Как вся в целом Евхаристия в Новом Завете не может рассматриваться вне освещающего ее Воскресения, – что мы уже отмечали в других местах нашего изложения, – так и этот частный аспект Евхаристии в рамках Нового Завета может быть понят только через Воскресение. С тех пор как Воскресение осветило последнюю Вечерю, участие в смерти Христа неизбежно влечет за собой участие и в Его жизни. Для тех, кто увидел Воскресшего Христа, как ученики, разделившие с Ним трапезу ( Лк.24:30 и далее),– Крест и Погребение Господа становятся источником жизни. Это касается всех аспектов жизни Церкви, начиная с Крещения, которое вводит сразу и в смерть и в Воскресение Христа, вплоть до мученичества, которое, хотя и является участием в смерти Христа, именно из-за Воскресения становится событием, полным радости, и соучастием в жизни Христа Воскресшего. Таким же образом и в Новом Завете Евхаристия раскрывается как пища: «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа» ( Деян.2:46,47 ). Четвертое Евангелие пространно и ясно говорит об Евхаристии как о «хлебе жизни», но эта традиция присутствует и у Синоптиков и у апостола Павла. Достаточно трудно точно уяснить смысл выражения artos épiousios (переводимого часто как хлеб на каждый день или «хлеб наш насущный») из молитвы Господней, поскольку еврейский (или арамейский?) термин неизвестен, а греческий перевод чрезвычайно неясен. Однако имеются некоторые причины для того, чтобы считать, что это выражение имеет отношение к «евхаристическому хлебу». Кроме давней патристической традиции, понимающей под этим выражением саму Евхаристию, и древней литургической практики, согласно которой молитва Господня никогда не произносилась оглашаемыми, а только крещенными, то есть теми, кто имел право участвовать в Евхаристии; в самом Новом Завете также содержатся некоторые указания о связи молитвы Господней с Евхаристией. Так, четвертое Евангелие, не упоминая эту молитву, вместо нее приводит диалог между Иисусом и теми, кто Его просит давать им всегда «Хлеб Божий» (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

Мы плохо провели святую Четыредесятницу, и можем ли мы участвовать ныне в этой радости, ибо к радости зовёт нас Церковь – радостно сораспяться и умереть с Господом? Не поздно ещё, не поздно, иди, грядет Господь на вольную страсть. И настанет время, когда Святая Церковь поведёт нас от смоковницы, зачахшей за то, что она не приносила плода, на Тайную вечерю, на предательство в Гефсиманию, к Пилату и Ироду, затем на Голгофу и наконец, позовёт нас соучаствовать в погребении вместе с Иосифом и Никодимом (см.: Ин. 19:38–42 ). Свечи, которые мы держим вместе с ветвями-ваиями, говорят нам о том, что мы должны иметь зажжёнными светильники веры 331 , потому и крещаемые стоят со свечами не только во время Таинства, но и всю литургию. Итак, ныне, встречая Господа, будем иметь светильники наши зажжёнными, принесём Ему одежды наши нетленные, боготканные, а затем мы, люди Нового Завета, должны были бы не только в радости встречать Господа и петь вместе с отроками, но и принести Ему плоды душ наших – ветви добродетелей. Вот чему учит нас нынешний праздник, вот что значит жить со Святой Церковью и встречать Господа, идущего на страсть, вот что значит «днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси вземше крест Твой глаголем: благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних». Аминь. Беседа вторая Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе, победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне» 332 . Если мы верим, что Христос есть воистину победитель смерти и первенец из умерших ( 1Кор. 15:20 ), то это значит, что не только Христос воскрес, но и мы некогда воскреснем; веруя в воскресение Христово, мы веруем не в Его только, но и в наше воскресение. Господь сказал, что настанет день, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. ...и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения ( Ин. 5:25–29 ). Для всех настанет этот страшный, а вместе с тем и радостный день. Желаем мы этого или не желаем, все мы восстанем из гробов, вызванные словом Божиим от смерти в жизнь, все должны будем подчиниться этому закону, положенному в основу мироздания. Но для одних этот день будет днём величайшей радости, а для других днём ужаса и плача.      

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Надо дать лекарство. Лекарство нужно от смерти. Лекарством от смерти может быть только Бессмертие. Бессмертие имеет только Бог. Значит, Бог, бывший вдали, должен обрести жизнь внутри человека. «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру Я есмь хлеб жизни Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 27, 33, 35, 49–51, 53). Причастие Крови и Тела Христовых — вот лекарство от тления, разлившегося по всей нашей вселенной, то лекарство бессмертия, которое принес Спаситель. Христос позвал нас на «вечерю бессмертия» (св. Климент Александрийский. Строматы 7, 3). Сам Христос установил именно такой способ сообщения со своими учениками: не просто через проповедь, через молитвы или гимны, не просто через обряды — через Таинство Причастия Телу и Крови Христа. По верному слову св. Филарета Московского, «Господь установил Таинство и дал Свое Тело и Кровь не для того только, чтобы мы знали, что это Тело и Кровь, но чтобы приобщались» . Люди, которые говорят, что достаточно читать о Тайной Вечере и вспоминать о ней, люди, по уверению которых само Лекарство Бессмертия для нас сегодня недоступно, не поняли замысел Спасителя. Эти люди — протестанты: «Вечеря Господня дана Христом для воспоминания его страданий, смерти и цены выкупа» . Для протестантов «Вечеря Господня — служение, которое Иисус установил в память Своей смерти и в ознаменование Его грядущего царства» . Не к Вечности приобщает Причастие, не к Богу, но всего лишь к чисто человеческим воспоминаниям о прошлом и о будущем. Причастие не вырывает из-под власти времени, но заставляет лишь еще быстрее и безысходнее вращаться в его колесе… Исторически они неправы потому, что христиане древности, христиане первых веков понимали Евхаристию как реальное Чудо, а не как педагогический символ .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Надо дать лекарство. Лекарство нужно от смерти. Лекарством от смерти может быть только Бессмертие. Бессмертие имеет только Бог. Значит, Бог, бывший вдали, должен обрести жизнь внутри человека. «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий [...] хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру [...] Я есмь хлеб жизни [...] Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет [...] хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира [...] если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин. 6, 27, 33, 35, 49–51, 53 ). Причастие Крови и Тела Христовых – вот лекарство от тления, разлившегося по всей нашей вселенной, то лекарство бессмертия, которое принес Спаситель. Христос позвал нас на «вечерю бессмертия» (св. Климент Александрийский . Строматы 7, 3). Сам Христос установил именно такой способ сообщения со своими учениками: не просто через проповедь, через молитвы или гимны, не просто через обряды – через Таинство Причастия Телу и Крови Христа. По верному слову св. Филарета Московского , «Господь установил Таинство и дал Свое Тело и Кровь не для того только, чтобы мы знали, что это Тело и Кровь, но чтобы приобщались» 216 . Люди, которые говорят, что достаточно читать о Тайной Вечере и вспоминать о ней, люди, по уверению которых само Лекарство Бессмертия для нас сегодня недоступно, не поняли замысел Спасителя. Эти люди – протестанты: «Вечеря Господня дана Христом для воспоминания его страданий, смерти и цены выкупа» 217 . Для протестантов «Вечеря Господня – служение, которое Иисус установил в память Своей смерти и в ознаменование Его грядущего царства» 218 . Не к Вечности приобщает Причастие, не к Богу, но всего лишь к чисто человеческим воспоминаниям о прошлом и о будущем. Причастие не вырывает из-под власти времени, но заставляет лишь еще быстрее и безысходнее вращаться в его колесе… Исторически они неправы потому, что христиане древности, христиане первых веков понимали Евхаристию как реальное Чудо, а не как педагогический символ 219 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/protesta...

Откуда же берется слово «причастие»? Тоже из Нового Завета. Участвуя в Вечере Господней, христиане становятся причастны крестной жертве Христа, причем они участвуют в той самой Тайной Вечере – так верит и всегда верила Церковь . Кроме того, так проявляется их единство, сопричастность друг другу, и тот же апостол Павел писал: «один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор 10:17 ). Приходя к Богу, мы и к другим людям становимся ближе. Вечеря Любви постоянно упоминается и в апостольских посланиях. Она действительно творилась в воспоминание Господа, и прежде всего – в воспоминание Его жертвенной смерти. Павел писал: «всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» ( 1Кор 11:26–28 ). Слова апостола звучат несколько неожиданно. Может ли быть человек достоин того, чтобы принимать Тело и Кровь Господа? Строго говоря, ни при каких обстоятельствах. Но если обратиться к ближайшему контексту, станет ясно, что апостол Павел имеет в виду. Тогда, на заре церковной истории, многие события еще не обрели форму нынешних обрядов. Так и на Вечерю христиане собирались в то самое время суток, когда она и происходила изначально – вечером, после утомительного дня. Они приносили с собой еду, и кто-то из них был настолько голоден, что ему уже некогда было размышлять о смысле всего этого, а хотелось просто поскорее насытиться. Павел же настаивает, что всякий, приступающий к Вечере, должен хорошо представлять себе, в чем он участвует и что для него сделал Господь. Это слишком серьезно, и легкомысленное отношение к Вечере может быть, как он пишет, даже причиной болезни и смерти. В Ветхом Завете люди были уверены, что невозможно увидеть Бога и остаться в живых. Новый Завет дает им возможность сесть с Ним за один стол. Но это еще не значит, что отменяется дистанция между Богом и человеком, что человек может, образно говоря, открывать пинком дверь на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Протоиерей Иустин Ольшевский Слово перед святой плащаницей в Великий Пяток 6 (сказано 26 марта 1909 г. на архиерейском служении в полтавском кафедральном соборе) Вчера мы воспоминали Тайную Вечерю Господню. Из евангельских слов мы слышали о том, как Спаситель, помолившись Отцу Небесному над хлебом и вином, сказал: сие есть Тело Мое... сия есть Кровь Моя... сие творите в Мое воспоминание ( Лк.22:19–20 ). В апостольских словах мы слышали такое разъяснение: чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? ( 1Кор.10:16 ). Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет ( 1Кор.11:26 ). И потому в каждой нашей литургийной службе божественной не только исторически и нравственно вспоминается Тайная Вечеря, но таинственно воспроизводится самая Голгофская Жертва. В Святых Дарах мы имеем то самое Тело, которое страдало на Кресте, и ту самую Кровь, которая истекла из ребра Христова. А в нынешний день Великой Пятницы, в сей священный девятый час, неужели мы имеем пред глазами одно историческое воспоминание страданий и смерти нашего Спасителя и Господа? Нет, братия и сестры, христианство не есть одно учение и знание. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь, сказал Спаситель ( Ин.6:63 ). Христианство всегда есть сама жизнь. Самое высокое учение без соответственной жизни – ничто. Молитва наша без подобающего движения духа – также ничто. Каждая наша грешная мысль и чувство, каждое наше грешное слово и дело есть крест действительных страданий для Христа. Кто в грешном или равнодушном настроении души своей воспоминает священные события из жизни Спасителя, тот заключает Христа в холодный каменный гроб своего сердца. Но зато каждый покаянный вздох нашей души, каждый порыв нашей веры и любви к Спасителю есть действительное прославление Его Креста. Посредством веры и любви каменный гроб нашего сердца становится живоносным Его гробом. И потому в нынешний священный час верующий христианин действительно переживает величайшие мировые моменты торжества Божественной милости и правды.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Таков род ищущих Господа, ищущих лица Бога Иаковлева! Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь Славы! Кто сей Царь Славы? Господь Крепкий и Сильный, Господь, Сильный в брани. Поднимите, врата, верхи ваши, и откройтесь двери вечные, и войдет Царь Славы! Кто сей Царь Славы? Господь Сил, Он - Царь Славы. Псалом 115 Я веровал и потому говорил: " Я сильно сокрушён " . Я сказал в исступлении моем: " Всякий человек - ложь " . Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? Чашу спасения приму, и имя Господне призову. Обеты мои исполню Господу пред всем народом Его. Дорога в очах Господних смерть святых Его. О, Господи! Я раб Твой, я раб Твой и сын рабыни Твоей. Ты разрешил узы мои. Тебе принесу жертву хвалы и имя Господне призову. Обеты мои исполню Господу пред всем народом Его, во дворах дома Господня, посреди Тебя, Иерусалим! Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и всегда и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Поклон с крёстным знамением) Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Поклон с крёстным знамением) Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Поклон с крёстным знамением) Беззакония мои прости, Господи, от Девы родившийся, и сердце моё очисти, делая его храмом пречистому Твоему Телу и Крови. И не отринь меня от Твоего лица, Имеющий бесконечно великое милосердие! Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Как дерзну я, недостойный, на причащение святынь Твоих? Если я отважусь приступить к Тебе с достойными, то одежда обличит меня, ибо она не такая, в какой идут на Вечерю, и я причиню осуждение многогрешной душе моей. Очисти, Господи, скверну души моей и спаси меня, как Человеколюбец. И ныне и всегда и во веки веков. Аминь. Велико множество моих прегрешений, Богородица! Я прибег к Тебе, Чистая, с молитвой о спасении. Склони, единая Благословенная, взор на мою болеющую душу и моли Сына Твоего и Бога нашего простить мне худые дела, которые я совершил. (Когда славные ученики просвещались на Вечери при омовении, тогда нечестивый Иуда, одержимый сребролюбием, омрачился: Тебя, праведного Судию, он предает судьям беззаконным. Собиратель богатств, смотри на удавившегося из-за них! Избегай жадности: вот что жадный дерзнул сделать с Учителем. Господи, всех превосходящий милостью, слава Тебе!) Господи, помилуй. (40 раз) . (И поклоны, сколько хочешь).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Я уверовал, потому стал говорить; но я был унижен сильно. И сказал я в омрачении моём: “Всякий человек — лжец”. Что воздам я Господу за всё, что Он воздал мне? Чашу спасения приму и имя Господне призову, обеты мои Господу воздам пред всем народом Его. Драгоценна пред Господом смерть святых Его. О Господи, я — раб Твой, я — раб Твой и сын рабыни Твоей. Ты разорвал узы мои, Тебе принесу жертву хвалы и во имя Господне воззову, обеты мои Господу воздам пред всем народом Его, во дворах дома Господня, посреди тебя, Иерусалим. Слава, и ныне: Аллилуия. (Трижды с тремя поклонами) Тропари , глас 8й Беззакония моя презри, Господи, от Девы рождейся, и сердце мое очисти, храм то творя пречистому Твоему Телу и Крови, ниже отрини мене от Твоего лица, без числа имеяй велию милость. Беззакония мои презри, Господи, от Девы рожденный, и сердце моё очисти, делая его храмом пречистого Твоего Тела и Крови; не отринь меня от Твоего лица, имеющий безмерно великую милость. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Во причастие святынь Твоих како дерзну [вниду], недостойная? Аще бо дерзну к Тебе приступити с достойными, хитон мя обличает, яко несть вечерний, и осуждение исходатайствую многогрешней души моей. Очисти, Господи, скверну души моея, и спаси мя, яко Человеколюбец. На причащение святынь Твоих как дерзну я, недостойная? Ведь если осмелюсь подойти к Тебе с достойными, одежда меня обличает, – ибо не в такой идут на вечерю, и получу осуждение многогрешной души моей. Очисти, Господи, скверну души моей и спаси меня, как Человеколюбец. И ныне, и присно, и во веки веков, аминь. Многая множества моих, Богородице, прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требующи: посети немощствующую мою душу, и моли Сына Твоего и Бога нашего, дати ми оставление, яже содеях лютых, Едина благословенная. Бесчисленно множество моих, Богородица, согрешений, – к Тебе я прибегла, Чистая, нуждаясь в спасении. Воззри милостиво на немощную мою душу и ходатайствуй пред Сыном Твоим и Богом нашим, да будет мне дано прощение соделанных мною согрешений тяжких, единая Благословенная.

http://azbyka.ru/molitvoslov/posledovani...

10. Господь наш, сладчайший Иисус, зная, что если человек не стяжет беспопечения относительно всего, то ум его не может взойти на крест, заповедал оставить все, с чем свыкновение и встреча низводит ум со креста. Почему, когда некто подошел к Нему и сказал: Иду по Тебе, Господи, но прежде позволь мне сходить распорядиться тем, иже суть в дому моем, возлюбленный наш Иисус, зная, что, если он увидит то, опять склонится сердце его к тому и разные там случайности как бы по праву удержат его, возбранил ему сходить, сказав: Никтоже возложь руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в Царствие Небесное (Лк.9:61–62). (После же притчи о браке сына царева, в коей сказывал Он) как (царь) сотворил вечерю для сына своего, и посылал рабов своих звать званых, а те по любви, какую имел каждый к миру, не могли придти, сказал Он с печалию: Аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит отца своего, и матерь, и жену, и чад, и братию, и сестр, еще же и душу свою, не может Мой быти ученик (Лк.14:26). Сие говорит Он, научая нас, что желающий внити в Царствие Его, если прежде не положит в себе ненавидеть все, влекущее сердце к миру, не может войти в Царствие, которого возжелал. А внушая нам не полагаться на одну веру без действования по ней, Господь сказал, что царь, вошедши видети возлежащих, виде ту человека не оболчена во одеяние брачное и повелел бросить его во тьму кромешную (Мф.22:11–13). Входят по имени христианскому, а извергаются вон по неимению дел (христианских). Так и апостол, зная, что никто не может любить вместе и то, что Божие есть, и то, что от мира сего есть, писал к Тимофею, чаду своему, говоря: Никтоже воин бывая обязуется куплями житейскими, да воеводе угоден будет. Аще же и постраждет кто, не венчается, аще незаконно мучен будет (2 Тим.2:4–5). Воодушевляя же его надеяться, что не погибнут труды его, говорил он ему: Труждающемуся делателю прежде подобает от плода вкусити (2 Тим.2:6). А пиша к другим некиим, говорил он: Не оженивыйся печется о Господних, како угодити Господеви: а оженивыйся печется о мирских, како угодити жене (1 Кор.7:32–33). Таковый пекущийся услышит страшный глас, глаголющий: Вверзите (его) во тму кромешную: ту будет плач и скрежет зубом (Мф.22:13).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

10 апостол говорит о людях, которые сидят «за столом в капище». В 9:4 спрашивает: «или мы не имеем власти есть и пить?» и затем рассуждает подробно и об этом предмете. В 10 главе говорит об евреях, которые «все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие» (2:3). Мы видим, что речь об этом предмете, перемешиваясь с речью о других предметах, продолжается до конца 10 главы. В начале 11-й она прерывается; но с 20 стиха той же главы она снова возобновляется. Здесь апостол говорит, что когда коринфяне собираются в одно место на вечерю, то последняя у них не по надлежащему совершается. «Ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве нет у вас домов на то, чтобы есть и пить?». Затем апостол говорит об установлении вечери Господней и заканчивает свою речь словами: «а если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение» (ст. 34). Всю эту речь апостола можно было бы обозначить одним кратким греческим выражением: τ σωματικ– телесное, или относящееся к телу. Если так, то нам было бы еще понятнее, почему он говорит далее о τ πνευματικ, противополагая свою дальнейшую речь предыдущей. Такими выражениями он, по-видимому, хочет обозначить две стороны христианских вечерей любви: одна из этих сторон вещественная, внешняя, заключавшаяся преимущественно во вкушении пиши, хотя бы это была и духовная пища, и в питии, хотя бы это было и духовное питие: другая – духовная, заключавшаяся в учении, молитве, славословиях, песнопениях и проч. В тогдашней языческой греческой жизни встречаем аналогии этим христианским вечерям любви и их внешней и внутренней сторонам. Так как предмет этот довольно важен, то позволим себе несколько подробнее на нем остановиться. Происхождение агап приписывают «попытке первых христиан установить общее имущество; и след этого остался в вечерях любви. Когда этот обычай есть вместе и отдавать деньги в общую кассу перешел из Палестины в Грецию, то нашел здесь сродную себе почву.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010