Когда мог, я записывал благодатные мысли и чувства, и из этих записей многих годов составились теперь книги. Содержание книг – весьма разнообразное, – как увидят читатели. Пусть они судят о содержании моего издания». Потом к этому предисловию присоединены слова св. апостола Павла: «Духовный же востязует убо вся, а сам той ни от единаго востязуется» ( 1Кор.2:15 ). Эта приписка – знаменательная! У Апостола пред этим стихом написано (по-русски): «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» ( 1Кор.2:14 ). Душевный, – по апостольскому и вообще по православному разумению, – означает человека естественного, обычного, но не облагодатствованного, не духовного. А дальше вот тот самый 15-й стих; по-русски он переводится яснее: «Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может». Следовательно, выписывая эти слова Апостола, о.Иоанн полагал, что «душевным» людям, обычным, дневник его будет «не по духу», не понравится, не заинтересует, а сам он считает его «от Духа Божия». И нимало не сомневался в этом! И действительно: я послал дневник одному молодому священнику в подарок. Он же, просмотрев его, ответил мне: не интересно! А другие пишут совсем иное. Читатель академического «Богословского вестника» о своих «впечатлениях» так говорит: «Книга «Моя жизнь во Христе» может вызвать сильный переворот в сердцах читателей. Для ищущих истины Дневник о.Иоанна послужит путеводной нитью, при помощи которой можно будет выйти на прямой путь... отрадного познания истины. Его чтение поднимает и вызывает наш дух живым и сильным раскрытием «духовной жизни». Но, – пишет далее этот читатель, – Дневник о.Иоанна могут хорошо понимать и усваивать душою только те, которые сроднились духом с Христовой верой, а не те, которые будут читать его из любопытства. Когда читаешь дневник, то чувствуешь, что писавший его находился в состоянии особого вдохновения. Вдохновенное слово о.Иоанна может производить чудное действие на людей!..

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Когда Христос выходил из воды ( Мк. 1:10 ) и молился, отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь ( Лк. 3:21–22 ). Так ведь и теперь делается и бывает в покаянии: за исповеданием нами грехов следует прощение по «благодати». А в крещении мы, или крестный отец вместо нас, отрицаемся от диавола, как источника греха и зла; а после этого производим уже самое таинство; и мы получаем светлую благодать Святого Духа, знаменуемую чистою, белою рубашкою, то есть Духом Божиим, но во имя Христово, ради Его заслуг за нас. А голубица, еще со времен Ноя ( Быт. 8:8–12 ), была символом мира. И это, после крещения Сына Божия, было так уместно и понятно. А когда Дух Святой сошел в день Пятидесятницы, там этому тоже как бы отверзлось небо; и внезапно сделался шум с неба, как бы от несущеюся сильною ветра, от быстро распахнувшейся двери, и явились языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из учеников, и исполнились все Духа Святого ( Деян. 2:2–4 ). Благодать Духа, отшедшая от падшего человечества, или, лучше сказать, отнятая Богом от него, возвратилась. Перед тем Господь сказал: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемый человеками, потому что они стали плотью ( Быт. 6:3 ). А теперь Дух был возвращен к роду человеческому, пока во едином Христе. Потом же Он сделается духовный родоначальником, новым Адамом человечества, чрез Духа Святого. Разрастется благодатное Царство Христово… Для этого и совершилось крещение Господне: Он крестился за наши грехи и получил на Себя сошедшего Духа Святого и в будущем – после нового дела – Креста, – на все человечество (см.: Ин. 7:39 ), в день Пятидесятницы. Но и это еще не всё. После сошествия Духа раздался глас с небес, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мф. 3:17 ). Преславный глас Отца! Но прежде чем объяснить его, зададимся новым вопросом: почему Он раздался лишь ПОСЛЕ сошествия Святого Духа? Конечно, все эти последовательные события – боязнь Иоанна, крещение, молитва , Святой Дух, глас Отца – совершились в этом порядке не случайно, а по каким-нибудь причинам. Почему же глас Отца послышался лишь теперь, после сошествия Духа?

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Конечно, здесь действует благодать Божия, посредствующая пастырю во спасении им ближних по вере их. И к ней именно и должен больше всего обращаться пастырь, особенно в трудные и сомнительные моменты своего служения: молитва пастыря к Пастыреначальнику по поводу пасения Его же стада, иконома к Домохозяину по вопросам спасения Его же дела – вот главное средство для самого пастыря в недоуменные моменты; И Господь так или иначе не оставит Своего ближайшего служителя и сотрудника. Преподобный Серафим Саровский , когда к нему обращались за советом, сразу отвечал на вопросы. Когда по этому поводу спросил объяснения один пастырь, то преподобный ответил ему: когда меня спросят, то первую мысль, какая приходит ко мне в сердце, я считаю данной Богом и говорю ее вопрошающему. Конечно, это уж свойственно святым людям, но отчасти подобное может быть и у всякого служителя Божия. Но еще более важный по существу и главнейший для пасомых путь – это направление их самих к Самому источнику Жизни – Богу. Что бы пастырь ни делал, как ни руководил, он может иногда усомниться в правильности своего служения, [особенно] если он не отличается богатством опыта, поэтому всегда, хотя бы в заключение, он должен еще направить пасомого к молитве, а затем и к Таинствам, чтобы Сам Господь устроил все или хоть исправил совершённое. И понятно, почему многие пастыри в прежнее время искренно, с глубокой верой, а теперь нередко и по шаблону, механически на разные недоуменные вопросы, особенно же о тонкостях духовной жизни, отвечают: «Молись Господу». Хотя этот ответ многим пасомым, особенно же отличающимся горделивостью или просто больным, исстрадавшимся в душе, больно и неприятно слышать, ибо они не нашли в пастыре ожидаемого успокоения, но, без сомнения, он самый верный, безопасный и в то же время радикальный – нужно только искренно убедить пасомых смотреть на этот совет не как на мертвое слово, лишь бы развязать себя пастырю, а убедить самим делом просить помощи у Господа. И Господь неложен, ибо Он Сам сказал: Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите ( Мф.21:22 ; ср.: Ин.14:13–14; 15:16 ), особенно же если будут молиться вдвоем, а тем более с благодатным пастырем: Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного ( Мф.18:19 ; ср.: Ин.15:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Медленно плавая многие дни и едва поровнявшись с Книдом, по причине неблагоприятного нам ветра, мы подплыли к Криту при Салмоне. Пробравшись же с трудом мимо него, прибыли к одному месту, называемому Хорошие Пристани, близ которого был город Ласея. Дальше описывается буря. Начали выбрасывать груз, а на третий день мы своими руками побросали с корабля вещи. Так метались они четырнадцать дней. Апостолу Павлу явился Ангел Бога ночью и сказал: «не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою…» Было же всех нас на корабле двести семьдесят шесть душ. И таким образом все спаслись ( Деян. 27:7–44 ). Упоминание таких подробностей, как наименование полка и сотника, название островов и городов, количество бывших на корабле и прочее, – ведь, это же «морской дневник»! И при самом предубежденном настроении – никак нельзя сомневаться, что все это записывал очевидец… И видя все это воочию, я сказал внутри себя: мне нужно стать сумасшедшим, если бы я не поверил всему этому! Вот так именно и назвал бы себя: «сумасшедший». И это я испытывая не одни раз! И много подобных случаев я мог бы рассказать. Например, про одну молодую писательницу в Париже, которая сначала сомневалась и в Евангелии, а во время Причащения (это было в Субботу на Страстной) ей явился Сам Господь Иисус Христос , как она мне сама сказала… Только для этого зашла… А после я никогда более не видел ее. В России я встретил пожилую писательницу, которая из безбожия пришла к вере – чудесным образом… 17 Еще: один партиец, пятидесяти с лишним лет, принял священство… И так далее. Такие случаи не могут пройти мимо верующего и даже не должны бы пройти мимо искреннего неверующего… Наконец, я упомяну об апостоле Павле . Бывший гонитель христианства после своего обращения видел необычайное видение – откровение. Что оно не было каким-либо обыкновенным явлением, видно уж из того, что апостол молчал о нем четырнадцать лет и никому не рассказывал: настолько оно было чрезвычайно! Я об этом выпишу целиком, – хотя оно самим апостолом Павлом записано очень кратко…

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Митрополит Вениамин (Федченков) О богослужении православной церкви. М., 1999. С. 300. 165 Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд. М., 1979. С. 271–272. 166 Там же. С. 272. 167 Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд. М., 1979. С. 272. 168 См. интересные наблюдения по этому поводу у И. Н. Данилевского: Данилевский И. Н. Библия и Повесть временных лет (К проблеме интерпретации летописных текстов)//«Отечественная история». 1993. 169 Алексеев А. А. Текстология славянской Библии. СПб., 1999. С. 198. 170 Ср.: «Человек, виноватый в пролитии человеческой крови, будет бегать до могилы, чтобы кто не схватил его» (Притч. 28; 17). 171 Данилевский И. Н. Библия и Повесть временных лет (К проблеме интерпретации летописных текстов)//Отечественная история. 1993. С. 88. 172 Там же. С. 86–87. 173 Данилевский И. Н. Библеизмы Повести временных лет//Герменевтика древнерусской литературы вв. Сб. 3. М., 1992. С. 94–95. Ср.: «И пошел царь и люди его на Иерусалим против Иевусеев, жителей той страны; но они говорили Давиду: «Ты не войдешь сюда; тебя отгонят слепые и хромые», – это значило: «не войдет сюда Давид». Но Давид взял крепость Сион. И сказал Давид в тот день: всякий, убивая Иевусеев, пусть поражает копьем и хромых и слепых, ненавидящих душу Давида. Посему и говорится: слепой и хромой не войдет в дом [Господень]» (2 Цар. 5; 6–8). 174 Кусков В. В. Исторические аналогии событий… С. 68. 175 См.: Данилевский И. Н. Библеизмы Повести временных лет//Герменевтика древнерусской литературы вв. Сб. 3. М., 1992. С. 75—103. 176 Ни в коем случае нельзя согласиться с предложенным И. Н. Данилевским их наименованием «книги жизни». «Книга жизни» одна, она фигурирует в «Апокалипсисе» Иоанна Богослова, в нее записываются души праведников Высшим Судьею на Страшном суде (Ап.20.12,15). 177 Более подробно см.: Ужанков А. Н. «Совестные книги» Древней Руси (Русское летописание и Страшный суд)//Россия XXI. 1999. С. 138–177. 178 Ужанков А. Н. Святые страстотерпцы Борис и Глеб: К истории канонизации и написания житий//Древняя Русь: Проблемы медиевистики. 2000. С. 28–50; 2001. С. 37–49. 179

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Много общего, но только короче, – и в Послании к Ефесянам , где существенно излагаются все основные христианские истины; это Послание называется «Апостольским катехизисом». Следовательно, здесь, как и во всяком «Катехизисе», должны быть выражены истины уже догматически – определенно и ясно, – хотя бы и без долгих доказательств. Что же видим? С самого же начала снова говорит апостол, что Бог Отец усыновляет нас; как? – чрез Иисуса Христа. Именно? – Благодатию Духа Святого Он облагодатствовал нас в Возлюбленном; значит, нечто за нас, для нас самое важное, совершилось в Нем Самом, в Сыне, в Богочеловеке... За что же Отец возвратил такое благоволение воли Своей 1526 к нам в Возлюбленном? – За то, что в Нем мы имеем Искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его ( Еф. 1:5–7 ). И все эти мысли высказаны очень сжато в трех лишь стихах: очевидно, все это уже очень хорошо известно было ефесянам, затвержено, усвоено, испытано, ибо апостол Павел там проповедовал три с половиной года. Конец же дела Христова – спосадение Его одесную, – а с Ним и верующих в Него (см.: Еф. 1:20–22; 2:6 ). Так теперь вы, прежде бывшие некогда далеко, стали близки Самому Богу! На Престоле Его! во Христе Иисусе (служба на Вознесение построена на этой основной мысли). И все это Кровию Христовою: ибо Он есть мир наш, разрушивший стоявшую посреди (то есть и между людьми и Богом, – и между иудеями и язычниками) преграду, упразднив вражду Плотию Своею; дабы в одном теле примирить обоих (иудеев и язычников) с Богом посредством Креста, убив вражду на нем, то есть отчуждение нас Богом. Теперь мы снова имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак, вы уже не чужие... а свои Богу (см.: Еф. 2:13–16,18–19 ). За эту истину-то я, Павел, и страдаю; мне чрез откровение возвещена тайна, о чем я выше писал кратко ( Еф. 3:1, 3 ). Молюсь, чтобы вы могли уразуметь превосходящую разумение (как прекрасно сказано! уразуметь сердцем превосходящую всякий ум) любовь Христову ( Еф. 3:19 ) и уже жить достойно ее, отложить ветхого человека (ср.: Гал. 4:22 ) и прочее. Истина – в Иисусе 1527 ( Еф. 4:21 ). Жить достойно Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день Искупления (то есть в день Искупления веры и крещения – ср.: Еф. 1:13 ) ( Еф. 4:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Может случиться, особенно на первых порах пастырствования, когда еще не образовалась и не укрепилась духовная связь хотя бы с немногими пасомыми, а также и в острые, критические моменты, когда и близкие, но не твердые друзья нередко оставляют любимых людей, – может случиться, что пастырь почувствует себя одиноким в борьбе, покинутым. Причем «это одиночество тем мучительнее для пастыря», говорит Архиепископ Антоний, «чем более он соответствует своему назначению – носит в душе всю паству» – следовательно, назначению, совершенно противоречащему наличному одиночеству. «Тяжесть этого настроения высказывали еще ветхозаветные пастыри. Так, любвеобильнейший Моисей, видя народное ожесточение, жаловался Богу, говоря: Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня; когда Ты так поступаешь со мною, то лучше умертви меня, если я нашел милость пред очами Твоими, чтобы мне не видеть бедствия моего ( Чис.11:14–15 ; ср.: Илия: 3Цар.19:10 ; Иер.15:17–20 ); жалуется на одиночество свое и апостол Павел (см.: 2Тим.4:16–18 ); указывает на тяжесть его и Сам Спаситель: Вот наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного ( Ин.16:32 ). И сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир, так как в мире будете иметь подобную же скорбь. Однако же не унывайте, но мужайтесь, так как Я победил мир ( Ин.16:33 ). И победил именно тем, что предал Себя на волю Отца, в единстве с Ним нашел опору: Я не один, потому что Отец со Мною ( Ин.16:32 ). Как писал после и апостол Павел: Все меня оставили. Да не вменится им. Но Господь же предстал мне и укрепил меня ( 2Тим.4:16–17 ). И действительно, в подобные моменты одиночества для пастыря дороже всего внутреннее, достоверное сознание своего общения с Пастыреначальником Господом, а это сознание и ощущается как в отдельной, частными скорбными случаями вызываемой молитве, так и еще более поддерживается постоянно общим молитвенным настроением пастыря, постоянно имеющего в сердце своем память о Боге. Эта молитва и послужит в подобных случаях твердой опорой готовому смалодушествовать пастырю, ибо в такие моменты не действуют иногда никакие естественные рассудочные соображения, – они даже могут только больше привести к унынию.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

«Молись во имя Сына Моего!» Тотчас вспомнились мне слова Спасителя на прощальной беседе с учениками: Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое . Просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна ( Ин. 16: 23–24 ). И я здесь забыл о всех присутствующих и о самом себе, стал молиться о дожде, прося Отца Небесного во имя Господа Иисуса Христа; разумеется, молился молча. В это время духовенство поднялось в гору сокращенным, но более трудным путем, по прямой линии. Подобрался и народ, хотя и не очень много. Начали молебен. Освятили воду и вылили ее по обычаю вглубь колодца. Народ начал расходиться; духовенство опять стало спускаться прежним путем. Небо продолжало быть ясным, и только кое- где медленно плыли светлые облака. Я сел на лошадь. Но спускаться вниз по горе оказалось труднее, чем подниматься на нее, и я вынужден был слезть с коня и вести его под уздцы. Приблизительно через час мы были в монастыре. На небе не было никакой перемены, даже и не думали об этом: сделали свое дело и забыли о нем. В трапезной нам подали обед. После него мы взяли из монастыря хлеба на неделю, как обычно это делали, попросили еще брынзы (соленый овечий сыр), нагрузили все это на молодого осленка и стали собираться обратно в скит. Было уже приблизительно около шести часов. Осленок шел впереди нас: он хорошо знал эту дорогу. Не спеша мы следовали за ним. Дошли до Студеницы, – четыре версты. К моему удивлению, и совершенно незаметно для меня, небо когда-то успело покрыться серыми сплошными облаками, шедшими из-за гор навстречу нам. Вдруг меня пронизала мысль: неужели Господь даст нам дождя и сотворит чудо? Но я сам боялся поверить этому. Так прошли еще с полчаса. Стали подниматься по горе вверх. Небо стало темнеть. Но осленок шел по тропинке уверенно вперед. В густом лесу тьма сгущалась все сильнее и сильнее. И вдруг я ощутил в воздухе сырость, шедшую в направлении от туч. Сам себе еще не веря, я сказал отцу Роману: – Батюшка! А ведь, пожалуй, дождем пахнет!

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Наконец, третье: с трепетом спасайтесь, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению ( Флп. 2:13 ). То есть все от Бога, даже захотеть доброго, – о каких же «заслугах» или «наших» собственных условиях можно говорить? Послание к Фессалоникийцам Первое Ничего нового. В подтверждение лишь предыдущей мысли можно указать, что верен Призывающий, Который и совершит (ср.: 1Фес. 5:24 ), то есть и начало, и конец Спасения – от Христа. Первое Послание к Тимофею (Три Пастырских Послания) О разных пастырских вопросах. Между прочим, и суть проповеди: Христос Иисус пришел в мир спасти грешников ( 1Тим. 1:13 ) – то же Сам Он говорил (см.: Мф. 9:13 ; Мк. 2:17 ; Лк. 3:32 ). Значит, мы спасаемся Им, грешники. И про себя апостол говорит: из которых я первый ( 1Тим. 1:13 ). И это верно и всякого принятия достойно! Он помилован ( 1Тим. 1:16 ). Догнал [достиг – помиловал] его Христос (см.: Флп. 3:12 ). За что и как? – Чрез единого Посредника между Богом и человеками, человека Христа Иисуса, предавшего Себя для Искупления всех (ср.: 1Тим. 2:3–6 ). Спаситель называется и Посредником, как и в Послании к Галатам (см.: Гал. 3:20 ), но с объяснением: человек! Почему? – Чтобы объяснить, что именно потому Бог Отец благоволил принять к Себе человечество, что к Нему вошел первый человек, Сын Божий, Иисус Христос; а в Нем, с Ним вошло и все человечество. Сравнение: семья прогневала царя; сослана в ссылку, не допускается жить в царской столице, но один из родственников их смог достигнуть царя и войти в любовь; а чрез это любовь царя уже распространяется и на все родство (то есть Тело Христово, члены Его, Церковь ). Потому и необходимо было, что Христос был не только истинный Бог, но и истинный, полный, совершенный человек (отсюда защита человечества Христова на Вселенских Соборах – III, IV, V, VI). В 3-й главе находится известное место, где говорится, что все дело Христово, все наше «благочестие» (так на языке греческом, а по-русски говорится: «вера») – тайна. Беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе... принят верою в мире, вознесся во славе ( 1Тим. 3:16 ). Все это великая тайна, открывшаяся как факт (а не как разумение [понимание]) теперь через Церковь даже ангелам (см.: Еф. 3:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Нам важно все это потому, что в вопросе о чудесах свидетельство самого о.Иоанна убедительнее для нас не только показаний очевидцев, но и сильнее самих фактов. Как Господь Спаситель говорил евреям: «Если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно... А если и Я сужу; то суд Мой истинен; потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня... Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец» ( Ин.8:14, 16, 18 ). В некоторой степени и всякий богоугодный, святой человек может о себе сказать: свидетельство мое истинно; ибо святые люди говорят не просто лишь, а стоя перед лицем Бога: «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу», – сказал ап. Павел ( 2Кор.11:31 ). Подобным образом имел бы право говорить и о.Иоанн. Да ему ли было лгать? Ему ли было не знать самого себя и благодати, живущей в нем? Сами святые знают себя больше всех других. И потому для нас и убедительны показания о фактах самого Батюшки. С них и начнем. На 70-ю годовщину своей жизни, пред большим сонмом собратий-пастырей о.Иоанн говорил: «Сегодня мне, Божиею милостию, исполнилось (в 1899) 70 лет жизни. Почитаю справедливым и должным для себя оглянуться на прожитое время и воспомянуть милости Божии ко мне. Рос я болезненным, слабым, и в самом младенчестве тяжелая болезнь – оспа – едва не свела меня в могилу; я на волосок был от смерти, по молве человеческой. Господь сохранил мне жизнь, – я оправился и стал возрастать». Потом он рассказывает об известном уже нам чуде просвещения его ума в школе: «Наука темна была для меня»: он не понимал даже процесса буквосложения. «И стал я просить помощи и разумения у Бога; и открыл мне Господь разум; я озарился светом Божиим; и я помню, как вдруг спала точно пелена с моего ума; и я стал хорошо понимать учение», – дополняет он в своей единственной автобиографии. О том же он повторяет и в слове своем на 50-ю годовщину священства, в 1905 году 12 декабря. «Сколько я перенес тяжких болезней и в училище, и на месте священника; и, быв неоднократно при смерти, исцелялся, и опять продолжал совершать жизненное поприще.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010