В XX в. монастырские постройки были раскопаны и частично реконструированы. С юж. стороны от храма расположены остатки клуатра. К XIV в. относятся резные готические капители с фигуративными изображениями, использованные в ренессансном клуатре мон-ря Санта-Мария-ди-Селаш (XVI в.). В 1-й пол. XVI в. в церковном зодчестве Португалии доминировал позднеготический стиль мануэлино, во многом близкий к испан. стилям исабелино и платереско. Самый яркий памятник мануэлино в епископстве К.- церковь мон-ря Санта-Круш (романский храм был перестроен после 1507 на средства кор. Мануэла I (1495-1521); архитекторы Дьогу ди Бойтака, Дьогу ди Каштилью, Никола де Шантрен, Маркуш Пириш и др.). К фасаду, закрытому пышным скульптурным порталом, пристроены парные башни, увенчанные пинаклями. Узкий и высокий неф храма перекрыт сводом на нервюрах; в алтарной части, к-рая существенно ниже и ýже нефа, установлены монументальные гробницы королей Афонсу I и Саншу I. Тогда же были сооружены «Клуатр молчания» и зал капитула с пристроенной позднее ренессансной капеллой св. Теотония (80-е гг. XVI в., архит. Томе Велью); в 1622-1624 гг. возведена сакристия в духе эрререско - позднего испан. Ренессанса (архит. Педру Нуниш Тиноку). «Новый собор» в Коимбре. 1593–1640 гг. Крупнейший памятник церковного зодчества XVII в.- комплекс иезуитской коллегии Св. Имени Иисуса (основана в 1542). Коллегия в К. была важным центром деятельности Об-ва Иисуса, мн. ее воспитанники стали миссионерами, проповедовали в Индии, Китае, Японии, Бразилии и Конго. Иезуитская ц. 11 тыс. св. дев построена в 1598-1698 гг. (освящена в 1640) по проекту Б. Алвариша, к-рый, как принято считать, ориентировался на монастырскую ц. Сан-Висенти-ди-Фора в Лиссабоне (1582-1629), выдержанную в духе испан. эрререско. Планировка храма в целом соответствует традициям иезуитской архитектуры, идеальным выражением которых была ц. Иль-Джезу в Риме (1568-1575): это базиликальная однонефная церковь с рядами боковых капелл (по 4 с каждой стороны нефа) и куполом над средокрестием.

http://pravenc.ru/text/1841702.html

С успехом 1-го крестового похода (1096-1099) и укреплением связей с Востоком в XII в. количество копий Г. Г. умножилось: военно-монашеские ордены, появившиеся после похода, также строили круглые в плане церкви, демонстрируя свой вклад в защиту св. мест. К ним относится храм в Кембридже (ок. 1130), построенный орденом августинцев (церковь с амбулаторием и галереей на 8 опорах). Множество круглых церквей, близких по стилю, возведены рыцарями-храмовниками и госпитальерами по всей Европе: церковь мон-ря Тампль в Париже (1118), ц. Темпл (Сент-Мэри) на Флит-стрит в Лондоне (1160-1185), аббатство Томар (1160); остатки храмов тамплиеров открыты в Аслакби (графство Линкольншир), Темпл-Бруэр (графство Линкольншир), Гаруэй (графство Херефорд-энд-Вустер), Дувр (графство Кент). Самая сохранная и цельная по замыслу средневек. имитация Г. Г.- комплекс Санто-Стефано в Болонье (IX в., многократно перестраивалась) с октагональной капеллой Сан-Сеполькро (XI в.; внутренняя колоннада с 12 опорами и галереей над амбулаторием, с поставленной в центре копией Кувуклии). Она содержит погребальное сооружение - кенотаф, символизирующий Г. Г., и гробницу для мощей св. Петрония, еп. Болоньи (430-450); считается, что он основал «Иерусалим» в Болонье после паломничества в Св. землю. Восточнее Сан-Сеполькро расположен открытый двор с портиками, куда выходит неск. капелл (Капелла делла Кроче включала «копии» горы Голгофы и Животворящего Креста, причем расстояние между Голгофой и Г. Г. соответствует реальному). В др. местах Болоньи находились имитации Елеонской (Масличной) горы, храма Вознесения Иосафатовой долины, Акелдамы, Силоамской купели. Вместе они воспроизводили в Болонье священную топографию Иерусалима - урбанистического идеала средневековья. Мн. черты Г. Г. содержит баптистерий в Пизе (1152, перестроен в XIII и XIV вв.): 12 внутренних опор, амбулаторий с галереей 2-го уровня, коническую кровлю. Место Кувуклии заняла купель, подчеркнув традиц. связь: Крещение - смерть - Воскресение Иисуса Христа. Подобно болонскому Сан-Сеполькро, баптистерий помогал ассоциировать Пизу с Иерусалимом (в круг ассоциаций было включено и Кампосанто - кафедральное кладбище, подсыпанное привезенной из Иерусалима землей, с тем чтобы горожане могли покоиться в земле Св. Града).

http://pravenc.ru/text/168157.html

направлялись в одну из капелл (Сикстинскую, ап. Павла или др.), где новоназначенные К. простирались перед алтарем во время пения гимна «Те Deum laudamus» (Тебя, Бога, хвалим), после чего декан коллегии К. читал молитву «Super creatos cardinales». Папа Римский Пий XII возлагает галеро на голову кардинала. Фотография. 1-я пол. ХХ в. Как правило, в день открытой консистории папа проводил с К. тайную консисторию, когда совершались оставшиеся этапы процедуры возведения в кардинальское достоинство - «запечатывание и открытие уст» и пожалование кардинальских титулярных храмов и диаконий. Церемония «запечатывания уст» (clausura oris) восходит к эпохе противостояния между папами и коллегией К. в период схизмы в католич. Церкви, когда папам было необходимо иметь среди К. тех, кто были лишены права высказывать свое мнение. В XV-XVI вв. этот обряд имел значение, т. к., согласно булле папы Римского Евгения IV «In eminenti» от 26 окт. 1431 г., К. с «нераспечатанными» устами лишались права не только высказывать свое мнение, но и участвовать в конклавах. Это решение было отменено только декретом папы Римского Пия V от 26 янв. 1571 г., к-рый был подтвержден декретом папы Римского Григория XV «Decet» от 12 марта 1622 г. Декреты указывали, что все новые К. могли участвовать в конклавах вне зависимости от прохождения через церемонии посвящения в достоинство К. Однако до сер. XX в. церемония «запечатывания и открытия уст» продолжала совершаться. В начале тайной консистории папа «запечатывал уста» новым кардиналам, произнося следующее: «Claudimus vobis os, ut neque in Consistoriis neque in Congregationibus, aliisque functionibus cardinalitiis sententiam vestram dicere valeatis» (Мы запечатываем ваши уста, дабы ни на консисториях, ни на конгрегациях, ни при исполнении каких-либо иных обязанностей вы не могли высказывать своего мнения). После церемонии «запечатывания уст» папа обращался к консистории с аллокуцией, где излагал насущные вопросы. Затем совершалось «открытие уст» (aperitio oris), и папа читал аналогичную молитву: «Aperimus vobis os, ut in Consistoriis, Congregationibus et aliis functionibus cardinalitiis sententiam vestram dicere valeatis. In nomine Patris et Filii et Spiritus Sancti. Amen» (Распечатываем вам уста, дабы на консисториях, на конгрегациях и при исполнении каких-либо иных обязанностей вы могли высказывать свое мнение. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь). Церемония была упразднена после II Ватиканского Собора.

http://pravenc.ru/text/1681025.html

Благодаря известию Прокопия (De aed. Just. V, 8), пополняемому также известной греко-арабской надписью на вратах монастыря, знаем, что как стены монастыря, так и его главнейшее здание – базилика, построены в царствование Юстиниана между 527 и 557 годами. Церковь имеет три нефа, отделенные двумя рядами гранитных колонн, по шести в каждом; высота среднего нефа почти в 2½ раза превышает боковые; потолок плоский, в котором промежутки между стропил зашиты досками, образующими т. наз. кассетты; весь потолок заново орнаментирован, в подражание старому, который видел еще Покок, по античному шаблону, исполненному зеленой и красной красками и золотом. Перед церковью имеется узкий нартэкс с 3 дверями (одна заложена), ведущими внутрь церкви, из которых средняя, т. наз. царская, сохранилась от древности и украшена резьбой. Вделанный здесь в стену недавно фиал для омовения не заменяет древнехристианской купели, стоявшей прежде в средине переднего двора, а явился в силу обычая, существующего и в Грузии. На В. стороне церковь имеет большую открытую абсиду и две малых, которые ныне отделены стенами; из правой (древний диаконикон) дверь на лево приводит в капеллу Неопалимой Купине, находящуюся, таким образом, за стеной главного алтаря. В этом типе древнехристианской базилики, наиболее сходной с ц. Аполлинария во Флоте в Равенне, обращают на себя внимание сильно повышенные, не плоские и широкие арки, стягивающие колоннаду, и сами колонны. Они грузны, имеют низкие базисы с четырьмя выпущенными листами, и разнообразно орнаментированные капители; теперь эти капители заштукатурены покрыты темно-зеленой окраской (колонны же голубой) и потому особенно кажутся тяжелыми и безвкусными. Между тем, в их массивной орнаментике, издалека берущей главнейшие черты коринфского ордена, есть своего рода величавость: особенно замечательны капители с завернутыми наискось волютами, которые напоминают тип капителей Геркулесовой базилики в Равенне. В отличие от общего плана и архитектурного типа, детали указывают на предания древнейшие. Сама базилика, кроме трех нефов, видимо, много претерпела изменений, в виде пристроенных сбоку капелл, распределения алтарей и пр. В главной абсиде имеется двойной пояс мраморных ступеней, и стены облицованы мрамором; она освещается одним узким окном. Кроме мозаики в своде алтаря и на арке над ним, также свода в капелле Купины все остальные стены церкви и нартэкса покрыты штукатуркой, (кроме этой же капеллы, стены которой покрыты фаянсовыми изразцами в XVII в.) и в монастыре не сохранилось никаких воспоминаний о том, как были и были ли украшены эти стены иначе в старину. Невысокий иконостас (1672 г.) надстроен еще колоссальным Распятием, по католическому типу; нижний пояс больших местных икон замечательного письма Иеремии Критянина 1612 г. и других конца XVII и XVIII столетий 2 ); над ними недавно же установлены в два ряда мелкие иконы Праздников Господских и Богородичных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Церковь Иль-Джезу в Риме. 1568–1577 гг. Тип однонефного монастырского храма с рядами боковых перекрытых сводами капелл, популярный в архитектуре позднего Кватроченто во Флоренции (ц. Санта-Мария-Маддалена-деи-Пацци, после 1479 - ок. 1500; ц. Сан-Галло мон-ря августинцев у городских ворот Сан-Галло, начата в 1486 Джулиано да Сангалло; ц. Сан-Франческо (Сан-Сальваторе) -аль-Монте, начата ок. 1490), в XVI в. получил развитие в архитектурной практике др. областей И. В Неаполе этот тип представлен, в частности, церквами Санти-Северино-э-Соссио (1490-1537, Джованни Франческо Мормандо, Джованни Франческо ди Пальма) и Санта-Катерина-а-Формиелло (1519-1593, Ромоло Бальсимелли). Устройство и наружный декор последней свидетельствуют о сильных тосканских влияниях, достигших юга благодаря работе в Неаполитанском королевстве Джулиано да Майано и Джулиано да Сангалло ( Weise. 1952). Из храмов Рима XVI в. к этому типу принадлежит госпитальная ц. Санто-Спирито-ин-Сассия (1537-1545, Антонио да Сангалло Младший). Подобная структура была развита в главной рим. церкви ордена иезуитов - Иль-Джезу (1568-1575 Джакомо Бароцци да Виньола), ставшей образцовым воплощением воззрений на церковное пространство, сложившихся в эпоху Контрреформации. Однако, если ц. Санто-Спирито-ин-Сассия имеет плоское перекрытие, то неф Иль-Джезу перекрыт цилиндрическим сводом, средокрестие венчает купол, промежутки стены, разделяющие капеллы, декорированы пилястрами гигантского ордера, к-рые напоминают ц. Сант-Андреа в Мантуе, построенную Альберти. Но в отличие от ц. Сант-Андреа в ц. Иль-Джезу подчеркнут контраст между нефом и капеллами - последние значительно ниже и темнее нефа. Несмотря на то что Виньола создал неск. вариантов фасада, кард. Алессандро Фарнезе заказал его Джакомо делла Порте (1571-1575/1577). Последний вариант, отличавшийся от фасадов Виньолы большей пластической насыщенностью и динамикой (сдвоенные пилястры, раскреповки в антаблементе, волюты на переходе от нижнего яруса к верхнему, удвоенный фронтон), послужил образцом для фасадов множества церквей XVII в. в И. и за ее пределами, причем не только в храмах, принадлежавших иезуитам. В несколько измененном в сторону большего вертикализма виде схема ц. Иль-Джезу была повторена Джакомо делла Портой в церквах Санта-Мария-деи-Монти (начата в 1580) и главной церкви ордена театинцев - Сант-Андреа-делла-Валле (начата в 1591) в Риме. Насколько результаты использования схемы ц. Иль-Джезу могли быть далеки от идей Джакомо делла Порты, демонстрирует в числе прочих фасад доминиканской ц. Санта-Катерина в Палермо (1566-1596), где композиция воспроизведена в плоских и аморфных формах.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Мон-рь Сан-Стефано, древнейший в Б., был основан, по преданию, св. Петронием, погребенным впосл. в этой обители. В ср. века мон-рь стал центром паломничеств. В IX в. он был известен как мон-рь св. Стефана Иерусалимского или «Святой Иерусалим» (S. Gerusalemme), но ни одна из существующих церквей не сохранила посвящения св. Стефану (главный храм мон-ря освящен в память апостолов Петра и Павла). Капелла Сан-Сеполькро (лат. Sanctum Sepulchrum - Гроба Господня) и др. части комплекса, возможно, были основаны в V в., но реставрационные работы 80-х гг. XIX - 20-х гг. XX в. уничтожили большую часть ранних уровней. К V в. относят и часть базилики во имя святых Виталия и Агриколы, перестраивавшейся в VIII в. с использованием строительных кладок рим. периода и в XI в. в ломбардском стиле. В X в. появились, видимо, все основные постройки мон-ря. Группа сохранившихся монастырских капелл и церквей, двор (клуатр) датируются романским периодом (XI-XII вв.) с включением фрагментов более ранних строений. В Сан-Стефано после перестройки XII в. (1140?) находится самая точная из сохранившихся средневек. копий иерусалимского храма Воскресения Христова. Архитектором были выбраны и повторены те детали иерусалимского храма, к-рые передают идею целого: октагональная в плане капелла Сан-Сеполькро внутри заключает гробницу, окруженную 12 колоннами, чья символика подчеркнута евангельским сюжетом: на рельефе у входа в гробницу изображены жены мироносицы, воины и ангел. В Сан-Сеполькро хранится рака с мощами св. Петрония, обретенными в 1145 г. еп. Генрихом; в романский период часовня была расписана (фрагменты фресок перенесены в музей и клуатр). К востоку от Сан-Сеполькро находится двор XII в. с портиками (Cortile di Pilato) и др. капеллами. К ц. Св. Троицы (стены XIII в.) принадлежит капелла св. Креста на фундаментах IX-XII вв. Капелла содержит «копии» Голгофы и Животворящего Креста (промежуток между Голгофой и гробницей соответствует расстоянию между их прообразами в Иерусалиме). Изначально бенедиктинский, в 1447 г. мон-рь был отстроен заново, а в 1493-1797 гг. принадлежал целестинскому ордену.

http://pravenc.ru/text/149693.html

Сан-Лоренцо характер величественной мощи, в то время как до реконструкции ее интерьер скорее всего обладал легкостью, подобно интерьеру ц. Сан-Витале в Равенне ( Wolff-Metternich. 1964. S. 165). Санктуарий в Викофорте. 1596–1733 гг. Санктуарий в Викофорте. 1596–1733 гг. Нек-рые черты рим. архитектурной практики 2-й пол. XVI в. в конце столетия нашли отражение в христ. постройках Пьемонта. В 1596 г. герц. Карл Эммануил I заказал неск. архитекторам проект санктуария Мария-Сантиссима-ди-Монтерегале в Викофорте, к-рый должен был принять чудотворный образ Богоматери и одновременно стать фамильной усыпальницей представителей Савойского дома. Согласно избранному проекту Асканио Витоцци, по периметру овальной церкви расположены глубокие капеллы наподобие капелл Сан-Джакомо-дельи-Инкурабили в Риме. Но церковь в Викофорте значительно превышает последнюю по размерам, имеет сложно организованное пространство (расположенные на диагональных осях капеллы подобны маленьким храмам, разделенным на 3 нефа колоннами) с чудотворным образом в геометрическом центре. Не имевшая прецедентов в местной архитектуре XVI в., эта церковь стала предшественницей храмов пьемонтского барокко ( Carboneri. 1954; I dem. 1966). Уступив в нач. XVI в. ведущие художественные позиции Риму, Флоренция вернула их себе во 2-й пол. столетия. Новые идеи, пришедшие в архитектуру храмов после Тридентского Собора, нашли отражение прежде всего в перестройке наиболее почитаемых монастырских церквей города. По заказу герц. Козимо I Медичи Вазари реконструировал крупнейшие средневек. храмы Флоренции Санта-Мария-Новелла (1566-1584) и Санта-Кроче (1566-1584) в соответствии с новыми представлениями о храмовом пространстве, включая его протяженность по продольной оси, ясность пространственной артикуляции и место главного алтаря. Вазари переместил монастырский хор за главный алтарь, тем самым сделав центральный неф более просторным, и заменил алтари в боковых нефах, построенные в разное время, одинаковыми большими эдикулами с новыми алтарными изображениями.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

В диоцезах, на уровне более мелких церковно-адм. структур - приходов, а также подчиненных им церквей и капелл вовлеченность клира в юрисдикцию светской власти, подтверждаемая правом И., наиболее отчетливо проявилась в сфере частной церкви. Между сер. VII и сер. VIII в. частные церкви, т. е. основанные по инициативе и на средства частного лица (мирянина или клирика, часто - епископа) или церковного института (мон-ря, епископской кафедры, церкви), становятся обычным явлением. Они возникали тогда, когда гос. управление и церковная администрация оказывались слабы и фактически уступали часть своего суверенитета власти местных магнатов, напр. во времена христианизации праворейнских областей в VI-VII вв. или в период развала гос. структур (особенно во Франции в IX - сер. XI в.), а также там, где относительно поздно образовались еп-ства (напр., в Баварии после 739). Все основанные приватно церкви и мон-ри в соответствии с нормами светского имущественного права находились в полной собственности их основателей, большинство из них принадлежали к светской знати. Это была своеобразная форма принадлежащей им недвижимости, домениальное владение, на которое распространялись все действия из области имущественного права: наследование, купля-продажа, обмен, аренда. Притом что основание церкви традиционно мотивировалось «спасением души» (pro remedio animae), частные церкви, особенно если владелец покупал им права прихода, были весьма выгодным капиталовложением с гарантированным доходом: подобно епископским церквам, они имели право на взимание с прихожан десятины , поступавшей, однако, в полное распоряжение их собственника, а приписанные к ним владения налогом в казну не облагались. В компетенции собственника находилось не только решение любых правовых вопросов, распоряжение имуществом и всеми доходами церкви, из которых священнику выделялось меньше 1/3, но и право назначать на церковные должности, согласно принятому на Соборе в Ахене «Капитулярию о церквах» Людовика Благочестивого (Capitulare ecclesiasticum, 818/9). Названного собственником кандидата епископ рукополагал во священникак или, если тот уже был рукоположен, благословлял на ведение пастырских дел в данной церкви, а собственник в акте И. (investitura ecclesiae) вручал ему алтарный покров, канат от колокола, ключ от церкви или столу как символы его новой должности, что в контексте типичной для средневековья неразделенности представления о должности и владении означало ее «материальную составляющую». Священник получал церковь, как правило, на правах простой аренды, а не лена, т. е. конституируемых клятвой верности взаимных отношений между сеньором и вассалом здесь не предусматривалось.

http://pravenc.ru/text/389533.html

С мая 1457 г. по поручению папы Каллиста III И. из М. занимался организацией крестового похода против турок. Столкнувшись в Венгрии со значительными трудностями, он был вынужден вернуться в Италию. В 1458 г. папа Пий II настоял на продолжении миссии, и И. из М., приступив в Италии к вербовке солдат для войны с турками, разработал план нападения на г. Патры. Затем он отправился в путешествие по Сев. Италии, проповедуя и призывая к участию в крестовом походе. По преданию, в Милане он обратил к покаянию 36 блудниц, после чего ему было предложено занять архиепископскую кафедру, вакантную после смерти архиеп. Карло да Форли (1457-1461). Об этом эпизоде сообщают все биографы И. из М., однако некоторые исследователи считают его недостоверным ( Marcora C. Carlo da Forli, arcivescovo di Milano//Memorie storiche d. diocesi di Milano. Mil., 1955. Vol. 2. P. 270-271). На Пасху 1462 г. во время проповеди в Брешии И. из М., говоря о страстях и воскресении Христа, присоединился к мнению отдельных францисканских богословов о том, что кровь, пролитая Христом во время мучений, на протяжении 3 дней от Его смерти до Воскресения не была причастна Его божественной природе. Инквизитор-доминиканец Иаков Брешианский призвал И. из М. в трибунал, однако тот отказался предстать перед судом. Этот инцидент привел к обострению споров между францисканцами и доминиканцами. В булле от 1 авг. 1464 г. папа Пий II запретил впредь упоминать этот вопрос и постановил, что ни одна из трактовок не является еретической. Во время Великого поста 1467 г. И. из М. проповедовал в Анконе и Мачерате, после чего принял решение прекратить публичные выступления, объяснив это усталостью и преклонным возрастом. Согласно собственноручной записи в одном из манускриптов, последняя проповедь была произнесена им в день памяти св. Бернардина Сиенского 20 мая 1467 г., после чего И. из М. удалился в мон-рь Форано близ г. Аппиньяно. Однако в следующем году он прибыл в Рим для встречи со своим другом кард. Франческо да Савоной (буд. папа Сикст IV ), затем посетил Ассизи и Монтепрандоне. В 1472 г. неаполитанский кор. Фердинанд попросил папу Сикста IV направить к нему И. из М., к-рый уже при жизни получил известность как аскет и чудотворец. Прибыв в Неаполь (1473), И. из М. произнес неск. проповедей во францисканской ц. Санта-Мария ла Нова, затем удалился в пригородный мон-рь Св. Креста. В последующие годы он изредка покидал обитель для произнесения проповедей в Ноле, Сорренто и др. городах Неаполитанского королевства. Через год после смерти И. из М. по благословению папы Сикста IV останки святого были перенесены в ц. Санта-Мария ла Нова и помещены в алтаре одной из капелл.

http://pravenc.ru/text/200327.html

Карниз, покрывавший дуги, выходил далеко вперед и представлял как-бы соединенные балконы. Стены среднего нефа представляли изображение событий из Ветхого и Нового завета. В VII столетии, папа Гонорий, переправляя испорченную крышу, велел покрыть ее дорогими медными черепицами, снятыми с храма богини Рима и Венеры. По другим церквам, построенным Константином, мы можем заключать, что плафон крыши был богато разукрашен. Двор, находившийся перед церковью и равнявшийся ей по величине, имел по средине колодец (cantharus) и был окружен со всех сторон портиками, – скрытыми навесами, внутри двора опиравшимися на колонны, перетянутые архивольтами, а вне окруженными стеною. К главному зданию пристроено было много церквей и капелл, таковы куполообразные церкви св. Петронеллы, св. Андрея, храм Спасителя и т. д. Перейдем к церкви Латеранской. Решившись сделать христианство государственной религией для всей римской империи, Константин тогда же назначил свой латеранский дворец, лежавший на целийском холме, жилищем наместника св. Петра (patriarchium). Папа Сильвестр, прибывши в Рим, получил этот дворец, и внутри его выстроена была пятинефная Латеранская церковь , мать церквей христианских – omnium urbis et orbis ecclesiarum mater et caput. Вначале называлась она Basilica Constantiniana, но так как в VI столетии, к ней пристроен был монастырь во имя Иоанна Крестителя, она получила имя San Giovanni in Laterano; величиною она немного меньше церкви св. Петра. Внешность переднего Фасада представляла впоследствии одноэтажную переднюю залу; по Сиашрипи («De sacris aedificiis»), над нею находился еще этаж, образованный помощью десяти колонн, перетянутых архитравами. Но по одной монете, где видна эта замечательная внешность Латеранской церкви, должно думать, что колонны нижнего этажа, где были входные двери, были перетянуты архивольтами, а над ним находилась зала продолговатая также, образовавшаяся посредством выложенных из камня аркад; эта зала, иначе навес, была нужна для того, чтобы папа в главные праздники сообщал отсюда благословение urbi et orbi; и теперешний фасад имеет подобную же залу или ложу – loggia.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010