Иисус был распят в пятницу в первой половине апреля (это мог быть 30-й или 33-й гг.), а предшествовавший этому вечер был одним из самых трогательных вечеров, которые когда-либо могут случиться в жизни. Христос знал, что его ждет предательство, арест, судебное следствие и смерть через распятие, в то время как его ученики об этом даже не догадывались. Ввиду грядущих событий он собрал двенадцать учеников, которые думали, что они будут просто праздновать еврейскую Пасху. Ученики Иисуса не понимали, что, созвав их вместе, Иисус не только планировал отпраздновать с ними событие, напоминавшее им о прошлом избавлении, но и установить для них знак будущего избавления, того избавления, которое он совершит через свою смерть и воскресение. Установленная Иисусом церемония в тот вечер имеет разные названия: вечеря Господня, обедня, евхаристия (что по-гречески значит «благодарение») или просто причастие. Впрочем, тогда ученики не знали, что это будет их последняя трапеза, которую они разделят с Иисусом перед его казнью. Они не предполагали, что его ждет смерть, хотя будь они внимательней к сказанному им ранее, такое развитие событий не застало бы их врасплох. 11 Учитывая, что Иисус знал о грядущих событиях наперед, в отличие от учеников, царившая в тот вечер атмосфера в верхней горнице была довольно мрачной. Каждое слово, которое он произносил, каждое действие, которое он совершал, было переполнено значением, которое ученики по большому счету не понимали. Лишь вспоминая позднее этот вечер, они смогли осознать полное значение того, что сказал и сделал Иисус. О событиях того вечера можно найти в разных местах Нового Завета. В Мф.26 , Мк.14 и Лк.22 описано последовательно происходящее: Иисус установил вечерю Господню в горнице, покинул своих учеников на время молитвы в Гефсиманском саду, был взят там под стражу и уведен обратно в город для судебного разбирательства. В отличие от трех других евангелий, в Евангелии от Иоанна описана лишь малая толика того, что Иисус совершил (например, Иоанн не упоминает о том, что Иисус молился в саду или что он установил вечерю Господню), но зато там есть гораздо больше речей Иисуса. Слова Иисуса, запечатленные тем, кто знал, что ему надлежало умереть не своей смертью, полны смысла и представляют собой окно в саму суть или душу христианской веры. Записанные в Ин.13–17 слова стали одним из основополагающих отрывков для ранней церкви, которая стремилась постичь значение христианской вести и передать ее остальным людям. В этой главе мы подробно поговорим об этом библейском отрывке.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

Скачать epub pdf Глава 12 1. Вечеря в Вифании 1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. 2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. 3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. 4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: 5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? 6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имелпри себе денежный ящик и носил, что туда опускали. 7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. 8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. 9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. 10 Первосвященники же положили убить и Лазаря, 11 потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. Рассказ о вечере в Вифании присутствует также в Евангелиях от Матфея и Марка ( Мф. 26:6–16 ; Мр. 14:3–9 ). Женщина, помазавшая Иисуса миром в то время, как Он возлежал на вечери, у Иоанна она отождествляется с Марией, сестрой Лазаря; у Матфея и Марка остается безымянной. С другой стороны, многие исследователи указывают на параллели между повествованием Иоанна о вечере в Вифании и рассказом Луки о жене-грешнице ( Лк. 7:37–38 ). Согласно одной из весьма распространенных в науке версий, Иоанн описывал тот же случай, что и Марк и Матфей, однако некоторые детали заимствовал у Луки. Эта версия, впрочем, не объясняет, почему у Иоанна вечеря в Вифании происходит за шесть дней до Пасхи. Литургический календарь древней Церкви, в котором события последней недели земной жизни Иисуса выстроены в единую цепь, помещает вечерю в Вифании на Великую Среду, тогда как событием, непосредственно предшествующим Входу Господню в Иерусалим, оказывается воскрешение Лазаря. Выстраивая события подобным образом, древняя Церковь скорее ориентировалась на хронологию Матфея и Марка, согласно которым рассказ о вечере в Вифании следует за упоминанием двухдневного срока, остающегося до пасхи. А за шесть дней до Великой Пятницы – дня распятия Иисуса Христа – празднуется Лазарева суббота, связанная с воспоминанием не о вечери в Вифании, а о воскрешении Лазаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Божественная литургия — самое важное богослужение Самое важное богослужение — это Божественная литургия. На ней совершается великое Таинство — преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню и Причащение верных. Литургия в переводе с греческого означает совместное дело. Верующие собираются в храм для того, чтобы вместе “едиными устами и единым сердцем” прославить Бога и причаститься Святых Христовых Таин.Подробное объяснение Божественной Литургии, фотографии основных моментов службы, песнопения Литургии в mp3 4 декабря, 2005 Самое важное богослужение — это Божественная литургия. На ней совершается великое Таинство — преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню и Причащение верных. Литургия в переводе с греческого означает совместное дело. Верующие собираются в храм для того, чтобы вместе “едиными устами и единым сердцем” прославить Бога и причаститься Святых Христовых Таин.Подробное объяснение Божественной Литургии, фотографии основных моментов службы, песнопения Литургии в mp3 Содержание статьи Самое важное богослужение — это Божественная литургия. На ней совершается великое Таинство — преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню и Причащение верных. Литургия в переводе с греческого означает совместное дело. Верующие собираются в храм для того, чтобы вместе “едиными устами и единым сердцем” прославить Бога и причаститься Святых Христовых Таин. Так они следуют примеру святых апостолов и Самого Господа, которые, собравшись на Тайную вечерю накануне предательства и крестных страданий Спасителя, пили из Чаши и ели Хлеб, которые Он им давал, благоговейно слушая Его слова: “Сие есть Тело Мое…” и “Сие есть кровь Моя…”. Божественная литургия Христос заповедал Своим апостолам совершать это Таинство, а апостолы научили этому своих преемников — епископов и пресвитеров, священников. Первоначальное название этого Таинства Благодарение — Евхаристия (греч.). Общественное богослужение, на котором совершается Евхаристия, называется литургией (от греч. литос — общественный и эргон — служба, дело). Литургию называют иногда обедней, так как ее положено совершать обыкновенно от рассвета до полудня, то есть в предобеденное время.

http://pravmir.ru/bozhestvennaya-liturgi...

Скачать epub pdf Толкование на Евангелие от Иоанна в неделю Ваий (Ин.12:1–18) Светлое и славное ныне совершается празднество входа во Иерусалим Господа нашего Иисуса Христа. При совершении сего Богославного входа не было ни искусственных убранств, ни повелительных приуготовлений, ни ради страха поклонений, ниже других каких действий, каковые были чинимы древними Римскими военачальниками тогда, когда, возвращаясь победителями, торжественно входили в царственные грады: но были токмо естественная простота, самопроизвольное почитание, душевное благоговение, пророчеств Божеских исполнение. Иисус, воссед на жребяти осли, вшел во Иерусалим, да тако исполнит бывшее о Нем таинственное проречение: множество же народа, и как жители Иерусалимские, так и пришедшие для праздника Пасхи, услышав, яко грядет Иисус, прияв не медля в руки свои ваия от финик, обратясь вышли на сретение Ему, велегласно взывая: «осанна, благословен грядый во имя Господне Царь Израилев»! ( Ин.12:13 ) И иные из них постилали свои одежды на пути; другие же древесными ветвями устилали землю, по которой надлежало проходить Иисусу. Иные, заходя наперед, а иные, последуя Ему, взывали: «осанна Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних!» Иные же вопияли: «благословенно грядущее Царство, во имя Господа, отца нашего Давида: осанна в вышних»! ( Мк.11:10 ) И множество учеников Его, когда Иисус приближался уже к нисхождению с Елеонской горы, возвышали все глас и славословили Его, глаголюще: «благословен грядый Царь во имя Господне! мир на небеси и слава в вышних!» Также и незлобивые отроки, когда Он, пришед во Иерусалим, вшел во храм, взывали: «осанна Сыну Давидову!» Лазарево воскресение и преславное вхождение Господа Иисуса Христа во Иерусалим воспалили зависть у Архиереев, Фарисеев и старейшин народа; почему за сим последовали страдание Его, крест, смерть, – нашего спасения посредствия. Повествует же о сем ныне чтенное Евангелие, начинающееся так: Ин.12:1–2 .  «Прежде шести дний пасхи, прииде Иисус в Вифанию, идеже бе Лазарь умерый, егоже воскреси от мертвых. Сотвориша же Ему вечерю ту, и Марфа служаше. Лазарь же един бе от возлежащих с Ним.»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Достолюбезные отроки и юноши! Вчера вы сподобились величайшего дара Божия. Вы были на трапезе Господней, вкусили хлеба небесного и пили чашу жизни и удостоились принять в Св. Тайнах самого подателя и источника жизни, Господа Иисуса Христа. От души приветствуя и поздравляя вас с этою великою милостию Господнею, сознаю долг и ощущаю потребность несколько побеседовать с вами по случаю приятого вами великого дара благодатного. Я не был вашим отцом духовным, не видел степени вашего сердечного сокрушения о грехах, степени углублении во внутренний мир своей души и совести, степени серьезности и благоговения накануне величайшего из христианских таинств, совершившегося над вами. И по тому единому Господу сердцеведцу да вашей собственной совести известен тот подлинный смысл и характер, каким отозвалось в нравственном строе вашем приобщение Св. Христовых Таин. Одно только знаю, что несмотря на единство дара, преподаемого людям на трапезе Господней, неисчислимо разнообразны плоды его и следствия для причастников, соответственно разнообразию их сердечных настроений и нравственной восприемлемости. Могу предполагать и в вас это разнообразие, несмотря на общность условий, среди которых вы живете и воспитываетесь, и на юный возраст, который больше или меньше всех вас уравнивает как в достоинствах, так и в недостатках нравственных. Знаю еще то, что каким бы кто из вас ни сознавал себя в настоящую минуту, но ни для кого не прошел и не пройдет, бесследно суд Господень, на котором вы искали милости и прощения у Господа пред лицем свидетеля его, не останется без значения то дерзновение, с которым вы, по праву оправданных на милостивом суде Господнем, приобщались плоти Христа и пили кровь его. Но знаю и то наконец, что совести нашей вообще естественно ужасаться величия дара, к которому усиленно зовет и привлекает нас сам Господь устами св. церкви, не смотря на наше недостоинство, на бедность и ничтожество наших добрых дел, и может быть даже на боязливое нежелание идти на вечерю Господню с такой неприготовленностью. По тому, что знаю, и буду говорить с вами; но не для того, чтобы устрашить и нагнетать вашу юношескую совесть и судить вас за ваши немощи, а чтобы помочь установиться вам на том спасительном пути, на который хотела вас поставить св. церковь в прошедшую неделю вашего говения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

179. Слово на память Святителя Алексия, в субботу первыя недели Великаго поста (Говорено февраля 12; напечатано в Твор. Св. Отц. 1844 года и в собраниях 1844 и 1848 гг.) 1844 год И рече к ним: желанием возжелех сию пасху ясти с вами. ( Лyk. XXII. 15 ). Одною из принадлежностей праздника обычай полагает праздничную трапезу. Празднику духовному духовная и трапеза, без сомнения, преимущественно приличествует. Но и телесной праздничной трапезы не отвергает праздник, даже духовный: потому что мы не безтелесны; потому что нас учат «прославлять Бога», не только «в душах», но «и в телесех» наших, и, «аще ямы, аще пием», и сие «в славу Божию творити» ( 1Kop. VI. 20, X:31 ). Была некогда, и ныне есть, торжественная трапеза, телесная, только не просто телесная, которой желал вкусить, и не стыдился изъявить сие желание даже Неимеющий нужды ни в какой трапезе, потому что Сам дает «пищу всякой плоти» ( Ncaл. CXXXV. 25 ). «Желанием, – говорит, – возжелех сию пасху ясти с вами». Ныне мы празднуем блаженную память Святителя и Чудотворца Алексия. Какою же трапезою почтим сей праздник? Попечению о трапезе телесной не противоречит ли постное время? Трапезе духовной не воспрепятствует ли наша духовная скудость? – Затруднение прекращает сей же самый чин церковных времен, который ныне преимущественно вам открывает торжественную, не только духовную, но и Божественную трапезу, и конечно нет другаго дня в году, в который бы столь многие, присные Богу, наслаждались Божественною трапезою, как в нынешний. По увещанию Евангельскому не станем «пещися и молвити о мнозе» ( Лук. Х. 41 ): но, как добродушно угощенные весело беседуют, обращаясь наипаче к угостителю; так и мы со всеми приобщившимися ныне трапезы Господней, и радостною мыслию, и благодарным сердцем, и прославляющим словом, да обращаемся к Великому Угостителю, Который воистинну «сотвори вечерю велию, и зва многи» ( Лyk. XIV. 16 ). И те, которые не последовали еще сему зову, да слышат наше радостное исповедание, и да поревнуют нашему благополучию: да приидут, и «вкусят, и видят, яко благ Господь» ( Ncaл. XXXIII. 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

1877 Поучение в навечерие Рождества Христова 33 Христос с небес, срящите (Ирмос праздника) Братья! Давно уже мы слышим эти слова церковной песни: Христос с небес, срящите. А завтра у нас и тот день, к которому так долго приготовляла нас Святая Церковь наша. Но приготовились ли мы к тому, чтобы достойно встретить праздник Рождества Христова и сретить Самого родившегося Господа? По-видимому приготовились, потому что много мы в эти последние дни заботились о том, чтобы купить что нужно к празднику для дома, вымыть и убрать свои жилища, приготовить себе новое праздничное платье и запастись лишними деньгами на нужды и расходы праздничные. Иные же, богатые, быть может, немало заботились и о том, чтобы устроить на праздник повеселее вечерок и поприятнее провести все время праздничное. В этом едва ли не состоит и все наше приготовление к такому великому празднику и сретению родившегося Господа. Но заботясь о приготовлении к празднику многоразличных яств и питий, позаботились ли мы, прежде всего, о том, чтобы приготовить к празднику пищу и питие для души своей? Вымывая и украшая к празднику свои жилища, позаботились ли мы о том, чтобы покаянием и слезами омыть греховную скверну души своей, очистить свое сердце от всех похотей лукавых и украсить свою душу добродетельным житием? Приготовляя новые одежды для своего тела, позаботились ли мы хоть сколько-нибудь об одеянии души своей, подумали ли мы о том, чтобы своими делами милости ради праздника прикрыть греховную срамоту души своей? Запасаясь деньгами на нужды и расходы праздничные, запаслись ли вместе с тем усердием к молитве, богомыслию и благотворительности? Готовясь на праздник встречать и угощать званых и незваных гостей, приготовились ли мы встретить в своих домах со всем усердием и благоговением великого Гостя, Самого родившегося Господа под символом животворящего Креста Его, приносимого служителем алтаря от престола Господня? Задумывая устраивать вечера и пиршества для своих родных и знакомых во время праздников, подумали ли мы о том, чтобы устроить в своем доме вечерю для Самого Господа в лице меньшей братии Его? Намереваясь повеселее и поприятнее провести наступающее праздничное время, вспомнили ли мы о том, что среди нас есть немало таких несчастных, которые, быть может, и в эти великие дни не будут осушать глаз своих от слез, стоная под тяжестью нищеты, болезни, старости или какой-нибудь скорби душевной, и подумали ли мы о том, как бы ради таких великих дней хоть одному из этих несчастных отереть слезы?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Библия, изложенная для семейного чтения. Сошествие Святого Духа Избрание апостола Матфия Схождение Святого Духа на апостолов Итак, дело Иисуса Христа на земле совершено и, совершив его, Господь вознесся на небо, в вечное Царство Свое. Вознесся Он от мира земного, но не покинул его, а продолжает пребывать в нем посредством Посланного Им ходатайствующего за людей Духа Утешителя, вдохновляющего последователей Христа исполнять и проповедовать волю Его. Кровь Божественного Искупителя омыла падшее человечество и возвратила его в утраченный рай, на лоно Предвечного Небесного Отца, восстановить и утвердить навеки общение с Ним, нарушенное первобытным грехом. И «не остались сиротами» видевшие Христа восходящим от них на небо, помнили они отрадные слова Его, что Он с ними «во все дни до скончания века» (ср. Ин. 14, 18. Мф. 28, 20). Пребывая все вместе, с радостной верой ожидали они пришествия обещанного им Духа Утешителя, Который просветит их и научит творить заповеданное им дело Господне. Возвратясь в Иерусалим с горы Елеон, избранные одиннадцать учеников Иисуса Христа: Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот и Иуда, брат Иакова, — взошли в горницу на горе Сион (по преданию, ту самую, где Господь совершил Тайную Вечерю). «Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его». «И в те дни Петр, став посреди учеников, властно сказал (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего; но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его; и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть земля крови. В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да приимет другой (см. Пс. 68, 26; 108, 8).

http://pravoslavie.ru/3174.html

Божественная литургия у нового храма московского Сретенского монастыря ФОТОРЕПОРТАЖ 15 марта в среду третьей седмицы Великого поста в день явления Державной иконы Божией Матери на паперти нового храма Воскресения Христова и Новомучеников Церкви Русской в Сретенском монастыре была совершена литургия Преждеосвященных Даров. Богослужение прошло под открытым небом у подножья прекрасного собора на Большой Лубянке – месте страдания тысяч христиан. Внутри собора, освящение которого еще впереди, заканчиваются отделочные работы. Дата первого богослужения неслучайна. Когда начиналось строительство храма, планировалось совершить в нем первое богослужение именно в этот день – день столетия трагических событий русской Смуты. 2 марта 1917 года (15 марта по новому стилю) заговорщики принудили государя-страстотерпца Николая II к отречению. Спустя сто лет мы встречаем этот день осмыслением пройденного пути, своей истории, прославлением Новомучеников и Исповедников Христа Спасителя. Святейший Патриарх Кирилл благословил освящение нового храма на праздник Вознесения – 25 мая 2017 года. В этот день будет отмечаться и десятилетие воссоединения Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. Именно на Вознесение десять лет назад был подписан документ о каноническом общении. Но Святейший Патриарх благословил, как и было намечено, совершить первую литургию 15 марта на специально устроенной для богослужений паперти нового собора. Две тысячи православных христиан собралось в этот вечер на Тайную Вечерю Господню. Священники с трудом успели исповедовать всех, готовившихся к Причастию. Богослужение возглавил наместник Сретенского монастыря епископ Егорьевский Тихон в сослужении духовенства обители. За богослужением пел хор Сретенской семинарии. Теплая для марта месяца погода сопровождала это радостное событие. После богослужения братия монастыря предложили для всех присутствующих трапезу. И никто не отказался: ведь большая часть пришедших на вечернюю литургию постились с полуночи.

http://pravoslavie.ru/101889.html

Вечеря Царства (Евхаристия и эсхатология) Блаженны званые на брачную вечерю Агнца. ( Откр. 19:9 ).   Эсхатологическая тема – одна из важнейших для современной христианской богословской и философской мысли. При этом образ размышлений о скором конце мира может существенно варьироваться: от богословски глубоких и вдумчивых до «развлекательно-бульварных», с обязательным вычислением «дня и часа» Второго Пришествия. Еще одна важная для христиан XX столетия тема, к которой все чаще обращается церковная мысль, – Евхаристия. Однако проблема соотнесенности понятий Евхаристической Жертвы и эсхатологической перспективы, таинственная и неразрывная внутренняя связь между ними, увы, привлекает наше внимание не так часто. Тем более важно хотя бы кратко обозначить такую связь, задавшись вопросом (в свете церковного учения и писаний Святых Отцов) о смысле и месте Евхаристической Жертвы в реальности грядущих нового Неба и новой Земли. Во всем ли согласны здесь друг с другом Святые Отцы? Порой в их сочинениях обнаруживаются некие внешние противоречия. Так, например, в писаниях блаженного Феодорита говорится, что по Пришествии Господнем во славе не будет уже потребности в назнаменующем тело хлебе 65 , но в то же время утверждается, что приносимая нами Евхаристическая Жертва не временная, но вечная 66 . И все же противоречие это мнимое. И дело даже не в том, что область эсхатологии прикровенна и таинственна, и не в том, что Церковь целомудренно никогда не решалась высказывать излишне конкретных суждений о реалиях того часа, время наступления которого сокрыто даже от ангелов. Просто Кирский епископ свидетельствует о том, что в эсхатологической перспективе бытия Церкви для нас сделается доступным в богооткровенной полноте то, что ныне (не смотря на всю свою живую реальность) мы можем воспринимать лишь как «образы» грядущего. В жизни будущаго века эти знамения и образы, все преходящее, все формы бытия, помогающие нам сегодня постигать истину, – должны исчезнуть, миновать, остаться за пределами вечности – во временном прошлом. И здесь уместно задаться вопросом о новозаветном смысле понятия «образ».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/po...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010