Впрочем о милости Царя к сей обители всего лучше свидетельствует учреждение в конце Иоаннова царствования Архимандрии. Первым Настоятелем Архимандритского сана был Авраамий. Он оставил память по себе внесением нескольких заметок на страницы рукописного церковного устава. Говоря об основании обители, мы уже коснулись этих приписок; теперь приведем их снова и вполне, ибо они заключают в себе единственное уцелевшее до нашего времени свидетельство о состоянии обители до XVII столетия. Все эти приписки сделаны скорописью, одной рукой, на нижних полях рукописи: 1. Под 27 числом сентября «В сий день память творити на преставление по Князи по Владимире по Ивановиче по Воротынском: корм большой и питие братии с выносом из трапезы, а милостыни и казны рубль на братию, а дано по нем на ту память в дом к Живоначальной Троице село Ладыгино, да деревня Ноздринская». 2. Под 17 числом октября: «В сий день приговорил Архимандрит Авраамий с братией творити память по Воротынским Князьям, которые давали по своих душах села и деревни к Живоначальной Троице в дом: большой корм и питие братии с выносом из трапезы, а милостыня по рукам из казны. Священникам по две деньги, а Архимандриту противу всех попов, а на брата по деньге. Творити до скончания мира сего память». 3. Под 1 числом января: «В сий день творити память по Государе по Великом Князе Василии Ивановиче во иноках Варлааме († 1533), служити по нем панихиду Архимандриту собором и литургию служити; корм большой торжественный и питие братиям из трапезы с выносом». 4. Под 5 числом мая: «В сий день творити память по Сулменеве отце Тимофееве сына Булгакова по Тимофеи, и по матери его по Мелании, что сыскал Архимандрит Авраамий старыми Старцы Саввою, да Иларием, казначеем Евфимием, да Священником Ионой, дачу Сулменеву при прежних Игуменах Пафнутии, да при Венедикте, да при Вениамине, дачу, и деньги и корм вписали в помянницы и при Архимандрите Авраамии по триста по осмидесяти рублев в сей корм на братию и питие из трапезы с выносом, а милостыни по деньге на брата на всяк год».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

308 Как возглас 9-го часа пред вечернею, так и первый возглас на вечерне (кроме бдения) указывается иерею произносить пред Царскими дверьми (Служебн., вечерн. Тип., гл. 7 и 9). Когда нет священника и начинает (службу), кто-нибудь иной, тогда он не говорит: «Благословен Бог наш» потому, что не имеет на то благодати, но молит Христа помиловать молитвами Св. отец (Сим. Солун., Разг. о священнодействии и таинствах, § 270. – См. Канонник, стр. 1; Правильн., послед. к прнчащ.). 309 В пасхальную седмицу и в отдание Пасхи возглас иерей совершает с крестом, свечою и кадильницею в руках и поет тропарь «Христос воскресе», со стихами: «Да воскреснет Бог». От Недели апост. Фомы до Вознесения – после возгласа иерея поется «Христос воскресе», трижды. 310 Вечерня не следует за 9-м часом: а) когда бывают царские часы, ибо тогда 9-й час отправляется с 3-м и 6-м (Тип., послед. 25 дек., Велик. пятка), также: б) в среду и пяток сырные, если в эти дни случатся: 1) предпразднство Сретения; 2) день храма, ибо в эти дни 9-й час отправляется с 3-м и 6-м часом (Тип., 1-е февр. и хр. гл. 28). 311 Молитву «Царю небесный» не положено читать при сих молитвах лишь от дня Вознесения до Пятидесятницы, до праздника Сошествия Святого Духа. «Тогда по начале (т. е. службы, по возгласе) глаголет чтец Трисвятое и до Недели Пятядесятные во всяком церковном пении» (Тип., послед. Вознесения). 312 Под «Трисвятым» в литургии св. Иоанна Златоустог о и св. Василия Великого по Малом Входе (Служ.), разумеется только песнопение: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» и: «Слава Отцу, и Сыну, и Св. Духу» (Ирмол. Чиновн.). Но в чинах – вечерни, повечерия, полунощницы, утрени и т. д. разумеется, кроме того, еще молитвы: «Пресвятая Троице», и «Господи, помилуй», трижды (Тип., гл. 1, сн. Часосл., вечери.). Молитву «Святый Боже» изъясняет стихира дня Пятидесятницы, именно: «Святый Боже, вся содеявый Сыном, содейством Святого Духа; Святый Крепкий, Имже Отца познахом и Дух Святый прииде в мир; Святый Безсмертный, утешительный Душе, от Отца исходяй, и в Сыне почиваяй: Троице Святая, Слава Тебе» (Цветн. Триодь послед. Пятидесятницы, вечерн. стихира на стиховне).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Во всю Светлую Седмицу при начале и при окончании каждого Богослужения производится трезвон во все колокола, причём, где это возможно, трезвон продолжается и в течение целого дня. При молебных пениях в дни храмовых праздников и в иные торжественные дни обыкновенно бывает перед молебным пением благовест, а по окончании его – трезвон. При крестных ходах бывает благовест перебором, который затем переходит в трезвон, продолжающийся во время самого крестного хода. Во время литургии на первый день Пасхи при чтении Евангелия бывает перезвон, который при окончании чтения Евангелия заключается трезвоном. На утрени в день Воздвижения Креста Господня, в Неделю Крестопоклонную и 1-го августа, в конце Великого Славословия, перед выносом креста бывает перезвон, при котором ударяют в каждый колокол по единожды, а когда переберут таким образом все колокола, ударяют во все вместе сразу, а когда крест будет вынесен на средину храма, – трезвон. Подобный же перезвон полагается и в Великий Пяток перед выносом Плащаницы и на утрени Великой Субботы перед выносом Плащаницы для обхода с нею вокруг храма. В обоих этих случаях перезвон также заканчивается трезвоном. Перезвон бывает и при выносе тела усопшего из дома и при шествии с ним к могиле для погребения. Несколько иной перезвон (ударяют сначала в самый большой колокол, а потом в меньшие во все поочередно) бывает пред малым освящением воды и в дни храмовых праздников, а при погружении креста в воду производится трезвон. Такой же, как перед водоосвящением, бывает перезвон пред посвящением в сан Епископа. О том, как продолжителен должен быть благовест, в Типиконе сказано: «ударяет (ко всенощному бдению)в великий кампан (колокол) не скоро, поя Непорочны, или глаголя псалом 50-ый тихо двенадцатью» (Тип. гл. I). Для трезвона назначается время, необходимое для прочтения однажды 50-го псалма. В великие праздники вообще благовест должен быть более продолжительным, как сказано в Уставе: «клеплет довольно». К менее значительным будничным службам, как полунощница, повечерие и малая вечерня обычно принято делать 12 ударов.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

250 Если Благовещение Пресвятой Богородицы или храмовый праздник случится в среду или четверг 5-й седмицы Великого поста, то Великий канон переносится на вторник 5-й седмицы, и тогда литургия Преждеосвященных Даров также совершается во вторник. 254 Необходимо повториться, что во все одежды священник, кроме совершения литургии, облачается еще в следующих случаях: 1) на пасхальную утреню («во весь светлейший сан», см. Типикон); 2) на пасхальную вечерню; 3) на вечерню Великой Пятницы, перед выносом Плащаницы и в конце утрени Великой Субботы (крестный ход с Плащаницей); 4) в конце утрени перед выносом Честного Креста три раза в году: 14 сентября, в Неделю 3-ю Великого поста и 1 августа. Но из всех этих случаев молитвы на облачение читаются только перед пасхальной утреней, и то только потому, что за ней сразу следует литургия. 255 «Ни в коем случае нельзя оправдать практики протодиаконов и иных заслуженных диаконов, облачающихся без благословения или же не считающих нужным целовать руку благословляющего их иерея» ( Киприан (Керн) , архим. Евхаристия. С. 119). 256 Это связано с тем, что подризник священника имеет то же значение, что и стихарь, отличаясь лишь внешним видом от диаконского стихаря. 259 Следует заметить, что стороны на дискосе во время проскомидии считаются в обратном порядке, то есть левая считается правой, а правая – левой; иными словами, считаются по отношению к положению Агнца, а не по отношению к священнику. 261 «У нас не указано, какими словами иерей должен благословить это смешение вина и воды; греческие же Служебники содержат особую формулу: “Благословенно соединение святых Твоих всегда, ныне [и присно] и во веки веков. Аминь”» ( Киприан (Керн) , архим. Евхаристия. С. 123). 263 По греческому чину первая частица вынимается в честь «Всевеликих Чиноначальников Михаила и Гавриила и всех Небесных Сил», тогда как вторая соединяет в себе поминовение Иоанна Предтечи и всех пророков поименно, как и в русских Служебниках. 264 «Технически это производится, по русской практике, именно выниманием маленькой частички, а у греков – выструживанием копием по одной из сторон просфоры. Вторая практика предпочтительнее потому, что при большом количестве имен выструженные частицы не занимают столько места на дискосе, тогда как при вынимании их может быть столько, что они покроют всю поверхность дискоса и даже закроют самый Агнец» ( Киприан (Керн) , архим. Евхаристия. С. 126).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Одежды священника, употребляемые при богослужении следующии: подризник, епитрахиль, пояс, поручи и риза, или фелонь. Подризник – это тот же дьяконский стихарь, только он делается большей частью из белой материи и с узкими рукавами. Он называется подризником, потому что сверх него одеваются другие ризы. Епитрахиль имеет сходство с дьяконским орарем сложенным вдвое, и указывает на высшую благодать священства. Без епитрахили священники не могут совершать ни одной церковной службы. Фелонь или риза есть верхняя одежда священников. Она делается без рукавов, с отверстием для головы, и означает ту хламиду, в которую воины облекли Иисуса Христа для поругания над Ним. Епископы или Архиереи одевают все священнические одежды, только вместо фелони они одевают саккос, который имеет форму стихаря, но короче его. Сверх саккоса на плечи Архиерея возлагают омофор – длинный широкий плат, украшенный крестами. Эта одежда принадлежит исключительно Архиереям и напоминает, что они должны заботиться об обращении грешников: должны, подобно доброму пастырю, отыскивать и нести на плечах заблудившихся овец, т.е. грешников. Головное украшение архиереев и архимандритов называется митрой. Она, с одной стороны, знаменует славу Господню, а с другой, напоминает терновый венец, который был возложен на главу Иисуса Христа. Подобное же значение имеют камилавка и скуфья, которые даются священникам в награду. Кроме указанных облачений, существуют облачения, даваемые в награду. Таковы: набедренник и палица. Они носятся на бедре и означают духовный меч, или Слово Божие, которое пастыри должны распространять между верующими. Сверх облачения священники одевают наперсный крест, а Епископы – панагию. Это – небольшой круглый образ Спасителя или Божией Матери, который Архиереи носят на груди. Звон, тризвон и перезвон. Перед началом богослужения бывает звон в колокол, который называется благовестием, потому что распространяет благую или радостную весть о начале богослужения. Потом совершается тризвон, т.е. троекратный звон во все колокола. Перезвоном называется особый род благовеста, когда ударяют по несколько раз сначала в один колокол, потом в другой и т.д. и наконец во все колокола вместе. Такой перезвон производится во время умилительных и торжественных священнодействий, например: на утрени Воздвижения Креста Господня перед выносом Креста, на утрени Великой Субботы перед выносом Плащаницы и т.д. Всенощное бдение

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе… В Пятницу утром совершаются часы, а после полудня — вечерня с выносом Плащаницы, то есть, по сути, это погребение Христа. 18 апреля, 2014 В Пятницу утром совершаются часы, а после полудня — вечерня с выносом Плащаницы, то есть, по сути, это погребение Христа. Страстная седмица. Великая Пятница. Плащаница посреди храма. Прихожане один за одним прикладываются к ней… и уходят. А я вдруг пугаюсь: куда же мы все? Здесь ведь покойник лежит! Разве бывает такое, чтоб все ушли из дома и оставили покойника одного? В Великую Субботу после утренней службы выясняется, что не я одна вчера испытывала это чувство… О богослужениях Страстной седмицы мы беседуем с Алексеем Кашкиным — кандидатом богословия, заведующим библейской кафедрой Саратовской православной духовной семинарии, автором учебника для семинарий «Устав православного богослужения». — Алексей Сергеевич, прошлая наша беседа была посвящена Евхаристии, и Вы говорили об «обратном ходе времени»: исторически Божественная литургия вырастает из Евхаристии, а Великий пост — из Пасхи. Как и когда из Пасхи выросла главная седмица года? — Воспоминания последних трех дней Страстной седмицы — Четвертка, Пятка и Субботы — сформировались еще в древности, во втором и третьем веках, практически одновременно с установлением традиции празднования Пасхи, с которой они неразрывно связаны, к которой они нас готовят. А вот богослужение первых трех дней сложилось гораздо позже. Однако в VIII веке эти дни уже праздновались, и гимнописцы VIII века преподобные Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин уже сложили свои песни для этих дней богослужебного года. — О Великих Понедельнике, Вторнике и Среде мы думаем гораздо меньше, чем о завершающих Страстную седмицу днях, и в храме в эти первые три дня бываем реже… В чем особенность богослужения этих дней, о чем оно призвано нам напомнить? — Первые три дня богослужение совершается еще по великопостному чину: мы читаем и поем о покаянии, творим земные поклоны. Однако в богослужении этих дней есть особенности, характерные для всей Страстной седмицы. Появляется особая торжественность, хотя еще сдержанная. Все эти три дня на утрене читается Евангелие, совершается Литургия Преждеосвященных Даров. В Великую Среду на изобразительных (изобразительны — это краткое богослужение, которым завершаются часы и за которым следует Литургия Преждеосвященных Даров) совершается Чин прощения — за грехи, «соделанные во всей Святей Четыредесятнице». Это последнее великопостное богослужение.

http://pravmir.ru/ne-ryiday-mene-mati-zr...

На утрени бывает звон во многие колокола в то время, когда поется полиелей; при этом возжигаются все свечи, засим читается Евангелие 96 . Этот звон называется обыкновенно «звоном к Евангелию». Во время литургии бывает звон в один колокол к «Достойно», т. е. во время самой важной части литургии, именно он начинается от слов: «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу», и бывает до пения: «Достойно есть яко воистинну, блажити Тя Богородицу» 97 . На ранней литургии звон к «Достойно» бывает только тогда, когда уставом полагается литургия по рану (Церк. Вед. 1897 г. 3, стр. 112). Кроме указанного звона во время Богослужения, в некоторые дни при Богослужении бывает еще особый звон, который называют «перезвоном». Так: 1) во время литургии в день Пасхи при чтении пасхального Евангелия (но не Благовещенского в Кириопасху, см. Тип., послед. 25 марта, в день Пасхи) «на всяком возгласе, или статьи Евангелия ударяют в церкви по единожды в кандию» (т. е. маленький звонок, звонец, см. Тип., гл. 35) 98 . «параекклисиарх же вне церкви в великое било и великий кампан. На последнем же возгласе, ударяет во вся кампаны и в великое било» (Тип., послед. Пасхи). 2) На утрени во время пения великого славословия – в день Воздвижения креста Господня (14 сентября), в Неделю крестопоклонную Великого поста, в 1-е августа перед выносом креста из алтаря бывает перезвон: ударяют в каждый колокол особо по однажды (иногда переберут таким образом колокола два, три раза), потом во все вместе разом. При пении же «Святый Боже», когда принесется крест на средину церкви, трезвон бывает во все колокола. 3) Подобный перезвон бывает в Великую пятницу на вечерне перед выносом Плащаницы, во время пения: «Тебе одеющагося», и на утрени в Великую субботу, при пении великого славословия, пред несением Плащаницы около церкви. За сим перезвоном как на вечерне, так и на утрени бывает трезвон 99 . 4) Перезвон бывает при выносе, отпевании и погребении иереев, иеромонахов, архимандритов и архиереев 100 . При выносе тела их из дома и пришествии с ним к могиле бывает перезвон такой же, как при выносе креста – 14-го сентября, 1-го августа и в крестопоклонную Неделю, и при выносе Плащаницы в Великую субботу, т. е. ударяют однажды в каждый из колоколов (и перебирают таким образом колокола до двух, трех раз), и потом однажды во все колокола вместе. При евангелиях на отпевании, как в Великий пяток на утрени, удары в колокол бывают по счету евангелий. По внесении же тела в храм, также по прочтении разрешительной молитвы, по поставлении тела в могилу бывает трезвон.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Одиннадцать часов вечера. Благодарю Господа, сию минуту удивившего на мне спасение Свое за покаяние мое в суровости и жестокости к нищему, коего я сильно выдрал за волосы за неоднократное вымогание значительного пособия и за отрицание им своего частого попрошайства (если я не ошибаюсь и если он именно, а не другой показался мне в том виноватым), и в злом негодовании на директора гимназии, сделавшего мне суровый выговор за опоздание в класс по поводу похорон вдовы чиновника таможни Иванова. В силу излиянной за мир и за меня крови Своей пречистой Господь помиловал меня; на нее сердце мое возложило упование и не постыдилось. Чудна сила искупительной крови Господней! Она сильна, как я испытал, очистить мою душу и тело от всякого греха, когда я с верою несомненною в покаянии всесердечном обращаюсь к Господу как Агнцу, вземшему и вземлющему непрестанно грехи мира и мои. На часах Преждеосвященной литургии Господь также удивил на мне великую Свою милость, избавив меня от тесноты и малодушия и страха бесовского, одолевавших меня еще на литии в таможенном здании пред выносом усопшей Евгении Ивановой, когда я по бесовскому страху не выговорил всего возгласа и отпуста в слух всех; я часы служил в силу спасения Божия с великим дерзновением и величием. Потом враг запнул меня крайне и смутил и утеснил после отпевания пред выносом из церкви, когда я опять скрал возглас и отпуст, торопясь при разоблачении, и опять во время пути при провожании тела к воротам; меня спасла молитва покаяния и надежда на кровь пречистую, всеискупительную. Слава пречистой крови Твоей. Но когда я буду говорить возгласы и отпусты свободно? Что за насилие врагов, смущающих меня! Доколе это продолжится? Пред людьми учеными или полуучеными, людьми разных так называемых специальностей, чинов и рангов (считающими свою специальность или отрасль всем), знатными и богатыми надо особенно смело и громко произносить молитвы, истины и правила веры, потому что они горды, часто уничижают веру и Церковь , ее богослужение, обряды, догматы и правила веры, невежды в ней и их надо особенно сильно будить, как погруженных в глубокий, опасный сон.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Пасхалия – собрание правил, по которым определяется время празднования Пасхи. По постановлению I Вселенского Собора (325 г.) Пасху следует праздновать в первое воскресенье после весеннего полнолуния, которое наступает после (или в день) весеннего равноденствия; но если это воскресенье предшествует дню празднования еврейской Пасхи, то христианская Пасха празднуется в первое воскресенье после Пасхи еврейской. С учетом этих условий день празднования Пасхи лежит в пределах от 22 марта до 25 апреля ст. стиля (или от 4 апреля до 8 мая н. стиля). Патриарх ( греч. πατριρχης – родоначальник от πτρι – семья, племя, ρχων – начальствующий) – 1. П. называются в Священном Писании благочестивые родоначальники народа Божия: допотопные – от Адама до Ноя, послепотопные – от Авраама до Иосифа. 2. В некоторых Православных Церквах П. – титул Предстоятеля Поместной Церкви. Патриарх избирается Поместным Собором. На Руси патриаршество было учреждено в 1589 году, в 1721-м – упразднено и заменено на коллегиальный орган – Синод, в 1917-м – восстановлено. В настоящее время существуют 9 православных Патриархатов: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский. Певец – церковнослужитель, исполняющий молитвенные песнопения при совершении богослужения. Собрание П. называется ликом, хором или клиросом, обычно в храме два лика – правый и левый. Перебор – медленный звон поочередно в колокола, по одному разу в каждый колокол, начиная с самого маленького и кончая наибольшим, после удара в наибольший одновременно ударяют во все колокола. Совершается перед отпеванием и во время выноса гроба из храма. Перезвон – звон поочередно в колокола (по одному или несколько ударов), начиная с самого большого колокола и кончая наименьшим. Медленный, печальный П. по одному удару в каждый колокол совершается на вечерне Великого Пятка перед выносом Плащаницы, на утрене Великой Субботы во время крестного хода с Плащаницей, на утрене в праздник Воздвижения Креста Господня и в Крестопоклонную Неделю перед выносом креста. Частый П. по несколько ударов в каждый колокол совершается перед малым водоосвящением, перед архиерейским рукоположением, в других торжественных случаях.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Для синодального периода засвидетельствована практика в храмовые праздники, царские и викториальные дни совершать благовест в начале молебна и трезвон по его окончании, а перед крестным ходом (в т. ч. в чине коронования) - благовест в 1 или в неск. колоколов (т. е. перезвон, или благовест перебором) и трезвон при начале и во время крестного хода (Последование молебных пений/Изд. Свят. Синода. СПб., 1996 р; Определение Свят. Синода от 9 сент. 1729 г. Пункт 7; Чин действия… коронования. СПб., 1896; Никольский. Устав. Ч. 1. С. 34-35). На праздничной утрене, согласно Типикону (гл. 2), кандиловжигатель совершает З. к Евангелию во мн. колокола во время пения степенн. На литургии совершается З. к «Достойно» - от начала молитвы «Достойно и праведно» до «Достойно есть», введенный в Русской Церкви, вероятно, при патриархе Иоакиме под влиянием зап. обычая звонить во время произнесения установительных слов ( Вениамин. Новая скрижаль. Ч. 2. Гл. 7. § 38), причем на ранней литургии этот З. звучит только в дни, когда положена литургия «по рану» (ЦВед. 1897. 3. С. 112). Перезвон исполняется на литургии в день Пасхи при чтении Евангелия (но не в Кириопасху): на каждой статии (возгласе, периоде) внутри церкви ударяют в кандию (маленький колокол), а снаружи - в большое било и большой колокол (Типикон. Гл. 35), «на последнем же возгласе ударяют во вся кампаны и в великое било» (Там же. Гл. 50. Неделя Пасхи). На утрене перезвон бывает на праздник Воздвижения, в Крестопоклонную неделю и 1 авг. во время великого славословия: перед выносом креста из алтаря в каждый колокол ударяют единожды (что может быть повторено 2 или 3 раза), а затем во все сразу, при пении же конечного Трисвятого, когда крест выносят на середину церкви, трезвон совершается во все колокола. Подобный перезвон (с последующим трезвоном) положен в Великую пятницу на вечерне перед выносом плащаницы, во время пения стихиры «Тебе одеющагося», в Великую субботу на утрене при пении великого славословия до обнесения плащаницы вокруг храма (Там же. Гл. 49. Великая суббота).

http://pravenc.ru/text/199669.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010