Значит: Искупление, совершенное в недрах Божиих, совершается таинственно Духом Святым внутри человека, когда он уверует и крестится (день Искупления). Будьте добры друг к другу; прощайте друг друга, – как и Бог во Христе простил вас ( Еф. 4:32 )... Что ни стих, то все то же – во Христе, во Христе Иисусе. В Нем совершилось спасение... Он за нас предал Себя... И тут апостол употребляет это слово: Жертва... Живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя ЗА НАС В ПРИНОШЕНИЕ И ЖЕРТВУ БОГУ Отцу, в благоухание приятное ( Еф. 3:2 ). И за это мы оказались «в Нем», в Теле Его, которое есть Церковь (см.: Еф.5:23,25,30 ). Здесь нужно припомнить слова Самого Господа на прощальной Вечере, где Он употребляет другое сравнение (здесь с телом): Я лоза; вы ветви ( Ин. 13:3 ). Но сущность одна и та же: тесная связь со Христом: не живу уже я, но живет во мне Христос ( Гал. 2:20 ), – говорил апостол Павел. Об этом еще будет в Послании к Коринфянам. Этим закончу Послание к Ефесянам. Да можно бы и вообще закончить выдержки из Посланий, потому что до такой степени ясно все, что нет нужды повторять [одно] и то же. Поэтому из других Посланий теперь постараюсь выписать, что будет вносить нечто новое или разъясняющее. Сходное с Посланием к Ефесянам – Послание к Колоссянам , хотя написано по особому поводу: предупреждения против еретиков-гностиков, учивших ложно об Иисусе Христе как об одном из «Высших духов»; поэтому потребовалось апостолу защищать истинное учение о Христе как Боге, – и разъяснять Его дело спасения. Отец призвал нас в Царство возлюбленного Сына Своего ( Кол. 1:13 ). Как смеем мы туда войти? – Чрез Сына, в Котором мы имеем Искупление Кровию Его и прощение грехов ( Кол. 1:14 ). Здесь разделяются два момента: сначала выкуп (у Отца), а чрез это уж после – прощение грехов. Посредством «Его» Отец хотел примирить с Собою все, умиротворив через Него и земное и небесное ( Кол. 1:20 ). Следовательно, как Бог, так и весь мир небесный были во «вражде» (слово взято от земного) по отношению к человечеству, а теперь Кровию Креста Его примирились, то есть ангелы, святые, пророки (см.: Кол. 1:21–22 ). И не только примирил, но и мертвых оживил вместе с Ним, ибо простил нам все грехи, а это есть «совоскресение» в Нем (см.: Кол. 2:12–13 ). Но раньше этого нужно было разорвать, аннулировать рукописание, которое было против нас, то есть как бы долговая расписка; ее-то Господь взял от среды нашей и пригвоздил ко Кресту. Все это образно. Но смысл ясный: страданиями, особенно Крестною смертью, Господь нас выкупил, за нас уплатил. Как увидим после, – и в «Догматиках» при раскрытии «Искупления» употребляются подобные же сравнения. Обратим лишь пока на это внимание... Но вот далее новое:

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третъего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова , которых человеку нельзя пересказать. Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими ( 2Кор. 12:1–5 ). Здесь все – исключительно необычайно. Укажу на то, что все Второе послание к Коринфянам написано апостолом в защиту себя против врагов. И о таком событии можно было бы сказать в начале оправдания; но он молчал четырнадцать лет – по смирению! Потом: третье небо, рай, о чем невозможно передать на языке человеческом – что они такое? Мы ведь не знаем этого! Но особенно удивительно это – знаю и не знаю. В чем он уверен, апостол о том говорит ясно: знаю, – именно о самом видении, а о способе – в теле или вне тела – не знаю, ему самому это было непостижимо: Бог знает. А откровение несомненно было! Рай, – или Царство Небесное, Божие, – это было! Не признавать этого откровения – никак нельзя уже по одному тому, что сам апостол считал его несомненным фактом. Но о подробностях он умолчал: это опять свидетельствует об истинности его, другой бы на его месте и не молчал бы четырнадцать лет; а если уже сказал, то читатель или слушатель непременно захотел бы узнать: что же он видел? Этого нельзя пересказать! Потом, через 1770 лет после этого видения, было подобное же откровение батюшке отцу Серафиму; об этом он молился: В доме Отца Моего обителей много… И когда Я пойду и приготовлю вам (ученикам) место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я ( Ин. 14:2–3 ). И когда преподобный Серафим сообщал об этом, то он все время правой рукой гладил по сердцу «против» его движения, то есть справа налево. Когда же слушавший спросил, что это за обители Отца, то преподобный тоже отказался отвечать, как и апостол Павел: «Если сам батюшка апостол Павел не мог сказать об этом, – то где же мне, убогому Серафиму, объяснить это?!» 18

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

И вдруг эти неученые рыбаки начали говорить на иных языках, как им давал Дух Святый. Чудо. Сбежался народ. Разные языки. И каждый человек слушал, что апостолы говорят на его языке: парфяне, мидяне, у Черного моря, в Египте, из Рима, критяне, аравитяне и другие. Дивились все и чудились: да и как не чудиться? Ужасались, недоумевали: что такое? Апостол Петр говорит им первую речь. (См.: Деян. 2:1–36 .) Все небывалое. А после апостол Павел, – как и многие другие христиане, – имели этот же дар языков: я более всех вас говорю языками, – пишет он коринфянам, очевидцам и свидетелям этого дара у него. Но он даже не считает его чем-либо особенным и только позволяет, не запрещает говорить и языками ( 1Кор. 14:18, 39 ). Главный дар – в любви (см.: 1 Кор., гл. 13). А мы бы дивились. Не так ли? Великое чудо! Я знал одного священника, который говорил на литовском языке, которого он никогда не слышал. Умолкнем! Исцеление хромого Апостолы Петр и Иоанн около девяти часов (по-нашему – в третий пополудни) шли в храм помолиться. Перед Красными дверями сидел хромой от чрева матери, прося милостыню. Просительно он смотрел и на апостолов. Может быть, даже протягивал руки к ним. Петр говорит: сребра и золота нет у меня. Но что имею, то даю: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи! И при этом апостол Петр взял его за правую руку и поднял. Тотчас же утвердились его ноги: он стал вставать и ходить, не отставая от апостолов, хваля Бога. И это видели все люди. Сбежался народ в притвор Соломонов в ужасе. Дошла весть эта до начальников, первосвященников – Анна, Каиафа и Иоанн, и Александр (два новых имени) и другие сначала заключили апостолов в темницу. Утром – суд. Рядом с ними и стоял исцеленный хромой. Удалили всех; остались одни судьи: «Знамение необычайное! Этого человека знает весь Иерусалим: отказаться мы не можем!» И чем же кончили они. Запретили апостолам говорить о Христе. Какие жалкие судьи! Петр и Иоанн не дают этого обещания: не можем не говорить о том, что мы видели и слышали! Судьи беспомощно повторяют свое запрещение и, боясь людей, отпускают апостолов...

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

И вот пред правдою Бога Отца ходатайствует милосердие Бога Сына о помиловании преступника под условие удовлетворения за его вину, за вину всего рода человеческого Им Самим, Сыном Божиим. ВОПРОС: Что такое «брачный пир», сделанный царем для сына своего? ОТВЕТ: Это – Божественная Литургия, на которой предлагается верным не телец закланный, но Сам Агнец Божий, закланный в жертву ради спасения нас, грешных, да напитаемся Его пречистым Телом и Кровью, да соединимся с Ним теснейшим соединением, да будем плотию от плоти Его и кости от костей Его. Вот брак царского Сына – соединение христианских душ со Христом в таинстве причащения! Вот пир – вкушение Плоти и Крови Его! Божественный, святейший, нетленный, небесный и обоготворяющий пир! Мы сами, совершители страшной, небесной бескровной жертвы, в брачной ли одежде чистоты и бесстрастия душевного, являемся всегда в храм и служим в нем? Увы, часто и у нас нет брачной одежды и благоговейных помышлений и мыслей сердечных, и мы входим нередко в нечистом рубище страстей, а не в брачном одеянии. ВОПРОС: Нужна ли смелость при исповедании веры? ОТВЕТ: «Кто постыдится Меня и Моих слов, – говорит Господь, – в роде сем прелюбодейном и грешном; того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми ангелами» ( Мк.8:38 ). Здесь говорится о необходимости дерзновения или смелости и мужества при исповедании Христа, Сына Божия, о непощадении жизни своей для Христа и о последовании Его воле, потому что если кто здесь почтет за стыд следовать Ему, исполнять заповеди Его или постыдится следовать постановлениям Церкви Его, ради угождения миру, плоти и диаволу, – того не признает своим и Сын Божий во Второе пришествие Свое и на Страшном Суде Своем. Страшное слово, братия и сестры! ВОПРОС: Кто лукавый раб и ленивый? ОТВЕТ: И что же? Ничего не сделавши в отсутствие Господина, когда пришел этот господин, ленивый раб говорит Ему дерзости, называя Его человеком жестоким, который жнет будто бы там, где не сеял и собирает там, где не расточил.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

И вот это время пришло… Для этого воплотился Сын Божий. Это мы и праздновали на Рождество Христово. Славное было это празднество! Но мы, христиане, радуемся этому только теперь. А во время воплощения и рождения Христа Спасителя об этом могли знать лишь немногие. И, когда Христу исполнилось уже тридцать лет, приспело время началу избавления. Для этого и пришел Господь на Иордан; а Иоанн пришел из пустыни. Теперь мы оставим вопрос о том, почему Господь начал Свое служение с крещения… Об этом будем беседовать после. Здесь же сосредоточимся на мысли о том, КАКОВА БЫЛА ЦЕЛЬ ЕГО ПРИШЕСТВИЯ? Для этого мы и остановились так надолго на предшествующем состоянии мира пред Христовым явлением. Апостол Павел пишет к ефесянам: Каждому из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам ( Пс. 67:19 ). А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли ( Еф. 4:7–9 ). А «пленить плен» означает освобождение плененных, отнятие их у пленивших. Пророк Исайя задает такой вопрос: может ли быть отнята у сильных добыча? И могут ли быть отняты у победителя взятые в плен? И сам отвечает: Да! так говорит Господь: и плененные сильным будут отняты, и добыча тирана будет избавлена; потому что Я буду состязаться с противниками твоими и сыновей твоих Я спасу ( Ис. 49:24–25 ). Необходимо было, чтобы спасать человечество явился Сам Господь: …всякая плоть узнает, что Я – Господь, Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев (ст. 26). Да! освободить пленников от победителя-диавола мог только Сын Божий, Бог . Для этого Он и пришел, и воплотился. Для этого Он и открывается теперь крещением на Иордане. Много смыслов Крещения Господня. Но мы теперь подробнее остановимся на самом существенном, на том именно: какая ЦЕЛЬ пришествия Христова? Ныне – начало восстановления погибавшего Царства Божия. Доселе оно было похищено врагом Божиим, а теперь пришло, приблизилось время быть Царству Божию ( Мф. 3:2, 4:17, 10:7 ; Мк. 1:15 ; Лк. 10:9, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

И государственная власть тогда имела бы все основания преследовать христианство. И оно погибло бы! И собственно погибло бы не от преследований, а – от неправильного собственного пути, то есть политического озлобления. «Вложи меч твой в его место, – сказал Господь Петру, – ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» ( Мф. 26:52 ). Но на это могут возразить: а все же государство мучило их, ссылаясь на опасность именно для него. Да! Но при Константине Великом сознало эту свою неправоту и объявило христианство дозволенной религией. Если же в предшествовавшие три века их всячески мучили, то – из-за ложных мотивов, опасаясь, что христиане подрывают прежнюю религию как основу государства. И потребовалось апологетам (защитникам) писать ряд апологий, опровергая это обвинение… Но и самая неправда эта была допущена Господом, промыслительно: она углубляла в души христиан ту идею, что они никак – не должны прибегать к насилию против насилия, к внешней власти против мучителей. У них было только духовное оружие: Утешитель Дух Святой ( Ин. 15:26, 14:26 ) да смирение! И именно этим «оружием» христианство победило мир. Потому и апостол Петр, перечисляя добродетели христиан, ставит на первое место (это тогда было современной потребностью) подчинение властям: будьте покорны всякому человеческому начальству, ради Господа… такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, – а не хватаясь за оружие, – заграждали уста невежеству безумных людей, – как (истинно) свободные, а не как употребляющие свободу для прикрытая зла, но как рабы Божии (cp.: 1Пет. 2:13,15–16 ). И апостол Павел часто говорит о том же, всем известны слова его: Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему, противящийся власти противится Божию установлению ( Рим. 13:1–2 ). И мы, христиане, в частности и я лично, признаем власть, – и притом искренно, – не ради выгоды, даже не ради спокойствия нашего, а по этому повелению Господню: повиноваться всякому начальству… " Потому, – говорит апостол, – прежде всего… совершать молитвы… за царей и за всех начальствующих… ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим. 2:1–4 ; см.: Тит. 3:1 и так далее).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

И действительно, все вообще пастырское служение Господа запечатлено характером необычайного смирения, или, как говорит апостол Павел, уничижения ( Флп.2:7 ), начиная с «плототворения» (по выражению св. Макария Великого ) и кончая крестной позорной смертью 236 . Это уничижение, «истощание» избрано Богом Словом как наилучший способ пастырского служения, как единственно возможный путь спасения человечества. Такой характер Спасителя отмечается и прямо самим Евангелием, приложением к Нему пророчества Исаии (см.: Ис.42:1–4 ): Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу Дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, ни возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы ( Мф.12:18–21 ). Вслед за Своим учителем и апостолы как сами показывали пример, так и другим пастырям заповедали пасти Божие стадо, не господствуя над наследием Божием ( 1Петр.1:2–3 ). В правилах св. Василия Великого это качество смирения вменяется настоятелю как «первое». «Каковы должны быть настоятели братства и как надобно им управлять живущими с ними вместе?» – «Сие нужно исследовать не слегка», «ибо, каков настоятель, таковы по большей части бывают обыкновенно и подчиненные». «Итак, надобно, чтобы настоятель, помня заповедь апостола, который говорит: Образ буди верным ( 1Тим.4:12 ), представлял в жизни своей ясный пример всякой заповеди Господней. И во-первых (что есть самое главное), ему надобно по Любви Христовой так преуспеть в смиренномудрии, чтобы когда и молчит, пример его служил уроком, поучающим сильнее всякого слова. Ибо если цель христианства – подражание Христу в меру вочеловечения (Его), сколько сие сообразно с знанием каждого, то, кому вверено путеводство многих, те обязаны посредством своим людей еще немощных побуждать идти вперед в уподобление Христу, по слову блаженного Павла: Подражатели Мне бывайте, якоже и аз Христу ( 1Кор.11:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

И Кто же это сказал?! Кто обещал?! – Не человек, а Сын Отца Небесного, Спаситель наш! И этим же Он закончил Свою прощальную беседу с учениками. В заключительной Своей молитве к Отцу Он просил: Отче! хощу (хочу), да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною! Да видят славу Мою, юже дал еси Мне! ( Ин. 17:24 ). А молился Он не об одних лишь апостолах, но о всех верующих: Не о сих же молю токмо, но и о верующих, словесе их ради, в Мя (ст. 20). Да вси едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут! Да и мир веру имет, яко Ты Мя послал еси! (21 ст.). Итак, Господь вознесся от нас на небо, чтобы приготовить каждому из праведных и благочестивых людей место на небеси. А также и нам, грешным, если обратимся и покаемся от всего сердца. Там, где уготовано место апостолу Петру, отрекшемуся от Господа и горько о том после плакавшему; где обещано и даровано Царствие Божие разбойнику; где – жене-блуднице, плакавшей у ног Господа, где – блудному сыну, где – мытарю, там и нам будет место! Только поплачем горько о грехах своих, исповедуемся в них и получим разрешение. Покаемся и спасемся! Вот почему ученики «возвратились» с горы Елеонской «с радостию великой». Возрадуемся ныне и мы! Восплещем духовно! Да и Духа Святого сподобимся получить в грядущий праздник Пресвятой Троицы. Аминь. И возвратились с великой радостью. ( Лк. 24:52 ). Некоторые думали, что апостолы возвратились с горы Елеонской по вознесении Господа со скорбью, оттого что они теперь лишились своего Утешителя Христа, вознесшегося от них на небо. И даже ныне печалятся, что в день отдания Пасхи – «последний раз» напоминают о Воскресшем Господе и «провожают» Его, как «ушедшего» от нас. К такому воззрению, кажется, есть некоторые основания. Сам Господь на прощальной Тайной вечере говорил ученикам: от того, что Я сказал вам это, то есть что теперь иду к Пославшему Меня, печалью исполнилось сердце ваше ( Ин. 16:5–6 ). И в другой раз Он сказал о том же: Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете… вы печальны будете (ст. 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

И люди, с прародителей, впали в плен диаволу. А что есть его держава, это видно из Священного Писания и из горького опыта жизни человечества. У апостола Павла читаем, что Господь для того и пришел на землю, чтобы смертию Своею лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола ( Евр. 2:14 ). То же самое говорит и апостол Иоанн: Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола ( 1Ин. 3:8 ). И когда диавол искушал Господа в пустыне, то показал Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, падши, поклонишься мне ( Мф. 4:8–9 ). Дать кому-либо можно лишь то, что принадлежит тебе: иначе как будешь распоряжаться чужим, а не своим? И Сам Господь называет диавола «князем мира сего» ( Ин. 12:31, 14:30, 16:11 ). И Церковь часто говорит в своих богослужениях о «смертной державе» его. А какова была сила его над людьми, видно и из того, что он покушался прельстить Самого Господа (см.: Мф. 4:2–11 ); и в Евангелии указывается множество случаев изгнания Господом из людей и бесов. И с какою властью, безбоязненностью и силою! Я всегда удивлялся этому. И со Христом – мы сильны. Опыт же жизни истории человечества говорит нам, что без Него, без Христа, бесы имели и доселе имеют страшную силу над человеком. Сообщу о том, что слышал я от английского миссионера в Лондоне: «Кто не был среди язычников, тот не знает еще силы диавола над некрещеными. И лишь там, среди них, видишь воочию его господство». Да так и должно быть! Не иначе! Без Христа Спасителя род человеческий находился в плену у диавола. И для исхищения от этого плена и нужен был Избавитель ( Рим. 11:26 ). Он не мог быть человеком, так как сам подлежал бы освобождению; не мог быть и ангелом, ибо и пленитель-диавол сам был ангелом. Избавителем мог быть лишь Всесильный Господь Бог . И Он был послан Отцом Небесным для этого. Но не сразу после падения прародителей. А прошло несколько тысяч лет. Для чего? – Для того, чтобы люди сами узрели, до какой степени падения может дойти человек без Божией помощи и что нет иного помощника, кроме Господа!

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

И на это искушение не согласился Господь, сказавши диаволу: не искушай Господа Бога твоего ( Втор. 6:16 ). Ибо диавол тоже сослался на Священное Писание : написано: ангелам Своим заповедает о Тебе… и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею ( Пс. 90:11–12 ). И он знает Писание. Но о смирение сам «преткнулся». Тогда он приступил к последнему искушению. Возносит Христа на весьма высокую гору ( Мф. 4:8 ) и как-то показывает Ему все царства вселенной во мгновение времени; и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их; ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее. Но только при одном условии: если Ты поклонишься мне, то все будет Твое ( Лк. 4:5–7 ). Тогда Господь говорит ему со властью: Отойди от Меня, сатана! Написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи ( Втор. 6:13 ). Кто из людей не захочет обладать большим, даже – до всего мира?! Истинно говорит Господь: берегитесь любостяжания! ( Лк. 12:15 ). А о богачах сказал: трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие ( Лк. 18:24 ). Даже ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши (так назывались низкие ворота в Иерусалимской стене, через которые прогоняли овец, но верблюд вынужден был ползти через них с трудом на коленях), чем богатому войти в Царствие Божие. Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? ( Мк. 10:23–26 ). А чему же они «ужасались»? И почему они сомневались в своем спасении? Ведь они же были простыми бедными рыбаками, а никак не богачами? – Да, но они понимали, что беда не в богатстве, а в «любостяжании», в желании лучшего, большего, богатого. И кто же этим не грешен? Кто не хочет большего? Кто отказался бы от богатства? Или кто, по крайней мере, свободен от хотения этого? Едва ли из тысячи тысяч сыщется такой! Поэтому Христос родился в скотской пещере, да и то в чужой; потому до тридцати лет Своего возраста жил в повиновении у бедного плотника, мнимого отца Иосифа; потому не имел, где главы приклонить ( Мф. 8:20 ); потому никогда не ездил, а ходил пешком (кроме езды на осленке, да и то чужом, во время входа в Иерусалим); потому не имел места, где совершить пасхальную вечерю, и попросился дать Ему место на последнюю ночь в чужой горнице. Потому и вообще все Евангелие учит бедности, а не богатству и никак не борьбе за богатство.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010