Тем не менее нередко и в них назначались сверхштатные («сверхчисленные») К., ожидавшие вакансию. Они могли иметь свое место в хоре, но не получали дохода от пребенды и не участвовали в собраниях капитула. С XIV в. членами капитула могли быть только старшие клирики, начиная с субдиакона. В XI-XII вв. в нек-рых случаях миряне могли быть К. В кон. XII в. папа Климент III запретил эту практику (Corpus iuris canonici. 1881. T. 2. Col. 483), однако разновидность канониката мирян - принятие в члены капитула светских правителей - существовала до XVII в. Так, герм. короли были К. соборов в Ахене и Кёльне, а императоры - базилики св. Петра в Риме. Они приносили клятву главе капитула, обязуясь чтить статуты и защищать Церковь. В повседневном богослужении их заменяли викарии, но при посещении соборов они надевали облачение клирика и участвовали в мессе. До наст. времени сохранился обычай, установленный при имп. Наполеоне III, по которому Президент Франции является по должности почетным К. Латеранской базилики. Материальные гарантии существования К. и потенциальные возможности церковной карьеры привлекали представителей знатных семейств, в результате чего большинство германских и французских капитулов превратилось в исключительно аристократические институты. Должности К. также широко использовались для содержания духовенства королевских капелл, персонала канцелярий церковных и светских правителей, университетских профессоров и др. Количество злоупотреблений было велико. Среди претензий в адрес католич. К. во время Реформации в XVI в. назывались небрежение пастырскими и богослужебными обязанностями, пользование церковными пребендами sine cura animarum, получение неск. пребенд одним К., редкое присутствие владельцев бенефициев на месте служения и не очень строгий образ жизни К. В XVI-XIX вв. окончательно сложилась система К. в Римско-католической Церкви, насчитывавшая более 15 типов, к-рые различались гл. обр. по форме пользования пребендой. Так, «ожидающий» К. имел полные права на участие в заседаниях капитула, но не получал содержания и должен был занять первую же освободившуюся пребенду.

http://pravenc.ru/text/1470235.html

Это последнее обстоятельство (отсутствие народа) объясняется из тех печальных и крайне-тягостных условий народно-церковных отношений, остающихся без перемены, при которых состоялось избрание нового митрополита. Известно, что в оккупированных землях у православного народа отнято его старинное право – избирать себе духовных пастырей, принимать участие в церковно-просветительных вопросах, в распоряжении народно-церковными средствами. Все эти права находятся ныне в руках политического комиссара, который пользуется ими по указанию свыше и чаще всего по своему усмотрению, мало соображаясь с пользами православной церкви и потребностями народными. Народ огорчён, негодует, жалуется, ищет правды и защиты у высших церковных и гражданских властей, но всё напрасно. Вот почему народ, в своём лучшем большинстве, несмотря на нескрываемые симпатии к новоизбранному, сыну общенародного любимца-героя, остался в выжидательном положении. Но, как бы то ни было, на нового митрополита возлагаются надежды, что он с своей стороны сделает всё возможное, чтобы раз навсегда уничтожить печальные взаимные недоразумения и таким образом развить, и улучшить религиозно-нравственную жизнь в герцеговинско-захолмской митрополии 1242 . —281— По шематизму баньялуко-бихачской митрополии за 1901 г. 1243 , в ней насчитывается душ 300092, протопресвитерств 13, приходов 139, филиальных мест 794, приходских церквей 112, филиальных 42, капелл 21, приходских священников 93, администраторов (заведующих временно приходами) 36, капеллан 1. Монастырей три: 1) Моштаница с храмом во имя архистратига Михаила, 2) Гомионица, во имя Введения во храм Пресв. Богородицы и 3) Ермань с храмом во имя св. Николая Чудотворца. Игуменов 2, иеромонахов 4, иеродиакон 1. Есть и ещё несколько монастырей, но они находятся в развалинах (Гомела, Крупа, Липлье, Гнионица, Св. Георгий, Малый Рачич, Приедор, Юрьевац, Св. Илия, Ступлье). Школ сербских вероисповедных 21, коммунальных 43, сербско-православных учителей 30, учащихся детей в сербских основных школах 1710 и в коммунальных 2118 1244 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В архитектуре и планировке ц. Воскресения Христова в с. Ольшанка (Ст. Ольшанка, ныне Красное Знамя Уваровского р-на Тамбовской обл.) К. совместно с худож. К. А. Молдавским повторил структуру иерусалимской ротонды Воскресения Христова, а в основных геометрических фигурах, заложенных в проекте (шестиугольник и треугольник в плане и центральный 12-гранный барабан), воплотил христ. символику церковной архитектуры. Наиболее известные работы К. вне С.-Петербурга - Русская церковь в Париже (1859-1861, совместно с И. В. Штромом) и Рязанский вокзал в Москве (1863). В проекте церкви удачно объединены рус. и западноевроп. формы, причем последние играли не подчиненную, а равную по значимости роль. Учитывая специфику заказа (посольский храм), необходимость выразить «русский характер» постройки, К. взял за основу визант. крестово-купольную конструкцию и завершил церковь 5 шатрами с маковками - наиболее узнаваемыми чертами древнерус. архитектуры. Внешним обликом нижней части храма парижская церковь соответствовала закономерностям романского стиля (ясные пропорции, скупость декора на фасадах, приводящая к впечатлению крепостной суровости и аскетичности, редкие окна, подчеркивающие массивность стен, четкое сопряжение отдельных объемов в устойчивое целое, полукруглые апсиды ветвей креста, напоминающие венок капелл вокруг алтарей западноевроп. храмов). Т. о., церковь органично вписалась в архитектурный ландшафт Парижа. 30 авг. 1861 г. она была освящена во имя блгв. кн. Александра Невского; 1 февр. 1863 г. на нижнем этаже храма был освящен престол во имя Св. Троицы. В 1845 г. К. был приглашен архит. Тоном замещать его в периоды отсутствия в архитектурном классе АХ. Он безвозмездно вел занятия с учениками, принимал экзамены и присутствовал в Совете академии на протяжении 4 лет, но так и не был принят в штат. Как один из опытнейших практиков, К. часто выступал в качестве эксперта на стадии проектирования или в случаях предаварийной ситуации на стройке. Так, он состоял в комиссиях по Николаевскому дворцу, Дому гос. имуществ, свидетельствовал работы в Публичной б-ке, во Владимирском соборе в Киеве и т. д. Имея в подчинении штат многочисленных младших архитекторов, помощников и учеников, К. способствовал их профессиональному росту. Под рук. К. начинали творческий путь или работали долгие годы известные впосл. архитекторы Э. И. Жибер, Н. П. Гребёнка, М. И. Эппингер, Штром, Г. Ф. Гросс, А. К. Кольман. Все они считали себя его учениками.

http://pravenc.ru/text/2462205.html

Так напр., ясно, что многогранные столбы, поддерживающее купол нынешней церкви Воскресения, не византийские и не те, что видел Даниил, а средневековые, так как столбы должны были быть четырехугольные (чтобы на них могли быть мозаические фигуры), а, потому, очевидно, что и весь купол целиком средневекового происхождения, что доказывается, впрочем, и арочною системою. Стало быть, крестоносцы должны были развалить прежнюю церковь Воскресения с нефом, куполом и абсидою, прежде чем начали строить широкий храм по своему вкусу. Конечно, какой сумбур от этого ни подымался, и какая путаница у новых хозяев храма ни происходила, все же были греки, которые могли указать на места, освященные преданием, но, при греческой легкости воззрений на предание, перестройка должна была многое сместить и спутать. Словом, если бы в истории храма Св. Гроба не было этого, краткого, но гибельного периода то, несмотря на все пожары и землетрясения, это был бы, действительно, памятник древности, тогда как в настоящее время это памятник средневековья, и древность приходится в нем «днем с огнем» отыскивать и в переносном, и в буквальное смысле, так как глухие потемки, царящие во многих частях храма, произошли от новой задачи подведения многих мелких и крупных церквей, часовен и капелл под одну крышу. Тот же Даниил, покончив на Авраамове жертвеннике и темнице с перечнем всех святынь, лицезренных им в храме Св. Гроба, прибавляет: «И та святая места вся, под одиным покровом, суть по ряду вся к полунощию лиц». Свидетельство Вильгельма Тирского, писавшего уже в конце XII века, о том, что до латинян Голгофа, место помазания и другие святые места были отдельными капеллами и не были покрыты, нельзя понимать иначе, как общею крышею с храмом, тогда как, по Даниилу, все святыни, обращенные на север (но эти именно части находятся на южной стороне от Св. Гроба) были покрыты одним «покровом», вероятно, портиком. При переделке сохранилась мозаика в абсиде – Воскресение Господне, упоминаемое около 1165 года Иоанном из Вюрцбурга, стало быть, стена абсиды времен Константина Мономаха была, быть может, на месте нынешнего хора греческой церкви Воскресения, которого стена сохранилась от средневекового храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

956 По словам Jacoby «Wesleyan Methodists Association» в продолжение почти 20 лет нисколько не увеличивалась, и, – что особенно замечательно, – её основатель сам перешел в господствующую церковь (См. Geschichte d. Methodismus, I, 220). Впоследствии деноминация, основанная Варреном, значительно усилилась чрев соединение с проповедниками, которые отделялись в 1857 году. Это будет описано после. 957 United Methodists Free Church по своей миссионерской деятельности занимает в ряду христианских обществ не последнее место. У неё есть миссионерские станции: I., в Африке: а) на восточном берегу (40° вост. долг. и 4° южн. широты), в местечке Ribe, откуда методисты думают проникнуть в Gallas, миссионеры покинули Ribe и живут в Lammu, положение которого еще не определено на картах (См. Grundemann, Missions-Atlas, 1 Abth. 16); b) в Сиерра Леоне (в главном городе республики в городке Уогк’е к югу от первого). Но по новости миссия не успела еще воспитать туземных миссионеров: проповедует 1 европеец (Grundemann, Ebend. 3); II., в Азии в Китае (с 1864 г); одна стация недалеко от Шанхая (к югу); миссия ограничивается только одною станцией (См. Grundemann, Ebend. II Abth. 28); III., в австралийских землях – на материке. (См. Grundemann, Ebend. III, Abth. 3). 960 Мы имеем в виду прирост собственно веслианской английской конференции, о которой не говорили при обозрении конференций веслианского методизма. 961 Быстрое увеличение числа капелл соответствует быстрому возрастанию общин. Оно не должно казаться странным: капеллы были самого незатейливого устройства – сколочены из досок, или смазаны из кирпича. При устройстве заботились только о том, чтобы было попросторнее, да было возможно спастись от дождей и ветра. 962 По Jacoby, I, 215, – 16 общин и 28 проповедников. – Принимая величину общин средним числом в 109 человек, как это было в 1806–7 году, получим около 2000 человек. 965 Последняя цифра (500,000) едва ли может считаться несомненно верною, потому что успехи веслианского методизма в Америке не могут быть особенно велики. Автор же указанной статьи тенденциозен. См. Bd. IX. SS. 689–716.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

два игумена и 5 иеромонахов. Все (кроме одного – сына золотых дел мастера) – из крестьянского сословия. Подготовку получили в монастыре. Один в сане иеромонаха был слушателем Карловицкого богословского училища, а другой также в сане иеромонаха окончил курс Белградской семинарии. Иеромонахи заведуют приходами. Доход от них отдают в монастырскую кассу, откуда получают в год 600 корон при готовой квартире, отоплении и прислуге. Жалованье архимандриту-настоятелю 900 корон с путевыми расходами, а настоятелю, не имеющему чина архимандрита, 700 корон. По отчету о приходе и расходе за 1900-й год, на приход во всех монастырях Герцеговинско-Захолмской митрополии поступило 18742 кор., а израсходовано 18885 корон. Протопресвитеров (благочиний) 8: Мостарское, Столачкое, Требинское, Билечкое, Гатачкое, Невесинское, Фочанское и Чайничкое. Приходов 54, домов православных 13297, родилось в 1900 г. 3797, умерло 2011, браков заключено 688. Перешли в православную веру 12, из православия в католичество 3. Церквей 140, капелл 3. В некоторых приходах имеется по 2, 4 и 6 храмов, а в двух приходах Требинского протопресвитерства по 8 храмов. Самая красивая и высокая церковь в Мостаре; в последнее время выстроены храмы в Блажуе и Билече: оканчивается постройкой великолепная церковь в Требинье (постройка начата в 1887 г.). Священников 66, из них 56 мирского и 10 монашеского чина, диакон 1. По происхождению своему приходское духовенство большей частью из крестьянского сословия. Священники, рукоположенные в последние годы, получили богословское образование, но большая часть их посвящены раньше 1888 года и учились только в монастырях или основных школах. Приходское духовенство живет большей частью сборами с прихожан. Некоторые священники получают пособие от оккупационного правительства в размере от 200 до 800 корон в год, а некоторые за исполнение законоучительской должности в коммунальных школах и правительственных учебных заведениях получают жалованье от 200 до 660 корон. Священник православного прихода в г. Мостаре получает от церковной общины ежегодную плату в 2000 корон и квартиру, но за то весь священни-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1248 г. Севилья была завоевана кор. Кастилии и Леона Фернандо III Святым. В городе была восстановлена епископская кафедра, построены церкви и мон-ри. И. и Р. стали почитаться как св. покровительницы Севильи, с XIV в. известно о процессиях, которые совершались в день памяти мучениц. В 1586 г. на диоцезальном синоде было принято постановление о торжественном поминовении И. и Р., а также создана комиссия для подготовки к перенесению мощей мучениц из мон-ря Лас-Уэльгас. В 1602 г. частицы мощей И. и Р. были доставлены в Севилью из Кёльна. Однако сомнения в подлинности этих реликвий не способствовали широкому почитанию И. и Р. Согласно наиболее распространенной версии, мощи И. и Р. были захоронены в неизвестном месте в городе ( Vincent-Cassy. 2003. P. 99, 103-104). Во имя И. и Р. были освящены неск. церквей и капелл, в т. ч. капелла в кафедральном соборе. По преданию, дом мучениц и предполагаемое место их погребения находились на сев.-вост. окраине города, на т. н. лугу св. Иусты (Prado de Santa Justa). В 1627 г. на этом месте был основан мон-рь капуцинов. Над подземной темницей, где содержались мученицы, в 1621 г. был основан мон-рь тринитариев с ц. Св. Троицы (ныне базилика Девы Марии, Помощницы христиан). В «Святой темнице» (Sagrados Cárceles) хранится фрагмент колонны, к к-рому, по преданию, были привязаны И. и Р. Кроме того, в Севилье указывали колодец, в к-рый палачи бросили тело И., и место, где мученицы продавали посуду (здесь был построен госпиталь святых И. и Р.) ( Mariana Navarro. 2010. 464). В день памяти И. и Р. и в др. праздники, в т. ч. в день Тела Христова, устраивались торжественные процессии со статуями мучениц. Из Севильи происходит большое количество изображений И. и Р., самое известное принадлежит Б. Э. Мурильо (выполнено ок. 1666 для мон-ря капуцинов; Музей изящных искусств, Севилья). И. и Р. представлены как юные девушки с пальмовыми ветвями (символ мученической смерти) и с глиняными горшками у ног, а также с колокольней кафедрального собора, которую они, по преданию, спасли от разрушения во время землетрясения.

http://pravenc.ru/text/1237925.html

После заключения конкордата 1801 г. еп-ство Д. было упразднено (буллой папы Пия VII от 29 нояб. 1801), территория присоединена к Реннскому еп-ству. В 1803 г. при бывш. кафедральном соборе учрежден приход, к к-рому принадлежали г. Доль и его окрестности. В 1859 г. епископ Ренна получил титул архиепископа и полномочия митрополита Бретани (с 1880 архиепископ Ренна, Д. и Сен-Мало). В наст. время г. Доль-де-Бретань является центром деканата в составе архиеп-ства. Кафедральный собор О храмах VI-XI вв. сведений нет. От романской постройки XII в., фундаменты и нижние части стен к-рой были использованы при строительстве нынешнего здания, сохранился нижний ярус юж. башни. План существующего ныне готического собора (длина 90 м, высота до сводов 20 м) во многом определен предшествующим романским сооружением, по внешнему виду собор близок романским соборам Нормандии и Сев. Англии 2-й пол. XII в. (Кан, Дарем и др.). Зап. (7 травей) 3-нефная часть готического собора была окончена к 1275 г., трансепт и хор - во 2-й четв. XIV в. Зап. фасад фланкирован 2 массивными башнями (сев. не окончена), еще одна возвышается над средокрестием. Хор глубокий (5 травей), в плане прямоугольный, вдоль боковых нефов расположены ряды капелл. Интерьер храма хорошо освещен благодаря широким окнам трифория; травеи перекрыты крестовыми сводами. Храм построен из серого гранита, почти лишен украшений. По мнению нек-рых исследователей (А. Рен, А. К. Ле Бульк), собор не имеет аналогов в готической архитектуре Франции. В XIV в. к юж. рукаву трансепта был пристроен портик свт. Маглория, к-рый выделяется усложненным резным декором. Тогда же за хором была сооружена капелла свт. Самсона с 3-гранной апсидой. В 1520 г. начались работы по завершению сев. башни собора, к-рые не были окончены. От XVI в. в храме сохранилась гробница еп. Томаса Джеймса († 1504), выполненная мастерами из Флоренции. Она считается наиболее ранним в Бретани произведением в стиле Возрождения. Убранство собора сильно пострадало в годы Французской революции (1789-1799). Сохранились деревянные раскрашенные статуи скорбящего Христа (XIII в.) и Богоматери с Младенцем (XIV в.), а также огромный витраж XIII в., помещенный в алтарном окне, со сценами из жизни Христа, свт. Самсона и его преемников и др. святых. Остальное убранство собора в основном относится к XIX в.

http://pravenc.ru/text/178787.html

Деденево. Спасо-Влахернский монастырь. Карта и ближайшие объекты МОНАСТЫРЬ СПАСО-ВЛАХЕРНСКИЙ организован в 1861 г. на основе женского общежития, учрежденного в 1854 г. по инициативе А.Г. Головиной. Комплекс, сложившийся во второй половине XIX - начале XX в. на месте усадьбы Головиных, занимает квадратный, застроенный по периметру участок на вершине холма. Исторические и топографические условия формирования определили его своеобразную внутреннюю организацию. Монастырская площадь отсутствует. Искусственный холм на ее месте разделяет территорию на жилую северную часть с плотной деревянной и каменной периметральной застройкой и южную с массивным объемом доминирующей в комплексе Спассской церкви. Часть домов и деревянная Дмитровская церковь 1864 г. разобраны. За пределами монастыря находятся принадлежавшие ему конный двор, гостиница, больница и приходская церковь. В ансамбле наибольшей художественной значимостью и выразительностью облика обладает грандиозная Спасская церковь. Кирпичная, с осевой трехчастной схемой, она сложилась в результате постепенного расширения усадебного храма, выстроенного В.В. и П.В. Головиными в 1798-1811 гг. Прежний крестчатый двусветный храм с центральным восьмериком от основания, с боковыми портиками и хорами в западной части был реконструирован в 1843-1850 гг. по заказу Г.П. Головина. Он превратился в массивное пятиглавое кубическое сооружение соборного типа с подвалом-усыпальницей и двухэтажными угловыми ячейками для приделов. Оригинальная структура позволила разместить в нем десять капелл. Центрическое здание получило строгую обработку стиля ампир и крупные, увенчанные фронтонами портики, западные барабаны служили звонницами. В конструкциях и декоре храма широко применен белый камень. В 1886 г. по проекту Н.В. Никитина перед церковью была сооружена монументальная колокольня романского типа с трехэтажным основанием и квадратной центральной башней. Формирование памятника завершилось в 1890 г. постройкой между храмом и колокольней двусветной трапезной с прекрасно организованным внутренним пространством. Высокое центральное помещение с парусным сводом ограничивают эффектные аркады боковых двухэтажных галерей, объединявшихся между собой западным балконом на чугунных стойках. Верхняя галерея имела парапет из бронзы.

http://sobory.ru/article/?object=00515

иорданский суд постановил передать эфиопам ключи от капелл св. Михаила и Четырех животных, если же копты стали бы саботировать это решение, то все ключи от всех дверей должны были быть заменены иорданским правительством и вручены эфиопам. Однако через 40 дней это решение было отменено под давлением президента Египта Насера. В феврале 1966 г. согласно параграфу соглашения о статус-кво, определявшего, что «если есть спор за владение тем или иным святым местом, ответственность за реставрацию и сохранение места полностью ложится на правительство», новый иорданский губернатор Иерусалима ас-Саид Анвар ал-Хатиб провел на подворье современные системы воды, канализации и электричества. После этого эфиопская пасхальная процессия 1967 г. была забросана камнями коптов, обвинявших эфиопов в нарушении статус-кво, потребовалось вмешательство полиции, которая с тех пор ежегодно охраняет эфиопские пасхальные празднования. После установления израильского контроля над Старым городом в 1967 г., в 1970 г. были заменены замки обоих часовен . Коптский епископ Иерусалима подал жалобу в Верховный суд справедливости Израиля, который в решении от 16.03.1971 г. постановил, что замена замков была произведена в нарушение статус-кво и следует вернуть ключи коптам. Тем не менее, суд оставил возможность израильским властям вмешаться и принять окончательное решение. Правительство Израиля назначило специальную следственную комиссию министров, а ключи были оставлены в руках эфиопов до тех пор, пока комиссия не выработает окончательное решение по этому вопросу, которое не принято по сей день стр.20-24).   2. Эфиопская Патриархия Эфиопская Патриархия находится в Старом городе в Христианском квартале на улице Ханка, недалеко от 8 станции Крестного пути. В ноябре 1876 г. Иоганн Фрутигер приобрел это здание у православного грека Якова Панайотиса, купившего его в 1864 г., и сдал его в аренду эфиопской общине. Община, нуждаясь в средствах, сдала его сестрам ордена св. Винсента де Поля, занимавшим здание с 1887 по 1891 г.

http://bogoslov.ru/article/1895521

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010