«Да приидет Царствие Твое!» – это молитва о конце света, а не просто о том, чтобы это Царство возрастало в мире, ибо ученики Христовы видели, что оно уже вошло в мир. Слова «Да приидет Царствие Твое» созвучны с последними словами Священного Писания: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» Это значит: пусть утвердится Царство Христово решительно и всецело. Каждый день повторяя: «Да приидет Царствие Твое», мы должны бы, естественно, сознавать меру нашей ответственности за его приход. Увы, большей частью мы произносим это прошение слишком отвлеченно, не вдохновляясь им. Хуже того, наша теплохладность и духовная инертность препятствуют росту Царства Божия. «Да приидет Царствие Твое!» – молимся мы. «Что ты делаешь для этого?» – отвечает нам Господь. «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе». Да утверждаются принципы мира невидимого нашей верой и верностью Христу в мире видимом. Только тогда, когда мы дадим Богу в нашей жизни принадлежащее Ему место, все остальное у нас займет свое место. И Дух Святой, соединенный с нашим духом, даст нам наследовать волю Самого Бога о нас и о мире. «Отче! Не Моя воля, но Твоя да будет», – молится об этой тайне, совершая наше спасение Христос ( Лк.22:42 ). «Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день» – так иудеи в пустыне просили манну. Столько, сколько требуется на сегодняшний день, – чтобы мы жили постоянным упованием не на наше богатство, а на Бога. Мы не заботимся о неизвестном будущем, но живем, в этом смысле, одним днем. Хлеб земной – не более, чем его необходимо для поддержания наших телесных сил, и хлеб небесный – не менее, чем его необходимо для нашего соединения с Богом. «И прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему». Тайна прощения велика. Мы должны прощать, как и Христос простил нас. Его молитва на Кресте: «Отче, прости им, не знают, что творят», обнимает всех. И если мы действительно хотим быть сынами Отца Небесного в Единородном Его Сыне, мы должны научиться вместе с Ним произносить эту молитву. Наконец, все завершающее прошение – о том, чтобы нам устоять до прихода Царствия Божия: не пасть побежденными великим искушением – отступничества, отчаяния, забвения Христа. Бог не искушает Своих детей, вводя их во зло. «В искушении никто не говори: Бог меня искушает, потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» ( Иак.1:13 ). Искушение существует от начала мира, от древа книги Бытия. Никто не избегнет его, потому и Христос проходит через искушение, это общий жребий всех людей. Но да не оставит нас Бог с одними нашими силами, чтобы не подчиниться нам врагу нашего спасения! Мы не можем избежать искушений, но мы можем встретиться в них с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Действительно, пока мир не придет в волю Божию и не примет Апостолов, как Ангелов Божиих, до тех пор средства защиты и бережения себя Апостолов должны заключаться в обыкновенной человеческой осмотрительности и осторожности, в опасливом и целомудренном благоразумии, но особенно, по чрезвычайным обстоятельствам времени, как говорит Спаситель, в надежде на невидимую помощь Божию и на Его охранение. «...Поведут вас к правителям и царям за Меня, – говорит Иисус Христос, – для свидетельства пред ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» ( Мф.10:18–20 ). «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» ( Мф.10:29–30 ). Деятельное добро и спасение мира через проповедь слова Божия ( Ин.15:3 ), к служению которым Апостолы призываются Иисусом Христом, должны быть оправданием самого призвания их к апостольству: в притче о талантах и о минах Иисус Христос развил ту мысль, что деятельное добро, верность в призвании своему служению, в наращении, так сказать, духовного капитала, в силу полученных от Бога даров, и есть именно оправдательный документ всякой доброй воли в мире. Напротив, одно только сохранение в целости «таланта или мины», вверенных призванным рабам, есть уже преступление, есть лукавство воли: «Лукавый раб и ленивый! – говорит господин в притче о рабе, скрывшем свой талант. – ...Надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью» ( Мф.25:26–27 ). Поэтому призвание Апостолов, чтобы они шли в мир и напали на него в добре словом истины, благовестием Царствия Божия, есть реализация и оправдание не только их апостольства, но и их частных добрых волей в мире: «...Идите, научите все народы, – говорит Иисус Христос, – ...уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф.28:19–20 ); «Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях» ( Мф.10:27 ). Истина не боится света. «Не двенадцать ли часов во дне? – поясняет сию истину Иисус Христос. – Кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним» ( Ин.11:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Для царства Иудина наступила «болезнь рождающей, которая не имеет сил родить»: если рождающая не имеет сил родить, то и ей самой, и её ребенку угрожает неминуемая смерть. В подобном состоянии находилось и царство Иудейское: с одной стороны, царь Езекия еще прежде заплатил Сеннахириму громадное количество денег и теперь уже не мог отклонить войны деньгами, а потому неизбежно должен был вступить в битву; с другой стороны, он не мог сражаться, ибо не имел достаточного количества сил. Посему Иудее угрожала неизбежная гибель. Спасение возможно было только от Бога; к Нему и обращаются за помощью царь и представители народа, при молитвенном посредстве великого Пророка. 4–5. Может быть, услышит Господь Бог твой слова Рабсака, которого послал царь Ассирийский, господин его, хулить Бога живаго и поносить словами, какие слышал Господь, Бог твой; вознеси же молитву об оставшихся, которые находятся еще в живых. И пришли слуги царя Езекии к Исаии. (Да услышит Господь Бог твой словеса Рапсакова, яже посла царь Ассирийский, господин его, укоряти Бога живого, и поносити словесы яже слыша Господь Бог твой. И да помолитися к Господеви Богу твоему о оставшихся сих. И приидоша отроцы царя Езекии ко Исаии). Свидетельствуя, что Рапсак поклонник идолов, дерзко укорял «Бога живого» и поносил Его, послы Езекии тем самым выражают свою верность истинному Богу и возбуждают ревность пророка к славе Господа и вместе с тем просят его помолиться перед Богом за «оставшихся сих» или за тот «остаток», о котором говорил пророк, что он именно спасется и, как «святое семя», пребудет основанием царства Божия. И как пророк, и как соотечественник, Исаия должен был с искренним сочувствием отнестись к просьбе царя – помазанника Божия и оградить его своей молитвой от нечестивого и гордого Сеннахирима, которому он уже и прежде предрек погибель. 6–7. И сказал им Исаия: так скажите господину вашему: так говорит Господь: не бойся слов, которые слышал ты, которыми поносили Меня слуги царя Ассирийского. Вот, Я пошлю в него дух, и он услышит весть, и возвратится в землю свою, и Я поражу его мечом в земле его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

е. путем благотворительности. Для них был живым вопрос, какую часть имения нужно тратить на благотворения. Приточный фарисей «давал десятую часть из всего, что приобретал». Это была очень широкая благотворительность. Но это не то, что требуется евангелием. В отличие от язычества и иудейства, евангелие учит, что богач может войти в царство Божие лишь становясь нищим, – богатство служит евангелию, лишь исчезая, растаивая. Поэтому для сынов света характеристична неверность богатству. «Приобретайте себе друзей неверностью мамоне, чтобы они приняли вас в вечные обители» (ст. 9): друзья, принимающие сынов света, это еще образный язык, – друзья, принимающие их в вечные обители, это то же, что блага царства Божия. «Достигайте благ царства Божия неверностью богатству». Что в притче разумеется неверность богатству, ведущая к его оскудению, это находит себе следующее текстуальное подтверждение. Стих 9 читается так: приобретайте себе друзей (неверностью богатству), чтобы они, когда обнищаете, слав. оскудеете ( κλ πητεtex. rec.), приняли вас в вечные обители». Перевод «обнищаете» неверно передает значение греческого глагола, почему у комментаторов заменяется: когда умрете (прекратитесь, перестанете). Но этого мало, – и чтение здесь неверное. Нужно читать ταν κλιπ егда оскудеет, когда прекратится, т. е. богатство. «Приобретайте себе друзей неверностью богатству, чтобы они, когда оскудеет, приняли вас в вечные обители». Но такая неверность богатству (в своем роде, евангельская) есть высшая верность Богу, как это разъясняется в стихах 10 – 12. Обычное объяснение этих стихов вполне удовлетворительно. Нужно только обратить внимание, во-первых, на переход от ст. 9 к 10. Здесь мы встречаем свойственную евангелию смелость мысли, свободу переходов, следующих логике идей, а не логике слов. Напр. Симону фарисею Христос разъясняет, что более «возлюбит» тот, кому более прощается. Отсюда буквально (по логике учебников) нужно было бы сделать такое приложение к жене грешнице: «прощаются грехи ее многие для того, чтобы она возлюбила много»; но Христос делает такой (неожиданный для азбучной логики) вывод: «прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит» ( Лyk. VII, 40 – 47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению). Никак. Ибо иначе как Богу судить мир? Здесь представляет одно возражение. Иные могли сказать: если из того, что Бог облагодетельствовал нас, а мы явились неблагодарными к Нему, Он оказывается еще более верным; то за что же гневается Он, то есть наказывает нас, если мы стали причиной Его оправдания и победы? Таково возражение. Апостол решает оное весьма мудро и в обличение иудеев. Из того, что Бог наказывает тебя, не следует, что ты причина победы Божией; ибо несправедливо победителю наказывать того, кто был причиной победы. Но Бог не несправедлив: иначе, как Богу судить мир, если Он несправедлив? Посему, когда Бог наказывает тебя, а Он не несправедлив, следует, что ты не стал для Него причиной победы тем, что грешил: ибо Бог и иначе мог победить, если бы ты не оказался злым. Слова говорю по человеческому рассуждению имеют такой смысл. Так, говорит, отвечаю в оправдание Бога по человеческому разуму, то есть как только может отвечать человек здравомыслящий: ибо действия Божий имеют некоторые непостижимые для нас основания, превосходят человеческий разум и не нуждаются в защите нашей. Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника? и не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых. Снова повторяет прежде сказанное, чтобы уяснить то. Если чрез преступление мое явился Бог праведным и верным; то за что же, наконец, осуждать меня, оказавшего пользу славе Божией? В таком случае я заслуживаю не осуждения, но награды. А если это справедливо, то справедливо будет и то, что говорят о нас язычники. Язычники, слыша слова Павла: когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим.5:20), подвергали их осмеянию и утверждали, будто христиане говорят: будем делать зло, чтобы вышло добро, будем грешить больше, чтобы умножилась благодать. Эти слова язычников, сказанные ими в поругание и насмешку над нами, имеют место и в настоящем случае, если допустить, что Бог являет Свою благость благодаря нашей порочности и неблагодарности. Но в самом деле не так. Речь язычников есть речь говорящих всегда ложь. Праведен суд на таковых, то есть они наказаны будут по справедливости. Итак, тем, что грешу, я не становлюсь причиной оправдания Божия, потому что осуждаюсь, как грешник; ибо если бы я грешил во славу Божию, то не осуждался бы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего. ( Мф.18:15 ) Благодарность В Ветхом Завете благодарность была центром жизни народа Божия. Храмовое богослужение состояло тогда из жертвоприношений благодарения и хвалы, и непрерывного пения псалмов в благодарность Богу: Пойте хвалу Господу, все преподобные Его, и благодарите имя святое Его. Да предстанем пред Ним с благодарением. Да войдём в Его врата с благодарением и в Его дворы с хвалой. Благодарите Его, благословляйте святое имя Его! Добро есть благодарить Господа, петь хвалу Твоему имени, Всевышний; провозглашать Твою милость утром и Твою верность – ночью. Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. В Новом Завете благодарность – эта самая суть жизни Церкви, а центр литургического богослужения – тот момент, когда верующие «гор е имеют сердца» и «благодарят Господа». Все апостольские писания и жития святых изобилуют благодарениями Богу: Сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение… благодаря всегда за все Бога Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа. ( Еф.5:4, 20 ) Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. ( 1Сол.5:16–18 ) Радуйтесь всегда в Господе; и ещё говорю: радуйтесь… Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом; и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. ( Флп.4:4–7 ) Духовный человек должен быть исполнен благодарности во всех обстоятельствах, по твёрдому убеждению в милостивом промысле Божием, в Его заботе, и по непоколебимой вере, что «любящим Бога… Он во всём содействует к благу» ( Рим.8:28 ). Духовные учителя, особенно св. Иоанн Златоуст (IV b.), всячески подчёркивают эту мысль. Бога надо благодарить не только за то, что мы считаем добрым, но и за всё, что даже кажется плохим, ибо мы знаем, что внимательная забота Бога о каждом из нас никогда не прекращается, и что даже зло в этом мире (к сожалению, неизбежное), правильно понятое и побеждённое Божьей благодатью, может быть Им превращено в средство нашего духовного роста и спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

И Господь говорит, что не все могут воспринять эту проповедь Церкви: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями». Среди рода лукавого и прелюбодейного есть такие, кто столь долго ходил на совет нечестивых, что теперь уже восседают на седалище губителей. Они исполнены ненависти ко Христу, и снова готовы, как это было уже неоднократно в истории, растерзать тех, кто Христовы. Однако мы должны проявлять осмотрительность в обличении всех не принимающих истину, как свиней и псов. Многие навсегда отвернулись от Церкви по этой причине, в то время как если бы была проявлена рассудительность, они могли бы быть спасены. Господь заботится о безопасности народа Божия и обещает сохранить Свою Церковь среди всех испытаний. Только бы мы хранили верность Господу и были в непрестанном единении с Ним в нашей молитве. Три Его призыва: «просите, ищите, стучите», звучат как один: «молитесь, молитесь и снова молитесь». Просите, как нищий просит милостыни, и вам дано будет узнать благодать. Просите, как заблудившийся путник просит показать дорогу, и вы увидите, что Христос — это путь. Ищите, как ищут самое драгоценное сокровище, которое потеряли. Стучите — в двери дома Божия: «Господи, Господи, отвези нам!» Потому что Сам Господь стоит у дверей нашего дома и стучит. Мы должны не только просить, но и искать. Не только искать, но стучать — непрестанно, неотступно, взывая, умоляя, сражаясь как Иаков с Богом. Человеку, когда ему без конца надоедают с просьбами, свойственно раздражаться, а Бог — чем с большими нуждами и просьбами мы обращаемся к Нему, тем большей любовью Он исполняется к нам. Неделя 2-я по Пятидесятнице Всех святых, в земле Российской просиявших Мф, 9 зач., 4, 18—23 Проходя же близ моря Галилейского, Иисус увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

http://moral.ru/седмица-2-я-по-пятидесят...

«И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею...» ( Быт. 1, 28 ). Брачный союз, при заключении которого, по творческому предначертанию, два образуют одну плоть, есть тайна. При честном отношении к браку мужа и жены духовно-нравственная близость их друг к другу становится столь высокой, что св. апостол Павел указывает на нее как на некоторое подобие союза Христа с Его Церковью: «Оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Еф. 5, 31–32 ). Брак же как таинство, есть установленное, по воле Божией, в Церкви священнодействие, в котором чрез священнослужителя подается брачующимся благодать, содействующая им в достижении всех целей брака и освящающая их брачный союз. Что таинство брака действительно было установлено еще при святых апостолах видно из слов св. апостола Павла: «Жена связана законом, доколе жив муж её; если же муж её умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» ( 1Кор. 7, 39 ). Св. Игнатий Богоносец , имея в виду эти слова Апостола, говорит совсем ясно: «Надлежит желающим жениться и выходящим замуж творить брак с ведома епископа, чтобы брак был о Господе». Вопрос : В чем состоит совершительная часть «последования венчания»? Ответ : После молитвенного обращения к Богу о сочетании брачующихся и венчании их в плоть едину, совершитель таинства (обычно священник, редко епископ) возлагает на них венцы с произнесением слов: «венчается раб Божий (или раба Божия) рабе Божией (или рабу Божию) во имя Отца и Сына и Святаго Духа» и вслед за этим благословляет их трижды, трижды же возглашая краткую молитву: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я» . Вопрос : Какова невидимая сторона в таинстве брака? Ответ : Подаваемая в этом таинстве благодать Божия одухотворяет и возвышает брачный союз двух лиц, дабы он мог соделаться действительно достойным отображением духовного и святого союза Христа с Церковью. Разумеется, при этом сами супруги должны в течение всей своей жизни хранить себя в верности друг другу, в нравственной чистоте и целомудрии. «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» ( Евр. 13, 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

И Господь говорит, что не все могут воспринять эту проповедь Церкви: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями». Среди рода лукавого и прелюбодейного есть такие, кто столь долго ходил на совет нечестивых, что теперь уже восседают на седалище губителей. Они исполнены ненависти ко Христу, и снова готовы, как это было уже неоднократно в истории, растерзать тех, кто Христовы. Однако мы должны проявлять осмотрительность в обличении всех не принимающих истину, как свиней и псов. Многие навсегда отвернулись от Церкви по этой причине, в то время как если бы была проявлена рассудительность, они могли бы быть спасены. Господь заботится о безопасности народа Божия и обещает сохранить Свою Церковь среди всех испытаний. Только бы мы хранили верность Господу и были в непрестанном единении с Ним в нашей молитве. Три Его призыва: «просите, ищите, стучите», звучат как один: «молитесь, молитесь и снова молитесь». Просите, как нищий просит милостыни, и вам дано будет узнать благодать. Просите, как заблудившийся путник просит показать дорогу, и вы увидите, что Христос – это путь. Ищите, как ищут самое драгоценное сокровище, которое потеряли. Стучите – в двери дома Божия: «Господи, Господи, отвези нам!» Потому что Сам Господь стоит у дверей нашего дома и стучит. Мы должны не только просить, но и искать. Не только искать, но стучать – непрестанно, неотступно, взывая, умоляя, сражаясь как Иаков с Богом. Человеку, когда ему без конца надоедают с просьбами, свойственно раздражаться, а Бог – чем с большими нуждами и просьбами мы обращаемся к Нему, тем большей любовью Он исполняется к нам. Неделя 2-я по Пятидесятнице. Всех святых, в земле Российской просиявших Мф, 9 зач., 4, 18–23 Проходя же близ моря Галилейского, Иисус увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И мы видим, как постепенно первосвященническая молитва Господа простирается до пределов земли. Вначале Он молится о предстоящих Ему Крестных страданиях, затем о учениках, о том, чтобы сила Божия хранила их. И далее Его взор проникает в далекое будущее, обнимая все времена и все народы, всех верующих во имя Его. Будем помнить всегда, что в этот час Господь молится и о нас. Он знает, что мы не лучше первых избранных Его учеников, и в час испытания можем предать Его, если будем надеяться на свои собственные силы. Но Он никогда не оставит нас и будет вести через все испытания, пока мы не узнаем, что значит подлинное покаяние, и облечемся силою свыше. Накануне Своих Крестных страданий Христос молится о единстве Церкви. «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они будут в Нас едино». Вся история Церкви свидетельствует, что невозможно создать такое единство никакой внешней властью, никаким внешним объединением. Есть разделение Церквей, вследствие отступления некоторых исповеданий от полноты истины и есть разделение внутри одной Церкви, несмотря на хранение ею чистоты веры. Христос говорит о единстве личного общения между Богом и человеком и людей друг с другом в любви и истине. Оно не может быть достигнуто никакой человеческой силой, а только силой Духа любви и истины. И это значит, что те, для кого разрыв по-настоящему болит, могут преодолевать его только тогда, когда видят цель своей жизни в стяжании Духа Святого, по слову преподобного Серафима. Все, что подлинно едино с Христом Богом и Отцом Небесным, все, кто едины, соединятся в Боге друг с другом. Это единство необходимо для спасения всех людей. «Да уверует мир, – говорит Христос, – что Отец послал Меня». Бог хочет спасения всех, и познавшие эту тайну святые призывают нас ничего не пожалеть ради явления в мир силы Креста Христова. «Отдай кровь и приими Дух», «спасись сам, и тысячи вокруг тебя спасутся». И далее Христос говорит, что Он дал Своим ученикам славу, которую дал Ему Отец. Господи, неужели так велика слава христианина? Но эта слава означает прежде всего Крест. «Ныне прославился Сын Человеческий и Бог прославился в Нем», – говорит Господь, вступая в Свои Крестные страдания. И нет большей чести и славы для христианина, чем пострадать за Христа. Быть христианином значит быть крестоносцем – то есть тем, кому дана Божия слава. Чем большую верность храним мы Христу, тем больше слава.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010