и т.д.) и местные, по Франции, Германии, Чехии. Почти на всех этих съездах, как малое чудо, вновь и вновь возрождалась та атмосфера совершенного единения во Христе, всеобщей захваченности и духовного горения, которая для всех причастных делала эти события незабываемым духовным явлением – и благодаря которой раннее РСХД достойно стать особой страницей в истории русского религиозного сознания. Немалую важность имел местный французский съезд в Аржероне летом 1924 г., о котором Н.Зернов сообщает: «Собрался весь цвет русской церковной общественности... Главным событием было решение основать в Париже Духовную Академию... Движение было не только вовлечено в эти переговоры, но явилось той благоприятной почвой, на которой и зародилась сама идея создания высшей богословской школы нового типа» . В том же году было решено перенести секретариат Движения в Париж. Принято было и решение об издании печатного органа Движения. В декабре 1925 г. вышел в свет первый номер журнала «Вестник РСХД». Н.Зернов, ставший его первым редактором, пишет: «Этот журнал оказался одним из самых жизненных моих начинаний. Он продолжает выходить, когда я пишу эти строки (1972)» . Продолжает он выходить и когда пишу свои строки я (2004). Особая, уникальная роль выпала на долю «Вестника» – а с ним и РСХД – в последние десятилетия коммунистического режима в СССР. Начиная уже с середины 60-х годов, устанавливаются контакты журнала (редактором которого был тогда, как и ныне, Н.А.Струве) с представителями свободной христианской мысли в России, в первую очередь, из окружения о. Александра Меня (1934–1990). Контакты вскоре приводят к активному двустороннему сотрудничеству: «Вестник» доставляется и распространяется в России, тогда как российские христиане делаются авторами журнала, подготавливают и присылают в редакцию самые разнообразные материалы о религиозной жизни в России, духовном противостоянии тоталитаризму. Сотрудничество крепло и расширялось, так что в 70-е годы «Вестник» стал в качестве мест своего выпуска указывать: Париж – Нью-Йорк – Москва.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

Библиография трудов Б. П. Вышеславцева Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии. M., 1914. Гарантия прав гражданина. M., 1917. Русская стихия у Достоевского. Берлин, 1923. Проблемы религиозного сознания. Берлин, 1924. Значение сердца в религии//Путь. 1925. 1. Парадоксы коммунизма//Путь. 1926. 3. Два пути социального движения//Путь. 1926. 4. Наука о чудесах//Путь. 1926. 5. Религиозно-аскетическое значение невроза//Путь. 1926. 5. Балканские впечатления//Путь. 1927. 8. Вера, неверие и фанатизм. Париж, 1928. Лев Толстой//Русская земля. 1928. Трагическая теодицея//Путь. 1928. 9. Новые переводы Плотина//Путь. 1928. 10. Кришнамурти (Завершение теософии)//Путь. 1928. 14. Христианство и социальный вопрос. Париж, 1929. Сердце в христианской и индийской мистике. Париж, 1929. Рец.: Юнг Κ. Г. Психологические типы·//Путь. 1930. 20. Рец.: Франк С. Духовные основы общества//Путь. 1930. 20. Внушение и религия//Путь. 1930. 21. Этика сублимации как преодоление морализма//Путь. 1930. 23. Этика преображенного Эроса. Проблемы Закона и Благодати. Париж, 1931. «Возвышенное» и «высокое» (запись доклада)//Вестник РСХД. 1932. 10/11. Социальный вопрос и ценность демократии//Новый град. 1932. 2. Рец.: Psychanalise de l’Art par Ch. Baudoin//Путь. 1932. 22. Миф o грехопадении//Путь. 1932. 34. Трагизм возвышенного и спекуляция на понижение//Путь. 1932. 36. Достоевский о любви и бессмертии//Современные записки. 1932. 50. О нечувствии и непонимании трагизма (Ответ В. Ростовцеву)//Путь. 1933. 38. Рец.: Троцкий С. Христианская философия брака//Путь. 1933. 39. Рец.: Hartmann N. Das Problem des geistigen//Путь. 1933. 40. Проблема любви в свете современной психологии//Вестник РСХД. 1933. 7/8, 9/10. Культура сердца//Вестник РСХД. 1934. 1. Проблема власти//Путь. 1934. 42. Рец.: Gurvitch G. L’idée du Droit Sodat//Путь, 1934. 43. Рец.: Мережковский Д. Иисус Неизвестный//Современные записки. 1934. 55. Рец.: Мочульский К. Духовный путь Гоголя//Современные записки. 1934. 56.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Статьи . Чувство созерцательной красоты//Новая русская книга. 1923, 3–4 , с. 1–3 ; Значение сердца в религии//Путь. 1925, 1; Лев Толстой//Русская земля. 1928; Трагическая теодицея//Путь. 1928, 9; Внушение и религия//Путь. 1930, 21; Достоевский о любви и бессмертии//Современные записки. 1932, 50; Культура сердца//Вестник РСХД. 1934, 1; Проблема власти//Путь. 1934, 42; рец.: Мережковский Д. Иисус Неизвестный//Современные записки. 1934, 55; рец.: Мочульский К. Духовный путь Гоголя//Современные записки. 1934, 56; Образ Божий в существе человека//Путь. 1935, 49; Образ божий в грехопадении//Путь. 1938, 55; Богооставленность//Путь. 1939, 61; Вольность Пушкина//Грани. 1951, 13; Мои дни с К. А. Коровиным//Новый журнал. 1954, 40, также в: Центральный Пушкинский комитет в Париже: В 2 т. М., 2000, т. 1, с. 568–5 90; Интуиция и вдохновение//Вестник РСХД. 1955, 36; Г. П. Федотов //Грани. 1978, 110; Вольность Пушкина (Индивидуальная свобода)//О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. Письма . Русский Берлин. 1921–1 923. По материалам архива Б. И. Николаевского в Гуверовском институте/Сост., вступ. Статья, коммент. Л. Флейшмана, Р. Хьюз, О. Раевской-Хьюз. Париж-Москва: YMCA-Press, Русский путь, 2003, с. 238–2 41. Архивы . Обзор архива: Вестник Р. С. Х. Д. 1954, 35, с. 47–4 9; ОР РГБ. Ф. 167. Литература . Яковенко Б. Вышеславцев//Очерки русской философии. Берлин, 1922; Алексеев Н. Н. Б. П. Вышеславцев//Вестник РСХД. 1954, 35, с. 42–4 5; Зеньковский В. Б. П. Вышеславцев, как философ//Новый журнал. 1955. Кн. 40; Алексеев Н. Н. В бурные годы. Наш академический мир//Новый журнал. 1958. Кн. 54; Левицкий С. А. Б. П. Вышеславцев//Грани. 1965, 57, с. 164; Лосский Н. О. Воспоминания: Жизнь и философский труд. Мюнхен, 1968; Небольсин А. Б. П. Вышеславцев//Русская религиозно-философская мысль ХХ века: Сб. статей. Питтсбург, 1975; Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991; Сапов В. В. Философ преображенного Эроса//Вышеславцев Б. П. Этика преображенного Эроса. М., 1994; Левицкий С. А. Борис Петрович Вышеславцев // Вышеславцев Б. П. Сочинения/Сост. примеч. Сапова В. В. М., 1995.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Архив: Послужный список о. К. Замбржицкого (19321946). АЕУА. Лит.: ВРПЭ. 1950. 5 Евлогий, митр. Путь моей жизни. Зандер Лев Александрович (19.2.1893, СПб. 17.12.1965, Париж, Франция), философ и богослов, церковно-общественный деятель. Сын врача царской семьи, женат на дочери о. А. Калашникова (см.). Окончил Императорский Александровский лицей с золотой медалью и одновременно юридический факультет С.-Петербургского университета (1913), отправлен стипендиатом на философский факультет Гейдельбергского университета (19131914), поступил на гражданскую службу, чиновник Министерства народного просвещения и сотрудник Красного Креста, участник 1-й мировой войны в качестве переводчика в ставке Главнокомандующего Генеральным Штабом Русской армии в Могилеве (19151917), доцент Пермского университета по кафедре философии (19181919), эмигрировал через Владивосток и Пекин (1920), где принимал участие в съезде всемирной молодежной христианской организации ИМКА (1922), основатель и активный член РСХД, организатор и участник 1-го съезда РСХД в Пшерове (18.10.1923), переехал в Париж (1923), член Братства Св. Софии (1924), доцент Св.-Сергиевского богословского института по кафедре логики и философии, а затем и истории западного христианства (19251965), библиотекарь Св.-Сергиевского богословского института (19251928), посвящен в чтеца митр. Евлогием (Георгиевским), состоял в юрисдикции митр. Евлогия, секретарь РСХД в Прибалтике с местопребыванием в Таллине (19291931), вернулся в Париж (1931), во время оккупации Франции арестован немцами и заключен в лагере Компьена (22.6.19411942), редактор журнала «Вестник церковной жизни» (19451947), доктор богословия и профессор Св.-Сергиевского богословского института (1960), почетный доктор наук Марбургского университета (1960), участник многочисленных межхристианских встреч и богословских экуменических съездов в разных странах Западной Европы – до и после войны. Соч.: Dostoievsky. Le problème du bien. P., 1946 Бог и мир: В 2 т. П., 1948. (о жизни и трудах прот. С. Булгакова )

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Игорь Корнильевич Смолич (27.01.1898–2.11.1970) История Русской Православной Церкви История русской философии Игорь Корнильевич Смолич Деятель русской эмиграции, церковный историк. Доктор философии и доктор богословия. Биография В 1916 года окончил гимназию в Жмеринке. В 1916 году по желанию отца, преподававшего физику и математику в гимназии, поступил в Киевский политехнический институт. Но проучился там недолго, и поступил на историко-филологический факультет Киевского Университета. Вступил в Белое движение, сражался боевым офицером в армии Корнилова и Деникина. С остатками разбитой армии барона Врангеля в 1920 году он покинул родину. В Константинополе он перебивался заработками ночного сторожа и помощника повара. В 1923 году получил стипендию, позволившую ему продолжить образование в Берлине. Поступил на отделение экономики Русском научный институте, где слушал Н. А. Бердяева, Л. П. Карсавина, А. А. Кизеветтера, В. А. Мякотина и В. В. Стратонова. В 1925 году поступил в Университет Фридриха Вильгельма, где изучал историю России, историю Русской Церкви, и нашел там себе покровителя и друга, в лице знаменитого учёного-слависта Макса Фасмера, автора «Этимологического словаря русского языка». По замечанию самого Смолича, дружба с Фасмером сильно повлияла на всю его дальнейшую научную деятельность. Был активным прихожанином Воскресенского кафедрального собора в Западном Берлине и членом Русского студенческого христианского движения (РСХД), с 1925 года — казначей Германского отделения РСХД. В это же время Смолич активно сотрудничал в религиозно-философских журналах «Путь» и «Вестник РСХД», что принесло ему известность в русских церковных кругах. В 1936 году была опубликована его первая крупная работа — «Жизнь и учение старцев», посвящённая русскому старчеству. В нём Смолич исследовал аскетический опыт Оптинских старцев, их влияние на различные круги русского общества. Затем он защитил докторскую о жизни и мировоззрении Ивана Васильевича Киреевского, который был тесно связан с оптинскими старцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/

Разумеется, не в качестве деятелей ИМКА, а, например, с французскими выставками. В «Вестнике РСХД» они описывали свои поездки, подчеркивая, что ни в коем случае нельзя говорить советским гражданам о том, что вы защищаете капитализм против социализма. Надо говорить всегда о том, что вы защищаете свободу против диктатуры, против тоталитаризма. Вряд ли кто-то из посланцев ИМКА решился сказать о «коммунофашизме», но тоталитаризм рекомендовался как термин, хотя его нужно было еще разъяснять советским гражданам. С диктатурой было проще. Надо было выступать против той диктатуры, которая не давала писать писателям и читать читателям то, что они хотят. Наталья Солженицына рассказывала на одной из конференций, как она на машинке перепечатывала «Доктора Живаго», статьи из «Вестника РСХД» и других имковских изданий, которые ей давали только на одну ночь. Апелляция к свободе, как и предполагали те, кто выступал на страницах изданий «ИМКА-Пресс» ещё до Второй мировой войны, оказалась очень чувствительной для творческой интеллигенции в Советском Союзе. Интеллигенция, считая себя несвободной, легко откликалась на проповедь борьбы с тоталитарным государством. Один пример: литературовед Аркадий Белинков, который бежал на Запад в 1960-х годах, сразу же написал там о том, что СССР - это советско-фашистское государство с водородной бомбой. Отметим лживость мемуаров Белинкова: он описывал, как его пытали, кипятя таз, в который были помещены его ноги. Если это было бы так, бежать ему было бы не на чем. А «Вестник РСХД» убеждал читателей, что концлагеря были изобретены Лениным, что населению Советского Союза они стоили 40 млн. жизней и т.д. Журнал и до Второй мировой войны, и после нее неуклонно вел линию «тиранов, тоталитарных диктаторов»: Ленин, Сталин, Гитлер, Мао. Связка этих имён - «людей с больной психикой - вождей тоталитаризма» - крутилась в разных статьях из десятилетия в десятилетие. И тот факт, что понятие тоталитаризма вошло в годы «перестройки» в наши школьные учебники и до сих пор «объясняет» период нашей истории, связанный с именем Сталина, - во многом заслуга «ИМКА-Пресс», издававшего Бердяева и других авторов, активно разрабатывавших эту тему применительно к СССР.

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

Закрыть itemscope itemtype="" > А.Солженицын и ИМКА 02.03.2018 3347 Время на чтение 9 минут В 2018 году исполняется 100 лет со дня рождения Александра Солженицына. В связи с этим Правительство РФ предложило ЮНЕСКО объявить 2018 год годом Солженицына. Давайте рассмотрим, откуда А.И. Солженицын черпал свои исторические конструкции, которые вошли в его публицистические и литературные труды. В октябре 1982 года в Нью-Йорке, на пресс-конференции, посвященной 20-летию журнала «Religion in Communist Dominated Areas», супруга писателя Наталья Дмитриевна Солженицына заявила, что самой лучшей помощью, которую когда-либо получали она и её супруг, была помощь, оказанная Полом Андерсоном. А спустя 30 лет, уже в Москве, на конференции, посвященной 90-летию издательства «YMCA-Press», она сказала буквально следующее: строительным материалом для их с Александром Исаевичем знаний, мировоззрения и душ являлся журнал «Вестник РСХД». Эти признания Н.Д. Солженицыной взаимосвязаны: Пол Андерсон (1894-1985) - секретарь международной протестантской (преимущественно американской) организации YMCA (Young Men " s Christian Association) , РСХД (Русское студенческое христианское движение) - отделение YMCA, созданное в среде русской эмиграции так называемой первой (послереволюционной) волны, «Вестник РСХД» - его печатный орган, выходящий в парижском издательстве «YMCA-Press» («ИМКА-Пресс»). Главой этого русскоязычного издательства был Пол Андерсон. В «ИМКА-Пресс» вышли и «Август Четырнадцатого» Солженицына (в 1971 году), и его «Архипелаг ГУЛАГ» (в 1973 году). Причем исключительные права на издания своих произведений дал этому издательству сам Солженицын. Связь ИМКА с Россией имеет давнюю историю. В начале XX века ИМКА действовала в Российской империи непосредственно, открывая свои отделения во многих университетских центрах. Петербургскому отделению ИМКА покровительствовал один из высших сановников империи - принц Ольденбургский. После Февраля 1917 года в Россию прибыли сотни представителей ИМКА. Временное правительство создало для них режим наибольшего благоприятствования.

http://ruskline.ru/opp/2018/mart/02/asol...

Именно таким духовником является сам Владыка Антоний. Подобно Иоанну Предтече, он приводит ко Христу тысячи людей. Не побоюсь сказать о нем словами, которыми Христос сказал о Предтече: «Он – светильник горящий и светящий», и мы «радуемся при свете его» ( Ин. 5:35 ). 184 Б. Зайцев. Река времен. Нью-Йорк, 1968. С. 313. В рассказе Зайцева «Река времен» под именем архимандрита Андроника описан архимандрит Киприан (Керн) . Кроме того, перу Бориса Зайцева принадлежат воспоминания об отце Киприане в сборнике «Далекое» (Вашингтон, 1965) и некролог под названием «Трудный путь» в Вестнике РСХД 56 (Париж, 1960). 185 M. Nassonov. In memoriam риге Cyprien Kern. – Nouvelles de Saint-Serge 23. Paris, 1999. P. 45. 223 Б. Зайцев вспоминает (Далекое. С. 72–73), как в 1944 году, когда Париж был оккупирован немцами, электричества в городе не было, а за окнами слышались взрывы и канонада, он сидел вместе с отцом Киприаном в доме их общей знакомой. Разговор шел не о войне, не об оккупации, не об опасности плена, а... о св. Григории Паламе : «О. Киприан в особенном подъеме. В нервной этой полумгле прочел нам целую лекцию о св. Григории Паламе . В такой обстановке не впервые ли приходилось ему читать, а нам слушать? Да и воспринимать (под бомбардировку окрестностей). Но воспринимали. И как!» 236 «Есть только одна печаль – о том, что мы так далеки от святости» (фр.). Письмо к М. Феннелл от 20.4.1945. 238 От РСХД отец Киприан был всегда далек: молодежным «тусовкам» РСХД он предпочитал ученые диспуты Свято-Сергиевского института. 239 Письмо к М. Феннелл от 11.12.1953. Ср.: Архимандрит Киприан (Керн) . Православное пастырское служение. С. 213: «Некоторые... начинают говорить о грехах своих близких, совершенно забывая свои собственные прегрешения и недостатки. Другие начинают вдруг задавать священнику труднейшие богословские и философские вопросы, которые их «мучают»: например, о смысле страданий... о «слезинке ребенка» и пр., совершенно забывая, что исповедь не есть и ни в коем случае не может быть беседой на богословские темы или семинаром по философским проблемам».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Серафима (1921), участник 1-го съезда РСХД в Пшерове, на котором был избран пожизненным председателем Движения (1923), переехал к брату в Прагу (19231926), профессор по кафедре экспериментальной и детской психологии, а затем и директор Русского педагогического института в Праге (19231926), член Братства Св. Софии (1924), поехал на 9 месяцев в США для изучения постановки там религиозного воспитания (19261927), обосновался в Париже по приглашению Парижского Св.-Сергиевского богословского института (1926), профессор Св.-Сергиевского богословского института по кафедре философии, истории русской философии, психологии и апологетики (19261962), староста Введенской церкви (19331938), основатель и руководитель Религиозно-Педагогического комитета, состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), член епархиального совета от мирян (19361942), участник 1-го международного общеправославного съезда богословов в Афинах (1938), арестован французскими властями в самом начале 2-й мировой войны и заключен без суда, следствия и даже обвинения в центральную тюрьму Парижа, где провел 40 дней в одиночной камере, после чего был отправлен в лагерь Вернэ (Арьеж), в котором пробыл 14 месяцев, после освобождения принял диаконский и священнический сан, иерейскское рукоположение совершил митр. Евлогий в Св.-Александро-Невском соборе в Париже (22.3.1942), помощник настоятеля Введенской церкви в Париже (22.3.1942февраль 1943), заместитель настоятеля Покровской церкви в Париже (февраль 19431.7.1943), помощник настоятеля Введенской церкви в Париже (1.7.19432.8.1962), протоиерей (7.1.1944), декан Св.-Сергиевского богословского института (19441948, вторично 1949–1962), митрофорный протоиерей (12.4.1946), основоположник Высших женских богословских курсов при Св.-Сергиевском институте (1950-е гг.), член епархиального совета от духовенства (19421962) и его председатель (1.10.195330.6.1958), доктор церковных наук за монографию «История русской философии» (6.6.1948), благочинный приходов Парижского округа (1.5.19491952), протопресвитер (7.1.1955), редактор альманаха «Вопросы религиозного воспитания и образования» (19271928) и «Бюллетеня религиозно-педагогического кабинета», долголетний член редколлегии «Вестника РСХД», был духовным отцом множества людей в Париже, митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Издатели сознательно ориентировались на традиции таких изданий, как " Вехи " , " Из глубины " , " Путь " , " Из-под глыб " , декларировали своё стремление внести " посильный вклад в создание духовного единства нашего отечества " , " возродить духовную культуру России, восстановить связь с органичными её истоками – Русским православием, приобщиться к традиционному универсализму и открытости... русской религиозной души " . Особое место в публикациях занимали статьи по " русскому вопросу " . К сотрудничеству в этом уникальном, не имеющем в СССР аналогов ни до " перестройки " , ни после 1991 г. журнале его издатели попытались привлечь А.И. Солженицына, но тот, занятый " Красным колесом " , отказался. Благодаря " Выбору " и ориентации на христианско-демократическую политику Аксючиц смог завязать связи с русским зарубежьем. Так, в Нью-Йорке он познакомился о. Иоанном Мейндорфом, в Лондоне с митрополитом Антонием Сурожским. Он вспоминал: " Беседы с последними богословами из плеяды гениев русского зарубежья радовали близостью позиций – будто многие годы совместно обдумывали одни и те же вопросы. Эти встречи наделяли чувством приобщения к традиции " . Встреч было много, Виктор смог также познакомится с ключевыми деятелями русской эмиграции: с Кириллом Ельчаниновым (руководителем Российского студенческого христианского движения в Париже, Никитой Струве (Руководителем ИМКА-Пресс – издательства РСХД, главным редактором Вестника РСХД), Глебом Раром (многолетним ведущим русской религиозной передачи на радио " Немецкая волна " ), Михаилом Назаровым, Владимиром Буковским, Ириной Иловайской (главным редактором парижской газеты " Русская мысль " ), Владимиром Максимовым, Александром Зиновьевым, Наумом Коржавиным... В 1989 году Аксючиц вступил " закрытым членом " в НТС, куда его принял руководитель НТС во Франции Борис Миллер. Сын Миллера Юрий приглашал Виктора в Лондон, устраивал встречи с парламентариями и министрами, с известными русскими эмигрантами, способствовал публикации материалов. Произошло его знакомство и с легендарными лидерами НТС Редлихом, Рутычем, Романовым, Пушкарёвым, Ждановым. Это были единомышленники, которых он до этого почти не встречал в собственной стране. Вместе с Владимиром Солоухиным он выступил содокладчиком на конференции НТС 7 октября 1989 г. в Нью-Йорке.

http://religare.ru/2_121209.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010