Выступление русского православного духовного руководителя Содружества святого мученика Албания и преподобного Сергия иеромонаха Антония на собрании, посвященном христианскому единству, 19 января 1950 г. в Какстон Холл, Вестминстер. Пер. с английского В одной из древних литургий ранней, неразделенной еще Церкви Вечеря Господня предваряется следующими словами:       " Свят еси и Пресвят, и великолепна слава Твоя; Ты, Который мир Твой так возлюбил, что Сына Твоего Единородного дал, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную; Который пришел, и исполнил все, что было написано, и в ночь, когда был предан, или, скорее, Сам Себя отдал за жизнь мира, взял хлеб в святые Свои и пречистые и непорочные руки, благодарил и благословил, освятил, преломил и дал святым Своим ученикам, сказав: Примите, ядите, сие есть Тело Мое, за вы ломимое во оставление грехов. Также и чашу, по вечере, сказав: Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание, ибо каждый раз, как едите Хлеб сей и Чашу сию пиете, Мою смерть возвещаете, Мое воскресение исповедаете " .      И сейчас мы собрались на Вечерю Господню, в послушание заповеди Христа, для того, чтобы исполнить Его волю в воспоминание о Нем.      Он стал человеком по любви к нам; Он жил среди нас; Он вкусил гефсиманское борение и вышел из него победителем; прошел через оставленность на Кресте, понес смерть презренного преступника, сошел в царство смерти для того, чтобы спасти нас; и радость Его – в спасении каждого грешника. И этот путь Господь заповедал Своим ученикам, а через них – каждому из нас.      И однако мы стоим здесь, разделенные именно в минуту самой глубокой и близкой встречи с Господом, разделенные грехом, но также и верностью нашим различным традициям; мы не можем попросту отказаться от этих традиций, не утратив при этом какой-то целостности.      Мы стоим разделенными перед трапезой Господней. Он зовет нас, но мы не решаемся подойти вместе к Его трапезе, потому что это не было бы правдиво; это значило бы, что мы провозглашаем то единство, которое мы должны трудом достигнуть, но которого еще нет. Это единство может быть дано нам как дар Божий, когда мы станем подлинными христианами не только в вере нашей, но и во всех проявлениях нашей жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1282...

– Ну что, Юбра, долго ли будешь в яме сидеть? – спросил Хнум. – Сколько милости твоей будет угодно, – ответил Юбра, опустив глаза, как показалось Хнуму, с тем же вызовом, с каким давеча, сидя в яме, пел песнь Атону. – Слушай, старик, я тебя помиловал, под суд не отдал, а знаешь, какая тебе по закону казнь? Закопают живым в землю или бросят в воду с камнем на шее. – Ну что ж, пусть за правду казнят. – За какую правду, за какую правду? Толком говори, что тебе тогда попритчилось, за что на святых Ушебти руку поднял? – Я уж говорил. – Скажи еще раз, язык не отвалится. – За душу. Чтобы душу спасти. Здесь раб, а там свободен. Помолчал и потом заговорил вдруг изменившимся голосом: – Там беззаконные перестают буйствовать, и там отдыхают истощившиеся в силах: узники вместе покоятся и не слышат голоса тюремщика; там малый и великий равны и раб свободен от господина своего! Опять помолчал и спросил: – Притчу о бедном и богатом знаешь? – Какую притчу? – Хочешь скажу? – Говори. – Жили на свете два человека, бедный и богатый. Богатый роскошествовал, а бедный мучился. И умерли оба, и похоронили богатого с почестью, а бедного бросили, как мертвого пса. И предстали оба на суд Озириса. Взвешены были дела богатого, и вот, злых дел его больше, чем добрых. И положили его под дверь, так что дверной крюк вошел ему в глаз и вертелся в нем, когда дверь открывалась и закрывалась. Взвешены были и дела бедного, и вот, добрых дел его больше, чем злых. И облекли его в ризу из белого льна и посадили за вечерю, одесную бога. – Так-так-так. О ком же притча? О тебе и обо мне, что ли? – Нет, обо всех. Видел я всякие угнетения, какие совершаются под солнцем, и вот, слезы угнетенных, а утешителя нет; и сила в руке угнетающего, а заступника нет. Сталкивают бедных с дороги, принуждают скрываться всех страдальцев земли; отторгают от сосцов сироту и с нищего берут залог. Из города стоны людей слышны, и вопиет душа убиваемых… Вдруг поднял глаза к небу, и лицо его точно светом озарилось. – Благословен Грядущий во имя Господне! Он сойдет, как дождь на скошенный луг и как роса на землю безводную; души убогих спасет и смирит притеснителей. И поклонятся Ему все народы, и будут служить Ему. Вот Он идет!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

Ангельское дело – петь Бога. Ибо Ангелы не иное что на небе делают, как непрестанно Бога воспевают. И мы, когда Бога воспеваем, Ангелам подражаем, и дело их творим. Сколь сие преславно, сам видишь. Преславно на земле жить, и небесным жителям следовать, и свое пение и голос с пресладким их пением и голосом совокуплять, и воспевать Святую и Животворящую Троицу. Но чтобы пение наше согласно с их пением было, да последуем и святому житию их, и будем пребывать в любви, согласии и мире между собою, как они пребывают, тогда и пение наше согласно будет с пением их. Иначе не красна песнь во устах грешника. Восхвалю имя Бога моего песнью, возвеличу Его славословием, и будет это угодно Богу более, нежели юный телец с подрастающими рогами и копытами ( Пс. 68:31–32 ). Видишь трапезу богатую и на ней едящих и пьющих людей, или сам с ними ешь и пьешь, вспомни трапезу и вечерю царствия Божия; вспомни, что так на трапезе Господней во царствии Его возлягут благочестивые, святые и праведные, по-реченному: Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в царстве небесном ( Мф. 8:11 ). И еще говорит Господь: Вот рабы Мои будут есть, вот рабы Мои будут пить, вот рабы Мои возрадуются, вот рабы Мои возвеселятся в веселии сердца ( Ис. 65:13–14 ). Но вспомни написанное: Много званых, но мало избранных ( Лк. 14:24 ); и еще: Многими скорбями надлежит нам войти в царствие Божие ( Деян. 14:22 ). Живи так в мире, чтобы радости и веселия того не лишиться. Служи Господу верой и правдой и всякую приключающуюся скорбь безропотно претерпевай, да и во царствии Божий сподобишься есть, пить и веселиться. Претерпи временную скорбь, да вечной жизни получишь радость. Вкуси горести крестной, да и сладости во царствии Божий вкусишь. Помяни меня, Господи, во царствии Твоем ( Лк. 23:48 ). Смотришь на солнце, и удивляешься красоте его – вспомни написанное: Тогда праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их ( Мф. 13:43 ). Видишь, сколь великая слава избранных Божиих будет. Возлюбленные, – говорит апостол, – мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть ( 1Ин. 3:2 ). Ибо Он, уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его ( Флп. 3:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Апостол Павел возвращается к этой мысли, когда он говорит о совершении Евхаристии. «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал...» Эта величественная формула показывает, что апостол Павел не излагал здесь нечто новое, неизвестное Коринфянам; наоборот, он только лишь напоминает о том, что он уже им передал. Это не просто указание на Тайную Вечерю – едва ли вероятно, что Коринфяне о ней забыли, – но апостол Павел напоминает здесь Коринфянам, что они становятся во время евхаристического собрания «Телом Христовым». Хлеб и чаша, которым они приобщаются, – это хлеб и чаша, которые Христос благословил во время Тайной Вечери. «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей ( τον ρτον τοτον) и пьете чашу сию ( τ ποτριον), смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор. 11: 26 ). Не может быть сомнения в том, о каком хлебе и о какой чаше говорит здесь апостол Павел. «Хлеб сей» и «чаша сия» – те, о которых он говорит в предыдущих стихах. «Сие есть Тело Мое» и «сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови». «Хлеб сей» есть Тело Христово, и «чаша сия» есть чаша Его Крови. Все едят хлеб и пьют чашу во время евхаристического собрания, и через приобщение хлебу и вину Евхаристии они становятся «Телом Христовым». Вот почему апостол Павел им напоминает: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (11: 27). Церковь есть «Тело Христово», которому приобщаются верующие, объединенные все вместе в евхаристическое собрание. «Тело Христово» – не символ или образ для обозначения единства членов поместной церкви, объединенных в евхаристическом собрании, но подлинная и истинная реальность 227 . Не мы образуем «тело- σμα», вкушая хлеб, но мы в Теле Христовом, которому мы приобщаемся в евхаристическом собрании. Тело Христово есть данность, предшествующая вкушению хлеба. Во время иудейских трапез вкушение хлеба создавало определенное единство тех, кто ел этот хлеб, с тем, кто его преломлял и раздавал 228 . Преломление хлеба там было средством создать единство, тогда как в евхаристическом собрании его участники становятся «телом», вкушая хлеб, который есть Тело Христово. Мысль о «теле», которое составляли участники трапезы, была совершенно неизвестной религиозному иудейскому сознанию. «Мы многие одно тело», потому что хлеб Евхаристии есть Тело Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Апостол Павел хотел сам выйти к народу, чтобы успокоить страсти, но некоторые из начальников асийских, а также и христиане, убедительно просили его не показываться толпе. Мятеж продолжался, пока не явился блюститель порядка, который разумной речью успокоил народ. «Мужи Ефесские – сказал он, – какой человек не знает, что город Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета? Если же в этом нет спора, то надобно вам быть спокойными и не поступать опрометчиво. А вы привели сюда сих мужей, которые ни храма Артемидина не обокрали, ни богини вашей не хулили. Если же Димитрий и другие с ним художники имеют жалобу на кого-нибудь, то есть судебные собрания и есть проконсулы, пусть жалуются друг на друга...» (19:35–38). Сказав это, он распустил собрание. После прекращения мятежа, Павел созвал своих учеников и, дав им прощальное наставление, вышел из Ефеса. Он направился в Македонию и Элладу, где провел три месяца. Основанная апостолом Павлом Церковь в Ефесе сделалась знаменитой христианской метрополией, давшей целый ряд епископов. Четыре столетия спустя в Ефесе происходил великий Вселенский Собор. Позднее эта Церковь пришла в упадок и в настоящее время на месте ее осталась груда развалин (Откровение Иоанна Богослова, 2:5). Обратный путь Апостола Павла через малую Азию Побывав в Коринфе, апостол Павел в сопровождении своих сотрудников прошел всю Грецию и Македонию с юга на север. Посетив все христианские Церкви, им ранее здесь основанные, он прибыл в город Филиппы, а оттуда отплыл в хорошо ему знакомую Троаду. Там его уже ждали ученики, с которыми он провел целую неделю. В первый день недели (воскресение), когда все христиане собрались на вечерю Господню для преломления хлеба, апостол Павел пришел к ним. Это было одно из воскресных собраний для молитвы, духовной беседы, пения псалмов и трапезы Господней, которые теперь совершались в церквах почти повсеместно. Воскресное собрание в Троаде, по случаю приезда Павла, носило особенно торжественный характер, тем более, что апостол предупредил верующих о своем отъезде следующим утром, быть может, навсегда.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Блаженны те, коим отпущены беззакония и коих покрыты грехи. Блажен муж, которому Господь не вменит греха» ( Пс.31:1–2 ). «Блажен помышляющий о нищем и убогом: в день лютый избавит его Господь» ( Пс.40:2 ). «Блаженны хранящие истину и творящие правду во всякое время» ( Пс.105:3 ). «Блажен муж, боящийся Господа: заповеди Его он сильно возлюбит», и прочее ( Пс.111 и след.). «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Блаженны изучающие откровения Его: всем сердцем взыщут Его», и прочее ( Пс.118:1–2 и след.). Еще люди блаженными называют тех, «сыновья коих – как отрасли, крепко укоренившиеся в юности своей; дочери их красивы и приукрашены, на подобие храма; житницы их переполнены, высыпается (зерно) через край; овцы их плодовиты, размножаются на пастбищах своих; волы их тучны; нет изъяна в ограде их, и не перебраться через нее, не слышны крики на площадях их: счастливым называют народ, имеющий все это». Но Бог, истинный Судия всего и Источник всякого блаженства ублажает тех, которые Господа Богом своим имеют и в Нем все блаженство свое полагают: «Блажен народ, почитающий Господа Богом Своим» ( Пс.143:12–15 ). Еще, показывая нам, что такое истинное блаженство и желая нас к тому привести, Бог говорит: «Блаженны нищие духом», то есть смиренные сердцем; «блаженны плачущие», то есть о грехах своих и окаянстве своем душевном; «блаженны кроткие», которые прощают согрешения ближним своим, не воздают злом за зло и не помнят зла; «блаженны алчущие и жаждущие правды», которые, не видя в себе никакой правды своей, желают правды о Христе Иисусе; «блаженны милостивые», которые ближних своих, как братьев своих, требующих милости, снабжают и помогают им, и прочее ( Мф.5:3–7 и след.). Еще ублажает Бог не тех, которые на обед или вечерю друг друга зовут, ибо воздаяние друг от друга приемлют, но тех, которые зовут нищих, увечных и всяких бедных, которые не имеют, что воздать звавшим, «ибо воздастся им в воскресение праведных» ( Лк.14:13–14 ). Видишь ли, христианин, как мнение человеческое погрешительное от святого Божия слова исправляется, и немощь душевная исцеляется.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Бога Отца и Иисуса Христа), некоторые (т.е. некоторые христиане) и доныне, с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное, как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется». И, однако, такие из «братии», не смотря на то, что они были достойны сожаления, как слабо усвоившие духовную истину, были так дороги, что грех против них отождествляется Апостолом с грехом против Христа: «А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа» (ст. 12). В 10-й главе Апостол предостерегает новообращенных примером Израильтян, пораженных в пустыне за свои многократные грехи, чтобы они тоже не отпадали от Христа чрез идолопоклонство, блудодеяние, искушение Христа и ропот. В 11-й главе мы видим, что некоторые из них очень грубо унижают «Вечерю Господню». В 15-й главе находим, что некоторые из Коринфян (ст. 12) отвергали воскресение мертвых, что для других обетование Евангельское так мало значило, что они говорили с идолопоклонниками: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем» и что иные (ст. 34) были так бесчувственны, что Апостол должен был возбуждать их словами: «Отрезвитесь, как должно и не грешите, ибо к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога». Сделаем вывод из сказанного. Во-первых, способ обращения Св. Павла к христианам только по имени вполне соответствует тому, как обращались пророки к евреям – но имени. Как пророки, так и ап. Павел, настаивают на действительном сообщении тем, к кому они обращались, преимуществ даваемых тем, или другим Заветом, чтобы убедить их в том, что грех их тем тяжелее, тем «грешнее», что они не хотят жить достойно обещаний и благ, соединяемых с тем или иным Заветом. Благо Нового Завета, причастниками которого сделались Коринфяне, т.е. привитие ко Христу, было бесконечно высшим духовным благом, чем получаемое еврейским младенцем при обрезании и, однако, в одном важном отношении, они соответствовали друг другу: они накладывали на получающего их обязательства, от которых он не мог освободиться и которые могли послужить к строжайшему осуждению его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Богатство – некий дар от Господа. Хозяин богатства – Господь. Данное нам богатство мы можем использовать по воле его Хозяина во славу Божию, если думаем при его употреблении, что благоугодно Господу. И сколько можно сделать хорошего, прекрасного, имея богатство! Итак, в Бога богатеть. Но можно пользоваться богатством лишь по своей греховной воле – есть, пить, веселиться, ничего не делать или себя прославлять. Такое употребление богатства ведет к смерти вечной. Кому дано много. ... с того больше взыщут – слова эти относятся и к богатству ( Лк. 12:48 ). Притча о званых на вечерю. (Лк. 14:16–24) Неделя 28-я по Пятидесятнице Сегодня в Евангелии читалась притча Господня: один человек сделал большой ужин и звал на него многих. Когда ужин был готов, то послал своего раба сказать, чтобы пришли. Тогда все начали извиняться: один сказал: я купил землю, и нужно пойти посмотреть ее ( Лк. 14:18 ); другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их ( Лк. 14:19 ); третий сказал: я женился и потому не могу прийти ( Лк. 14, 20 ). Разгневался господин дома и приказал созвать на ужин с улицы нищих, увечных, хромых и слепых. И еще оставалось место. И сказал господин: много званых, но мало избранных ( Лк. 14:24 ). Эта притча относится прямо к нам. Господин дома – это Господь, званые – это все люди, рабы зовущие – служители Церкви Христовой. Ужин – это молитва в храме, Тайная вечеря, литургия. Почти каждый день, в каждое воскресенье и в каждый праздник зовут нас на молитву открытые двери храма. Кто слышит этот зов? Кто на него откликается? У одного – хозяйство, надо сходить на базар; у другого – работа, надо заработать деньги; у третьего – просто хочется поспать и посидеть дома. И так все отказываются: сегодня, завтра, послезавтра... пока не умрет человек, и тогда только везут его иногда в храм Божий. Но не может он уже приступить к трапезе Господней. Вот о чем говорит сегодняшняя притча. Господь зовет всех на трапезу, но люди не идут. Не Господу нужна эта трапеза, а нам для поддержания огонька жизни духовной. О, если бы русские люди откликнулись на этот зов Господа! Притча о богаче и Лазаре. (Лк. 16:19–31)

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Боль расставания особенно сильна, когда осознаешь его неминуемость и собственное бессилие что-либо изменить. По воле Божией, как бы мы этому ни противились, бывает, что жизнь разлучает нас с духовными пастырями и учителями. Только Господь Иисус Христос, наш неизменный и вечный Наставник, пребывает всегда: вчера, сегодня, завтра и вечно. Как пишет апостол Павел: Иисус Христос вчера, и сегодня, и во веки Тот же. Как и прежде, Господь любит нас всепобеждающей любовью, готов простить и очистить все наши согрешения. В Его руках по-прежнему власть и сила, способная уничтожить всякое зло. Постараемся же всегда помнить, славить и почитать вечного и милосердного небесного Наставника нашего – Господа и Спаса Иисуса Христа, Который научил нас истине, примирил с Богом, даровал бесценное благо и высочайшее право называться сынами Божиими. Как пишет преподобный Ефрем Сирин: «Раба, который боится Господа и исполняет в точности волю Его, облечет Господь властью в Царстве Своем и сделает домоправителем». Аминь. Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению) Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! ( Ин.12:13 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодняшнее Евангельское чтение (см. Ин.12:1-18 ) повествует о том, как Господь наш Иисус Христос торжественно вошел в Иерусалим накануне Своих страданий. Со времени выхода Спасителя на проповедь, начала Его общественного служения это была четвертая Пасха. Совсем скоро Господу нашему предстояло пострадать за род человеческий, претерпеть распятие и умереть за людей на кресте. Конечно же, Сын Божий знал об этом, говорил о приближающихся событиях Своим ученикам. После того как Он на глазах у множества людей воскресил из мертвых уже четыре дня пребывающего во гробе Лазаря, Своего верного последователя и близкого друга, Спаситель удалился за Иордан. Но вот Он возвращается в Иерусалим, зайдя предварительно в Вифанию, где посещает дорогой для Его сердца дом: Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, а Лазарь был одним из возлежащих с Ним.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Брат Христиан Шмидт при этом выразил так: если таковых допустить к участию с нами в вечере Господней, то мы тем более подкрепим крещение младенцев против апостольского(?) учения, которое указывает крестить только верующих. Брат Яков Янсен предложил конференции отложить этот вопрос нерешенным, чтобы против него не выражаться резко, пока он будет решен так или иначе в другое время. Это предложение общим согласием конференции принято 27 . По предложению брата Пав. Перетяткина из Эйнлага о постройке у них молитвенного дома, для которого затратил он много своих денег, конференция должна сколько-нибудь пособить деньгами. Поэтому конференция дает братьям в Эйнлаг 50 рублей на молитвенный дом из союзной кассы. Заключенье о конференции Члены конференции вели советы и суждения между собой так осторожно, что вполне сохранились мир и братская любовь. За что наконец благодарили Бога и просили Его отеческого благословения на все то, что было принято из советов и суждений конференции для благоустройства, порядка и распространения Его благодатного царства во всей вселенной, как и среди всего(!) русского народа, по слову: «да придет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф.6:10). Господь же да приведет вскоре Сам в исполнение Свои слова, сказанные и через св. пророков: «что земля будет так наполнена знанием Господа, как морское дно», дабы и воспетое Ангелами славословие Богу, возвещающее земле мир, а в человеках благоволение ( Лк.2: 14 ), доказало силу ныне в глазах всех народов, что вечно сущий Бог есть наш общий Отец, а мы Его дети, промежду же собой все братия во Христе Иисусе, Господе нашем ( Гал.3:26–28 ). Единому премудрому Богу, Спасителю нашему, чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь! По окончании заседания конференции вечером еще держали вечерю Господню. 23-го мая, в воскресенье, до обеда собрание держали русские братья отдельно от немецких. После обеда опять держали собрание, и в заключение собрания брат Христиан Шмидт держал проповедь о пожертвовании на миссию. Доброхотного пожертвования оказалось 300 рублей. Глава III

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010