Отступая от преподанного учения веры, евреи совершали страшный грех вторичного распятия Христа: «Ибо невозможно – однажды просвещенных и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» ( Евр.6:4–6 ). Ап. Павел изображает восходящую лестницу совершенств и последующего падения, при котором уже невозможно покаяние. Это состояние души Спаситель называет хулой на Духа Святого, которая не прощается ни в веке сем, ни в будущей жизни ( Мф.12:31 ). Конечно, не по причине недостатка милосердия Божия, но по причине крайнего сатанинского ожесточения и упорства во зле против истины покаяние становится невозможным психологически для таких грешников (это отступление можно сравнивать с падением Денницы и прочих духовных чинов, – покаяние для них невозможно по причине их сознательного противления истине). Апостол сравнивает таких людей с землей, обильно поливаемой дождями, но произращающей терние и волчцы вместо полезного злака: она «негодна и близка к проклятию, конец которого – сожжение» ( Евр.6:7–8 ). Так и отступники, познавшие опытно духовные истины, запечатленные дарами Св. Духа, бывшие участниками таинств и поправшие в себе все святое, «отпавшие», лишаются тем самым единственного средства спасения – покаяния, т. е. ставят себя на Голгофе в лагерь хулителей и распинателей Христа. Апостол призывает евреев терпеливо трудиться для своего спасения, подобно Аврааму, который, долготерпелив, получил обетование, данное ему от Бога с клятвою ( Евр.6:9–15 ). Пример Авраама доказывает верность обетований Божиих о первосвященстве Христа. Поэтому иудеи должны с чистым сердцем принять Его искупительное и вечное священство и иметь в Нем надежду спасения, которая для души есть «как бы якорь безопасный и крепкий», брошенный в глубину моря ( Евр.6:9–20 ). 3. Первосвященник по чину Мелхиседека (Евр.7:1–8, 6) а) Первосвященство Мелхиседека ( Евр.7:1–10 )

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Потому что Он видел его сердце и видел, что не всякий человек в состоянии открыто исповедовать свою веру. Да и вера–то была самая малая, как бы самая зачаточная, потому что он пришел Его спросить: «Как жить? Как достигнуть Царства Божия?» А Господь сказал: «Кто не родится второй раз, кто не родится свыше, тот не может увидеть Царствия Божия» . Эти слова — замечательные, важные для всех нас, мы должны приложить к себе, потому что Господь и нам говорит: «Кто не родился свыше, кто хотя бы однажды не почувствовал себя чадом Божиим, не почувствовал прикосновения благодати Господней, тот еще не вошел в Царство Небесное». Родиться снова! Снова обновиться! — какое это счастье, какое обещание! А Иосиф Аримафейский, быть может, и вообще не приходил, а только жил в тайной надежде, что наступит Царство Божие и что Иисус Назарянин — благовестник этого Царства. А потом все рухнуло, все надежды улетучились, все оказалось не таким, как думалось. И вместо Царства Божия были суд, Лобное место и смерть Иисуса на кресте. Конечно, в это время уже ни Иосиф, ни Никодим, ни женщины из Галилеи, которых мы потом стали называть мироносицами, уже ни на что не надеялись; у них не осталось ни веры, ни надежды. Но у них осталась любовь. Любовь к Учителю, Который в их глазах все равно оставался прекрасным, хотя Он и умер и никакое обетование не исполнилось, хотя Он не смог Себя защитить от врагов и, казалось бы, торжествовали неправедные судьи; торжествовали лжецы, клеветники, бесчестные палачи, недостойные архиереи — вот кто торжествовал в то время. И можно было ожидать, что вот эти люди, Никодим, Иосиф, женщины, должны были сказать в душе своей: «Да, это была ошибка: мы напрасно пошли за Иисусом; Он Самобманывался и вот умер, и нету больше никакой надежды. Торжествует неправда, торжествует зло, торжествуют насилие, ложь, зависть, клевета». И по–своему они были бы правы. Но все–таки они так не подумали и не сказали. Почему? Потому что сердце им подсказывало что–то, чего они не могли понять и выразить! Зачем они пошли на могилу?! Зачем Иосиф и Никодим снимали тело Господа? У них было только одно обоснование, одна причина: человеческая верность и человеческая любовь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Пс.39:10 .  Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь. Пс.39:11 .  Правды Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим. «Благовестих правду в церкви велицей, се, устнам моим не возбраню: Господи, Ты разумел еси». «Правду Твою не скрых в сердце моем, истину Твою и спасение Твое рех, не скрых милость Твою и истину Твою от сонма многа». И блаженный Давид в Церкви великой, Божественною благодатию собранной в целой вселенной, дает обещание проповедывать правду Божию, истинность пророчества, досточудное спасение и безмерное милосердие. И само спасенное естество за свое спасение обещает учинить сие именно воздаяние, составить из себя Церковь , подвигнуть уста к песнопению, возвестить правдивый Божий суд, поведать неизреченную благопопечительность, доказать истину пророческих обетований. Выражение: «от сонма многа» Симмах перевел: «во множестве», а Акила и Феодотион: «в Церкви великой», чтобы из сего было видно, что говорится об одной и той же Церкви. Пс.39:12 .  Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно. «Ты же, Господи, не удали щедрот Твоих от Мене: милость Твоя и истина Твоя выну да заступит мя». И улучив спасение, Церковь Божия имеет снова нужду в том же о ней промышлении, по причине всякаго рода и людских и демонских востаний, о которых упоминает Пророк в следующих за сим словах. Пс.39:13 .  Ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оставило меня. «Яко одержаша мя злая, им же несть числа; постигоша мя беззакония моя, и не возмогох зрети. Умножишася паче влас главы моея, и сердце мое остави мя». Никто да не почитает сказаннаго несообразным с истолкованным выше. Ибо и три отрока, достигшие самаго верха добродетели, и украшенные победным венцем, когда молились в пещи, говорили: «согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом, отступили мы от заповедей Твоих, не соблюли оправданий Твоих» ( Дан. 3:29–30 ). Так говорили и чудный Даниил, и богомудрый Иеремия, и божественный Исаия, и премудрый Павел: «Христос Иисус, – говорит Павел, – прииде в мир грешники спасти, от них же первый есмь аз» ( 1Тим. 1:15 ); и еще: «несмь достоин нарещися Апостол» ( 1Кор. 15:9 ). Посему Божия Церковь , подвергшись треволнениям, воздвигнутым нечестивыми, не высокомудрствует, как подвизающаяся, но грехам и проступкам приписывает с нею совершающееся, и умоляет Спасителя даровать ей помощь. Сверх того не вся Церковь Божия состоит из совершенных, но есть в ней живущие безпечно и возлюбившие жизнь нерадивую и возжелавшие служить сластолюбию, – и поскольку тело Церкви едино, то как бы от одного лица произносится и то и другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Торжественно-хвалебный тон псалмов, по видимому, наиболее гармонирует с временем возвращения из плена 1492 , когда Иудеи, освободившиеся, хотя и не вполне, от рабства язычникам, в сознании себя теократическою нацией и царством Иеговы, действительно могли говорить о себе: «опять Господь царствует; Он Бог наш, и мы – народ паствы Его и овцы руки Его: вспомнил Он милость Свою к Иакову, и верность Свою к дому Израилеву; явил (нам) спасение Свое, открыл пред очами народов правду Свою 1493 . Но среди прославлений Иеговы, как великого Царя и Владыки вселенной, там и здесь довольно ясно видно, что прославляемое всемирное царство Его еще не наступило, а составляет только предмет ожиданий и надежд в более или менее отдаленном будущем, которое если в очах вдохновенного певца и является как бы совершившееся или настоящее, то не как действительное, существующее, а только идеальное, созерцаемое. Прославляя всемирное царство Иеговы, псалмопевец в тоже время дает заметить, что царство это не открылось еще, что Царь вселенной не пришел, но только придет еще судить вселенную по правде, и народы по истине Своей 1494 ; восхваляя простирающееся на все концы земли спасение Божие, в тоже время он представляет Израильтян еще только на пути к покою, пророчески увещевая их к достойному принятию даруемого спасения 1495 ; призывая все народы и весь мир к ликованию пред лицом Господа, Владыки вселенной, он незаметно дает при этом понять, что изображаемое им всемирное торжество наступит еще только в будущем: «да ликуют тогда…» 1496 . Напротив того в настоящем, не смотря на созерцаемое всеобщее совершение спасения и славное владычество Господа над всею вселенною, мы видим еще враждебное устремление языческого мира против царства Божия, угрожающее попрать и истребить наследие Божие, осквернить святыню дома Божия и на месте святого праведного престола Иеговы утвердить престол губительства и нечестия 1497 . Но если устремление языческого мира и грозило продолжению святыни дома Божия 1498 , то в тоже время видно, что дом Божий в Сионе не только существовал еще тогда со всею полнотой и торжественностью законного богослужения 1499 , но что и Господь восседал еще на херувимах и на святой горе совершалось поклонение подножию ног Его 1500 , т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Христианство рисуется у него величайшим осуществлением священных обетований и чаяний народа Божия и в своем историческом развитии утверждается на ветхозаветном основании 127 . Естественно, что здесь получают высшее освящение все преимущества богоизбранности чад Авраамовых. Для них бесспорно было божественное «усыновление» ( Рим. 9:4 ) по особой близости к Богу ( Исх. 4:22 ; Исх. 19:5 . Втор. 14:1–2 ; Втор. 32:6 ; Ос. 11:1 и др.), – и Всевышний «воспринял Израиля, отрока своего» ( Лк. 1:54 ), «посетил народ свой» (ср. Лк. 2:32 ) и «сотворил ему избавление» ( Лк. 1:68 ). Евреям принадлежали «слава» ( Рим. 9:4 ) соприсутствия Божия, – и в принесенном Богомладенце Симеон узрел спасение и славу народа своего перед лицем всех людей ( Лк. 2:31–32 ) согласно предречению пророка Аггея ( Агг. 2:9 ) о большем величии храма второго сравнительно с первым. Потомки Авраамовы были в «завете» с Иеговою, получили божественное «законоположение», обладали наилучшим средством для выражения своего благоговения в установленном «богослужении», были наделены всеми дарами высоких обетований ( Рим. 9:4 ), – и все это сбылось с пришествием «Святого Божия». Теперь Бог , «как говорил отцам, воспомянул милость к Аврааму и семени его до века» ( Лк. 1:54–55 ), «воздвиг рог спасения в дому Давида, отрока своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков своих» ( Лк. 1:69–72 ), когда в городе Давидовом родился Спаситель, Господь Христос ( Лк. 2:11 ), – утеха Израилева для всех, ожидавших избавления ( Лк. 2:25 , Лк. 2:38 ). Вместе с обещанием нашла тут свое осуществление и клятва, которою клялся Бог Аврааму ( Лк. 1:73 ). Равно не осталась без награды верность закону и богоучрежденному культу; – радостное благовестие прежде всего сообщается «священнику» Захарии, «служившему в порядке чреды своей» ( Лк. 1:8 ) и «ходившему по заповедям и уставам Господним беспорочно» ( Лк. 1:6 ), потом Симеону, «мужу праведному и благочестивому» ( Лк. 2:25 ), и Анне, которая не отходила от храма и благоугождала Богу постом и молитвою ( Лк. 2:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Цитируя свидетельства св. Писания, мы думаем о народе нашем: нынешние правители исключают мысль об участии Создателя в жизни мира, мы же, вооруженные оком веры, со всею силою нашего убеждения говорим: последнее слово принадлежит Богу! Господь наш Иисус Христос, подтверждая действие в мире Промысла Божия, открыл нам, людям, что Бог – Отец наш; что Божие Провидение, проводя человека и весь народ наш чрез испытания, требуя от нас постоянной Ему верности, зовет нас, зовет каждого человека к сотрудничеству с Собой. Это и приведет к падению зла, в мире воцаряющегося. Промысел Божий в мире проявляется, дорогие, в ходе всей истории. Он утверждает человека в надежде и требует, чтобы человек был соработником Богу в мире сем. Аминь. Неделя 3-я по Пятидесятнице «Мы соработники у Бога», – говорит ап. Павел. Откуда эта мысль у ап. Павла? Она исходит не только из учения Господа нашего Иисуса Христа о человеке, но имеет источником и Ветхий Завет . В Ветхом Завете говорится, что, закончив творение и упорядочение космоса («и закончены были небо и земля и устройство их»), Бог «почил в седьмой день от дел Своих. И благословил Бог день седьмой и освятил его, потому что в этот день почил от дел, которые начал творить». Это место свящ. Книги указывает на то, что Бог определил миру и его дальнейшему развитию седьмой творческий день. Слово «почил» не означает – перестал действовать или промышлять о мире. Такое понимание этого слова исключается следующими словами: «благословил» и «освятил». Слово «почил» означает, что отныне в развитии мира примет участие не только одна воля Божия, но и воля Им созданного разумного существа – человека. Итак, в словах ап. Павла и Ветхого Завета содержится указание на назначение человека, на его роль в этом мире. А слова Христовы в нынешнем Евангельском чтении указывают, чего должен избегать человек, какими должны быть его ум и сердце, чтобы он был в силах выполнять свое в жизни назначение. «Говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела – во что одеваться». Не предавайтесь всей душей вашей материальным заботам, ибо вредно не только пристрастие, но даже чрезмерная суетная заботливость о самых нужных вещах. «И об одежде, что заботитесь?» – говорит Господь. И действительно, разве не носит явный характер греховности и, более того, характер рабства забота женщин о своей одежде? «Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его», – говорит Господь: прежде сего, будьте верны Богу и закону, воле Его и ищите пред Ним оправдания вашей жизни, тогда вселится в вас мир Божий, радость духовная, будет светло на душе и спокойна будет совесть ваша.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Эта заповедь запрещает любого рода насилие и издевательства над ближними, принуждение их к изнурительному труду, лишение пропитания и отказ в своевременной помощи кому-либо — разрушающие человеческую жизнь и приводящие к преждевременной смерти. Кроме того, такие пагубные грехи, как обжорство, пьянство, курение, употребление наркотиков также осуждаются этой заповедью. Преступлением против заповеди «не убий» является также причинение вреда духовной жизни человека: соблазн ближнего и подстрекательство на грех. Горе миру от соблазнов… но горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф. 18:7). Слово Божие приравнивает к убийству и ненависть: Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца (1 Ин. 3:15). Смертельно ранить и духовно раздавить человека можно и с помощью слова (злословием и клеветой): Язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда (Иак. 3:8). Седьмая заповедь Закона Божия Не прелюбы сотвори. Седьмой заповедью Господь запрещает прелюбодеяние — нарушение мужем или женой супружеской верности, всякую незаконную плотскую любовь, а лицам, не состоящим в браке, — нарушение целомудрия в делах, словах и мыслях. Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5:28). Нечистые чувства и желания в сердце человека порождают пьянство, сквернословие, соблазнительные картины, зрелища и танцы, чтение безнравственных книг, что запрещает данная заповедь. Восьмая заповедь Закона Божия Не укради. Восьмой заповедью Господь запрещает кражу — незаконное присвоение чужого имущества каким бы то ни было образом. Грехами против этой заповеди являются воровство, грабительство (присвоение чужой вещи с помощью силы), святотатство (присвоение церковного имущества), взяточничество, нажива на чужом горе, обман и мошенничество. Девятая заповедь Закона Божия Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна. Девятая заповедь запрещает всякую ложь: лжесвидетельство и наговоры на ближнего, осуждение и злословие его лично и за глаза, клевету на него, сплетни и пересуды, лукавство и лицемерие. Не судите, да не судимы будете, — говорит Господь (Мф. 7:1). Кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей (1 Пет. 3:10).

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

10. Духовное состояние русского народа (падение и страдание). 11. Понятие лояльности и аполитичности. 12. Устранение возражений о неканоничности и др. 13. Важность заявления о верности Евангелию. 14. Промысл Божий непостижимый... 15. Однако необходимо перестрадать это учение, противоположное Евангельскому, чтобы избавиться от соблазнов (а это не скоро). 16. Идет борьба между Искуплением Сына Божия и попыткой самим устроиться блаженно... 17. Ложность учения может быть о самоискуплении, как одно из звеньев общественного воззвания. 18. Закон и благодать; право и любовь; эгоизм и жертва, гордость и смирение; человек и Бог; Христос и антихрист. Дело нелегкое. Помоги, Господи! Хорошо бы прочитать теперь апологии мужей апостольских. Впрочем, в житиях, но только мало, можно найти материал из их сочинении. Однако, как своевременно Господь послал мне Жития Святых! Слава Богу! 15/28 сентября ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ ЛИТУРГИЯ Вчера я большой грех совершил: брата своего резко обличил, говорил о его грехах ему в лицо... Как бы бил его! И даже иногда громко кричал на него, призывая (Боже, прости меня!) беды на него. И Благодать Божия отошла от меня, пусто стало на сердце... В гаком же настроении служил сегодня утреню и начало Литургии... Но уже на проскомидии стал с любовью поминать ею.. Впрочем, вражды у меня не было уже вчера, а ныне утром даже теплота зажглась. Может быть, и хорошо, что ему было больно. Теперь он поехал к Е. М. и с большим чувством воспримет все... Но не о нем лишь упоминать мне должно, а больше о себе думать. ...Начали читать Апостол, и точно ответ пришел прямо на случившееся: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя. Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом, ибо каждый понесет свое бремя. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче -своим по вере (Гал. 6, 2-10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1042...

12; ср.: Лк 6. 23). Ап. Иаков пишет о «различных» И., в к-рые впадают верующие, не ограничивая эти испытания только страданиями. Испытания укрепляют веру, учат терпению, к-рое ведет душу к совершенству (Иак 1. 2-4). В Послании к Евреям цитируются слова псалма «не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне» (Пс 94. 8) и говорится о том, что все посылаемые испытания нужно переносить без ропота (Евр 3. 7-19); в И. нужно уповать на Бога, по примеру Авраама, который, принося в жертву сына, верил, что Бог «силен и из мертвых воскресить» (Евр 11. 19). Если Сам основоположник веры, Христос, вместо радости терпел страдания и был во всем искушен (Евр 4. 15), то Он «может и искушаемым помочь» (Евр 2. 18). Христиане, следуя по стопам Господа, принимают участие в Его страданиях и как следствие - в святости Его (Евр 12. 10). В Евр 12. 5-11 речь идет о воспитательном значении И. Эту же роль И. отмечает ап. Петр, приводя классический образ очищения огнем золота (1 Петр 1. 7). В Первом послании Петра И. христиан рассматривается как часть Божественного промысла о Церкви и приобретает эсхатологический смысл: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь... Ибо время начаться суду с дома Божия» (1 Петр 4. 12-17). Орудием этого вселенского испытания является диавол, который «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр 5. 8). Христиане должны противостоять И. диавола с помощью «всеоружия Божия», т. е. веры, молитвы, праведной жизни (Еф 6. 11-17), и в особенности трезвения и бдительности (1 Фес 5. 6; 2 Тим 4. 5; 1 Петр 1. 13; 4. 7), потому что никто не знает «ни дня, ни часа», в к-рый придет Судия (Мф 25. 13), но очевидно, что конец близок (1 Петр 4. 7). Чем ближе Второе пришествие Христа, тем активнее силы зла. Сохранение верности Богу в последнем испытании, к-рое постигнет землю в конце времен,- центральная тема Откровения Иоанна Богослова: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас...

http://pravenc.ru/text/674970.html

17). «Господь» в Посланиях ап. Павла - это воскресший и вознесшийся Иисус Христос, ибо, физически отсутствуя, Он открывается верующим Духом Святым лишь в таинствах: в Крещении, в св. Евхаристии. И в таинствах Иисус Христос воспринимается как Дух, в Духе, Которого Он посылает верующим, но Духом Он также присутствует среди них и в них. Иисус Христос - Искупитель в вечную жизнь воскресения: «Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2 Кор 5. 15). Через Христа Бог совершает дело нового творения: «Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор 5. 17). Со времени грехопадения Адама люди оказались во власти греха и, следов., враждебны Богу. Через Иисуса Христа Бог примирил с Собою мир, и эту весть о примирении и призыв к примирению несет миру ап. Павел: «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2 Кор 5. 19-20). Наконец, через искупительную и очистительную смерть Иисуса Христа реализуется правда Божия, т. е. верность Бога Своим спасительным обетованиям,- не по заслугам грешных людей, а именно через спасительное деяние Бога в Иисусе Христе. Эта мысль ярко выражена в следующих словах апостола: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор 5. 21). Более точно мысль апостола передается в церковнослав. переводе: «Не ведевшего бо греха по насъ грехъ сотвори, да мы будемъ правда Божия о Немъ». Евангелие, проповедуемое апостолом, возвещает эту правду - осуществление во Христе обетований Божиих: «Все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь»,- в славу Божию, через нас» (2 Кор 1. 20). Хризмон, апостолы Петр и Павел. Роспись сосуда. VI в. (музей Метрополитен, Нью-Йорк) Хризмон, апостолы Петр и Павел. Роспись сосуда. VI в. (музей Метрополитен, Нью-Йорк) IV. Крест Христов и апостольство.

http://pravenc.ru/text/2458661.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010