Анна 15 апреля 2017, 12:48 Моя пятилетняя дочь, которой я ничего не рассказывала об именно сегодняшнем дне, Великой Субботе, вдруг сказала: " Какой сегодня серьезный день. " Alexey Kryuchkov 11 апреля 2015, 19:10 Спаси Господи! Нина 11 апреля 2015, 16:50 Но как быть если суета создается в храме не по вине прихожан? если настоятель решает около Плащеницы выставить вплотную столы для освещения пасх и т.д. Когда захожане ( посетители ритуала освящения) и прихожане всю Литургию " устраивают " свои куличи на столы,а затем заняты выковыриванием со столов драгоценных явст и нет им дела до Священной Плащеницы. И так из года в год.. Мы живет в жаркой стране -Эмиратах и проблемы выставить столы во двор церкви нет. Нет желания и воли настоятеля. Какое благоговейное отношение формируется у людей к Плащенице и ко дню Покоя -Великой Субботе? Мария 11 апреля 2015, 13:43 Давно об этом задумывалась. Спасибо за статью, так и есть, нашла для себя много полезного. - 11 апреля 2015, 11:09 " С Кем и черствый кусок черного хлеба слаще пасхи и залитого глазурью кулича. " Именно так. Не понимают этого люди, суетятся, передают эту суету другим. Да разве важны эти куличи, если нет главного на потребу... Андрей Васильев 11 апреля 2015, 07:47 я люблю игумена Нектария,духовнокомпитентный автор,и душеполезные статьи. Екатерина 19 апреля 2014, 10:59 Может ошибаюсь, но думаю, что веселье " до конца не осмысленное, стихийное, душевно-телесное и ничуть не духовное " возможно только у тех, кто совсем не трудился Великим постом, а просто ждал очередного праздника. Перед Страстной пятницей я морально не могу заниматься приятными хлопотами. Уборка в четверг обязательно, но и она помогает настроиться на очищение души и пятничную исповедь. А готовлю в субботу утром. Сейчас много простых хороших рецептов, и если не готовить на всю Светлую седмицу, то днем вполне можно найти время для покоя, чтения духовной литературы. Елена М 8 мая 2013, 13:42 05 15:05Елена: " По-моему, к Великой субботе все хопоты заканчиваются. " Вы правы, Елена. Я тоже всё это делаю в чистый четверг: и дом убираю, и куличи пеку, и творожную пасху делаю и яйца крашу, а заканчиваю день в ванной, чтобы тоже быть чистой. Многие говорят, что в чистый четверг необходимо причаститься, но вот этого я себе позволить не могу - как можно после причащения заниматься уборкой и потом еще купаться? Поэтому я причащаюсь в Вербное воскресенье.А в статье, по-видимому, речь идет о тех, кто находится в постоянной суете и всё пытается успеть в последнюю минуту.Я в молодости тоже многое не успевала. Каждому своё .....

http://pravoslavie.ru/61322.html

Между прочим, уже в весьма древних святогробских уставах богослужение Великой Субботы так или иначе связывается с Гробом Господним. О бдении накануне Великой Субботы святогробский Типикон 1122 года замечает: εο ο οο ουο ο ο ου οοου ου ου ευ , " ε ο Параллель есть в Типиконе Великой церкви: ε υ ε ε ε εοευ, ε ο ου εου ου υ С XIV века встречаем в богослужебных книгах замечание о том, что на входе во время великого славословия носили воздухи. По уставу афонского Ватопедского монастыря 1346 года, Евангелие носилось не обычно, но на плече, завернутое в воздух (εεο ε ου ο) Славянский Требник начала XVI века знакомит нас с тем, что было в Святой Софии Константинопольской. В интересующей нас части Требник этот (рукопись из Синодальной библиотеки за несомненно, перевод с греческого и в нем есть глава 88: " Како поет нагробное в цариградской соборной церкви, и по всем митрополиям " . Крылошане и диаконы идут сзади. Святитель кадит " святую икону Господа нашего Иисуса Христа, поставлену на налои среде церкви. Затем поются непорочны: на каждой их статье каждение " . Во время хвалитных стихир священники и диаконы идут в алтарь. Святитель сидит на своем месте: епископы стоят пред исходницею. Священники и диаконы творят вход великий. Диакон с Евангелием; иные с кадильницей. Священники - каждый со свечой. Святитель сходит с всходницы. Епископы идут и становятся поряду налево святителя. " И поют славословие велико. На конец же славословия поднимают плащеницу над святителем и держащим плащеницу и около стоящим, позаду святителя и свеща имуще, и дьяконы такожде. Архидьякон же на преде святителя с Евангелием. Святитель же сам держит Евангелие пред собою малое, и начинает пети сам: Святый Боже, трижды " . Потом поют священники " Святый Боже " трижды. Святитель немного выступает на середину храма, епископы и священники с ним, держа над святителем плащаницу. Остановившись, святитель начинает петь и поет трижды " Святый Боже " . Священники также поют " Святый Боже " трижды. Святитель подходит близко к царским дверям; опять поет " Святый Боже " трижды, также и священники.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/229/...

Кто сей Громов сын? – Сей есть священнаго Евангелия благовестник, сей есть Христова Божества и сказатель, сей есть преизящнейший тайн сокровенных богопроповедпик, сей есть избранный друг Христов сей есть наперсник Исусов таинственнейший, сей есть апостол верховных председатель славнейший, сей есть евангелистов всех предначинатель избраннейший, сей есть учитель благовестия премудрейший, сей есть проповедник слова Божия благогласнейший, сей есть богословов всех отец богословнейший. Но кто есть Громов сын Иоанн? – Той, егоже, на езере Генисаретсте с Петром мрежами 1892 рыбы ловяща, мрежею словесною Христос улови и ловца человеком Той, иже, беяше по плоти сын Зеведеов, корабль и мрежа со отцемь оставити повелевшему Сын громов нарицается. Той, егоже мати вследствуя Христу, проси от Него чадома ея, с сим другому, датися, да един сядет одесную, а другий ошуюю Той есть, иже, егда вечерявшу Христу, возлеже, ему же на перси припад, вопроси со благоговением: «Господи, кто есть предаяй Той есть юноша, поминаемый во Евангелии, в плащеницу понагу 1893 одеянный, иже и плащеницу оставль (егда июдеи со оружием и дрекольми наидоша яти Христа), бежа Той есть ученик, егоже любляше Исус, иже стояй при кресте Господни, звание сыновства богоматерня Но кий паки Громов сын Иоанн? – Оный богословный язык, иже «Искони бе Слово, и Слово бе в Бозе, и Бог бе возгремевый во благовестии. Оный духопросвещенный слышатель, зритель и осязатель, иже «еже бе исперва, еже слышахом, еже видехом очима нашима, еже узрехом и руки наша осязаша о словеси животнем и живот явися, и видехом, и свидетельствуем, и возвещаем вам живот вечный, еже бе у Отца, и явися нам» возгласивый в Оный таинственный сокровенновидец, иже «Иоанн седмим церквам, сущым во Асии; благодать и мир от сего, иже есть сый и иже бе и иже есть грядый, и от седми духов, иже суть пред престолом его, и от Исус Христа» провещавый во (Апокалипсис, глава 1). И что светлеется тако Громов сын: ездит на колеснице евангельстей, проезжает всю подсолнечную, претекает всю вселенную, прелетает вся страны, пребегает вся языки 1894 , проходит вся царства и грады, гремит громом богословия: «В начале бе Слово, и Слово бе в Бозе, и Бог бе Слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А грешным душам на вечную муку! (4, 209) Как и в словах родившегося в Вифлееме младенца, дело спасения остается обоюдоострым. Для спасающихся оно зависит от веры. Другой вариант делает его зависимым от покаяния, которое здесь представляется единственным плодом Господних страданий: Со страхом мы, братие, восплачемся: Мучения – страдания Исуса Христа. Восплачемся на всяк день и покаемся, И Господь услышит покаяние, За что и нам дарует Царствие Свое, Радости и веселию не будет конца. (4, 220) Народных песен о воскресении нет. Имеющиеся стихи явно книжного содержания или же западного происхождения. В стихах о распятии, которые заканчиваются обетованием воскресения, оно изображается в двух вариантах, соответствующих двум иконописным типам: древневосточному и западному. Первое есть сошествие во ад и освобождение праведных душ. В одном из вариантов «Сна Богородицы» эта тема развивается чрезвычайно подробно. Своеобразно и описание погребения Христа, как будто ни в чем не зависящее от евангельского текста: И тут проклятые Христу плащеницу сковали, Христа в плащеницу клали, Обручи набивали И оловом заливали... Желтыми песками засыпали, Каменными горами закатали. Горючими камнями завалили... В третий день Христос воскресе... Вставал наш батюшка, Истинный Христос, Отец небесный, (6, 205–206) Это воскресение происходит в недрах земли. Поэтому о Христе говорится как о не вполне воскресшем: Ни в живых Он и ни в мертвых. (IЬ.) Освобождение душ из ада представлено как выведение всех царей (кроме Соломона, который сам сумеет выйти, по известной апокрифической традиции). Но и здесь не забывают сказать о разделении: Грешных на левую, Праведных на правую. (6, 206) И застонавший ад утешается обещанием вторичного наполнения: Не стони ты, адие, Не стони, проклятое. Ты будешь, адие, Ты будешь, проклятое, Пред останною кончиною Наполнено клетовщиками, зубчиками 147 , И ябедниками, и ябедницами, Платонами 148 , архиереями, Архимандритами, протопопами. В другой группе стихов воскресение приравнено вознесению на небо в величии и славе. Со креста Христос утешает Марию:

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Гроб Господень выносился из него - тем самым киворий превращался в реликварий, которому не присваивалось значение Кувуклии, он был лишь хранилищем Гроба Господня. В этом принципиальное отличие кивория и Гроба Господня московского Успенского собора от европ. подобий, имевших форму Кувуклия, заключавшего в себе гробную пещеру. В описаниях храмовых интерьеров нач. XVIII в. можно встретить композиции, подобные композиции Гроба Господня в Успенском соборе. Это Гроб Господень в виде саркофага, осененный киворием на 4 столбах: «Гроб Господень древянной столярной, писан из красок с резными эмплемами; с одной стороны дорожинки вызлащены в верху животворящий крест, на гробе плащеница, писана на голубом атласе из красок, на нем же три покрова... На оным гробом балдахин древяной столярной, на 4-х резных столбиках, позлащеных в нем 4 евангелиста с предстоящими ангелами, древянныя резныя позлащенныя. Сверх оного гроба Господня образ Воскресения Христова, резной писан ис красок» . В создании подобий Гроба Господня эта линия, идущая от московского Успенского собора, оказалась главной и в целом сохранилась до наст. времени. В то же время параллельно сложились др. типологические группы образов Гроба Господня, более тесно соприкасавшиеся с западноевроп. традицией. Первая связана с копированием Гроба Господня на уровне повторения не только размеров гробного ложа, но и пещеры Гроба Господня с разной долей конкретизации первообраза. Такова, напр., Кувуклия Воскресенского собора в Новом Иерусалиме патриарха Никона, точно повторяющая Кувуклию в Иерусалиме. Несмотря на новизну замысла для рус. храмостроения, это сооружение вписывается в обширный ряд копий иерусалимской Кувуклии, распространенных в Зап. Европе, в т. ч. и в XVII в. (напр., в Глогувеке, 1634). Как и эти копии, Кувуклия патриарха Никона повторяет пространственную структуру иерусалимской святыни, состоящую из камеры перед пещерой, где находится часовня Ангела, и пещеры Гроба Господня. Кроме того, в Нов. Иерусалиме были полностью повторены и наиболее узнаваемые элементы фасадного декора - глухая аркада, разделяющая ее стены, и киворий на тонких колонках, поставленный над пещерой Гроба Господня. Замысел патриарха Никона был фрагментарно повторен царем Феодором Алексеевичем при перестройке теремных храмов Московского Кремля. Здесь в узком коридоре, образовавшемся между храмами Нерукотворного образа Спасителя (его придела во имя св. Иоанна Белоградского) и св. Евдокии (впосл. Воскресения словущего), было воспроизведено пространство пещеры Гроба Господня: сделан алебастровый свод, раскрашенный под мрамор; над Гробом Господним в виде «лавицы», или саркофага, висели 60 алебастровых херувимов .

http://drevo-info.ru/articles/12681.html

Каки ли изрядныя дароносивыя златыя сосуды, каменьем и жемчугом украшены, и серебряные! И как понесут светозарный Иеросалим и рипиди, и тогда воздыхание и плач бывает людей о гресех! Кий ум и какова душа не помянет тогда о Царствии Небеснем и о жизни бесконечной!» 77 Кроме жезлов, мечей, рипид, иерусалимов и сионов 78 – что особенно важно для нас – носили воздухи, которые иногда называются плащаницами. В древнем иерусалимском чине литургии мира так описан великий вход: «Сначала выходят депотаты, потом певцы, далее 12 иподиаконов, неся 12 подсвечников со свечами, после них 12 диаконов, имея в руках 12 кадильниц, потом еще 12 диаконов, держа золотые скиптры, и снова другие 12 диаконов с 12 золотыми и серебряными рипидами, далее патриарх, поддерживаемый под руки с той и другой стороны двумя епископами, четыре пресвитера, несущие святой сосуд с миром, покрытый светло-золотою карамавгою, края которой возвышают четырьмя рипидами четыре диакона, и таким образом приносится во святой алтарь» 79 . Симеон Солунский , описывая торжественный вход, говорит, что за Святыми Дарами идут несущие на главе священный покров, на котором изображен мертвый нагой Иисус 80 . О ношении воздухов есть упоминание и в русских соборных Чиновниках 81 . В архиерейском Служебнике 1665 года великий вход на литургии Василия Великого описывается так: сперва идут свещеносцы, потом диаконы со скиптры, далее иереи носяще митру святительскую и омофор. «Таже, будет ли довольно священников, идут по два с крестами». Диаконы с кадильницами, архидиакон со святым дискосом и два иподиакона по сторонам его с рипидами, старейший священник со святым потиром и также два иподиакона по сторонам с рипидами, чтири иерее носяще плащеницу и, наконец, иподиакон с умывальницей 82 . В том же Служебнике о выходе на литургии Златоуста: «И потом старей священник несет (в) потир(е) кровь Владычню, и прочие священницы идут с потиры и с кресты и инии под воздухом» 83 . Такие литургийные выходы послужили реальной основой для символического иконографического изображения Божественной литургии или «великой литургии», которое иногда встречается в куполах древних храмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

По 9-й песни возглашается Свят Господь Бог наш, а мы знаем, что это чисто воскресная особенность, о которой мы уже говорили в Субботу Лазареву: в Великую Субботу входят самые яркие черты воскресного богослужения. Но этому воскресному тексту предшествует сама 9-я песнь и ее знаменитейший ирмос: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, егоже во чреве без Семене зачала еси сына: востану бо и прославлюся и вознесу со славою, непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия». Эти опять слова Христа, которые, по мысли гимнографа, Господь сказал тайно Пресвятой Богородице, еще будучи во гробе. В ответ на Ее стенания и слезы Он Ей говорит: «Не рыдай Мене, Мати...» (есть даже иконография: Христос изображается во гробе, на фоне Креста, не лежащим, а как бы по пояс, и рядом с Ним Пресвятая Богородица и Иоанн Богослов; эта икона так и называется: «Не рыдай Мене, Мати»). Говорится о том, что Господь еще не воскрес, но тайно Свою Пречистую Мать утешил. Закончен канон, поется Всякое дыхание и хвалитные стихиры, которые заканчиваются чрезвычайно интересным славником. Вот он: «Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше, глаголя: и благослови Бог день седьмый, сия бо есть благословенная суббота. Сей есть упокоения день, воньже почи от всех дел своих Единородный Сын Божий, смотрением еже на смерть, плотию субботствовав; и во еже 6е, паки возвращься воскресением, дарова нам живот вечный, яко един Благ и Человеколюбец». Здесь говорится, что это особенная суббота, прообразованная в Ветхом Завете, когда, по закону Моисееву, это был день покоя. Подобно тому, как Господь сотворил мир и в седьмой день почил от дел Своих, так и Сын Божий в субботу почил от дел Своих, это день Его покоя. На И ныне поется чисто воскресный текст: Преблагословенна еси, Богородице Дево. Все больше и больше воскресных текстов; они накапливаются и изменяют характер службы. И затем, как всегда это и положено при таком порядке утрени, великое славословие. Есть указание: «Славословие великое. Также входит настоятель во святый олтарь со иереи и диаконы. И облачится во вся священныя одежды (иереи же токмо в ризы); исходит со Евангелием под плащеницею, над держащим священником, диаконом же кадящим». Некоторые уставщики считают, что не на вечерне Великого Пятка должна выносится Плащаница, а в конце великого славословия в Субботу. Это не лишено оснований; вспомним, как выносится для поклонения Крест на Крестопоклонной и на Крестовоздвижение – именно во время Трисвятого по великом славословии. Но в нашей практике Плащаница уже на середине храма, и священники на Трисвятом только выходят, совершают поклонение перед Плащаницей, поднимают ее и начинают крестный ход.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ношва – лоток, корыто Нудить – принуждать Нужный – трудный; ветхий Нутко – ну Обаче – все-таки Обвечереть – поужинать Обетованный – обещанный Богом; желанный Обнадежие – надежда, уверенность Образ – икона Образцоватый – живописный Обруб – ограждение Обуркаться – свыкнуться Овый – один Огибью – кругом, вокруг Оглашать – обвинять, оговаривать, клеветать Однова – один раз Одр – постель, кровать Оклад (города) – территория, ограниченная крепостными стенами Окротить – здесь: успокоить Он пол – другой берег (реки) Опаска – осторожность, предосторожность Опасно – тщательно, с особым вниманием Опасный – внимательный Оплошно – беззаботно, не опасаясь Опознаваться – знакомиться, вступать в общение Опричь – кроме Опростаться – освободиться Органистов – на много голосов, как орган (пение) Оскудать – обеднеть, обнищать Острог – укрепление Оторопеть – находиться в состоянии страха, замешательства; испугаться Отпуск (отпуст) – заключительное благословение в конце богослужения Отход – общественный туалет Паки – снова, опять Палестина – местность, край Память – записка Панихида (понихида) – церковная служба по умершему Панцырь (пансырь) – защитные доспехи Папежец – католик Паша – титул высших сановников и генералов в старой Турции и Египте Пекнеш (пешкеш) – подарок Пенежник – меняла Пенять – жаловаться Переволока – пространство между реками, через которое перетаскивают суда для дальнейшего плавания или перевозят товары Перещепить – превзойти, перещеголять Перси – груди Петь – уж, же Печать пропускная – проезжая грамота с печатью Печься – заботиться Письмо (стенное) – роспись стен Питка (пипка) – курительная трубка Питропос – наместник Плащаница (плащеница) – полотно, которым обертывали тело умершего Плотный – телесный, плотский; воплощенный Поганый – языческий, иной веры Погода (великая) – ненастье, буря, шторм Поготову – тем более; окончательно, полностью; в полной готовности Подниматься бороною – двигаться вверх беспорядочно Подружил – жена Подсолнечная – земля, вселенная Подъем – подъемные деньги по случаю военного похода

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О, какой я радости исполнился, увидев святой град Иерусалим, небеси подобную церковь Воскресения Христа Бога, нашего и Живоносный Гроб Спасителя нашего Бога, что видеть имел неограниченное сердечное желание с самого малолетства! И просил я Господа, да не отвержет меня грешного, но да приимет во святым Свой храм. Со страхом и трепетом пошли мы во св. врата, в самыя те, в который «не могла взойти Мария Египетская 17 . Взошедши во храм и отойдя от врат двенадцать шагов, стали у св. места, где было повитие плащеницею, по снятии со креста Господа Иисуса Христа; кругом его – двенадцать подсвечников с большими восковыми свечами, по четыре аршина вышины, и девять неугасимых лампад со елеем, вес в фонарях, дабы не задувало ветром, потому что приходятся против самых врат. Мы же со всех сторон пали на тот камень, где лежало тело Господа нашего Иисуса Христа, его лобызали и слезами омочали. Пошли к западу и там лобызали другое св. место, где стояла Пресвятая Богородица, когда распинали Иисуса Христа; там горят три лампады неугасимых. Потом пошли к северу, между столбами, и взошли в храм Гроба Божия, и зашли с восточной страны, ибо у Гроба Божия врата на восток, и нам приходилось к нему идти с востока» на запад. Двери к нему – наподобие царских врат. По обе стороны дверей Гроба стоят по шесть подсвечников со свечами необыкновенной величины и толщины; над дверьми Гроба стоят три иконы Воскресения Господня: внизу – армянская, писанная на доске; пред нею неугасимая лампада – серебряная, с одним; стаканом; вторая икона, средняя, – православных, великая, вырезанная по цветному камню, самой высокой греческой работы; пред нею великая серебряная лампада – неугасимая, с четырьмя стаканами, а в праздники вешают златую; третья, верхняя икона, –: католиков, писанная на полотне, и пред нею неугасимая лампада об одном стакане. 17. Потом нам сказали: «Иззуйте сапоги с ног ваших, ибо место, куда хощете идти, свято есть». И мы вес разулись и скинули с ног, кто что имел, и пошли босыми ногами, а кто имел новые чулки, – те в чулках; мало наклонили свои главы и пошли с великим страхом и ужасом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Михаил не обманулся в надежде на добродушие супруги Узбековой: она с чувствительностию приняла и старалась утешить юного Константина, защитила и Бояр его, успевших отдать себя в ее покровительство: другие же, схваченные злобными врагами их Государя, были истерзаны и заключены в оковы. – Георгий послал тело Великого Князя в Маджары, город торговый (на реке Куме, в Кавказской Губернии), где, как вероятно, обитали некогда Угры, изгнанные Печенегами из Лебедии. Там многие купцы, знав лично Михаила, желали прикрыть оное драгоценными плащеницами и внести в церковь; но Бояре Георгиевы не пустили их к окровавленному трупу и поставили его в хлеве. В Ясском городе Бездеже они также не хотели остановиться у церкови Христианской, днем и ночью стерегли тело; наконец привезли в Москву и погребли в монастыре Спасском (в Кремле, где стоит еще древняя церковь Преображения). Злодей Кавгадый чрез несколько месяцев кончил жизнь свою внезапно; увидим, что Провидение наказало и жестокого Георгия; а память Михаилова была священна для современников и потомства: ибо сей Князь, столь великодушный в бедствии, заслужил славное имя отечестволюбца. Кроме одних Новогородцев, считавших его опасным врагом народной вольности, все жалели об нем искренно, но всех более верные, мужественные Тверитяне: ибо он возвеличил сие Княжение и любил их действительно как отец. Сверх достоинств государственных – ума проницательного, твердости, мужества – Михаил отличался и семейственными: нежною любовию к супруге, к детям, в особенности к матери, умной, добродетельной Ксении, воспитавшей его в правилах благочестия и скончавшей дни свои Монахинею. При сем Великом Князе Ростов, Кострома и Брянск были жертвою хищных Татар. Наследник Константина Борисовича Ростовского, умершего в Орде, сын его Василий (в 1316 году) приехал от Хана в столицу свою с двумя Могольскими Вельможами, коих грабительство и насилие остались в ней надолго памятными. Такие разбойники назывались обыкновенно Послами. Один из них (в 1318 году), убив в Костроме 120 человек, опустошил Ростов огнем и мечом, взял сокровища церковные, пленил многих людей. Несчастие Брянска произошло от междоусобия двух Князей. Там господствовал Василий, внук Романов: изгнанный дядею, Святославом, он возвратился (в 1310 году) с шайкой Моголов. Святослав, в надежде на усердие жителей, спешил отразить их; но граждане изменили ему: бросили знамена и побежали. Он не хотел уступить и лег на месте битвы со своею дружиною Княжескою, оказав редкое, но бесполезное мужество. Победители расхитили город.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

   001   002     003    004    005    006    007