» (Мф. 22: 21) (« кесарь » (или « цезарь ») -одно из титульных наименований римского императора, из которого в дальнейшем произошло наименование « царь »). По толкованию Святых Отцов, в этом выражении Господь не противопоставил власть кесаря власти Богу, а утвердил должное, основанное на почитании Бога, почитание царской власти. Вот как в святоотеческом духе это учение Христа раскрыл святитель Филарет Московский (Дроздов): «« Воздадите Кесарева Кесареви»... Господь, однако, сим не удовлетворился, но простер Свой ответ за предел вопроса , и непосредственно присовокупил другую заповедь: «и Божия Богови», означая сим союз обеих заповедей и неполноту первой без последней... Для чего Слово Божие представляет нам мысль о Царе в непосредственной близости с мыслию о Боге? Без сомнения, для того, чтобы сии мысли были дружны и неразлучны в нашем сердце и в нашей деятельности, и чтобы мысль небесная была опорою земной...И церковь «да воздает Кесарева Кесареви», вознося молитвы за Царя и Государство, внушая своим чадам верность к Царю, Отечеству и законам и укрепляя сию верность клятвою во имя Божие. И Государство «да воздает Божия Богови» вместе с своим Самодержцем, благоговея пред Вседержителем, соглашая свои законы с Его заповедями, споспешествуя Церкви охранением, подобно как и она государству споспешествует учением и молитвою... » Поэтому учение святых апостолов не знает никакой иной земной верховной власти, кроме царской, и требует от христиан ее почитание, как богоустановленной: « Всякая душа да будет покорна высшим властям (т.е. царской власти - А.Ч.) , ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены... противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение... ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое ». (Рим. 13: 1-2, 4). Причем первоверховные апостолы требовали от христиан чтить царей и повиноваться им по совести (Рим.

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/23/...

Не останавливается Блаватская перед ложью, и когда принимается за переработку Нового Завета. «Когда в уста Иисуса вкладываются слова („Матфей“ 16,18): „и врата ада не одолеют ее“, то в подлиннике там стоит „врата смерти“ 208 . Выдумывает создательница теософии. Ни в одной из греческих рукописей Евангелия от Матфея нет слова «tanatos», но всюду стоит – «ades» 209 . Вот характерный образец чтения Блаватской Нового Завета: «Ибо, если правда Господня умножится через мою ложь во славу Его, – почему тогда меня тоже должны судить как грешника?» – наивно спрашивает апостол Павел, лучший и искреннейший из всех апостолов. И затем он добавляет: «Давайте творить зло, чтобы добро могло придти» ( Рим. 3:7-8 ). И этому признанию нас просят верить как истинно боговдохновенному!.. И за этими людьми следовала целая армия благочестивых убийц, которые тем временем улучшили систему обмана провозглашением, что даже убивать – законно, когда убийством можно утвердить новую религию» 210 . Текст, на который ссылается Блаватская, выглядит так: «Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? – говорю по человеческому рассуждению. Никак. Ибо иначе как Богу судить мир? Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника? И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят на нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых» ( Римл. 3:5-8 ). Итак, во-первых, ап. Павел специально говорит, что это его рассуждение является всего лишь «человеческим», а отнюдь не боговдохновенным. Во-вторых, призыв «делать зло, чтобы вышло добро» Апостол называет злословием на христиан. Нет в тексте никакого «Давайте!». Втретьих, слово «неправда», употребляемое апостолом не сводится к смыслу «ложь»; речь идет о «неправедном», неистинном поведении; в данном слуаче таковым могло показаться нарушение ветхозаветного закона апостолом Павлом (его отказ от обрезания). Смысл всего послания: Бог заботится о всем человечестве, а не только о евреях. И язычники призываются Богом. То, что Господь оставляет сейчас Израиль, не узнавший дня своего Посещения, и призывает язычников войти в число Божиих сыновей, не означает, что Бог нарушил свою верность народу Библии. Бог верен в своей любви к людям. Неверность Израиля промыслительно необходима, чтобы дать место в Завете и язычникам. Божия любовь шире и глубже еврейского Закона. И проповедь апостола к язычникам, хоть и является неправедностью с точки зрения еврейского Закона, но на деле обнаруживает бездну Божией любви, премудрости и правды.

http://azbyka.ru/satanizm-dlja-intellige...

О чем говорил теперь Христос Иисус? О том, что пребывает Он в любви Отца небесного ( Ин.15:10 ). Цель речи о сем указана в словах: да радость Моя в вас будет. В чем состоит радость Сына Божия? Его радость есть святая радость о любви Его к Богу-Отцу и о любви Бога-Отца к Нему; радость сия проистекала от того, что Он сохранил свято волю Бога-Отца и сохранил в Себе любовь Его ( Ин.15:10 ). Итак, Он говорит о Своем пребывании в любви Отца небесного для того, чтобы чистая, высокая, животворная радость Его, какую находит Он в исполнении воли Отца небесного, перешла в сердца верующих. И радость ваша исполнится. Радость Его в Нем Самом всегда полна; но радость учеников Его может восполняться, может возрастать и переходить разные степени, пока достигнет полноты своей. Радость Сына Божия есть радость высшая и чистая, есть блаженство. Посему он желает, чтобы верующие находили радость в исполнении заповедей Отца небесного и возращали в себе эту радость до полного блаженства. Что исполнение воли Отца небесного есть истинная, лучшая, высокая радость, это можем мы поверять своим опытом. Ибо угождение похотям и служение страстям причиняет сердцу одну печаль, одно раскаяние. О Любовь небесная! Сохрани в нас святую верность к Тебе, которую Ты желаешь сохранить в нас. Мы так часто изменяем Тебе; каждый час, каждую минуту изменяем Тебе. Покрый нас, Любовь небесная, и дай нам, немощным, силы для хранения верности к Тебе, во славу Твою. Аминь. Беседа 17. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, якоже возлюбих вы Ин. 15:12–17 Показав таинственный союз Свой с верующими в образе виноградной лозы и ее ветвей, Спаситель раскрыл потом, что сей союз от верующих требует верности к Нему, и эта верность спасительна и благотворна для самих же верующих. После сего Спаситель показывает, чего требует таинственный союз Его с верующими в их отношениях друг к другу ( Ин.15:12–17 ). Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, яко же возлюбих вы ( Ин.15:12 ). Заповедь о любви к другим Господь называет Своею заповедию.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Первые из них договорились работать по динарию в день. Когда же наступил вечер, то господин повелел и последним работникам заплатить, как и первым – по динарию. Это не понравилось первым, ибо они думали, что получат больше. Они стали роптать на хозяина и говорили: «эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной». Они желали, таким образом, больше того, что им следовало по договору, и это желание их было противно Закону Божию. А своим ропотом они показали, из какой страсти происходило это незаконное желание их. Им прискорбно именно было, что работавшие один час получили такую же плату, как и они, работавшие целый день. Значит, они завидовали работникам тем, и эту зависть их обличил господин виноградника в следующих словах к одному из них: «разве я не властен в своем делать, что хочу? Или глаз твой завистлив от того, что я добр?» Если бы зависти не было в них, они не выражали бы и того желания своего. Значит, десятая заповедь, запрещая желать чего бы то ни было, что есть у ближнего, тем самым запрещает зависть, из которой проистекают все подобные желания наши. Что же запрещает сия заповедь словами: «не пожелай жены искреннего твоего»? Слова эти относятся, очевидно, к лицам, находящимся в супружестве. В таинстве брака муж и жена дают друг другу обет верности на всю жизнь. Но греховное пожелание, направленное на жену искреннего, часто бывает причиною того, что брачный обет нарушается. Так было, например, с упоминаемым в Евангелии Иродом Антиппою. Царь сей был женат на дочери одного арабского князя, которой он и дал брачный обет верности. Между тем случилось так, что Ирода посетил его брат Филипп со своею женой, отличавшейся красотой. Увидев последнюю, Ирод возымел греховное желание сделать ее своей женой. Как честный муж он должен был бы подавить в себе это желание, ибо хорошо знал, что оно запрещается десятой заповедью Закона Божия. Но, увлекаемый сладострастием, он не сделал этого, и греховное пожелание привело его к греховному деянию, ибо он склонил жену брата своего оставить своего мужа и сделаться его женой.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Почему Царство Небесное в этой притче уподобляется девам? Потому, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – что они отдали Богу самое «великое» из того, что имели: девственность, целомудрие, чистоту, верность и преданность. Все эти качества и есть те «светильники» 90 . Но мало отдать себя на служение Богу, нужно ещё горение, пламенность в этом служении. Масло в светильнике – это любовь к Богу, это человеколюбие, милосердие, добрые дела. Зажжённый светильник – это и есть горение любви к Богу и людям, это и есть свет, сияние этой любви. У мудрых дев было достаточно любви для встречи Жениха. Они имели то «малое и верное», что поставило их «над многим»: позволило войти в Чертог Жениха. У немудрых дев не оказалось достатка в любви «верности» в малом, и они оказались вне Чертога Божия, то есть Царства Небесного. Притча эта, братия и сестры, ярко показывает, каким девам и в чём мы должны подражать, чтобы не услышать на грядущем суде Божием это горькое: Не знаю вас. И наконец, на эту же тему – о подготовке душ и сердец наших ко второму пришествию Сына Божия, – Иисус Христос рассказал третью притчу – о талантах. Отправляясь на долгое время в чужую страну, Господин призвал рабов Своих и поручил им имение Своё, дав каждому по силе его: одному пять талантов, другому – два, и третьему один. Прошло много времени, как уехал Господин тот. За это время, получивший пять талантов, приобрёл другие пять, получивший два – другие два. Получивший же один талант, закопал его в землю, же дав ему никакого приращения. И вот, наконец, возвращается Господин тот и требует отчёта от рабов Своих. Получивший пять талантов, придя, говорит ему: Господин! Ты дал мне пять талантов, вот другие пять я приобрёл на них. Господин ответил ему: Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю, войди в радость Господина твоего ( Мф. 25:21 ). Такой отчёт последовал и со стороны получившего два таланта и такой же ответ был дан ему со стороны Господина. Подошёл с отчётом своим и получивший один талант и сказал: Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнёшь, где не сеял и собираешь, где не рассыпал и, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в землю, вот тебе твоё ( Мф. 25:24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Толкование Евангелия на каждый день года. Четверг 5-й седмицы по Пятидесятнице Мф., 49 зач., 12, 46–13, 3 Когда же Иисус еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь. Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. И поучал их много притчами. Мы переживаем за наших родных. И это естественно. Кто о домашних своих не печется, тот хуже неверующего. Но вполне может быть, что в будущей жизни мы окажемся ближе к людям, с которыми мы не связаны родством. Самые глубокие отношения в жизни – совсем не кровное родство, а родство ума с умом и сердца с сердцем. Когда у людей одни принципы, одни интересы, одна цель, они становятся по-настоящему близки. Что такое присутствие Царства Божия на земле? Это когда воля Божия исполняется на земле как на небе. Только Христос в полноте явил это чудо. И Божия Матерь всей Своей жизнью была устремлена к этой тайне и приобщалась ей как никто из людей. Ее единство с Христом Богом – не только по плоти и крови, но по вере, по смирению, по чистоте, по любви. Даром Христа все люди – дети Божии. Каждому дается равная возможность вступить в родство через Него с Богом. Бог любит святого и грешника. Но когда человек направляет свою волю в согласии с волей Божией, – благодатной помощью Духа Святого, предстательством Пречистой – начинается подлинное его сыновство. Жизнь полна испытаний. Есть верность, которая превосходит всякую земную верность. Есть то, что идет впереди самых дорогих отношений на земле. В этом смысле Христос многого требует. Он хочет всего человека. Он говорит: «Сыне, дай Мне твое сердце». Он хочет, чтобы человек не разделял свое сердце ни с кем и ни с чем. Первая и наибольшая заповедь призывает нас Его Единого любить и Ему Единому служить. Самое великое родство – здесь, и самое страшное разделение – когда воля человека направлена против воли Божией и воли тех, кто с Богом. Как говорит апостол Павел: «Вы еще не до крови подвизались за заповедь Божию».

http://pravoslavie.ru/3409.html

Это приготовление Домостроительства спасения и облагодатствования в Предвечном Логосе-Христе описывает апостол Павел в гимне, начинающем Послание к Ефесянам, который мы уже приводили 125 . Следовательно, Тайна Божия во Христе, то есть тайна Христова воплощения и вочеловечивания и в Нём нашего спасения и обожения, хотя и была ради спасения падшего Адама, не была случайным событием, ибо Божественное предвечное определение Христова телесного Домостроительства и спасения мира и человека ( Еф. 1:5, 11, 3:11 ; Рим. 3:25 ; Евр. 1:2, 2:10, 10:7 ; 2Тим. 1:9–1 ; Кол. 1:12–22, 26–27 ) 126 предшествовало грехопадению и смерти. Таким образом, человеческая свобода, хотя и не была ограничена, не могла уничтожить Божий план, ибо, скажем так: «оказалась включена в большой план» 127 , который приходит со Христом как «спасительная Икономия» ( σωστικ οκονομα), 128 через Воплощение, Крест, Воскресение и Вознесение Его, то есть через Церковь . Так, Бог остаётся вечно абсолютным в Своей Любви, милости, доброте и в верности Своих обетований 129 . И благодаря именно этой верности является нам, и приходит Христос через превосходящую разум тайну своего Божественного «Кеносиса» (умаления, снисхождения, уничижения) ( Фил. 2:6–11 ). Поэтому говорит святой апостол: Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, не был да и нет; но в Нём было да, – ибо все обетования Божии в Нём да и в Нём аминь, – в славу Божию, через нас ( 2Кор. 1:19–20 ; ср. Евр. 13:10 ). Итак, очевидно, что тайна воплощения Христа глубже и больше тайны сотворения мира 130 . Поэтому Божественный Павел, «богослов и небесная труба», восклицает: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! ( Рим. 11:33 ) 131 . Единородный Сын Божий, Вторая Ипостась Божественной Троицы, становится Ангелом Великого Совета Божьего 132 . Говорит Златоустый благовестник: «Сын Божий называется Ангелом великого совета, как по причине других (истин), которые Он открыл, так особенно потому, что Он возвестил людям об Отце» 133 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

(2) «Праведный верою жив будет» 249 , той верой, которая зиждется на завете и заповедях, ибо оба эти завета, различные по имени и срокам, даны провидением сообразно обстоятельствам времени и предназначенности, по достоинству же своему они являют собой одно целое. Как Ветхий, так и Новый Завет равно исходят через Сына от одного и того же Бога. (3) Поэтому апостол в Послании к римлянам так говорит: «В нем открывается правда Божия от веры в веру» ( Рим. 1:17 ). Апостол учит нас о едином процессе спасения от пророков до Евангелия, в котором он завершается при посредстве единого Господа. (4) «Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими на тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергли и потерпели кораблекрушение в вере» 250 , потому что совесть, дарованную от Бога, они осквернили неверием. (30, 1) Итак, неразумно считать, будто вера есть нечто обыкновенное, легкодоступное, вульгарное и, кроме всего прочего, нечто случайное. Если бы она была человеческим измышлением, как считают эллины, то давно бы уже иссякла. На самом же деле она с каждым днем распространяется все дальше и шире, и нет места, где бы ее не было. (2) Следовательно, я имею все основания утверждать, что она, будучи ли основанной на естественной любви или, как говорят клеветники, на страхе, есть нечто божественное, ибо никакие земные пристрастия не могут ее пересилить и никакой сиюминутный страх не в силах ее разрушить. (3) Любовь порождает верность в силу склонности дружественного к доверию, в то время как верность, благодаря приносимым ею благам, составляет основу любви. А поскольку страх является учителем закона на базе веры, следовательно сам этот страх также базируется на вере. (4) Наличное бытие проявляется в действиях, страх же имеет дело с тем, что предстоит и несет угрозу, никак не проявляя себя в настоящем. Значит, страх сам является результатом веры, порожден и действует в силу веры, а не наоборот.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

(2) «Праведный верою жив будет», той верой, которая зиждется на завете и заповедях, ибо оба эти завета, различные по имени и срокам, даны провидением сообразно обстоятельствам времени и предназначенно­сти, по достоинству же своему они являют собой одно целое. Как Ветхий, так и Новый Завет равно исходят через Сына от одного и того же Бога. (3) Поэтому апостол в Послании к римлянам так говорит: «В нем открывается правда Божия от веры в веру.» (Рим. 1:17.) Апостол учит нас о едином процессе спасения от пророков до Евангелия, в котором он завершается при посредстве единого Господа. (4) «Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими на тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергли и потер­пели кораблекрушение в вере», потому что со­весть, дарованную от Бога, они осквернили неверием.    (30, 1) Итак, неразумно считать, будто вера есть нечто обыкновенное, легкодоступное, вульгарное и, кроме всего прочего, нечто случайное. Если бы она была челове­ческим измышлением, как считают эллины, то давно бы уже иссякла. На самом же деле она с каждым днем распространяется все даль­ше и шире, и нет места, где бы ее не было. (2) Следовательно, я имею все основания утверждать, что она, будучи ли основанной на естественной любви или, как говорят клеветники, на страхе, есть нечто божественное, ибо никакие зем­ные пристрастия не могут ее пересилить и никакой сиюминутный страх не в силах ее разрушить. (3) Любовь порождает верность в силу склонности дружественного к доверию, в то время как верность, благодаря приносимым ею благам, составляет основу любви. А поскольку страх является учителем закона на базе веры, следовательно сам этот страх также базируется на вере. (4) Наличное бытие проявляется в действиях, страх же имеет дело с тем, что предстоит и несет угрозу, никак не проявляя себя в настоящем. Значит, страх сам является результатом веры, порожден и действует в силу веры, а не наоборот.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Эти пороки, господствующие в дьяволе, апостол приписал, однако же, плоти, которой дьявол, несомненно, не имеет. Он говорит, что «идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть» (Гал. V:20) суть дела плоти. Глава же и начало всех этих зол есть гордость, которая царит в дьяволе без плоти. В самом деле, кто враждебнее его к святым? Кого можно представить себе в отношении к ним более сварливым, более беспощадным, более ревнивым и завистливым? Если все это он имеет без плоти, то каким образом это будет делом плоти, как не в смысле дел человека, которого апостол, как я сказал, разумеет под именем плоти? Не тем человек сделался похожим на дьявола, что имеет плоть, которой дьявол не имеет; а тем, что живет сам по себе, т. е. по человеку. Ибо и дьявол захотел жить сам по себе, когда не устоял в истине; так что стал говорить ложь, говоря от себя, а не от Бога, и стал не только лживым, но и отцом лжи (Иоан. VIII:44). Он первый солгал. От него начался грех; от него же началась и ложь. Глава IV. Что значит жить по человеку, и что — по Богу    Итак, когда человек живет по человеку, а не по Богу, он подобен дьяволу. Ибо и ангелу надлежало жить не по ангелу, а по Богу, чтобы устоять в истине и говорить истину от Бога, а не ложь от себя. И о человеке апостол говорит в другом месте: «Если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника?» (Рим. III:7). Неверность (ложь) назвал он своею, верность же (истину) — Божией. Итак, когда человек живет по истине, он живет не сам по себе, а по Богу. Ибо это Бог сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Иоан. XIV:6). Когда же живет он по самому себе, т. е. по человеку, а не по Богу, он несомненно живет по лжи. Это не потому, что сам человек — ложь. Виновник и Творец его есть Бог, Который ни в коем случае не есть виновник и творец лжи; а потому, что человек сотворен правым при том условии, чтобы жил не по себе самому, а по Тому, Кем сотворен, т. е. исполнял Его волю, а не свою. Жить же не так, как он сотворен жить, и есть ложь. Ибо он хочет быть блаженным, не живя так, чтобы быть блаженным. Что может быть лживее подобного желания? Поэтому можно сказать, что всякий грех есть ложь. Ибо грех бывает по той воле, по которой мы желаем, чтобы нам было хорошо, или не желаем, чтобы нам было худо. И вот является ложь: и из того, что делается ради хорошего, происходит для нас дурное; или из того, что делается ради лучшего, происходит для нас худшее. Отчего это, как не оттого, что человеку может быть хорошо только от Бога, Которого, греша, он оставляет, а не от самого себя, живя по которому он грешит?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010