Авторитетное Вестминстерское исповедание 1647-1648 гг. (принято на Вестминстерской ассамблее 151 делегатом от основных реформатских общин Европы) в 29-й гл. говорит о том, что Е. была установлена Христом «для вечного воспоминания о принесении Им Себя в жертву в Его смерти, для запечатления истинно верующих всеми ее благами, для их духовного насыщения и возрастания во Христе, для их более полного осознания того, чем они обязаны Ему». Далее поясняется, что в этом таинстве «не приносится также какая-либо реальная жертва во отпущение грехов живым или мертвым». Е. ничего не дает отсутствующим на Вечере. Совершение службы одним пресвитером без народа, возношение хлеба и чаши и поклонение им категорически запрещается, поскольку «по существу и своей природе они все же остаются в действительности только хлебом и вином, как и были прежде». В опровержение лютеран. учения и в подтверждение учения Кальвина говорится, что «реальные Плоть и Кровь Христа не присутствуют ни в хлебе, ни в вине, ни с ними, ни вместо них, однако во время совершения таинства настолько действенно предстают духовным образом по вере человека, насколько действенно хлеб и вино предстают для органов чувств». При этом отмечается, что духовное причащение недоступно для грешников, к-рые даже если «получают внешние элементы Таинства, однако не получают того, что означается ими». Отличительными чертами практики совершения Е. у реформатов стали частое причащение верующих (Кальвин настаивал на еженедельном, хотя во мн. местностях сохранялась позднесредневек. традиция причащения только на Пасху) и их активное участие в богослужении (прежде всего через пение). Однако в эпоху пиетизма , когда основной акцент ставился на том, достойны ли прихожане ввиду их греховности приступать к Трапезе Господней, евхаристическое богослужение стало все более вытесняться литургией Слова и проповедью. Издания литургических книг реформатов, пресвитериан и пуритан многочисленны и разнообразны (см.: John Knox " s Genevan Service Book, 1556/Ed.

http://pravenc.ru/text/351651.html

Впервые В. и. было напечатано в дек. 1646 г. и предназначалось исключительно для парламента и ассамблеи. Однако палата общин 22 апр. 1647 г. потребовала от ассамблеи представить библейские доказательства - цитаты из Свящ. Писания, подтверждающие положения исповедания, что и было сделано 29 апр. К 22 марта 1648 г. палата общин завершила изучать В. и., внесла неск. изменений, касающихся управления Церковью, и дала новое название документу - «Статьи христианской религии, одобренные и принятые обеими палатами парламента в соответствии с Советом, заседавшим по распоряжению парламента вместе с ассамблеей богословов в Вестминстере». 3 июня 1648 г. палата лордов дала согласие на все изменения, внесенные палатой общин, за исключением гл. 24 («О браке и разводе»). 20 июня палата общин разрешила публиковать текст исповедания веры вместе с библейскими доказательствами. В 1659 г., после смерти О. Кромвеля, парламент принял исповедание веры, кроме глав 30 («О мерах церковного воздействия») и 31 («О синодах и соборах»). Генеральная ассамблея Церкви Шотландии, собравшаяся 27 авг. 1647 г. в Эдинбурге, после тщательного изучения приняла полностью тот вариант, к-рый был написан вестминстерскими богословами, заявив, что «оно в наибольшей степени согласуется со Словом Божиим и ни в чем не противоречит одобренному учению, богослужению, дисциплине и руководству нашей Церкви». Шотландский парламент также поддержал это решение 7 февр. 1649 г. Вероучение В. и. продолжает традицию Ламбетских (1580) и Ирландских статей (1615), состоит из 33 глав, во многом повторяя структуру последних, и рассматривает основные положения христ. веры от творения до Страшного Суда. В первых главах говорится о богодухновенности, авторитетности и достаточности Свящ. Писания как непогрешимого правила веры. Главы 3 («О Божиих вечных установлениях»), 5 («О провидении») и 9 («О свободной воле») тесно связаны между собой. В них говорится о том, что Бог из всего падшего человечества избрал определенное число людей ко спасению и «прошел мимо» остальных, предав их справедливому наказанию за их грехи, - т. о. описывается теория «ограниченного искупления». «Никто из иных не искуплен Христом, не имеет действенного призвания, не оправдан, не усыновлен, не освящен и не спасен - никто, кроме избранных» (3. 6). В гл. 7 утверждается, что в завете благодати Господь «дарует грешникам жизнь и спасение через Иисуса Христа, требуя от них веры в Него, чтобы они могли быть спасены, и обетование всем тем, которые предопределены к жизни, дать Его Святого Духа, чтобы соделать их желающими и способными к верованию» (7. 3). Кроме того, признается наличие свободы воли у человека (9. 1), но не разрешается антиномия между божественным суверенитетом и человеческой свободой. С др. стороны, утверждается, что божественные «абсолютные и вечные установления» никоим образом не являются причиной греховных поступков человека. Люди сами ответственны за свои грехи (3. 2-3).

http://pravenc.ru/text/158242.html

Председатель Епископской конференции Англии и Уэльса поделился впечатлениями от недавней встречи со Святейшим Патриархом Алексием 13 октября 2006 г. 12:15 4 октября в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II принял кардинала Кормака Мерфи-О’Коннора, архиепископа Вестминстерского, Председателя Епископской конференции Англии и Уэльса. В те дни архиепископ Вестминстерский прибыл в Россию для участия в ассамблее Совета епископских конференций Европы, которая прошла 4-8 октября в Санкт-Петербурге. Вернувшись на родину, кардинал поделился впечатлениями от встречи со Святейшим Патриархом Алексием, сообщает Camholic News Agency . По словам архиепископа Вестминстерского, совершенно ясно, что Его Святейшество «желает улучшения отношений с Католической Церковью». «Личность Патриарха произвела на меня большое впечатление, — заявил кардинал. — Он показался мне не только очень дружелюбным, но и открытым человеком, который был рад встретиться со мной». Кардинал сообщил, что Святейший Патриарх Алексий «был очень заинтересован в обсуждении ценностей, которые мы разделяем как христиане». По словам прелата, особое внимание Святейший Патриарх обратил на необходимость совместного свидетельства по таким базовым для Православной и Католической Церквей темам как семья, проблемы этики и биоэтики. Святейший Патриарх указал также, что католики и православные должны вместе искать ответ на центральный вопрос — как быть христианином в секулярном мире. «Я был очень впечатлен, когда Патриарх подчеркнул, что между нашими Церквами много общего и что мы должны поддерживать друг друга», — заявил кардинал. Архиепископ Вестминстерский отметил, что Святейший Патриарх Алексий затронул и трудные темы, препятствующие развитию православно-католических отношений — такие как проблема католического прозелитизма и присутствие Греко-Католической Церкви на Украине. «Что касается прозелитизма, я не думаю, что Католическая Церковь хотела бы  использовать это слово по отношению к своей деятельности по распространению Евангелия; Церковь распространяет Евангелие совершенно открыто, — сказал прелат. — Прозелитизм — не то слово, которое мы бы хотели использовать, и я заверил в этом Патриарха».

http://patriarchia.ru/db/text/151336.htm...

Вернувшись в Англию, Карл I дал ответ на представленную ему петицию, и в частности указал, что лишение епископов права голоса является нарушением законов королевства и конституции парламента. Король потребовал ареста нек-рых членов парламента, но их отказались выдать, и тогда король с солдатами явился в палату общин, чтобы арестовать их, нарушив т. о. привилегию парламента, но никого из них не нашел. В Лондоне начались народные волнения, палата общин переехала из Вестминстера в Сити, а король - в Йорк, куда ему были отправлены т. н. 19 предложений (1 июня 1642). Карл I отверг их как покушение на законы королевства. В. фактически разделилась на 2 лагеря: кавалеров, сторонников короля, и т. н. круглоголовых (не носивших париков), сторонников парламента. Политический конфликт постепенно перерос в гражданскую войну (1642-1646), в к-рой победил парламент. 23 дек. 1648 г. парламент принял постановление о суде над королем, а 4 янв. 1649 г. провозгласил себя носителем верховной власти в стране. Парламент назначил верховный суд (135 чел.), к-рый приговорил кор. Карла I к смертной казни, приведенной в исполнение 30 янв. 1649 г. Парламент своим актом от 17 марта 1649 г. объявил королевскую власть уничтоженной; 2 дня спустя была ликвидирована палата лордов, и 19 мая парламент официально объявил Англию республикой и Содружеством наций (Commonwealmh Nations), вся законодательная власть в стране принадлежала теперь палате общин. Во время войны парламент, вернувшийся в Вестминстер, продолжал активную деятельность. В 1642 г., в самом начале войны, был принят Билль об исключении епископов, по к-рому не только епископам, но и др. духовным лицам было запрещено занимать светские гос. должности. В 1643 г. была ликвидирована система епархиального управления в Англии и Уэльсе, а также секвестирована собственность всех капитулов, архиепископов, епископов, деканов и духовных лиц, поддержавших корону в борьбе с парламентом. В июле 1643 г. парламентом была созвана Вестминстерская ассамблея богословов (121 представитель от графств, 10 лордов, 20 представителей палаты общин, а также присоединившаяся позднее делегация Церкви Шотландии), призванная реформировать Церковь Англии в пресвитерианском духе. Ассамблея разработала Вестминстерское исповедание - новый вероучительный документ для англ. Церкви, заменявший «Тридцать девять статей», а также Вестминстерские Большой и Малый катехизисы, разъяснявшие положения Вестминстерского исповедания, «Руководство по богослужению», заменившее «Книгу общих молитв», и «Руководство по церковному устройству», утвердившее пресвитерианскую структуру для Церкви Англии. Вестминстерское исповедание было принято Церковью Шотландии в 1647 г., заменив собой Шотландское исповедание 1560 г.

http://pravenc.ru/text/150119.html

В июне 1643 г. по решению парламента была созвана Вестминстерская ассамблея богословов, на к-рой доминировали пресвитериане; плодом ее работы стали Вестминстерское исповедание и составленный на его основе катехизис. В 1646 г. процесс разрушения епископальной А. Ц. был доведен до конца ордонансом об уничтожении архиепископств и епископств. В ходе гражданской войны и революции в Англии т. о. был совершен разрыв с традицией не только пост-реформационного епископального устройства англикан. Церкви, но и всего ее исторического развития на протяжении ср. веков и заложены юридические основы для создания в Англии национальной пресвитерианской Церкви. Однако у пресвитериан были оппоненты не только среди сторонников традиц. англиканства. Уничтожение офиц. Церкви и кризис церковной дисциплины в 40-50-х гг. XVII в. привели к усилению радикальных течений - индепендентов (конгрегационалистов), отрицавших идею единой национальной Церкви как таковой, сторонников независимости местных конгрегаций, самостоятельно избиравших пасторов и управлявших собственными делами без вмешательства светских властей, а также баптистов , браунистов (см. Р. Браун ), бэрроуистов (см. Г. Бэрроу ), меннонитов , квакеров , пятой монархии людей и др. В период Республики и Протектората О. Кромвеля начавшаяся пресвитерианская реформа реализовалась не в полной мере: сформировалась пресвитерианская Церковь, но она не смогла вытеснить офиц. А. Ц. на территории всей страны. Элементы пресвитерианской системы были включены в состав Государственной Церкви (State Church), оформившейся при Кромвеле (1654), к-рый попытался осуществить компромисс между различными протестант. течениями в общенациональном масштабе. От служителей новой Церкви не требовалось согласия с к.-л. определенно сформулированными доктринальными положениями. Для контроля за назначениями духовенства в 1654 г. были созданы особые комиссии, в состав их вошли авторитетные служители пресвитерианского, индепендентского и баптист. толка. В результате 2500 англикан.

http://pravenc.ru/text/115120.html

XXXIV), в Церкви должны собираться те, кто признают Христа своим Пророком, Священником и Царем, чтобы «иметь общение со святыми, которые также призваны к наследию в Царстве Божием», т. е. друг с другом. Все члены Церкви («святые») призваны отдать Церкви свои дары, каждый в соответствии со своим предназначением (ст. XXXV). Каждая Церковь имеет право избирать для себя служителей: «пастырей, учителей, старейшин, диаконов... для окормления, управления, служения и созидания Его Церкви», и никто другой (т. е. представители власти) этого делать не может (ст. XXXVI). Служители должны исполнять свое призвание «в соответствии с установлением Божьим», избегая «гнусной корысти» (ст. XXXVII). Отлучение от Церкви возможно, но Христос дал власть изгонять грешника «не какому-то определенному ее члену или служителю», а только всей общине (ст. XLII). В 1644 г. Д. Фитли, участник Вестминстерской ассамблеи и известный «охотник за ересями», внимательно изучил Л. и.; он написал, что его авторы последовательно доказывают, что они не являются арминианами, «ибо не учат ни свободе воли, ни возможности отпадения от благодати»; что они не пелагиане, т. к. не отвергают первородного греха; не поддерживают многоженства и общности имущества, как радикальные анабаптисты; не разделяют взглядов адамитов (закрытый характер крещения и собраний рождали подозрения в том, что присутствовавшие на них были в обнаженном виде) и т. д. Но тем не менее Фитли полагал, что из 53 статей только в 6 честно представлено их учение, но и эти статьи сформулированы так, что скрывают правду. Он указывал на то, что баптисты в статьях, посвященных обряду крещения, говорят только о крещении по вере, что они выступают против поддержки церковнослужителей гос-вом, позволяют проповедовать мужчинам, не имеющим духовного сана, и т. д. В ответ на это частные баптисты выпустили в 1646 г. новую редакцию 1-го Л. и., где учли замечания Фитли и постарались, не поступившись своими принципами, свести к минимуму возможные претензии со стороны гос-ва, к-рые легко могли обернуться гонениями на баптистов. Напр., в статье XL, где говорится о крещении, особо упоминается, что «погружение (каков и смысл слова baptizo) всего тела в воду... совершается служителем над людьми в должной одежде и со всей скромностью». Впосл. 2-е издание исповедания использовалось гораздо чаще, чем 1-е, и поэтому, когда Т. Эдвардс опубликовал «Gangraena, или Описание и определение многих заблуждений, ересей, кощунств и пагубных практик сектантов нынешнего времени, произнесенных и произведенных в Англии в последние четыре года» (1646), он не смог обвинить баптистов ни в чем конкретном. На с. 106 1-й части сочинения Эдвардс упоминает Л. и., но не находит в нем ереси, т. к. все соответствует учению реформатских церквей; он называет его «мошенническим и порочным», т. к., с его т. зр., оно явно имеет целью скрыть то, что баптисты думают на самом деле. Первое Л. и. издавалось также в 1651 и 1652 гг.

http://pravenc.ru/text/2110716.html

Однако новая «К. о. м.» не была принята пресвитериански настроенным духовенством; попытки шотл. епископов ввести в употребление «К. о. м.» приводили к возмущениям и бунтам, поэтому на практике она почти не использовалась. Вместе с тем англикан. богословы перерабатывали представленные в ней материалы во время подготовки новой версии «К. о. м.» в 1660-1661 гг., вслед. чего мн. особенности шотл. «К. о. м.» перешли в нормативную англ. «К. о. м.» 1662 г. (см.: Procter, Frere. 1910. P. 143-151). В сложной политической ситуации 30-50-х гг. XVII в., обусловленной борьбой шотл. пресвитериан и англ. епископалов, гражданской войной, свержением кор. Карла I и установлением Английской республики, «К. о. м.» воспринималась как один из неотъемлемых атрибутов офиц. епископальной Церкви Англии и после упразднения епископата также была упразднена. Уже на начальном этапе заседания Долгого парламента, в 1640-1641 гг., в палате лордов был поставлен вопрос о переработке «К. о. м.». Было решено образовать специальный комитет под рук. Дж. Уильямса (1582-1650), еп. Линкольна (1621-1641), а затем архиеп. Йорка (1641-1650); члены комитета подготовили ряд меморандумов, в которых предлагалось внести в «К. о. м.» исправления в пуританском духе: убрать из календаря имена святых; удалить гимны, не имеющие библейского происхождения, и библейские чтения, взятые из неканонических книг; полностью запретить крестообразное благословение, поклоны, возжигание свечей и т. п. (текст см.: Cardwell. 1840. P. 270-277). К кон. 1641 г. члены палаты лордов осознали опасность резких реформ и выпустили указ о том, что богослужение должно оставаться неизменным, однако сторонники пуританизма в палате общин проигнорировали его и продолжали добиваться реформ. В 1643 г., после изгнания епископов из палаты лордов (акт от 16 февр. 1642; текст см.: Gee, Hardy. 1896. P. 563-564), Долгий парламент объявил о созыве Вестминстерской ассамблеи ; перед приглашенными для участия в ее заседаниях представителями англиканского духовенства и теологами была поставлена задача разработки нового устройства Церкви Англии на пресвитерианских началах.

http://pravenc.ru/text/1841554.html

Два тысячелетия тому назад в мир вошел Бог, чтобы освободить род человеческий от рабства греху и смерти. Творец вновь дарует человеку возможность обрести совершенную свободу. Так что же мы: выберем драгоценную жемчужину или останемся со своим ветхим наследством, которое обречено на расхищение и тлен? Что мы выбираем — свободу или рабство? Христос вопрошает каждого, и каждый делает свой выбор. Примечания: 1 Эта статья, любезно предоставленная нам ректором Воронежской Духовной семинарии, кандидатом богословия протоиереем Василием Поповым, представляет сокращенный вариант его книги, вышедшей в свет в Москве в 1998 г. 2 Виндельбанд В. О свободе воли. М., 1905. — С. 4. © В. И. Попов , 1999. 3 Св. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 2. СПб., 1901. — С. 60. 4 Св. Григорий Богослов. Сл. 7. “О душе”//Творения. Ч. 4. М., 1889. — С. 199–200. 5 О. Сергий Булгаков повторяет идею священномученика Иринея Лионского , святителей Григория Нисского и Григория Паламы , которые полагали, что сообразность Богу приложима к человеку в целом. 6 Св. Григорий Богослов. Сл. 40. На Святое Крещение//Творения. Ч. 3. — С. 226. 7 Св. Григорий Нисский. Творения. Ч. 6. — С. 295. 8 Добротолюбие. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. — С. 61. 9 Св. Григорий Богослов. Творения. Ч. 4. М., 1862. — С. 129. 10 О. Сергий Булгаков. Агнец Божий. О Богочеловечестве. Ч. 1. Париж, 1927. — С. 164–165. 11 Сергий Булгаков. Свет Невечерний. М., 1917. — С. 310. 12 Добротолюбие. Т. 3. — С. 9. 13 Цит. по: Мережковский Д. С. Реформаторы. Брюссель, 1989. — С. 87. 14 Виппер Р. Кальвин. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Т. 14. СПб., 1895. — С. 102–107. 15 Свою доктрину Кальвин изложил в книге “Наставление в христианской религии”, первое издание которой появляется на латинском языке в 1536 г. Доктрина Кальвина встретила сопротивление у лютеран и у приверженцев голландского реформатора Я. Арминия (1560–1619). Однако она была официально принята на Синоде в Дорте (1618–1619) и на Вестминстерской Ассамблее (1643). 16 Творения иже во святых отца нашего Иоанна Дамаскина . Точное изложение православной веры. М.–Ростов-на-Дону, 1992. — С. 115.

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-svoboda

Святейший Патриарх Алексий встретился с председателем Конференции католических епископов Англии и Уэльса Москва, 4 октября 2006 г . 4 октября в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II встретился с председателем Конференции католических епископов Англии и Уэльса, архиепископом Вестминстерским, кардиналом Кормаком Мерфи О’Конором. Во встрече приняли участие заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин и секретарь ОВЦС МП по межхристианским связям священник Игорь Выжанов. С католической стороны во встрече участвовал монсеньор Эндрю Саммерсджилл, генеральный секретарь Епископской конференции Англии и Уэльса. Святейший Патриарх сердечно приветствовал кардинала Кормака Мерфи-ОКоннора, который находится в Москве проездом, направляясь в Санкт-Петербург для участия в ассамблее Совета епископских конференций Европы. Ее работа будет проходить в Северной столице 4-8 октября. «Нашу Церковь и Совет епископских конференций Европы связывают многолетние взаимоотношения. Будучи в течение длительного времени президентом Конференции Европейских Церквей, я участвовал во многих встречах и совместных мероприятиях КЕЦ и СЕКЕ, включая две крупные ассамблеи европейских христиан в Базеле и Граце», — отметил Святейший Патриарх Алексий. Предстоятель Русской Церкви приветствовал проведение в этом году ежегодной ассамблеи СЕКЕ в России. По приглашению организаторов ассамблеи, в ее работе примут участие представители Русской Православной Церкви. «Убежден, что проведение встречи глав конференций католических епископов Европы на территории страны, где подавляющее большинство верующих людей принадлежит к Православной Церкви, является знаком открытости к диалогу и сотрудничеству между нами», — подчеркнул Святейший Патриарх. Его Святейшество отметил необходимость православно-католического сотрудничества, прежде всего — в деле утверждения христианских ценностей. По словам Святейшего Патриарха это особенно важно в современной Европе, где особенно остро чувствуются настойчивые попытки навязать обществу исключительно секулярный образ мышления и образ жизни. «Стремление представителей подобной идеологии вытеснить религию на обочину общественной жизни, заменить веру ценностями так называемой культуры потребления, требует нашей совместной оценки и ответа», — подчеркнул Предстоятель Русской Церкви.

http://pravoslavie.ru/18693.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Джеймс Ашер Ашер [Англ. Ussher, Usher; лат. Usserius] Джеймс (4.01.1581, Дублин, Ирландия - 21.03.1656, Райгит, Англия), англикан. теолог и церковный историк. Происходил из англо-нормандской аристократической семьи, принявшей протестантизм во время англ. Реформации. Магистр (1601), доктор теологии (1614). Профессор (1607-1621) и вице-канцлер (1614, 1617) Тринити-колледжа в Дублине. В 1601 г. рукоположен во священника. С 1621 г. епископ Мита (Ирландия), с 1625 г. архиепископ Арма . В 1634 г. в результате слушаний в присутствии лорд-лейтенанта А. утвердил примат кафедры Арма в Церкви Ирландии по отношению к др. ирл. архиепископии - Дублинской. Во время Ирландского восстания 1641-1652 гг. А. находился в Англии, откуда решил не возвращаться. В 1642-1649 гг. управлял епархией Карлайла. В 1642 г. переехал в Оксфорд. Будучи роялистом и сторонником идеи Божественного происхождения королевской власти, отказался участвовать в Вестминстерской ассамблее теологов (1643-1649). Тем не менее в 1647-1654 гг. был проповедником в ц. Линкольнз-инн в Лондоне. По приказу Кромвеля тело А. было торжественно погребено в Вестминстерском аббатстве. Многочисленные труды А. по истории, хронологии, библеистике подчинены апологии англикан. Церкви. Сторонник епископального устройства Церкви, в догматике и литургике он шел на уступки кальвинистам. Это проявилось, в частности, в 1615 г., когда конвокация поручила ему подготовить проект краткого изложения вероучения и дисциплины Церкви Ирландии. В 1641 г. предложил метод сочетания епископальных и пресвитерианских форм управления в англикан. Церкви - ограничение власти епископа синодом низшего духовенства. Еще в молодости А. поставил перед собой задачу доказать историческую преемственность протестант. Церкви от Самого Христа. Вслед за Я. Слейданом, Магдебургскими центуриями , Дж. Фоксом и Дж. Джуэлом А. разделял историю на 3 периода: тысячелетний период рабства сатаны (от Р. Х. до XI в.), неопределенный период царствования антихриста и царство Христа на земле (см. Хилиазм ). Римское папство - воплощение антихриста. Протестанты являются преемниками истинных свидетелей веры: англ. и ирл. христиан раннего средневековья и тех, кого Римская Церковь считала еретиками,- вальденсов , альбигойцев , гуситов , виклифитов. Поставив перед собой задачу доказать, что Ирландия и Англия получили христианство независимо от Рима, А. опубликовал собрание записок по истории Ирландии VI-XII вв., историю пелагианской ереси и др.

http://pravenc.ru/text/77246.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010