—313— баккалаврства не домогаюсь; сами Вы предложили мне его. Оказалось, что Кирилла поставили на третье место, тогда как он во все время выше 17-го не занимал в общем списке разрядном. Меня, который по 4-м, если не по 5-ти, предметам занимал первое место, а в общем ниже третьего никогда не стоял, понизили на пятый Такая несправедливость оскорбила всю академическую корпорацию, и особенно студентов. Какое же это обстоятельство изменило дело? Скажу не сплетню, – просьба дяди о. Кирилла придворного протоиерея Наумова и его приятеля, наместника Лавры архимандрита Вениамина, с которым близок был и о. Макарий. Прибавлю к этому еще и то, что уже предрешено было у о. инспектора Макария женить своего брата, перешедшего в старший курс Академии, А. Булгакова на сестре Кирилла, родной племяннице протоиерея Наумова, что и состоялось после окончания курса. Брат о. Макария окончил магистром, не стоил того, он был туп, вообще, а пошел по протекции быстро, и скончался протоиереем Казанского Собора. Вот, что значит протекция и у духовных лиц! С о. Кириллом, о котором еще будет речь впереди, мы остались в хороших отношениях, однако ж, навсегда. Итак, о. Кирилл остался в Академии бакалавром по нравственному богословию, а я поступил в Петербургскую Семинарию помощником ректора по профессорской должности. Вступление мое в службу состоялось вместе с прочими товарищами в Ноябре 1847 г. Долго мы ожидали из Учебного Управленья назначения. Я вступил в должность 9-го ноября, и поселился в здании Семинарии. О. Ректор Семинарии, многоуважаемый архимандрит Феогност (скончавшийся архиепископом Псковским), сводил меня к Митрополиту Антонию за благословением, а в класс не повел меня, как я ни просил его; «Идите сами, Вас без того знают». И вот я сам и явился в аудиторию высшего отделения Семинарии и, отрекомендовавшись, начал урок, право не помню по какому предмету, кажется по Гомилетике. На обязанности моей лежало преподавание Нравственного богословия, Сравнительного и Гомилетики, хотя часто приходилось за ректора читать и Догматику. Дел было очень много: но для молодого монаха это и хорошо. Семинария

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В основу строительства был положен проект, составленный архитектором Владиславом Андреевичем Кудельским. Сразу же, на первом этапе строительства, между архиепископом Вениамином и Кудельским возникли разногласия, приведшие к отстранению последнего от наблюдения за строительством кафедрального собора. Архиепископ Вениамин высказал ряд замечаний по поводу неудобной планировки храма, неудачного, на его взгляд, решения фасадов и предложил изменить проект. Наблюдать за работами по возведению собора был приглашен инженер Митрофан Нилович Огонь-Догоновский, который составил новый проект Казанского собора, по которому предлагалось соединить храм с колокольней с помощью одноэтажной галереи, а также внести существенные исправления в декоративное решение фасадов. В таком виде чертеж был отправлен в Святейший Синод, где рассмотрение его затянулось на шесть лет. Наконец, в 1882 году проект был представлен императору Александру III, который нашел проект излишне скромным и пожелал для столь " монументального сооружения соблюсти более благолепия в наружнем его виде и стиле " . Между тем, несмотря на эти задержки, строительство собора уже началось. Строительные работы велись безостановочно, за исключением зимнего периода. Летом они продолжались до 12 часов ночи. К июню 1879 года стены собора были возведены на высоту второго яруса окон. Но страшный пожар, уничтоживший половину города, приостановил строительство на шесть лет. Убыток от пожара оценивался только по собору примерно в 100 тысяч рублей. Строительство возобновили в 1885 году. Руководить работами был приглашен Генрих Владимирович Розен, который представил свой проект восстановления храма и поправки в предыдущий проект согласно замечаниям императора. Проект Г.В. Розена выдержан в русско-византийском стиле и отличался более пышным декоративным убранством. Праздничность и нарядность нового проекта больше соответствовала требованиям времени, и он был принят к строительству. Генрих Владимирович руководил работами весь период возведения собора.

http://sobory.ru/article/?object=23355

Таким образом с 1767 г. влияние местных архиереев на построение татарских мечетей устранено. В Сибири постройка мечетей предоставлена благоусмотрению губернатора, и императрица Екатерина II не упоминала уже о взаимном соглашении в этом случае губернатора с местным преосвященным. В самой Казани татары-магометане избегли влияния русского духовенства и получили изустные указы, как и касимовцы, на построение своих мечетей. Скоро последовал и самый указ, устраняющий влияние преосвященных на строение мечетей. В 1773 году, от 17 июня, правит. сенат приказали: „как к синодальным членам, так и во все епархии к преосвященным архиереям послать указы, в которых написать, что по представленным в св. синод от синодального члена Вениамина, архиепископа казанского, и из других епархий доношениям о построенных в городе Казани и в прочих местах близ благочестивых церквей и в общем жительстве татар и новокрещен татарских мечетях и о прочем, св. синод с правит. сенатом сношение имел, и на последок получа от правит. сената ведение ж и имея по оному рассуждение, определяет: отныне преосвященным архиереям, в дела, касающиеся до всех иноверных исповеданий и до построения по их законам молитвенных домов, не вступать, а предоставлять оное все на рассмотрение светских команд; преосвященные ж архиереи, так как и светские команды, должны прилагать, в силу государств. законов, старание, чтоб от того между поданными, ее императорского величества не могло быть никакого разногласия, а паче б между ими любовь, тишина и согласие царствовало“ 46 . В 1771 г. снова собирались сведения о количестве мечетей в казанской губернии. Начальник губернии Яков Ларионович Фонбрант предложил свияжской провинциальной канцелярии собрать верные и обстоятельные сведения о мечетях, для чего и были разосланы указы ко всем сотникам. Собранные сведения показали, что в тогдашнем свияжском уезде; (в состав коего входила тогда вся почти нагорная заволжская сторона казанской губернии, именно: нынешние уезды: свияжский, тетюшский, чебоксарский, а также и буинский с частью симбирского) находилось мечетей соборных 12, простых или пятивременных 88, сверх того богомольных изб (тех же т. е. мечетей) 19, а всего 119 47 . Во всех 116 деревнях 48 , где находились эти 119 мечетей, были новокрещенные из татар, исключая 8 деревень: Верхние Балтачи, Малые Салтыки (Менглычево, Абызово тоже), другие Малые Салтыки, Данышева (?), Шапкино, Малые Буртасы, Чаллы (Челны), Кощаково (Чирки Кощаково). В этих деревнях новокрещен не было. Новокрещенных татар ясашных и приписанных к адмиралтейству значилось во 111 деревнях 2,197 человек, а магометан во 119 деревнях 14,007 человек, для коих следовало иметь всего только 70 мечетей, полагая по 200 чел. на мечеть. Замечательно, что численность крещеных татар в тех деревнях с того времени и до сих пор остается почти таже.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

Далее зачеркнуто: эту разбойничью банду. Далее зачеркнуто: Такая гадость и еще при Священном Соборе. Позор и стыд закрывающим глаза на эту мерзкую сволочь. Пока они будут в нашемведомстве, до техпор не прекратятся все мерзости. Безнаказанно совершая всевозможные гадости не принадлежащим к их шайке, они день ото дня падают в своих гнусностях все ниже и ниже. Удивительно, что есть еще люди, защищающие их и сообщающие им все, что о них говорят. «Высочайше учрежденная при Святейшем Синоде комиссия для описания Синодального архива» (как вариант: «Высочайше учрежденная комиссия для разбора и описания Синодального архива»), созданная в 1865 г., продолжила свою деятельность в новых исторических условиях в качестве «Комиссии по описанию документов и дел 2 отделения IV секции Единого государственного архивного фонда в Петрограде». В августе 1918 г. была осуществлена чистка состава Комиссии: после исключения тех, кто в течение долгого времени активного участия в работе не принимал, в ее составе осталось 27 членов. Последний протокол заседания Комиссии датируется 30 января 1923 г. (причем, в нем речи о прекращении ее деятельности не шло) (РГИА, ф. 814, оп. 1, д. 156, л. 431). Виктор Иванович Яцкевич (18 декабря 1861 г.– 13 ноября 1924 г.), кандидат богословия, с 1887 г. на службе в канцелярии Святейшего Синода, занимал должности: помощника столоначальника (1888–1902 гг.); вице-директора (1902–1910 гг.); директора канцелярии (1910–1917 гг.). Член Государственного совета, тайный советник. В июне 1917 г. решением Святейшего Синода введен в состав 4-го отдела Предсоборного совета. Член Всероссийского Поместного собора 1917–1918 г. С 1917 г. директор Департамента по делам православной Церкви Министерства вероисповеданий, образованного Временным правительством. По сведениям на 26 июля/8 августа 1919 г. управляющей канцелярией Высшего Церковного Совета . С декабря 1918 г. по март 1923 г. «старший архивист» 2-го отделения 4-й секции ЕГАФ. С 1921 г. (до 1924 г.) редактор 2-го отделения 4-й секции ЕГАФ (Петроградского/Ленинградского отделения Центроархива РСФСР). Одновременно исполнял обязанности заведующего научно-теоретическим отделом и ученого секретаря Археографической комиссии Академии наук. Почетный член Московского археологического института, церковный историк. В марте 1922 г. арестован по делу митрополита Вениамина (Казанского), вскоре был освобожден.

http://sedmitza.ru/lib/text/6299257/

13 Местные особенности могли быть внесены в перевод Вениамина его русскими сотрудниками – Димитрием Герасимовым и Власием, на обязанности которого могло лежать приближение его языка к русскому. 14 Joseph Vajs, Glagolitica. Publicamiones palaeoslayicae Academiae Veglensis, fascie.2. Veglae, 1905. 15 Вульг. bono, греч. τ γαθ.Ошибка в переводе с латинского передалась и переводу с греческого. 20 Библиография переводов Максима Грека в значительной степени указана в труде С. А. Белокурова – «О библиотеке московских государей в XVI ст.», М. 1899, и у акад. А. И. Соболевского в «Вестнике Арх. и Ист.», XIII, 280–281; его же Перев. литер. Библиографии трудов Максима Гр. посвящено кандидатское сочинение 1901 г. г. Нумерова (рукоп. в библиотеке СПБ. дух. акад.). 21 Укажем ближайшие списки: Имп. Публ. Библ. XVI в. Б. 71, F. 1 415, F. 1 530, СПБ. дух. акад. А 1 / 171 . Предисловие к Псалтири напечатано у Белокурова, прилож. Толк. Пс. Максима Грека издано в 1896 г. московской единоверческой типографией по списку 1592 г. 22 Послание напечатано в казанском издании сочинения Максима Грека в 11, стр. 296–319, а также ранее в извлечении в Описании рукописей Синодальной Библиотеки II. ч. 1, стр. 83–87. В извлечении также у Попова, Описание рукописей Хлудовской библиотеки.стр. 44–45. 23 Рукописи перевода Максима Грека на кн. Деяний Апостольских с толкованиями: по-видимому, наиболее исправный текст дает рукоп. Кирил. Белоз. библ. XVI в. 24 / 149 (здесь в записи о времени перевода, л. 181 об., указан 1520 год), Импер. Публ. Библ. F. I 82, XVI в. – список отличный от других: здесь, после Деяний, приведены толкования на послания соборные и св. ап. Павла, зато в начале опущены вступительные статьи; Троиц.-Серг. Лавры 118, отсюда запись издана у С. Λ. Белокурова, прилож., CCLXIX стран; Соловецкой библ. 150 и 151, запись о времени перевода в отрывке издана в Описании рукоп. Соловецкой библ. 1, стр. 177, год перевода показан 7028 (1520). Имена толкователей указаны в 151. Есть много и других списков в разных книгохранилищах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/oc...

Вместо общественного Комитета стала действовать партийно-советская «Центральная комиссия помощи голодающим» при ВЦИК. Узнав об этом, митрополит Вениамин в очередной раз проявил полную лояльность власти, какой бы та ни была. 8 сентября он выпустил распоряжение: «Всероссийский Комитет помощи голодающим закрыт. Поэтому образованная при Правлении Общества православных приходов Петрограда и губернии комиссия для приема и передачи в Комитет пожертвований прекращает свою деятельность. Поступившие в нее и Канцелярию Митрополита пожертвования сдать в губернскую Комиссию помощи голодающим и дальнейший прием прекратить. Собранные и собираемые в церквах и при не церквах пожертвования представлять в комиссии помощи голодающим при местных районных советах, сведения о количестве поступивших пожертвований по той или другой церкви чрез благочинного представлять в Канцелярию Митрополита» 1038 . Таким образом, сбор пожертвований по приходам после разгрома Комитета не был совершенно прекращен. Митрополит лишь децентрализовал передачу собираемых верующими продуктов и денег, сохранив за собой право быть в курсе производимых сборов. О том, что из храмов Петрограда продолжали поступать пожертвования «в пользу голодного Поволжья», изредка сообщалось и в местных газетах. Так, в финотдел 2-го Городского района были направлены средства, собранные в Покровско-Коломенской церкви (более миллиона 700 тысяч рублей – на 700 тысяч рублей больше, чем отчисления «служащих Петрогубчека») и в Казанском соборе 1039 . Естественно, что большевистская пресса (а другой не было) отражала лишь мизерную долю информации о церковной помощи голодающим. Поэтому насквозь лживым выглядит опубликованный «Петроградской правдой» обзор советских газет по этому вопросу. «Что делает наше духовенство в Петрограде для помощи голодающим? В их проповедях проскальзывает нотка, что голод ниспослан провидением за наши грехи, но есть ли с их стороны какая-нибудь реальная помощь? Об этом что-то не слышно и не видно. Они умели принимать участие в белогвардейских восстаниях, они вдохновляли кулацкие восстания. Когда же люди гибнут от голода, они не считают нужным прийти на помощь... Вот такие христиане...» 1040

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но когда дело касается проповеди веры некрещеным, когда требуется постоянная кочевая жизнь, тогда нужны и подходящие миссионеры, не связанные узами семьи, не имеющие нужды быть при очаге семьи. Обычно древняя Русь миссионерствовала через иночествующую братию. Иноки, или сами, уходя в отдаленные места для подвижнической жизни, встречались там с инородческими племенами, проповедовали им христианскую веру и приводили их в послушание Христу. Или сама верховная церковная власть направляла дружину иноков к инородческими племенами, которые строили среди инородцев монастыри, проповедовали среди инородцев православную веру и приучали крещеных к оседлости. Когда подобная иноческая дружина являлась среди инородческих племен, то, будучи в более или менее значительном числе, она сразу могла широко раскидывать свое миссионерское дело и более или менее прочно организовывать его. Затем, когда иноки привлекали к крещению достаточное количество инородцев, продолжателями их миссионерского дела являлись приходские пастыри, селившиеся среди крещеных, уже оседло живущих, и утверждали инородцев в христианской жизни. Таковы были например миссии, посылаемые в Камчатку, в Даурию, к калмыкам (Никодима Ленкевича) и друг. в 17–18 ст. В сравнительно позднейшее время, преимущественно со времени оживления миссионерской деятельности в 19 ст. после открытия Православного Миссионерского Общества, миссионерское дело среди инородцев начинает вестись преимущественно путем открытия миссионерских станов-приходов. В начале организации миссионерского дела среди той или иной группы инородцев обычно посылались к ним миссионеры и когда миссионерам удавалось привлечь некоторое количество инородцев к крещению, среди них основывался миссионерский стан. Так, напр. организовывалось миссионерское дело в Забайкалье при пр. Вениамине, так же оно в сущности организовалось и в калмыцкой степи Астраханской губ. С течением времени количество миссионерских станов увеличивалось, в станах возрастало население, часто увеличивающееся притоком русского элемента, пастырям-миссионерам приходилось уделять большую часть времени населению стана, тем более, что при станах стали открываться школы, в которых пастырь обучал детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

Тропарь святителю Герману (в печатной службе) глас 4-й: «От юности иго Христово усердно восприим, бденными подвигами поста и молитвы прославился еси; отъонудуже призывающи тя Богу в служение церкви в новопросвещеннем царстве Казанстем вкупе со святителем Гурием воззван был еси, идеже, яко первоначальник созданной тобой во граде Свияжске обители, и достойный первосвятителю преемник явился еси. Почивая убо нетленными мощами во обители твоей, а духом предстоя престолу владычню, молися, святителю Германе, со святым Гурием обители твоей во святыни, православной же пастве во благочестии преспевати и тме иноверия светом веры разгнатися». Этот же тропарь в переделке архимандрита Вениамина: «От юности иго Христово восприим бденными подвигами поста и молитвы прославился еси, и яко первоначальник созданной тобой во граде Свияжске обители, и достойный первосвятителю Гурию паствы Казанския преемник явился еси. Таже воззванный в царствующий град Москву на митрополию Российския церкви, жизнь твою от мечного посечения тамо скончал еси. Почивая убо нетленными мощами во обители твоей, а духом предстоя престолу Владычню, молися святителю Германе, со святителем Гурием, обители твоей во святыни, православней же пастве во благочестии преспевати и тме иноверия светом веры разгнатися». – Другой тропарь в той же печатной службе, глас 4-й: «Яко великим пастырем единонравна, и учителем вселенные единомышленника, церкви Божия служителя усердна, и строителя таин Христовых благоговейна, стекшеся благовернии людие, Свияжския обители богомудра основателя – и Казанския новопросвещенные паствы святителя Германа песньми и пении восхвалим, глаголюще: не престай присещати молитвами твоими на обитель и всю паству твою: и обитель во святыни, паству же в вере и благочестии блюсти невредимо». – В рукописной службе, находящейся в библиотеке Петербургской духовной Академии, тропарь святителю Герману, глас 3-й: «Яко архиереом сопрестольна и Христове церкве сладкоглаголива пастыря, стекшеся православниии Архиерее, со иже тамо благочестивыми народы хвалами и песньми Казанскую красоту и Свияжскую зарю присносиятельную, Архиерея Германа возъублажим, глаголюще: радуйся, Архиерею, Казани похвала и монахом чиноначальниче дивный». – В Казани в честь св. Германа устроены храмы, – на соборной колокольне (одному), а всем трём святителям (Гурию, Варсонофию и Герману) в Суконной слободке (в Казани), в татаро-крещенской школе (приписанной к Казанскому, Спасо-Преображенскому монастырю); есть храмы и в некоторых сёлах Казанской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Патриарх порой не был осведомлен об очень важных событиях, происходивших за рубежом. 1013 Прежде всего, автор рассматривает вопрос, как отнеслись к указу иерархи, которых постановление 348/349 касалось напрямую – митрополиты Евлогий (Георгиевский) и Антоний (Храповицкий) . По мнению автора, к настоящему времени одним из основных источников, по которому можно судить о позиции митрополита Евлогия в этот период, является книга его воспоминаний «Путь моей жизни». По мнению автора, в какой-то степени обелить себя митрополиту Евлогию удалось. Частично с его подачи принято осуждать карловацких архиереев за узурпацию власти и невыполнение патриаршего указа. После получения указа 348/349 митрополит Евлогий, склонялся, скорее, к его невыполнению. По мнению автора, он фактически устранился от исполнения указа. В июне 1922 года архипастырь вполне мог взять управление РПЦЗ на себя, однако он повел себя по-другому. Такое поведение авторитетного иерарха способствовало тому, что остальные архиереи также пошли против указа. 1014 Автор призывает не забывать, что летом 1922 года готовилась казнь Патриарха Тихона, шел заранее предрешенный судебный процесс по делу митрополита Вениамина (Казанского), большевики покровительствовали обновленцам. Зная об этом, считает автор, можно во многом оправдать те чувства, с которыми архиереи-изгнанники встретили этот указ. Кроме того, упразднение ВЦУ за границей с их точки зрения было вызвано не незаконностью его, а только политическими мотивами. По мнению автора, как бы ни защищали С.В. Троицкий и И.А. Стратонов добровольность указа Патриарха, ныне, с учетом открытых документов, можно со всей ответственностью заявить, что указ 348/349 был издан под давлением большевиков. 1015 Автор утверждает, что сейчас уже известны достоверные сведения об обстоятельствах освобождения Патриарха. Исследователь ссылается на работу доктора исторических наук С.Г. Петрова «Освобождение Патриарха Тихона из-под ареста: источниковедческое изучение «покаянных» документов». 1016 Власть старалась добиться сразу нескольких целей: внести смятение в ряды монархистов, обострить отношения с обновленцами, скомпрометировать Патриарха в глазах его сторонников с целью провоцирования нового раскола.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

“Фамилия Честных упомина­ется в ведомостях Тверской духовной семинарии еще несколько раз — в списках учеников низшего 2-го отделения, за 1823/1824 учебный год значится Петр Честной, — сообщает С. А. Васильева. — Однако указаний на то, что Петр Честной является братом Дмитрия и Алексея, у нас нет” 22 . Окончив Тверскую духовную семинарию в 1824 г., Дмит­рий Честной поступает в Санкт-Петербургскую Духовную акаде­мию, которую заканчивает в 1829 году, а 25 сентября того же года “академическою конференциею с утверждением комиссии духовных училищ возведен на степень старшего кандидата с правом получить степень магистра по прошествии одного года, если служба его будет одобрена епархиальным начальством” 23 . Но этим правом Дмитрий Честной не воспользовался: аттестат был подписан 21 ноября 24 (очевидно, тогда же и получен), а 9 ноября 25 он принял постриг и имя Аввакум, решив отправить­ся в Пекин миссионером-иеромонахом в составе 11-й русской мис­сии. В составе 11-й Пекинской духовной миссии (1830–1840 гг.) В 1829 году закончилось пребывание в Китае 10-й Пекинской миссии и началось формирование состава очередной, 11-й миссии. Согласно Кяхтинскому трактату от 1728 г., в состав миссии входили: 1 архимандрит, 2 иеромонаха, 1 иеродиакон, 2 церковнослужителя и 4 студента 26 . Начальником 11-й миссии был назначен архимандрит Вениамин (Морачевич), уже прослуживший 10 лет в сане иеромонаха в предшествующей миссии. В число миссионеров-иеромонахов назначен был и Димитрий Честной. Как уже было отмечено, перед отправлением в Китай, 9 ноября 1829 г. он был пострижен в монахи с именем Аввакум, а 21 ноября рукоположен во иеромонахи. Зачисление в Пекинскую миссию было важным шагом в жизни отца Аввакума. Оно предрешило его дальнейшую судьбу, определило характер и направление всей его последующей деятельности. Все его дальнейшие труды так или иначе были связаны с его десятилетним пребыванием в столице Срединной империи 27 . В состав отправляемой в Китай 11-й миссии были включены также: иеромонах Феофилакт (Киселевский), иеродиакон Поликарп (Тугаринов) (оба — из С.-Петербургской Духовной академии), лекарь Порфирий Кириллов, студенты Е. И. Сычевский и Курляндцев. Приставом миссии был назначен подполковник М. В. Ладыженский. Эту миссию сопровождал за границу до Урги (Монголия) профессор Казанского университета по кафедре монгольского языка А. В. Попов, “путешествовавший по назначению правительства” по Восточной Сибири и по кочевьям бурят и монголов в Забайкальском крае 28 .

http://pravmir.ru/arhimandrit-avvakum-ch...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010