Если не ставить задачу сохранения любви в браке – не привычки, не терпения, не крестоношения, понимаемого как мука и тяжкое обязательство, которое нужно донести до гроба, а сохранения любви и открытости по отношению друг к другу, – то семья может превратиться в ад. Сохранение и умножение любви в браке – непростая задача. Но она сразу ставит высокую планку отношений и одновременно задает высокую ноту супружества. Венцы, которые надеваются на головы жениха и невесты, есть не только и не столько венцы мученические, но и венцы царские – того царского достоинства и священства, о которых говорит апостол Павел и о которых вспоминает Церковь во время Венчания. В любом таинстве нам дается залог того, что может быть восполнено и взращено. В Крещении мы можем вырасти в меру мужа совершенна – в меру той новой твари во Христе, к которой все мы призваны. Увы, получается по-разному, но возможности – а не только пустые обещания – даются каждому. Таинство есть реальность, а не слова. Вот в таинстве брака даруется реальная возможность пронести супружеское единство через всю жизнь таким образом, чтобы оно могло быть продолжено в вечности. Если мы не верим в реальность этой возможности, то мы не христиане. Значит, мы относимся к Таинству не так, как учит нас Церковь. Не так много священнодействий, которые поставлены в разряд Таинства. Брак – одно из них. Об этом не нужно забывать. — К сожалению, часто происходит так, что на смену первоначальной любви приходит взаимная усталость и раздражение, а супругов соединяет лишь привычка друг к другу и заведенный порядок общей жизни. При этом им кажется, что смысл и цель брака – сохранение семьи – достигнуты, тогда как духовное единство двух людей уже давно утрачено. Как не упустить тот момент, когда появляется первая трещина в отношениях между мужем и женой? Какие симптомы свидетельствуют о начинающемся охлаждении чувств? — Апостол Павел говорит слова, которые относятся в равной степени и к мужу, и к жене: «Друг друга тяготы носите» (Гал. 6, 2). Кроме того, мы не должны забывать слова, которые звучат и во время Венчания – о том, что мужья должны любить своих жен и беречь их, как сосуд немощнейший, а жена должна иметь трепет перед своим мужем: «мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни…» (1 Пет. 3, 7); «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь» (Еф. 5, 25); «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф. 5, 22-23); «каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5, 33).

http://pravmir.ru/supruzheskie-otnosheni...

3.                   Согласно 16-му правилу Халкидонского Собора, 44-му правилу Трулльского Собора, 5-му правилу Константинопольского Двукратного Собора, 18 и 19-му правилам святого Василия Вели­кого, монахам и монахиням запрещается вступать в брак после принесения ими обетов. 4.                   В соответствии с церковным законом, вдовство по­сле третьего брака считается абсолютным препятствием к новому браку. Иначе это правило можно сформулировать таким образом: «Возбраняется вступление в четвертый церковный брак». Церковь также не может одобрять и благословлять супружеские союзы, которые заключаются хотя и в соответствии с действующим гражданским законодательством, но с нарушением канонических предписаний. Т.е. не может быть совершено Таинство венчания над теми, кто хочет вступить пусть и в первый церковный, но уже в четвертый гражданский брак. Однако это не стоит понимать, что Церковь одобрительно смотрит на второбрачие или троебрачие. Церковь не одобряет ни одного, ни другого, а настаивает на пожизненной верности друг другу, основываясь на словах Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает… Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19. 6, 9). Церковь видит во втором браке предосудительную уступку чувственности, однако, допускает его, ибо, по слову апостола Павла, «жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия» (1 Кор. 7, 39-40). А на третий брак взирает как на при­нимаемое послабление, на лучшее, чем открытый блуд, основываясь на 50-м правиле святого Василия Великого: «на троебрачие нет закона; по­сему третий брак не составляется по закону. На таковые дела взи­раем как на нечистоты в Церкви, но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшие нежели распутное любодеяние». 5.                   Препятствием к вступлению в брак является винов­ность в расторжении предыдущего брака. Виновный в прелюбоде­янии, из-за которого расторгнут первый брак, не может вступать в новый брак. Это положение вытекает из евангельского нравст­венного учения и практики Древней Церкви. Данная норма отра­жена и в церковном законодательстве («Номоканон» 11, 1, 13, 5; «Кормчая», гл. 48; «Прохирон», гл. 49. Эта же норма повторена в 253-й статье устава Духовных Консисторий). Однако не только прелюбодеяние может послужить причиной для распадения брака.

http://pravmir.ru/venchanie-chast-2-komu...

4) Апостолы – верные хранители и истолкователи заветов Христа – всегда утверждали святость брака. «Если женишься, – говорит апостол Павел, – не согрешишь, и если девица выйдет замуж, не согрешит»: 1Кор. 7:2–17;25–28 . Еще во времена апостолов брак освящался чрез особое священнодействие: Жена связана законом, доколе жив муж ея, если же муж ее умер, свободна выйти за кого хочет, «только в Господе»: 1Кор. 7:39 . 5) Святой Тихон Задонский говорит: «союз брака должен быть тверд и ненарушим без благословных причин». По слову Божию «всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует»: Лук. 16:18 . «Соединен ли ты с женою? не ищи развода»: 1Кор. 7:27 . Разводиться же можно только по вине любодеяния одного из супругов или других, по суду высшей церковной власти причин. «Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать» ( Мф. 5:32 ). 6) Не так поступают сектанты, напр. «Новый Израиль», самовольно оставляющие законное супружество и вступающие в связь без всякого благословия Церкви, как язычники и дикари. 7) Одна из существующих целей брака есть благословенное рождение и умножение чад для церкви Божией. Отсюда брак не есть простое лишь удовлетворение чувственных влечений, как думают различные сектанты. Сам Бог указал эту цель в Своем благословении, данном прародителям: Быт. 1:28 . Между тем чадородие отвергают сектанты – хлысты и им подобные. 8) Амвросий Медиоланский учит, что «брак (христианский) должен быть освящен покровом и благословением священническим». «Те супружества, которые совершаются не венчанием при двух или трех свидетелях и не с благословением церковным и пастыря, т. е епископа или священника того прихода, по соборному постановлению и учению святых отцов – не законны, наоборот беззаконны и не имеют силы» (Глав. 51 Л. 522). 9) Сектанты-хлысты думают оправдать свое лжеучение о браке словами апостола «имеющие жен должны быть, как не имеющие»: 1Кор. 7:29 . Но разве апостол повелевает здесь разрушать семью? разве говорит о каком-то духовном сожительстве, практикующемся в хлыстовстве? Он дает лишь совет, чтобы христиане воздерживались от брачных отношений и чрез это меньше заботились о делах житейских, но всецело заботились о Господнем, как угодить Господу ( 1Кор. 7:33–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

– Апостол Павел пишет: «Жена связана законом, доколе жив ее муж; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» ( 1Кор. 7:39 ) и в другом месте: «Я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию» ( 1Тим. 5:14 ). По снисхождению к человеческим немощам Церковь допускает второй брак. 16.15. Можно ли обвенчаться тем, кто уже давно состоит в браке? – Можно и нужно. Те пары, которые венчаются в зрелом возрасте, относятся к венчанию серьезнее, чем молодые люди. Пышность и торжественность свадьбы у них заменяется благоговением и трепетом перед величием брака. 16.16. Обязательно ли иметь свидетелей при венчании? – По русской традиции всякая супружеская пара имеет свидетелей. В храме они держат венцы над головами новобрачных. Свидетели должны быть крещеными. Однако отсутствие свидетелей не является препятствием к венчанию, можно венчаться и без них. 16.17. Что надо сделать, чтобы получить церковный развод? – Церковь только в исключительных случаях дает согласие на расторжение брака – главным образом тогда, когда он уже осквернен прелюбодеянием или фактически уже разрушен обстоятельствами жизни (например, долголетним безвестным отсутствием одного из супругов). Для расторжения брака надо подать правящему архиерею письменное прошение. 17. О Таинстве Елеосвящения (Соборовании) 17.1. Что такое Соборование? – Елеосвящение (или Соборование) – это Таинство, в котором через семикратное помазание елеем, освященным священнической молитвой, больному подается Божия помощь для исцеления душевных и телесных недугов. Таинство Елеосвящения называется Соборованием, потому что для его совершения собирается несколько священников – собор. 17.2. Зачем надо собороваться? См. подробнее: Таинство Елеосвящения (Соборование) 17.3. Кто может собороваться? – Собороваться может любой крещеный православный христианин, имеющий на это благословение священника. Детей до 7 лет не соборуют. Существует неправильное понимание сути Таинства Соборования, выражающееся в том, что оно якобы требуется только умирающему и только для отпущения грехов. Таинство это установлено Святой Церковью по слову святого апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14,15 ). В молитвах чина Елеосвящения говорится не о кончине, а о возвращении к жизни, но жизни обновленной, очищенной от грехов. 17.4. Как подготовиться к Соборованию?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Брак По учению Православной Церкви, браком является добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый с целью создания семьи, рождения и воспитания детей. Брачный союз благословляется Церковью через отдельное Таинство. Чинопоследование этого Таинства называется браком, или венчанием. В задачу настоящей главы не входит рассмотрение нравственных и канонических аспектов брачного союза в православной перспективе. Наша задача здесь более узкая – рассмотреть православное понимание брака как Таинства на основе чина венчания. Брак как Таинство Учение о браке как о Таинстве вытекает из слов апостола Павла о том, что христианский брак должен быть подобен союзу между Христом и Церковью: как Церковь повинуется Христу, так и жены должны повиноваться мужьям; как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, так и мужья должны любить своих жен. Об этой любви Павел говорит: Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф. 5:21–33 ). Здесь употреблен термин «Таинство», что впоследствии, много веков спустя, легло в основу учения о браке как о Таинстве. Правда, термин употреблен не в отношении брачного союза, а «по отношению к Христу и Церкви». К тому же, как мы ранее указывали, сам по себе этот термин ни во времена Павла, ни в течение всего первого тысячелетия не употреблялся исключительно в значении церковного чинопоследования. Тем не менее именно апостол Павел сформулировал те идеи, на которых строилось христианское понимание брака, и именно ему принадлежит основополагающая роль в формировании представления о таинственном характере брака. Это представление стало продолжением и восполнением ветхозаветного учения о браке. Библия говорит о том, что Бог сотворил человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их ( Быт. 1:27 ). Сотворение человека не есть создание индивидуума: это создание двух личностей, соединенных узами любви. Сотворив мужчину и женщину, говорит Библия , Бог благословил их и нарек им имя: человек, в день сотворения их ( Быт. 5:2 ). Опять же человек – это не единица, это двоица: человек – это «они», а не «он» или «она». Полнота человечества реализуется в брачном союзе между мужчиной и женщиной, и это вновь и вновь подчеркивается Библией .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В ветхозаветные времена, познал женщину, все жена. И не было никаких венчаний, регистраций браков и так далее Обратите внимание на порядок слов в книге Бытия: «Адам познал Еву, жену свою» ( Быт 4:1 ). То есть сначала Ева стала женой Адама, а уже потом он познал её. В Библии говорится о том, как совершился первый установленный Богом брак: Господь создал Еву и привел ее к Адаму, «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» ( Быт 2:23 ). А затем звучат те слова, которые и сейчас каждый раз повторяются  в чинопоследовании Венчания: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть». ( Быт 2:24 ). Церковный чин Венчания сформировался уже во времена Нового Завета. Однако законный брак  существовал с древних времен, и в Ветхом Завете немало упоминаний об обрядовых сторонах брака: там говорится о помолвке, о свадьбе, о брачном пире, даже о брачном контракте и об отведении мужа и жены после заключения брака в одну спальню. Так что, изучая Библию, читайте ее внимательнее. Телесный блуд – это физическая близость людей, не состоящих в законном браке (каковой, как уже сказано, установлен с самого сотворения людей). Когда для мужчины и брак — не повод остаться в семье Увы, но и Заповеди самого Бога – не повод для человека не грешить. Но это никаким образом не обесценивает Заповеди, не делает их ненужными, страшными, ужасными. И если Ваш бывший муж согрешил против священного брака, разрушил семью – это не обесценивает сам брак. Это история его личного греха – отход от Бога, готовность к убийству нерождённого ребенка, попытка склонить Вас к этому греху, измена, разрушение семьи. Ваша боль отчаяния, скорее всего, от предательства, от разочарования, в том числе – от ощущения неправильности и несправедливости – «как так, верующий и так себя повел?!». Это страшная жизненная ситуация, которая и Вас почти затянула в грех – грех отчаяния. Но Господь послал Вам помощника – порядочного человека. Как обычно – Господь протягивает нам якорь, но мы сами должны протянуть руки и ухватиться за него. Это Ваш выбор.

http://azbyka.ru/vopros/chto-javljaetsja...

В таких сложных ситуациях последнее слово остается за священником, который совершает таинство. Он может принять и такое, и другое решение: в любом случае таинство будет действительным. Однако выбор делается на основании следующих соображений. Если в первом своем браке супруги были далеки от Церкви, если для них обоих развод предшествовал воцерковлению, подлинному возвращению ко Христу, а может быть и самому крещению, то их новый брак можно рассматривать как первый брак в их новом, христианском качестве и совершить его по чину венчания. Если же и в период первого своего брака они были православными, хоть и не венчались в Церкви, то нынешний брак следует совершить по чину о второбрачных. – В Ветхом Завете даже у святого Давида было много жен, а у его сына Соломона помимо жен были и наложницы. Почему современным мужчинам нельзя то, что разрешалось древним?  – Прежде всего усвоим, что святость не освобождает человека от греха: безгрешен один Спаситель. О царе Соломоне читаем следующее: «…Было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его. Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его. И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его» ( 3Цар.11:3–6 ). О патриархах – Аврааме, Исааке, Иакове, Иуде и других – мы не находим подобных суждений, но особенности их брачной жизни, продиктованные обычаями и обстоятельствами времени, когда деторождение было главной задачей брака, вовсе не должны служить нам образцом. Брак установлен Богом в раю как пожизненный союз одного мужчины и одной женщины; таким он и остался после изгнания людей из рая. Но люди, их вера и нравственность, стали портиться, искажаться, и вот Ламех, потомок первого убийцы Каина, становится первым двоеженцем ( Быт.4:19 ). Начиная с того времени многоженство, а вслед за тем и развод, и другие извращения брака властно входят в жизнь всех племен и народов, не исключая и древнееврейский.

http://azbyka.ru/semya/muzhchina-i-zhens...

В Христианской Церкви Божие благословение вступающих в брак ниспосылается Господом в Таинстве Венчания. Гражданский брак определяется Церковью блудным сожительством, кроме тех случаев, когда один из супругов сознательно приходит к вере, уже состоя в браке, а второй не желает венчаться. В этом случае Церковь основывается на словах святого апостола Павла: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1 послание к Коринфянам, глава 7, стихи 12–14). Но тут же апостол прибавляет: «Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь» (1 послание к Коринфянам, глава 7, стих 15). Следовательно, если невенчанный брак заключен до воцерковления супругов, то инициатива развода не должна принадлежать верующему супругу. Если же к вере приходят и муж, и жена, конечно, им необходимо освятить свой союз благодатным церковным Таинством Брака (Венчания). (Название Венчание происходит от возложения венцов на брачующихся.) Бывает, что молодые люди венчаются в Церкви не по убеждению, а только потому, что «это красиво», не понимая, что церковный брак – нерасторжимый союз. «К сожалению, не всегда понимают важность этого священнодействия те, над которыми оно совершается , – наставлял женихов и невест епископ Дмитровский Виссарион (Нечаев) . – Оттого-то они и во время совершения его ведут себя без надлежащего благоговения и не приготовляются к нему предварительными молитвами о ниспослании благословения Божия. Но если священнодействие Брака есть Таинство, то, как и всякое другое Таинство, оно требует от приступающих к нему молитвенного настроения духа. Как приступающие к Таинству Исповеди должны предрасположить себя к нему предварительным продолжительным подвигом молитвы, иначе не получат ожидаемой от него пользы для душ, так и вступающие в брак обязаны быть в молитвенном настроении духа не только во время совершения над ними сего Таинства, но и до совершения его. В ком нет такого настроения до Венчания, то благодать Божия, даруемая в Таинстве Брака, падает на почву совершенно бесплодную» .

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnaya-mama...

«И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею...» ( Быт. 1, 28 ). Брачный союз, при заключении которого, по творческому предначертанию, два образуют одну плоть, есть тайна. При честном отношении к браку мужа и жены духовно-нравственная близость их друг к другу становится столь высокой, что св. апостол Павел указывает на нее как на некоторое подобие союза Христа с Его Церковью: «Оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Еф. 5, 31–32 ). Брак же как таинство, есть установленное, по воле Божией, в Церкви священнодействие, в котором чрез священнослужителя подается брачующимся благодать, содействующая им в достижении всех целей брака и освящающая их брачный союз. Что таинство брака действительно было установлено еще при святых апостолах видно из слов св. апостола Павла: «Жена связана законом, доколе жив муж её; если же муж её умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» ( 1Кор. 7, 39 ). Св. Игнатий Богоносец , имея в виду эти слова Апостола, говорит совсем ясно: «Надлежит желающим жениться и выходящим замуж творить брак с ведома епископа, чтобы брак был о Господе». Вопрос : В чем состоит совершительная часть «последования венчания»? Ответ : После молитвенного обращения к Богу о сочетании брачующихся и венчании их в плоть едину, совершитель таинства (обычно священник, редко епископ) возлагает на них венцы с произнесением слов: «венчается раб Божий (или раба Божия) рабе Божией (или рабу Божию) во имя Отца и Сына и Святаго Духа» и вслед за этим благословляет их трижды, трижды же возглашая краткую молитву: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я» . Вопрос : Какова невидимая сторона в таинстве брака? Ответ : Подаваемая в этом таинстве благодать Божия одухотворяет и возвышает брачный союз двух лиц, дабы он мог соделаться действительно достойным отображением духовного и святого союза Христа с Церковью. Разумеется, при этом сами супруги должны в течение всей своей жизни хранить себя в верности друг другу, в нравственной чистоте и целомудрии. «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» ( Евр. 13, 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Ибо желаю, говорил Апостол, чтобы все люди были как и я – (девственник), – но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе... «Каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал». Так я повелеваю по всем церквам» ( 1Кор.7:7:17 ). Сознается ли это ясно всеми теми, кого касается закон брака? Без ясного же сознания этого закона невозможно и точное исполнение его. Постараемся же уяснить его, руководствуясь указаниями наших отечественных богословов, проповедников и писателей. В лице первой человеческой четы, мужа и жены, земному человеческому житию даны святые и совершенные законы. Образ этой-то земной жизни всего человечества, этого святого и совершенного закона и возобновляется каждой христианской четой в таинстве брака. Для мужа его подруга не просто одна из женщин, но жена, для жены её сожитель не просто один из мужчин, но муж, – для них обоих остальной род человеческий не имеет пола. Связанные благородными узами духовного братства со всеми подобными себе существами, муж и жена – христиане, Адам и Ева всех веков, одни получают благословение на вкушение радостей теснейшего сожительства, во имя физического и нравственного закона, положенного в основание земной жизини человеческого рода. Поэтому первым обнаружением Божественности Христа было благословение супружеского соединения в Кане, подобно тому, как первым действием Божиим по отношению к роду человеческому было сотворение первой четы. Итак, брак – не договор 11 , не обязательство 12 и не законное рабство 13 : он есть воспроизведение образа, установленного Божественным Законом, – он есть органическое и следовательно, взаимное соединение двух чад Божиих. Брак огражден с самого начала законом о нерасторжимости союза между мужем и женой, так что они должны составлять одну плоть и разрыв между ними должен уподобляться рассечению пополам живого человека. Для чего же такое тесное соединение? «От Теобе сочетавается мужу жена, в помощь и в восприятие рода человека». «Твоя есть воля законное супружество и еже из него чадотворение» – так определяет Церковь цель брака в церковних своих молитвах в чине венчания.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010