II. Семья – это малая Церковь и Церковь – это семья. Так же верно называть «семьёй семей» государство. Таинство Брака, таинство Священства, Венчание и таинство Миропомазания на Царство – явления разных уровней, но одного свойства. Все основные условия заключения брака вполне прослеживаются и в избирании священника, и в избирании Царя. Так первым условием к служению в Церкви священнику указывается то, что он « должен быть человеком избранным» (см. Известие Учительное). Избирает священника Бог из ставленников, соборно выдвигаемых конкретной церковной общиной (Деян. 1:15-26). Само таинство Священства начинается с обращения к Приходу « Повелите». Как у Ревекки, у Церкви спрашивают согласия. Как и старшим семьи, Лавану и Вафуилу, предлагается клиру и епископу: «повелите, повели». Со священника снимается обручальное кольцо, в знак обручения его с духовной семьей – Приходом. К слову, безместные хиротонии вообще запрещены (IV Вс. 6). Также, как жениха невесте, пастыря Церкви – Царя народу избирает Бог: « Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься на ней, и скажешь: «поставлю я над собою царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня», то поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою [царем] иноземца, который не брат тебе» (Втор. 17:14-15). По той же схеме и с теми же условиями. Как в случае избирания пастыря – экклесия, так при избирании Царя – ойкумена объявляет о своем желании и выдвигает ставленников. Но снова и снова повторим: избирает Царя исключительно и только – Сам Бог. Как в браке испрашивается согласие невесты, так при избирании Царя взыскивается воля народа. Как и в браке, Царь должен быть из этого же народа. Подобно браку происходит Венчание на Царство. III. Как быть с теми браками, которые мы совершаем сами – по своим «сердцу и уму» выбираем лучший вариант, вместо единственно верного? Красивое «ребро», но чужое? Также, как и тому, кто из-за нарушения техники безопасности потерял конечность – так и жить или вовсе без неё, или свыкаться с протезом.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/04/vs...

     Ношение кольца – очень древняя традиция. Так, например, она упоминается в ветхозаветной книге «Бытие»: « И сказал фараон Иосифу: вот, я поставляю тебя над всею землею Египетскою. И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа…» (Быт. 41:41, 42). Согласно тексту, символика кольца у древних народов была связана с принадлежностью кому-то или чему-то. В данном случае мы видим, что Иосиф вступает в ряды государственных чиновников Египта, его пост становится принадлежностью государственной системой фараона. Эта система делегирует ему в рамках полномочий определенную власть. Символом скрепления-составления договора является передача фараоном Иосифу перстня. С подобным явлением, только уже в духовной транскрипции, мы сталкиваемся в Новом Завете – в притче о блудном сыне: «Сын же сказал ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги» (Лк. 15:21, 22). Святые отцы толковали это место так… Отец – это Бог. Сын – падшее человечество. Лучшая одежда – крещение. Перстень – символ восстановления союза Бога и человека. Обувь на ноги – Новый Завет, заповеди и законы Которого позволят человеку идти, то есть жить. Здесь, как и в Ветхом Завете, кольцо выступает как символ сопричасности и принадлежности к чему-то. В данном случае Бог восстанавливает в человеке Свои образ и подобие и опять усыновляет его. Кольца как символ брака использовались уже в Римской империи. Они становились видимым знаком гражданского договора, который заключали брачующиеся. Мужчина теперь принадлежал определенной женщине, женщина, соответственно, – определенному мужчине. Данная традиция сохраняется до сих пор. И кольца являются символом принадлежности. Священник же как лицо, посвященное исключительно Богу, может принадлежать только Ему. Таинство Священства в некотором смысле можно сравнить с Таинством Брака. Так же, как при венчании, кандидата в священнослужители водят три раза вокруг престола (в Таинстве Брака молодоженов водят вокруг центрального аналоя с храмовой или праздничной иконой в средней части церкви). Причем при этом в Таинстве Священства поются те же самые песнопения, что и при венчании: «Святи мученицы…», Слава Тебе, Христе Боже…», «Исаие, ликуй…» Это символ того, что душа священника словно венчается с Богом и уже навеки Ему отдана. Именно служение Господу станет главной целью жизни иерея в будущем. Знаком этого является тот факт, что молодому батюшке после пресуществления Святых Даров дают подержать дискос с Телом Христовым. Ему и только Ему священник будет служить всю жизнь. Это служение дарует батюшке огромную благодать, но и потребует максимум его сил и времени.

http://pravoslavie.ru/103899.html

Венец - ещё в древности был символом победы. Поэтому возложение венцов на главы жениха и невесты служит для них как бы наградой за их целомудренную жизнь до брака. " Венцы, - говорит Свт. Иоанн Златоуст, - полагаются на главах брачующихся в знамение победы, для того, чтобы показать, что они, непобедимые страстию до брака, таковыми приступают и к брачному ложу, т.е. в состоянии победителей похоти плотской. А если кто будет уловлен сладострастием, отдал себя блудницам, то для чего ему, побеждённому, иметь и венец на главе своей? " . Те же, кто не сумел сохранить до брака целомудрия, должны чувствовать себя недостойными венцов, и в этом глубоком сознании собственного недостоинства пусть примут они твёрдое намерение изгладить свои прежние грехопадения покаянием и богоугодными делами. В этом случае венец да будет им напоминанием, что они должны благочестивой жизнью выкупить его драгоценность, что ныне дан он им как бы в заём, а надо приобрести его в полную собственность. И никак нельзя позволить себе осквернять его нарушением супружеской верности. Венец - образ солнца, от которого и тепло, и свет. Наше же Солнце - Христос. По венчании снимаются венцы с увенчанных, но невидимо они должны остаться: не снимается царское достоинство, не удаляется святое церковное благословение. Венец - знак чистоты. Вспомним, как девочки, девушки, плетут себе венки из цветов - ромашек, лилий и других. Как красивы эти венки на их головках, как сияют при этом глаза, сколько непосредственности, не догадывающейся о себе свежести и красоты в этих наивных девчушках, сколько радости! Такими и брачные венцы должны оставаться - заключающими в себе чистоту и доверчивость детства, простоту, дружелюбие, сердечность. Сказал Господь наш, если не будете как дети, не войдете в Царство небесное (Мф. 18: 3). И ещё один символ видится в венце - терновый венец Христов, образ страдания и мужества, преодоление креста и смерти. Сказал Он: если кто хочет идти за Мною, отвергнисъ себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16; 24). И ещё: возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11: 29-30).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2032...

Основанием этому служили слова Ап. Павла: " если какой брат имеет жену неверующую и она согласна с ним жить, то он не должен ее оставлять; и жена, которая имеет мужа неверующего и он согласен с ней жить, не должна оставлять его; ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим " (1 Кор. 7:12-14). В самом деле, христианство по своему духу не может разрывать семейных связей, разделять сердца супругов и совершать насилие над их чувствами и доброй волей. Кроме того, сохранение супружеского союза при обращении одного из супругов к православной вере должно, с одной стороны, свидетельствовать о непринужденности и чистоте намерений в самом этом обращении, в с другой - быть действенным средством обращения неверующего супруга под влиянием верующего, как и говорит далее Апостол: " почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь не спасешь ли жены? " (ст. 16; ср. I Петр. 3:1-2). По действующим русским законам, лица православного исповедания могут вступить в брак с лицами других исповеданий, но только христианских, при соблюдении следующих условий: 1) чтобы иноверцы, вступающие в брак с православными, не подвергали какому бы то ни было насилию религиозные убеждения своих православных супругов и дали письменное подтверждение тому, что в воспитании детей от этого брака обоего пола будут поступать согласно законам Российского государства, т.е. будут крестить и воспитывать их в православной вере; 2) чтобы такие браки были венчаны непременно в православной церкви православным священником, с соблюдением всех условий и правил, установленных для браков лиц православного исповедания. Благословение брака по обрядам иноверной Церкви (после правосл. венчания) предоставляется воле брачующихся. Просьбу о совершении обряда бракосочетания по правилам одной лишь иноверной Церкви принимать запрещается; совершенное же вне православной Церкви венчание иноверцев с православными не признается действительным. Только при заключении смешанного брака в Финляндии, между ее коренными жителями, венчание производится в обеих церквах (жениха и невесты), и от брачующегося иноверца не требуется вышеуказанного обязательства относительно воспитания детей, которые должны быть, безусловно, воспитаны в вере их отца.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

призри на соединяющихся браком сим и на соединение рук их», за которой следует чтение псалма: «Отрыгну сердце мое», и препоясание жениха мечем при произношении псаломских слов: «препояши меч»; благословение: «Сый Владыка Господи Боже наш, создавший человека по образу своему и по подобию, благослови брак сей, как благословил Иосифа и Асенефу»...; венцов: «Господи Боже, царю всех нас, благослови венцы сии и освяти их», и, наконец, две молитвы после их возложения: «Творец и создатель всяческих, создавший человека по образу Своему и подобию, призри на брак сей и благослови их, как благословил Авраама и Сарру», «Боже благий и человеколюбивый... возвесели их в видении сынов и дщерей, даруй им от росы небесной и тука земли» ( А. А. Дмитриевский . Ibid., стр. 97–9). Наиболее выдающейся особенностью второй редакции является чтение апостола и евангелия в самом начале венчания (Goar. Εχολγιον., стр. 321–2. А. А. Дмитриевский . Ibid., стр. 352, 441, 713). 31 Молитва благословения брака читается так: «Благословен еси Владыка Вседержитель, виновник жизни и податель вечных благ, воссиявший свет и давший имя дню, великою Своею премудростью создавший мир и неизреченным советом Своим украсивший его, распростерший в виде свода орошающее (землю) небо и одевший одеждою света испускающее сияние солнце, сообщивший блеск звездам и просиявший ярко светящую лупу, осветивший ее в движении, как невесту брачного чертога, распростерший источающие дождь облака, повелевший плодородной земле произращать плод во время свое, заключивший в границы великое и пространное море и скрывший в нем бесчисленные живые существа, тайного брака законоположитель, святой и непорочной невесты споручник, девственности жених и законного брака совершитель и житейских благих строитель. Сам, человеколюбче царю, создавший человека, положил его на земле и сказал: не добро быть человеку одному на земле, сотворим ему помощника по нему. И вот в экстазе, утолив его сном, взял одно из ребер Адама и превратил его в жену, увидев которую, Адам сказал: это кость от костей моих и плоть от плоти моей, она назовется жена, потому что взята от мужа своего, в виду этого оставить человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут два в плоть едину, и тех, кого Бог соединил, человек да не разлучает: ибо сам Ты сказал, Господи: плодитесь, умножайтесь и наполняйте землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Брак – 1) церковное таинство , в котором при добровольном согласии и взаимной любви мужа и жены благословляется их супружеский союз, по образу духовного союза Христа и Его Церкви ; 2) супружеский союз. Брак между православными и нехристианами по церковным канонам (31е правило Лаод., 72е правило Трул. и др.), категорически запрещается. Межрелигиозные браки не позволяют создать семью как малую Церковь , а ограничиваются лишь телесным и душевным единством, без самого главного – единства духовного. Брак православных с инославными запрещается и не венчается (72е прав. Трул.). Он может быть благословлен по снисхождению при условии, что дети от этого брака будут крещены и воспитаны в Православной Церкви. Зарегистрированный государством брак без венчания блудом не является (понятно, что причиной этого является то, что один из супругов – не член церкви), т.к. брак был заключён до обретения одним из них веры; по заповеди Апостола Павла ( 1Кор.7 ): Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим…. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? Как понимать 5ю главу из Послания Апостола Павла к Ефесянам ( Еф.5:33 ) о семейной иерархии, цитаты из которой часто приводят вне контекста? Вспомним грехопадение : жена согрешила отсутствием послушания и смирения, а муж – отсутствием твёрдости и воли. Стало быть, сегодня Господь исцеляет её послушанием мужу, а его – ответственностью и отеческой заботой о жене. В Евангелии Господь говорит, что «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» ( Мф.22:30 ). Есть ли у брака вечный смысл, сохранятся ли отношения между мужем и женой в Царстве Божием? Протоиерей Владимир Хулап: В христианском богословии есть различные точки зрения на этот вопрос: одна на них говорит, что брак – это исключительно земное дело, другая указывает на то, что брак все-таки имеет вечное измерение. Важно помнить, что, говоря об эсхатологии, о реалиях будущего века, мы используем образы, поскольку наш человеческий язык принадлежит этому миру. С другой стороны, любовь к ближнему имеет вечное измерение, поэтому логично предположить, что союз любящих друг друга людей будет в той или иной мере причастен к нему. Поэтому апостол Павел называет любовь супругов образом отношений Христа и Церкви, святой Иоанн Златоуст говорит, что брак — это образ Троицы, а во время Венчания Церковь молится о том, чтобы Бог воспринял венцы брачующихся в Своем Небесном Царстве. Конечно это богословский идеал, но его реализация — посильная и исполнимая задача конкретной семьи. Православное понимание любви и брака и их подмены

http://azbyka.ru/brak

И уже тем более стоит сказать, что за шесть недель, скорее всего, наберется такое количество грехов, что всех на исповеди и не припомнишь. Поэтому стоит исповедоваться и причащаться как можно чаще. У этого суеверия есть и обратная сторона. Многие люди причащаются редко, утверждая, что недостойны более частого причащения. Таким людям всегда хочется возразить – а разве есть люди, достойные причастия? Нет человека, достойного соединиться с Богом. Но ведь мы не сами по себе спасаемся, Господь нас спасает по Своей милости. И Он же нас зовет к причащению Его Святых Тела и Крови. А это значит, что Господь знает о нашем недостоинстве и все равно зовет нас к Себе. А что делает суеверный человек? Он отвергает руку Спасителя, протянутую ему, Он не слышит слов Христа «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек» ( Ин.6:53-58 ). Причастие – это Жизнь! Как можно отвергнуть Жизнь по причине своей недостойности? Ведь это покушение на волю Божию, на замысел Творца о человеке. Это равносильно самоубийству. Человек сотворен для жизни, и Христос дает нам Жизнь Вечную через причастие. И каждый православный христианин должен причащаться, чтобы иметь Жизнь Вечную. А сколько суеверий надумано вокруг таинства брака, т.е. венчания. «Если священник уронит кольцо одного из брачующихся, то тот, кому оно принадлежит, вскоре после венчания умрет», «у кого из супругов свеча во время венчания догорит быстрее, тот умрет раньше». Какая-то непонятная некромания. Вместо того, чтобы радоваться созданию новой семьи, молиться вместе со священником о даровании супругам детей и благоденствия, суеверные люди начинают заживо хоронить жениха или невесту.

http://sueverie.net/okkultizm-i-sueveriy...

Во второй главе рассматривается отношение к браку во времена древней Церкви и средневековья. Показывается положение брака согласно государст-венным законам. Третья глава посвящена гражданскому браку: причина возникновения гражданского брака и время его возникновения, а так же существующие формы брака согласно государственным законам разных стран. Заключение отвечает на основной вопрос работы: «Является ли гражданский брак блудом, можно ли причащать пары, состоящие в гражданском браке и нужно или необходимо их венчать?» В конце работы приводится список использованой литературы.   ВВЕДЕНИЕ   От начала же создания, Бог «мужчину и женщину сотворил их». Посему оставит человек отца своего и мать, и при-лепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. (Мк. 10:6-9)   Предмет исследования Тема этой работы возникла не случайно. Мнение о том, что брак, не заключённый в Церкви по её правилам, не является браком как таковым, а считается блудным сожительством распространено как в среде русской эмиграции, так и в России. В статье архиепископа Аверкия (Таушева) «Вопросы и Ответы в изъяснение церковного благочестия и душепопечения», читаем: «Допускать ли к Святой Чаше не живущих в церковном браке?» и ответ:  Православные христиане, являющиеся православными от рождения (выделено мною - Д.Л.), но упорно не желающие освятить своего плотского сожительства с лицами другого пола церковным таинством брака, не должны быть ни в коем случае допускаемы к причащению Святых Христовых Таин, чтобы не причаститься «себе в суд или во осуждение». Для православных христиан законным является только брак, заключённый в Церкви и освящённый церковным венчанием. Всякий другой вид плотского сожительства для православных христиан является не более, как греховным блудным сожитием (выделено мною - Д. Л.), за которое они подлежат по канонам отлучению от причащения Святых Христовых Таин на разные сроки в зависимости от свойства и степени греха.

http://bogoslov.ru/article/434998

Поэтому мы обращаемся ко всем вам, ответственным за жизнь наших прихожан и за будущее нашей молодежи, с тем, чтобы предпринять общее усилие и обеспечить надлежащее руководство и помощь всем в супружеских вопросах как посредством ваших личных примеров чистоты частной жизни и неоскверненных браков, так и посредством слов увещания и объяснения, дабы вы знали, как отвечать каждому ( Кол. 4:6 ), а также посредством программ образования. Мы научены из Ветхозаветного Писания, что Бог создал человека по образу Своему… мужчину и женщину сотворил их ( Быт. 1:27 ). И после такого начала существования человека Бог говорит: …оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два]одна плоть ( Быт. 2:24 ). Мужчина и женщина взаимно дополняют друг друга, и эта дополнительность, выраженная в их союзе и общей деятельности, отражает самый образ и подобие Божие. Духовная основа брака явно переступает границы (не подавляя!) плотского единения тел. Плотские отношения, — если они отделены от духовных отношений, — оказываются искаженными; они должны быть сплетены в чистой и общей любви между мужчиной и женщиной, соединенными в браке. В Новозаветном Писании, со слов Господа нашего Иисуса Христа, мы научены, что брак является единственным и нерасторжимым союзом мужа и жены, соединенных Самим Богом: …Что Бог сочетал, того человек да не разлучает ( Мф. 19:6 ). Чинопоследование брака также выясняет, что жених и невеста объединяются не сами по себе, но Богом: «…от Тебе сочетавается мужу жена» (Последование венчания, молитва третья). По этой причине православное Чинопоследование брака лишено каких-либо клятв или брачных обетов самих сторон брачующейся пары. Их желание и свободно данное согласие, конечно, являются необходимыми для брака, ибо таинства не суть действия магии, которые исключают надобность человеческого содействия. Все же никакой обет (или клятва) не может соединять вместе мужчину и женщину благодатным и совершенным образом, предусматриваемым в христианском браке.

http://azbyka.ru/mysli-hristianina-o-bra...

„Я есмь хлеб жизни» – возвестил Христос народу: – „Как Я живу Отцем, так и ядуший Меня жить будет Мною. Сей то есть хлеб сшедший с небес» ( Ин. 6:35,57–58 ). Вне Христа нет жизни. Без причащения Его тела и крови из рук Св. Церкви, призванной к совершению этого таинства нет истинного христианства и следовательно не будет спасения. Вот весь ответ молоканам на их пренебрежение к таинству Св. Причащения. Глава 8-я. О необходимости церковного брака „Боже Пречистый и всея твари содетелю – взывает Св. Церковь в первой молитве при венчании: – Ты ребро праотца Адама за твое человеколюбие в жену преобразивый, и благословивый их и рекий: – раститеся и множитеся и обладайте землею, – и обоих их един уд показавый сопряжением; сего бо ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей и будут два в плоть едину, и яже Бог сопряже, человек да не разлучает... Сам и ныне Владыка Пресвятый приими моление нас рабов твоих... и зде пришед невидимым Твоим представительством благослови брак сей...» „Боже, Боже наш, – возглашается в заключительной молитве при венчании: – Пришедый в Кану Галилейскую и тамошний брак благословивый, благослови рабы Твоя сия, Твоим промыслом ко общению брака составившияся, благослови их входы и исходы, умножи во благих живот их, восприми венцы их в царствии Твоем, нескверны, и непорочны, и ненаветны соблюдаяй во веки веков. Аминь». Первый брак безгрешных блаженных прародителей наших совершил Сам Творец вселенной. Первое чудо Его Единородный Сын сотворил на браке для соблюдения общей радости. Кому же, следовательно, надлежит благословлять бракосочетание, как не тем, которые являются прямыми преемниками от Бога власти на строение таин Божиих. Сочетающиеся браком должны по учению Ап. Павла руководиться таким же духом единению и взаимности, какой объединяет Св. Церковь с Господом ( Ефес. 5:25–28 ), и должны, следовательно, знать всю сущность, свойства и назначения духовных уз между Господом и созданною Им Церковью. А это можно знать только из сведений, преподаваемых Св. Церковью, призванной быть истинною и непорочною провозвестницею о Христовом законе духа жизни, освобождающем каждого человека от рабства греху ( Рим. 8:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010