теперь находились в совершенно новой ситуации. Прежнее иудейское богослужение не подходило им; у них уже не было видимого храма, жертвенника, жертвенных животных. У них не было класса священников, которые происходили бы из рода Аарона, не было предписаний, касающихся одежды или омовения. Как должно совершаться их богослужение? Какие указания были для них? Бог даровал им новый порядок богослужения через апостолов и пророков. Они были вдохновенными и авторитетными глашатаями Бога, выражающими Его мысли, обязательные для Церкви. Именно поэтому перечень даров в 1 Коринфянам 12:28 и Ефесянам 4:11 называет их первыми. Их послания, которые мы находим в Новом Завете, стали основанием, на котором строится Церковь . «Быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» ( Еф.2:20–22 ). «...Тайны Христовой... как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым» ( Еф.3:4–5 ). К «разовым» пророкам относятся авторы книг Нового Завета – Марк, Лука и Иуда, хотя они и не были апостолами. б) «Общие» пророки Конечно, в то время в каждой молодой церкви были пророки, так как Бог через их уста открывал церквам Свои намерения и Свою волю. Для этого Бог использовал слово знания, слово мудрости ( 1Кор.12:8 ) и пророчества. Когда в то время возникали жгучие вопросы, у христиан не было возможности открыть симфонию и сравнить все места Нового Завета, говорящие, к примеру, о Вечере. Например, у коринфян, которые смешали Вечерю Господню с праздничным пиршеством, возникла необходимость написать апостолу Павлу письмо и спросить его. Так появилось 1-е послание к Коринфянам, которое для нас является вдохновенным Словом Божьим и содержит в себе много истин, касающихся этой темы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ostorozh...

344. О чём следует помнить во время совершения таинства? В самое время совершения Таинства и во время причащения священнослужителей в алтаре следует вспоминать тайную вечерю Самого Иисуса Христа с апостолами, Его страдание, смерть и погребение. 345. Что означает открытие завесы, царских врат и явление Святых Даров? Открыванием завесы и царских врат и явлением Святых Даров обозначается явление Самого Господа Иисуса Христа после воскресения. 346. Что означает последнее явление Святых Даров народу? Последним явлением Святых Даров народу, после которого они скрываются, изображается вознесение Господа Иисуса Христа на небо. 347. Всегда ли пребудет Таинство Святого Причащения в истинной Церкви? Совершение и принятие Таинства Святого Причащения в истинной Церкви христианской продолжится до самого пришествия Христа, по слову апостола Павла: «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор. 11:26 ). О Покаянии 348. Что такое покаяние? Покаяние есть Таинство, в котором каящийся в своих грехах, при видимом получении прощения от священника, невидимо освобождается от этих грехов Самим Господом Иисусом Христом. 349. Когда появилось это Таинство? Это Таинство ведет начало от святого Иоанна Крестителя: приходившим к нему он проповедовал «крещение покаяния для прощения грехов»… (и они) «крестились от него… исповедуя грехи свои» ( Мк. 1:4–5 ). Апостолам Иисус Христос обещал власть прощать грехи, когда сказал: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф. 18:18 ). По воскресении же Своём действительно дал им эту власть, когда сказал: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин. 20:22–23 ). 350. Что требуется от кающегося? От кающегося требуется сокрушение о грехах, твёрдое намерение исправить свою жизнь, вера в Христа и надежда на Его милосердие. «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» ( 2Кор. 7:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

3. Что такое «воспоминание» (νμνησις)? Господь на Тайной Вечери, причащая учеников, изъяснил это причащение как входящее в состав жертвоприношения. Именно слова Христа: «за вы ломимое», «за вы и многия изливаемая», сказанные Им о Своем Теле и Крови, установляют именно такой жертвенный характер. Тайную Вечерю, как причащение, они поставляют в связь с тем жертвоприношением, которое единожды совершено Самим Господом на Кресте. При этом Им заповедано сие творить в Его воспоминание, многократно и непрестанно, «дондеже приидет» ( 1Кор. 11: 26 ), то есть до скончания века, или до Второго пришествия Христова во славе. Соотношение между причащением на Тайной Вечери и повторением его до конца века определяется как «воспоминание». Что же здесь означает этот анамнезис? Есть ли это простое лишь воспоминание, поминки о прошлом, однажды бывшем, но ныне уже не существующем, субъективный его отсвет в душе, не больше? Но, конечно, такое истолкование слов Христовых является совершенно недопустимым. Уже вся та серьезная строгость, с которой говорит здесь апостол Павел, назидая о достойном причащении («да испытывает же себя человек и тако от хлеба сего ест и чашу достойно пьет. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» – ср.: 1Кор. 11: 28–29 ), этому противоречит. Противоречит также и то, что самое причащение изъясняется не как воспоминание о Тайной Вечери самой, как установительной в отношении к Евхаристии, но как возвещение (καταγγλλετε) смерти Господней: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господа возвещаете, доколе Он приидет» ( 1Кор. 11: 26 ). Таким образом, по силе и значению своему «воспоминание» определяется гораздо шире. Оно не есть только личная память о данном событии – тем более что непосредственными его участниками и свидетелями были лишь двенадцать учеников, на Вечери присутствовавших (в числе их не был и сам апостол Павел, хотя он и «от Господа приял, что передал» (23), а не все те бесчисленные христианские поколения, которые призываются к сему воспоминанию, «дондеже приидет».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

40.  Ibid, p. 13 41.   Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается. 42.   И, воспев, пошли на гору Елеонскую. 43.  Frere «The Anaphora», p. 6 44.  F. Prat. «Les places d " honneur chez les juifs contemporains du Christ» in: «Recherches des sciences religieuses». Paris, t. 15 (1925), p. 515. 45.  Lagrange «L,Evangile de Jesus Christ». Paris, 1939, pp. 506-507. 46.  M. Meschler, S. J. «Das Leben des Неггп Christi». Freiburg i/Br., 1894 II Band, S. 252 47.  «La Vie de notre Seigneur Jesus Christ». T. III Paris, 1901, p. 188. 48.  «La Vie humaine de N. S. Jesus Christ». T. II. Paris, 1924, p. 231. 49.  «The Life and Times of Jesus the Messiah». T II. 1901, p. 493-495. 50.  «Leben Jesu Christi». Ratisbonnae, 1860, t. VI. Ss. 65-66. 51.  Карабинов «Евхаристическая молитва». СПб, 1908, стр 12. 52.   Далее, вы собираетесь, так что это не значит вкушать вечерю Господню. 53.   Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? 54.  Op. cit., pp. 13-14. 55.   Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской. 56.  «The Shape of the Liturgy», pp. 12-15. 57.  «Altchristlicher Kult und Antike» in: «Jahrbuch fer Liturgiewissenschaft». III Band. 1923,Ss. 1-17. 58.  Eduard Schweizer. «Das Abendmahl eine Vergegenwärtigung des Todes Jesu oder ein eschatologisches Freudenmahl?» in: «Theologische Zeitschrift», Basel, Mars/April 1946, Ss. 81-101; Lietzmann. «Messe und Herrenmahl», 1926; E. Lohmeyer. «Vom urchristlichen Abendmahl» in: «Theolog. Rundschau», 1937; J. Jeremias. «Die Abendsmahlworte Jesu», 1935: O. Cullmann. «Urchristentum und Gottesdienst», 1944; M. Barth. «Das Abendmahl — Passamahl. Bundesmahl und Messiasmahl», 1945. 59.   Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. 60.  E. Schweizer, op. cit.. Ss. 94-95.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

61:1-2 ). Это пророчество нельзя связать ни с каким формальным моментом, это часть большой заключительной речи, обращения, которым кончается книга пророка Исаия. Еще отрывок из 61й главы. Господь прочел книгу, затем закрыл и сказал: «…ныне исполнилось писание cue, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это…» ( Лк. 4:21-22 ). И все согласились в Назаретской синагоге, что Господь действительно Иисус, плотник, имеет Дух на Себе, помазанник этого Духа (Мессия). Потом, правда. Господь испытал их веру. Соотечественники не выдержали уничижения, которое они услышали от Иисуса Христа, и решили сбросить Его с горы, но Господь ушел от них незамеченным. Важно, что с этого речения Господь начал проповедь у Себя на родине. О том, что свой народ не принял Его, говорит 53я глава пророка Исаии, где говорится об Отроке Господнем, Который страждет: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его» ( Ис. 53:3 ). Косвенно это вспоминает св. Иоанн Богослов: «Пришел к своим, и свои Его не приняли» ( Ин. 1:11 ). Факт этот упоминается при описании страстей Христовых, как презираем был Господь в ту минуту. О торжественном входе Господа в Иерусалим говорит знаменитое место у пророка Захарии: «Ликуй от радости дщерь Сиона, торжествуй дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» ( Зах. 9:9 ). Захарий пророчествовал после возвращения из плена, т.е. в VI в. до Р.Х. Эти слова Захарий вспоминаются в 21й главе у Матфея при описании входа Господня в Иерусалим. О предательстве – 40й псалом: «Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту» ( Пс. 40:10 ). Цитирует эти слова Давидовы Иоанн Богослов, описывая Тайную Вечерю в 13й главе. О продаже за 30 сребреников говорит пророк Захария: «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, – не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников» ( Зах.

http://azbyka.ru/novyj-zavet-vvodnaya-ch...

   4. Говоря это вам, ваши души говорят истину, если они не любят более земное, нежели небесное, если не более занимаются вещами телесными, нежели духовными. А поэтому здесь присовокупляется и самая причина отказывающихся, когда тотчас же говорится: «первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня». Что означается «селом», если не земное существо? Итак, вышел для осмотра села тот, кто мыслит только о внешнем по существу. «Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня». Что мы принимаем за пять пар волов, если не пять чувств телесных? И они верно названы парами, потому что их по два у обоего пола. Они называются телесными чувствами именно потому, что не могут понимать внутреннего, но познают только внешнее, и, оставляя внутреннее, касаются только внешнего; через них верно обозначается любопытство. Это (любопытство), желая разузнать чужую жизнь, никогда не зная своей внутренной, желает мыслить о внешнем. Ибо любопытство есть важный порок; оно внешним образом располагая ум каждого к обследованию жизни ближнего всегда от него скрывает его внутреннюю, так что он, зная о других, не знает себя; и чем будет сведущее ум любопытного в заслуге чужой, тем будет менее сведущ в своей. Поэтому-то и о тех же пяти парах волов говорится: «иду испытать их; прошу тебя, извини меня». Ибо самые слова отказывающегося не различаются от значения порока его, когда он говорит «гряду искусити их», именно потому, что испытание обыкновенно принадлежит любопытству. Но замечательно, что как тот, который отказывается от вечери своего приглашателя по причине покупки села, так и тот, который отказывается надобностью испытания пар волов, присовокупляют слова смирения, говоря: «прошу тебя, извини меня». Ибо когда тот и другой говорит «молю тебя», и однако же презирает приглашение, тогда на языке выражается смирение, а на деле гордость. И вот об этом-то пусть размышляет каждый нечестивец, когда слушает и однако же не перестает делать то, что осуждает. Ибо когда мы говорим каждому грешнику: «обратись, последуй Богу, оставь мир», то куда мы приглашаем его, если не на вечерю Господню? А когда тот отвечает: «молись за меня, потому что я грешен и этого делать не могу», то что другое он делает, если не просит и отказывается? Ибо говоря: «я грешен», показывает смирение, а присовокупляя: «не могу обратиться», обнаруживает гордость. Итак, прося, отказывается тот, кто на словах показывает смирение, а деле выражает гордость.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    Главным препятствием для этого был Иуда. Но «Человеколюбец хотел, — говорит Иннокентий, архиепископ Херсонский, — до самого конца оставаться для Иуды тем же самым, кем был для прочих учеников — Другом, Наставником, Отцом. Последняя вечеря, столь обильная чувствами необыкновенной любви и благости, действиями чрезвычайной кротости и смирения, долженствовала быть для погибающего апостола последним призывом к покаянию».  В ПЕРВЫЙ ЖЕ ДЕНЬ ОПРЕСНОЧНЫЙ ПРИСТУПИЛИ УЧЕНИКИ К ИИСУСУ И СКАЗАЛИ ЕМУ: ГДЕ ВЕЛИШЬ НАМ ПРИГОТОВИТЬ ТЕБЕ ПАСХУ?  Здесь ли, в Вифании, которая считается частью Иерусалима, или в самом Иерусалиме? «Иуда предает Господа, — говорит святитель Златоуст, — а эти заботятся о пасхе; тот договаривается о цене, а эти готовы служить. И тот, и эти одинаковый имели дар чудес, одинаковые правила, одинаковую власть: откуда же различрте? От свободы. Она везде всему причиной: и доброму, и худому. Отсюда видно, что у Иисуса не было дома, не было постоянного местопребывания. Я думаю, что и ученики не имели его, иначе они попросили бы Иисуса прийти туда. Но и у них, отрекшихся от всего, не было дома... О вы, которые созидаете светлые дома, пространные галереи, обширные дворы, знайте, что Христос не имел, где главу приклонить!» На вопрос учеников, где Господь повелит приготовить пасхальную вечерю,  ОН  обратился к Петру и Иоанну и  СКАЗАЛ: ПОЙДИТЕ В ГОРОД К ТАКОМУ-ТО  (при этом Господь не назвал домохозяина по имени, а сказал так: когда войдете в город, встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который он войдет, спросите хозяина дома того)  И СКАЖИТЕ ЕМУ: УЧИТЕЛЬ ГОВОРИТ  тебе:  ВРЕМЯ МОЕ БЛИЗКО  (у Меня немного остается времени, Я не могу отложить совершение пасхи до завтра, когда положено ее праздновать); и потому Я сегодня же  У ТЕБЯ СОВЕРШУ ПАСХУ С УЧЕНИКАМИ МОИМИ . Где горница, в которой можно бы было вкушать пасху? И он покажет вам уединенную горницу, большую, готовую, убранную по праздничному: там приготовьте нам пасху. Ученики поняли, что Господь, «по какой-то особенной причине, — пишет Иннокентий, архиепископ Херсонский, — не хочет открыть имени человека, у которого будет совершена пасха. По какой же? Без сомнения, они думали, что по причине опасности от врагов, которые наблюдали все их шаги и готовы были при каждом удобном случае захватить их в свои руки. Но зачем таить это от них? Неужели между ними может быть кто-либо не верный и не надежный?.. Последнее размышление могло привести более дальновидных к мысли о предателе, но только привести, а не утвердить в этой мысли, которая чрезвычайно чужда была для чистых и простых сердец учеников Господних.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

     О Светописанном образе Божией Матери, явленном в XX веке и очень почитаемого афонитами, и о русском Пантелеимоновом монастыре, воссозданном стараниями приснопоминаемого старца Иеремии (Алехина), рассказывает писатель Владимир Николаевич Крупин. В этом году ему исполнилось 75 лет! Сердечно поздравляем Владимира Николаевича Крупина с юбилеем, Божией помощи в праведных трудах, многая и благая лета! Удел Божией Матери Многие места нашей земли напоминают красоту Дня Творения, но особенно чувствуется присутствие Божие в мире здесь, в Греции. Здесь все говорит о Господе: море, полное тайн, горы, скрывшие свои склоны травами, кустарниками, деревьями и цветами, и небо, настолько драгоценно-изумрудное, что голубизна его не дается никакой кисти. Когда восходит, по Божией милости, солнце, то кажется, что небо стекает в море, а море поднимается в небо. А главное место Греции для нас – это Святая Гора Афон. По свидетельству космонавтов, которые летают в космосе над планетой, Афон всегда сияет, даже и тогда, когда кругом него облачность. Святая Гора Афон – удел Божией Матери. После Храма Гроба Господня в Иерусалиме – это главное место в мире. Почему? Если бы не молитвы Афона, мир давно бы провалился в черные дыры безбожия. Был ли ты или не был на Афоне, все равно при этом слове слышится небесный звук чистой молитвы. В отверстое над Елеонской горой небо вознесся Воскресший Иисус Христос. Его приход на землю был последней милостью Господа, показавшего пути спасения. Об этих путях и должны были поведать миру Его ученики. Рассказать и об обетовании Второго пришествия, при котором уже не будет вразумления грешников, а грянет Божий суд. Владимир Крупин      В Деяниях апостолов рассказывается, как ученики Христа собрались по Его Вознесении в Сионской горнице, которая помнила и чин умовения ног, и Тайную вечерю, и как на них снизошел Дух Божий. «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились, и явились им разделяющиеся языки, как огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго…» (Деян. 2:2–4). После проповеди Петра к Апостольской Церкви «присоединилось в тот день душ около трех тысяч». (Деян. 2:41).

http://pravoslavie.ru/98668.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010