Более низкая высота нефов собора в Толедо по сравнению с франц. прототипами придает его интерьеру ярко выраженный зальный характер, свойственный скорее мечетям, чем зап. церквам. Усиливает это впечатление перенесение главного алтаря и хора в средокрестие храма - нововведение, часто приписываемое мастеру Педро Петри, возглавлявшему работы с 40-х гг. XIII в. по 1291 г. Это решение, возможно, было связано с тем, что в вост. части храма собирались разместить королевскую усыпальницу, для чего было выделено специальное пространство, а часть пресвитерия была отделена стеной от собора (стена разрушена в 1498). Источником идеи мог послужить собор в Сантьяго-де-Компостела, где главный алтарь и хор были сдвинуты в средокрестие, чтобы освободить обход вокруг гробницы ап. Иакова в вост. части храма. Также с именем Педро Петри связывают трифорий с перекрещивающимися арками, типичными для ислам. архитектуры. В 1418 г. началось строительство зап. фасада под рук. Альваро Мартинеса, с к-рым связывают также возведение (к 1422) единственной башни собора (завершена в кон. XV в.). В это же время был перекрыт сводами центральный неф собора, причем над главным алтарем и хором каноников он получил звездчатую форму. Интерьер собора в Леоне Возведение соборов в Бургосе, Толедо и Леоне оказало сильное влияние на развитие архитектуры всех северных областей И., проявившееся прежде всего в устройстве деамбулаториев с венцами из полигональных капелл и в активном использовании крестовых нервюрных сводов: соборы Санта-Мария-де-ла-Асунсьон в Эль-Бурго-де-Осма (пров. Сория; нач. 1232) и Санта-Мария в Луго (1129-1273), ц. Сан-Хиль-Абад в Бургосе (кон. XIII - нач. XIV в.) и др. Показателен неосуществленный проект (кон. XIII в.) перестройки восточной части собора в Сантьяго-де-Компостела, предполагавший реформирование хора по образцу собора в Бургосе. При этом строители некоторых храмов продолжали придерживаться старомодного плана с чередованием капелл и участков с окнами, как, напр., в ц. Санта-Мария-де-ла-Асунсьон в Кастро-Урдьялес (пров.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

столетия появились произведения для 15, 16, 18 или даже 21 голоса. Исполнение многохорных сочинений в И. схоже с итал. практикой. Во-первых, с 1-м хором композиторы обращались скорее как с ансамблем солистов: партии хористов довольно сложные, именно здесь предполагалось употребление украшений, поэтому при проведении конкурса на должность певчего учитывалось, может ли певец, согласно своим способностям, поступить в 1-й хор. Во-вторых, все хоры старались расположить действительно далеко друг от друга. Так, 1-му хору обыкновенно аккомпанировала арфа, что позволяло разместить певцов в алтаре; 2-й хор в это время мог находиться возле большого органа (на хорах), 3-й - у органа-позитива и т. д. IV. Репертуар. Произведения, исполнявшиеся церковными капеллами в XV-XVII вв., можно разделить на 3 группы: литургическая музыка на лат. тексты, вильянсико с текстами на народных языках для утрени в большие праздники (прежде всего на Рождество Христово и праздник Тела Христова) и органная музыка для богослужения. Схожий литургический репертуар был и у королевских капелл и придворных капелл знати и епископата, исполнявших также светские полифонические произведения на народных языках в франко-фламанд. и испан. стилях. Единая рим. форма богослужения, включая муз. составляющую, была принята на всей территории И. примерно к XV в. Тем не менее далеко не все традиц. испан. церковные песнопения XVI-XVII вв. распеты на григорианские мелодии. Так, гимн на слова Фомы Аквинского «Sacris solemniis» (Со священными торжествами), к-рый исполнялся на популярный в И. праздник Тела Христова во время торжественных процессий через весь город, традиционно распевали на испан. напев (modo hispano). К мелодии этого гимна как к источнику для своих сочинений часто обращались испан. композиторы (см. пример 1). Испан. вариант напева др. гимна на праздник Тела Христова, «Pange lingua» (Воспойте, уста), получил название «de Urreda», предположительно потому, что 1-я известная его гармонизация принадлежала капельмейстеру кор.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

Посему многие писатели несогласны между собой в определении начала седмин. Из древних – Евсевий считает седмины от указа Кирова 261 ; с ним согласны Иоанн Эколампадий, Бероальд, Кльвин 262 , Лихтфот 263 и многие другие; из новейших – с того же времени считает седмины Зейффарт 264 . Другие началом седмин полагают указ Дария ( 1Цар. 6:1–12 ), но несогласны между собой в том, кто был сей Дарий; по одним это – Дарий Мид 265 , по другим Дарий Нот 266 , по мнению третьих 267 – Артаксеркс Лонгиман; по мнению же Евсевия 268 , Корнелия Янсения 269 и Дриедона 270 Дарий Истасп. Многие считают седмины от 7 года Артаксеркса Лонгимана, на прим. Иаков Капелл 271 , Людовик Капелл 272 , Придо 273 , Корнелий a Lapide 274 , Иаков М. Айрол 275 . Большая же часть писателей началом седмин поставляют указ от 20 года Артаксеркса Лонгимана, на прим. Юлий африканск ий, блаженный Феодорит , Зонар, Беда и проч. 276 . Но и здесь самим пророчеством разрешается вопрос яснее всех предположений. Ибо в пророчестве говорится об указе касательно возграждения Иерусалима, то есть, построения стен, как и далее говорится: и соградится стогна и забрала, что цари персидские весьма отличали от построения храма и жилищ около него. Но в указе Кира позволялось иудеям только возвратиться в отечество и строить храм; указом Псевдосмердиса прямо воспрещалось построение города; Дарий Истасп позволил только продолжать построение храма, но не города; первым указом Артаксеркса Лонгимана позволялось получить от областных начальников в пользу храма некоторое количество золота и серебра и все потребное при жертвоприношениях, также все Левиты и все служащие при храме освобождались от податей и других повинностей. Наконец последний указ Артаксеркса вполне соответствует пророчеству; ибо им позволялось именно возобновление стен Иерусалима, что и исполнил Неемия, которому дан был сей указ. Значит, начало седмин должно считать с 20 года царствования Артаксеркса Лонгимана. 2) Частнейшее расположение седмин видно из самого пророчества. В нем а) сначала определяется время, предопределенное свыше для народа израильского и Иерусалима до исполнения всех обетований и пророчестве, то есть, до совершения Мессией дела спасения человеков; это время – седмьдесят седмин, 490 лет; б) потом сие время разделяется на части так, что аа) от исхода словесе о возграждении Иерусалима до Христа старейшины седмин седмь и седмин шестьдесят две, то есть, 49 лет и 434 года, всего 483 года; бб) последняя седмина назначается для утверждения нового завета, в половине ее отымется и жертва и возлияние, и хотя храм не тотчас разрушится, но в нем уже будет мерзость запустения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Амбулаторий был непосредственно связан с базиликальной частью здания, т. к. являлся как бы продолжением боковых нефов, по к-рым могли двигаться процессии к алтарям вост. части храма. Боковые нефы использовали также для создания дополнительных капелл. Интерьер базилики св. Климента, папы Римского, в Риме. XII–XIII вв. Фотография. XX в. Интерьер базилики св. Климента, папы Римского, в Риме. XII–XIII вв. Фотография. XX в. Развитие амбулатория, вост. капелл и крипты к XI в. привело к созданию западноевроп. версии срастания Б. и мартирия (к чему христ. архитектура стремилась уже с IV в., породив на Западе целый ряд сложных композиций (ц. Сен-Береньи в Бургундии, 1108), учитывавших палестинские образцы, ц. в Вифлееме и храм св. Гроба Господня в Иерусалиме). Разрастание хора уменьшило роль центрального нефа, к-рый архитектурно часто выглядел придатком алтарной (вост.) части. Др. линию размывания базиликальных черт представляет формирование в Европе XI в. храмов т. н. зального типа, план к-рых похож на Б., но нефы равновысокие, а клересторий отсутствует. Однако наиболее типичным, массовым вариантом Б. рубежа XI-XII вв. оставалась трехнефная, с простым однорядным трансептом с капеллами, коротким трехнефным хором и тройной алтарной апсидой (Нотр-Дам в Пайерне, ок. 1080). Лит.: Minoprio A. A Restoration of the Basilica of Constantine//Papers of the British School in Rome. 1932. Vol. 12. P. 1-25; Витрувий. Об архитектуре: 10 кн. Л., 1936. Кн. 5. С. 122-130; Krautheimer R. Corpus basilicarum Christianarum Romae. Vat.; N. Y., 1937-1977. Vol. 1-5; idem. Early Christian and Byzantine Architecture. Harmondsworth, 1965, 19864; idem. The Constantinian Basilica//DOP. 1967. Vol. 21. P. 115-140; idem. Studies in Early Christian, Medieval and Renaissance Art. L., 1971; idem. Rome: Profile of a City, 312-1308. Princeton, 1980; Conant K. J. A Brief Commentary on Early Medieval Church Architecture. Baltimore, 1942; idem. Carolingian and Romanesque Architecture, 800-1200. Harmondsworth, 1959, 19784; Grabar A.

http://pravenc.ru/text/77368.html

—152— Статистические данные о православной церкви королевства сербского. – Определения Архиерейского Собора, состоявшиеся в 1903–1906 гг. – Коронационные торжества 1904 г. – Столетний юбилей начала освобождения Сербии от турецкого владычества. – К построению храмов в Белграде во имя св. Саввы и преп. Симеона Немани. – † Высокопреосвященный Иннокентий, архиепископ белградский и митрополит Сербий. – Избрание преосвященного Димитрия, епископа шабачского, архиепископом белградским и митрополитом сербским. Биографическая сведения о новоизбранном митрополите. Первые шаги его архипастырской деятельности. – Избрание архимандрита Сергия, бывшего настоятеля сербского подворья в Москве, епископом шабачским. – Из архипастырской деятельности остальных сербских епископов. – XIV-я, XV-я и священнические скупщины. – Священнический клуб в Белграде под названием „Братство“. – Монастырские приходы и священнический фонд. – и XIII-я монашеские скупщины. – Богословия (семинария) св. Саввы. – К вопросу о богословском факультете при вновь открытом первом сербском университете. – Присоединение к православию католического священника. – Секта назаренов. Последнее наше обозрение церковной жизни в королевстве Сербии, Старой Сербии, Македонии и Черногории остановилось на второй половине 1903 года 2587 . Обращаясь ныне к этому времени, предложим прежде всего некоторые статистические данные. По официальным статистическим данным, к концу 1903 г. в пяти епархиях, составляющих область автокефальной православной церкви в королевстве сербском, православных жителей было 2.448.139, домов 346.718, про- —153— топресвитерств 19, наместничеств 52, приходов 901, капелланий 59. Священных лиц монашеского чина всего 113, в том числе 21 архимандрит, 1 протосинкелл, 16 игуменов, 5 синкеллов, 55 иеромонахов, 8 иеродиаконов, 7 монахов. Священных лиц мирского чина всего 1017, в том числе 64 протоиерея, 917 священников, 3 протодиакона и 33 диакона. Храмов всего 644, капелл, 49, монастырей 53. Наибольшее количество храмов и капелл в нишской епархи (205 и 26), наименьшее в шабачской (77 и 4).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3) решает о том, что покупки и заказы, необходимые для церковной общины и монастыря, на сумму свыше 200 динаров, равно также церковные и монастырские имения – могут быть куплены и приобретены, проданы и отданы в арендное содержание (§§59, 62 и 72). Если же стоимость этого превышает 1000 динаров, то представляет дело с своим мнением на решение министру просвещения и церковных дел; 4) решает о том, что церковная община может, когда окажется нужным (§58, п. 14), делать податную надбавку и раскладку ее между своими парохианами (прихожанами). Если же надбавка больше 10 и до 100 непосредственной подати (прямого налога), то поступает согласно п. 4 §12 закона об общинах; 5) назначает конкурс на свободные вакансии в парохиях (приходах) и капелланиях и, согласно постановлению §37 настоящего закона, избирает и предлагает архиерею лицо с наилучшею квалификациею, которое архиерей и поставляет на парохию или капелланию. Срок для конкурса не может быть менее 30 и не более 60 дней, считая со дня, когда конкурс в первый раз объявлен в официальных ведомостях. 6) постановляет решения относительно постройки церквей и часовен (капелл). Когда одно или более селений изъявят желание отделиться от сел, с которыми они вместе принадлежали к одной церкви, и пожелают построить для себя особую церковь , то, с благословения епархиального архиерея, дается им разрешение для постройки новой церкви, только в том случае, если есть определенное число домов для образования парохии (прихода) и средства для содержания церкви, и если при церкви, от которой отделяются, остается достаточное количество домов для содержания священника. Разрешение на постройку часовен (капелл) дается только селениям, которые далеко отстоят от церкви, или – в том случае, когда бы, вследствие неудобных путей сообщения, им трудно было приходить в церковь , или когда бы церковь, вследствие падения, должна быть закрыта, пока новая не будет построена; 7) когда какая-нибудь церковь закрывается вследствие того, что угрожает падением, так что опасно в ней и служить, то с благословения епархиального архиерея делает распоряжение о том – куда перенести церковную утварь и где служить священнику;

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/za...

обр. богатая пластика большого ордера с чрезвычайно активными раскреповками в антаблементе. Среди многочисленных построек в чертозе (картузианском монастыре) Сан-Мартино в Неаполе (1623-1656) выделяются фасад церкви (проект 1636) и Большой клуатр (1623-1631) с порталами и бюстами картузианских святых. В Санта-Мария-Маджоре-алла-Пьетра-санта (1653-1675) Фандзаго вновь обращается к центрической композиции, используя план в форме равноконечного креста и подчеркивая цельность внутреннего пространства плоским гигантским ордером. Примером классицизации принципов римского барокко могут служить работы Луиджи Ванвителли в Неаполе. Ванвителли, значительную часть жизни проработавший в Риме и до конца своих дней занимавший должность главного архитектора собора св. Петра, соединил в неаполитанских произведениях римский масштаб, тяготение к чистоте языка классических архитектурных форм, уравновешенность композиций и некоторые приемы трактовки объемов и плоскостей, характерные для барокко, а также влияние франц. классицизма XVII-XVIII вв. Эти черты соединились и в неаполитанской ц. Сантиссима-Аннунциата-Маджоре (1760-1782) с вогнутым фасадом, представляющим собой академизированную версию рим. церковных фасадов, восходящих в общих чертах к церквам Иль-Джезу и Мадонна-деи-Монти Джакомо делла Порта. Интерьер, состоящий из нефа, 6 боковых капелл, трансепта и просторного, увенчанного куполом средокрестия, представляет собой одно из самых торжественных и гармоничных храмовых пространств позднего итал. барокко. Цилиндрический кассетированный свод и несущие прямой антаблемент сдвоенные коринфские колонны, отмечающие торцы стен боковых капелл, напоминают Палатинскую капеллу (освящена в 1784) в Королевском дворце в Казерте (1752-1774) того же Ванвителли. Большой клуатр чертозы Сан-Мартино в Неаполе. 1623–1631 гг. В церковной архитектуре Сицилии XVII в. начался с продолжения традиций, восходящих к поздней манере Микеланджело, которую в кон. XVI в. в Мессину принесли Джакомо дель Дука (сицилиец, сотрудничавший в Риме с Микеланджело) и Камилло Камиллиани, а также с интерпретации образцов ренессансной архитектуры Рима.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Восемь капелл с левой стороны, три вдоль западной стены, девять капелл вдоль северной. Запомнилось, что в капелле Святых Таин сразу два престола – первый в честь Святых Таин, второй в честь Франциска Ассизского. В этой капелле когда-то происходил ритуал «поцелуй ноги», когда верующие прикладывались к останкам умерших Пап перед их погребением (впоследствии ритуал был отменен). В приделе Хора в престоле в раке почивали мощи свт. Иоанна Златоуста, а в капелле св. Григория Двоеслова также в раке в престоле мощи этого святителя. В капелле праведного Иосифа покоятся мощи апостолов Симона Зилота и Иуды. Мощи св. Льва Великого Папы Римского находятся в приделе в честь этого святого. В небольшой капелле Распятия Господня тоже два престола – в честь Распятия (здесь запрестольная мозаичная икона свт. Николы – копия иконы, что находится в Бари) и в честь св. Иосифа Обручника. У окна напротив входа хранится деревянное Распятие начала XIV века; в этой капелле также устроены высокие шкафы, в которых за стеклом находятся святыни. В капелле св. Еразма мозаичные изображения св. равноапостольных княгини Ольги и князя Владимира, крестителя Руси. Мощи мучеников Прокесса и Мартиниана в приделе в их честь. В капелле св. Вячеслава Чешского мозаичные изображения свв. Мефодия и Кирилла. В капелле Григория находится запрестольная древняя чудотворная икона Божией Матери Скоропослушница, а внутри престола покоятся мощи св. Григория Богослова. Обратили внимание на мозаичную копию картины Рафаэля «Преображение». В конце главного прохода справа - скульптура святого Петра (XIII век), которая почитается чудотворной (пальцы правой руки апостола, кстати, сложены в двуперстии). В центре собора, прямо под куполом, возвышается главный престол, служить за которым имеет право только Папа (папский алтарь). Под престолом в особо устроенной пещере почивают мощи апостола Петра. Алтарь изготовлен из большого куска мрамора, привезенного с форума императора Нервы. Над алтарем огромная бронзовая сень на четырех колоннах высотой с 4-х этажный дом.

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/27/...

с обшир­ным воззванием и просьбой о пожертвованиях ко всему сербскому народу 27 . Результат этого воззвания нам не­известен. 4. Епархия вершецкая Имеет монастырей 3: Месич, Златица-Базьяш и Войловица, протопресвитериатов 3, церквей 74 и 18 капелл, приходов 97, священников 44, а с помощниками 91. Церковных общин 75 и 3 отделе­ния, православных домов 26,431. Епархиальный фонд 42 тыс. гульд. – Кафедра в городе Вершеце. Вершец нахо­дится в Темишварском Баняте, верстах в 60–70 на юг от г. Темишвара. Епископ Гавриил Змеянович (с 1896 г.). Преосвященный Гавриил родился 25 августа 1847 г. в Среме в селении Добановци. Отец его был священник. По окончании первоначальной сербской и не­мецкой школы, прошел высшую гимназию и семинарию в Карловцах. После сего в Алтенбурге изучал экономи­ческие и естественные науки. В 1882 г. пострижен в монашество и назначен военным священником боснийско-герцеговинских корпусов. В 1891 г. получил в управление монастырь Крушедол, назначен протосинкеллом и наблюдателем над сербскими народно-церковными имуществами, в 1894 г. получил сан архимандрита, а после смерти вершецкого епископа Нектария Димитриевича ( 20 ноября 1895 г.), назначен управляющим вакантной епархии. В епископа вершецкой епархии избран 18 мая 1896 г.; выбор утвержден австрийским императором 14 июня, а 14 июля в соборной карловецкой церкви состоялось посвя­щение новоизбранного в епископа. 6. Епархия пакрацкая Открыта в 1708–1710 г. и за­менила закрытую во второй половине XVII в. епархию пожегскую. Имеет монастырей 3: Лепавину, Ореховицу и Пакру, протопресвитериатов 6, церквей 132 и приписных (фи­лиальных) 52, капелл 9, приходов 103, священников 69, а с помощниками 94. Церковных общин 103 и 551 отделе­ние. Православных домов 10,768. Епархиальный фонд в 1900 г. 5,620 гульд. 62 крейц., а в конце 1.909 г. 58,296 крон. Епископ Мирон в 1908 г. пожертвовал 35,000 крон „в пользу изнемогших православных сербских приходских священников епархии пакрацкой“. Кафедра в г. Пакраце. Епископ Мирон Николич.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

1695 г. установлено в сербской митрополии, в Венгрии, кроме архиепископии, семь епархий. А ныне имеется, кроме, архиепископии, шесть епископий, а именно: бачская, будимская, вершецкая, карлштадская, пакрачская и темишварская. Патриархов-митрополитов Карловицких от 1690 г. до настоящего времени насчитывается 19. Церковью в Карловицкой митрополии управляет архиерейский синод, а церковно-школьными делами народно-церковный конгресс. Председатель синода и конгресса – патриарх-митрополит. Георгий Бранкович. Члены нынешнего архиерейского синода – высокопреосвященные епископы: Мирон Николич, пакрачский; Никанор Попович, темишварский; Михаил Групп, карлштадский; Гавриил Змеянович, вершецкий; Лукиан Богданович, будимский и Митрофан Шевич, бачский. В каждой епархии имеется епархиальная скупщина, председатель которой – местный епископ, а члены из духовного и светского звания. Имеются также епархиальные консистории, председатели коих – местные епископы, товарищи председателей – архимандриты или протоиереи, члены – лица духовного звания. Просветительные высшие и средние сербские заведения в митрополии карловицкой – следующие: сербское православно-богословское училище в Карловцах; великие гимназии в Карловцах и Новом Саде; учительская мужская и женская школа в Сомборе, учительская мужская школа в Пакраце, женская в Верхних Карловцах, высшие женские школы в Сомборе, Новом Саде и Панчеве. – В карловицкой архиепископии имеется 14 монастырей: Беочин, Бешеново, Бердник, Гергетег, Крушедол, Кувеждин, Дивша, Привина Глава, Раковац, Великая Ремета, Малая Ремета, Шишатовац, Старое. Хопово и Фенек. Протопресвитерств (благочиний) 4, церквей 155, капелл 16, приходов 140, священников 94, а с помощниками 149. Церковных общин 127 и 60 отделений. Православных домов 29289, душ мужского и женского пола 173011. Имеются сербская типография, пенсионный фонд вдов и сирот белого духовенства и епархиальный фонд. Епархиальный фонд к 1 января 1900 г. имел 73789 гульд. 68 крейц. В бачской епархии 2 монастыря: Ковиль и Бодьян, 4 протопресвитерства, 65 церквей и 13 капелл, 82 прихода, 56 священников, а с помощниками 94.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010