Теперь точное значение этих уставных терминов для нас сделалось недоступным и потеряно вместе с практикой асматиков и вытеснением древнего тропология. Подробности об аллилуиариях изложены в дополнительной части устава, где о них и будет сказано подробнее. «Воскресение Христово видевше» не поётся. Положены 2 шестипесненные канона и четверопеснец Косьмы Майюмского (об этих канонах см. в триоди цветной из Синодальной библ. Описание III, 527). Выноса плащаницы не показано. Особенность велико-субботней утрени, применительно к памяти погребения Христова, состоит в том, что после великого славословия, при пении последнего трисвятого на слава Отцу («на славу же таковаго пения», как говорится в уставе) совершается вход в алтарь с евангелием. Преподав мир всем, священник всходил на горнее место и садился на нём; затем читались паремия, апостол и евангелие. В Синодальном уставе иерусалимской редакции к этому прибавляется новая подробность, состоящая в том, что после «святый Боже», при входе священника в алтарь, «мнихи поют тропарь благообразный Иосиф». Дальнейшее развитие этого обряда можно проследить по уставам древнерусских монастырей, где он и сложился в его теперешнем виде. Так например, в Иосифо-волоколамском уставе из Синодальной библиотеки (XVI b) на основе первоначального простейшего обряда слагается следующий чин: «после славословия игумен и иереи с ним все облекутся во священнические одежды и диаконы во все стихари по чину своему и исходят со евангелием и со воздухи на главах своих носят (sic) и абие братия целуют св. евангелие и воздух на немже образ положения во гроб Господа нашего Иисуса Христа такоже целуют и полагают св. евангелие во алтари на св. трапезе, с ним же и воздух полагается на св. трапезе даже до Фомины недели» (Описание С. Б. III, 325). Но, как видно, вначале этот сложный обряд совершался лишь в монастырских храмах и соборных церквах, где было большое число служащих, а в церквах приходских дело ограничивалось по-прежнему выносом и целованием евангелия. Такие воздухи с вышитым на них изображением положения Спасителя во гроб, на церковном языке греков, назывались «ριτφιον» (надгробие, надгробная пелена), а у нас получили название плащаницы. В Троицком уставнике XVI b. такой воздух прямо называется плащаницей и при описании обряда Великой субботы говорится, что «попы понесут над архимаритом плащеницу, а потом другие плащеницы» (Описание С. Б. III, 345). После целования воздух вносили в алтарь, клали на престол, где он и оставался во всю святую неделю (ibid. 403).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

   Никто и ничего не одолеет Церкви Божией, ибо Она создана и держится Богочеловеком, а не людьми: здесь необходимое основание всегдашнего нашего духовного оптимизма!.. Не будем унывать, дорогой Друг, но оставаясь всегда верными служителями дома Божьего (Eзд.III:2), постараемся со всем усердием трудиться каждый над своим духовным виноградником, его же насади десница Господня, помня слова великого Апостола: «Кто Павел, кто Аполос. Они только служители, чрез которых вы уверовали, и притом, поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполос поливал, но Бог возрастил. Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возрастающий. Насаждающий же и поливающий суть одно, но каждый получит свою награду по своему труду. Ибо, мы соработники у Бога, а вы – Божия нива, Божие Творение. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем, но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (Kop.III,5—11). Верность женщины-христианки    «Добрый и верный раб! в малом ты был верен,    над многим тебя поставлю: войди в радость    господина Твоего» (Mф.XXV,23).    Светлую весть о воскресении из мертвых Христа Спасителя первыми услышали    не Апостолы, ближайшие ученики и друзья Господни, а смиренные жены мироносицы... Когда Спаситель наш умер на кресте, Его пречистое тело сняли со креста, с разрешения Пилата, благообразный Иосиф и Никодим вместе с женами мироносицами. Тело Спасителя они обвили чистыми плащеницами и положили в новом гробе в саду, принадлежащем Иосифу благообразному. Был канун субботы. Жены мироносицы заметили, куда положили тело Господа и приготовили ароматы, чтобы тотчас после субботнего праздника помазать тело Спасителя ароматами, согласно иудейского закона. Лишь только начался первый день после субботы, еще было темно, уже жены-мироносицы спешили с уготованными ароматами ко гробу Спасителя... Куда вы спешите, дорогие женщины? Разве не знаете, что с согласия Пилата, злые книжники и фарисеи приставили ко гробу Христову стражу? Ведь они вас не пустят к телу Спасителя, а может быть еще оскорбят...Вы бежите в темноте, в такой ранний час. Но разве не могут вас обидеть недобрые люди, пользуясь вашей беззащитностью... Ни о чем этом не думали святые жены, но бегут ко гробу Христа Спасителя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

ЛЕКЦИИ О ТУРИНСКОЙ ПЛАЩЕНИЦЕ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ января 2000 30 января в здании Санкт-Петербургских Духовных школ состоялась лекция,посвященная Туринской Плащанице. В ней приняли участие директор Американскогоцентра исследований Туринской Плащаницы доктор Джон Джексон, его жена РебеккаДжексон - заместитель директора Центра, и профессор Эмануэлла Маринелли,которая занимается исследованиями Туринской плащаницы в Италии. На лекции были затронуты некоторые вопросы, касающиеся истории плащаницы.Однако главной темой был конкретный анализ структуры ткани плащаницы, исследованиеследов и пятен на ней, а также обоснование правдивости повествования осмерти и воскресении Христа, о котором мы узнаем из Евангелий. Ребекка Джексон, еврейка пол национальности, обратившаяся в христианство,рассказала много интересного о традициях израильского народа, которые имеливажное значение при обосновании истинности ткани плащаницы и древностиее происхождения. Доктор Джон Джексон, ученый в области естественных наук, посвятившийнесколько десятилетий жизни исследованиям Туринской плащаницы, рассказалоб экспериментах с радиоуглеродным анализом, который еще недавно ставилпод сомнение время происхождения плащаницы. Аргументированно он показалнедостатки этого метода для исследования плащаницы. Неточность даты происхожденияплащаницы, которую дает этот метод, была обоснованна другими данными, подтвердившимипочти 2000-летнюю древность плащаницы. подтвердили Химические исследования плащаницы обосновали данные Евангелий о последнихднях жизни Христа: на плащанице остались действительные пятна человеческойкрови, следы предварительных мучений и истязаний, побиения палками и одеянияна Христа  тернового венца… Также доктор Джексон небезосновательно доказывал, что плащаница являетсясвидетельницей не только Страстной Пятницы, но и Страстного Четверга, т.е.первой Евхаристии, которая с того времени стала центром литургической жизниХристианской Церкви. Были приведены интересные сравнения образа на плащанице с православнойиконой " Христос во гробе " , или в греческой традиции " Смирение " .

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=183...

Сей бо наши болезни понесе и за ны пострада, язвою Его мы исцелехом, зане предана бысть на смерть душа Его и со беззаконными вменися. Истребим бо, сказали они, память Его от земли живущих и имя Его не помянется к тому. Сего ради хощет Бог отъяти болезнь от души Его и разделити Ему крепких корысти ибо пишется о нем: и ты в крови завета твоего испустил еси узники твоя от рова не имуща воды.  И выслушав все это от Иосифа, Пилат удивился, призвал сотника и спросил его: умер ли распятый Иисус? и узнав, дал тело Иосифу, чтобы похоронил его, как хочет. И, купив плащаницу, Иосиф снял тело Иисусово с креста. Пришел и Никодим и принес смешение из смирны и алоя, стоившее сто динариев. Они обвили тело Христово (плащеницею), помазав его миром. Иосиф же взывал говоря: «Солнце не заходящее, Христе, Творче всего и Господи тварей! Как прикоснусь я пречистому Твоему телу, неприкосновенному для сил небесных; со страхом служащих Тебе? Какими плащаницами обвию Тебя, покрывающего землю мглою и небо облаками, или какие ароматы возлию на тело Твое, которому цари персидские принесли ароматы с дарами — поклоняясь, как Богу, предъизображая умерщвление Твое за мир? Какие надгробные песни воспою Тебе, которому горе немочно поют серафимы? Как понесу Тебя, невидимого Господа, носящего на руках всю тварь, на бренных руках моих? Или как положу Тебя в худом гробе, Тебя, словом утвердившего небо и почивающего на херувимах со Отцем и Святым Духом? Однако, все это Ты творишь по предусмотрению, все сие Ты претерпел по воле своей; ибо Ты идешь в ад, чтобы снова ввести в рай Адама с Евою, падших посредством преступления и воскресить с Собою, силою божественною, и прочих мертвецов. Посему я погребу Тебя, милостиве, воспева так, как научил меня Дух Святый: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас!». И положили его в гробе, завалив вход большим камнем. Мария же Магдалина и Мария Иаковлева смотрели, где полагали Его. По прошествии субботы, когда уже воссияло солнце, жены, все вместе пришли уже в четвертый раз, по словам Матфея, в субботу вечером пришли две жены видеть гроб (при этом было землетрясение), когда ангел ототвалил камень от входа и когда, устрашившись его, стражи омертвели; тогда и Сам Иисус, явившись, сказал (женам): «радуйтесь! Идите к братии моей, и пусть они идут в Галилею: там они увидят меня».

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

В Иерусалиме — городе святом. Об этом говорили все потом. А сотник и с ним те, кто были тоже Свидетели Иисусовой кончины: «Сей Человек, — вещали все едино — Воистину был Праведник, Сын Божий.» И вот, чтобы закон был соблюдён: Не оставлять тела без погребенья, Чтоб праздник Пасхи не был омрачён, К Пилату обратились вновь с прошеньем: Чтоб голени казнённым перебить И в пятницу в сей день, захоронить. И, воины, получив приказ, пришли И перебили голени двоим, Кого ещё живыми там нашли. Иисуса ж не застали уж живым. И всё-таки, один из них копьём Пронзил под рёбра неживое Тело И кровь с водою потекла ручьём. И все узрели, — то пустое дело. Что был Он мёртв, всем ясно без того, Не стоило пронзать копьём Его. В Писании осталось навсегда: «Не сокрушится кость Его тогда». В другом месте Писанья говорят: «Кого пронзили, на того воззрят». Глава 3.7 После смерти 3.7.1 «На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором ещё никто не был положен:» Ин. 19:41 А вечером к Пилату обратился Иосиф, некто из Аримофеи, Который у Иисуса тож учился, Но тайно, чтоб не знали Иудеи. Просил Иосиф снять Иисуса тело, Чтоб положить затем его во гробе В сей вечер, благо солнце почти село, По правилам, не поддаваясь злобе. Когда Пилат от сотника узнал О том, что уже умер на кресте Распятый, разрешенье тотчас дал Снять тело и предать его земле. И, сняв Его с креста и плащеницей Обвивши, положили в новый гроб Со строгим выполненьем всех традиций (Хоть в этом помешать никто не мог). При этом также был и Никодим, Кто прежде приходил к Иисусу ночью И действенным участием своим Помог обряды выполнить все точно. В том месте, где Спаситель был распят, Был сад большой, и в том саду в скале Гроб высечен был, люди говорят, В нём тело было предано земле. Ко двери гроба камень привалили Достаточно большой, чтоб в гробе том (Не каждому открыть его по силе) Спаситель спал спокойно вечным сном. Едва они закончили, что должно, Как солнце село. Началась суббота. Работать дольше было невозможно — Законом запрещалась вся работа.

http://azbyka.ru/fiction/na-zare-razmysh...

Препоясание у Христа шито пряденым серебром по настилу из белых толстых ниток; такие же нити видны под шитьем стенок гроба, одежд ангелов, скамьи и подножия. В нимбах Христа и Богоматери сохранился настил от жемчужной обнизи и следы споротых камней. К среднику пришита новая узкая кайма бежевой камки с тропарем Страстной недели, шитым серебром «по карте»: влагобразныи древа снемъ пречистое тло твое//плащеницию чистою бвивъ//и вонми во гроб нов покрывъ положи. Надпись начинается на левой кайме, переходит на нижнюю, затем на правую и верхнюю. Буквы на всех сторонах направлены наружу. В углах кайм пришиты вырезанные, по-видимому, с первоначальной каймы шитые золотом профильные головки херувимов с трехлепестковыми цветами перед ними 448 . Подкладка позднейшая, из голубой крашенины. Плащаница дошла до нас со значительными утратами. О ее состоянии В XIX в. можно судить по описанию К. Невоструева (1867). По его словам, незадолго до этого изображения были вырезаны по контуру с древнего фона («червчатой камки») и переложены на новый. При этом к среднику вместо древней каймы «таусинной камки» была пришита новая кайма, а к ней, в свою очередь, – недошедшие до пас широкие каймы с древними изображениями Успения Богоматери и святых в кругах, переложенными с древнего фона «червчатой» камки на новый голубой штоф 449 . По краям шла золотная бахрома с кистями. К этому времени часть камней в нимбах Христа и Богоматери уже не соответствовали древним описаниям 450 . Тогда же (или позднее?) была утрачена и древняя подкладка зеленой тафты, упомянутая в нижеуказанных монастырских описях. Сохранность воздуха к моменту его поступления в музей сильно изменилась: были утрачены каймы с древними изображениями святых, два верхних символа евангелистов (орел и ангел), один из плачущих ангелов над гробом (другой сдвинулся в угол), ножка правого нижнего ангела, плат перед гробом; утрачены все камни в серебряных позолоченных оправах и обнизь жемчуга с нимбов Христа и Богоматери, а также камни на ранах Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Укрепившись, так сказать, помощью и молитвами Богородицы и всех святых, священник дальше на проскомидии молится, сначала, о живых, и прежде всего – о пастырях духовных, о Государе Императоре и Государыне Императрице с прочими лицами царствующего Дома, а потом и о прочих с верою и в вере живущих; наконец молится за умерших – за всех тех, за которых он может и должен молиться. Для совершения этих молитв, чрез вынимание просфорных «частиц», употребляются две остальные просфоры, так называемые: заздравная и заупокойная. Впрочем, для этих последних молитв, может быть употреблено не две только, а и больше, даже гораздо больше просфор, – вообще столько, сколько пожелают молящияся, и самые молитвы у жертвенника 151 о «живых и умерших» с проскомидией не оканчиваются, а продолжаются почти чрез всю «предуготовительную литургию», именно до самой «херувимской песни». Окончание проскомидии § 77. «Проскомидия» оканчивается: а) поставлением над «агнцем» звездицы, изображающей ту звезду, которая, пришедши с волхвами в Вифлеем, ста верху (над местом), иде же бе отроча Господь; б) покрытием дискоса и потира двумя, вместе с звездицей окажденными «покровцами» и «воздушком», в знамение тех пелен и плащеницы, которыми был обвит наш Спаситель – первыми в яслях, последней во гробе; в) каждением «покрытых даров», кратким отпуском и наконец каждением всего храма. – «Часы третий и шестой» отпуска не имеют, и потому, как только они прочитаются, прямо после них, если к этому времени окончится и «проскомидия», начинается «литургия предуготовительная» б) Литургия предуготовительная Общий состав «литургии предуготовительной» § 78. Нет священнодействия священнее «литургии тайнодейственной», или собственно «обедни»; поэтому и предваряющая ее, непосредственно с нею соединяющаяся «литургия предуготовительная» (не исключая и проскомидии) наполнена священнодействиями и молитвословиями особенно возвышенными и знаменательными, разумеется, с той главной целью, чтоб верующим подать все внешние средства – достойно приготовиться к достойному участию в величайшем из священнодействий Божественных – в «литургии тайнодейственной». – Вследствие всего этого, на литургии предуготовительной, кроме обычных и особенных «эктений», кроме разнообразных «молитвословий и священнодействий», верующие слышат чтения и пения совершенно особенного рода, каковы, между прочим: «чтение Евангелия с Апостолом», «херувимская песнь» и « символ Веры ». Начало литургии

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– Из примечаний к последнему можно видеть, что названный памятник не впервые исследуется в нашей литературе, а потому краткие речи о предшественниках по работе не были бы лишними в сочинении: тогда и для самого автора его, быть может, отчетливее представилась бы задача, и читателю легко было бы судить, что доселе сделано в русской науке по данному вопросу. План, которого держится автор, естественен, но нельзя сказать, чтобы везде одинаково искусно был выполнен. В сочинении много повторений, оговоренных и еще более не оговоренных. Некоторые из них вызывались существом дела, а некоторые объясняются просто тем, что автор не везде неуклонно следовал своему плану. Так, например, распространившись в первой главе, вопреки заголовку ее, о днях и часах богослужебных собраний, автор неизбежно должен был повториться в 3-й и отчасти во 2-й главе, когда зашла речь о самом богослужении и совершителях его. Недостаток материалов по исследуемому вопросу на каждом шагу ощущался автором, но это не обязывало его всюду быть одинаково подробным, выражать необоснованные и поспешные суждения и предположения (стр. 27. 48–50. 54. 128. 181. 202. 249. 251. 309. 349. 396–397. 440), тем менее – искусственно удлинять речи о предметах (особенно в отд. о праздниках), по которым не имелось под руками —99— у него обстоятельных сведений. Изложение сочинения, в общем удовлетворительное, связное и последовательное, не чуждо по местам не литературных выражений (стр. 21. 45. 48. 53. 77. 106. 126. 129. 141. 150. 182. 188. 271. 294. 349. и др.), грамматических ошибок и описок (стр. 8. 17. 20. 37. 41. 44. 49. 88. 125. 136. 245. 320. 371 и др.). Неприятно также видеть в литургическом труде без нужды употребляемые иностранные слова (дефект, тенденция, утрировка, штрихи, иллюминировать, специфический и т. д.) и обидно становится за автора, пишущего литание вм. литания (λιτη, λιτανεια), плащеница вм. плащаница. Отмеченные недостатки большей частью формального свойства и с избытком покрываются весьма существенными достоинствами сочинения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Староста, по мере надобности, ставит свечи, масло, а они уж ему выплачивают то, что стоит, или же вносит разом, кто сколько может. Та оплачивает потребное количество ладана, та – вина. Просфоры пекут они же. Они же и содержат на свой счет 20 больших (на подобие дьяконских) свечей, которые держатся всякими женщинами, зажженными в руках во время полиелея и от пения Трисвятого до молитвы Господней за литургией. Вставные в них свечи покупаются у нас же. Эти свечи вышиною до 2-х аршин и каждая с иконой Марии Магдалины, которая избрана покровительницей нашего Общества, и в день ее памяти, 22 июля, у нас бывает большой, торжественный праздник, с большим стечением народа из окрестных сел, – с обедом для всех прибывших и обхождением вокруг церкви с крестным ходом. На этих-то женщин мной возложены и некоторые послушания натурой. Им внушено, что со званием сестрицы сопряжено неопустительное посещение всех церковных служб, достойная подражания, христианская жизнь и поведение, трезвость, забота о благолепии храма. Никакие меры преследований не употребляются, а все поручается собственной совести. За все это мной записываются в особый синодик их имена для заздравного поминовения и имена их ближайших родных усопших для поминовения за всеми заупокойными службами. Общество это, а особенно его дух, понравились многим, и из окрестных сел начали стекаться женщины, с просьбой записать их в сестрицы, причем вносить добровольно, без всяких определений с нашей стороны, от 3 до 10 рублей на освещение какой-либо лампады. Таким путем собралась у нас порядочная сумма денег. На них купили Евангелие 11 1 / 2 х9 вершков, шкафы для облачений и библиотеки, плащеницу, гробницу, икон на 25 руб., купель, водосвятную чашу, 6 Миней месячных и много других вещей, а теперь уже собирают на икону Марии Магдалины, и уже собрано около 12 рублей. В общем, не скажу, чтобы не было некоторого раздражения против нас. Но, несомненно, все это уляжется и успокоится. А если бы посмотрели и послушали, как наши «сестры», образовавшие женские народно-катехизаторские курсы, поют, отвечают молитвы, Священную Историю, говорят о Церкви, о таинствах, обличают штунду, – тогда, думаю, и последние возражения против нового дела умолкнут».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Во время чтения Страстей Господних, при начале каждого Евангелия, производить соответствующее число ударов в большой колокол по порядку Евангелий: к первому — 1 раз, ко 2-му — два и т. далее. По производстве же 12 ударов на 12-м Евангелии отзвонить однократно во все колокола, пока Св. Евангелие не будет положено на престол. Во время пения славословия при выносах креста и в Великую субботу на утрени производить редкий перезвон, перебирая колокола, заключая каждый перебор однократным ударом во все колокола сразу. По подъятии же креста или плащеницы во все время несения до положения на учиненном месте производить беспрерывный звон во все колокола. Начиная со Святых Страстей и кончая литургией в Великую субботу, благовесть к началу всех богослужений производить в большой колокол «через край». Во время чтения Евангелия за литургией в 1-й день св. Пасхи производить перебор всех колоколов от большого до малого по 10 ударов, по окончании каждой статьи чтения Евангелия производить однократный звон во все колокола, по окончании же последней статьи троекратный звон во все колокола. При совершении водосвятия, от начала молебна до погружения креста, производится перебор всех колоколов от большого до малого по 25 ударов в каждый колокол, а при троекратном погружении креста — троекратный с малыми остановками звон во все колокола. При совершении панихид производятся редкие удары в один большой колокол, а при пении «Вечная память» — однократный звон во все колокола, при ударах в большой колокол «через край». При совершении молебнов на многолетии производится троекратный звон на царское многолетие и однократный на прочие многолетия, так чтобы каждому тройному «Многие лета» соответствовал отдельный однократный звон. В воскресные дни (под понедельник) следует ли вершать вечерню со входом или не следует? 1) В воскресные дни, случающиеся накануне великих праздников (со бдением) отправляется великая вечерня в соединении с утренею, на этой вечерне полагается совершать «вход». 2) В день св. Пасхи (и во всю пасхальную седмицу), в неделю (Воскресение) ап.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

  001     002    003    004    005    006    007