Многие спрашивают со скепсисом: «Неужели достаточно венчаться, чтобы брак состоялся в своем самом высшем понимании?» Если оперировать математическими терминами – необходимо, но недостаточно. Само по себе Таинство Брака – это лишь наше моление пред Господом, упование и надежда. Если молодые продолжают рука об руку идти «тесным путем» духовного роста, то постепенно создается то, что называется «домашней церковью». И все необходимое дается им по заповеди Господней: Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф. 18:19-20 ). Но ведь бывает и иначе: после Венчания люди начинают нарушать заповеди, жить распущенно совершенно мирской жизнью – и тогда Таинство не может «преодолеть» того, что они сами творят со своей жизнью. Более того, они оскверняют Таинство Брака, поэтому могут ли ожидать помощи Божией на этом пути? Ведь они отталкивают от себя Господа, хотя милость Его бесконечна, и Он может послать благодать и таким заблудшим душам, если они опомнятся и обратятся к Нему. Если же Венчание было только «для галочки» или «для страховки»… Дочь моей знакомой долго не хотела выходить замуж, видя, как распадаются браки, одним из примеров был и развод ее собственных родителей. Наконец, она решилась на замужество и обвенчалась при заключении брака. Первые пять лет ее семейная жизнь была счастливой, родилась дочь, отношения с мужем складывались прекрасные. В церковь, правда, они ходили редко, хотя девочку крестили – опять-таки для «страховки». Но вот встал вопрос о втором ребенке, и молодая женщина без особых колебаний сделала аборт – это было так «не вовремя»: семья еще не встала на ноги, намечалась престижная работа, жилье было тесным. Муж, человек неверующий, ее не останавливал. Через некоторое время у него появилась другая женщина. После ряда мучительных лет он ушел к ней, хотя большого счастья и в новой семье у него нет.

http://azbyka.ru/semya/otvety-sovremenni...

Муж и жена должны любить друг друга, быть безусловно преданными друг другу. Хранение супружеской верности составляет непременный долг и мужа, и жены. Еще в Ветхом Завете было сказано: «Не прелюбодействуй» ( Исх. 20:14 ). Господь Иисус Христос уже само пожелание чужой жены осуждает как греховное: «Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй». А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф. 5:27-28 ). Но как возможно говорить о сохранении супружеской верности, когда сам «гражданский брак» является блудным сожительством? Ведь нераскаянный грех всегда порождает новый грех. Там, где нет ответственности перед супругом, всегда максимально увеличена возможность совершения блудодеяния. Недаром учит ап. Павел: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» ( Евр. 13:4 ). Блуд несовместим с любовью, ибо он разрушает ее. Поэтому оправдать «гражданский брак» любовью желающих вступить в него никак нельзя, ибо нераскаянный блудный грех сокрушит любовь, не дав ей взрастить добрые плоды. Господь учит: «Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый» ( Лк. 6:43 ). Также и «гражданский брак», являясь блудным сожительством, никогда не принесет доброго плода. А «всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» ( Мф. 7:19 ). Так и православные христиане должны осознавать, что ложное понятие «гражданского брака», являясь лживой подменой истинного понимания брака, должно быть отсекаемо от сообщества верных, ибо оно не приемлемо для него. Помимо всего вышесказанного, хочется также отметить один немаловажный духовный аспект вопроса о «гражданском браке». Люди, живущие в таком «браке», согласно церковным канонам, не могут быть допущены до церковных Таинств, пока не прекратят блудное сожительство и не принесут покаяние. В первую очередь, стоит сказать, что они не могут быть венчаны в Церкви. Современные правила Русской Православной Церкви не дозволяют венчать людей до регистрации их брака в органах ЗАГСа.

http://azbyka.ru/semya/mozhno-li-nazvat-...

Позволяет ли Писание не допускать сожительства супругов?   Не позволяет и говорит: «жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор 7:4, 5). Чем оправдывают скопцы свое отвержение брака?   Они говорят, что брак запрещен еще в раю, когда было запрещено есть плоды «от дерева познания добра и зла». Есть эти плоды будто бы и значит находиться в брачном сожитии. Что должно отвечать скопцам на это?   Должно сказать, что заповедь о невкушении от дерева познания добра и зла дана еще до сотворения жены (Быт. 1:27, 28, 2:16, 17). Что должно сказать хлыстам и братчикам, когда они отвергают брак потому, что, будто, Спаситель осудил его, и что, будто, за брак потоп был наведен (Мф.24:38, 39)?   Должно указать хлыстам, что женитьба не запрещена, так как Ною и сынам его Господь повелел войти в ковчег с «женами» (Быт. 6:18).    Вообще же, если кто из сектантов говорит что-либо против брака, то такому нужно отвечать, что подобные ему еретики прокляты Господом Богом за нечестивое отвержение брака (1 Тим. 2 гл. и 1 Тим. 4:1—5).    В наше время большинство протестантских сект к браку относится хорошо (напр. баптисты...). Но Таинства венчания у них нет, впрочем, как и других Таинств — Ред. О монашестве Что мы называем монашеством?   Монашеством мы называем христианский подвиг безбрачной жизни с целью соблюдения целомудренного воздержания и более удобного, чем в супружестве, прохождения земной жизни, совершенствования и достижения спасения. Как относится Церковь к людям, пожелавшим проводить жизнь монашескую?   Церковь благословляет этот подвиг особым священнодействием и испрашивает принимающему монашество благодать Божию, помогающую ему успешно проходить этот подвиг христианского совершенствования. Как должно смотреть на монашество?   На монашество должно смотреть как на высокий подвиг, прославляемый Богом. Еще в Ветхом Завете сказал Господь о прославлении монашеской жизни. У прор. Исаии читаем: «Господь так говорит об евнухах: которые хранят Мои субботы, и избирают угодное Мне и крепко держатся завета Моего, тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится» (Ис. 56:4, 5). Под евнухом здесь разумеются соблюдающие целомудрие монахи, которые, подобно евнухам, не ведут брачной жизни и, сверх сего, как предсказал Господь, «избирают угодное», т.е. принимают угодные Богу обеты и «крепко держатся завета Божия».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Разделы портала «Азбука веры» В Евангелии не указано что нужно идти в ЗАГС или в церковь венчаться. Написано просто “не прелюбодействуй”. Получается не должен быть первый шаг — ЗАГС? Можно и так пожить с человеком, а потом расписаться Теоретически можно прожить с человеком без этого? Интуитивно я понимаю что нет, а логикой не соображу. Можно и так пожить с человеком, а потом расписаться? Вопрос закрыт для новых ответов. Похожие вопросы 4 Ответа А можно “пожить вместе” и не жениться. Это более вероятный сценарий. А потом пожить с другим и снова не жениться… А потом уже и никому не нужны будете. Анастасия, в Ваших размышлениях две ошибки: Анастасия, Вы не принимаете во внимание то, что Иисус Христос проповедовал в иудейской среде, где законные брачные отношения считались нормой еще с Ветхого Завета, а половые отношения вне брака — преступлением. Вот что говорил ветхозаветный закон об этом: Если кто-нибудь встретится с девицею необрученною, и схватит ее и ляжет с нею, и застанут их, то лежавший с нею должен дать отцу отроковицы пятьдесят [сиклей] серебра, а она пусть будет его женою, потому что он опорочил ее; во всю жизнь свою он не может развестись с нею ( Втор.22:28–29 ) Иисус Христос не отменял ветхозаветных моральных норм в отношении брака, так как изначальный замысел Бога был именно таков — один мужчина для одной женщины в законном союзе. И дело здесь не в ЗАГСе и не в венчании даже самом по себе, а в том, чтобы узаконить свои отношения перед лицом общества и получить благословение Божие для создания христианской семьи. Формы этого узаконения и благословения были всегда и во всех культурах разными, но суть оставалась одна и та же. Так было и во времена Христа, и впоследствии в Церкви. Сегодня формы заключения брака изменились, но суть осталась той же и христианам нельзя это игнорировать. Можно и так пожить с человеком, а потом расписаться. В этом утверждении уже кроется подвох. А именно предполагается возможность расстаться с человеком, несмотря на то, что люди уже пожили вместе как супруги. Иначе бы так вопрос не ставился. Для христиан такая возможность по умолчанию неприемлема. Если вступили в отношения, то уже, будьте добры, взять ответственность и хранить друг другу верность всю жизнь. Пока люди не расписаны и не венчаны, то у них не наступает ни моральная, ни юридическая ответственность за эти отношения. Как утверждается в Основах социальной концепции Русской Церкви ,

http://azbyka.ru/vopros/mozhno-li-pozhit...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте. У меня такой вопрос. Будучи верующей, я вышла замуж за крещеного мужчину, который позиционирует себя как атеист. Венчания не было. До свадьбы я сходила в Церковь на исповедь. Наверное для галочки, так как мы с моим будущим мужем до брака жили в блудном сожительстве. Хотела начать всё, так сказать, с чистого листа. Хотя потом в Церкви год не появлялась вообще. Теперь меня мучают сомнения правильно ли я поступила. Законен мой брак или я живу в блуде? Ведь брак должен быть «в Господе». Может мне стоило бы развестись? Этого конечно не хотелось бы, но если я живу в грехе, то другого выхода нет. Посоветуйте, как мне быть? Похожие вопросы 6 Ответов Слово “верующий” очень расплывчато, есть церковный термин верный . Раз Вы вышли за муж за атеиста, то верной в то время не были. Соответственно теперь обязаны хранить брак: Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. ( 1Кор.7:12–13 ) Здравствуйте! Если Вы вступили в этот брак до сознательного участия в Таинствах Церкви (до воцерковления ), то к Вам приложимо следующее суждение церковного документа : Церковь , настаивая на необходимости церковного брака, все же не лишает причащения Святых Таин супругов, состоящих в брачном союзе, который заключен с принятием на себя всех законных прав и обязанностей и признается в качестве юридически полноценного брака, но по каким-то причинам не освящен венчанием. Эта мера церковной икономии, опирающаяся на слова святого апостола Павла ( 1Кор. 7, 14 ) и правило 72 Трулльского Собора, имеет в виду облегчение возможности участия в церковной жизни для тех православных христиан, которые вступили в брак до начала своего сознательного участия в таинствах Церкви. В отличие от блудного сожительства, являющегося каноническим препятствием ко причащению, такой союз в глазах Церкви представляет собой законный брак.

http://azbyka.ru/vopros/zakonen-li-brak-...

С Венчанием, так же, как и с Таинством Елеосвящения, связано множество суеверий, но природа их несколько иная. Точнее говоря, природа их одна – языческие баснословия; просто «венчальные» предрассудки «посвежее», то есть некоторые их них возникли в не столь давний период. К числу таких поверий относится то, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещают несчастья, скорби в браке или раннюю смерть одного из супругов. Распространено суеверие, которое с первых шагов новой семьи провоцирует ее членов к проявлению гордыни и к противлению воли Божьей. Оно заключается в том, что тот из брачующихся, кто первым вступит на расстилаемое полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье. Поэтому иногда даже на свадьбах более или менее воцерковленной молодежи можно видеть стремление невесты к тому, чтобы ее нога оказалась там первой. Очередная басня гласит: чья свеча после Таинства окажется короче, тот и раньше умрет. Не остались в стороне и «филологи»: положив в основу своего «богословского мнения» сходное звучание корней разных слов, они убеждают, что нельзя венчаться в мае, «потом будешь всю жизнь маяться». Все эти языческие придумки обличают маловерие, неверие, дремучее невежество их последователей, да и просто нежелание мыслить. О расторжении церковного Брака Церковь осуждает развод по той причине, что богоустановленный порядок брака его не подразумевал. В беседе с фарисеями Господь Иисус Христос сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так (п/ж – ред.) ( Мф. 19; 4–8 ). Но немощь человеческого естества такова, что «вместить» этого запрета некоторые верующие не могут.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Самый акт заключения брака также не имеет для себя определений в законе. Насколько можно судить по фактам обычного права, он не имеет для себя точного определения и в этом последнем праве. И замечательно, что во всей ветхозаветной литературе нет даже слова для обозначения акта заключения брака вроде нашего " венчания " , и это последнее слово ни разу не встречается в русском переводе Ветхого Завета. Встречается однажды слово " бракосочетание " (так переведено в кн. Песн. III, 11 слово chatunnah), но оно более относится к самому брачному акту, чем к форме его заключения. Заключение брачного союза носит на себе печать истинно патриархальной простоты, чуждой всяких формальностей. Вот прелестная, дышащая свежестью патриархальной простоты , картина заключения брака Исаака с Ревеккой. По поручению Авраама раб его отправился в далекую сторону искать жену для Исаака. Случайно встречает он " девицу прекрасную видом, деву, которой не познал муж " . Он невольно обратил на нее внимание, попросил у нее воды напиться, и когда та оказалась настолько услужливой, что не только напоила его самого, но постаралась начерпать воды и его верблюдам, то после этого он уже не мог упустить ее из вида: физическая красота и нравственная доброта приковали его к ней. Он тут же подарил ей золотую серьгу весом полсикля и два запястья на руки ей, в десять сиклей золота. Расспросив, чья она дочь и есть ли у них место для ночлега и получив в ответ от удивленной и обрадованной подарками доброй девушки, что " у них много соломы и корму, и есть место для ночлега " , он отправился в дом отца ее и тут же сейчас высказал свое желание. Родители девицы, видя серьезность поручения раба, а равно и богатство его господина, ничего не жалеющего для своего любимца-сына, согласились на брак; спросили Ревекку, согласна ли она, и, когда та выразила свое полное согласие, брачный акт был заключен. Родители и родственники девицы получили подарки, хотели было еще подержать у себя в доме Ревекку дней хотя десять " , но так как рабу нельзя было медлить, то они распростились с дочерью и " благословили ее и сказали: сестра наша! да родятся от тебя тысячи тысяч, и да владеет потомство твое жилищами врагов твоих " .

http://predanie.ru/book/219933-zakonodat...

Семья освящается благодатию Святого Духа Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 8, 1996 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 8, 1996 Из книги “Домашняя церковь” Все в Церкви освящается в молитве Духом Божиим. Таинством крещения и миропомазания человек входит в церковное общение, становится членом Церкви; снисхождением Духа Святого происходит пресуществление Святых Даров; силою Его получают благодать и дар священства; благодатию Святого Духа освящается храм, приготовленный строителями и иконописцами для совершения в нем богослужения, освящается и новый дом перед вселением. Неужели брак и начало супружеской жизни мы оставим без церковного благословения, вне благодати Святого Духа? Только с Его помощью, силою Его можно создать домашнюю церковь. Брак является одним из семи православных таинств. Для христианина связь с женщиной вне церковного брака можно сравнить только с попыткой совершать литургию не-иереем: одно является блудом, другое — святотатством. Когда на венчании говорится “Славою и честию венчай я (т. е. их)”, то славится беспорочное житие новобрачных до брака и Церковь молится о браке славном и честном, о славном увенчании их предстоящего жизненного пути. Относясь очень строго к половым связям вне церковного брака христиан, считая их недопустимыми, церковное сознание с уважением относится к честному и верному гражданскому браку неверующих и некрещенных. К ним относятся слова ап. Павла: “…когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую” (Рим 2:14–15). Церковь рекомендует супругам, пришедшим к вере, креститься (войти в Церковь можно только через крещение), а крестившись — венчаться, сколько бы лет ни прожили они в светском браке. Если вся семья обращается к вере, то дети очень радостно, значительно воспринимают церковное венчание родителей. Если кто когда-то был крещен, но рос без веры, а потом поверил, вошел в Церковь, а жена осталась неверующей и, по слову ап. Павла, “она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится” (1 Кор 7:12–15). Конечно, такой брак верующего с неверующей не создает домашней церкви, не дает ощущения полноты супружеских отношений.

http://pravmir.ru/semya-osvyashhaetsya-b...

Часто люди говорят: у меня нет сил справиться с ребенком. Для того чтобы были эти силы, Господь Таинство брака и установил. Если вы заболеете, нужно собороваться, существует Таинство соборования  — таинство исцеления сил. Когда согрешишь, надо пойти на исповедь — Таинство прощения грехов. А вот чтобы получить силы для воспитания детей, нужно венчаться. Это Таинство специально для этого и существует. Мне приходилось видеть таких людей, которые говорят, мол, мы давно уже с мужем живем, у нас, вроде, все хорошо. А зачем нам венчаться? Ну, силы-то надо давать! В молитве венчания говорится, что благословение дается на весь род. В Таинстве венчания дети узакониваются. Возникают именно освящение взаимоотношений родителей и детей. …здесь та библейская норма, которая прямо регулирует отношения родителей и детей  Апостол Павел в Посланиях к Ефесянам (6, 1–4) говорит: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем». Здесь как раз та библейская норма, которая прямо регулирует отношения родителей и детей. Повинуйтесь родителям своим в Господе. Что это означает? …мы должны повиноваться родителям и учить детей — не ради вас, а ради Бога  Это значит, что мы должны повиноваться родителям и учить детей — не ради вас, а ради Бога. Ты должен слушаться меня, потому что так требует Господь — ради Него. Таким образом, сразу отождествляете себя со своими требованиями. И здесь не будет той проблемы, что, мол, мой сын против меня выступил, и мои требования не выполняет. Я могу тебе не нравиться, но я требую не своего, а заповеди Божией. При одном условии, что вы требуете исполнения заповеди Божией. Если вы требуете не этого, то, конечно, вас слушаться никто не обязан. Когда замечательные тещи разводят своих дочек с их мужьями, их слушаться нельзя совершенно, потому что заповедь Господня этого не допускает. Точно так и со свекровями. Или если муж требует от жены сделать аборт, то жена вправе отказаться, потому что одно дело муж, а другое — Господь.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

7. Напомнить пастырям о том, что в своем отношении ко второму браку Православная Церковь руководствуется словами апостола Павла: «Соединен ли ты с женою? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит… Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7:27–28, 39). Среди священников есть и те, кто утверждает, что Православная Церковь не допускает второго брака. Из слов апостола Павла мы видим, что это не так. Православная Церковь настаивает на единственности брака, но в тех случаях, когда первый брак фактически уже не существует, в особенности в случае смерти одного из супругов, Церковь благословляет и второй, а в особых случаях даже третий брак, и в таком случае над брачующимися совершается венчание. 8. Напомнить пастырям о необходимости соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни. Случается, что во время исповеди священник начинает расспрашивать прихожанина или прихожанку о различных деталях их супружеской жизни. Подобные расспросы могут стать для исповедающегося таким шоком, что потом он будет вообще бояться подойти к священнику. Это грубейшее, недопустимое нарушение со стороны духовника. Священник не должен расспрашивать прихожан об их брачном общении, о различных аспектах и деталях их семейной жизни. Человек, пришедший на исповедь, должен сам сказать о плотских грехах, если он их совершил, но со стороны священника в высшей степени нецеломудренно задавать вопросы о каких бы то ни было подробностях, которые исповедующийся не назвал и не раскрыл. Более того, бывают случаи, когда священник начинает сам спрашивать, не делал ли человек того- то и того-то. Мне известен случай, когда юноша, целомудренный, не знавший физической близости с женщинами, пришел на исповедь, а духовник поставил перед ним вопрос, что называется, ребром: «Сколько баб у тебя было?» — на что изумленный и потрясенный молодой человек ответил: «У меня не было баб». Однако священник настаивал: «Не ври, говори правду: сколько было — три, пять, семь?» Такое отношение — просто кощунство, преступление со стороны духовника. Если вам попался такой духовник, такой священник, бегите от него, как от огня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=870...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010