НА РТ, ф. Р–271, оп. 1, д. 162, л. 69 об. Рукописный текст. Это вопрос вновь обсуждался на заседании 19 октября 1920 г. (протокол 34) с поручением А. М. Миронову «путем личных переговоров с комиссаром юстиции подвинуть скорее вперед ликвидацию этого дела». (Там же, л. 71). Там же, ф. Р–1172, оп. 3, д. 1415, л. 30–30 об. Машинопись на бланке Наркомюста Татарской АССР; дата и номера вписаны от руки; машинописная заверенная копия: Там же, ф. Р–2021, оп. 2л, д. 9, л. 122–122 об. Иван Михайлович Покровский (1865–1941 гг.), историк, архивист, профессор Казанской Духовной академии. Эминэ (Амина) Фасыховна Мухитдинова (1893–1941 гг.), заместитель наркома юстиции в 1920–1921 гг., заместитель наркома просвещения Татарской АССР и начальник Академцентра в 1921–1922 гг., позднее на партработе в Москве. 15 августа 1937 арестована, осуждена на 5 лет исправительно-трудовых лагерей. НА РТ, ф. Р–271, оп. 1, д. 162, л. 78, 79. Рукописный текст. Абдул-Кадыр Салихович Губайдуллин (1888–1944 гг.), этнограф, заведующий отделом Востока в 1920 г., сотрудник, затем заведующий историко-археологического отделения и и отделения Восточных рукописей Центрального музея до 1 декабря 1926 г. Репрессирован. Иннокентий Васильевич Тюшняков (1894 г.– 17 марта 1921 г.), географ, этнограф, заведующий, хранитель естественно-исторического кабинета Казанского губернского музея. НА РТ, ф. Р–3682, оп. 1, д. 710, л. 96. Рукопись черными чернилами без даты и без подписи. Лука (Конашевич; † 1758 г.), епископ Казанский и Свияжский в 1738–1755 гг. Вениамин (Пуцек-Григорович; † 1785 г.), архиепископ, митрополит Казанский и Свияжский в 1762–1782 гг. НА РТ, ф. Р–3682, оп. 1, д. 120, л. 14 об. См. также: л. 15. Там же, л. 22–25. Рукописный подлинник. Там же, д. 313, л. 96. Черновая рукопись черными чернилами на бланке Казанского Музейного подотдела. Телеграмму Н. Троцкой от 21 апреля 1922 г. и директиву от 13 мая 1922 г. о работе музеев по сохранению церковных ценностей см.: Там же, л. 46, 47. Там же, л. 98. Рукописный черновик, написан синими чернилами В. Соколом. В левом верхнем углу помета черными чернилами: «Отправлено 24 апр[еля]»).

http://sedmitza.ru/lib/text/4510989/

Это был идол, который пользовался ложной славой, будто он может исцелять. Подобную же молву иногда распространяют про рукотворенных (богов) сыны Эллинов. – Узнав об этом, потомки Дана взяли изваяние, убедили и потомка Левия следовать за ними, оставив Миху. Когда же они, сразившись, победили и захватили в свои руки землю, то выстроили город, который назвали Даном, присваивая ему имя своего праотца, потому что, как я сказал, они были из колена и потомства Данова. Поставивши в нём идола, они стали приносить ему жертвы: таким образом, вместе с землёю добыли и бога. До такого бессмыслия доведён был их рассудок. На это Бог прогневался наконец и, конечно, со всею справедливостью, – потому что Он был оскорблён. После этого всем Израильтянам следовало считать потомков Дана за врагов и главнейших неприятелей и привлечь к ответственности за непочтение к Богу, но они, вероятно, и сами присоединились (к ним), и считали возможным хвалить (их), как будто они нисколько не согрешили. А какова была расплата за такое их легкомыслие, расскажем по порядку. Между тем как Израиль оставался без царя, один муж Левитин, —235— живый во стране горы Ефремовы, взял себе в сожительницы одну (женщину) из Вифлеема. Когда женщина убежала к отцу, левит отправился за нею и уговаривал её опять возвратиться с ним и жить у него в доме. Когда так и случилось, он, дойдя до средины пути, вместе с женщиною остановился в Гиве 648 , что значит холм. Населяли Гиву, или Холм, потомки Вениамина. После того как он приютился у одного старца, среди ночи пришли сыны Вениамина, мужи беззаконные, как написано ( Суд.19:22 ), желая захватить для распутства и самого левита, и прочих; едва-едва устыдившись крайнего безобразия, они схватили наложницу левита и умертвили её, всю ночь ругаясь над женщиною. А он, разрубив по частям тело, разослал по коленам Израильским, чтобы сделать известным и грех сынов Вениаминовых против чужестранцев, и необузданность в распутстве, и что они осквернились прегрешениями Содомлян. Возмущённый этим, собрался весь Израиль и воевал с коленом Вениаминовым в Гиве 649 , то есть на Холме, и так её опустошил, что, хотя она и была очень многолюдна, спаслось весьма мало, едва-едва убежав в пустыню.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По окончании академии новоиспеченный кандидат богословия иеромонах Неофит был призван на работу в систему духовных школ. Впрочем, развитию карьеры постоянно мешали свойства личности. Сурового, неприветливого, непьющего иеромонаха не слишком жаловали семинаристы, уже «избалованные» либеральными и «прогрессивными» профессорами. Так, в течение четырех лет, в 1905-1909 годах, уже будучи возведен в сан архимандрита, отец Неофит возглавлял Самарскую семинарию. «Он стал ректором сразу после архимандрита Вениамина (Казанского), человека мягкого и доступного, и потому близкого ученикам, — пишет автор жития священномученика Неофита, игумен Дамаскин, – Архимандрит Неофит поставил себя довольно строго, и после отца Вениамина за его строгость его не полюбили ученики». На заседании Святейшего Синода в 1909 году член Учебного комитета Савваитский, ревизовавший Самарскую Духовную семинарию, предложил перевести архимандрита Неофита на такую же должность, но в другую семинарию. Тут же архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) предложил сделать «рокировку» – назначить ректора Волынской Духовной семинарии Виссариона (Зорнина) ректором Самарской семинарии, а архимандрита Неофита – Волынской, что и было принято. Однако и в Волынской семинарии у отца Неофита дела не заладились. Ревизовавший Волынскую семинарию статский советник Рункевич отмечал, что «по свойствам своего характера» архимандрит «придавал значение некоторым мелочам и настаивал на непременном их исполнении», что, конечно же, портило его отношения с учениками и преподавателями. Поскольку нравственные достоинства отца Неофита, по мнению Рункевича, были бесспорны, как и накопленный им педагогический опыт, ревизор предлагал оставить его должности ректора. Однако отец Неофит сам попросил об отставке. Он обратился с прошением к архиепископу Антонию, в котором сообщил, что «считает себя в настоящее время физически неспособным управлять многолюдной (600 человек) семинарией и просит дать ему другое послушание по силам». Отцу Неофиту и в самом деле больше подходила работа с книгами и бумагами, нежели роль воспитателя молодежи, что было признано священноначалием. В 1911-12 годах иеромонах Неофит работал в Учебном комитете при Священном Синоде, затем с 1912 года и вплоть до революции – в Санкт-Петербургском духовном цензурном комитете. «Чуждый элемент»

http://pravmir.ru/prepodobnomuchenik-neo...

И сюда, в это святое место заходит ватага небритых, пропахших брагой злодеев, которые, не снимая фуражек, не выпуская изо рта папирос, зверски ухмыляясь, нагло лезут в алтарь, срывают с икон ризы, грубо сбивают серебряные оклады со святого престола в алтаре, грязными руками хватают Чашу, ломают мощевики, сделанные с такой любовью, с таким благоговением, что даже губам боязно к ним прикоснуться. Как пережить эту несправедливость? Как принять спокойно и кротко, что достойных людей, невинных и скромных праведников бросают в тюрьмы, проводят показательные суды, обливают грязью и постоянно врут, без конца врут и клевещут? Мне нельзя читать такие книги. Мне это вредно. Тревожно задумываюсь, долго отхожу. И вот вопрос: а как я поступил бы на месте церковных иерархов? Как правильно? Как по-христиански? Ведь это 22-й год – время больших побед и успехов белого движения – армии Юденича, Деникина, Колчака кольцом стягивались вокруг большевиков, об этом знал и патриарх и епископы, и они могли, воспользовавшись народным возмущением, организовать борьбу, сплотить верующий народ, но не терпеть же это чудовищное унижение! Но разве они воспользовались этим шансом, пошли на такой риск? Наши святители оказались верны Евангелию, они поступили мудро, не как политики, а как ученики Христовы, потому что настоящая мудрость только там, где подлинная доброта. Святитель Тихон умолял церковный народ проявить терпение, не допускать кровопролития и озлобленности. Митрополит Петроградский Вениамин использовал все возможности переговоров, переписки, встреч, убеждения, чтобы максимально мягко и мирно выйти из этого конфликта. Замечательный серебряный иконостас Казанского собора, пожертвованный казаками после кампании 1813 года, пустили на лом. И ведь это только один из эпизодов осквернения святынь в епархии владыки Вениамина. Патриарх Тихон и митрополит Вениамин Как они могли? Как руки их поднялись на такое? Но владыка никого не проклинал, не взывал к отмщению, он оставил себе только право умолять – и правых, и виноватых – не озлобиться, не опуститься до ненависти и пролития крови. И сам же пострадал за свою доброту и благородство. Он был расстрелян вместе со своими соратниками. Их убили, этих невинных и незлобивых людей!

http://pravmir.ru/esli-est-na-svete-dets...

Матвей Семёнович Иван Дмитриевич Яков Львович Иван Львович КОЛЕНО XIV: Тимофей Иванович Степан Иванович Григорий Иванович Григорий Фёдорович Никита Иванович Яков Иванович Савва Иванович Дмитрий Иванович Михайло Иванович Григорий Петрович Михайло Алексеевич Семён Алексеевич Фёдор Михайлович Василий Леонтьевич Афанасий Леонтьевич Фёдор Леонтьевич Роман Никитич Андрей Никитич Дмитрий Иванович Пётр Иванович, женат на княжне Марфе Андреевне Ромодановской Иван Данилович Наталия Львовна, за Иваном Родионовичем Стрешневым Мария Львовна, за князем Волконским Александр Матвеевич Дмитрий Матвеевич NN Матвеевна, за боярином князем Андреем Петровичем Прозоровским Иван Иванович Никита Иванович Татьяна Ивановна, 1) за Денисом Демидовичем Левшиным † 1719; 2) за генерал-поручиком Михаилом Семёновичем Хрущовым Мария Ивановна, за князем Михаилом Несвицким КОЛЕНО XV: Василий Степанович Лев Степанович Илья Степанович Родион Михайлович Лев Васильевич Анна Ивановна, за Михаилом Михайловичем Бобрищевым-Пушкиным Иван Вениаминович брех был воеводою на Каме в 1505 и в 1506 годах, и утонул в Каме. Григорий Вениаминович стерляг находился наместником в Великих-Луках в 1500 году. Григорий Фёдорович 6) был воеводою в шведском походе 1549 года; братья его: Иван Фёдорович синец и Андрей Фёдорович также были воеводами, первый в полоцком походе 1551 года, второй в казанском походе 1544 года; Иван Григорьевич деша был наместником в Копорье с 1580 по 1582 год; Дмитрий Иванович 32) был окольничим при Царях Феодоре I и Борисе Годунове; из братьев его: Юрий Иванович был воеводою: в Коперье (1594), в Шацке (1597), во Пскове (1601); Михайло Иванович был наместником каширским (1594) и послом ко двору Императора Рудольфа II (15951596), а из сыновей окольничего Дмитрия Ивановича: Никита Дмитриевич был чашником при Годунове, и при Царе Михаиле находился воеводою: в Терках (1618) и на Двине (1626); вторым судьёю владимирско-судного приказа (16291634), и наконец окольничим; Семён был воеводою в Шацке. Василий Афанасьевич 40) был, при Годунове, вторым судьёю владимиско-судного приказа; Владимир Иванович 44) был воеводою: в Усвяте (1578), в Озерищах (15791581); в Новгороде-северском (1590) и в Путивле (1594); Данило Афанасьевич 61) был воеводою в Туринске (16161620); Мирон Андреевич был сподвижником Ляпунова, потом находился воеводою в Новгороде (1618), в Тобольске (16251627); вторым судьёю в ямском приказе (16301633); воеводою в Вязьме, откуда, в 1634 году, мужественно отразил Поляков; был воеводою в Казани (16361637) и в Воронеже (16381641), и наконец окольничим. Шесть Вельяминовых-Зерновых убито пол Конотопом 109, 115, 116, 120, 123 и 128); Иван Силич 117) убит под Чигириным; Лев Андреевич 134) был воеводою в Сургуте с 1681 по 1686 гол. Двадцать Вельяминовых-Зерновых владели населёнными жителями в 1699 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

246 Иером. Сергий поступил в Забайкальскую миссию в марте 1867 г. («Труды прав. миссий», I, 521–523) 250 Проект отличить всех миссионеров крестами (священников серебряным вызолоченным на такой же цепочке, а прочих серебренными меньшего размера) вышел из совета Мис. Общества («Записки Мис. общества», III (1867), 17, 37). Подобный проект представлен был в 1882 г. в совет Мис. общества г. Суханиным, который находил справедливым отличить самоотверженный труд миссионеров каким-нибудь знаком. Совет и Общество отнеслись сочувственно к этому предложению и даже была выработана форма миссионерского креста, составленная в 1883 г. пр. Мелетием, еп. Селенгинским. Но пр. Вениамин, одобряя этот образец, заметил, что приманка в миссии чрез внешние отличия охотников едва ли послужит к успеху миссий, еще требуется истинное призвание и подвиги самоотвержения, и слишком щекотливо лишать этого отличия в известных случаях. В виду этого замечания Совет Общества удержался от ходатайства об утверждении проекта знака отличия для миссионеров («Сборник, изданный в память двадцатипятилетия со времени открыли Прав. Мис. общества в Москве», М. 1896, 92–93). 251 Сохранилось в деле св. синода 1868 г., 762 (стар. 1805), лл. 232–240. Здесь оно в копии, притом не точной, с чистыми местами, обусловленными, очевидно, тем, что копиист не все разобрал в оригинале. Незначительная часть этого письма была уже оглашена в печати И.И. Ястребовым в «Православном собеседнике», 1899, I, 373–374. 254 Б. профессор Киевской академии, редактор «Домашней беседы», на страницах коей он мужественно защищал архим. Владимира и нападал на его противников. О нем см. у И.И. Ястребова, 123 и далее. 258 Проект образования проповедников евангелия для миссий Алтайской, Иркутской и Забайкальской при факультете восточных языков принадлежит совету Мисс. общества. Хотя к нему отнеслись несочувственно преосвященные Парфений и Вениамин и Казанская дух. академия, – 7 дек. 1867 г. миссионерские курсы при университете все же были открыты для шести лиц, рекомендованных епархиальными архиереями. Но просуществовали курсы всего четыре месяца и для миссий не дали ничего («Прав. благовестник» 1895, I, 229–234: И.И. Ястребов, «Вопрос об устройстве и организации образовательных заведений для приготовления православных благовестников»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так, А.В. Горский ещё за 10 февраля в своём дневнике отметил, что «обедал у о. ректора академии 121 с прочими депутатами академии», при чём «были рассуждения о вопросах, касающихся устава, но не серьёзно, не глубоко, часто мимоходом. Я говорил с некоторыми, – добавляет он, – о четвёртом годе курса, об излишних раздроблениях по факультетам, о том, что не следовало бы оба курса – философский и богословский – вести в одно и тоже время; потому что для того и другого потребно своё, и однако-же цельное построение; о сохранении за академиями самодеятельного способа развития – посредством сочинений» 122 . За тем, от 11 февраля в дневнике в дневнике его читаем: «Приезжал ко мне Ник. Ал. Сергиевский 123 и дал мне прочитать поданную им графу 124 записку, что хорошо было бы воспользоваться пребыванием в настоящую пору в С.-Петербурге депутатов Московской и Казанской академии и пригласить их в Комитет по составлению устава академий, по крайности заседания на три для пересмотра постановлений об учебной части в академии, которые могли бы быть окончены заседания в три. Я, подумав, решился принять это приглашение, имея в виду и желание нашей академической братии, и предположение владыки. Итак, остаюсь здесь до сырной недели, если Богу будет угодно» 125 . А от 12 февраля А. В-ч пишет в своём дневнике: «По требованию графа был у него в три часа и имел с ним беседу об уставе академическом около часу. Синод согласен на участие наше в Комитете» 126 . – Что же касается до бесед со владыкою митрополитом Иннокентием по предмету того же устава, то А.В. Горский от 12 же февраля отмечает в своём дневнике: «виделся со владыкою. Он дал совет держаться мнения преосвященного Макария 127 , впрочем, прибавил: если он в главном будет с вами не согласен, не держите свой голос» 128 . – Первое заседание Комитета, при участии А.В. Горского и депутата Казанской духовной академии ординарного профессора Наф. Петр. Соколова († 1881), состоялось 14 февраля, о чём у А.В. Горского в дневнике читаем: «Вечером с половины восьмого заседали в Комитете.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Одному из членов Комиссии пришлось быть два раза в местности, где работал Кузьма Андреев – первый раз в 1882 году, второй – в 1890 году, первый раз он был встречен вотяками почти враждебно; везде он видел бритые головы, татарскую обстановку домов; во вторую поездку он был встречен радушно; во всех избах нашел образа; бритых голов совсем не было. Н.И. Ильминский считал Кузьму Андреева человеком, самим Провидением, предназначенным к миссии между вотяками, и много хлопотал, чтобы создать ему удобные для работы условия. Благодаря ходатайству попечителей Казанского Учебного Округа П.Н. Масленикова и Н.Г. Потапова и живому сочувствию, которое оказывало всегда христианскому просвещению инородцев Министерство Народного Просвещения, частная школа Кузьмы Андреева преобразована в министерское училище, под названием Центральное вотское училище в д. Карлыгане, Уржумскаго уезда, Вятской губернии. В 1891–92 году Кузьма Андреев, с личного разрешения г. Попечителя Казанского Учебного Округа, прожил летом и зимою около двух месяцев в Учительской Семинарии, и здесь, при его помощи, были приготовлены и напечатаны следующие издания: 1 . Христианское наставление Св. Тихона – 3,000 экз. 2 . Назидательное чтение – 1,200 экз. 3 . Училище благочестия – 2,400 экз. Издания эти разосланы для бесплатной раздачи в епархии Вятскую и Уфимскую. Мордовские переводы а) До образования Переводческой Комиссии Православного Миссионерского Общества Во исполнение Высочайшего повеления 1803 года были представлены в Святейший Синод следующие переводы на мордовском языке: 1 . Серапионом, архиепископом Казанским и Симбирским: церковные молитвы, символ веры , десятословие и катихизис. 2 . Амвросием, епископом Оренбургским и Уфимским, те же переводы. 3 . Епископом Нижегородским Вениамином письменный перевод катехизиса, найденный им в Семинарской библиотеке. Перевод, представленный архиепископом Серапионом, сделан был студентами низших классов Казанской Духовной Академии, “кои, как сказано в рапорте преосвященного Серапиона, чаятельно и сами порядочно мордовского разговора не знают”. Потом был проверен этот перевод священниками мордовских приходов Симбирской губернии, которые для этой цели были вызваны в Казань.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

Тамбовская духовная семинария при ректорах Феодоре (Поздеевс...    Основанная в 1779 году, Тамбовская духовная семинария была одним из крупнейших учебных заведений края. В начале XX века здесь обучалось от 550 до 600 воспитанников, из них 205 содержалось на казенный счет. Возглавлял семинарию ректор. В штате семинарии состояли инспектор, 27 преподавателей, 4 помощника инспектора и три надзирателя.    9 февраля 1904 года указом Святейшего Синода за 1204 инспектор Казанской духовной семинарии, иеромонах Феодор (Поздеевский) был назначен на должность ректора Тамбовской духовной семинарии, с возведением его в городе Казани в сан архимандрита («Тамбовские Епархиальные Ведомости» (далее «ТЕВ»), 10, 1904. С. 183.). Предшественник нового ректора, архимандрит Нафанаил, находившийся на этом посту два года, указом Святейшего Правительствующего Синода от 5 февраля 1904 года за 1108 назначался епископом Козловским, викарием Тамбовской епархии.    «Тамбовские Епархиальные Ведомости» представляли нового ректора: «Архимандрит Феодор, вновь назначенный Ректор Тамбовской духовной семинарии, в миру Александр Васильевич Поздеевский — сын священника села Макарьевского, Ветлужского уезда, Костромской губернии. После Макарьевского духовного училища А. В. Поздеевский продолжал свое образование в Костромской духовной семинарии и закончил его в Казанской духовной академии.    Серьезность, глубокая, совершенно чуждая показной внешности религиозность и необыкновенная скромность были отличительными чертами студента Поздеевского в течение всего академического курса.    Духовную академию он окончил в 1900 году, со степенью кандидата богословия первого разряда (магистрант) и, как один из самых даровитых студентов курса, был оставлен на год в академии в качестве профессорского стипендиата при кафедре Патристики (где состоял с 15 августа 1900 года по 15 августа 1901 года — примеч. Р. П.). В первых числах июня 1900 года пострижен в монашество с именем Феодора и затем посвящен в сан иеромонаха.    Педагогическая деятельность иеромонаха Феодора началась еще на студенческой скамье, когда он, наряду с обязанностями студента академии, нес на себе преподавание разных предметов начального образования в одной из воскресных школ города Казани. По окончании стипендиатского года, иеромонах Феодор был назначен (17 октября 1901 года — примеч. Р. П.) преподавателем богословских предметов (нравственного, основного и догматического богословия) в старшие классы Калужской духовной семинарии. Одновременно с этим Преосвященным Калужским Вениамином на него было возложено преподавание Закона Божия и Катехизиса в Калужском духовном училище.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2870...

Проект " Родословные детективы " представлен в Казанском соборе ноября 2017 Проект заместителя председателя общественного совета при Архивном комитете Санкт-Петербурга Даниила Петрова " Возвращение к семейным истокам, или Родословные детективы " был представлен 12 ноября в культурно-просветительском центре Казанского кафедрального собора . Автор рассказал о сборнике из трех аудиодисков, выпущенном радио " Град Петров " . Это цикл из пятидесяти передач о том, как восстановить семейную родословную. Сотрудница радио и соавтор проекта Марина Лобанова поблагодарила рассказала, что, прослушав передачи, многие воспользовались советами и рекомендациями Даниила Петрова, чтобы глубже изучить историю своей семьи, страны и Церкви. Так, слушательница Екатерина Чиркова узнала о новомученике протоиерее Михаиле Чельцове, ближайшем сподвижнике митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского), который вместе с ним проходил по судебному делу 1922 года и был осужден на смерть. Она обнаружила в архиве документ, написанный сыном священника и проливающий свет на его кончину. Даниил Петров рассказал, что идея создать цикл передач о восстановлении родословной возникла в 2015 году в редакции радио. Проект автор приурочил к столетию Октябрьской революции , поскольку этим трагическим событиям мы обязаны изменением отношения к истории предков. При советской власти преследовали тех, чье происхождение было " неподходящим " - это явление, пояснил лектор, называется социальным геноцидом. Люди массово уничтожали архивы и семейные реликвии, боялись рассказывать о своих корнях, о своем прошлом. Поэтому сегодня большинство граждан знают о своих предках либо мало, либо вообще ничего. В передачах даются практические советы, как работать с архивами и родословными источниками, приводятся примеры, а также новейшие архивные данные. Автор проекта показал, как практически можно восстановить утраченную историю предков, поделился знанием законов, психологических и криминалистических приемов, которые при этом помогут. Участники встречи узнали о стандартных (устные и письменные воспоминания) и необычных (подслушанные разговоры и прочитанные письма) родословных источниках.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010