Церковных общин 61 и 20 отделений, православных до­мов 23,557. Епархиальный фонд 23,612 гульд. 2 кр.– Кафедра в Новом Саде. Епископ Митрофан Шевич (с 27 марта 1899 г.). Предшественник его епископ Гер­ман Опачич скончался 6 января 1899 г. Преосвященный Митрофан родился 14 августа 1854 года в Новом Саде. По окончании курса в местной гимназии с аттестатом зрелости, слушал затем два года лекции юридического факультета в Граце и Загребе, а потом выслушал пол­ный курс богословских наук в карловецкой семинарии. В январе 1880 г. он был назначен суплент-профес­сором в задрскую (в Далмации) православную семинарию, а по выдержании профессорского экзамена утвержден был в августе 1881 г. профессором той же семинарии. Не­сколько ранее, 15 апреля 1880 г. он вступил в мона­шеский чин: 16 сентября 1881 г. принял малую схиму с именем Митрофана и посвящен в сан иеромонаха; в 1895 г. возведен в сан архимандрита. Состоя профес­сором задрской семинарии, о. Митрофан исправлял в тоже время и обязанности ректора (с 5 сентября 1885 г. по 1891 г.). с января 1892 г. по конец 1895–1896 учеб­ного года состоял профессором карловецкой семинарии. В 1895 г., состоя еще профессором семинарии, назначен был настоятелем хоповского монастыря (на Фрушкой горе) и управителем монашеской школы. В сентябре 1898 г. перемещен на должность настоятеля крушедольского монастыря. Преосвященный Митрофан известен и своими литературными трудами – переводными и ориги­нальными. Так он перевел с русского и напечатал на сербском языке „Православное исповедание веры» Петра Могилы (в 1888 г.) и „Православное догматическое бого­словие» митрополита Макария в двух томах (в 1894–1896 гг.), и напечатал несколько статей в журнале „Истина» (выходившем в Задре). Он же приготовляет к печати материалы для биографии митрополитов и епископов карловецкой митрополии (часть этих материалов уже на­печатана в „шематизме» или календаре бачской епархии). 3. Епархия будимская Основана, как можно думать, в первой половине XVI в. Имеет 1 монастырь Грабовац, протопресвитериатов 2, церквей 63 и 8 капелл, приходов 46, священников 24, а с помощниками 34.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Ап. Павла, поставленная там по повелению папы Сикста Х-го. На площади пред храмом Св. Петра высится обелиск, привезенный в Рим из Египта императором Калигулой. Знаменитая печальной памяти Тарпейская скала так со всех сторон загромождена современными постройками, что взглянуть на нее можно лишь из какого-то закоулка, куда и зайти никому не придет в голову без специальных указаний. Античные языческие храмы получили, так сказать, христианское крещение: маленький, окруженный изящными мраморными колоннами, храм Весты напр.: освящен уже алтарем Пресвятой Девы Марии; а величественный купол Пантеона, также сделавшегося христианским храмом, как бы венчает тесный союз классической древности с эпохой нового времени. Как одно из лучших художественных созданий античного мира, Пантеон вполне достойно служит местом упокоения Рафаэля, – величайшего художника мира нового, а как сооружению консула Агриппы, который был зятем первого римского императора, ему суждено было вместить в себя останки первого короля Италии. Одна из капелл Пантеона устроена над гробницею „отца отечества“, короля Виктора Эммануила II, и обильно украшена дорогими венками, принесенными на могилу объединителя Италии ее признательными сынами. Нет сомнения, что ни один город в мире не может сравниться с Римом по обилию и разнообразию исторических памятников; но, при всем том, когда вы впервые въезжаете в него, он ничем вас сразу не поражает и представляется лишь обыкновенным европейским городом. Причина в том, что его достопримечательности слишком разнообразны, чтобы создать одно целостное впечатление, и так разбросаны, что в большинстве случаев совсем затмеваются подавляющею массой сооружений нового города; их развалины и мрачны и безмолвны, а новая жизнь кругом и бьет в глаза, и шумит, а потому понятно, что обычный поверхностный наблюдатель подчиняется тем впечатлениям, которые охватывают его с большей силой. Уличная жизнь Рима, в общем представляющая всем знакомую западноевропейскую картину, имеет и некоторые свои особенности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

814 Федоров Б. Н. К вопросу о реконструкции северо-восточной площади Херсонеса Таврического//КСИА АН СССР. – 1985. – Вып.182. – С. 8, рис. 1 815 Гриневич К. Э. Северо-восточные кварталы Херсонеса Таврического по данным раскопок P. X. Лерпера. – С. 22, прим 1, рис. 5; 8; 9 817 P. X. Лепер полагал, что зданием, которому анонимный ктитор посвятил карниз, могла быть та самая капелла, в которой он был найден (Лепер P. X. Херсонесские надписи//ИАК. – 1912. – Вып.45. – С. 67, 16; Латышев В. Заметки к херсонским надписям, изданным P. X. Лепером//ИАК. – 1912. – Вып.45. – С. 136). По мнению С. А. Беляева , аналогичные надписи датируются концом IV–VI вв. (Беляев С. А. Из истории социальной жизни Херсонеса второй половины IV–VI в. – С. 76. – 9; ср. 1–10). 819 В поздневизантийский период храмик был переоборудован в квартальную церковь -усыпальницу, на что указывает пристройка гробницы-кимитирия со стенами на земляном растворе с юго-западной стороны здания и находка в ней золотоордынской монеты, а также погребения внутри самого храма и в соседнем помещении, пристроенном с запада (см.: Якобсон А. Л. Средневековый Херсонес. – С. 48–49, 243, рис. 3, 153). Надо согласится с тем, что обкладка храмика весьма напоминает технику исполнения некоторых поздних церквушек, капелл или часовен Херсона, к примеру так называемой «базилики Лаврентия-Леонтия» в цитадели, но для храмика на северо западной оконечности Восточной площади такая обкладка могла быть выполнена раньше, а пятигранные апсиды херсониты не менее охотно возводили и в ранневизантийский период, особенно в VI–VII вв., как это видно на примере базилик 13, 22, 23, 28, 36, крещальни около базилики 23, ранней базилики на холме 14), базилик 1932 г., 1935 г. и др. 820 Фирсов Л. В. Ориентировка средневековых храмов Херсонеса Таврического. – Табл. 1, 40, 46; л.15, прим.30. 821 См.: Золотарев М. И. Отчет о раскопках в северо-восточном районе Херсонеса в 1976 г.//Архив НЗХТ. – Д. 1836. – Л. 12–19: Сазанов А. В. Амфорный комплекс первой четверти VII в. н.э. из северо-восточного района Херсонеса. – С. 60–71.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но кто нуждается в этом, кто просил вас об этом. Ваши листки для подписки суть посягательство на опустошение карманов бедных семейств, потому что отнимают у них то, что им нужно для собственного прокормления» и т. д. 618 По нашему мнению «Замечания» не заслуживают такой похвалы, какою их осыпает преосв. Иоанн. Они отличаются таким же ругательством, как и журнальные статьи и отдельные трактаты предыдущего времени. Нужно согласиться, что методисты были виновны в разделении епископальной церкви, что они не похвально отзывались о её духовенстве; правда и то, что они входили в долги по постройкам школ, богоугодных заведений, капелл и т. д. Но неверно то, что в этих постройках никто не нуждался; неверно то, что методистов никто об этом не просил. В них нуждались, о них просили, хотя и негласно, бедные бесприютные дети, больные нищие; слов утешения, назидания искала масса простого народа, но она ничего не находила кроме серьезного, полного и систематического проповедания. Если же методисты иногда очень резко отзывались о духовенстве, то говоря по правде, они были правы. Автор «Замечаний» не входит в обсуждение побудительных причин в действиях методизма, хотя по мнению преосв. Иоанна он верно усмотрел все пружины методизма. Вероятно он лучшего и не сделал, потому что лучшее, надеемся, выписано у преосвященного. В ответ на эту серьезную критику Джон Весли ограничился одним коротким замечанием, которое приведено там же. Около того же времени появилось сочинение д-ра Стебина: «Предостережение против религиозного обмана», 619 которое было встречено обществом, как серьезное опровержение методистов, особенно как возражение против распространившегося между ними антиномизма. 620 Неизвестно, как отнесся к нему Джон Весли; но его постоянная борьба против антиномизма в методизме заставляет нас предположить, что он скорее с сочувствием, чем с противодействием, встретил указанное сочинение. Уже из приведенных сочинений методисты могли понять, что им нечего ожидать от духовенства господствующей церкви: они, как видно, не старались вступать в письменную борьбу с духовенством, а в ответ на письменные труды своих противников старались больше и больше расширить свою деятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

T.25. 1893. 352. Capello. 82. Капелл о признает при этом Эригену, в отношении к его учености и даже самой спекуляции, собственно представителем ирландских школ, в которых сохранялись традиции школы Леринского монастыря, насажденные в них еще Патриком, просветителем Ирландии, и имело место изучение Марциана Капеллы (свободных искусств), греческих отцов и бл. Августина; основные идеи своей системы философ, по его мнению, должен был иметь еще до прибытия своего во Францию, так что и знакомство с Дионисием и Максимом не дало ему в действительности чеголибо по существу нового для него. чВ этих школах, – говорит автор, – и именно в период наивысшего их развития, воспитался Скот Эригена; из этих школ он заимствовал, вместе с знанием языков античной литературы, основные начала своей доктрины, равно как особые стремления и наклонности своего гения; таким образом, из них он совершенно объясняется (4 interamente spiegato). Скот Эригена есть, следовательно, прежде всего избранный ученик школ своей родной страны, благородный (nobite) представитель их Духа, наиболее точный образ своей нации. Пусть он будет александрийцем по общим началам своего учения, по неопределенным потребностям своего сердца, исполненного живой любви (vivamente innamorato) к истинному и доброму, – но он не может назваться непосредственным и прямым учеником Плотина и Прокла; его учение есть естественный и несомненный результат, равно как наиболее совершенное выражение того направления (corso) идей, которое, получив начало от Кассиана в монастырских школах южной Франции, полного развития Достигло в ирландских школах» (83–84). Доказать все столь смело высказываемые здесь положения автор, однако, едва ли был бы в состоянии, и на самом Деле, как замечает Пикавэ, имеющий в виду именно обширное сочинение об ирландских школах и ирландских ученых Гили (1изд. 1890г.), «новые исследования о древних школах Ирландии не помогли нам уяснить, каким образом Могли эти школы выпускать учеников со столь обширной и сильной эрудицией, какой обладал Иоанн Скот», не говоря уже о том, что в отношении к спекуляции ригена остается совершенно исключительным явлением и между ирландски-и учеными. Cf. F. Picavet. Travaux rccents sur le ηο-tomisme et la scolastique. «evue philosophique. 1893. T.35. 411.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Так к концу 70-х годов число веслианских методистов в Англии равнялось только 380,870 членам (в 1878 году на 1413 человек меньше 1877 года). Кроме того в Америке находилось около 500,000 членов веслианского методизма, как сообщает составитель статьи «Methodismus» в Real- Encyclopädie für Protest. Theologie und Kirche. 965 с) Результаты борьбы в методизме: современное устройство управления и облик методизма нашего времени Внутренние раздоры в веслианском методизме окончились полным определением форм управления делами секты, так что после изложения борьбы за равноправность проповедников и мирян с членами конференции мы можем ответить на вопрос об управлении сектою в настоящее время. Для этого нам следует охарактеризовать конференцию веслианского методизма, окружные собрания, ¼-годичные собрания, собрания местных проповедников и собрания руководителей классов. I. В настоящее время конференция веслианского методизма представляет две (или даже три) конференции: 966 1) конференция пастырская, состоящая из одних проповедников, распадается на две собственно конференции: а) конференцию «законной сотни», которая в глазах правительства является обладательницею всех методистских капелл и всего методистского церковного имущества, б) конференцию духовных лиц, которая состоит из всех проповедников, явившихся на заседания и имеющих право голоса; 2) конференция представительная, или смешанная, которая состоит из членов от методистского духовенства и мирян (с 1877 г.), происходит после заседаний конференции пастырской. – Первая конференция называется так потому, что члены её («законная сотня») признаются гражданскою властью в праве распоряжаться делами методизма. Этим самым определяется уже и её значение. Конференция «законной сотни» есть высшая методистская инстанция, издающая и отменяющая законы или каноны методизма. Она есть ничто иное, как ежегодный собор секты методистов. Кроме законодательной власти ей подлежат следующие дела: «утверждение всех постановлений, исходящих от двух других конференций; сношение с правительством по делам секты».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

В эпоху Столетней войны (1337-1453) контроль над аббатством стал предметом спора между королем Франции и герцогом Бургундии. По Аррасскому мирному договору 1435 г. К. отошел Бургундии, но в 1475 г. франц. кор. Людовик XI захватил город. В 1492 г. мон-рь и город были оккупированы англичанами. Аббат Пьер д " Отрель († 1506) бежал в Париж и вернулся вместе с войсками Карла VIII в 1493 г. Он восстановил аббатство и начал строительство готической монастырской церкви на месте разрушенного в кон. XIV в. романского храма. C 1522 г. в аббатстве был введен режим комменды . Временному оживлению монашеской жизни способствовало включение К. в конгрегацию св. Мавра (1618). В 1636 г. аббатство захватили испан. войска. Но когда французы после длительной осады вернули контроль над К., аббата и монахов обвинили в измене, а б-ку опечатали. Чтобы предотвратить разорение книжного собрания, мавристы обратились к кард. А. Ж. дю Плесси де Ришелье с просьбой перевезти самые ценные рукописи в аббатство Сен-Жермен-де-Пре. В 1638 г. ок. 400 древнейших книг, отобранных Жеромом Ансельмом Ле Мишелем, были отправлены в Париж. В это время началось изучение рукописного наследия К., большую роль в этом сыграл маврист Мабильон, который провел неск. лет в обители в качестве насельника. Строительство новой монастырской ц. св. Петра, заложенной в нач. XVI в., вскоре было прервано и возобновилось лишь в кон. XVII в. (окончено в 1740); длина храма составляла 117 м, высота башни над средокрестьем (со шпилем) - 90 м. Также в XVIII в. были полностью реконструированы другие здания. Однако в авг. 1790 г. остававшиеся в К. 17 или 18 монахов были изгнаны, церковь была передана приходу, а в 1793 г. закрыта. Богослужения возобновились в 1801 г. в часовне при бывш. монастырской больнице; значительная часть зданий аббатства была продана на слом. В 1807 г. муниципалитету было предложено снести оставшиеся строения и расчистить место для нового храма. В 1810 г. произошло обрушение стен и сводов церкви, но проекты реконструкции были отвергнуты из-за дороговизны. К 1816 г. разрушились трансепт, хор и башня над средокрестьем; неф храма восстановили, 8 марта 1818 г. в нем начались богослужения. Однако уничтожение отдельных частей бывш. монастырской церкви продолжалось и после этого (так, в 1822 была уничтожена одна из капелл).

http://pravenc.ru/text/2057224.html

На нем установлен крест с мощами Андрея Первозванного, частицей Животворящего Креста и медальоном Агнца Божьего, а внутри купола изображения евангелистов и надпись двухметровыми буквами: «Ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою и дам тебе ключи Царства Небесного». Строительный материал на постройку собора не добывался, но варварски извлекался из античных зданий Римского Форума, некоторые из которых были ради нескольких кусков мрамора полностью разрушены. Собор был освящен 18 ноября 1626 года. На площади, слева и справа от центрального фасада расположены статуи апостолов Павла с мечом и Петра с ключами от Царствия Небесного. Фасад венчают гигантские статуи Исуса, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов. На фасаде 9 балконов, с того, что посредине (Лоджия Благословения) Папа благословляет верующих, собравшихся на площади. Всего в собор ведут пять порталов. Центральные бронзовые врата были выполнены ещё для античной базилики, на них изображения Христа и Богородицы на тронах, апостолов Петра и Павла и сцены их мученичества. Еще есть Святые врата (их открывают только в юбилейный год раз в 25 лет; изнутри они замурованы и только в канун Рождества бетон разбивают и первым входит понтифик, а в конце года их опять замуровывают); Врата Смерти (через них выходит процессия во время похорон Папы); Врата добра и зла (созданы в 70-х годах прошлого века , зло представлено картиной резни партизан в 1943 году); Врата таинств (также «молодые» - созданы в 60-е годы прошлого века г. по случаю повторного открытия Второго Ватиканского Собора). Отстояв очередь минут на тридцать, очутились в соборе и буквально оцепенели от его величия, богатого убранства, множества статуй, барельефов, надгробий, алтарей, уникальных артефактов, шедевров живописи… Собор поражает своими огромными размерами и великолепием убранства. Следуя указаниям аудиогида, мы обошли собор, останавливаясь и прослушивая подробную информацию о том или ином объекте. В соборе множество капелл (приделов), в некоторые войти можно исключительно для совершения молитвы, поэтому охрана тщательно следит за тем, чтобы вы отключили аудиогид и убрали наушники.

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/27/...

Ежегодно 5 августа в базилике вспоминается снежное чудо: мягко спускающееся с купола море белых лепестков, символизирующих снег – это сказочное действо надолго запомнится паломникам. Перед главным входом в базилику - триумфальная колонна, воздвигнутая в 1614 году как благодарение Божией Матери за избавление от чумы. Колонна IV века, ее перенесли сюда с Римского Форума. Колонну венчает бронзовая статуя Богородицы с Младенцем на руках. Рядом небольшой уютный фонтан, а рядом еще фонтанчик - для того, чтобы напиться. Как мы потом узнали, такие небольшие фонтанчики разбросаны по всему городу, есть даже такие, вода из которых истекает более двух тысяч лет! Воды в Риме много и вся она пригодна для питья. Необыкновенная чистота и прозрачность всех городских фонтанов объясняется тем, что вода не застаивается, а сразу же уходит в канализацию, т.е. постоянно свежая, проточная. Сидя на ступеньках фонтана, уставшие после насыщенных до предела дней (маршруты по Риму практически все пешеходные, и ежедневно мы проходили по 9-12 километров), мы наслаждались колокольным звоном, который ежедневно в девять часов вечера звучал с самой высокой в Риме 75-метровой колокольни (14 век). В первый же день побывали в одном из четырех главных (великих) храмов Рима – Латеранской папской базилике ( Собор Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме или Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано). Над входом надпись, что это «святейшая Латеранская церковь, всех церквей города и мира мать и глава». Т.е. ее статус итальянцы поднимают выше всех храмов не только Рима (даже собора св. Петра), но и мира. В этих стенах прошло пять Латеранских Вселенских соборов Католической церкви. Здесь кафедра римского епископа, папский трон. На главном престоле, находящемся под балдахином, служит только Папа. Потрясающей красоты собор. На фасаде - гигантские скульптуры отцов Церкви, в центре – Христос. Внутри еще более впечатляюще. Изящный потолок, богато расписанный, с позолотой. Мозаики в византийском стиле (1288-92 гг.), есть изображения Франциска Ассизского, Антония Падуанского, Папы Бонифация . Этот Папа, кстати, 1300 год объявил Юбилейным и одна из пяти дверей, ведущих в собор, открывается только по «юбилеям». В базилике захоронения шести Пап. В храме несколько капелл (часовен), все различаются своим оформлением. В нишах стен величественные статуи апостолов (16 век). Мраморный мозаичный пол. Четыре бронзовые позолоченные колонны, привезенные из иерусалимского храма Соломона, поддерживают сень над приделом Святых Тайн. Над этой сенью, в особой комнате, хранится стол, на котором Спаситель совершил Тайную Вечерю.

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/15/...

—175— духовенство начинает играть роль в парламентской жизни. Президентом палаты избран Казимир-Перье, сторонник единения, получивший 295 голосов против 195, поданных за Анри Бриссона, кандидата противников единения. Вслед за тем составлен умеренный кабинет с Казимиром-Перье во главе. Один из членов министерства (Spuller), горячий сторонник конкордата и союза с папой, в министерской декларации развил мысль, что республика должна поддерживать связь с духовенством в своих собственных интересах. Оратор выразил полное доверие искренности духовенства. «Я утверждаю, говорил он, что сама церковь изменяется, что она развивается, вопреки своему притязанию на неизменность. Я говорю, что теперь вместо того, чтобы служить связью для монархических партий, она встанет, как вы увидите, во главе демократии». Указывая на рост влияния духовенства в народе, благодаря его проповеди социализма, и отмечая опасность, могущую возникнуть для республики, если, оттолкнув церковь , она побудит ее поднять против себя народные массы, оратор рекомендовал соединение, как лучшее средство избегнуть опасности и использовать силы и труд духовенства в интересах демократии. Палата одобрила декларации, не смотря на энергичный протест Бриссона и его партий (3 марта 1894 г.). Прошло шесть лет, и результаты принятой правительством политики обнаружились вполне ясно. Какой-то анонимный автор, вероятно, иезуит, с чувством полного удовлетворения отмечал в своей статье, что за этот период «нового направления» ультрамонтане работали для своего дела с небывалым успехом, что их школы переполнены, что монашеские ордена, жертвы изгнания 1880 г., добились восстановления своих учреждений, капелл и значительной доли своего влияния. С другой стороны, успело окончательно выясниться и непримиримо враждебное отношение церкви к республике и демократии. Предсказания оратора (Spuller’a) совершенно не оправдались. Духовенство не встало во главе республиканской демократии. Напротив, тайно и явно оно поддерживало врагов республиканского режима и подлинно демократических принципов. Проповеди монахов, иезуитов и клерикальная печать сеяли в

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010