Воздухи средина камки белой, обложена красною камкою, кресты сетки серебреной с золотом. Воздухи средина объери голубой, опушка тафты красной. Плащеница шита по штофу красному золотом и серебром, вкруг обложена позументом золотым. Крестообразная пелена, которою покрывают потир по красной земле шита золотом и серебром. Налойных три пелены разных материев камчатых, на них кресты позументу золотого. В пределах: Тихвинской Богородицы по правую сторону, образ Спасителев, на нем венец и цата серебреная. Подле оного два образа Казанской Богородицы, на обоих венцы и цата серебреные, убрусы низаные жемчужные. Образ троеручицы Богородицы, венцы серебреные, убрус и подбородок вынизан жемчугом, другой подбородок шит золотом. По левую сторону образ Тихвинской Пресвятой Богородицы, венец серебреный, убрус низаной жемчугом. Подле оного образ Одигитрии Богородицы, венец серебреный, цата шита золотом, подбородок шит золотом. Сверх Царских дверей иконостас, два пояса позлощены. Во Святом алтаре: На престоле одежда камчатая красная ветхая. Крест на престоле серебреный. Евангелие напрестольное в средине Образ Спасителев; Евангелисты серебреные. За престолом образ Знамения Пресвятой Богородицы венцы серебреные. На жертвеннике сосуды серебреные. В пределе же Святого Великомученика Федора Стратилата: По правую сторону образ Николая Чудотворца резной. По левую сторону образ Страстной Богородицы, венец серебреный, цата и убрус шиты золотом. Во Святом алтаре: На престоле одежда камчатая красная. Евангелие напрестольное крыто бархатом зеленым, в середине образ Спасителев и Евангелисты медные. За престолом образ Тихфинской Пресвятой Богородицы в окладе венец серебреный. На жертвеннике сосуды оловянные. В трапезе Святые образа: Первой Одегитрии Смоленской Богородицы, венец серебреный, цата и подбородок шиты золотом. Второй образ Одегитрии же Богородицы венец серебреный цата и подбородок шиты золотом. Третий образ Казанской Богородицы, венец и подбородок серебреный, убрус низан жемчугом. Четвертый образ всех скорбящих радость, венец небольшой серебреный, убрус и подбородок низан жемчугом.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

5342. ЕВЛОГИЙ, архим. Немеркнущий светильник. (Обретение мощей преподобного Амвросия Оптинского ). – 1990, 3, 19. 5343. КОВАРСКАЯ С. Рака священномученика Патриарха Московского Ермогена в Успенском соборе Московского Кремля. – 1996, 10, 67. 5344. ЯКОВЛЕВ Г., свящ., СИРИН А., проф. Нетленные мощи святителя Иннокентия возвращены в Иркутск. – 1991, 2, 24. 5345. KOKYXIH Н. Десница, крестившая Господа. (Из записной книжки паломника). – 1999, 10, 37. 5346. КОМАРОВ Е. Второе обретение мощей святителя Иоасафа. – 1991, 12, 52. 5347. СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ документы. – 1991, 12, 61. 5348. БЕЛЯЕВ С. Обретение святых мощей преподобного Максима Грека . – 1996, 9, 74. 5349. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 17 июля 1997 года: Об обретении святых мощей преподобного Максима Грека , совершившемся 4 июля 1996 года. – 1997, 8, 4. 5350. КАРПОВ А. 1000 лет русской святости. (Обретение мощей святой княгини Ольги). – 1999, 8, 55. 5351. КОЛЫМАГИН Б. Второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского . – 1991, 4, 16. 5352. ЕГО ЖЕ. Перенесение мощей преподобного Серафима в Москву. – 1991, 5, 16. 5353. ВИКТОРОВ А. Перенесение мощей преподобного Серафима Саровского из Москвы в Дивеево 23 июля – 1 августа 1991 года. – 1991, 12, 34. 5354. ВТОРОЕ обретение мощей преподобного Серафима. – 1991, 12, 38. 5355. КОМАРОВ Е. Обретение мощей святителя Тихона. – 1992, 5, X. 5356. БЕЛЯЕВ С. “В память вечную будет праведник…” (Обретение мощей святителей Московских Филарета и Иннокентия, а также архимандрита Антония). – 1996, 12, 57. 5357. ЭНЕЕВА Н. Частица Ризы Спасителя – в Московском Кремле. – 1996, 7, 67. 5358. КАЧАЛОВА И. История пребывания Ризы Господней в Москве. – 1996, 11, 64. 5359. КОЛЕДА Г., свящ. Туринская плащаница и ее возраст. – 1992, 5, 54. 5360. БЕЛЯКОВ А. О тайне происхождения образа на Туринской Плащенице. –2000, 6, 68. 48. Паломничество по святым местам 5361. ИВАНОВ М. По Святой Земле. – 1984, 2, 13. 5362. ПЛАТОН, игум. На Святом Афоне. – 1984, 3, 15. 5363. И.Б. Паломничество во Святую Землю. – 1984, 10, 13.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

статьи Белокурова. Прав. Обозр. 1867 г. ст. « Арсений Суханов ». Проскинитарий и другия сочинения Арсения изданы в полном виде Палестинским Обществом С.-Петербург. 1880. В июне 1652 г. Арсений Суханов возвратился с востока в Россию. Плодом его путешествия был «Проскинитарий», который он представил царю и новому патриарху. Проскинитарий изложен в 46 главах; но по содержанию его можно разделить на три части. Первая служит как бы продолжением представленного им еще ранее в посольский приказ Статейного списка, т. е. дневника; она заключает 33 главы. Вторая часть о граде Иерусалиме и окрест его святых местах и третия Тактикон или чиновник, как греки церковный чин содержат. В первых двух частях есть много лишнего, к вопросу о церковных чинах не относящегося: есть описания природы, городов, рек и т. п. Но и в них есть сведения, касающияся богослужебных обрядов и церковных обычаев. В первой части находятся вопросы Арсения александрийскому патриарху Иоанникию и ответы последнего, касающиеся разных церковных предметов. В числе их есть вопрос и ответ относительно чтения аллилуйя. На вопрос Арсения патриарх отмечал, что аллилуйя надобно произносить три раза, а потом «слава Тебе Боже». В той же части Арсений рассказывает, что на востоке не причащают богоявленскою водою, «якоже у вас есть чин», что в великую субботу с плащеницею ходят вокруг церкви против солнца, просфор особенных за царя и за патриарха нет, иногда же служат на одной просфоре; слышал Арсений и живую проповедь во время литургии, на Николин день. С особенною подробностью восточные чины описаны в третьей части. В этих чинах выдающияся отличия следующия: священник начинает вечерню стоя на клиросе в креслах, а не перед царскими вратами; аллилуйя иногда говорится трижды, а иногда дважды, с прибавлением: «слава Тебе Боже наш, слава Тебе», или «Упование наше слава Тебе»; «Свете тихий», «Утверди Боже» на вечерни, «Верую» и «Отче наш» на литургии читает или патриарх или кто-либо из присутствующих духовных особ (не служащих), «начальный человек».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Наконец, 25-го октября (12-го) нам выдали их из склада. Каково же было наше разочарование, когда, распаковывая церковные вещи и приводя их в порядок мы увидели, что иконостас, привезенный нами из России, слишком высок и широк для той комнаты, которая назначена была для церкви, а она, между тем, самая большая и высокая во всем нашем доме? Мы убедились, что в целом виде поставить его невозможно. Что же нам делать? вот вопрос, который требовал такого или иного скорого решения, Укоротить его? но это значит испортить его, а между тем он назначался не для одной только временно-домовой церкви, но и для церкви, имеющей быть в непродолжительном времени построенною здесь.., Вместе с о. Биеррингом мы решили вместо всего иконостаса поставить только две иконы, и именно: иконы Спасителя и Божией Матери, а посреди их повесить завесу без царских врат, утвердить которые нет положительно никакой возможности. Наш план вполне одобрил г. посланник. Церковь наша, таким образом, не совсем будет походить на церкви, находящиеся в России; она скорее будет походить на большую часовню, на молитвенную комнату, прилично обставленную иконами, хоругвями и другими вещами, в которой только по необходимости, можно отправлять Богослужение. Теперь мы заняты именно тем, чтобы как можно приличнее обставить ее. Следуя американскому обычаю, мы всю церковь устлали ковром. Столы для престола, жертвенника, для аналоев, стол под плащеницу уже готовы; на днях мы ожидаем остальных вещей и вероятно на днях же. как только успеем прибрать все как следует, церковь будет освящена и в ней начнется регулярное Богослужение. Тем не менее ею спешит воспользоваться ректор семинарии св. Марии, который, нужно сказать, считается здесь ревностным другом иезуитов. 23 октября в той же газете «Herald» является его письмо, в котором он старается объяснить, что о. Биерринг никогда не был профессором в его семинарии. Хваля князя Голицина за его отпадение от греческой церкви и прославляя подвиги его, как одного из самых знаменитейших римско-американских священников и миссионеров, он в противоположность ому клеймит о.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Smirno...

Третья добродетель Мироносиц та, что они и взятого на мучения Христа не отлучались. Разбежались все Апостолы ( Мк. 14:50 ). Петр отвергся Его трижды ( Лк. 22:61 ). Юноша некий, последовавший за Ним, быв схвачен воинами, ризу оставивши, наг бежал ( Мк. 14:51 и след.). Но – Мироносицы, в след за Христом, водимым по дворам Архиерейским, и Преторам, ходить не боялись, и даже при кресте Его стоять не стыдились. Стояху, говорит Евангелист, при кресте Иисусове Мати Его, и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина ( Ин. 19:25 ). Иосиф и Никодим, положив тело Иисусово в новом гробе, и привалив камень огромный к двери оного, оба удалились: но Мария Магдалина и другая Мария, оставшись, как Евангелист повествует, сидели прямо гроба ( Мф. 27:61 ); и хотя Суббота удержала их от помазания миром тела Христова, но лишь только она пришла, не страшась ни ночного мрака, ни стражей гроба, уготовавши миро и ароматы, и слезами их довольно растворивши, спешат отдать Ему последний долг усердия ( Лк. 24:1 ). Этой добродетелью жены превзошли мужей: мужи разбежались, а жены при Христе остались. Мужи, страха ради Иудейска, сокрылись; а жен ни тьма ночная, ни воины стерегущие гроб, удержать не могли. Верховный Петр с Иоанном возлюбленным учеником, осмотревши праздный гроб и плащеницы оставленные, возвратились к себе ( Ин. 20:10 ): но Магдалина дотоле от гроба не отступила, и слезами омывать его не преставала, пока, быв воззвана знакомым гласом по имени, припала к ногам любезнейшего Наставника своего ( Ин. 20:16,17 ). Кто же из нас, слушатели, в состоянии подражать такой добродетели Мироносиц? Кто из нас во время напасти и притеснений твердо стоит при Христе, не отступая и пяди от закона Его святого? Кто из нас оплакивает, не говорю, Христа – ибо славное состояние Воскресшего слез наших не требует, – но грехи свои, кои заставили Христа страдать и умереть, и кои вторично Его распинают? Кому приходит на ум, чтобы вместо мира, благоуханнейшия паче оного Богу добродетели уготовать, и помазать сими духовными ароматами, не Иисуса уже воскресшего, но умерщвленную грехами душу нашу, дабы больше смрада не испуская, воскресла и прославилась со Христом?

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

В углах средника в секторах неба – символы евангелистов в виде шестикрылых голов ангела, орла, тельца и льва. На фоне над гробом около жен пряденой золотной нитью вязью вышита надпись: положение во гробъ//г(с)да нашего хр(с)та. Так же выполнены надписи около персонажей на нашитых поверх фона и шитья полосках синего атласа: мр у мари, мара, иоанъ, иосиъ, никодимъ, аггли г(с)дни. Справа на среднике снизу вверх идут три узкие строки вкладной надписи, шитой золотной пряденой нитью: ,лд сн плащеница построена во битель стую пребражени спсова прп(д)бны(х) бгоносныхъ оцъ нших зосимы чюдотворцовъ тщанием и трудами столника ивана иваовича болшого бутурлина жена ево акилина//петровна а строилъ плащеницу на москв прошениемъ и радниемъ иеромонахъ матеи при фирсе 891 . К среднику пришиты две широкие каймы. На внутренней верхней кайме по зеленому атласу вышиты в центре в восьмилепестковой розетке на фоне остроугольного ромба восседающий на престоле Саваоф с разведенными в сторону благословляющими руками с надписью г(с)дь саваоъ, слева и справа, в круглых перекрещивающихся клеймах со свечниками между ними и надписями, – поясные фигуры пророков в трехчетвертном повороте к центру: Давид ( црь двдъ) и Соломон ( црь соломо(н)ъ); Моисей ( (пр моисеи) и Исайя ( пр Илия ( пр и Иеремия ( пр Аввакум ( пр авва//кум) и Даниил ( пр дани(л)); Иоанн Предтеча ( пре(д)те//ча) и князь Владимир ( к влади//ми//ръ) и мученица Акилина ( м(ч) акили//на). У князя Владимира и мученицы Акилины в руках кресты, у остальных – свитки. На других сторонах этих кайм по зеленому атласу вышиты такие же клейма с полуфигурами святителей. На левой кайме: Иаков Брат Божий ( //аги(с) бра(т) бжи), Василий Великий ( //аги(с) васили вели//ки), Иоанн Златоуст ( //аги(с) златоу(ст)), митрополит Петр ( //аги(с) пе(т)ръ ми(т)рополи(т)), митрополит Иона ( //аги(с) На правой кайме: Лазарь друг Божий ( //аги(с) лазо//рь дру(г) бжи), Григорий Богослов ( //аги(с) григори//бгсловъ), Николай Мирликийский ( //аги(с) никола), митрополит Алексий ( //аги(с) алееи), митрополит Филипп ( //аги(с) или(п)).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

ВЫСТАВКИ 1988–1989 Москва; 1989–1990 Москва, 20; 1993–1994 Москва; 1996 Москва. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Книга поступлений, 48566; Маясова 1989 (2). С. 75–76. 98. ПЛАЩАНИЦА ПОЛОЖЕНИЕ ВО ГРОБ Москва, мастерская царицы Евдокии Лукьяновны, знаменщики Сидор Поспеев, Иван Соловей, Иван Муравей, Иван Борисов, Козма Чертенок, Кирилл Иванов, 1645–1647 Камка (XVII в., Италия), штоф (XIX в., Россия), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, синель; ткачество, шитье. 155х212 Вклад царя Алексея Михайловича в Преображенский собор Новоспасского монастыря. Поступила из Новоспасского монастыря в 1919 г. 729 Инв. ТК-2962 Кат. На среднике по голубой камке вышито изображение Иисуса Христа, лежащего в гробу с перекрещенными на чреслах руками. Голова его покоится на коленях у Богоматери, сидящей на скамье с подножием. Низко склонившись, она припадает щекой к голове Сына и поддерживает ее руками. За ней, подперев голову одной рукой и держась другой за гроб, склонилась одна из жен-мироносиц. Позади нее стоит, в отчаянии схватившись за распущенные волосы, вторая жена (Мария Магдалина?), рядом – ангел с рипидой в виде квадрифолия с изображением прямоличного серафима. В ногах за гробом низко склонились со скрещенными на груди руками Иоанн и Иосиф, между ними, чуть касаясь гроба рукой, стоит Никодим, а сзади него – ангел, тоже с рипидой. Внизу перед гробом две маленькие фигурки ангелов, держащие ромбовидные рипиды с серафимами, склонились над приготовленной для погребения плащаницей. Над гробом – сегмент неба с облаками, звездами и круглыми личинами Луны и Солнца. Посредине неба в круге изображен летящий голубь, символ Святого Духа, от которого вниз нисходит тройной луч. В углах средника, в секторах с облаками – символы евангелистов в виде шестикрылых голов с нимбами: вверху слева – ангела, справа – орла; внизу справа – тельца, слева – льва. По краю гроба между Богоматерью и Иоанном монограммы мр у и хс. Справа на среднике снизу вверх в две строки идет вкладная надпись, шитая золотной нитью вязью тонкими буквами: повелние(м) блаженые памти блгов(р)на(г) и христолюбива(г) велика(г) гдр цр и велика(г) кнз едоровича всеа руси(и) и е(г) блгов(р)ные црцы и великие кнгни е(в)док(и) лу(к)но(в)ны зачата была си плашеница длати в лто ,зрне-е=1645] (г).мца въ а ден в преч(с)тную обите(л) пре(б)ражени гда бга спса нше и спса нше(г) хр(с)та нарицаему новое что бли(з) црьствующа(г) града мо(с)квы//по си их г(с)дрве блжен(н)ые памт(и) по г(с)дре црвче кнзе иване и по ихъ црьских родителе(х) в в(ч)но(и) поми(н)к по у(с)пени(и) и(х) гдаре(и) в(ч)на(г) сна сове(р)шена бы(ст) си плащеница повелние(м) сиа и(х) г(с)дрва блгов(р)наго и хри(с)толюбива(г) велика(г) г(с)др цр и велика(г) кнз але михаиловича всеа самод(р)жца в ту(ж) обите(л) спсову на новое во второе лто цр(с)тва ег гдр(с)тва смж тыс(щ) вол рне-е=1647] льл м(с)ца агу(с)та ла (дн).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

185 ...темница, где седел... Исус Христос. – Согласно четвероевангелию Христа привели в дом первосвященника. «Темница» представляет собой апокрифическое дополнение легенды. 187 ...столп от мрамора... часть во Цареграде... часть его в Риме... – Христианские реликвии нередко принадлежали нескольким владельцам. 188 ...истече кровь... Христа на Одамову главу. – (Иоанн.19:33–34). Пав на землю, кровь достигла черепа Адама, находившегося под крестом. 189 ...то место зоветца Лобное. – Название Лобное место – второе название Голгофы (от лба – черепа Адама). 190 ...Иверская земля... вера греческая, а язык у них свой. – Иверской землей называли Грузию. Иверов, или грузин, как и болгар, автор Хождения упоминает как православных христиан, в противовес еретикам. 192 ...снятие со креста... обви плащеницею. – Описание снятия с креста известно по евангельскому рассказу. Обычай обвивать тело умершего пеленами соблюдался иудеями. В церковном обиходе плащаницей называют пелену с изображением положения Христа во гроб и его оплакивания. 194 ...арнапиты... – Арванитами, или арнанитами, греки называли албанцев (турки называли их арнаутами). 195 ...4 золотых угорских... – Угорские (венгерские) золотые монеты имели хождение в средние века в странах Ближнего Востока, на Балканах и на Руси. 197 ...погани турцы спагли и санчаки... – Возможно, что вместо спагли в оригинале читалось с поганими. 198 ...дадут старую трапезу. – Т. е. старую трапезную, как правило служившую не только столовой, но и монастырским храмом. 199 ...не прочитая паремеи... – Паремеи, или паремии, – отрывки из книг Ветхого завета, содержащие пророчества и поучения, которые читались на вечернем богослужении. 201 ...игумен венецкой Внифаньтей... – Бонифаций Стефан Красси Рагузинский, занимавший пост «стража Святой Земли» в 1550–1559 и 1563–1565 гг. 203 ...преже нашего патриарха... патриарх же нашь Герьман... – Рассказчик называет патриарха иерусалимского Германа «нашим» в противовес «латынскому» игумену. 204 ...петь божестьвенную литурьгию. – Литургия, иначе обедня, – богослужение, совершаемое до обеда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На оным гробом балдахин древяной столярной, на 4-х резных столбиках, позлащеных в нем 4 евангелиста с предстоящими ангелами, древянныя резныя позлащенный. Сверх оного гроба Господня образ Воскресения Христова, резной писан ис красок. Пред оным гробом и плащеницею паникадило хрусталное... Близ того ж гроба Распятие Господне... предстоящие: Богоматерь, Иоанн Богослов, 3 ангела древянныя резныя, писаны из разных красок...» 1455 . Аналогичные комплексы, обозначающие постоянное присутствие Святого Гроба в храмовом пространстве, существуют и во всем поствизантийском мире. Таким образом, Гроб Господень Бориса Годунова получил преемственное развитие в Гробе Господнем Успенского собора только на уровне общего замысла. Форма его воплощения осталась уникальным памятником соприкосновения Руси с западноевропейской традицией. Новая встреча с ней произойдет лишь почти через столетие, при царе Феодоре Алексеевиче в конце XVII в., когда при перестройке комплекса дворцовых церквей устраивается Голгофа, «где быть Страстям Христовым», и Гроб Господень. Но это происходит уже в преддверии Нового времени, которое действительно внесет в русское храмовое пространство многофигурные скульптурные композиции, иллюстрирующие события Страстной седмицы. Andrei Batalov Research Institute of Art History, Moscow Le Saint Sépulcre dans l’espace sacré de la cathédrale russe aux XVI–XVII siècles Entre les reliques du monde chrétien le rôle à part appartient aux témoignages des Passions du Sauveur. Non seulement les parties authentiques des reliques mais aussi leurs images sont presentées aux cathédrales. À côté la Sainte Croix on voit souvent la représentation du Saint Sépulcre. Mais en Russie une telle représentation ne fut inclue dans 1’espace sacré de la cathédrale qu’ à la fin du Moyen Âge. Le premier modèle du Saint Sépulcre, fixé par les sources, qui fut utilisé aux offices d’Ensevelissement au cours de la Sainte Semaine en 1540 années, exista à la cathédrale de Saint Sophia à Novgorod. Probablement il peut être confronté aux temporels ‘Easter Sepulchres’ qui furent typiques à l’Eglise Occidentale.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такое же место занимает Гроб Господень в первой трети XVII в. и в сакральном пространстве новгородского Софийского собора, где он является и богослужебным предметом, и постоянным образом Животворящего Гроба, на что указывают соответствующие предписания Чиновника того времени о службах в неделю сырную и в первую субботу Великого поста 1453 . Риза Господня как свидетельство вочеловечения Бога Слова была поставлена в центр сакрального пространства не только Успенского собора, но и всего нового царства, получившего тем самым знамение о Благоволении Божием к Русской земле и, соответственно, новой династии. «О преславное чюдо каково божие дарование русстей земли даровася риза ею же безгрешный господь одеем. сию неблагодарнии людие от далних стран, яко дар некий в царствующий град Москву принесоша. тогда убое(с)я благоверный ц(а)рь михаил со отцем своим филаретом патриархом, не яко земен дар, но яко небесную жинь великим желанием и со свидетелством духовным радостию прияста и боголепным поклонением владыце христу богу нашему благодарьственая хваления воздаша. сице глаголюще. слава ти господи яко премногия ради благости твоя русскую страну нашу назираеши» 1454 . Поэтому именно реликвию Московского Успенского собора мы можем поставить в начало процесса превращения Св. Гроба в необходимый компонент сакрального пространства русского храма. В XVII столетии уже московский Успенский собор и его устав, а не Новгород, становится источником распространения новгородского по своему происхождению чина Погребения и подобия Гроба Господня. Образ Святого Гроба получает почти повсеместное распространение уже в XVIII столетии. В описаниях храмовых интерьеров того времени мы видим, что стационарный Гроб Господень, служащий образом Великой святыни, образует, вместе с образом Распятия Господня, целостный Страстной ансамбль, например, в соборе московского Ивановского монастыря – «Гроб Господень древянной столярной, писан из красок с резными эмплемами; с одной стороны дорожинки вызлащены в верху животворящий крест, на гробе плащеница, писана на голубом атласе из красок, на нем же три покрова...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007