И утверждая именно такое понимание слова «недостойно», Павел резюмирует: «Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем». (11:29). Т.е. не рассуждают об отданном за братьев своих Теле Христовом, удобно и изобильно насыщаются. И равнодушно смотрят на голодающих. И могут унижать неимущих. Это христиане? Да, к несчастью, – это христиане. И такая их еда и питие не останутся без последствий. Ведь они едят и пьют при Вечере Господней. Что же они пьют – чашу Нового Завета? Нет, конечно. Они пьют «осуждение себе». Это не пустое слово, не угроза апостола, этот приговор невидимо совершается над нами: «Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает» (11:30). Ужасно? Нет, естественно. Ведь речь идет о еде, о Теле Господнем, о Новом Завете. И недостойность поведения тоже сказывается телесным образом. Вместо того, чтобы стяжать «благодать в теле» (прп. старец Силуан), получают слабости и болезни, которые ведут к смертным случаям. Вывод Павла мы помним: надо судить самих себя, чтобы не быть судимыми от Господа. Но есть второй вывод из всего сказанного: «Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите. А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду» ( 1Кор.11 –34 ). Ведь все сказанное относилось к Вечери Господней! Как же серьезно относился к ней Павел! Для него, как и для всей Церкви в то время немыслимо было бы себе представить, что можно справлять Вечерю без общей трапезы. Взять и преломить хлеб – это было только начало. Затем должно было воочию наступать соборное единение всех братий. И только в конце «после вечери» шла в круговую чаша евхаристического вина. Нарушить этот порядок, значит нарушит сам смысл таинства. Поэтому зажиточный человек со своей едой должен «ждать» пока последний бедняк не придет после своей тяжелой дневной работы. А если ему трудно ждать, если он голоден – пусть ест дома! Но не разрушает единство Церкви. Ибо Вечеря – воплощение Церкви! Сделаем теперь выводы из всего сказанного.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Когда христианин все упование свое возложит на Бога, тогда душа его освобождается от искушений. «Верен Бог, который не попустит вам, – пишет апостол, – быть искушаемым сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так, чтобы вы могли перенести» (10:13). Чаша благословения. «Чаша благословения, которую благословляем – говорит св. Павел, – не есть ли причащение крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все приобщаемся от одного хлеба» (10:16–17). И здесь уже не должно быть никакой двойственности. Раз ты стал христианином и участником «трапезы Господней», ты уже не должен принимать участия в греховных пиршествах, ничего общего с христианской верой не имеющих. «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и трапезе бесовской», восклицает св. Павел (10:21). Житейские компромиссы уничтожают силу христианина. Порядок в Церкви . До сведения ап. Павла дошли слухи, что в Коринфской церкви во время собраний бывает много разделений и споров. На это апостол отвечает, что разномыслие еще не беда, оно может породить и полезное, т. к. в столкновении различных мнений могут «открыться между вами искусные» (11:19). Но беда, если в Церкви начинается беспорядок... «Вы собираетесь так, что это не значит вкушать вечерю Господню. Ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете Церковь Божию?.. Что сказать вам? Похвалить ли вас за это? Не похвалю» (11:20–22) ... «Собираясь на вечерю, друг друга ждите» (11:33). В церковных собраниях все должно совершаться по чину и порядку. Упрек ап. Павла коринфянам касался «вечерней любви» (агапы), которые были преддверием таинства Евхаристии (см. Деян. 2:44–46 ). Учение ап. Павла о таинстве Евхаристии . Св. ап. Павел говорит, что ему Сам Господь Иисус Христос открыл, как совершается таинство Евхаристии и как к нему надо приступать верующим.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Остается сказать, что установившиеся в век апостольский духовные связи вечери Господней с воспоминанием Страданий и Воскресения Христова как Новой Пасхи определили дальнейшее положение Евхаристии в Церкви. В течение почти двадцати столетий она сохраняет значение главного богослужения воскресного дня и праздника Пасхи. В литургии Восточной Православной Церкви ее эсхатологический характер особенно ярко проявляется в тот момент, когда священник по приобщении Святых Даров молится: «О, Пасха велия и священнейшая, Христе! О, Мудросте и Слове Божий и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего» 39 . Совершалась вечеря Господня «по домам» ( Деян. 2:46 ) в связи с обычной трапезой ( 1Кор. 11:21–22 ). Пример Самого Христа, соединившего Тайную вечерю с пасхальной трапезой, служит прямым основанием апостолам и их первым последователям к сохранению такого порядка 40 . То обстоятельство, что Иисус Христос соединил Тайную вечерю с пасхальной, а не с какой иной трапезой, не могло составлять затруднения для совершения вечери Господней с обычной трапезой. Дело в том, что преломление хлеба и чаша благодарения не являлись принадлежностью исключительно пасхального стола. Преломление хлеба с произнесением соответствующего благословения полагалось при всяком вкушении пищи 41 . Также полагалась в конце трапезы чаша благодарения, и если число сотрапезников – взрослых мужчин – было не менее трех, то произносился зиммун 42 . Апостол Павел, касаясь принятия христианами пищи, соединяет его с благодарением Бога: «Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит ( εχαριστε) Бога " ( Рим. 14:6 ). «Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю ( ευχαριστ)? Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» ( 1Кор. 10:30–31 ). Он предупреждает христиан против лжеучителей, «запрещающих… употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением ( μετ ευχαριστας), ибо всякое творение Божие хорошо и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением ( μετ εχαριστας), потому что освящается словом Божиим и молитвою» ( 1Тим. 4:3–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Посему жена и должна иметь на голове знак подвластия, ради Ангелов. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, о Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж чрез жену (от жены рожден); – и все – от Бога. Рассудите сами, достойно ли жене творить молитву с непокрытой головой? Не сам ли природа учит вас, что, если муж растит волосы, это бесчестие для него, но, если жена растит волосы, это ей честь, так как рощение волос дано ей покровом. А если бы кто захотел спорить о сем, то нет такого обычая ни у нас, ни в церкви Божией. О вечере Господней Но говорю все это вам в наставление. И не хвалю вас, потому что собрания ваши не на лучшее приводят, но на худшее. Слышу, во-первых, что, когда сходитесь вы в церковь , бывают между вами разделения, чему отчасти и верю. Правда, надобно быть и разномыслиям между вами, чтобы открылись в среде вашей испытанные люди. И когда собираетесь вы вместе, так бывает, как недостойно вкушать вечерю Господню. Всякий спешит прежде других снедать и справлять свою вечерю, так что иной голоден, а другой упивается. Разве нет у вас домов своих, где бы есть и пить? Или небрежете о церкви Божией и уничижаете неимущих? Что сказать вам? Похвалить ли вас за то? Не похвалю. Ибо я принял от Господа, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, когда предан был, прияв хлеб и воздав благодарение, преломил, и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вы ломимое: сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу, после вечери, сказав: сия чаша Новый Завет есть в Моей Крови – сие творите всегда, как будете пить, в Мое воспоминание. Так всякий раз, когда ядите хлеб сей и пиете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе ОН приидет. Посему, кто яст хлеб сей или пиет чашу Господню недостойно, повинен будет Телу и Крови Господней. Итак да испытывает себя человек (в сердце своем) и лишь так яст от хлеба сего и от чаши сей пиет. Ибо кто яст и пиет недостойно, суд себе (осуждение) яст и пиет, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и не мало усыпающих.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

13 Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытой головой? 14 И не сама ли природа нас учит, что если муж отпускает волосы, для него это – бесчестие, 15 а жена, если отпускает волосы, для неё это слава, потому что волосы даны ей вместо покрывала? 16 Если же кто думает спорить, то мы такого обычая не имеем, ни церкви Божии. 17 Но, давая предписание, я за то не хвалю, что собираетесь вы не на лучшее, а на худшее. 18 Ибо, во-первых, когда вы собираетесь как церковь , я слышу, что есть между вами разделения, и отчасти этому верю. 19 Ибо должна быть между вами и разность мнений, чтобы испытанные обнаружились между вами. 20 Поэтому, если вы и собираетесь вместе, – вы вечерю Господню не вкушаете. 21 Ибо каждый раньше других берет и ест свою собственную вечерю, и кто голоден, а кто пьян. 22 Разве нет у вас домов, чтобы есть и пить? Или церковью Божией пренебрегаете и заставляете стыдиться неимущих? Что скажу вам? Похвалю ли вас? За это не похвалю. 23 Ибо я принял от Господа и передал это вам, что Господь Иисус в ту ночь, когда Его предавали, взял хлеб, 24 и, возблагодарив, преломил и сказал: это есть Мое тело, ломимое за вас. Это делайте в воспоминание о Мне. 25 Также и чашу после вечери, говоря: эта чаша есть новый завет в Моей крови: делайте это всякий раз, как пьёте, в воспоминание о Мне. 26 Ибо всякий раз, как вы едите этот хлеб и пьёте чашу, – вы смерть Господа возвещаете, пока Он не придет. 27 Поэтому, кто ест хлеб и пьёт чашу Господа недостойно, тот будет виновен против тела и крови Господа. 28 Да испытывает человек себя, и так от хлеба да ест и от чаши да пьёт. 29 Ибо едящий и пьющий ест и пьет осуждение себе, если не различает Тела. 30 Поэтому между вами много немощных и больных, и немало умерло. 31 И, если бы мы самих себя судили, мы не были бы судимы; 32 а будучи судимы, наказываемся Господом, чтобы не быть осуждёнными с миром. 33 Поэтому, братья мои, собираясь, чтобы есть, друг друга ждите. 34 Если кто голоден, пусть ест дома, чтобы не собираться вам на осуждение. Прочее устрою, как только приду. Глава 12

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

1 Кор 10:28–11:7 Четверг 8 седмицы. Первое послание к Коринфянам, зачало 148 Братья, не муж от жены, но жена от мужа; и, ведь, не создан был муж ради жены, но жена ради мужа. Поэтому жена должна иметь на голове знак власти, ради ангелов. Впрочем, ни жена без мужа, ни муж без жены, – в Господе: ибо, как жена от мужа, так и муж чрез жену; а все – от Бога. Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытой головой? И не сама ли природа нас учит, что если муж отпускает волосы, для него это – бесчестие, а жена, если отпускает волосы, для нее это слава, потому что волосы даны ей вместо покрывала? Если же кто думает спорить, то мы такого обычая не имеем, ни церкви Божии. Но, давая предписание, я за то не хвалю, что собираетесь вы не на лучшее, а на худшее. Ибо, во-первых, когда вы собираетесь как церковь, я слышу, что есть между вами разделения, и отчасти этому верю. Ибо должна быть между вами и разность мнений, чтобы испытанные обнаружились между вами. Таким образом, когда вы и собираетесь вместе, – вы вечерю Господню не вкушаете. Ибо каждый раньше других берет и ест свою собственную вечерю, и кто голоден, а кто пьян. Разве нет у вас домов, чтобы есть и пить? Или Церковью Божией пренебрегаете и заставляете стыдиться неимущих? Что скажу вам? Похвалю ли вас? За это не похвалю. 1 Кор 11:8–22 Пятница 8 седмицы. Первое послание к Коринфянам, зачало 149 Братья, я принял от Господа и передал это вам, что Господь Иисус в ту ночь, когда Его предавали, взял хлеб, и, возблагодарив, преломил и сказал: “Это есть Мое тело, ломимое за вас. Это совершайте в воспоминание обо Мне”. Также и чашу после вечери, говоря: “Эта чаша есть новый завет в Моей крови: совершайте это всякий раз, как пьете, в воспоминание обо Мне”. Ибо всякий раз, как вы едите этот хлеб и пьете чашу, – вы смерть Господа возвещаете, пока Он не придет. Поэтому, кто ест хлеб и пьет чашу Господа недостойно, тот будет виновен против тела и крови Господа. Да испытывает человек себя, и так от хлеба да ест и от чаши да пьет. Ибо вкушающий и пьющий ест и пьет осуждение себе, если не различает Тела. Поэтому между вами много немощных и больных, и немало умерло. И, если бы мы самих себя судили, мы не были бы судимы; а будучи судимы, наказываемся Господом, чтобы не быть осужденными с миром.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

3 . (читай, сколько позволит время): «Господи! Ты со Своими учениками в Сионской горнице совершил Тайную Вечерю и причастил их под видом хлеба Пречистым Твоим Телом и под видом вина – Честною Твоею Кровию, и заповедал им творить сие в Твое воспоминание. Мы по заповеди Твоей собрались в храме сем и молим, и просим Тебя, Господи, соверши и с нами, как Ты совершил со святыми апостолами, Тайную Вечерю и ниспосли Духа Твоего Святаго на нас, собравшихся здесь во имя Твое, и на предлежащие Святые Дары сии: освяти их Духом Святым и преложи в Пречистое Тело Твое и Честную Кровь Твою, и преподай нам для жизни вечной с Тобой. Ты же Сам говорил: ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне и Я в нем, и Я воскрешу его в последний день. Сделай, Господи, по слову Твоему, а слово Твое есть слово вечной истины. Господи! Ведь Ты же Сам сказал нам, что небо и земля прейдут, а слова Мои не прейдут. И да будет как Ты Сам учил: ниспосли Духа Твоего Святаго и сотвори убо хлеб сей в Пречистое Тело Твое. Аминь. А еже в чаше вино – в Честную Кровь Твою, преложив Духом Твоим Святым. Аминь, аминь, аминь. Господи! Пред Тобою с молитвами своими предстоит вся Святая Церковь , которую Ты на земле основал: торжествующая, прославленная на небе, и воинствующая, ожидающая от Тебе своего спасения. Ведь Ты есть Бог живых, но не Бог мертвых». После этой молитвы молящиеся пред Господом, в лице Его Пречистого Тела и Честныя Крови находящихся на престоле, должны помолиться за всю Церковь , торжествующую и воинствующую, и помянуть всех членов ее в следующем порядке: «Помяни, Господи, святаго славнаго Пророка, Предтечу и Крестителя Господня Иоанна, святых пророков: Моисея, Аарона, Илию, Елисея, Давида и всех прочих святых пророков; святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла, и всех прочих святых Твоих апостолов; святителей и учителей Церкви: Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста , Николая, Мирликийского чудотворца, и всех прочих святителей; первомученика архидиакона Стефана и всех прочих святых Твоих мучеников и мучениц;

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

   2. Ибо Он напоминает нам об оных, презираемых нами, наслаждениях и предлагает их нам; обещанием потрясает закоснелость и побуждает нас бросить свое отвращение. Ибо говорит: «один человек сделал большой ужин и звал многих». Кто этот человек, если не Тот, о Ком через Пророка говорится: «лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер 17.9)? Он сотворил «вечерю велию», потому что приготовил нам довольство внутреннего наслаждения. Он звал многих, а приходят немногие, потому что самые даже те, которые по вере преданы Ему, часто противоречат Вечной Его Вечери худой жизнью. Затем следует: «и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово». Что это за год вечери, если не кончина мира? При этой-то именно кончине мы находимся, как давно уже свидетельствует Павел, говоря: «а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1Кор 10.11). Итак, если уже настает время вечери, когда нас призывают, то тем менее мы должны отказываться от Вечери Божией, чем ближе видим уже кончину века. Ибо чем яснее мы понимаем, что нет ничего, что осталось бы, тем более должны страшиться, чтобы не погубить настоящего времени благодати. Но это пиршество Божие называется не обедом, а вечерей, потому что после обеда остается вечеря, а после вечери не остается никакого пиршества. А поскольку Вечное Пиршество Божие будет приготовлено для нас по кончине мира, то справедливо было назвать оное не обедом, а вечерей. Но кто означается через этого раба, который посылается хозяином для призывания, если не чин проповедников? К этому именно чину принадлежим и мы, недостойные, хотя мы обременены тяжестью грехов своих, но, несмотря на то, мы рабы в эти дни. И когда я говорю что-либо в назидание ваше, тогда я исполняю дело раба, посланного от Верховного Хозяина. Если я увещеваю вас к презрению мира, то я прихожу звать вас на Вечерю Божию. На этом месте никто не должен презирать меня ради меня. Но если я являюсь отнюдь недостойным для призывания, но, несмотря на то, велики наслаждения, которые я обещаю. Часто, братия мои, обыкновенно случается то, что я говорю, именно, что могущественное лицо имеет презренного раба; и когда через него дает оно какой-либо ответ своим или чужим, тогда не презирают лица говорящего раба, потому что сохраняют в сердце уважение к посылающему господину. Слушающие не мыслят о том, через кого, но что или от кого они слышат. Поэтому, братие, и вы так же поступайте, и если, быть может, нас достойно презираете, то сохраняйте в душе вашей уважение к призывающему Господу. Охотно желайте быть гостями у Верховного Хозяина. Перетрясите сердца ваши и выбросьте из них мертвящее отвращение. Ибо к истреблению вашего отвращения все уже готово. Но если вы еще люди плотские, то, может быть, вы желаете плотских пиршеств. Вот самые плотские пиршества обращены для вас в духовное питание. Ибо для уничтожения в душе вашей отвращения, на Вечери Господней заклан для вас оный Единственный Агнец.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

[Гл. XI:] Будьте подражателями мне, как и я – Христу... Всякий человек, молящийся или проповедывающий с покрытою головою, бесчестит голову свою; а всякая женщина, молящаяся или проповедующая с непокрытою головою, бесчестит голову свою... Я это заповедую не для того чтобы хвалить за то, что вы собираетесь не на лучшее, но на худшее. Прежде всего я слышу, что, когда вы собираетесь в церковь , у вас происходят разделения, и отчасти верю этому; ведь и разделениям должно быть, чтобы между вами были явлены искусные. Итак, когда вы собираетесь вместе, то это не значит вкушать вечерю Господню. Действительно, каждый из вас стремится прежде [других] вкусить свою вечерю, а другой бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов для еды и питья? Или вы презираете Церковь Божию и стесняете тех, которые не имеют? Что мне сказать вам? Хвалить вас? За это не хвалю... Итак всякий, кто вкушает хлеб, или пьет чашу Господа недостойно, будет ответствен пред телом и кровию Господа. Но пусть человек испытывает себя и таким образом ест от хлеба, и пьет от чаши. А кто вкушает и пьет недостойно, тот вкушает и пьет себе осуждение, так как не рассуждает о теле Господнем. Поэтому, многие из вас больны и немощны, а многие засыпают. Посему, если бы мы судили сами себя, то не были бы осуждаемы; но так как мы судимся от Господа, то и подвергаемся исправлению, чтобы не быть осужденными вместе с сим миром. Итак, братие мои, когда собираетесь для вкушения, то ожидайте один другого. Если кто голоден, тот пусть ест дома, чтобы не подвергнуться осуждению. А остальное я распределю, когда приду [ст. 1; 4–5; 17–22; 27–34]. [Гл. XII:] Но Господь соразмерил тело, давая большую часть тому, которому недостает, чтобы не было разделения в теле, но чтобы все члены одинаково заботились друг о друге. И если один в чем-либо страдает, то ему сострадают все члены; а славится один, все члены радуются вместе с ним; а вы – тело Христово и члены от члена. И некоторых в Церкви Бог поставил во-первых апостолами, во-вторых, пророками, в третьих, учителями, потом силами, далее благодатью для исцелений, для управлений, для вспомоществования, родами языков и истолкователями изречений. Разве все апостолы? разве все пророки? Разве все учители? Разве все имеют благодать исцелений? Разве все говорят языками? Разве все истолкователи? Ревностно ищите даров лучших, а я показываю вам путь еще высший [ст. 24–31].

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Господь отвечает на этот вопрос не ему только лично, а всем строго и резко: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата...» — образ, часто Им употреблявшийся. Царство Мессии, или Церковь Христова, представляется здесь под образом дома, который кроме больших парадных дверей имеет еще узкую тесную дверь, через которую только иногда дозволяют входить. Многие бы поискали войти в эту тесную дверь, но не смогут, — так они испорчены нравственно и столько в них есть всевозможных предрассудков относительно Царства Мессии. Смысл образа в том, что для иудеев того времени вход в Царство Мессии являлся действительно тесным входом через покаяние и самоотвержение, к чему, благодаря распространяемым фарисеями предрассудкам, они были мало способны. «Когда хозяин дома встанет» — Бог представляется домохозяином, сидящим и ожидающим друзей Своих на вечерю, а потом — встающим и запирающим двери своего дома и не позволяющим войти другим. Это — изображение времени суда Господня над каждым человеком и над всеми после второго пришествия Христова. Все будут осуждены вне покоя, где происходит вечеря Господа с Его друзьями, как недостойные блаженного общения в Богом, хотя сознают свои грехи и будут стремиться войти туда, но будет поздно. После смерти уже нет покаяния. Отвергнутые, они станут говорить: «Мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты,» то есть не удостоившиеся войти на вечерю будут напоминать хозяину, что они знакомы ему, были некогда внешними последователями Христова учения, но не были истинными христианами, а потому будут отвергнуты. «Мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил нас» — эти слова особенно подходят в буквальном смысле своем к иудеям, тем не менее, отвергнувшим своего Мессию, а потому и лишившимся права на вход в Царство Мессии. Они узнают свою ошибку при втором Его пришествии, но тогда будет уже поздно, и они получат ответ: «Не знаю вас ... Отойдите от Меня, все делатели неправды.» Вместо отвергнутых иудеев, в Царство Мессии войдут уверовавшие во Христа язычники «от востока и запада, и севера и юга,» то есть со всех концов вселенной.

http://sedmitza.ru/lib/text/430493/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010