Действительно, непросто представить себе, что Христос благословил не только брак, но и всё свадебное веселье: и вино, и песни, и танцы, и шутки, и смех! Но, более того, невозможно и предположить, чтобы во время всего этого веселья Христос, Его Мать и ученики сидели молча и не принимали никакого участия в этом прекрасном празднике. Этот эпизод из жизни Христа открывает ещё одну важную сторону Его учения. Он не только не отрицает никаких естественных, необходимых потребностей человеческой природы: есть, пить, радоваться, вступать в брак и т.д., но благословляет их и научает молиться: Отче наш, хлеб наш насущный дай нам ( Мф. 6, 11 ). А о браке говорит: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает ( Мк. 10, 9 ). Величайший же проповедник христианства апостол Павел в послании к Тимофею с гневом осуждает видящих в браке что-то низкое, противное совести: Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак ( 1Тим. 4, 1–3 ). Но и сейчас есть «старцы», запрещающие вступать в брак или считающие, что супружеские отношения дозволены только для зачатия детей. Однажды пришлось разговаривать с двумя девушками, которые приехали из Сибири и со слезами рассказывали, что духовник запрещает им вступать в брак и иметь детей, потому что «вот-вот наступит конец света». Брак с самого начала бытия человеческого был благословлён Богом и остаётся таковым всегда, независимо от того, каких убеждений и верований придерживаются вступающие в него. Поэтому законно заключённый брак по обычаям любого народа и религиозных верований всегда является действительным браком. Христианский же брак имеет то огромное преимущество, что верующие могут получить в нём и особое вспомоществующее благодатное средство в их супружеской жизни, в их совместных трудах – таинство Брака (венчание). В чине венчания священник, обращаясь к Богу, просит: «Господи Боже наш, славою и честию венчай их».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

Если муж жены лишился – освободился от закона брачного, которым жена мужу и муж жене обязывается, то удобнее может заботиться о том, как угодить Господу ( 1Кор. 7, 32–34 ). Также и жена, лишившаяся мужа, удобнее может заботиться о том, как угодить Господу. Сатана, всегдашний враг христиан, как между прочими христианами, так между женами и мужьями старается любовь и мир разрушить и посеять вражду. Удивления или даже сожаления достойная вещь! Где и ожидать большей любви, как между мужем и женою? Естественною любовью любит человек отца и матерь свою, но Писание Святое говорит: оста вит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть ( Быт. 2, 24 ). Одной плотью становятся муж и жена, по Писанию. Крепкий союз в единой плоти! И кто на свою плоть враждует? Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее ( Еф. 5, 29 ). Но сколько видим мы вражды и между этими лицами, так тесно связанными! Мало какой дом сыскать можно, в котором бы таких плевелов диавольских не было. Так хитрость диавольская устроена, что где примечает большую любовь, там он большее старание прилагает разорвать ее и привнести вражду свою. И насколько же эта язва как прочим христианам, так в особенности браком сочетавшимся вредит, изъяснить невозможно! Потому против этого врага должно вооружиться верою и внимать тому, как Бог в слове Своем повелевает друг с другом обходиться. Союз брака должен быть тверд и нерушим без благословляемых причин. Так повелевает Божие Слово: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует ( Мф. 5, 32 ). Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует ( Лк. 16, 18 ). Соединен ли ты с женой? не ищи развода. И жена связана законом, доколе жив муж ее ( 1Кор. 7, 27, 39 ). Как муж, так и жена в супружество вступать должны с самовольного произволения и согласия. Откуда и священник при венчании обоих лиц вопрошает: волею ли и с согласия ли в супружество вступают? Сего ради супружество без согласия обоих лиц не может быть твердым. И родители, насильно убеждающие к супружеству, и священники, видя несогласие какого-нибудь лица и венчая, тяжко грешат и правильному наказанию подлежат, ибо за этим всякое зло в супружестве следует.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

– Если речь идёт о верующих православных людях, то здесь вопроса не должно и возникать. Какие же это верующие, если пренебрегают церковным таинством, отказываются принимать дар благодати Святого Духа? Но согрешают они не тем, что будто незаконно сожительствуют, а своим маловерием, леностью, пренебрежением даром Божиим, подаваемым в таинстве. Брак установлен Богом при сотворении человека: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог , и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею ( Быт. 1, 27–28 ). Поэтому любой брак, в каком бы народе и какой бы религии он ни совершался, является законным браком, но никак не блудом. Поэтому тяжкий грех берут на себя те священнослужители, которые отлучают от причастия людей, живущих в невенчанном браке: – В блуде живёшь! Венчайся немедленно! – Батюшка, да ведь он неверующий и венчаться не будет… – Не хочет венчаться – разводись. Мнение, что невенчанный брак есть блуд – это или невежество, или же сознательное отвержение учения апостола Павла, который утверждает о невенчанных: Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим ( 1Кор. 7, 14 ). – Способствует ли таинство Венчания созданию счастливого брака? – Только в том случае, когда супруги принимают его с верой и обещанием Богу и людям быть верными друг другу и проводить жизнь по заповедям Христовым и церковным установлениям. В таком случае супруги получают от Бога особый дар благодати, который помогает им в сохранении, прежде всего, семейного мира, а он – основа всего. В противном случае Венчание, как и любое другое таинство, остаётся пустым обрядом. Как писал святитель Иоанн Златоуст : «Ни Крещение, ни отпущение грехов, ни ведение, ни приобщение Таин… и ничто другое не может принести нам никакой пользы, если мы не станем вести жизнь честную, строгую и чуждую всякого греха» 48 . Более того, слова апостола Павла, предупреждающие о последствиях недостойного причащения, естественно, относятся и к принятию Венчания: Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе... Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает ( 1Кор. 11, 29–30 ). А преподобный Симеон Новый Богослов писал о крещении младенцев: «Принявшие крещение Твоё от младенчества и недостойно его прожившие всю жизнь будут иметь большее осуждение, нежели некрещёные, как осквернившие, по словам Твоим 49 , святую одежду Твою» 50 . Поскольку проклят, кто дело Господне делает небрежно ( Иер. 48, 10 ). Разумеется, это относится к принятию любого таинства и, конечно, Венчания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

" и т.д.и т.п. Ничьих доводов не признаете, только свои собственные. Приводимые мною изречения св. Отцов и богословов, выдержки из церковных документов для вас тоже ничто. В комментарии от 21 октября вы обвиняете меня,на самом деле- засл.проф. Осипова и свт. Кирилла Александрийского, чьи высказывания я привожу. По вашим комментариям, вы один все вмещаете, а все остальные - нет. Вот это действительно прискорбно: считать себя неким просвещающим светом. Всего вам доброго, прощайте. Александр 21 октября 2023, 17:36 Галина И, прискорбно, что вы не знакомы со словами Апостола - " посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше " . Или " Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. " Также плохо, что вы не в курсе слов Спасителя про безбрачие - " не все вмещают слово сие, но кому дано " . Вы, видимо, не вмещаете. Никто тут не утверждает, что брак не благословлен. Просто безбрачие - лучше. Галина И. 21 октября 2023, 13:40 " Брак всегда и всюду является браком. С самого начала бытия человеческого он был благословлен Богом и остается таковым всегда, независимо от того, каких убеждений и верований придерживаются вступающие в него. А для искренно верующих христиан, вступающих в брак, Церковь установила еще и особое вспомоществующее благодатное средство в их совместной жизни, в их трудах и подвигах — таинство брака, венчание...Сам Господь Иисус Христос утверждает брак как дело Божие и потому священное и нерасторжимое: что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19,6) " (проф. А.И. Осипов). Различать бы нам высокую, настоящую любовь, преследуемою противниками, от обыкновенного страстного блуда с сожительством. Галина И. 21 октября 2023, 08:29 Печально, когда человек самоуверенно берется судить людей и Церковь, имея лишь беглый взгляд со стороны, начитавшись Библию без святоотеческого толкования. Никогда безбрачие не было идеалом христианства.Это мнение ряда сект,н.манихейства и монтанизма. " Мы утверждаем,что Он (Христос) благословил брак в соответствии с домостроительством " (свт.Кирилл Александрийский).

http://pravoslavie.ru/156712.html

И я благодарен тому, что у меня была бабка, Журавлева Матрена Федоровна. Я всегда с благоговением произношу это имя! В наследие она мне ничего не оставила в человеческом смысле, кроме того, что она обеспечила, чтобы я родился от венчанного брака, то есть я – законнорожденный, был крещен. Но она мне дала веру в Бога, она научила меня трем основным христианским молитвам! И маленьким ребенком я их знал! И впервые в ее присутствии я начал читать Священное Писание. Сначала Новый Завет , где-то в десять–одиннадцать лет, а в двенадцать лет у нас появилась Библия. И это наследие для меня значит очень многое! Я могу даже поделиться этим наследием, которое оставила Матрона из города Орехово-Зуево с другими, чем я сейчас и занимаюсь. Но земля обетованная – это не просто территория! Пока Бог не избрал землю Израиля, можно было пророчествовать везде, и жертву Богу приносить везде. После того, как Богом была избрана земля Израиля, можно было пророчествовать и приносить жертву Богу только в этой земле. Но после того как Бог избрал гору Мориа, жертвоприношения надо было приносить только там! И Сын Божий умирает там, на Голгофском кресте, как совершеннейшая Жертва. А если люди и пророчествовали вне земли, то они это делали всегда у источников вод. Например, так поступали Иезекииль и Иеремия, о чем говорится в Писании. Итак, Господь говорит: «И введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, [клялся] дать ее Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам ее в наследие. Я Господь». Мы, верующие России, люди не богатые, и это миф – то, что сейчас нередко рассказывают о каких-то там богатых священниках, я о таких не знаю. Но у нас есть самое прекрасное наследие, которые мы можем оставить нашим детям: это наша религия, православие. Помните об этом! Исх.6:9 . «Моисей пересказал это сынам Израилевым; но они не послушали Моисея по малодушию и тяжести работ». Что это такое случилось с ними, и что это за слово такое – «малодушие»? Слово «малодушие» – буквально «короткий дух» – относится к тем людям, чей дух угнетен и дыхание стеснено. Такой человек как будто никак не может расправить легкие, дышать ровно и глубоко.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Именно так осмысляя брак, православные христиане должны помнить, что наиважнейшим, а вовсе не второстепенным или решаемым после свадьбы вопросом является единение супругов во Христе. Церковь, с уважением относясь к браку, регистрируемому государством (в ЗАГСе), настаивает на необходимости церковного брака (венчания) для православных христиан. Конечно, церковный брак невозможен, если один из супругов не является православным христианином. Более того, церковные каноны и вовсе запрещают православным христианам вступать в брак с еретиками (72е правило Трулльского собора). Исключением из данного правила святые отцы видели лишь те случаи, когда один из супругов обратился в христианство уже будучи в браке: «Если некоторые, будучи еще в неверии, и не быв причтены к стаду православных, сочеталися между собою законным браком: потом один из них избрав благое, прибегнул ко свету истины, а другой остался во узах заблуждения, не желая воззреть на Божественные лучи, и если при том неверной жене угодно сожительствовать с мужем верным, или напротив мужу неверному с женою верною: то да не разлучаются». Данная ремарка является фактическим отсылом к словам апостола Павла: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его» ( 1Кор.7:12-13 ). Апостол вкладывает в данное позволение особый смысл, указывая, что «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим», и вопрошая «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» ( 1Кор.7:14,16 ). Таким образом, главным смыслом данного апостольского наставления является надежда на обращение и спасение неверующих супругов через их уверовавших жен и мужей. И в то же время это нисколько не является позволением христианам создавать семьи с неверующими. Как раз наоборот, в той же главе послания к Коринфянам апостол указывает: «Жена связана законом, доколе жив муж её; если же муж её умрёт, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» ( 1Кор.7:39 ).

http://azbyka.ru/semya/idealnyj-vybor-sp...

Итак, надо учиться мысленным взором веры сквозь видимое смотреть на невидимое, чтобы во-первых и прежде всего – у нас «перед глазами предначертан был Иисус Христос», как бы у нас «распятый». И когда это получится, тогда даже страдание, это самое очевидное из того, что есть в видимом мире, – начнет производить в нас «в безмерном преизбытке вечную славу». Суббота. О венчании Мф.19:3–12 1Кор.1:3–9 Однажды к Иисусу Христу приступили фарисеи и в который уже раз «искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею»? Не знаем, на какой ответ они рассчитывали, «искушая Его», но Господь как всегда указал на самое начало: «Не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать, и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не два, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». В растленном грехом человечестве Бог разрешал и многоженство, и развод. Но теперь, придя освободить от греха и вернуть к началу, в рай, Господь и норму дает такую, какая была вначале. И вот, в храме перед Крестом и Евангелием стоят мужчина и женщина, избравшие друг друга, чтобы навсегда быть вместе. Священник, обращаясь к Богу, молитвенно вспоминает, как Тот сотворил Адама, потом из ребра его – Еву, и привел к нему; как Адам сразу узнал ее, впервые увидев, и Духом Божиим сказал, что должно человеку прилепиться к «жене своей, и будут два в плоть едину, и яже Бог сопряже, человек да не разлучает». «Сам и ныне, Владыко Господи Боже наш, – молится далее священник, – ниспосли благодать Твою небесную»… – А Господь ведь обещал: «просите – и дастся вам». – И священник просит трижды: «Господи Боже наш, славою и честию венчай их». И происходит чудо: уже для них – никого: ни других мужчин, ни других женщин, ни отца, ни матери. На всей земле они – единственные друг для друга. И если в таинстве Крещения заново творится человек, то в таинстве Брака из него впервые творится и дается ему жена. На них – царские венцы, как на первых и главных; как на родоначальниках, от которых может заселиться новая земля; как на победителях, победивших мир с его множественностью; как на склонившихся под благой первоначальный Божий закон. Какой тут может быть развод? «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

К сожалению, на практике порой случается так, что человек (мужчина или женщина), получив справку о церковном разводе, приходит в храм и, обратившись в свечную лавку, оформляет заказ на венчание в церкви без предварительного собеседования со священником и исследования причин развода. В настоящее время этой порочной практике на приходах создаются серьезные препятствия, поскольку Святейший Патриарх Кирилл обязал священнослужителей проводить катехизические собеседования с лицами, готовящимися к Таинствам крещения и венчания. И если вторичное браковенчание было совершено только на основании справки о расторжении предыдущего церковного брака, то это является обманом и усугубляет вину человека, который не только разрушил семью по вине прелюбодеяния, но и посягнул на повторный церковный брак, не имея на то разрешения и благословения правящего архиерея епархии, в границах которой он проживает. Должен сказать, что Церковь признает законным гражданский брак, если он официально зарегистрован согласно законодательству страны в ЗАГСе, где мужчина и женщина публично свидетельствуют перед обществом, что с сегодняшнего дня они являются мужем и женой. Эта практика бракосочетания признана Церковью, особенно когда дело касается лиц, вступающих в брак и принадлежащих к разным вероисповеданиям: супруги в такой семье не могут быть обвинены в грехах любодеяния. Относительно второбрачных — при наличии церковного развода невиновная сторона имеет право вступить не только в гражданский брак, но и получить разрешение на браковенчание в церкви. Однако виновная сторона лишается этого права и может вступить только в гражданский брак с регистрацией бракосочетания со своей новой избранницей. Но и в этом случае брак виновной стороны, законный в плане дел гражданского состояния, все равно будет нести на себе отпечаток пребывания в грехе, поскольку начало ему положено через разрушение семьи и пребывание в грехе прелюбодеяния. Последствия неправедного и неблагоговейного участия в Таинствах Церкви — в данном случае в браковенчании, полученном незаконным путем, ведут к разрушению духовной жизни человека и могут оказаться катастрофическими. Все это можно представить, вникая в смысл слов святого апостола Павла из первого Послания к Коринфянам, где говорится о Таинстве Евхаристии и последствиях недостойного участия человека-грешника в Причащении Святых Христовых Таин: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирают» (1 Кор. 11:27-30).

http://patriarchia.ru/db/text/3775717.ht...

Как вам пассаж? " Неизлечимость " гомосексуализма, о которой писал о. Александр Шмеман, - ложь, прямо противоречащая Святому Писанию и несовместимая с сотериологией: " Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего " . (1 Кор. 6:9-11) " . Если признать, что некоторые пороки неизлечимы, то и жертва Спасителя оказалась как бы " неполной " , и не все могут спастись. На одну доску с извращенцами поставлены: семья, материнство, любовь в ее половом выражении. ВСЕ, понимаешь ли, падшее... Первое что бросается в глаза - Шмеман прямо противоречит Священному Писанию. " Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог " (К Евреям 13:4). Церковь никогда не говорила о греховности, падшести семьи, брака, напротив, благословила его прекрасным чином венчания, призывающим к деторождению, материнству. Сам Бог не выносил содомитов, даже сжег два их города - безпрецедентный случай в Писании. Так что, и у Него была " животная ненависть " , как пишет Шмеман? Или все же праведный гнев, как пишут святые отцы? Забавно, что в довольно мизантропическом «Дневнике» протопресвитера А. Шмемана, где он едва ли не всех окружающих, а особенно - православных, ругает за «грубость», он находит, что в извращенцах есть «ПОДЛИННАЯ И НЕСОМНЕННАЯ ТОНКОСТЬ». Но не хотелось бы, чтобы у незнающего читателя-неофита сложилось предвзятое впечатление о том, что якобы Православная Церковь поддерживает гомосексуализм. Для Церкви все вышеуказанные взгляды совершенно маргинальны и порицаемы. Если они, к несчастью, пока что бывают изредка представлены в церковных СМИ, то это, прежде всего, потому, что пока нет церковного контролирующего органа, который следил бы за выходящей литературой. Это и неудивительно после 70-летнего атеистического погрома православия. До революции подобная цензура в Церкви была. Можно надеяться, что после указа Патриарха Кирилла о ее создании, ситуация изменится к лучшему. Но и сейчас всякий может видеть антихристианский характер подобных вещей. Достаточно сверить вышеуказанные отрывки с Социальной Концепцией РПЦ, принятой на ее Соборе:

http://ruskline.ru/analitika/2010/01/201...

Конечно, пугающая картинка! Такого просто не может быть! С какой стороны ни посмотри, это очень сомнительное утверждение. У того же апостола Павла есть дивные слова про то, что никто не отлучит нас от любви Божьей – ни ангелы, ни силы, ни престолы, ни власти – никто! И я что-то не помню, чтобы в скобочках он написал – а вот будет у тебя, жена, муж – и он встанет между тобой и Богом, сам будет с Ним общаться, а тебе только передавать Его волю. Кроме того – вернемся к тому же апостолу Павлу – а правда, забавно, что в вопросах брака мы чаще всего обращаемся к холостяку-апостолу? – нам сказано, что нет у нас другого посредника между Богом и человеком, кроме Иисуса Христа. И опять же, нигде не оговорено особо, что таким посредником для каждой жены должен стать ее муж. Ну и, наконец, такое отношение – это прямой путь к идолотворчеству. Причем, как муж в себе может увидеть пророка по отношению к собственной жене и возгордиться, так и жена в своем муже – Бога напрямую, и забыть об истинном Боге. Нехорошая получится подмена. Но мне кажется, что все-таки это неверное толкование изначально правильного посыла. Ведь  жена должна повиноваться мужу, если муж являет собой образ Божий. А чтобы являть собой образ Божий для жены – муж в самом деле должен очень чутко слушать и слышать Бога. Мне всегда хочется слушаться мужа, когда я вижу его всецелую, самозабвенную заботу о нашей семье. В этом вопросе он полностью выполняет заповедь Павла, призывающего заботиться о жене так, как Христос заботится о Церкви. При этом женино послушание вовсе не подразумевает отречения от собственных отношений с Богом и замены в вечернем правиле слова «Бог» на слово «муж». Не было такого требования у апостола Павла. Другое было: “Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога” (1 Кор 11:11-12). Вы говорите про послушание. Положа руку на сердце, многих женщин настораживают слова о том безусловном подчинении, которое должна жена мужу в православном браке. Не хочется оказаться под пятой у деспота-самодура.

http://blog.predanie.ru/article/venchani...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010