А начинать мы должны с того, чтобы применять в жизни замечательный принцип: Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Никто не желает себе зла, никто не хочет, чтобы по отношению к нему проявляли справедливость, если он поступил нехорошо: всякий из нас ищет не строгости, а милосердия. В первом послании святого апостола Павла к Коринфянам есть такие слова: Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его 147 . Но ведь получается, что такие люди находятся в невенчанном браке и живут в любодеянии? Апостол говорил это тогда, когда общество было языческим, ведь христианство еще только начало распространяться. Позже, когда общество стало христианским, невенчанный брак рассматривался как сознательное преступление и назывался любодеянием. В Византийской империи для христиан не было гражданского брака, как и в Российской империи. И поэтому, если люди не были обвенчаны в Церкви, значит, они вообще не считались женатыми. Правда, в древности, в первые века Византийской империи, еще существовали римские обычаи, и нечто вроде гражданского брака там было. В наше время, мне кажется, поневоле приходится вернуться к практике древнейшего христианского общества, о которой говорит апостол Павел. Если бы мы сейчас предъявляли к супругам такие жесткие требования: «Или венчайтесь, или разводитесь», то разрушили бы многие семьи. Правда, некоторые духовники, может быть более строгие, считают, что брак обязательно должен быть венчанным. Но какой смысл совершать таинство венчания над человеком, который, может быть, даже не крещен? Или, если и крещен, то в Бога не верит? Перед таинством бракосочетания, если все делать правильно, молодым нужно исповедаться и причаститься. Как же можно человека почти неверующего или вовсе неверующего заставлять участвовать в таинствах? Не будет ли это кощунством над таинствами? Поэтому я не придерживаюсь такого мнения, что в любом случае нужно венчаться и что гражданский брак 148 – это любодеяние. Гражданский брак – это все-таки не просто связь, хотя, конечно, это не церковный брак.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Браки православных с нехристианами оставались безусловно запрещенными и в синодальную эпоху, как, впрочем, запрещались они и российским подданным католического вероисповедания. При этом российским подданным протестантского исповедания в соответствии с их конфессиональным правом разрешалось вступать в брак с мусульманами и евреями, но не с язычниками. Запрет браков православных с иноверцами не распространяется на те случаи, когда к Православной Церкви присоединяется один из супругов, при том что другая сторона остается вне Церкви. Отцы Трулльского Собора в 72-м правиле, повторяя мысль апостола Павла: …Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим ( 1Кор. 7:12–14 ), не требуют расторжения брака, заключенного вне Церкви, когда один из супругов обращается в правую веру: «Но аще некоторые, будучи еще в неверии и не быв причтены к стаду православных, сочеталися между собою законным браком, потом един из них, избрав благое, прибегнул ко свету истины, а другий остался во узах заблуждения, не желая воззрети на Божественные лучи, и аще притом неверной жене угодно сожительствовати с мужем верным, или, напротив, мужу неверному с женой верною, то да не разлучаются, по божественному апостолу: святится бо муж неверен о жене, и святится жена неверна о муже». В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых Архиерейским Собором 2000 г., относительно смешанных браков содержится следующее положение: «В соответствии с древними каноническими предписаниями Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве. Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей» (10, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В женских монастырях по благословению правящего архиерея разрешается пожилым монахиням или инокиням нести послушание в алтаре. Что означают слова «Господи Боже, честию и славою венчаем их»? иеромонах Иов (Гумеров) «Господи Боже наш, славою и честию венчай я (то есть – их. – и. И)». Эти слова являются тайносовершительной формулой во время венчания. Их трижды произносит священник. Перед этим на жениха и невесту возлагаются брачные венцы в знамение победы: жених и невеста не были побеждены до брака блудной страстью, таковыми приступают и к брачному ложу. Тот, кто до брака потерял целомудрие и чистоту, строго говоря, не достоин венцов. Поэтому на второбрачных или совсем не возлагали венцов, или возлагали не на головы, а на правое плечо (постановление Стоглавого Собора). Слова «славою и честию венчай» взяты из Псалтири: «Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаеши его? Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его» ( Пс. 8: 5–6 ). Пророк говорит, что человек при сотворении увенчан славою , потому что получил образ и подобие Божие. Он увенчан также честью, поскольку Бог даровал ему власть над всеми другими тварями. По мнению святителя Иоанна Златоуста , в венчании можно видеть благодатное восстановление того величества над тварями, которым были облечены Адам и Ева в то время, когда Бог изрекал им брачное благословение: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» ( Быт. 1:28 . Кто такой «богоглаголивый Аввакум» из пасхальных песнопений? иеромонах Иов (Гумеров) Творец Пасхального канона преподобный Иоанн Дамаскин при составлении ирмоса 4-й песни упоминает святого пророка Аввакума: «На Божественней стражи богоглаголивый Аввакум да станет с нами и покажет светоносна ангела, ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко Всесилен». Здесь использованы слова из его пророческой книги: На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне ( Авв. 2:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Всегда имея в виду, что сущность человека греховна, Церковь предписывает дисциплину временного воздержания – посты, таким образом, устанавливая некую норму плотского общения супругов в браке: выражая свою любовь друг другу таким полным, включающим физическое общение, образом, придерживаться церковной дисциплины и иметь в виду деторождение, как навершающую любовь сторону брака. В связи с этим уместно привести слова апостола Павла: не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим ( 1Кор.7:4-5 ). Уместно привести и 51е апостольское правило, которое гласит: кто «удаляется от брака… не ради подвига воздержания, но по причине тушения, забыв, что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом, хуля, клевещет на создание Божие», – и относящееся к IV веку определение Гангрского Собора (1,9,10): «Если кто порицает брак и гнушается женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющеюся, или порицает оную, как не могущую войти в Царствие Божие, да будет под клятвою». Оба этих документа приняты Церковью как канонически безусловно авторитетные. В официальном документе нашей Церкви «Основы социальной концепции РПЦ» также подчеркивается, что телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они «становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, единомыслие душ и телес супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания» (X,6). Как мы уже говорили, жизнь в браке предполагает рождение детей, поэтому сознательная установка супругов на их не рождение, ограничение телесной близости лишь получением удовольствия безответственна и греховна. Сейчас в обществе центральным по важности вопросом в рассматриваемой нами сфере оказался вопрос контрацепции. По самым разным причинам (среди которых назовем прежде всего социально-экономические или медицинские) некоторые семьи не могут себе позволить прибавление потомства: тут или отсутствие нормальных жилищных условий, или недостаточность материальных средств для того, чтобы при возрастании числа детей оставалось возможным достойное содержание и воспитание имеющихся детей.

http://azbyka.ru/semya/brak-semja-deti-i...

Говоря об освящении брака, мы имеем в виду не только венчание. Христианский бракбрак, в котором живет и присутствует Иисус Христос. Когда Богочеловек занимает положенное Ему место в сердце каждого из супругов, тогда через церковное благословение брака Он входит и внутрь этого живого организма – христианской семьи. Любить друг друга – это не только получать друг от друга радость, но и отдавать себя другому без остатка, думать в первую очередь о своем любимом человеке. Зачем Бог сотворил женщину? В раю Адаму и одному было хорошо. Зачем понадобилось сотворение женщины? В Библии в пятой главе Бытия Моисей написал о творении Богом человека: Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их ( Быт.5:1–2 ). Потомки Адама рождаются по его образу и подобию. Здесь, как и в первой главе книги Бытия, говорится, что мужчина и женщина в равной мере обладают человеческим достоинством. Имя человек Бог дает им обоим, к ним обоим относится и Божие благословение. Такова первая истина. Вторая истина состоит в том, что все люди рождаются по одному образу и подобию, то есть они равны. Эти истины будут потом торжественно подтверждаться и Самим Иисусом Христом в беседе с иудеями: Не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? ( Мф.19:4 ). И затем – в Афинском ареопаге – апостолом Павлом: От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род» ( Деян.17:26–28 ). Человек со всем богатством духовных способностей именно сотворен, потому что он есть нечто особенное по сравнению с другими творениями Божиими. Те качества, которые явлены в человеке: его дух, его воля, его творческие способности – не есть соединение элементов, уже существовавших в мире до появления человека. Дух человеческий – его «я» – не может быть разложен ни на какие земные субстанции, не может быть сведен к той душе живой (психике), которой обладают и животные. В этом смысле человек – нечто совершенно новое, в полном смысле возникшее из небытия (то есть сотворение человека – это создание Богом того, чего до этого не существовало, не было).

http://azbyka.ru/katehizacija/o-nashej-v...

Евхаристия — центральное Таинство Церкви. Регулярное причащение необходимо человеку для спасения, в соответствии со словами Господа Иисуса Христа: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:53-54 ). Может ли священник отказать в венчании? «Брак — это союз мужчины и женщины, общение жизни, соучастие в божеском и человеческом праве» Модестин (III в., римский юрист). Препятствия могут быть абсолютными, исключающими для определенного лица вступление в брак с кем бы то ни было, и условными, делающими невозможным брак между определенными лицами из-за их родственных отношений. Кроме того, различаются препятствия, в силу которых брак считается недействительным с момента его заключения и потому подлежащим расторжению. Могут быть также некоторые препятствия, обнаружение которых не влечет за собой расторжения брака, однако подвергает и вступивших в брак, и венчавшего их священника каноническим прещениям. 1. Абсолютные препятствия: А) Лицо, состоящее в браке, не может вступить в новый, ибо христианский брак — безусловно моногамный, т.е. единобрачный; Б) Что касается священного сана, то 26е Апостольское правило дозволяет вступать в брак после поставления на церковное служение лишь чтецам и певцам. Согласно 6му правилу Трулльского Собора , вступление в брак запрещается не только священнослужителям, но и иподиаконам; В) Согласно 16-му правилу Халкидонского Собора , 44-му правилу Трулльского Собора , 5му правилу Константинопольского Двукратного Собора , 18 и 19-му правилам святого Василия Великого , монахам и монахиням запрещается вступать в брак после принесения ими обетов; Г) Неокончательно расторгнутый или неаннулированный брак, а так же в соответствии с церковным законом, вдовство после третьего брака считается абсолютным препятствием к новому браку. Согласно «Томосу единения» (920 г.), изданному Патриаршим Синодом при Патриархе Константинопольском Николае (901–907; 912–925), «никто не должен дерзать вступлением в 4й брак.» А если таковой брак будет заключен, то он должен считаться несуществующим;

http://azbyka.ru/mozhet-li-svyashhennik-...

Если мы посмотрим  на евангельский образ Иисуса Христа, то нам станет очевидно, что на всем Своем земном пути Он совершенно не соприкасался со стихией родовой жизни человечества. Спаситель имел всю полноту человеческой природы и первым Своим чудом благословил брак. Но при этом Его собственное рождение – безсеменное, Его Мать – Приснодева. А при чем здесь это?! Хочу напомнить отцу богослову, что в нашей православной церкви существуют праздники Зачатия Пресвятой Богородицы и Зачатия Иоанна Предтечи. Церковь празднует как величайшую радость и святыню супружеское соитие праведных Иоакима и Анны, Захарии и Елизаветы, результатом которых в мир пришло Спасение. Далее хочется вспомнить икону пресвятой Богородицы, где на одной из клейм изображены праведные Иоаким и Анна, нежно обнимающие друг друга как раз перед этим самым зачатием. А также в Москве существует монастырь, женский монастырь, посвященный этому событию – Зачатию. В таинстве венчания Церковь, помимо других сторон брачной жизни, недвусмысленно благословляет именно «телесное сопряжение». Но эта физиологическая сторона брака – это, видимо, некое Божественное снисхождение к нашей греховной страстности, окрашенное Его непостижимой любовью. Ну, почему же снисхождение?! Где сказано, что это снисхождение?! Из чего делается такой вывод? В статье нет ни одной святоотеческой мысли, нет ни одной цитаты из Священного Писания, где было бы сказано, что интимные супружеские отношения – это снисхождение. Наоборот, апостол Павел говорит очень возвышенно об этой стороне человеческих отношений: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». (1 Кор. 7,4). Где в Священном Писании хоть одно слово гнушения этими отношениями в браке? Да, есть грех прелюбодеяния, блуда, но они – вне брака! Зачем отец дьякон нас обманывает?! «Брак честен и ложе нескверно» (Евр.13:4)! Чувство, которые испытывают супруги от близости – это радость! Хотя, к сожалению, всякое бывает, мне приходилось слышать, как одна женщина рассказывала, что во время соития с мужем специально читала Иисусову молитву, чтобы не испытывать никакой радости. Наверно, это плод подобных публикаций про волков и енотов.

http://pravmir.ru/kroshka-enot/

Жизнь супружеская, семейная есть жизнь пророческая, в отношении к раскрытию воли Божией супругов, друг о друге и – о детях; и жизнь мученическая, в отношении терпения друг друга, «ношения немощей друг друга»... Оттого среди церковного таинства брака поются тропари о пророке Исаии и о святых мучениках, «страдальчествовавших и венчавшихся». От этого и само венчание брачующихся венцами. Это – не «обряд», но символ реальный Церкви, который должен стать реальной действительностью Ее. Благословение Церкви есть закваска, которую Церковь кладет в мир, в человека, в супружество, в пищу, во всякое земное дело верующей души... Церковный брак – жизнь «малой церкви» Твоей – только там совершается в Истине, где супругами, – хотя бы одним, – принята божественная закваска Твоего, Господи, нетленного Брака с Церковью. И причастниками Тела и Крови Твоих бывают не те, которые лишь плотски вкусили Таинство, но которые всем существом своим воистине восприняли божественное семя Жизни. Благословенный брак и всякое истинное единение, на сей земле, тяготеет к своей Тайне: к жизни не по плоти… Ибо понимают верные Богу, что время коротко, «так что имеющие жен должны быть как не имеющие» ( 1Кор.7:29 ), «и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся, ибо проходит образ мира сего». Созерцание девятое «И Дух и Невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит и желающий пусть берет воду жизни даром» ( Откр.22 ). «И Дух и Невеста говорят: прииди»... «И слышавший да скажет: прииди» ( Откр. 22 ). Я слышу, Господи, как сердце мое – и помимо грешной воли моей – взывает и поет к Тебе: «прииди!» Если кто тоже слышит этот тонкий и мирный глас и тоже ждет пришествия Твоего, когда бы ни свершилось оно, ему будут понятны мои слова, и он не осудит меня за их немощь; за то, что в возможной простоте я хочу наметить путь неумопостигаемого познания. Ничтожно слово мое... Твое же глубоко, как вечная жизнь. Соль Слова Твоего – логика будущего. Истинная философия земли, оголенная Словом, убирает камни с пути госпожи своей, – Твоей, Господи, славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

За все это Бог посылает благодать Свою и обещает хранить место их проживания. Поразмыслив над этим, невеста отвечает священнику: «Имею, честный отче. Не обещалась, честный отче». Вопросы и ответы эти нужны еще и потому, чтобы Церковь стала свидетелем добровольности вступления в совместное сожительство супругов, и чтобы не могли потом сказать люди, что венчание совершено по принуждению. Тайносовершительный момент венчания Венцы, возлагаемые на жениха и невесту, символизируют славу союза Христа с Церковью. Возложением венцов Церковь воздает жениху и невесте честь за целомудрие и сохраненное девство и делает для всех очевидным благословение Божие – быть данной супружеской чете родоначальниками потомства, преданного уставам Святой Церкви. «Плод чрева на пользу и восприятие благочадия» дает супругам родительская власть, если они благоразумно воспользуются ею. Венцы также служат предуказанием вечного увенчания супругов, о котором сказано в Откровении апостола евангелиста Иоанна Богослова: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» ( Откр. 2:10 ). Возложение венцов и слова священника: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их)», – запечатлевают Таинство Брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи – малой, домашней церкви, указывая путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф. 19:6 ). Историческое формирование чина венчания второбрачных Таинство брака принимается всего раз в жизни (как в большинстве супружеств). Отсюда прекрасный обычай приступать к нему не иначе, как «натощак»; и действительно, грех не поститься в день свадьбы. Постится же из возрастных, желающий креститься, хоть и в первый раз еще слышит урок о христианском посте; тем более не пьют и не едят причастники здоровые и больные, а также, по возможности, и исповедники. Пощение перед свадьбою будет соответствовать духу усиленной молитвы, который выражается во всем последовании венчания.

http://azbyka.ru/semya/i-polozhil-esi-na...

И еще об интимных отношениях вне брака . Потому, что так сказал Бог — не прелюбодействуй. Прежде всего, это связано с тем высоким предназначением, которое придается в христианстве человеческому телу. «Священное Писание повелевает тела наши хранить в чистоте, потому что они суть члены Христовы и храмы Святаго Духа», – напоминает Святая Церковь (Простр. христ. катехизис. О любви, о седьмой заповеди). И «поскольку каждый христианин – член тела Христова, то творящий блуд с блудницами оскверняет самого себя. А что каждый из верующих – член тела Христова, это утверждает Апостол: “Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать членами блудницы? Да не будет!” ( 1Кор. 6:15 )» (Православное исповедание. Ч. 3, вопр. 28). Подобно тому, как осквернение церковного здания будет святотатством, вступление в незаконную связь является оскорблением живущего в наших телах Святого Духа. Воля Божия о Его детях, согласно учению апостола Павла, «есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога; чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь — мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали. Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» ( 1Фес. 4:3–7 ). Итак, первая и главная причина неприемлемости внебрачных отношений – это ясная заповедь Господа и несовместимость Его храма, каковым является наше тело, с духовно-нравственной нечистотой. Кроме того, «блуд неизбежно разрушает гармонию и целостность жизни человека, нанося тяжкий урон его духовному здоровью. Распутство притупляет духовное зрение и ожесточает сердце, делая его неспособным к истинной любви. Счастье полнокровной семейной жизни становится недоступным для блудника. Таким образом, грех против целомудрия влечет за собой и негативные социальные последствия». При этом следует знать, что «осуждая порнографию и блуд, Церковь отнюдь не призывает гнушаться телом или половой близостью как таковыми, ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, “единомыслие душ и телес” супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания.

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-czerkov-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010