Казалось бы, наоборот, Христос воскрес, и мы должны быть полны духовных сил, настоящей молитвы, должны же мы иметь какой-то результат! А его и нет. Из-за отсутствия верности Богу. Если бы у нас хоть в малой степени была верность мироносиц, желание идти до конца, не оглядываясь назад, не жалея себя, не подсчитывая, сколько мы молились, постились и сколько нам теперь за это полагается отдохнуть и немножечко расслабиться, тогда мы не только сохранили бы в себе пасхальную радость и молитвенную напряженность, но и могли бы по-настоящему возвещать воскресение Христово, подобно женам-мироносицам и апостолам. В сегодняшнем апостольском чтении сказано, что апостолы оставили все дела для проповеди слова Божия и слово Божие росло ( Деян. 6:7 ). Слово Божие — это Церковь. Она в те времена так удивительно называлась — слово Божие, потому что Церковь была словом, возвещавшим миру о воскресении Христовом, и оно росло и множилось. Это слово тогда торжествует, когда христиане представляют собой людей верных, когда Христу верна вся их жизнь, когда в этой верности человек о себе забывает, а думает только о том, где его Спаситель, и желает с Ним быть до конца. Очень часто наша вера натыкается на камни у дверей гроба. Очень часто мы на нашем пути ко Христу оказываемся на месте апостолов убежавших, испугавшихся, спрятавшихся. Часто мы не идем туда, где камни стоят на пути нашей веры, а останавливаемся, стоим на месте, потому что по человеческому рассуждению идти-то, в общем, некуда. Кажется, что все двери закрыты, что кругом камни и бессмысленно двигаться дальше. В нашей вере слишком много этих камней, которые нас ввергают в страшное уныние, бессилие и беспомощность. Мы от этого можем даже веру потерять. А Евангелие сегодняшнего дня нам помогает — показывает, что бывает с людьми, которые не боятся идти дальше, не боятся никаких камней, которым так дорог Христос, что их ничто не остановит. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.

http://azbyka.ru/fiction/uderzhat-pashu-...

Как Ветхий, так и Новый Завет равно исходят через Сына от одного и того же Бога. (3) Поэтому апостол в Послании к римлянам так говорит: «В нем открывается правда Божия от веры в веру.»   Апостол учит нас о едином процессе спасения от пророков до Евангелия, в котором он завершается при посредстве единого Господа. (4) «Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими на тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергли и потерпели кораблекрушение в вере»   , потому что совесть, дарованную от Бога, они осквернили неверием. ( 30 , 1) Итак, неразумно считать, будто вера есть нечто обыкновенное, легкодоступное, вульгарное и, кроме всего прочего, нечто случайное. Если бы она была человеческим измышлением, как считают эллины, то давно бы уже иссякла. На самом же деле она с каждым днем распространяется все дальше и шире, и нет места, где бы ее не было. (2) Следовательно, я имею все основания утверждать, что она, будучи ли основанной на естественной любви или, как говорят клеветники, на страхе, есть нечто божественное, ибо никакие земные пристрастия не могут ее пересилить и никакой сиюминутный страх не в силах ее разрушить. (3) Любовь порождает верность в силу склонности дружественного к доверию, в то время как верность, благодаря приносимым ею благам, составляет основу любви. А поскольку страх является учителем закона на базе веры, следовательно сам этот страх также базируется на вере. (4) Наличное бытие проявляется в действиях, страх же имеет дело с тем, что предстоит и несет угрозу, никак не проявляя себя в настоящем. Значит, страх сам является результатом веры, порожден и действует в силу веры, а не наоборот. Именно вера создает условия для того, чтобы мы имели все основания бояться. ( 31 , 1) Благодаря дивной перемене, которую Бог производит через веру, обращая неверующего в верного, вера пронизывает его одновременно и надеждой и страхом. (2) Итак, вера представляется нам первым шагом к спасению.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Как создать православную семью Скачать epub pdf Предисловие Брак есть таинство, в котором, при свободном пред священником и церковию обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз во образе духовного союза Христа с церковию и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей». Брак установлен Самим Богом в раю. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника подобного ему. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. Как возникла первая семья «Брак есть таинство, в котором, при свободном пред священником и церковию обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз во образе духовного союза Христа с церковию и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей». Брак установлен Самим Богом в раю. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника подобного ему ( Быт. 2, 18 ). И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (ст. 22). «Закон брака» заключается в следующих словах: сего ради оставит человек отца своего и свою мать и прилепится к жене своей; и будут два плоть одна ( Быт. 2, 24 ). «Важен супружеский союз: ему вверено Богом продолжение бытия рода человеческого». Муж и жена «приемлют от Творца благословение умножения рода своего, по Его намерениям, в чистоте побуждений и радости чадолюбия» ( Быт. 1, 28 ). «Зачатие и рождение совершаются не без Промысла Божия; то и другое есть Божие дело, Божий дар». Для супругов «благословением и счастием признается видеть своих детей». Обязанности супругов От супругов требуется, чтобы они хранили «брак честен и непорочен», жили целомудренно. «Девство и брак не для всех, но целомудрие для всех. Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке ( Тит. 2, 11–12 ). Что значит целомудренно? Или в чистоте девства, или в честности брака, в том и другом случае с отвержением мирских похотей, и, в особенности, плотских похотей, яже воюют на душу» ( 1Пет. 2, 11 ). Следовательно, супруги «должны убегать плотской нечистой любви». «Под именем целомудрия Спаситель учит более, нежели одной телесной чистоте: что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф. 5, 28 ). Равным образом и словами заповеди – не пожелай жены искреннего твоего – «запрещаются мысли и желания сладострастные или внутреннее прелюбодеяние», не  упоминая уже о той «мерзости, о которой Апостол Павел советует и не говорить христианам ( Еф. 5, 3 ), – прелюбодействе, когда находящиеся в супружестве беззаконно обращают супружескую любовь к посторонним».  «Когда запрещается грех любодейства, то чрез сие предписывается супружеская любовь и верность».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Наш главный аргумент о несовместимости православного христианства с экстремизмом основывается на учении Церкви о богоустановленности государственной власти . Для христианства изначально государство в лице Римской империи признавалось как гарант международного мира и служило залогом высшей земной законности и справедливости. Не случайно Спаситель на вопрос фарисеев позволительно ли давать подать Кесарю (т.е., в представлении иудеев, языческой и захватнической власти), ответил: « Воздавайте кесарю кесарево, а Божие Богу... » (Мф. 22:21). По толкованию Святых Отцов, в этом выражении Господь не противопоставил власть кесаря власти Бога, а утвердил должное, основанное на почитании Бога, почитание государственной власти. Вот как в святоотеческом духе это учение Христа раскрыл святитель Филарет Московский (Дроздов): « " Воздадите Кесарева Кесареви " ... Господь, однако, сим не удовлетворился, но простер Свой ответ за предел вопроса, и непосредственно присовокупил другую заповедь: " и Божия Богови», означая сим союз обеих заповедей и неполноту первой без последней... И церковь " да воздает Кесарева Кесареви " , вознося молитвы за Царя и Государство, внушая своим чадам верность к Царю, Отечеству и законам и укрепляя сию верность клятвою во имя Божие ... » . Поэтому учение святых апостолов требует от христиан почитание государственной власти, как богоустановленной: « Всякая душа да будет покорна высшим, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены... противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение... ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое » (Рим. 13:1-2,4). Причем, первоверховные апостолы требовали от христиан чтить власти и повиноваться им по совести (Рим. 13:5) и со страхом Божиим: « Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро... Бога бойтесь, царя чтите » (1 Пет. 2:13,14,17). Отсюда вытекает и требование молиться за власти: « Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения... за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте » (1Тим. 2:1-2).

http://ruskline.ru/opp/2019/yanvar/26/po...

Однако из некоторых знаков познается, как от теплоты огонь, и от вкуса мед, и от слова разум. 3) Знамение душевной красоты есть свидетельство добрых дел, нелицемерно от сердца происходящих, как-то: чистоты, любви, смирения, терпения, кротости, истины, милосердия, молитвы – всякого добра ходатаицы, и прочих. Добрыми делами, от чистого сердца и веры нелицемерной происходящими, показывает в себе подобие свое, которым Богу сообразуется, как образ первообразному. Бог свят, полон любви, истинен, щедр, милостив, благ, кроток, долготерпелив, и прочее, и христианин, когда Ему сообразуется добродетелями, то подает свидетельство имеющегося в нем образа Божия, в котором доброта и красота душевная состоит. Между образом и первообразным имеется сходство и подобие. Истинные же христианские добродетели свидетельствуют о доброй и красивой душе не иначе, как добрые плоды о добром дереве ( Мф.7:17 ). Поскольку душа человеческая всю доброту и красоту получает от Христа, как выше сказано, Которому верою обручается, то несомненный знак того, что она ту доброту имеет и хранит, когда от Него не отлучается к мирской любви, но Ему, как невеста Жениху, верою и любовью прилепляется, следует стопам Его, подражает смирению, терпению, кротости и любви Его, и так хранит верность свою к Нему, дабы как в смирении и страдании Его не отлучалась от Него, так и в славе Его неотлучной от Него была. Ибо этого вера от души, Христу обрученной, требует. Как верность хранит мужу своему жена, когда от него ни в бесчестии, ни в изгнании не отлучается, так верной Христу душа признается, если от Него в смирении и страдании не отлучается. И как жена неверною мужу своему почитается, когда любит кого более мужа своего, или равно мужу своему, или в несчастье его отлучается от него, так та душа не хранит веры Христу, Сыну Божию, которая к миру прилепляется и не хочет со Христом в смерти, терпении и страдании быть. И Христос такую душу за неверную Себе почитает. «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» ( Мк.8:38 ). «И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» ( Мф.10:38 ). Сие-то значит обещание и присяга Христу, при крещении от христианина данная, то есть что он как имя свое Христу записал и отдал, так верою и любовью Ему всю жизнь свою будет служить и следовать, как Сам Христос от христианина сего требует: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет» ( Ин.12:26 ). Когда хранит душа это обещание, то сохраняет и веру ко Христу – Жениху своему – и с верою красоту и доброту, ей от Христа данную.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Отвечает святой тайнозритель Иоанн: «Взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, стояло пред престолом и Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И начав речь, один из старцев спросил меня: Сии облечённые в одежды белые, кто они, и откуда они пришли? И сказал мне: Это те, которые пришли от великой скорби. За это они пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будут уже палить их солнце и никакой зной. И отрёт Господь всякую слезу от очей их, и смерти уже не будет, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее всё прошло». Для них уготован «на небе новый и великий город, святой Иерусалим. Господь Бог Вседержитель – храм Его и Агнец; и город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне, ибо слава Божия осветила его и светильник его – Агнец. Ворота его не будут запираться днём, а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов» ( Откр. 7:9–16, 21:4, 10, 22–26 ). Вот где покой ваш, мученики долга, вот ваше небо, вот новый город, ваша вечная родина! В царство вечного вашего покоя пусть проникнет к вам молитва любви с вашей родины земной. И скорби, и стоны, и слёзы, – горючие слёзы ваших вдов и сирот, отцов и безутешных матерей, родных, близких и всех честных русских людей, верных долгу пред Богом и родиной, – пусть взойдут на небо. Океаном горя нашего поднимутся эти слёзы и достигнут вечного града вашего, вашей новой отчизны. Они предстанут безмолвные пред Сидящим на Престоле и будут умолять о вас Вечного Агнца, Искупителя мира, умолять Вечную Милость и Правду... Долго-долго будут они литься по скорбному лицу вашей земной страдающей родины: просочатся они и до ваших земных могил и омоют ваши страдальческие кости! Нам же, ещё оставшимся в живых, всем слугам добра и отчизны, нам в заповедь: молитва о вас и память, почитание вашего подвига не словом только, но делом, – верностью христианским началам жизни, верностью нашему долгу пред Богом и родиной, неустанной борьбой с замутившеюся общественной мыслью и совестью, готовностью постоять во имя долга до смерти и крови.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Под этим сеянием разумеются многоразличные искушения и козни, какие употребляет сатана, чтобы колебать христиан в верности Христу подобно тому, как сильная рука колеблет решето пшеницы. Как во времена ветхозаветные диавол мог действовать зловредно в отношении к людям только по попущению Божию, судя по примеру Иова, так и во времена новозаветные диавол и подчиненные ему злые духи проявляют свою пагубную для людей силу тоже по попущению Божию вообще и в частности по попущению Христа Сына Божия, – без Его попущения враг Бога и человека никакого зла нам не может сделать. – Но для чего же Господь попускает ему делать зло, своими искушениями и соблазнами наводит нас на грех ? Так Господь поступает отчасти для наказания за то, что люди совсем забывают Бога и коснеют в упорном противлении Его воле, по словам апостола: «как они не заботились иметь Бога в разуме: то предал их Бог превратному уму делать непотребства» ( Рим. 1: 28 ), – отчасти для того, чтобы утвердить людей в послушании Богу, в ревности к исполнению Его заповедей. С этою последнею целью Господь попустил диаволу искусить наших прародителей. И если бы они выдержали это испытание, если бы не послушались диавола и устояли в верности Господу Богу, то они окончательно утвердились бы в добре, отразив в самом начале искушение на это, и сделались бы подобными ангелам добрым, которые угрожаемы были теми же искушениями на зло, но победили их и потому утвердились в непоколебимой преданности воле Божией. С тою же спасительною целью Господь каждому из нас попускает подвергаться диавольским искушениям. Чрез борьбу с ними, чрез упражнение воли в этой борьбе, дается нам возможность засвидетельствовать искренность любви и преданности нашей к Богу. Если и в житейских делах борьба с трудностями служит условием успеха в преодолении их, тем паче необходима эта борьба с трудностями служения Богу для достижения успеха в сем деле. Искушения на зло идут преимущественно от диавола, и благо тому, кто побеждает их, упражняет свои силы в борьбе с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Роль их в развитии социалистического движения. В России перед революцией. Финансы, пресса. Противостояние. Русская интеллигенция и евреи в русской революции 1917-го года. Подготовка революции. Революция. Вопрос о власти. На Западе между войнами. После войны. К новой 2-й войне. При коммунистическом строе Расставание. На современном Западе. Создание государства Израиль. США и Западная Европа. Еврейские таланты. (и так далее). Вот это стоит почитать, потому что это очень высокий уровень, а не какие-то антисемитские там жёлтые «прессы», и брошюры, и обсуждения. Судьбы еврейского народа, опять о власти, заметки для России. Очень книга. Потом нашего писателя Солженицына: «Двести лет вместе», работа его. Вот я её не видел. Но во всяком случае, также стоит иметь их, чтобы на хорошем уровне что-то говорить, а не просто так. Так вот, он говорит: Великое преимущество, потому что им было вверено слово Божие. – Вот, то самое слово, в котором они не усмотрели, просмотрели Христа, оно сохранено ими. И дошло до нас. И мы им и пользуемся. Объём Библии в Ветхом Завете – это тот, который у нас общий с иудеями. Новый Завет они не принимают, наши богословские книги не читают. Талмуд даже запретил брать в руки вот такое. Поэтому все эти стрелы бьют мимо. Только учёные в какой-то мере читают что-то. А народ нет. Он подчиняется решению талмудическому: не брать в руки никакую книгу, как нечистую. Вот закон нечистоты, чистоты ритуальной, распространяется и на печать. Вот они и не берут. И тем не менее, если из них многие были неверны, «неверность их уничтожит ли верность Божию ? Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано Если же наша неправда [внимание, 3-я глава 5-й стих:] открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению). Никак, Ибо иначе как Богу судить Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника? И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Слава и благодарение Господу, сподобившему нас быть чадами православной Церкви со времени приятия в ней крещения. Без крещения спастись нельзя. Не всякий однако крещеный есть спасенный. На каждого приемлющего крещение возлагается обязательство верности Христу, которая состоит в ревности к исполнению Его заповедей. Кто не исполняет этих заповедей и, нося имя христианина, живет так, что его не отличишь от нехристей, того крещение не спасет, если не принесет искреннего покаяния, подобно тому как и в ветхом завете обрезание, служившее знаком вступления в завет с Богом, могло быть угодно Богу только под условием верности этому завету. Неверный Богу Еврей, не исполнявший Его заповеди, был тоже что язычник. Он отличался от язычников только по плоти, по наружному обрезанию, но не по внутреннему расположению, ибо по внутреннему расположению был далек от Бога. Потому апостол Павел говорит: «не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно по плоти, но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце по духу» ( Рим.2:28,29 ). Отсюда в обличение неверным и непокорным Богу Иудеем говорится в писании, что у них необрезанные сердца ( Лев. 26:41 ). Это значит, что хотя у них посредством наружного обрезания сняты покровы с края плоти, но души их остаются покрытыми грубою корою непослушания к Богу, упорного противления Ему. Отсюда увещание обрезать крайнюю плоть сердца ( Иер. 4:4 ), обрезать жестосердие ( Втор. 10:16 ), то есть употребить усилие к тому, чтобы искоренить из сердца дух противления и непокорства Богу. Принадлежа к крещеным людям, потщимся вести себя так, чтобы не заслужить обличения в неверности Христу, подобного тому, какое заслужили обрезанные по плоти, но необрезанные сердцем Иудеи. Будем вести себя достойно нашего звания, как свойственно истинным христианам. Не будем позорить нашего звания жизнию нехристианскою. Крещение не спасет нас от гнева Божия, если по жизни своей не будем отличаться от неверующих во Христа. В сем случае мы будем виновнее в грехах своих, нежели некрещеные в своих. Значение сошествия Св. Духа в деле апостольского служения

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

«сохранил слово терпения Моего» – то есть сохранил верность Христу при всех скорбях и испытаниях (ср. Лк. 21, 19). Под «годиной искушения» следует понимать наступающее и уже наступившее время гонений первых трех веков.  11 Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего. Время, отделяющее мир от пришествия Христа, для любой эпохи является небольшим, о чем многократно сказано в Писании – как в самой книге Откровения (22, 7; 12; 20), так и вообще в Новом Завете. «Еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит» (Евр. 10, 37), – читаем у апостола Павла. См. также комм. на 1, 1. «держи, что имеешь» – филадельфийцы призываются хранить то, ради чего не была затворена для них небесная дверь: верность Христу и терпение. Если же не будут хранить, то могут потерять свой венец и награду, ибо Бог – праведный Судия. 12 Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое.  13 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. «побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего» – в Первом послании апостола Петра говорится, что христиане – как живые камни, из которых складывается дом Божий. Поэтому быть в этом доме не просто камнем, а столпом может означать совершенно особое прославление в грядущем Царстве Бога. Столпами Церкви, например, назывались наиболее почитаемые из апостолов (Гал. 2, 9).  «и он уже не выйдет вон» – сказано о вечности пребывания верных со Христом (ср. Ин. 10, 28; Рим. 8, 38–39).  «имя Бога Моего и имя града Бога Моего… и имя Мое новое» – имена эти могут означать принадлежность, и тогда смысл следующий: верные принадлежат Отцу, новому Иерусалиму (являются его гражданами), и Царю Иерусалима – Христу.  Или же имя может означать ведение, и тогда можно видеть здесь указание на Лица Святой Троицы, на ведение святыми Бога в трех Лицах. Под «именем Бога Моего» следует в этом случае понимать Отца, под именем «града Бога Моего, нового Иерусалима», – Духа Святого, под «именем Моим новым» – Сына Божия. 33

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010