В составе рукописи 549 – похвала великому князю Михаилу Ярославичу, Житие с чудесами и плачем великой княгини Анны, слово ο переложении мощей (лл. 257–340 об.). Часть листов рукописи перепутано. Название текста: «Мсяца въ 22 день. и блаженного страдальца великаго князя Михаила Ярославича, Тверскаго чудотворца. Благослови, отче». Из четырёх рукописей, ο которых идёт речь, одной из лучших, несмотря на отсутствие первого и нескольких последних листов, является рукопись 1299, включающая в себя Житие великого князя Михаила Ярославича с чудесами и плачем великой княгини Анны, похвалу блаженному, слово ο переложении мощей, слово об устроении плащеницы (лл. 23–91). Наконец, рукопись 1307 содержит Житие великого князя Михаила Ярославича, похвалу ему, слово ο переложении мощей, повесть об обретении мощей и чудеса, a также молитву Михаилу Тверскому (лл. 245–329 об.). Древнейший список Жития из коллекции ΓΑΤΟ Перейдём теперь к древнейшему списку Жития из коллекции Государственного архива Тверской области – в рукописи 1103, датируемой второй половиной XVII в. Рукопись эта описана В.А.Кучкиным 39 , Б.М. Клоссом 40 , Е.Л. Конявской 41 , a ныне подробно Г.С. Гадаловой (см. настоящее издание, с. 17–18). Исследуя текст Жития Михаила Тверского в рукописи 1103, В.А. Кучкин пришёл к выводу, что это один из семи известных в то время списков Пространной редакции данного памятника. Три списка Пространной редакции находятся в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки – РГБ, ф. 310 (собрание В.М. Ундольского), 1254, сборник житий, повестей, слов и поучений; РГБ, ф. 304 (собрание Троице-Сергиевой лавры), 671, Минея Четья на ноябрь Германа Тулупова; РГБ, ф. 299 (собрание Н.С. Тихонравова), 587, сборник исторический. Один список был известен в Государственном историческом музее – ГИМ, Синодальное собрание, 799, Минея Четья на ноябрь Иоанна Милютина. И, наконец, ещё два списка были известны в Санкт-Петербурге – в архиве Санкт-Петербургского филиала Института российской истории РАН, коллекция 238 (собрание рукописных книг Н.П. Лихачёва ), 397, повесть ο смерти в Орде Михаила Тверского, a также в древлехранилище им. В.И. Малышева Института русской литературы РАН (Пушкинского Дома), собрание М.Ф. Першина, 7, сборник житий (прежде эта рукопись находилась в г. Коврове) 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Указом от 4 дек. 1778 г. П. П. м. возобновлен как заштатный. В 1791 г. в нем проживал «для охранения церквей один только простой монах... да для отправления подлежащего богослужения белый священник-вдовец» ( Челищев. 2016. С. 138). В 1800 г., при строителе (1792-1804) иером. Феодосии, монастырь получил во владение 4 дес. 1400 саж. пахотной земли, а также сенокосы: 2 дес. 528 саж. «в наволоке», 11 дес. 1600 саж. «при каменном ручье», 11 дес. 1242 саж. земли («в ягодном и островской») и более 2 дес. «неудобной» земли ( Макарий (Миролюбов). 1881. С. 12). К кон. XVIII в. обитель также владела 4 тонями на Унском берегу, Ратоминским оз. на Лудской стороне с сенными покосами, а также 2 мукомольными мельницами, в т. ч. в Сумском посаде. Согласно описям 1712 и 1721 гг., в монастырской б-ке имелись среди прочего печатные и рукописные книги: «Многосложный свиток» (М., 1642), Требник свт. Петра (Могилы) (К., 1646), пожалованный царем Феодором Алексеевичем, Житие прп. Сергия Радонежского и служба ему (1646/47), «Беседы на Деяния апостольские» (К., 1624), «Лествица» прп. Иоанна Лествичника (1647), сочинения аввы Дорофея Газского и прп. Ефрема Сирина (М., 1652), «Беседы на Евангелия» (К., 1664), «Меч Духовный» архиеп. Лазаря (Барановича) (К., 1666), Киево-Печерский патерик (К., 1680). В ризнице упоминаются «в мелких бумашках оберчены мощей святых части и подписаны», «часть плащеницы Христовы», частицы «Неопалимые Купины», «жезла Моисеева», «жезла Ааронова», власяницы прп. Антония Римлянина, ризы прп. Михаила Клопского, ризы свт. Иоанна Новгородского, мощей св. Лазаря Четверодневного и вмц. Варвары ( Приклонский. 1927. С. 179-184). При строителе иером. Рафаиле (1804-1809) на месте часовни над захоронением преподобных Вассиана и Ионы началось возведение каменной летней церкви с колокольней (1807-1814). Во время строительства иером. Рафаил обратился к Архангельскому еп. Евлампию (Введенскому) с вопросом, «как поступить в данном случае с гробницею преподобных, доселе находившеюся в часовне, которую теперь нужно разобрать».

http://pravenc.ru/text/2580056.html

Обанино. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты В мае нынешнего года исполнилось 150 лет со дня открытия и освящения престола Николаевской церкви в селе Обанино. Как всё начиналось? Первоначально планировалось построить церковь в деревне Толстопятовой Каминской волости с причислением к её приходу близлежащих деревень Обаниной, Кислой и Ярки. При опросе жителей обнаружилось, что обанинцы вместо деревни Толстопятовой пожелали выстроить церковь у себя в деревне, к этому решению присоединились и жители деревни Кислой. Благочинный Иоанн Мухин с волостным заседателем Иваном Поповым 7 июня 1859 года провели собрание жителей деревень Обанино и Кислой. Все жители выразили желание иметь свою церковь. Но закладка церкви была затянута из-за отсутствия подрядчика. В 1863 году подрядчик был найден – отставной мастеровой Златоустовского завода Я.Д. Ершов. 17 сентября 1863 года благочинный 17 округа Григорий Образцов произвёл закладку церкви. Через 5 лет подрядчик Я.Д. Ершов, нанявший ялуторовских, звериноголовских, куртамышских каменщиков и маляров, закончил её постройку. Престол был освящён 9 мая 1868 года (по новому стилю 22 мая) во имя Святителя и Чудотворца Николая. Этот день – Никола Вешний - стал престольным праздником в селе. Николаевская церковь была небольшая, но довольно красивая по архитектуре. Утварью церковь обзаводилась постепенно. Иконостас купили за 1200 рублей у Петропавловского храма слободы Куртамыш. В 1877 году были поставлены писанные на жести иконы при церкви снаружи алтаря в восточной стороне во впадину и над входными вратами. В 1900 году приобрели на пожертвования прихожан у коммивояжера прекрасной работы подстав для плащеницы. В августе 1871 года вокруг церкви была построена деревянная ограда. В ограде были посажены деревья, которые разрослись и придавали церкви красивый вид. В пользу церковного причта было нарезано 66 десятин земли. В 1899-1900 году священник Пётр Ласточкин произвёл внутренний и наружный ремонт церкви, так как иконы в ней почернели, штукатурка полопалась, а маковки и кресты на церкви поржавели. Для ремонта церкви были собраны деньги на сумму до 4000 рублей. Главные поправки и устройство нового иконостаса взяло на себя приходское общество. Затем на средства церкви и особенно пожертвования разных лиц была произведена роспись церкви внутри иконами.

http://sobory.ru/article/?object=26106

Иллюстрация: Лик Иисуса на Плащенице   Впервые о Святой Плащанице достаточно подробно сообщает в своей «Истории завоевания Константинополя» Робер де Клари, который рассказал, что во Влахернах «хранят плащаницу, в которую был завернут наш Господь и которую каждую пятницу показывают, так что на ней можно видеть фигуру Господа». Он же пишет о том, что в 1204 году после разграбления Константинополя крестоносцами она исчезла и «никто — ни греки, ни франки — так никогда и не узнали, что случилось с этой плащаницей». Лишь через полтораста лет приблизительно в 1353 году Плащаница обнаруживается как собственность Жоффруа де Шарни во Франции в Лирее близ Труа, хотя местный епископ считает, что это не реликвия, а подделка. Затем (еще через 100 лет) в 1453 году она переносится в Камбери, средневековую столицу Савойи. В ночь с 3 на 4 декабря 1532 года чуть было не сгорела в Камбери во время пожара. Одна из стенок серебряного ларца, в котором в сложенном виде хранилась Плащаница, раскалилась добела и капли расплавленного металла прожгли на ткани дыры. К счастью, сохранилась точнейшая копия Святого Синдона, сделанная задолго до пожара в 1516 году, скорее всего, Альбрехтом Дюрером. В апреле 1534 года сестры–кларисы из местного монастыря инокинь святой Клары реставрируют обуглившиеся места, заменяя их заплатами из новой ткани, которые можно видеть и сейчас. Через 44 года после этого Плащаницу переносят в Турин. Бывший тогда архиепископом Милана Карл Борромей, будущий святой, служит перед ней торжественную мессу, на которой, затерявшись в толпе, присутствует, растерянный и поражённый, великий итальянский поэт Торквато Тассо. В 1657 году начинается строительство капеллы, в которой будет помещена и доныне находится Плащаница. В 1983 году умирает король Умберто II, являвшийся, как и все представители Савойского дома, начиная с середины XV века, собственником Плащаницы. Согласно его завещанию она передается Ватикану, но Иоанн Павел II принимает решение, согласно которому Плащаница должна остаться в Турине, а архиепископ этого города назначается её хранителем. В апреле 1997 года в капелле Святого Синдона, как некогда в Камбери, вспыхнул пожар. Святыню удалось спасти, поскольку в это время она находилась не в самой капелле, а в центральном нефе кафедрального собора.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Вторая великая Трапеза Христова предлагается нам в Великую субботу. Эта Литургия уже может быть названа пасхальной в нашем обычном понимании. Правда, Великая суббота есть день великого покоя; она требует, «да молчит всякая плоть человеча», как мы это слышим в песнопении вместо Херувимской. Но на Литургии субботней молчание у предлежащей Плащеницы переходит в молчание ожидаемого ликования. Здесь есть трепетный момент перехода от скорби к радости. Это тот момент, когда запоют прокимен: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех», и когда за сим читается евангелие о воскресении Христовом – первая весть о воскресении, принесенная мироносицами. Вторая, главная часть Литургии совершается в белых облачениях, и все одеяния на предметах храма белыя. Радостная Литургия! Не только в евангельском чтении, но и в самых песнопениях Великой субботы слышна первая весть победы над смертью и весть воскресения: «Мироносицам женам при гробе представ ангел вопияше: «мира мертвым суть прилична, Христос же нетления явися чуждь " ». Суббота – день свободный почти всюду от хождения на обычную работу, на службу. Но как часто в этот день в наших христианских семьях отказываемся мы от трапезы Господней за чечевичную, в переносном смысле, похлебку. Иначе говоря, пропускаем радость священных и возвышающих нас переживаний великого дня в храме, пропускаем, из года в год ради приготовления яств пасхального стола и вообще из за разной предпраздничной суеты... Третья Литургия, Литургия полная ликования, утром в первый день праздника Пасхи: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! «Ныне вся исполнишася Света» исполнены божественного света не только ночь пасхальной Заутрени, но и утро Божественной Литургии. Если назовем Заутреню победною вестью о воскресении Христовом, то Литургию должно назвать самой встречей с Воскресшим. Таинство причащения на Литургии дня Воскресения Христова уже представляется не как Вечеря в тайной горнице, а как Трапеза в чертогах «Христа блистающася». «Трапеза исполнена, насладитеся вси. Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай, вси насладитеся пира веры, вси восприимите богатство благости».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Император Троян, проходя с войском чрез Антиохию, призвал его к себе и спросил: «ты ли, называющий себя Богоносцем, вопреки повелений наших, развращаешь всю Антиохию вслед твоего Христа»? – Я, отвечал Игнатий, и на другой вопрос, что значит Богоносец? опять ответствовал: «носящий Христа Бога в душе своей». «Или ты думаешь», возразил Царь, что и мы не носим в памяти своей богов наших, споспешников победы?» – «Боги ваши», сказал Игнатий, «идолы языческие! Один Бог истинный, Творец неба и земли, один Господь Иисус Христос, Его же царствию не будет конца». Троян велел отвести его в Рим на съедение зверям амфитеатра. На пути в Рим и в Риме, Игнатий словами и многими посланиями утверждал христиан в вере в божественность Христа, и убеждал пребывать в любви и единомыслии и писал: «хочу не только называться христианином, но и быть таким действительно; возвещаю всем церквам, что смерть моя не есть дело сетования; умираю добровольно, если только не возбраните: видимое временно, невидимое вечно. Молю вас, дозвольте мне быть снедью зверей, чрез которых достигну Бога; я Божия пшеница, зубами же зверей сотрен буду в чистый хлеб Господу; лучше возбуждайте их, дабы сделались мне гробом, и ничего не оставили бы тела моего в тягость погребателям. О, если бы я усладился зверями в Риме! Ныне только начинаю быть учеником Христовым, когда одного Его желаю: огнь, меч, крест, муки, зверей, все приготовьте ; да получу Христа». Тщетно христиане римские хотели спасти его; он только помолился с ними о прекращении гонений, и поспешил в амфитеатр. Там растерзали его звери, почти без остатка; не много костей собрано было в плащеницу для утешения Антиохийской церкви; ночью явился плачущим священномученик, молящийся об их спасении, и слезы иссякли. XX. Св. мученики: Епископ Поликарп Смирнский Епископ Поликарп был из учеников Св. Апостола Иоанна. В преклонной уже старости он пострадал вместе с христианами своей паствы, твердость которых не поколебали ни звери, ни пламя, ни пытки, ни терзания бичом или когтями, обнажавшими их кости.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

189 И на той святой горе стоят 30 каньдил, а горят день и нощь безпрестанно. И повелением благоверного и христолюбивого царя государя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии поставили есми каньдило неугасимое и приказали то каньдило беречи и наливать маслом игумену иверскому да казначею Галеилу. А гору ту святую Гольгофу дерьжат Иверская земля, православные християне, вера греческая, а язык у них свой. 190 А служит на святой Гольгофе иверской игумен со крестияны, а престол на святой Гольгофе Роспятие Господа Бога нашего Исуса Христа. А восход на святую гору Гольгофу лесница 13 ступеней. А сошед с лесницы налеве под горою стоит церков невелика, а в ней гроб Мельхиседеков. 191 И в той церкви видеть разселину от верха святые Гольгофы, что от крове Господа нашего Исуса Христа разседеся, и то знать и до сего дни. А где на святой Гольгофе крест стоял, и ту гора пробита с полсажени, и то место серебром обложено. А где уканула кров Господа нашего Исуса Христа на гору, и ту розселина с полсажени широка, а глубины никто же может ведати, и то место серебром обложено. А против дверей церковных, кабы сажень шесть, снятие со креста Господа нашего Исуса Христа; на том месте положи его и обви плащеницею. 192 И то место покрыто цкою мраморною, и тут горят 8 каньдил, день и нощь, от всяких вер. И с того каменя положиша тело Исусово во гроб, иже бе изсечен ис каменя. А церков великая и престол греческой и основание царя Костяньтина и матери его Елены, огорожена кругом на 4 стены, а столпов в ней 300 от мрамора, а дерьжат церков великую патриарх со християны Герьман 193 , и престол старой. Где патриарх служит, и тут еретики не входят. А по обе стороны великие церкви стоят престоли еретически, деланы к стенам. А еретики суть называютца крестьяне: латыни, хабежь, ковти, арьмени, несторияне, арияне, яковити, тетрадити, маруни и протчая их прокълятая ересь. А престолов еретических 8. А в великие церькви двои врата, едины замурованы погаными турки, а другие отворяютца, и те запечатаны стоят от туръков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8 В зделанную царем Костянтином болшую церковь входить с полуденной стороны, при коих содержится турецкой караул, и оные двери отпирают по временам, когда получат от патриарха положенную плату за вход церковной. И входят без денег толко те люди-христиане, у коих есть турецкие фермины, по-нашему – указы, кои получают в Царе граде; за них платят по 25-ти левков. Еще монастырские за патриаршую плату входят. А у коих нет ферманов, со всякаго берут турки за вход по 2-ва лева и болше, смотря по человеку. 9 Взойдя в болшую церковь , от дверей сажен 5-ть, прямо дверей церковных на полу есть место поднятое, аки амвон, обделано карнизами каменными, а наверху в середине плита мраморная изъкрасна. 1313 В долготу болше дву аршин, а ширины в аршин или поболе. На оной плите, повествуют, благообразна князь Иосиф с Никодимом, снявши со креста тело Господа нашего Иисуса Христа, обвивали плащеницами. А когда обвивали, тогда ангели на воздусех пели «Святы Боже, святы крепки» 1314 и прочая. И потому в православной Церкве соборами положено, как умершее тело христианское несут на погребение, то и поют «Святы Боже» по примеру пения ангелскаго. А над тем местом висят лампады греческие и горят неугасимо греческие, армянские, франков, сирианские и католиков. А на концах плиты стоят по 3-ри свечи болшиех. И мы ко оному месту прикладываемся. 10 И от того места по правой стороне в церкве есть лесница, итти вверх. Тамо место, где пришли жены-мироносицы с Богородицей поутру рано ко гробу Христову помазать тело Христово миром и увидели двух ангелов, у гроба седящих и им глаголющих, что востал Христос из мертвых, несть зде: «Идите в Галилею, тамо Его узрите». А над тем местом кругом зделана железная решетка как венец, а наверху образ Пресвятыя Богородици, чудотворной, 1315 и ту горят лампады. А мы месту тому покланяемся и целуем. 11 И от того места вправо среди церкви, где выведен кунпал, а ныне стоит непокрытой, и против кунпала внизу есть Кувуклия, или по-нашему часовня, над гробом Христовым, которая прежде, до пожару, 1316 была вся мусиею украшена, то есть мелкими камешками позолоченными обложена снутри, а снаружи были образа. А ныне оное все погорело, толко обвешены стены красным бархатом снутри и снаружи. И, подходя к часовне, всякой человек должен снять с себя сапоги или башмаки с ног, идти босыми ногами ко гробу Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каки ли изрядныя дароносивыя златыя сосуды, каменьем и жемчугом украшены, и серебряные! И как понесут светозарный Иеросалим и рипиди, и тогда воздыхание и плач бывает людей о гресех! Кий ум и какова душа не помянет тогда о Царствии Небеснем и о жизни бесконечной! " Кроме жезлов, мечей, рипид, иерусалимов и сионов - что особенно важно для нас - носили воздухи, которые иногда называются плащаницами. В древнем иерусалимском чине литургии мира так описан великий вход: " Сначала выходят депотаты, потом певцы, далее 12 иподиаконов, неся 12 подсвечников со свечами, после них 12 диаконов, имея в руках 12 кадильниц, потом еще 12 диаконов, держа золотые скиптры, и снова другие 12 диаконов с 12 золотыми и серебряными рипидами, далее патриарх, поддерживаемый под руки с той и другой стороны двумя епископами, четыре пресвитера, несущие святой сосуд с миром, покрытый светло-золотою карамавгою, края которой возвышают четырьмя рипидами четыре диакона, и таким образом приносится во святой алтарь " Симеон Солунский, описывая торжественный вход, говорит, что за Святыми Дарами идут несущие на главе священный покров, на котором изображен мертвый нагой Иисус О ношении воздухов есть упоминание и в русских соборных Чиновниках В архиерейском Служебнике 1665 года великий вход на литургии Василия Великого описывается так: сперва идут свещеносцы, потом диаконы со скиптры, далее иереи носяще митру святительскую и омофор. " Таже, будет ли довольно священников, идут по два с крестами " . Диаконы с кадильницами, архидиакон со святым дискосом и два иподиакона по сторонам его с рипидами, старейший священник со святым потиром и также два иподиакона по сторонам с рипидами, чтири иерее носяще плащеницу и, наконец, иподиакон с умывальницей В том же Служебнике о выходе на литургии Златоуста: " И потом старей священник несет (в) потир(е) кровь Владычню, и прочие священницы идут с потиры и с кресты и инии под воздухом " Такие литургийные выходы послужили реальной основой для символического иконографического изображения Божественной литургии или " великой литургии " , которое иногда встречается в куполах древних храмов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/229/...

Носить воздухи в Великую Субботу могли уже потому, что на них обычно, как мы видели, в то время и даже раньше и независимо от службы в Великую Субботу, изображалось положение тела Господня во гроб или снятие его с Креста. Но в то же время, можно полагать, обычаем носить воздухи воспользовались вообще для придания входу в Великую Субботу большей торжественности. Дальнейшей ступенью в развитии обряда следует признать возникновение обычая целовать воздух. Прежде ставился для целования только образ, икона с изображением снятия с Креста Господня телесе и положения во гроб, как мы видели в Требнике начала XVI века 145 (ркп. Синод. б-ки Но теперь в обычай стало входить, чтобы священнослужители целовали воздух, только что положенный на престоле. Братия же целовала по-прежнему икону. В Кирилловском уставе читаем: «Игумен чтет Евангелие, а диакони держат, занеже воздух на престоле, по Евангелии ектения, и прочее и отпуст, игумен с священники и с дияконы целуют воздух на престоле, а братия целуют праздник на налои, а на целовании поют стих: «Приидите, ублажим " ». Но это была особенность богослужения именно Кириллова монастыря: «Кроме же Кириллова монастыря в прочих монастырех игумен с священницы на целование праздника изо олтаря выходят в ризах» 146 . В Троицком уставе о целовании воздуха на престоле не говорится, а сказано вообще: «На первом часу, праздник ставят на целование, и поют стих «Приидите, ублажим», или «Тебе, Одеющагося " » 147 . На полях рукописи Волоколамской библиотеки Л.248 об.) есть приписка, по которой целовать «плащеницу» в алтаре предоставляется только «архиморету», братии же «образ ставят на целование на первом чесу». Вместе с тем сам вход обставлялся все более и более торжественно, особенно в Троицком монастыре, где в выходе участвовали в начале XVII века два пономаря с подсвечниками, да два диякона со свещами, да два диякона с репиды, да диакон с шапкою, два диякона с кадилы 148 . Но в уставе, писанном в 1553 году для Иосифо-Волоколамского монастыря, можно заметить и еще дальнейший шаг в развитии обряда богослужения Великой Субботы. В этом уставе читаем: «И абие братия целуют Святое Евангелие и воздух, на немже образ положение во гроб Господа нашего Иисуса Христа, також целуют, и полагают Святое Евангелие во олтари на святой трапезе, с нимже и воздух полагается на святой трапезе, даже и до Фомины Недели» 149 . Очевидно, воздух, немедленно после целования его братией (вместо иконы), уносился в алтарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

   001    002   003     004    005    006    007