Синод, и о том к его преосвященству послать указ». Пр. Лука на возобновление обгоревшей семинарии выхлопотал у Св. Синода 666 рублей. Едва пр. Лука на эту сумму успел исправить повреждения от пожара в каменном здании и отстроить деревянное, как пожары 3 мая 1749 г. и 12 июля 1752 г. истребили все деревянное семинарское строение и повредили каменное здание. Нужны были новые хлопоты и новые издержки. Не смотря на все неблагоприятные случаи, пр. Лука неослабно два раза хлопотал пред Св. Синодом о возобновении каменной семинарии и получил на ее поправку 1332 р. К осени 1754 г. на эти деньги, по словам историка казанской иерархии, Платона Любарского, «все погорелое в семинарии было возобновлено, и в ней построены две церкви – теплая и холодная». Таким образом, пр. Лука построил каменную семинарию и по желанию своему привел её в настоящий вид только чрез 16 лет. Но чрез 11 лет после окончательной перестройки, именно 1 августа 1765 г. при преосв. Вениамине Пуцек-Григоревиче погорели при каменном семинарском строении на церкви, библиотеке и на училищных покоях кровли, да внутри погорело деревянное строение. На полученную из коллегии экономии сумму пр. Вениамин исправил погоревшие кровли и вновь построил сгоревшее внутри деревянное здание. Во второй раз при преосвящ. Вениамине казанская семинария обще с городом испепелена была государственным злодеем Пугачевым в 1774 году. На время необходимых возобновлений семинарского корпуса после пугачевского разгрома, казанская семинария переведена была в здания новокрещенских школ; самый же семинарский корпус, за недостаточеством денег, поновлялся медленно и был отделан уже при преосвящ. казанском Амвросие Подобедове . При нем в 1789 году западная сторона здания семинарии, заключавшая в себе столовую, кухню и хлебную, развалившиеся до основания, выведена вновь о двух этажах, длиною на 22, а шириною на 6 сажен; внизу сделаны хлебная, поварная и столовая, а вверху огромная зала для публичных собраний. В 1793 году по воскресенской улице, на место развалившихся учительских покоев, построены новые, со всеми принадлежностями и с выгодою для хозяйства, длиною на 14 сажен, шириною на 6, в два этажа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для епархиального начальства благотворительная работа, которую вел Н., имела большое значение, сведения о ней включались в отчет о епархиальной деятельности, который предоставлялся Синоду; сведения о трудах Н. печатались в «Тверских епархиальных ведомостях», чтобы вдохновить и др. священников на подобный пастырский подвиг служения народу. Во время революционных беспорядков 1905 г. Н. не оставил свою паству, но, узнав, что 25 нояб. в с. Эммаус, расположенном неподалеку от Власьева, состоится митинг, на к-ром собирались присутствовать прихожане Казанского храма, отправился туда и вступил в полемику с революционным оратором. Столкнувшись с детской беспризорностью, Н. принял решение организовать приют. 22 окт. 1907 г., в день празднования Казанской иконе Божией Матери, покровительнице власьевского Казанского об-ва трезвости, в с. Власьеве состоялось торжественное освящение и открытие детского приюта. 22 окт. в приют было принято 7 детей, вскоре их там стало 37. В сент. 1908 г. в приюте случился пожар, принесший большие убытки. Несмотря на активную деятельность Н. по сбору пожертвований, ущерб от пожара был настолько существенен, что его не удалось компенсировать, и впосл. приют пришлось закрыть. Чтобы содействовать просвещению народа, и в особенности крестьян, Н. основал в 1909 г. и стал издавать с 1910 г. ж. «К Свету». Во время существования журнала вся редакторская работа с ним лежала на Н. Весной 1917 г. этот журнал стал издаваться как неофициальная часть «Тверских епархиальных ведомостей» под редакцией Н. 15 дек. 1913 г. в значительной степени усилиями Н. в Тверской епархии состоялось открытие Епархиального об-ва борьбы с народным пьянством, приуроченное ко времени начала работы епархиального съезда духовенства. Председателем об-ва был единогласно избран Тверской архиеп. Антоний (Каржавин), товарищем его - ректор Тверской ДС архим. Вениамин (Федченков ; впосл. митрополит), секретарем - Н. Понимая, насколько материальное положение крестьян зависит от знаний агрономии, Н. часто устраивал беседы с ними на сельскохозяйственные темы, убеждал улучшать обработку земли, а также следить за тем, чтобы почва не истощалась, советовал приобретать совр. сельскохозяйственные машины и инвентарь, с помощью к-рых можно увеличить производительность труда. Для практического осуществления этих задач Н. учредил Власьевское кредитное товарищество, его деятельность охватывала 33 селения с 800 крестьянами. Товарищество проработало 11 лет, снабжая бедняков деньгами, приобретая для крестьян и распространяя среди них по невысоким ценам лучшие сорта посевных материалов, сельскохозяйственные машины, выписывая из питомников плодовые культуры. В 1914 г. для Товарищества был выстроен отдельный каменный дом.

http://pravenc.ru/text/2565922.html

И. Введенского о помиловании приговоренных к расстрелу по делу петроградского духовенства и верующих 5 июля 1922 г. Ходатайство группы духовенства “Живой церкви” о помиловании приговоренных к расстрелу по делу петроградского духовенства и верующих 6 июля 1922 г. Записка Г. Е. Зиновьева в Политбюро ЦК РКП (б) И. В. Сталину о двух ходатайствах относительно помилования приговоренных к расстрелу по делу петроградского духовенства и верующих 7 июля 1922 г. “Протокол совещания по вопросу о возможности смягчения наказания петроградских церковников, приговоренных к высшей мере наказания 5-го июля 1922 г.” 12 июля 1922 г. Постановление Политбюро ЦК РКП (б) о приговоренных к расстрелу по делу петроградского духовенства и верующих. Из протокола заседания Политбюро 17, п. 16 от 13 июля 1922 г. Ходатайство протоиерея А. И. Введенского перед А. И. Рыковым о помиловании приговоренных к расстрелу митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского) и архимандрита Петроградского подворья Троице-Сергиевой Лавры Сергия (Шеина) по делу петроградского духовенства и верующих 25 июля 1922 г. Записка секретаря Президиума ВЦИК А. С. Енукидзе И. В. Сталину с изложением ходатайства Президиума ВЦИК о помиловании приговоренных к расстрелу по делу петроградского духовенства и верующих 2 августа 1922 г. Постановление Пленума ЦК РКП(б) об отклонении ходатайства Президиума ВЦИК о помиловании приговоренных к расстрелу по делу петроградского духовенства и верующих. Из протокола заседания Пленума 3, п. 5 от 2 августа 1922 г. Постановление Политбюро ЦК РКП (б) о введении заместителя наркома юстиции П. А. Красикова в состав Комиссии по руководству церковными процессами. Постановление Политбюро ЦК РКП(б) “об изменении меры пресечения” патриарху Тихону. Из протокола заседания Политбюро 13, п. 6 от 21 июня 1923 г. Комментарии Дело «О судебном процессе по делу Патриарха Тихона (Белавина)» Инструкция Л. Д. Троцкого для печати по поводу изъятия церковных ценностей марта 1922 г.] “Протокол Секретного Совещания Президиума ГПУ” об отношении к патриарху Тихону и о процессах против духовенства 3 мая 1922 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Расправа над духовенством как следствие изъятия Несмотря на голословные доводы и болезненные фантазии вождя, его мысль немедленно «разбить неприятеля на голову и обеспечить за собой необходимые для нас позиции на много десятилетий» 19 нашла в Политбюро полное понимание и поддержку. В марте по предложению В.И. Ленина было проведено секретное совещание секретарей парткомов и председателей губисполкомов, приехавших на XI съезд РКП(б). Главным в повестке совещания был политический доклад Л.Д. Троцкого о разгроме Русской Православной Церкви с помощью организации новых репрессий и масштабного раскола на почве лояльного отношения к изъятию церковных ценностей. Раскол должен был дать не только «неоценимый агитационный материал» для компрометации Православия, но и повлечь за собой полную замену «черносотенной» иерархии на «советскую» в результате выборов на новом Поместном Соборе 20 . При этом после расправы над «контрреволюционным» духовенством следовало заняться искоренением и поддержанной госорганами на первых порах «обновленной Церкви». Возглавить непростое дело Троцкий решил лично и в мае 1922 года полностью переключился с работы по ценностям на работу по духовенству. За это время по стране прокатилась волна расстрельных судебных процессов против православного духовенства и мирян. Стихийное народное сопротивление ограблению церквей было жестоко подавлено. Казнены 52 человека, включая выдающегося народного архиерея Вениамина (Казанского). Патриарх был лишен свободы, а деятельность органов Высшего Церковного Управления запрещена. В середине мая высшую власть в Церкви попыталась взять специально подготовленная гос­органами группа церковных отступников-­обновленцев во главе с епископом Антонином (Грановским), быстро учредившая собственное и разрешенное государством «Высшее церковное управление» — ВЦУ. Она же летом «уволила на покой» вместе с рядом верных Православию архиереев назначенного арестованным Патриархом заместителя — митрополита Агафангела (Преображенского). К сентябрю при содействии Комиссии Троцкого обновленцы сами были расколоты на три враждующие группы, публично поносившие друг друга. Искусственно запущенный и управляемый извне процесс своевременно обслуживала агитация: «Мы ничего не имеем против начинающейся склоки. Мы используем ее для полного и решительного отрыва масс от всякого духовенства, от всякой церкви, от всякой религии» 21 .

http://patriarchia.ru/db/text/5904111.ht...

Вот только подмять под себя петроградское духовенство не удалось... Введенский явился в городское собрание священнослужителей в Сергиево подворье на Фонтанке, чтобы пламенным красноречием завоевать сердца батюшек рабочих кварталов, но потерпел фиаско. Спустя годы он рассказывал об этом случае как о забавном курьезе в своей театрально – пастырской службе. «Представьте себе, я им хотел сказать: в ваших интересах я действовал, ваши глупые головы спасал. Куда там, зарычали как звери, двинулись на меня с кулаками. Ну, я вижу, надо убираться. Смотрю, вблизи меня знакомый священник, тоже окончивший университет. Беру его под руку: «Отец Серафим, пойдемте». А он мне: «Я с вами никуда не пойду». Вырвал руку и отошел. И вот стою я один перед разъяренной толпой. Тут подскочил ко мне Боярский 75 – старый друг. «Что такое? Что такое? Я пойду с тобой, отец Александр, иди – ка за мной». Распростер руки и кричит: «Отцы и братья! Человека не троньте! Человека не троньте!» И провел меня к выходу. Вышли на лестницу, а там полным – полно разъяренного народа. Какие – то две женщины подскочили ко мне и истерически крикнули: «Отец Александр, спасите владыку митрополита!» Я положил им руку на голову и опрометью бежать – гонятся за мной. Представляете себе картину: какой – то молодой священник в белом подряснике и плисовых сапогах бежит по Невскому, а за ним с диким ревом толпа: «Бей! Лови! Держи его!» Наконец я вскочил на ходу в трамвай и уехал». После объявления смертного приговора митрополиту Вениамину и еще девятерым обвиняемым обновленцы проявили воистину дьявольскую подлость: «ВЦУ, заслушав приговор Петроградского ревтрибунала о бывшем петроградском митрополите Вениамине и других, вместе с ним обвиняемых священнослужителях и мирянах Петроградской епархии, постановило: 1) бывшего петроградского митрополита Вениамина (Казанского), изобличенного в измене своему архипастырскому долгу, лишить священного сана и монашества...» Этим же постановлением лишались сана и все другие осужденные на смерть священнослужители, а приговоренные к расстрелу миряне отлучались от Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Вместе с тем святитель Иннокентий обладал обширными и разнородными познаниями, как то доказывают и его многоразличные труды, с которыми мы отчасти уже знакомы из предшествующего, и которые, вместе с издаваемыми теперь письмами его 143 , ясно свидетельствуют о том, как широко, глубоко и основательно знаком он был с так называемыми прикладными науками (техническими), с филологией, этнографией и проч. из светских наук, не говоря о науках духовных, с которыми он знаком был не менее основательно уже по сану своему. И только по глубокому смирению он называл себя «безкнижник». Его филологические труды по части инородческих языков (алеутского, колошского и др.) 144 , его обширные и интересные записки «об островах Уналашкинского отдела 145 » и иные с одной, и его «Указание пути в царствие небесное 146 », «Наставление священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращённых в христианскую веру 147 », мысли о воспитании и иные с другой стороны служат и останутся всегдашними свидетелями мудрости и разума (знания), которыми щедро наделил Господь святителя Иннокентия, как верного раба своего, как человека блага пред лицем Его. А потому этот святитель, и не имея академического образования, оказался вполне достойным быть во главе Московской духовной академии. Но этот святитель обладал и любвеобильным сердцем, будучи, как сильный волею, и «мужем прямым и правым», не доступным двоедушию, лицемерию и лести. В отношении к Московской духовной академии собственно такая черта воли покойного выражалась в его всегдашнем прямодушии, которое по началу не во всём нравилось многих, как то мы отчасти и видели из воспоминаний П.С. Казанского , а за тем невольно привлекало к святителю и уважению и любовь. Высокие же сердечные качества почившего святителя, обилие любви его обнаруживалось ещё более сильно и наглядно во всём, и между прочим опять во многом по отношению к Московской духовной академии. Мы уже говорили о благодеяниях, оказанных при нём и выразившихся в даровании ей средств денежных на удовлетворение разнообразных нужд её.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

672 Аксенов Леонид Дмитриевич (1876после 1941). 1902 – окончил юридический ф-т Юрьевского университета. 19031910 – пом. обер-секретаря Сената. 19101917 – чиновник Министерства путей сообщения. Член Собора 19171918 гг. как заместитель еп. Евсевия (Гроздова). 19181922 – член епарх. совета при митр. Вениамине (Казанском), работал в школе, бывшем епархиальном свечном заводе, читал лекции на различных курсах. 1922 – арестован, вскоре освобожден. 1924 – арестован, осужден и отправлен в Соловецкий лагерь. 1926 – освобожден, жил в Белоруссии, арендовал епарх. свечной завод. 1933 – после закрытия завода переехал в Ленинград. После 1934 – аресты и ссылки. Во время войны следы теряются (Обзор. I. 235236). 673 Бобринский Владимир Алексеевич, граф (28.12.18671927). Окончил Михайловское артиллерийское училище, служил в гвардии. Окончил Эдинбургский университет, вернулся в Тульскую губ. 1897 – пред. Богородицкой уездной земской управы, отличался либеральными взглядами. Богородицкий уездный предводитель дворянства, почетный мировой судья, губернский земский гласный. Во время I мировой войны участвовал в боевых действиях. Депутат II, III и IV Гос. думы. Член Собора 19171918 гг. по избранию от Гос. думы. После Октябрьской революции – член Совета объединения России. В 1919 эмигрировал. Участвовал в работе Всезаграничного карловацкого собора (1921). Скончался в Париже (Обзор. I. 250). 674 Рункевич Степан Григорьевич (11.01.186712.03.1924). В 1891 окончил СПбДА, служил в архиве Синода; пом. управляющего канцелярией Синода. Член Собора 19171918 гг. как член Предсоборного Совета. 19201922 – сотрудник Главного управления кустарной и промысловой кооперации ВСНХ при Наркомземе (Обзор. I. 369370). 675 Эристов Андрей Михайлович, кн. (185516.01.1932). Учился в С.-Петербургском университете. С 1879 поселился в имении на Кавказе, занимался сельским хозяйством, общественной деятельностью. 1909 – член Гос. совета. Член Собора 19171918 гг. по избранию от Гос. совета. После революции эмигрировал (Обзор. I. 410).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

(Прибавление к “Церковным ведомостям”, 1903, 9, с. 869.) “Возьми же от меня сей жезл пастырский и иди твердо предстоящим тебе путем вождя дружины Христовой”, – говорил ему в своей речи при вручении архиерейского жезла митрополит Антоний (там же, с. 371). Это был венец карьеры епископа Антонина, которая была вскоре разбита благодаря независимости его характера. Небосклон стал заволакиваться тучами очень скоро: выступая в комиссии по выработке законов о печати под председательством сенатора Кобеко, епископ Антонин, к всеобщему изумлению, высказался за полную, ничем не ограниченную свободу печати с совершенным уничтожением всякой цензуры. Одновременно председатель Цензурного комитета говорил всем и каждому, что не видит ника- кого смысла в своей должности и занимает ее только для того, чтобы саботировать свои обязанности. Все это сопровождалось едкими выпадами по адресу власть имущих; митрополиту Антонию (человеку либеральному, гуманному и тактичному) приходилось с неимоверным трудом сглаживать резкие выходки своего неугомонного викария. 1905 год страшно подействовал на впечатлительного и отзывчивого к общественным бедствиям епископа. Его речь перед панихидой о жертвах Порт-Артура проникнута искренней болью. “Господи! – сотрясал стены Казанского собора своим громовым голосом епископ. – Прими же цену стольких страданий и стольких взятых от нас жизней во облегчение жития оставшихся”. (Церковный вестник, 1905, 2, с. 34–35) На 9 января епископ Антонин откликнулся письмом в редакцию газеты “Слово” (Слово, 1905, 21 января, 43), в котором горько оплакивает невинных людей, павших на улицах Петербурга. После 17 октября он опускает из чина поминовения слово “самодержавнейший”, а в декабре 1905 года публикует в газете “Слово” новую статью, утверждая, что неограниченная монархия есть учреждение дьявольского происхождения. В шуме революционных бурь все это сходило с рук; однако в 1907 году, как только в стране “восстановилось спокойствие”, фрондирующему епископу немедленно припомнили все его выступления.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но, во всяком случае, сочинение г. Абрютина показывает в нём достаточную способность разбираться в исторических и литературных данных и достаточное трудолюбие. Язык сочинения, в общем очень удовлетворительный, по местам страдает без надобности высоким стилем, приподнятым и выспренним тоном. Степени кандидата богословия я нахожу автора вполне заслуживающим. Со стороны направления сочинение совершенно безупречно, ибо ничего противного интересам православия не содержит». 2 . И. д. ординарного профессора Петра Казанского о сочинении студента Альбова Вениамина: «Значение греческой философии для развития понятия о Боге и человеке»: —100— «Сочинение г. Альбова состоит из введения и четырёх глав исследования. В кратком вступлений (1–6 стр.) автор указывает на то, что греческая философия, стремясь выработать цельное мировоззрение, неизбежно должна была заниматься исследованием существенных вопросов философии о Боге и человеке и решать их так или иначе, сообразно со степенью своего развития, – и что как „философия в целом есть постепенное движение от несовершенных систем к более совершенным, от слабых намёков на истину к более полному её раскрытию; так и в решении ею вопросов о Боге и человеке мы можем заметить ту же постепенность, тот же переход от несовершенных понятий к более совершенным“; затем, сказав о том, в каком отношении находились между собой народная религия и философия у греков, автор определяет задачу и порядок своего исследования. В первой главе (6–17) автор делает краткую характеристику религиозных верований греческого народа и его понятий о человеке, его происхождении, теле и душе и о загробной жизни – около того времени, когда у греков обнаружилось пробуждение философской мысли и явились попытки внести некоторую связь и единство в бессвязные и разнообразные религиозные представления народа. Вторая глава (17–99) посвящена изложению учения о Боге и человеке философов первого периода от Фалеса до Сократа. Сделав общую краткую характеристику философии этого времени, автор даёт подробное изложение учения о Боге и человеке философов ионийской школы, Ксенофана, Парменида и др. элеатов, потом Гераклита, Пифагорейцев, Эмпедокла, Демокрита, Анаксагора и в конце главы делает несколько замечаний о софистах, составлявших переходную ступень от первого натуралистического периода греческой философии ко второму – антропологическому.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Объяснения остальных подсудимых особого интереса не представляли. Большинство заявило, что ничего прибавить к речам защиты не имеет. Председатель объявил, что приговор будет объявлен завтра (в среду 5 июля) вечером. Ко времени объявления приговора зал был почти пуст. Обыкновенной публики не пускали. Зато хоры были переполнены красноармейцами... В 9 часов вечера трибунал вышел, и председатель огласил приговор. Были присуждены к расстрелу десять лиц: митрополит Вениамин, архимандрит Сергий, Ю.П. Новицкий, И.М. Ковшаров, епископ Венедикт, Н. Н. Чуков (настоятель Казанского собора и ректор богословского института), Л, К. Богоявленский (настоятель Исаакиевского собора), М.П. Чельцов (протоиерей), Н. Ф. Огнев (проф. военно-юридической академии) и Н.А. Елачич (б. пом. статс-секретарь Государственного совета). Остальные обвинённые были приговорены к тюремному заключению на разные сроки – с «изоляцией» и без таковой. Значительная часть подсудимых (главным образом, из уличной толпы) была оправдана. «Хоры» приветствовали приговор аплодисментами. На подсудимых, их защитников и сумевших проникнуть в зал немногих лиц из публики приговор особого впечатления не произвёл. Многие знали его содержание уже за много дней и были к нему подготовлены... Потянулись томительные дни... Кассационные жалобы, поездки в Москву, хлопоты, ходатайства перед ВЦИКом о помиловании... Предвестником окончательного результата был омерзительный длинный пасквиль Красикова, появившийся в московских «Известиях», в котором этот быв. присяжный поверенный наносил последний удар в спину беззащитным и беспомощным осуждённым, доказывая, что о помиловании первых четырёх приговорённых к расстрелянию не может быть и речи. Президиум ВЦИКа так и постановил, заменив только последним шести подсудимым расстреляние – долгосрочным тюремным заключением (еп. Венедикту, Чукову, Богоявленскому, Чельцову, Огневу и Елачичу). В понедельник 14 августа 1922 г. лицам, явившимся в дом предварительного заключения для обычной передачи пищи митрополиту, отцу Сергию, Новицкому и Ковшарову, было объявлено, что эти заключённые «потребованы и уже отправлены в Москву». Люди, знающие большевистский условный жаргон, поняли, в чём дело...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010