На вопрос ваш о проповедничестве я должен сказать, что и сам повинен в том же, в чем и вы. С посвящения в архиереи я написал одну только проповедь в 60-х годах на освящение собора в Чите. Но за грех я считаю выходить, как говорится, на ура. Я всегда наперед обдумываю содержание проповеди, во время поездки в экипаже, если намереваюсь говорить за всенощной, а если за литургиею, то поутру в постели. Говорить я считаю долгом при каждом служении в селах, а служу во всех селах, если езжу со свитою. Дома в соборе говорю каждое воскресение. Здесь я обдумываю проповедь с вечера, а поутру мысленно повторю ее про себя снова. Но не всегда случается произносить что обдумано, иногда забываешь, что хотел сказать, и говоришь, чего не думал говорить. Я успокоиваю себя при этом тою мыслию, что значит и нужно было что сказалось, а не что думал. Св. Киприан Карфагенский , отказываясь давать наставления своей пастве издали (когда бежал во время гонения) писал ей, что он исполнит этот долг по возвращении, потому что «когда епископ говорит среди паствы, Духом Божиим говорить». Хотя мы и не такие духоносные, как св. Киприан, все-таки и не хуже Каиафы, который пророчествовал, потому что был архиерей лету тому. Мы говорим не для себя, а для других; для них Господь и дает нам говорить не то, что нам хочется, а что им полезно. Относительно прочей своей служебной деятельности сообщу вам (как и вы мне), что она у меня совершается с неизменною регулярностью. Встаю я, как вставал, когда еще был семинаристом, постоянно в 6 часов, до 9 занимаюсь епархиальными делами, после обедни и чаю принимаю просителей и других по делам службы, потом обедаю, отдыхаю по русскому обычаю (что делаю с окончания акад. курса), затем пью чай, слушаю всенощную, остальное время употребляю на чтение. Чтением заниматься по утру считаю для себя за грех . Утро исключительно посвящаю на служебные занятия и еще писание писем. При таком порядке у меня ни одно дело не задерживается более одного дня и ни одно письмо не откладывается долее следующей почты. Если нет достаточно оф. дела, придумываю другое какое-нибудь занятие нелегкое, но от чтения удерживаюсь, как отдыха. По епархии теперь езжу редко, только раз в год для крещения бурят. Зато пр. Мелетий неутомим в поездках. Большой охотник он и на постройки. А письмами меня заваливает, так что я знаю все, что ни делается у него в дух. правлении 373 из его писем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однородные с баргузинскими бурятами по языку буряты кударинские кочуют в окрестностях Посольского монастыря по юго-восточному берегу Байкала и по р. Селенге при впадении её в Байкал. Кударинских бурят в настоящее время считают до четырех с половиною тысяч душ обоего пола и все они, исключая одного семейства, держатся шаманского суеверия. От влияния ламства охраняют их с одной стороны непроходимые хребты гор, а с другой густое русское население. Притом нынешние кударинские буряты большею частию недавние выходцы с той стороны Байкала, из Иркутской губернии, преимущественно из Верхоленского округа и с острова Ольхона; а иркутских бурят вообще больше шаманцев, чем ламайцев, да и из последних немногие еще совсем оставили прежнее шаманское суеверие. Прежде обитавшие здесь буряты, очевидно, исчезали постоянно в русском населении, в которое они переходили с принятием христианства. Между здешними жителями доселе сохраняется предание о смешанном происхождении их. Первые забайкальские миссионеры встретили здесь много русских гулящих людей, живущих нечисто с некрещеными мунгальскими женками, и первым долгом почли окрестить некрещеных и соединить с русскими законным браком. Селенгинский и Посольский монастыри приучали таких людей, как и вообще крещеных мунгалов, к оседлой жизни, поселяя их на своих обширных землях с обязанностью пахат для монастыря одну десятину (от чего вероятно они и получали название пашенных монастырских крестьян), и с правом для себя, сколько мочь будет. С отнятием у обоих монастырей земель при учреждении штатов 74 колонизация новокрещеных по необходимости должна была ослабнуть; однако же и после того крещеные не переставали переходить в общество как экономических (прежних монастырских), так и соседних государственных крестьян. Пред моим прибытием сюда в ведении самой Кударинской степной думы находилось христиан до 150 душ обоего пола. Все почти кударинские буряты, по близости к русским, более или менее понимают по-русски и по недостатку земли постоянно живут на одних местах в деревянных юртах, занимаясь преимущественно хлебопашеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Платона, довольно наслышался о ваших действиях и сообщил обо всем мне за секрет. Хоть он меня и просил никому не сказывать, но моя любовь к вам, в которой вы едва ли можете сомневаться, заставляет меня, не говоря никому другому, сообщить этот секрет вам. Вот что он мне пишет: «он не признает никаких властей над собою и миссиею, даже власти архиерея. Обер-прокурор 301 жаловался, что у него во всеподданнейшем отчете пробел по Алтайской миссии и просил побудить отца Владимира; преосвященный ответил: что не слушается и просил понудить с своей стороны. Комитет Томский не растет, а малится и слышен ропот на бесконтрольность и неведомую трату денег, ассигнуемых на миссию. Обер-прокурор просил уже губернатора 302 о доставлении нужных сведений, и он туда ездил, осматривал Улалу, экзаменовал учеников; отзывы светского лица едва ли будут на пользу миссии». Вот что пишет о. а. Мелетий, искренно сожалея о всем этом. Конечно не все прописанное прямые слова самого преосвященного, иное, вероятно, взято и из других источников, во всяком случай Алтайскую миссию преосвященный, по его словам, считает больным местом в своей епархии. Зная вас, как человека, который не только не принадлежит, но и не может принадлежать к красным, не признающим над собою никакой власти, я со своей стороны могу только скорбеть и за вас, по любви к вам, и за дело, которому вы служите; мне пришла мысль при первом прочтении письма о. Мелетия, что раздраженные власти, пожалуй, заменят вас каким-нибудь господином в роде о. Моисея 303 и тогда не только отчетности, но и дела никакого не будет на Алтае и, таким образом, вред наш будет сопровождаться вредом для дела Божия. Знаю, что все это происходит от того, что вас тяготит письмо. Но что, же делать, когда этого требует дело Божие; и апостолы давали отчет пред церковью в том, что сделал чрез них Господь. Рад буду слышать, что все это искушение кончилось: довольно вы уже настрадались за то же прежде в борьбе с прежним советом Мисс. общ. Молю Господа, чтобы Он утвердил вас своею благодатью на послушание вам церковью вверенное.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но раздача ее бурятам самими миссионерами, без всякого отчета в том, к чему она послужит, возбуждала только ревность лам к истреблению ее в десятках тысяч экземпляров. Из ветхозаветных книг, кроме книг пророческих, довольно еще экземпляров сохранилось для настоящей Забайкальской миссии, но Новый Завет совсем исчез и может быть приобретен только из-за границы, в лондонском издании. Православная миссия за Байкалом вновь открыта в 1821 году при архиепископе Иркутском Михаиле П. Тогда предписано было священнику Кульской церкви Александру Бобровникову заниматься проповедью Евангелия между соседними бурятами. В помощники ему вызвался новокрещеный из бурят Михаил Сперанский (крестник сибирского генерал-губернатора М. М. Сперанского 87 . По неимению материальных средств к обеспечению миссии, священник Бобровников оставлен был в то же время при прежней должности приходского священника, а Сперанский остался на своем содержании с одним правом за проповеднические труды носить не в пример другим священническую рясу 88 . В 1834 году с теми же условиями определен был миссионером Селенгинский священник Владимир Межев и в 1836 году Укырский священник Авраам Виноградов 89 . В 1840 году первый был переведен из Селенгинска, а в 1842 г. и второй – из Укыра; с тем вместе кончилась и миссия в этих местах. Только священник Бобровников, оставивший ученым памятником своей миссионерской службы первую монгольскую грамматику на русском языке 90 , оставил и преемников по себе в миссионерской должности. Много ли сделали для христианства эти миссионеры, занятые обязанностями по приходам, простирающимся на сотни верст, по неимению документов, сказать вам ничего не могу. Вообще, по словам христиан-инородцев, с которыми я имел беседу об этом предмете, обращение бурят к христианству с настоящего столетия не усиливалось, а постепенно уменьшалось, потому что усиливались полчища лам, возрастая с быстротою не сотнями, а тысячами, так что ни богатая английская миссия, ни наша бедная, не могли оказать никакого сильного противодействия все более и более укреплявшемуся врагу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С удовольствием прочитал я книжку вашего шорца о его воспитании 532 . Замечаю и талант и благочестиво настроенное сердце. Дай Бог ему с пользою послужить своим сородичам. Сейчас получил телеграмму от К. П. Победоносцева о Всемилостивейшем пожаловании нашей благодетельнице Портновой 533 вензелевого перстня. Ея пожертвования уже теперь превосходят 200 000 р. Но по духовному завещанию придется еще около того. Недавно купец Чупалов по духовному завещанию назначил миссии 25 000 р. Следовательно, есть еще люди, которые не только не бранят миссии, но и уважают их. Ив. К. Педашенко 534 только 2 ноября уехал из Иркутска. Гр. Игнатьев удерживал его для совещания по многим вопросам, давно возбужденным, но остававшимся без движения. Иркутск. 4 ноября 1885 г. 59 Посылаю вашему преосвященству для прочтения письмо преосв. Дионисия, по обычаю полное интересных сообщений. В чем обнаружилась у вас предполагаемая вами каменная болезнь? Если одним песком, то это еще не беда. Советую вам выписать сочинение Томсона о болезнях мочевых органов. Из него вы увидите, точно ли вы поняли свою болезнь; он даст вам наставление относительно Диеты в этой болезни. По его мнению источник этой болезни в употребляемой нами пище. Из выдержки из письма преосв. Серафима 535 вы увидите, что о деяниях Казанского собора будет рассуждение в синоде в ноябре. Вероятно, одновременно и даже совместно будут обсуждаться и деяния нашего собора. Я просил преосв. Серафима сообщить мне, что будут говорить о наших дерзновенных домогательствах. Думаю, скажут: Ожесточил еси просити от мене 536 . Напечатанные постановления Невского собора взяты из Пастырского богословия и современных духовных журналов. Для этого не стоило и съезжаться, если не было еще и других более существенных постановлений. Барон Корф обиделся на мое письмо. Его обидело собственно то, что приписано ему подчинение внушениям людей неблагонадежных, то есть, то, что написано было с целью отклонить от него вину в несочувствия делу обращения язычников. Относительно обращения без промежутков пишет, что он разумел без скачков, о сокращении числа станов говорит, что он писал в телеграмме о четырех или пяти пунктах, в которых может быть много станов; выражение «чтобы буряты не порвали связи с монголами» заменяет выражением: «чтобы монголы не порвали связи с бурятами». Значение этих диковинных объяснений сами понимаете.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епархии Забайкальская и Акмолинско-семипалатинская едва ли будут открыты, хотя синод и согласился на открытие. Министр финансов решительно отказывает в новых ассигнованиях. Мое представление о двух центральных, или катехизаторских школах при викариях вчера прошло в синоде; но кто даст денег – синод или миссионерское общество, остается нерешенным до заключения хозяйственного управления. Не достигши своих целей, теперь я занимаюсь вопросом о присоединении к православной церкви сиро-халдеев – несториан. Дело бездельно тянется с 50-х годов. Жду, что скажут прибывшие экзархи Грузии, теперь присутствующее в синоде 550 , о моем проекте, а дело это доселе влачилось ими без всяких результатов. Настоящий экзарх очень сочувствует моему проекту, потому что я ему представляю вести дело без указок синодских, которые только тормозят дело 551 . Вчера представил синоду о лучшей постановке противораскольнической миссии за Байкалом. Но и на это требуются деньги... Выезд отсюда 25 мая считаю решенным делом. На мое место предполагают вызвать преосв. Дионисия. Ожидается только его согласие. СПБ. 17 апр. 1887 г. 63 21 апр. 1887 г. Я уже телеграфировал вам, что владыка московский благословляет вас сюда приехать. Сомневаюсь только, получили ли вы мою телеграмму за предполагавшимся выездом в епархию. Доклад о сем владыке сделан мною в синоде за присутственным столом. – Что это, к юбилею вашему? спросил он, улыбаясь. Управляющей канцеляриею (Саблер) 552 по долгу службы почел нужным развить мой доклад доказательствами потребности велияго торжества юбилейного 20 мая 553 . Итак по многом рассуждении Приказали: вызвать Ставропольского 554 для участия в велием юбилейном торжестве. Московский между прочим высказывал, что вам следовало бы написать не ему, а С.-Петербургскому владыке, чтобы иметь помещение в лавре. Я на это ответил ему, что помещение для вас будет у меня. Хотя помещение у меня не велико, но в раю, говорят, чем теснее, тем милее. Ведь вы для того и едете, чтобы быть как можно ближе ко мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Между ламайцами Евангельская проповедь не имела почти никакого успеха. Причина безуспешности отчасти заключалась в самих миссионерах, поставленных в местах ламского суеверия (теперь оба переведены на другие места): один был молод и неопытен, а другой – занят другими служебными обязанностями. Но, главным образом, безуспешность зависела от отношения самого народа к ламам. Потому между ламайцами крещено по всему Забайкалью не более двух, трех десятков, – что, разумеется, не имело никакого влияния на прочую массу. Мое назначение и поездки среди них пока возбуждают одни только толки о будущем, а не настоящем переходе в русскую веру, лам же заставляют усерднее отчитывать бурят от русской веры и на меня начитывать разные беды. В последнем по временам помогают им и приходящие из Монголии ламы, по мнению бурят, более сильные во всякого рода начитываниях. Чтобы при содействии благодати Божией иметь между ламайцами какой-нибудь успех, для этого, кроме возвращения лам в положение, требуемое правилами их секты, с духовной стороны требуется более усиленное действие на них, не через отдельных миссионеров, по одному на несколько десятков тысяч язычников, а целыми братствами, по нескольку в ведомстве. Если для христиан, с детства принявших святое крещение, полагается, по меньшей мере, на 300 и даже на 250 душ священник с причетником, чтобы удовлетворять их духовным нуждам, и для содержания их находятся хоть небольшие казенные и общественные средства, то почему же для людей, совсем не знающих святой веры, не назначить по крайней мере для тысячи душ одного миссионера и послушника с содержанием из того же казенного источника? Но еще благотворнее было бы, если бы православное русское общество, предоставляя казне дела казенные, дела любви христианской, каково просвещение верою не ведущих истинного Бога, приняло на себя, как принимают на себя такие дела инославные христиане в западных государствах. Если у нас доселе господствует язычество, то виновато в том все общество, потому что все попытки устроить правильную миссию всегда сокрушались и сокрушаются прежде всего от недостатка материальных средств.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для этой же цели посылаю и вам министерскую бумагу. Я сначала думал просить вас сообщить мне ваше мнение, чтобы я мог воспользоваться им при изложении своего мнения, но потом рассудил, что не напрасно же сказано, что при двою свидетелех станет всяк глагол. Поэтому рассудил просить вас написать отдельно ваше мнение и послать тому же обер-прокурору. Вы можете прямо написать, что получили от меня копию с предписания министра государств. имуществ. Такая контрабанда, думаю, не поставится мне в вину К. П. Победоносцевым , принимающим живое участие в этом деле. Министр потому и написал Анучину эту бумагу, что захотел этого обер-прокурор. Значит вверху не будет сильного противодействия нам; нужно только, чтобы мы сильнее доказали тяжелое положение христиан среди язычников, препятствующее распространена между последними христианства, и указали условия к устранению этого положения. Покойное Главное управление западной Сибири рекомендует выделение крещеных от язычников. Я против этого мнения 488 . Тогда в языческой среде не останется христианской закваски и она для миссии будет еще более недоступна, чем теперь. Кроме того, как раз разделишь семьи, в которых есть крещеные и некрещеные. Но самое главное, чего боятся наши крещеные при таком разделении, что им трудно будет содержать отдельное управление и не легко избежать безземелья. И теперь пока они не отделены по управлению трудно приобретать их землю для оседлого водворения, а тогда, как они составят отдельное общество, они совсем потеряют право на новый надел землею от язычников и всякое приселение к ним вновь крестящихся будет для них в тягость. Лучше крещеных поставить самих во главу управления. Западносибирское Главное управление боялось привилегированного положения христиан, а что язычники находятся в этом положены, того не боялось. Горе нам с этими либералами, для которых язычество дороже христианства. Нам надобно доказать, что привилегированное положение христиан выгодно для инородцев не по отношению только к просвещению их христианскою верою, но и в отношении к гражданскому быту.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

училищ, имея всех наставников с академическим образованием. Жалованье получают они двойное и от семинарии и от училища по новым штатам 277 , да кроме того св. синод дал мне знать на мое представление, что за службу здесь будут даны какие-то еще особые права. А пр. м. Иннокентий пишет мне, чтобы я довольствовался учителями из студентов семинарии и местных священников, потому что здесь-де нет нужды в образованных священниках: довольно, если будут понимать, что читают. Вот где причина, что здешняя семинария 30 лет прозябала, выпуская малограмотных священников 278 . О. ректор здешний 279 такой же, как был всегда, так же верит в свою гениальность, так же то и дело спотыкается и сердится. Но спасибо, по крайней мере, за усердие, заботится о семинарии с болью душевною. Прочие наставники все специалисты (из Петерб. ак.) и с сильным стремлением к просвещенно амурского юношества. Состав учеников самый разнообразный, и духовные и дети чиновников, матросов, инородцы. За неимением здесь гимназии и одинаковости программы семинарской с гимназическою родители отдают в семинарию детей для образования, не имея намерения определять в дух. звание, а кто желает поступить в дух. звание, то пользуется казенным содержанием наравне с духовными. Посылаю вам три экземпляра оттиска отчета моего об Амурской миссии, один для вас, другой для батюшки вашего, третий для о. Макария. Адресуйте о. Исайе так: в Кяхту, г. Пограничному комиссару для пересылки в Пекин такому-то; пишите непременно за по казенному: иначе кто будет платить в Кяхте за заграничную пересылку? Поручаю себя вашим св. молитвам. Сердечно преданный вам Еп. Вениамин. 168. 10 декабря 1871 г. 29 19 сент. 1873 г. Иркутск 280 Возлюбленный о Господе отец Архимандрит! С любовью получил давно жданное письмо ваше, с любовно и отвечаю на него. Давно я все думаю и думаю о положении вашем, слышал о болезни вашей и в Записках Миссионерского общества не встречал отчетов ваших. Как бы ни думал ваш владыка о викариях, а, право, на Алтае он нужен, хоть с теми же правами, какими пользуется теперь начальник миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

219 Вот текст этой телеграммы (от 5 марта): «Барнаульский купец Афанасий Мальков, известный до сего времени своим участием в устроении миссии, оказывается теперь человеком недобросовестным, неблагонадежным и вредным для нее. Вероятно, что Мальков находится ныне в С-Петербурге с целью недоброю для миссии». (Отчет Мисс. Общ. за 1867 г., прилож. 2-ое, стр. 122–123. 220 Домна Карповна – томская юродивая, пользовавшаяся большим уважением со стороны многих томичей. Какого она была происхождения – неизвестно. Говорили, что она была сослана в Сибирь из европейской части России за какое-то преступление, оплакивая которое приняла на себя подвиг юродства. Жила она в Томске, не имея определенного жилища. Ходила в рубище, нося с собой в карманах и за пазухой камни, щепки, битое стекло, опилки, кусочки сахара, и все это раздавала своим почитателям, предававшим ее действиям и словам иносказательный и даже пророческий смысл. Но в беседе с близкими она оставляла юродство, говорила разумно, назидательно и ее слово своею теплотою согревало и успокаивало души слушающих. Умерла в ночь на 16 окт. 1872 г. (Прот. М. Путинцев, Сказания о некоторых сибирских подвижниках благочестия (М., 1899), стр. 31–33). 222 Очевидно, священник-автор статьи: «Архим. Макарий Глухарев, основатель Алтайской церк. Миссии» в «Страннике» 1860, авг. (ср. 1862, февраль). 223 О. Вакх Гурьев – законоучитель томских гимназий. Воронежец родом, он вслед за некоторыми другими земляками потянулся на службу в Томск к преосв. Парфению и здесь свел тесную дружбу с о. Владимиром и о. Вениамином, инспектором и ректором семинарии. Человек честный, умный и прямой, он не мог быть угоден Малькову. В 1867 г. о. Вакх оказал услугу Алтайской миссии своей корреспонденцией о поездке туда («Современная летопись», 45, 46; см. И. И. Ястребов, о. с. 123). Впоследствии о. Гурьев был военным священником. Сконч. в 1890 г. настоятелем Калишского собора. Известен как автор многих статей («Душепол. чтение», 1894 г. Подробнее – в нашей статье о нем в «Томских епарх. ведомостях», 1905). Мальков устранил честного и правдивого о. Вакха, хотя последний получил от председателя Мисс. общества кн. Голицына предложение принять участие в учреждении в Томске отделения!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010