Ст. 37. Так говорит Господь; если небо может быть измерено вверху, и основания земли изследованы внизу; то и Я отвергну все семя Израилево за все то, что они сделали, говорит Господь. LXX: Так говорит Господь: если поднято будет небо выше и если понижет будет поверхность земли, то и Я не отвергну народа Израилева, говорит Господь, за все что они сделали. В этом месте еврейский текст много отличается от издания Вульгаты. Скажем сначала применительно к еврейскому: если небо может быть измерено вверху, и постигнута высота его, или основания земли исследованы внизу, и пределы их обняты разумом; то и Я, говорит, отвергну все семя Израилево за все, что они сделали, говорит Господь. Как невозможно то, чтобы мы постигли высоту небес и основания земли, так невозможно будет и то, чтобы Я отверг все семя Израилево; если же Я отвергну все семя Израилево, то, значит, будет измерена высота небес и пределы земли. Такой силлогизм, когда невозможное сравнивается с невозможным, построяется и в Евангелии: легче верблюд пройдет через игольные уши, чем богатый будет в состоянии войти в царство небесное (Мф. гл. 19). Ибо как не может быть первого, так не может быть и последнего, и если случится первое, то, значит, случится и то, что считалось невозможным. Следовательно заблуждаются те, кои это место объясняют иначе, представляя и то свидетельство, что Сын мог умолить Отца и привести на помощь себе двенадцать легионов ангелов. Семьдесят перевели противоположно такому смыслу, поставив: если поднято будет небо выше и если понижена будет поверхность земли, то и Я не отвергну народа Израильского, говорит Господь, за все, что они сделали. Если будет это, то народ израильский будет отвергнут. Ибо как небо не может быть выше того, как оно есть, и земля не может быть ниже того, как она находится; так и народ Израильский никоим образом не может быть отвергнут. Если мы увидим, что Иудеи, сообразно с еврейским текстом, хвалятся этим свидетельством, то можем согласиться с ними, что не отвергнуто все семя Израилево; ибо не все отвержены, а только те, кои не уверовали.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Таким образом, Господь осуждает любовь и привязанность к богатству, осуждает тех, кто отдает сердце свое золотому кумиру и надеется на богатство более, чем на Бога. Некоторые предполагают на основании данного евангельского эпизода, что Господь от каждого Своего последователя требует обязательного отказа от богатства, которое составляет непреодолимую преграду для вступления в Царство Божие. «Верблюд, — говорят, — никогда не может пройти сквозь игольные уши, следовательно, и Царствие Божие для богатого закрыто безусловно». Мнение, конечно, неправильное, ибо хотя Господь и говорит о трудности спасения для богатых, но тут же прибавляет, что невозможное для естественных сил человека возможно для Бога, то есть с помощью Божиею. И мы знаем, дей­ствительно, много богатых людей, например ветхозаветных патриархов, которые по всей справедливости оказались достойными Царства Божия. Другие придают словам Господа смысл социального правила и утверждают, что, по мысли Спасителя, совсем-де не должно быть ни богатства, ни частной собственности и что все имущество христиан должно находиться в общем владе­нии, подобно тому, как это было в первоначальной общине христиан, когда никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее (Деян. IV, 32). Правда, конечно, то, что вопросы материального благополучия являются чуть ли не самым главным препятствием на пути ко спасению; правда, что большинство святых подвижников, достигших небесной славы, совершенно не связывали себя никаким имуществом, ни «куплями житейскими», но тем не менее говорить, что христианство запрещает самый принцип частной собственности, нет никаких оснований. В Ветхом Завете, открывая волю Свою на Синае, Господь дал совершенно определенную заповедь: не кради (Исх. XX, 15). Законодатель Нового Завета Иисус Христос эту заповедь снова подтверждает как раз в настоящем отрывке Евангелия, когда, обращаясь к юноше, говорит: Знаешь заповеди: … не кради. Раз Господь запрещает воровство, то ясно, что Он разрешает право частной собственности, потому что там, где нет личной собственности, где никто не имеет ничего своего, там не может быть и речи о воровстве, то есть присвоении чужого, ибо в этом случае, если я беру у вас рубашку, которую вы носите, или горшок, в котором вы варите щи, то я не ворую вашу вещь, так как вашего ничего нет, а беру только предмет общественного пользования, на который я имею такое же право, как и вы.

http://pravmir.ru/samyj-vazhnyj-vopros/

Таким образом, наряду с положительной идеализацией эпохи является отрицательная, одинаково, если не более, пристрастная и тенденциозная. Ее цель – показать, что Откровенный Закон Моисея есть историческая фикция и начало религии Иеговы нужно искать в Ханаане, где сталкивались и взаимно перекрещивались религиозные воззрения различных мелких семитических и крушитских племен. Мы указали два выдающихся течения в современной экзегетической науке, преимущественно в применении к изучаемой нами книге Судей – идеализацию эпохи в положительном или отрицательном смысле, в том и другом случае одинаково преувеличенную. Нет нужды для характеристики экзегетических приемов того и другого направления делать общий обзор эпохи Судей, что и не входит в объем задачи науки св. Писания; достаточно познакомиться с объяснением некоторых наиболее выдающихся фактов этой эпохи, чтобы видеть крайности того и другого и оценить, в этом случае, превосходство толкования древнеотеческого. С этою целью мы рассмотрим обет Иеффая (гл. 11) и замечание об эфоде Гедеона (гл. 8). 2. Обет Иеффая Слова Иеффая: «я отверз уста мои пред Господом (т. е. дал обет) и не могу отречься», – слова его дочери: «ты отверз уста твои пред Господом и делай со мною то, что произнесли уста твои», – наконец, заключительное замечание повествования: «и он совершил над ней обет свой, который дал» показывают, что обет, каков бы он ни был, был выполнен Иеффаем во всей его силе, со строгой буквальной точностью. Поэтому, чтобы судить правильно о характере его исполнения, нужно вникнуть в его буквальный смысл. Иеффай ( Суд.11:31 ) формулирует его, по русскому синодальному переводу, так: «что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение». Слова «что выйдет», " вознесу сие» дают повод думать, что Иеффай имел в виду принести в жертву первое попавшееся ему навстречу животное, как действительно многие и полагают. Против этого еще древние раввины замечали, что его могли встретить и нечистые животные, как, напр., собака, осел, верблюд, которых не позволялось приносить в жертву Иегове.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Теперь обратим внимание на вариант нашей истории с богатым юношей, представленный в Евангелии от Матфея. Там слова Иисуса Христа юноше несколько иные: «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» ( Мф 19,21 ). Замечаете разницу? У Матфея добавлены слова: «если хочешь быть совершенным». «Совершенный» – это слово в обычном греческом языке (а Евангелия написаны по-гречески) означает человека, который достиг высшей ступени развития или посвящения. Но в Библии, и в частности у Евангелиста Матфея, «совершенство» понимается в другом смысле. Совершенный – тот, кто полностью отдает себя Богу, жертвует всем ради Бога. Отсюда следует, что предложение расстаться со своим богатством нельзя понимать «по-гречески», как простой совет достичь некоей высшей нравственной ступени. Нет, условие все продать и раздать – означает пожертвовать всем! Отказаться от всего, даже от своих «заслуг» , то есть действительным осуществлением библейского совершенства и действительным знаком покаяния. Поэтому совет «все, что имеешь, продай» – является не обязательным требование для всех и всегда, но конкретным советом в конкретной ситуации. В принципе, дело не в богатстве как таковом, так как ситуация богатого и праведного юноши может повторяться в бесконечных вариациях. Ибо можно быть «богатым» не только деньгами. Это далее разъясняется в примыкающем диалоге с учениками ( Мк 10:23–27 ), в котором звучат яркие слова: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» ( Мк 10:25 ). Кстати, этот парадоксальный образ иногда пытались ослабить искусственными филологическими уловками. Так делалось в рационалистической экзегезе 19-го века. Мол, Иисус Христос не говорит абсурдные вещи о реальном игольном ушке, а говорит о городских воротах, которые так назывались. Или – не о верблюде, а о корабельном канате. Нет. Иисус Христос рисует именно остроумный и живой парадоксальный образ: игольное ушко и верблюд! И действительно, невозможно богатому войти в Царствие Божие – тому богатому, который не нуждается в Боге, или делает из Бога своего работодателя, Который вознаграждает богатством за праведность. И ученики Иисуса Христа прекрасно понимают глубокий смысл этого образа, понимают, что речь идет не собственно о богатстве, ибо этим «богатством» может быть все что угодно. Понимая, что слово Христа касается всех, даже бедных, они испуганно спрашивают: «Кто же может спастись?» ( Мк 10,26 ). Только нищие, отдавшие себя Богу? Но кто способен к этому? Ответ гласит как общая сентенция: «Человекам это невозможно, но не Богу; ибо все возможно Богу» ( Мк 10,27 ). Иными словами, «если бы, все спасение человека зависело от его усилий, никто не смог бы спастись. Но спасение/есть/дар Божий, а для Бога все возможно». Но как Бог делает это возможным? Иисус Христос предлагает ответ на этот вопрос:

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Тогда Господь, обращаясь к ученикам и в народу, сказал: «Как трудно имеющим богатство войти в Царство Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». Этот ответ поразил и удивил всех слушавших, даже и апостолов, и они спросили: «Кто же может спастись? Но Он сказал: Невозможное человекам возможно Богу». Чем объяснить вопрос апостолов? Только тем, что у древних евреев богатство считалось Божьим благословением, и людей, удостоившихся богатства, этого Божьего благословения, считали угодными Богу и праведниками, — и вдруг Господь говорит, что богатый не может войти в Царство Небесное… Господь ответил, что «невозможное человекам возможно Богу». Как объясним мы эти слова Христовы: почему сказал Он, что богатые не могут войти в Царство Небесное, как верблюд не может пройти чрез угольное ушко? Думаю, что объяснение можно найти только в том, что богатый, не расстающийся со своим богатством среди окружающей его нищеты и бедствий, не расточающий своего богатства на помощь погибающим, за немилосердие свое противен Богу и потому закрыт ему доступ в Царствие Божие. А если, прибавил Христос, что невозможное для людей возможно Богу, то это значит, что Бог может и немилосердное сердце исправить одним словом Своим, ибо знаем мы много примеров тому, как слово Божие потрясало сердца людей и коренным образом изменяло всю жизнь их. Есть много ярких примеров этого в житиях святых. Приведу только сказание о величайшем преподобном Антонии Великом. Однажды в храме услышал он нынешнее евангельское чтение, услышал требование продать и раздать нищим имение свое — а он был сыном очень богатых родителей, которые дали ему чрезвычайно высокое образование и оставили в наследство огромное их имение — и тем не менее, нисколько не рассуждая и не колеблясь, исполнил он приказ Христа и, все раздав неимущим, сам ушел в дикую африканскую пустыню, где подвизался много десятков лет. Он вел борьбу с бесами, с диаволом самим, достиг величайшего духовного совершенства и стал одним из тех, кого надо назвать ангелом во плоти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

Тогда Господь раскрыл ему тайну христианского совершенства в словах: «Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищым: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди вслед Мене». В ответ на этот призыв к высшему совершенству юноша отошел от Господа, «скорбя», ибо у него было большое имение. Следовательно, богатство, которым он обладал, стало таким его кумиром, расстаться с которым он не мог. Этот кумир он предпочел даже жизни вечной, к которой, по-видимому, искренно стремился. Имея ввиду эту страсть, порабощающую себе всего человека, а не богатство само по себе, Господь сказал: «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное». Евангелист Марк говорит, что «ученики ужаснулись от слов Его». И это понятно, ибо богатство такая вещь, которой все так желают, и по закону, есть знак благословения Божия человеку, а между тем Господь поставляет его таким сильным препятствием на пути к Царствию Божию. Чтобы успокоить учеников и объяснить, в каком смысле Им это сказано, Господь говорит: «Дети, как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие». Как поясняет св. Златоуст, «Христос не богатство порицает, но тех, кои пристрастились к нему», ибо грешной природе человека богатство представляет много соблазнов и препятствий к исполнению закона Божия. «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» – это народное присловие, доселе употребительное на Востоке, означающее, что дело невозможно или чрезвычайно трудно исполнимо. Некоторые под «верблюдом» понимают тут корабельный канат, делавшийся из верблюжьей шерсти. Другие полагают, что под «игольными ушами» здесь надо понимать очень низкие и узкие калитки, через которые с трудом пролезает верблюд. Не само по себе богатство опасно, но то, если человек на него надеется и все счастье жизни своей в нем полагает, так что богатство становится как бы его кумиром. Но Апостолы все же в волнении недоумевали: «кто убо может спасен быти?» На это Господь, «воззрев на них», т.е.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2763...

Уплата десятины считалась священной обязанностью, и фарисеи кичились ее скрупулезным исполнением. Выражение «десятина с мяты, аниса и тмина» является образным, указывающим именно на тщательность исполнения фарисеями правил: даже от специй они отделяли десятую часть, чтобы принести ее в жертву Господу. При этом они забывали о том, что в законе Моисеевом является самым важным: о суде, милости и вере. Отметим, что Иисус не отвергает практику десятины. Он говорит о ней: и сие надлежало делать. Но тут же прибавляет: и того не оставлять, показывая, что скрупулезным исполнением внешних предписаний невозможно возместить внутреннюю пустоту и отсутствие тех добродетелей, которые составляют сердцевину богоустановленного закона. Иисус называет фарисеев оцеживающими комара, а верблюда поглощающими. Комар – одно из самых мелких насекомых, а верблюд – самое крупное из известных слушателям Иисуса животных: в другом месте Он говорил о невозможности для верблюда пролезть в игольные уши ( Мф.19:24 ). Оцеживать комара – значит процеживать воду из опасения, чтобы какое-либо мелкое насекомое или пресмыкающееся, считавшееся нечистым ( Лев.11:41 ), случайно не попало в рот вместе с водой и не осквернило человека. При этом фарисеи поглощали верблюда – животное, тоже считавшееся нечистым ( Лев.11:4 ). Фарисеи были известны своей чрезмерной чистоплотностью и брезгливостью. Евангелист Марк пишет о них: Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей ( Мк.7:3–4 ). Указанные обычаи, безусловно, имеют гигиеническое измерение. Однако главным для фарисеев было измерение ритуальное: соприкоснувшись с чем-либо нечистым, они могли потерять ритуальную чистоту, чего более всего и боялись. При этом они не боялись оскверниться греховными деяниями – хищением и неправдой. Иисус сравнивает фарисеев с пещерами для захоронения мертвецов, которые снаружи выглядят красиво, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты. Мертвое тело в иудейской традиции воспринималось как нечистое, прикосновение к нему считалось осквернением. Нечистым на семь дней становился всякий, прикоснувшийся к мертвецу; нечистым становится все, что находится в шатре, где лежит умерший, включая открытые сосуды; нечистым становится всякий, прикоснувшийся к убитому мечом, или к умершему, или к кости человеческой, или ко гробу ( Чис.19:11–16 ). Для того, чтобы гроб (пещеру для захоронения) легко было отличить от обычных пещер, его маркировали известью: это помогало предотвратить случайное осквернение от прикосновения к содержимому такой пещеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Отшельник учил просто и интересно. Его стиль был стилем мудреца, но, в то же время, и стилем ребенка. «Ни одно открытие не рождается без детского удивления», — любил повторять отшельник. И верблюд видел, что его учитель учится вместе с ним. Постепенно они подружились. Как-то раз верблюд предложил донести воду из родника к жилищу своего наставника. Два огромных кожанных бурдюка, наполненные водой, верблюду показались игрушечными. И с тех пор он стал регулярно носить воду для приготовления пищи, стирки и поливки огорода. Так прошло много лет. Верблюд изучил множество наук, прочитал множество книг, узнал множество самых разных вещей. Он научился делать математические расчеты и сочинять интересные рассказы, рисовать картины и петь по нотам. Ему открылась безбрежная стихия познания мира умом, радость души и духа, сопровождающая движения интеллекта. — Я научил тебя многому, — сказал однажды вечером отшельник своему другу и ученику. — Но фактически, ты учился всему этому сам. А я лишь слегка помогал. Теперь ты можешь идти дальше. Ты должен еще многому научиться — не только у меня и у книг, но и у самой твоей судьбы. Они попрощались. Верблюд поблагодарил своего учителя и отправился в горы. — Горы не место для верблюдов! — услышал верблюд уже в который раз. Все ему говорили о том же: горные козлы, и угрюмые змеи, и высокомерные орлы… — Я учусь. Я познаю мир. Я ищу тут у вас в горах то, чему не мог научиться в своей пустыне и в похожей на нее степи, — ответил верблюд то же, что и всегда отвечал в таких случаях. — Но кто ты? Я таких существ не встречал ранее. — Я горная фея. Я волшебница, — ответила девушка в белых одеждах и ростом не более полуметра. — Научи меня чему-нибудь, — попросил верблюд. — Все, чему я могу научить тебя — это умение ходить по горным тропам, прыгать со скалы на скалу, карабкаться по кручам, не бояться высоты, чувствовать горы… Тут опасно, но тут прекрасно. Я не обещаю тебе полную защиту от всех возможных неприятностей. Но кое в чем помогу, — ответила фея.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2301...

Верблюд Верблюд (евр. гамал, носильщик, возница) ( Быm. XIII, 16, 24, 64 ; Лeb. XI, 4 ; Uob. I, 3 ; Ис.60, 6 ; Mф. XXIII, 24 и др.) – двукопытное, жвачное, млекопитающее животное, мясо которого было запрещено евреям употреблять в пищу ( Лeb. XI, 4 , Bmop. XIV, 7 ). Верблюды, говорит один из путешественников, суть корабли Аравии, морями для них служат пустыни; это животное создано Богом именно для ношения тяжестей. Верблюд бывает обыкновенно от 6 до 7 ф. (около сажени) в высоту, очень понятлив и терпелив. На конце ног его находятся твердые и эластичные копыта, не дозволяющие ноге глубоко опускаться в песок. В Свящ. Писании по большей части говорится о верблюдах одногорбых (дромадерах), тогда как бактрийский верблюд имеет на спине два горба, между которыми находится как бы седло, на которое и навьючивают тяжести ( Ис. ХХХ, 6 ). Дромадер, или одногорбый верблюд, меньше и быстрее на ходу, чем двугорбый. Он неприхотлив в пище и питье; первой для него служит трава, листья или иглы колючего кустарника, который он щиплет мимоходом на своем ходу по пустыне, а без питья он может оставаться от 4, 14 и более дней, что зависит от особенного устройства его желудка. Потому-то жители Востока и называют верблюда сухопутным кораблем, или кораблем пустыни. Верблюд, когда на него навьючивают тяжесть, обыкновенно становится на колена и во время навьючивания часто испускает крик гнева и нетерпения. Но его выносливость беспримерна. Изо дня в день продвигается он неутомимо вперед, пока хозяин его не достигнет цели своего путешествия. Он питается в сутки однажды, но его длинная шея дает ему возможность срывать по временам те из немногих колючих растений, которые случайно попадаются ему в пустыне на пути. К шее верблюда прикреплялись иногда цепи, пряжки, колокольцы и другая конская сбруя, как украшение или как обыкновенная упряжь ( Cyд. VIII, 21, 26 ). Верблюжье мясо и молоко употребляются в пищу, а волосы его шкуры, которые короче и мягче, чем у прочих однородных с ним животных, употребляются для выделки грубого сукна на одежду ( Mф. III, 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

— Неужели вы не знаете, кот, что верблюды едят траву, сено и колючки? — насмешливо спросил он Кузю. — Единственная неприятность, которую я могу вам сделать, — это плюнуть на вас. Но я не собираюсь плеваться. Мне не до этого. Даже я, верблюд, умираю от жажды. — Пожалуйста, не умирайте, — попросил я бедного верблюда, но он только застонал в ответ. — Никто дольше верблюда не может переносить жажду. Но наступает время, когда и верблюд протягивает ноги. В лесу уже много зверей погибло. Есть ещё живые, но и они умрут, если их немедленно не спасти. Из лесу доносились тихие стоны. Мне было так жалко несчастных зверушек, что я немножко забыл о воде. — А могу я чем-нибудь помочь им? — спросил я верблюда. — Ты можешь их спасти, — ответил верблюд. — Тогда побежим в лес, — сказал я. Верблюд рассмеялся от радости, а Кузя совсем не обрадовался. — Думай, что говоришь, — недовольно шипел кот. — Как это ты можешь их спасти? Какое тебе дело до них? — Ты эгоист, Кузя, — сказал я ему спокойно. — Обязательно пойду их спасать. Вот верблюд расскажет мне, что надо сделать, я их и спасу. А ты, Кузя… Только было собрался сказать Кузе, что я думаю о его выходке, как рядом со мною что-то сильно затрещало. Скрюченное дерево распрямило сухие ветки и превратилось в сморщенную худую старуху в рваном платье. В её спутанных волосах застряли сухие листья. Верблюд со стоном шарахнулся в сторону. Старуха стала разглядывать нас с Кузей. Мне было совсем не страшно, даже когда она загудела басом: Кто здесь кричит, нарушая покой? Скверный мальчишка, кто ты такой? — Не говори, что ты Перестукин, — испуганно зашептал Кузя. — Скажи, что ты Серокошкин. — Сам ты Серокошкин. А моя фамилия — Перестукин, и мне нечего её стыдиться. Как только старуха услышала это, она сразу переменилась, согнулась пополам, состроила сладкую улыбку и от этого стала ещё противней. И вдруг… она стала расхваливать меня на все лады. Она хвалила, я удивлялся, а верблюд стонал. Она говорила, что именно я, Виктор Перестукин, помог ей превратить зелёный лес в сухие брёвна. Все борются с засухой, один только я, Виктор Перестукин, оказался её лучшим другом и помощником. Оказывается, что я, Виктор Перестукин, сказал на уроке волшебные слова…

http://azbyka.ru/fiction/v-strane-nevyuc...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010