В жертве, приносимой Христом, соединяются не только члены Церкви (персонажи нижнего регистра), но и вся тварь. Образы природы: земли, растений, животных, водной стихии и горных сил, включенные в обе «жертвенные» композиции, особенно наглядны. Данное идейное содержание Рождества и Крещения очевидно выражено в богослужебных песнопениях этих праздников. В нижней левой композиции передано включение всей твари в возносимую Христом жертву: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». Восходящим строем следующей нижней правой композиции эта идея продолжает развиваться. В ней приносимой сообща жертвой Христа достигается восхождение всего сущего к Небесному Престолу через раскрытые Царские врата в подножии Престола. Конкретизируем последнюю идею. Во второй, нижней левой композиции «Приидите людие» в акте жертвы Христа объединена вся тварь: сообщество членов земной Церкви, стихии природы, горние силы. В следующей, нижней правой композиции «Во гробе плотскы» сам Христос, вобравший в себя весь Космос, совершает восхождение к Престолу посредством своей жертвы и собой возносит всю тварь. Это и передано восходящим композиционным строем нижней правой части «Четырехчастной», венчаемым заключительным в идейном плане образом Троицы на Небесном Престоле. Четвертая, верхняя правая часть иконы дальше развивает эту идею. Если в третьей части Церковь восходит к Престолу посредством жертвы Христа, то в четвертой представлено последующее ее преобразование в храм Святого Духа и жительницу Царства. В этой части, как уже отмечалось, раскрывается конечный смысл Евхаристии как пришествие «дня Господня» и переход из одного эона в другой, претворение исторического земного времени во время нового творения. Архитектурные символы в четвертой части иконы указывают на реализацию понятия Царства, роль Святого Духа в этом преобразовании прокомментирована в надписи на свитке Эммануила: «Духа благодати Дух Премудрости наполну ибо Престол и подножие ногам Его». С образами «литургических» частей иконы связываются многие молитвы и песнопения литургического канона. После Великого входа – перенесения даров на Престол – священник кадит Престол и читает тропарь: «Благообразныи Иосиф со креста снем пречистое Тело Твое и плащеницею чистою обвив вонями во гробе нове закрыв положи». 966 Он соотносится с композицией «Положение во гроб» в нижней правой части иконы.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Православный люд по всему Киеву расставил свои дозоры, и как только где-то гомики выгрузились - общественность потянулась туда - воспрепятствовать ихнему маршу. Гомиков тогда от людей охраняла целая тысяча беркутовцев! Нескольких активистов даже задержали. Марша неполучилось - извращенцы просто потоптались на месте за спинами Беркута, показывая свои плакатики и флажки друг дружке. Но факт ритуального осквернения столицы с согласия власти состоялся. И как результат - Януковича скинули, он сейчас в бегах, и на родном Донбассе в случае его возвращения с ним поступят так же как и в бандеровском Львове. А Беркут, охранявший в тот день гомиков от людей и не посмевший наршить гнусный приказ и отлупить извращенцев - теперь подчиняется евро-власти и лупит свой народ. Правда, не весь Беркут - как минимум Донецкие и Крымские бойцы не стали служить новым хозяевам Украины. Вот так... Аграфена Заволжская 30 декабря 2015, 01:18 Дехристианизация Европы в самом разгаре. С одной стороны, уничтожение института традиционной семьи, с другой- заселение ее мусульманами.Причем все это идет из какого-то одного источника. По крайней мере, когда начинаешь спорить с содомитами на разных англоязычных сайтах, они тебе отвечают одинаково, будто по какой-то методичке. Например, когда говоришь о том,что Бог покарал Содом, они ответят, что он покарал Содом не за гомосексуализм, а за недружелюбие к гостям-странникам. Спрут прямо какой-то сидит и всем руководит. Сергтй 29 декабря 2015, 23:18 Как времена меняются. Был 10 лет назад перед посещением Афона в небольшом городке Ставросе 70км от Афона. В городе на каждом перекрёстке маленькая часовня, а на горе над городом часовня со светящимся ночью крестом. В Салониках такого не наблюдается. Хоть греки и живут по ново-юлианскому календарю, но Пасху празднуют по Юлианскому вместе с нами. Запомнился крестный ход в страстную пятницу с Плащеницей по улицам города. На городок в 10 тыс. населения 3 храма вполне прилично. В каждой таверне икона Тайной вечери, но без лампады.

http://pravoslavie.ru/89231.html

е., столп). А подле тоя церкви восходят по лестнице на Голгофу, есть же и другая лестница, восходят из нашея великия церкви близ иконостаса, и егда снисходят с Голгофы, приходят в церковь Святаго Иоанна под лобным местом, то есть, под Голгофою, и за престолом в той церкви оная скважня видима, которая разседеся от крове Спасителя нашего на Голгофе, и устроена такожде железная решетка на подобие окна, в вышину и ширину есть по три четверти аршина; и из тоя церкви вышед, поклоняются на месте, идеже Иосиф и Никодим, сняв со креста пречистое тело Спасителя нашего, обвиша чистою плащаницею, о чесом пространнее свидетельствует Святое Евангелие; еще же есть во святой церкви велицей дву ересей скверныя два капища: первая злосмрадная и зловерная, приделана к самым стенам каплицы, идеже внутрь есть живоносный гроб Христа Бога нашего, Кофтская (а ересь их есть монофелитская, яже исповедуют едину волю), и имеет три стены, а четвертая гроба Господня, и тии проклятыя кофты имеют такоже подобнаго им в Египте своего Патриарха, и больши имут проклятии к нечестивым турком дерзновение, нежели греческий Александрийский Патриарх, и много их есть во Египте; а другая такая ж есть всескверная божница позади тоя Кофтския на западе, идеже изсечены гробы два Святых Иосифа и Никодима, глаголемая Сирьянская; и между тема ходят, егда бывает хождение окрест гроба Господня, на который праздник со иконы и со кресты, или с плащеницею, и прочее наше христианское моление. Такожде и франги свои имеют процессии на те их праздники, подобно и армяне. Во святый Великий Понедельник повелено было, всем нам, поклонникам, ити на воды, идеже Филип каженика крести, и мимо идя к той воде, есть на пути, течет источник, егда Пресвятая Богородица идучи, возжада пити, и тогда оный источник истече, а сей путь от Иерусилима на запад, и от Филипова источиика возшед на гору высоку, и по той идучи на север, есть в долине село, зовомое (Мальха), и от того села шли все на север по горам зело высоким к пещере, идеже сокрыся Святая Елисавет, во время гонения Иродова, со Иоанном, егда бяше младенец, и тамо, где разседеся гора, и до ныне есть источник водный, из него же и мы сами пихом, внутрь тоя пещеры; и на сих всех трех источниках, во время христианских царей державы быша церкви; и от тоя пещеры возвратившися на восток прямо ко Иерусалиму, и пришли на место, идеже бысть дом Захарии пророка, в нем же святый Иоанн Предтеча родися, и оная всегда бысть христианская церковь и до ныне, зело предивная, токмо уже держат франги.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

И тогда, нам сказывали, тому чуду лет 40 кончилось. Как войдешь в церковь Воскресения Христова, в двери полуденны (понеже в ту церковь иных дверей нет), то тотчас лежит на земли доска мармурова белая: на той досце лежало тело Христово, как сняли с креста Иосиф с Никодимом, и на той досце повивали плащеницею; и теперь пред тою доскою висит кадил 8-мь сребреных, николи в них огнь не погасает: тут верни кланяются и лобызают ту доску. От того места повели нас в левую сторону на запад солнца, где имели быти двери заходны, тут стоит гроб Христов; над гробом Христовым зделанна капличка невелика из белаго мармура: как войдешь в ту каплицу то посреде той каплички лежит камень красны, который был привален до гробу Христова, и на том камни; явися ангел мироносицам и благовести им Христово Воскресение; и над тем камнем висит кадил серебреных 17, и в тех кадилах не угасает огнь никогдаже. И мы тут поклонившися, и лобызали тот камень и внутрь внидохом предела в дверцы малы ко гробу Господню; тут же радости и ужаса наполнися сердце и утроба наша, како узрехом живоносный гроб Избавителя нашего, и начахом дивитися Христову человеколюбию, как, нас грешных, допустил, недостойных, со грехи наши доити до Святаго града Иерусалима и видети и целовати гроб Господень, своего человеколюбца! И как воидешь в дверцы те малые, то гроб Господень по правой стороне весма хорошо обделан белым мармуром, и на гробе Христове лежит доска мармуровая белая, а та доска поперег перебилася, и на тои доске лежало тело Христово. Долгота гроба Господня 9 пяденей добрых, глубина и ширина 5 пядей. Над гробом Христовым висит кадил великих серебреных 43, и горят кадила день и нощь, никогда не выгасают. А над самым гробом Господним служат френки, а греком невольно над гробом Христовым служить. Церковная баня (купол) не заслеплена, только шея зведена да решетка дана з дроту толстаго; а сказуют, что разбили ту баню турки и теперь не заклепывают, подобно для светлости; ибо в церкве той Воскресения Христова окон немного, и то малыя; хотя давных времен было и много окон, а теперь позамуровано, что там же турецкие мечети тут же и церкви попримурованне; еще и для того нет окон, чтоб ладан не заходил в турецкие мечети, то только и светлости в церкви походит с той бани, что над гробом Христовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

619 De cerim. I, 5: εξμενος μποσϑεν τς γας ταπζης φαπλο ν ατ ελητ δο α πιτϑησι τ ποσενεχϑντα δσους δο α ποτια δο, ετα σπζεται τ για σπγανα. Migne, PG., t. 112, col. 253. 620 Мы во всяком случае весьма затрудняемся разделять столь обычную мысль, будто воздух назван так потому, что, вея им во время чтения символа веры , священник потрясает, колеблет воздух ( А. Петровскшй . Воздух. Православная Богословская Энциклопедия, т. 3, стлб. 675. Срвн. Православный Собеседник, 1896, т. 1, стр. 255). Слово обозначает ведь род материи и прилагалось к воздухам еще и тогда, когда воздуха ими не колебали. О воздухах говорится, что Дары ими покрывались, и они называются катапетасмой. 621 Кроме воздуха, плащаницу по Симеону Солунскому , означает еще нижняя белая одежда престола. «Полагается, говорит Симеон, срачица (τ ατασα), которая знаменует плащаницу на умерщвленном ради нас божественном теле». De sacro templo, cap. 112. Migne, PC, t. 155. col. 317. Писания, т. 2, стр. 161. cap. 133: τ ατασα δι τν ν τ νεσει σινδνα. Migne, PC, t. 155. col. 341. Писания, т. 2, стр. 187. De divino templo. cap. 9: τ στιν ς σνδων, πειειλϑη νες. Migne, PC, t. 155, coll. 704–705. В рукописном архиерейском служебнике Синод. б-ки 370 (271) в чине освящения храма нижняя одежда престола так и называется плащаницей: «Взем плащеницу малу, на се приготованную, и покропивши священною водою, покладает на жретовник и привязует ону крепко глаголющи псалом 131... Таже стль взем одежду верхнюю...» л. 163. Там же срачица называется «саваном», л. 162 об. Плащаницей же называет Симеон Солунский ту белую срачицу (σινδνα λευν), которую надевает архиерей при освящении храма ες τπον το Χιστο τς π τ τφ σινδνος. Это потому, что архиерей поставляет и освящает гроб Господень. De sacro templo, cap. 103. Migne, PC, t. 155, col. 309. Писанвя, т. 2, стр. 159. 622 Об этом воздухе статья К.Н. Тихонравова – Шитая пелена (sic!) XV века в Суздальском Рождественском соборе. Известия Археологического Общества, т. 1, вып. 4, стр. 212–214.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А о сем Христове Гробе пишет Евангелие от Матф. зач. 113: «позде бывшу прииде человек богат от Аримафеа, именем Иосиф, иже и той учися у Иисуса; сей приступль к Пилату проси телесе Иисусова; тогда Пилат повеле дати тело Иосифу, и прием тело, и обвит е плащеницею чистою и положи в новем своем Гробе, иже изсечен в камени, в нем же не бе никтоже никогдаже положен, и возвали камень велий над двери».... Иоанн же пишет во Евангелии, во главе 19: «по сих же моли Пилата Иосиф, иже от Аримафеа, сый ученик Иисусов, потаен же страха ради Иудейска, да возмет тело Иисусово, и повеле Пилат, и прииде и взят тело Иисусово; прииде же Никодим, пришедший ко Иисусови нощию прежде, нося смешение смирнено и алойно, яко литр сто. Прияста же тело Иисусово и обвиста е ризами со ароматы, яко обычай есть Иудеом погребати. Бе же на месте, идеже распятся, верт, а в верте Гроб нов, в нем же николиже никтоже положен бе; ту бо пятка ради Иудейска, яко близ бяше Гроб, положиста Иисуса. Во едину же от суббот, Мария Магдалина прииде заутра, еще сущей тме, на Гроб, и виде камень взят от Гроба, тече убо и прииде к Симону Петру и к другому ученику, его же любляше Иисус, и глагола им: взяша Господа от Гроба и не вем где положиша Его. Изыде же Петр и другий ученик, идоста ко Гробу; течаста же оба вкупе, и другий ученик тече скорее Петра, и прииде прежде ко Гробу и приник виде ризы лежаща, обаче не вниде. Прииде же Симон Петр во след его, и вниде во Гроб, и виде ризы едины лежаща, и сударь, иже бе на главе Его, не с ними лежащ, но особь свит на едином месте. Тогда убо вниде и другий ученик, пришедый прежде ко Гробу, и виде и верова: не у бо ведяху писания, яко подобает ему из мертвых воскреснути. Идоста же паки к себе ученика». И как царица Елена, пришед во Иерусалим, изволила церковь Воскресения Христова здати, и то место на помост церковный повеле выровняти, и где был Гроб Христов в горе иссечен, и ту гору около Гроба Христова повеле обсечь и учинить стены прямы, якобы палатка четвероугольна, снаружи и внутри стены, и ту лавочку, на ней же лежало Тело Иисусово, и мост повеле плитами мрамора белого выслать и приклеить гипсом.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Suhano...

И ходихом мы по церкви, и смотрихом здания церковнаго. Потом позвали нас за трапезу. И трапеза была пространная; и вина много было для того, чтоб охотно богомолцом денги давать. И тут 1 Дарафей-поп да старец-арап брал денги по вышеписанному, как и в прежних местех, и в книгу записывал. И тут, едши хлеба, начевали. И гуляли по тому монастырю, въверху ходили по кельям. Удивителной монастырь, а пуст весь; толко два старца или три живут для ради службы и для богомолцов: водят по святым местам да денги обирают. И утре рано, на первом часу, подънесли по финъжалу раки, и поидохом во Иерусалим. И приидохом во Иерусалим в монастырь Великой. Потом стали 1 нас разводить по монастырям и стали кельи разда-вать. Нам же отвели келью в монастырь Иоанна Предтечи л. 48.//и дали мне келью. Мы же начахом жити и Бога благодарити. Потом позвали нас в монастырь Святаго архаггела Михаила на ево праздник ко всенощной. И тут в вечерни был митрополит Птоломаидской, и на утрени он был, и литургию сам служил, после обедни поучение чол изустное. Певцы у него были нарочиты, только ниже наших гораздо. Тут, не роспустя богомолцов, подносили по финжалу раки да брали с человека по червонному, по талерю, по полуталерю, кто что смог, по силе. Потом стали пускать в церковь не всеми дверми, но половину отворил турчин, чтоб иныя так не шли, а пропущал по человеку да по два да досматривал печаток. У ково есть печатка, так и пустит тово, а у ково нет, тово не пустит. ОПИСАНИЕ ВЕЛИКИЯ ЦЕРКВИ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА О граде в полунощном угле стоит церковь великая Воскресения Христова. А в ней врата двои: на полудни одни отворяются, а другия закладены камением. И как митрополит со Христианы и мы, грешнии, с ним же вошли, и тут, немного пошед, якобы саженей пять, лежит камень противу врат церковных от мрамору белаго, огражден решеткою медною. И с того камени положен бысть Христос во гроб Иосифом и Никодимом; и на том камени Христа в плащеницу обвивали. И тот камень митрополит и все христиане целовали; и мы, грешнии, такожде целовали; потом иных вер. И над тем каменем горят восемь кандил с маслом древянным от разных вер. А сказовают про тот камень, что подлинной был не мраморной, но простой белой. А тот-де камень французы вывезли в свою землю. А за тот-де камень турок на французах взял скарбу великую червонных; и на том-де месте положили въместо тово сей камень мраморной, что ныне видим всем. А кандила над тем каменем горят и день и нощь. А иныя не так сказовают, бутъто тот камень положила царица Елена, а подлинной-де камень разобрали христиане на благословение. И о сем камени ведомости подлинной нет, где тот камень девался: тут ли, где царица Елена его в той церкви скрыла, или где он, Бог весть. А что фряги его, говорят, украли, и сему, что будет, неймется веры: мудро его у турок увесть! И от того камени поидохом налево к западной стране. л. 48 об.//

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Онъ же бысть въ велиц туз, яко себе не видти, о церковномъ разорению и о погыбели христианской. И посла Дорожа въ просокы въ трехъ тысящахъ пытаты татаръ. Онъ же прибже, глаголя: «Господине, княже, уже обошли суть на насъ татарове». Онъ же съ братомъ Святославомъ, и съ сыновци своими, Василкомъ, и Всеволодомъ, и Володимеромъ, и съ полки исполчившеся, и поидоша противу ихъ, и постави полки около себе, но не успша ничто же. А татарове пришедше къ нимъ на Сить, и бысть сча зла, и побдиша рускыхъ князей. Ту же убиенъ бысть князь великий Юрий Всеволодичь, внукь Юриевь Долгорукого, сына Манамахова, и мнози вои его избиени Быша. А Василка Костантиновича Ростовского руками яша, и того ведоша съ собою до Шеренского лса, нудяще его въ своей вол жити и воевати съ ними. Онъ же не повинуся имъ и ни вкуси ничто же, яже суть въ рукахъ ихъ, но и много хулна изрекъ на царя ихъ и на всхъ ихъ. Они же много мучивше его, предаша смерти марта въ 4, въ средохрестие, 176 повергоша тло его на лс. То же вид нкаа жена, повда мужу богобоязниву; вземше тло его, обвиша плащеницею и положиша въ скровенн мст. Они же оттол възвращьшеся, яко же выше рхъ, взяша Переяславль, и Москву, и Юриевъ, и Дмитровъ, и Волокь, к Тфрь, и оттол приидоша кь Торжку, вь недлю 1 поста, мсяца февраля вь 22 день, на Обртение мощей святыхь мученикъ иже вь Евгении. И отыниша его тыномъ весь около, яко же инии грады имаху, и бишася ту окааннии по 2 недли. Изнемогоша же людие въ град, а изъ Новогорода не бысть имъ помощи, но уже кто же соб сталъ б въ недоумнии и въ страс. И тако погании взяша градъ, изскоша вся отъ мужеска полу и до женска, иерейский чинь весь и чрьноризческий. А все изобнажено и поругано, горкою и бдною смертию предаша душа своа въ руц Господеви мсяца марта въ 5 день, на память святаго Канона, въ среду 4-ю недлю поста. Ту же убиени Быша: Иванко, посадникъ новоторжеский, Якимъ Влуньковичь, Глбъ Борисовичь, Михаилъ Моисеевичь. А за прочими людми гнашася безбожнии татарове Серегрьскымъ путемъ до Игнача креста, 177 а все скучи люди, яко траву, и толику не дошедше за 100 версть до Новагорода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ОПИСАНИЕ ВЕЛИКИЯ ЦЕРКВИ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА 7 Во граде в полунощном угле стоит церковь великая Воскресения Христова. А в ней врата двои: на полдни одне отворяются, а другия закладены л. 109 об.//каменем. И как митрополит со христианы, с ними же и мы, вошли, и тут, немного пошед, сажен с пять, лежит камень противу 1 врат церковных от мрамору белого, огражден решеткою медною. И с того камени положен быст Христос во гроб Иосифом и и на том камени Христа в плащеницу И тот камень митрополит и все християне 2 целовали; и мы такожде целовали; потом и 3 иных вер. А над тем каменем горят 8 кандил с маслом древяным от разных вер. А сказывают про тот камень, что подлинно был не мраморной, но простой белой. А тот-де камень турок французу 4 за многие червонные продал, и на том-де месте положили вместо того сей мраморной. А кандила над тем каменем положила царица Елена, однакож о том подлинного известия нет. А что говорят, будто франки его украли, и сему невероятно, мудро его у турок украсть. И от того камени пошли налево к западной стране. Среди Великия церкви стоит теремок-предел, а в нем Гроб Господень. A предел, аки церковь , надвое перегорожен. И как в предел л. 110.//первой войдеш, тут лежит камень, егоже ангел Господень отвалил от дверей Гроба И тот камен невелик, кабы пуд в 1 15, а утвержен в помост, кругол, что стул. А знать, он прежде сего бывал велик, до взятия туркова брали ево 2 христиане 3 на благословение, a ныне уже турки не дадут. А камень красен, что кремень. А над ним горять 4 кандила разных вер с маслом древяным 4 . Мы же тот камень целовахом. И тако 5 пошли ко Гробу Господню в другой пределец. А вход ко Гробу Господню зело нужен: двери ниски да уски – все нагнувши 6 , по одному человеку, а двое в ряд не разойдутся. А входят человек по 5, по 6, а болши нелзя. Те поклонятся да выдут, а иныя поидут. Медленно 7 оттудова выходят 8 , для того радостно велми. Так кому-то хочется скоро вытить? Уже насмотрится доволе 9 такова дара да выдет. Хош крычат, не глядят на то.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Описание великия церкви Воскресения Христова В о граде Иерусалиме в полунощном угле стоить церковь великая Воскресение Христово. А в ней врата двои: на полдни одни л. 175.//отворяютца, а другия закладены каменем. И как митрополит со християны и мы, гърешнии, с ними же вошли, и тут, немного пошед, яко с сажень 5, лежить камень противу врат церковных от мрамору белого, огражден решеткою медною. С того камени положен бысть Христос во гроб Иосифом и Никодимом; и на том камени Христа в плащеницу объвивали. И тот камень митрополит и все християне целовали; потом и иных вер. А над тем каменем горять восм кандил л. 175 об.//с маслом древянным от разных вер. А сказывають про тот камень, что подлинной был не мраморной, но простой белой. А тот-де камень турок на фъранцузов възял скарбу великую червоных, и на том-де месте положили въместо тово сей камень мраморной, что ныне всеми видим. А кандила нат тем каменем полажила царица Елена, а подлино-де камень разобрали християне на благословение. И о сем камени ведомости под-линой нет, где тот камень девался: тут ли, где царица Елена его в той церкви л. 176.//скрыла, или где он – Бог весть. А что говорять, фрязи его украли, и сему, что будеть, нейметца веры украсть. И от того камени поидохом налево к заподной стране. Среди Великия церкви стоить теремок-предел, а в нем Гроб Господень. A предел, аки церковь , надвое перегорожен. А как в предел в первой войдеш, тут лежить камень, егоже анггел Господень отвалил от дверей Гроба Господня. И тот камень собою невелик, кабы пуд в 15, а утвержен в помост, а он собою кругол, что стул. А з- л. 176 об.//нать, он преже сего бывал велик, да възятия турскова брали ево християне на благословение, a ныне турки не дають. А камень красен, что кремень. А над ним горять 4 кандила разных вер с маслом деревянным. Мы же, грешнии, тот камень целовахом. И тако поидохом ко Гробу Господню в другой предел. А вход ко Гробу Господню зело нужен: двери ниски да уски – все нагнувши и по одному человеку, а двое в ряд не разойдутся. А въходять человек по 5 и по шти, а болши нелзя; покълонитца да и выдуть, а иныя поидуть. Нужен зело въход да л. 177.//и медлен, нескора выходять оттудова, для тово радостьно велъми. Так кому-то хочетца съкоро вытить? Уже насмотритъца довали таковаго дара да и выдеть. Хош шумять, хош кричать, не гледять тово.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007