Хоть богослужебный язык и является лишь одним из элементов, способным оказать влияние на охлаждение религиозных чувств, всё же, парадоксальным образом, борьба за участие мирян в богослужении не повысила посещаемость Мессы и не привлекла новых верующих. Напротив, участие в традиционно католических странах Запада снизилось: в Англии и во Франции, например, католический ежегодник указывает, что число участников упало с 2 111 219 в 1964 г. до 1 111 077 в 1996 г., т.е. уменьшилось вдвое! Опрос, предпринятый профессором М. Сёрлем (Searle), с участием тысяч прихожан США через двадцать лет после Второго Ватиканского собора, привел к следующему заключению: «Тут редко можно увидеть атмосферу глубокого молитвенного участия» (цитировано по Келеру, 1998b:69). Можно ли говорить о полном и активном участии верующих без задействованности в молитве? «Любое так называемое активное участие в богослужении при отсутствии глубокого молитвенного участия – это нонсенс и богохульство», – заключает Келер ( Ibid ., 69). Более того, ряд богословов и иерархов подтверждают наличие литургического кризиса в современной католической Церкви (Дру, 1998: 50). По-видимому, в приходских храмах результаты богослужебной реформы были гораздо хуже, нежели в монастырях: «Обкромсанные и искалеченные службы, чинопоследования и тексты, подлежащие неавторизированным и некомпетентным ‘адаптациям’, литургические песни дурного вкуса и бесстыдного светского содержания, зачастую и в самом деле выражающие еретические понятия, – все направлено на то, чтобы подтвердить высказывание Луи Буера в 1970-х, что в данное время в католической Церкви мало есть того, что заслуживает название ‘литургии’» ( ibid ., 50-51). Кардинал Ратцингер описывает состояние богослужения как ‘глобально негативное’ (Цит. по Дру, 1998:59, пер. – А.Г.). Конференция, организованная в 1996 году Центром Веры и Культуры в Вестминстерском Колледже Оксфорда, констатирует также «распространенную неловкость в Церкви, по-крайней мере в англо-саксонском мире, из-за настоящего состояния народной Мессы.

http://bogoslov.ru/article/2643758

— Щедрый джентльмен! — восторженно воскликнула миссис Гэмп. — Нет, нет, — отвечал гробовщик, — вообще говоря, он вовсе не такой щедрый, ни в коем случае, вы о нем неверно судите; но убитый горем джентльмен, любящий джентльмен, который знает, что могут сделать деньги, для того чтобы облегчить его горе и засвидетельствовать его любовь и уважение к почившему. Они могут дать ему, — говорил мистер Моулд, медленно вращая свою часовую цепочку, так что она завершала полный круг в конце каждой фразы, — они могут дать ему сколько угодно карет четверней; они могут дать ему бархатные попоны; они могут дать ему страусовые перья; они могут дать ему сколько угодно пеших плакальщиков, одетых по последнему слову похоронной моды и несущих жезлы с бронзовыми набалдашниками; они могут дать ему великолепный памятник; они могут доставить ему место даже в Вестминстерском аббатстве , если средства позволят. Нет, не будем говорить, что деньги — просто грязь, когда на них можно все это приобрести, миссис Гэмп. — И как еще надо бога благодарить, сэр, — сказала миссис Гэмп, — что есть такие люди, как вы, потому что у вас все это можно купить или взять напрокат. — Да, миссис Гэмп, вы правы, — отвечал гробовщик. — Наша профессия должна считаться почетной. Мы творим добро втайне и краснеем, когда ставим его в счет. Взять хоть меня: сколько ближних своих я утешил с помощью моей четверки долгогривых скакунов, а ведь я никогда не запрягал их дешевле чем за десять фунтов десять шиллингов! Миссис Гэмп только что приготовилась ответить ему в соответствующем духе, как ей помешало появление одного из помощников мистера Моулда, то есть старшего факельщика, тучного человека в жилете, который спускался гораздо ближе к коленам, чем это допускается установившимися понятиями об изяществе, с таким носом, какие обыкновенно принято сравнивать со сливой, и с лицом, сплошь усеянным угрями. Когда-то он был хрупким созданием, но, постоянно дыша сытным воздухом похорон, огрубел и раздался вширь. — Ну, Тэкер, — спросил мистер Моулд, — внизу все готово?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

В протестантизме, несмотря на провозглашенный принцип «только Писание», уже на раннем этапе Реформации стали составляться подробные «исповедания» веры, а также выполняющие их роль катехизисы - развернутые вероучительные определения, составленные в форме вопросов и ответов. К офиц. вероучительным положениям протестанты стали применять древний термин «символ», отсюда - «символические книги». Несмотря на офиц. признание лишь условного и вспомогательного авторитета «исповеданий» веры, последние сыграли едва ли не определяющую роль в формировании протестант. В. и становлении и самоидентификации различных протестант. деноминаций. «Символические книги в протестантизме представляют род учредительных хартий, на основании которых возникают новые церковные общества» ( Булгаков. С. 92). Главные символические книги ранней Реформации - Большой и Малый катехизисы М. Лютера (1529) и Аугсбургское исповедание (1531) - положены в основу лютеран. теологии. В 1580 г. с целью консолидации реформаторы «второго поколения» закрепили офиц. статус за Книгой согласия, в к-рой были собраны важнейшие источники лютеран. В.: Апостольский, Никео-Константинопольский (с присоединением Filioque) и Афанасиев символы, Большой и Малый катехизисы, Аугсбургское исповедание, Шмалькальденские артикулы (1537) и Формула согласия (1577). Аналогичное значение для реформат. церквей представляет собой Гейдельбергский катехизис (1563), первоначально написанный для примирения швейцар. сторонников Реформации, а впосл. ставший объединяющим документом и для всех реформат. общин Германии и Голландии. В англикан. Церкви статус офиц. вероучительного документа получили «Тридцать девять статей» (1571); протестанты Великобритании, тяготеющие к кальвинизму (конгрегационалисты и пресвитериане), выражением своего В. признают Вестминстерское исповедание и Вестминстерские катехизисы (1647). Хотя новые исповедания веры появлялись в протестант. мире и позднее, «доминирующее значение имели и продолжают иметь до сих пор некоторые из более ранних документов» (Исповедания веры//Теологический энцикл. словарь/Под ред. У. Элвелла. М., 2003. С. 527-532). В совр. протестантизме существует тенденция «внимать свидетельству отцов и почитать его», признавая за ним необязательный или относительный авторитет ( Барт К. Очерк догматики. СПб., 2000. С. 18).

http://pravenc.ru/text/158182.html

Провизоры, их ходатаи и поверенные должны подвергаться аресту и привлекаться к ответу за их деяния. Если виновность их обнаружится, они должны находиться в тюремном заключении до тех пор, пока не заплатят штрафа королю, какой будет им назначен, и стороне потерпевшей. Уличённые в преступлении, они должны отречься от всех своих притязаний на будущее время и дать обеспечение в том, что они не будут, по поводу происшедшего с ними, вчинять никаких процессов в Риме или где бы то ни было. Наказание провизорам, судя по степени их виновности, может простираться и до конфискации их имения и до лишения их покровительства законов 61 . Случалось, что провизоры, сталкиваясь в своих притязаниях на бенефиции с кандидатами короля, пытались настоять на своём при содействии папского суда и поразить своих соперников церковными запрещениями. В предупреждение возникавших отсюда затруднений и замешательств, Вестминстерский парламент 27–го года Эдуардова правления счёл нужным сделать дополнение к статуту «of provisors» в форме нового акта. В предисловии к этому акту говорилось, что дворянство и общины горько жалуются на то, что многие вызываются из королевства к ответу по таким делам, ведение которых принадлежит королевскому суду; что приговоры, постановляемые в суде короля, опровергаются другим судом к оскорблению и ущербу короля и всей нации и к разрушению и расстройству обычного права. В силу этого, парламент и постановляет, что всякий из королевских подданных, привлекающий кого–либо к иноземному суду по таким делам, которые принадлежат ведению королевского суда, или по которым уже дан приговор в последнем, должен в двухмесячный срок явиться лично к суду короля для ответа за свой проступок. Если же он не явится в назначенный срок, то и сам он и его поверенные, ходатаи и другие сообщники лишаются с этого времени покровительства законов, их движимое и недвижимое имение подвергается конфискации, а сами они, если будут захвачены, заключаются в тюрьму и облагаются штрафом по усмотрению короля.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Но и при таких, по-видимому, весьма неблагоприятных условиях, национальное чувство Англии нашло все–таки возможность не один раз высказаться по отношению к папству в прежнем же духе. В самом начале царствования Генриха IV–ro, цистерцианские монахи отказывались вносить следовавшую с них десятину, ссылаясь при этом на приобретённые ими папские буллы, освобождающие их от этого платежа. Вследствие жалобы на их образ действий, парламент 2–го года правления Генриха IV–ro собравшийся в Вестминстере, постановил: что лица, приобретающие или исполняющие буллы об освобождении от платежа десятины, должны подвергаться наказанию по статуту of provisors 13–го года Ричарда 2–го. Такому же наказанию должны подлежать и те, которые приобретут или станут исполнять папские экземпции, освобождающие их от обычного подчинения настоятелю учреждения или епископу. Через пять лет статут этот получил подтверждение. На Ковентрийском парламенте 6–го года Генриха 4–го общины жаловались, что и в последнее время чрезвычайно стали обременительными папские поборы с архиепископов, епископов, аббатов и др., взыскиваемые с них при назначении на бенефиции под видом аннатов; что эти деньги папа требует вперёд и притом в таком количестве, которое втрое, или по крайней мере вдвое, превышает ту сумму, которая платилась прежде. Общины выставляли при этом на вид тот ущерб, который подобные поборы причиняют королевству и настаивали на необходимости принять против них какие–либо меры. Парламент определил, чтобы отныне никто, под угрозою имущественных лишений, не смел вносить в римскую курию более, чем сколько установлено в прежнее время. Чтобы придать более силы прежним статутам of provisors, Вестминстерский парламент 7–го года Генриха IV–ro постановил, что, в предотвращение разных несогласий и споров отныне всякие разрешения короля по поводу провизий не должны иметь никакого значения. В 17–й год того же царствования все прежние статуты of provisors были ещё раз подтверждены и выборы корпораций объявлены свободными, независимо от провизий папы или разрешений короля 71 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Однажды я встретил собрата по перу около семи часов утра в Кенсингтонском парке. Он брел совсем сонный и с такой кислой физиономией, что я с минуту колебался, заговорить ли с ним. Я знаю, что он обыкновенно поднимается около одиннадцати. Однако, собрав всю свою храбрость, я подошел к нему. — Какая вы ранняя пташка, — заговорил я. — Рано для всякого, кто не сумасшедший, — ответил он. — Что с вами? — допрашивал я. — У вас бессонница? — У меня? Да я не могу прислониться к спинке стула или к дереву, чтобы не заснуть через секунду. — Что же произошло? — продолжал я. — Или вы прочли «Самодеятельность» и «Секрет успеха» Смайлса? Или вы слишком поздно легли? Ступайте-ка домой и выспитесь. Я видел, что у него путного из ранней прогулки не выйдет. — Высплюсь через месяц, когда кончу эту проклятую повесть, которую пишу, — сказал он и добавил: — Послушайтесь моего совета и никогда не избирайте героиней своей повести девушку из колоний. В наше время это сумасшествие. Моя героиня милая, добрая девушка. У нее золотое сердце. Но я из-за нее скоро превращусь в тень. Мне нужно было что-нибудь свежее, оригинальное. Она — девушка — поднимается рано утром и скачет без седла и чепрака, верхом на лошади… В Австралии это бывает сплошь и рядом. Конечно, обстановка местная — ну, эвкалиптовые деревья, кенгуру и все в таком роде… И вот она попадает в Лондон, встает в шесть часов и отправляется бродить по тихому городу… Ох, лучше бы мне никогда не задумывать такой вещи! Ведь приходится вставать в пять часов, чтоб испытать ее впечатления. Я прошел сегодня утром шесть миль. И в соборе побывал, где она вспоминала о матери, и на Вестминстерский мост прошел, где она, сидя на парапете, читала Вордсворта, пока полисмен не прогнал ее. А это, — он указал на аллею, по которой мы шли, — одно из ее любимых мест, которым она заканчивает прогулку. Сюда она приходит, чтобы послушать Черноголовку. — Ну, теперь вы ведь все уже проделали, — попытался я утешить его. — Проделал все! — с горьким смехом повторил он. — Только что начинаю. Еще осталось пройти весь Ист-Энд, а там ей захочется прокатиться верхом. Понимаете, что это значит? Гайд-парк не удовлетворяет ее. Она поедет куда-нибудь в Ричмонд. Вот я и должен описать, как она будет наслаждаться всеми подобными прелестями.

http://azbyka.ru/fiction/oni-i-ja-dzhero...

Вестминстерское исповедание утверждает, что в покаянии: «Грешник, видя и сознавая не только опасность, но также омерзительность и гнусность своих грехов, как противных святой природе Бога и Его праведному закону, уповая на милость, которую Бог во Христе проявляет к кающимся, скорбя о своих грехах и ненавидя их, обращается от всех их к Богу, ставя себе целью и стремясь ходить с Ним во всех путях по Его заповедям» (15.2). Из данного утверждения следует, что неполного покаяния, иногда называемого терзанием (оно заключается в сожалении, самобичевании и печали о грехах, порожденных страхом наказания, без всякого желания или решимости прекратить грешить), недостаточно. Истинное покаяние – это раскаяние, образцом которого может служить раскаяние Давида, как оно выражено в Пс 50 . Грешник, испытывающий раскаяние, ставит перед собой цель больше не грешить, а жить с этого момента жизнью, являющей всем полное и подлинное покаяние ( Лк 3:8 ; Деян 26:20 ). Послание Иакова Вера и дела ( Иак.2:24 ) Вера является средством или орудием спасения. Именно верой христиане получают оправдание перед Богом ( Рим 3:26; 4:1–5 ; Гал 2:16 ), верой живут на земле ( 2Кор 5:7 ) и укрепляют свою надежду ( Евр 10:35–12:3 ). Веру нельзя определить ни как уверенное, оптимистическое мировоззрение, ни как пассивную ортодоксию. Вера – это ответ, направленный на Объект веры и определяющий Его. Христианская вера – это доверие живому Богу и Его обетованиям, исполненным Иисусом Христом. Это призывная сила Евангелия, поскольку Евангелие может быть воспринято только через благодатную работу Святого Духа. Христианская вера – это личный акт, вовлекающий разум, сердце и волю и направленный к живому Богу а не к идолам или абстрактным идеям. Веру традиционно рассматривают как состоящую из трех ступеней знания, согласия и доверия. Первой является знание (или знакомство) с Евангелием, вторая – согласие, или распознавание что Евангелие является правдой, третья ступень – доверие, т.е. внутренне осознанное вручение себя Богу. Эти ступени тесно связаны мыслью что христианская вера возможна только в том случае, если Евангелие известно и правда его принята ( Рим 10:14 ). Кальвин определял веру как «твердое и уверенное знание о Божьей милости к нам, основанное на доверии к обещанной во Христе свободе открытое нашему разуму и запечатленное в нашем сердце» (Institutes, III, 27).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Чтобы охарактеризовать общее проявление первородной греховности, часто используется выражение «всеобщая порочность», которое подразумевает нравственное и духовное разложение человеческой природы в принципе, не всегда полностью и до конца актуализированном (ибо не настолько плох человек, насколько мог бы быть). Это означает, что каждая частица наша затронута грехом, и потому всякое наше действие не может быть настолько хорошо, насколько должно было быть, и, следовательно, ничто из того, что мы делаем, не имеет цены в глазах Бога. Что бы мы ни делали, мы не можем заслужить Божию милость, и, если бы не Его благодать, мы бы погибли. Всеобщая порочность влечет за собой полное бессилие, т.е. такое состояние человека, при котором он неспособен искренне и чистосердечно ответить Богу и Его слову ( Ин 6:44 ; Рим 8:7–8 ). Павел называет эту невосприимчивость падшего сердца состоянием смерти ( Еф 2:15 ; Кол 2:13 ). Вестминстерское исповедание (9 3) поясняет: «Человек, впав в состояние греха, полностью утратил всякую способность к желанию духовного блага, которым сопровождается спасение, таким образом, в естественном состоянии человек совершенно не расположен к добру, мертв во грехе и неспособен собственными усилиями изменить себя или приготовить себя к спасению». Эту тьму может рассеять только слово Божье ( Лк 18:27 ; 2Кор 4:6 ). Самобытие Бога ( Пс.89:3 ) Дети иногда спрашивают «Кто создал Бога?». Самым понятным ответом на их вопрос является следующий. Бог никогда не нуждался в том, чтобы Его создавали, потому что Он был всегда. Он существует иначе, чем мы. Мы, Его создания, обладаем бытием зависимым, производным, конечным и преходящим, а бытие нашего Творца вечно, самодостаточно и необходимо – необходимо в том смысле, что Бог никогда не прекратит Своего существования, потому что такова Его вечная природа. Самобытие Бога – основополагающая истина. Свидетельствуя афинским идолопоклонникам «о неведомом Боге», Павел объясняет им, что этот Бог, Создатель мира, «не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам давая всему жизнь и дыхание и все» ( Деян 17:23–25 ). Бог имеет жизнь в Самом Себе и из Самого Себя черпает Свою неиссякаемую энергию ( Пс 89:2–5; 101:26–28 ; Ис 40:28–31 ; Ин 5:26 ; Откр 4:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

21 мая 1988 г. состоялся так называемый «Вестминстер-марш», в котором участвовало примерно 55 000 человек. К тому времени первые «пророки» объявили, что «Великобритания занимает ключевую позицию в Божественной стратегии» (ebd., S. 52), и этому маршу было обещано особое значение: «Многие люди сознавали, что марш этот имеет отношение к «ведению духовной брани», если они с молитвами и хвалебными песнями выходят на улицы. Они сознавали и сопротивление, и ту перемену, которая произойдет, пока они маршируют. Многие люди считают, что христианство означает также празднование и торжество. И это принесло им удовольствие...» (ebd., S. 57). Когда колонна участников марша приблизилась к Вестминстерскому аббатству и к методистскому центру, была совершена молитва , «чтобы мы смогли пережить еще большее пробуждение, чем то, которое произошло при Весли» (ebd., S. 62). Молитва перед Вестминстерским собором была в основном сконцентрирована на «непоколебимом свидетельстве римско-католической церкви о ценности нерожденной человеческой жизни и запрещении абортов» (ebd., S. 63). Факельный марш «Молодежи с одной миссией» в 1989 г. 31 июля 1989 г. в Великобритании начался факельный марш, организованный МСОМ, который сопровождался «пророками», «пророческими образами» и «исцелениями». Этот марш оказал «глубокое влияние» на его участников. Джон Пресди рассказывает: «Так как наш авторитет и власть в ходатайственных молитвах все более и более возрастали, участники факельного марша решили перед Богом с молитвами пересечь страну вдоль и поперек, начертив таким образом на стране форму креста». (ebd., S. 79). Грэм Кендрик был восхищен этим замыслом и сразу же приготовился к сотрудничеству: «Я осознавал, что мы будем участвовать в одном из пророческих действий. Как раз несколько месяцев назад я выпустил большой альбом, чувствуя, что чрезвычайно важным в нем является подчеркивание значения креста. Когда Джон Пресди после этого почувствовал, что мы должны пройти с запада на восток и тем самым нарисовать на стране форму креста, я сразу же был готов! Мы действительно ощущали, что это было важное пророческое действие, и только Бог знает, какие оно имеет последствия». (ebd., S. 80). «Иисус-марш» 1989

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ostorozh...

47 Чертог, чертог веселья полон… Как плакала дева… — искаженная Веггом популярная песенка английского композитора Джона Бернетта. 48 Степни-Филдс — район в восточной части Лондона, населенный беднотой. 49 Осужденный скитаться по свету… — английская народная баллада. 50 Оплакивать тот час… — строки из стихотворения английского поэта Томаса Мура (1779—1852) «Обитель Эвелины». 51 Навсегда прощай, мой ялик! — песенка английского поэта и драматурга Чарльза Дибдина (1745—1814) «Бедный Том». 52 Лафатер Иоганн-Каспар (1741—1801) — швейцарский священник и поэт; автор литературно-психологических опытов «Фрагменты физиогномистики» (1774—1778), считавший лицо зеркалом души. 53 …их отцы доблестно сражались на Пиренейском полуострове… — то есть участвовали в войне Испании, Португалии и Англии против Наполеона Бонапарта (1808—1814). 54 Хэймаркет — во времена Диккенса один из самых грязных лондонских рынков; излюбленное место сборища босяков. 55 …взрастить к утру из этого цветка волшебный боб вершиной до неба… — взято из английской народной сказки «Джек и бобовый стебель». 56 Вот драгун лихой на диво! — строфа из стихотворения английского поэта и драматурга Хэрри Кэри (? —1743), автора эксцентрических юмористических произведений. 57 Ч. П. — начальные буквы слов «член парламента»; обычное английское сокращение. 58 Приам — в греческом эпосе — последний царь Трои. 59 Пэлл-Мэлл — фешенебельная улица в Лондоне. 60 Белгравия — аристократический район Лондона. 61 Триктрак — старинная комбинированная игра в шашки и кости. Шашки передвигаются по доске в соответствии с очками, выпавшими на костях. 62 Олбени — богато меблированные комнаты на Пикадилли. 63 Вестминстер-Холл. — Имеется в виду здание, примыкавшее к западному крылу Вестминстерского дворца, где находилось несколько судов первой инстанции. 64 Гоните меланхолию! — популярная английская песенка на мотив арии из оперы «Волшебная флейта» Моцарта. 65 Держи по ветру и брасопь нок-реи… — куплет популярной английской песни «При любой погоде».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010