И наступает «благословенная Суббота», «упокоения» день: «Единородный Сын Божий» «почил от всех дел Своих». Совершилось! Как же совершилось? «Смотрением, еже на смерть» – Крестом! А «воскресением» Он, после страдания «плотию», снова «воротился» в прежнее состояние, «во еже бе», «даровав нам живот вечный», – прежде потерянный нами... И хотя еще диаволу оставлена некоторая власть, но «вражда разрушена», мир с Богом и Небом введен; «Царствие Христос отверз». А против диавола мы теперь «поборника» нашего «имамы из Нея (Богородицы) рождшагося Господа»... Поэтому: «дерзайте, дерзайте, людие Божии; ибо Той (Господь) победит враги, яко всесилен!» 9 Как не радоваться?! На литургии Апостол читается о совоскресении нашем со Христом ( Рим.6:3–11 ). В крещении, во имя Его, мы умерли с Ним в смерть и отселе должны ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним. ...Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога (чрез) во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим.6:4–8, 11 ). – Потом читается Евангелие уже о воскресении Христа Господа ( Мф.28:1–20 ). ...На Пасху в начале богослужений поются стихи: «да воскреснет Бог, и расточатся врази Его» (демоны)... Ни разу я не думал: почему это Церковь вспоминает о них после победы над ними? Да еще на Пасху? Это лишний раз напоминает нам: для чего было совершено все дело домостроительства спасения – для победы над разрушителем творения Божия! И далее – затем, чтобы теперь его власть уже побеждалась силою Единородного. Если же и сохранена за ним сила борьбы, то чтобы она побеждалась теперь и самим человеком с помощью благодати Святого Духа, ниспосылаемой (точнее: возвращенной) по «заслугам» Искупителя, Господа Иисуса Христа, в таинствах, по молитвам нашим – в подвигах борьбы.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

И потом явившийся исчез. (И, кажется, он явился и другой раз князю. Я спрошу у передававшей моей знакомой об этом: для этого я оставлю две строчки свободными, чтобы потом подписать об этом. Спросил; все записано верно. В маленьких мелочах есть различие, но совершенно не важное. – М.В.) Князь вызвал прислугу и спросил ее: – Кто входил к нему в кабинет и как смели пропустить его? Но они удостоверили его, что никого не было во дворце. Усопший явился к князю вторично и сказал тому: – Бог есть; и за все придется давать ответ! И опять исчез. Тогда князь уже понял, что это было действительно явление из иного мира. И тотчас же он разослал приглашение своим сродникам прибыть к нему. Когда они съехались, князь рассказал им все совершившееся и о своей книге. Велел затопить камин и сжег при всех свой труд против веры. Вот все это рассказала в Париже его внучка. Это было приблизительно в 1850 году. 7 сентября 1955 г. Четвертое явление Ниже помещаемую маленькую заметку я слышал только вчера от племянницы усопшей. «Тетя Оля умерла в молодости, тридцати лет. Она была очень религиозна. По смерти о ней много молились. Ее приятельница, человек слабо верующий, стала говорить нам: «Зачем вы все так много молитесь о ней? Неужели так это нужно?» Но скоро она рассказала про свой сон. Является тетя Оля и говорит ей: «Почему ты восстаешь против молитв за нас? Они нам нужны. Очень нужны. Мы нуждаемся в них!» И с того времени и она начала молиться за усопшую». Что это такое? Я получил письмо из Москвы. Автор его, между прочим, пишет: «Недавно я возвращалась с работы (вероятно, в трамвае. – М.В.) и тихонько шептала молитву. И вдруг в груди почувствовала никогда раньше не испытанное ощущение близости с Богом. Оно жило в груди, распирая ее, и я вдруг ощутила заполненность своей жизни, отсутствие страха ко всему. И даже – не интерес, а «интересность» жизни. Так длилось минуту-две. И потом уже ушло незаметно и бесследно. Когда ушло, я подумала: «Какой прекрасной может быть самая серая жизнь при этом условии, если в груди человека живет подобное чувство! " »

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

И потому нам следует дивиться во святых больше всего их святому подвигу. Вот это и мне, недостойному, далось ощутить явственно, когда пришлось служить впервые с отцом Иоанном литургию: еще раз повторю об этом. Когда началась служба, то я, стоя на левой стороне и взглянув на него без всяких помыслов, вдруг узрел его духовную высоту и величие, что сформулировалось у меня в таких словах: – Боже! Какой он гигант духовный! Почему уж пришло мне это слово «гигант» – не знаю. Не знаю также и не понимаю доселе: каким именно образом я постиг, узрел, ощутил это? Ведь ничего внешнего я не увидел, например, ни света, как это бывает иногда вокруг глав святых; ни благодатного огня, окружающего их; ни иного чего особенного; но ощущение великого духовного состояния его было явственно. Впрочем, и все другие душевные свойства мы воспринимаем неким внутренним способом; например, добросердечный человек производит на нас отрадное, приятное впечатление, а злой – мучительное. Отец Иоанн произвел впечатление высокой святости и силы. Правда, я опасаюсь теперь особенно верить своим чувствам, но факт огромного впечатления от него на меня был и остается несомненным. Мне даже стало тогда страшно стоять возле него! Таково было непосредственное действие от духа отца Иоанна. И если оно – истинное, то есть было от Бога, то я и тогда, и теперь воспринимаю его как действие святости, сущей в нем; подобно тому, как веяние благодати Божией в апостолах действовало и на соприкасавшихся с ними: мы Христово благоухание Богу в спасаемых... – говорит апостол Павел ( 2Кор. 2:15 ). От первых христиан и апостолов был страх на всякой душе, – говорится в книге Деяний. Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их ( Деян. 2:43; 5:13 ). Вероятно, и там тогда ощущалось посторонними некое особенное духовное впечатление от христиан. Подобным образом и от отца Иоанна исходило на людей благодатное непосредственное действие жившей в нем особой силы Божией: без чудес, без слов, без усилий со стороны их Дух Божий, как благоухание, шел от него на людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

И потому нужно отбросить всякое «наше» и просить, молить Бога возвратить нам прежнюю, утерянную детскую простоту: «кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк., 10, 15). И Бог, владыка сердец, может это сделать. И делает... Самый мудрый мудрец может обратиться в дитя Божие. И как это отрадно, как прекрасно! И наоборот: как мучительно-бесплодно наше самоупование... Но об этом еще придется говорить далее. А сейчас подведем итоги: Слово Божие после детской веры по преданию и сердечному инстинкту является вторым и великим источником веры. Так именно смотрит и оно само на себя. Как я уже говорил, мы, семинаристы, не очень доверяли силе Писания. Но после до моего духовного слуха дошли слова Самого Христа Господа... Как он, Бог Господь, смотрел на Свое откровение? Я уже приводил Его свидетельство: «Исследуйте Писания» ( Ин. 5, 39 ). «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?» ( Ин. 5, 46–47 ). Авраам говорит в притче о богаче и Лазаре: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их» ( Лк. 16, 29 ). «Скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет» (ст. 17). А однажды мне и об Ионе-пророке открылось, ну, чего мы, маленькие, сомневаемся в возможности этого чуда? Ведь Сам Бог Христос подтвердил нам его истинность: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф. 12, 40 ). И после этого свидетельства все прочие соображения для меня стали ненужны, излишни – даже кажутся теперь обременительными, мешающими. Христос сказал! И нигде ни одной недоверчивой или критической мысли у Него о Писании. Наоборот, многократно ссылается на него Сам; это всякому известно. Потому не стану больше приводить свидетельств апостольских... Для меня довольно Единого Слова Божия. И нужно добавить: это свидетельство Писания о силе своей – сильнее всяких других соображений: и исторических, и внутренних, и опытнодуховных.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

И прежде всего диавол предлагает: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами ( Мф. 4:3 ). Этим соблазнился Адам; увидели первые люди, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание ( Быт. 3:6 ). И соблазнились они. И пять тысяч евреев, впоследствии насытившихся пятью хлебами, хотели и снова видеть, и сделать Христа Царем (см.: Ин. 6:15 ). И Господь сказал им: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб, и насытились ( Ин. 6:26 ). Да, истинно, истинно! И теперь легко соблазнить людей хлебом! Пообещайте им земное удовлетворение и наслаждение, – и они с трудом удержатся от соблазна или даже сразу пойдут на искушение; подайте им на выбор: веру в Бога, спасение души, вечное блаженство, здоровье, удовольствие: и многие ли теперь удержатся? Христос бесплатно напитал иудеев хлебами и рыбой; и они готовы выбрать Его в цари себе. Боже, Боже мой: какие мы немощные! Но Господь, будучи голодным, отверг это искушение диавола… И не в прекрасном раю, а в голой пустыне. Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих ( Мф. 4:4 ), сказал еще Моисей ( Втор. 8:3 ). И иудеи это знали и помнили: Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть ( Пс. 77:24 ). Что Ты делаешь? ( Ин. 6:30–31 ). Опять все – хлеб, хлеб! А когда Господь, сотворивши великое чудо с пятью хлебами, предложил учение о вере в Него и о святом причащении Его Тела и Крови, то даже многие из учеников Его соблазнились этим, отошли от Него и уже не ходили с Ним ( Ин. 6:66 ). Вот и вера! Вот и «избранный» народ! Да! Обрядоверный, земной, телесный народ! Да и теперь не то ли искушение «хлебом» мы видим? Но Господь победил первое искушение: Господь хотел не хлеба земного дать нам (много ли его и нужно-то, «насущного», да и то на один день), а Небесного Царства, благодатного «нового вина» обещал Он миру; но – увы! – не хотят, не хотим. Второе искушение (по Матфею, а по Луке – третье) – броситься с кровли храма и остаться живым. Зачем, зачем это нам? – Только ради славы, что мы совершаем чудеса? Ради мнения пред народом? Ради тщеславия?.. О, Боже! Какие мы мелкие! Славиться пред людьми?

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

И «так да сподобит Он нас узреть преславное воскресение Его и причаститься Святого Тела и Честной Крови Его, и мы будем достойны услышать радостный глас, глаголющий: рабы верные, внидите в радость Господа Своего, и наследуйте уготованное вам царство от сложения мира ( Мф. 25:21, 34 )». «…Приближается воспоминание спасительных Христовых страстей, и новая, великая духовная Пасха, начало будущего века, что предвозвещает Лазарь, исшедший из пропастей адских и четверодневно воскресший из мертвых одним гласом и повелением Христа, имущего власть живота и смерти. И вот, вдохновением Духа Божия отроки и народ незлобивый предвоспевают Господа, освобождающего от смерти, изводящего души из ада и подающего душе и телу жизнь вечную…» Далее он говорит о важности добродетелей для получения сей вечной жизни и рассуждает о трудности их, особенно богатым; но всем можно, однако же, все исполнить. После – о воскрешении Лазаря, где проявилось Божество Христово. А затем уже о входе. «Почти все… вышли Ему навстречу, как ЖИВОТВОРЦУ И ПОБЕДИТЕЛЮ СМЕРТИ… взявши вайя». «Осанна» – это песнь, воссылаемая к Богу, и значит; «спаси, Господи». А присовокупление: «в вышних» показывает, что Его воспевают не на земле только и не человеки только, но и в вышних ангелы небесные… Словами же: благословен грядый во имя Господне показали, что Он – ОТ БОГА, И ИДЕТ ВО ИМЯ ОТЦА ( Ин. 16:28 ). А словами: благословенно грядущее царство отца нашего Давида показали, что Царство есть такое, в которое, по пророчеству, будут веровать и язычники, и римляне. Ибо Царь сей не только есть надежда Израиля, но и ожидание языков…» «Дивно, что… отроки и неученые, воспевая ангельскую песнь, устами совершенно благословили Бога, нас ради воплотившегося; ибо как ангелы при рождении Христа воспели: слава в вышних Богу и на земли ( Лк. 2:14 ); так и сии ныне при вшествии Его воссылают оную песнь: осанна Сыну Давидову, осанна в вышних…« Начало и кончание дела Христова: РОДИЛСЯ, чтобы ПОСТРАДАТЬ за нас. А то и другое, что СПАСТИ людей, то есть возвратить их «в вышнее» Царство, – даровав им еще на земле мир с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

И что же? Как и перед Пасхою, пост, несомненно, содействует духу. Правда, враг стал искушать с другой стороны – раздражением и осуждением. Но Бог помог и это заметать. В результате поста, думаю я, и создалось в значительной степени то радостное настроение, о котором и писал уже. И на другой день (то есть в воскресенье), особенно на вечерне, Господь даровал Свою милость ощутительно. Посему верю, что такое приготовление – от Вознесения до Пятидесятницы – и впредь должно повторять. Да и что особенного? Вот и сербы пред причащением дня по два почти совсем не едят. А всю неделю не употребляют ни мясо, ни молоко. Неужели не воздержаться пред таким единственный днем в году, ради получения большой благодати Святого Духа? О смерти Перед всенощным богослужением я заболел, но настроение у меня пред праздниками было таково, что я не только не смутился этим, а даже и смерти захотелось, как желанного конца земных страданий – тихой пристани. И сердце даже обрадовалось этому. И такие чувства невольно связались у меня с праздником Святой Троицы. Теперь для христианина не страшно помереть; ибо пришел Сын Примиритель, Дух Утешитель. Впрочем, я мало рассуждал, а только ощутил радостное желание смерти. Несомненно, это чувство было поверхностно, ибо когда смерть придет, то будет, вероятно, тяжело. Однако благодарю Господа и за мимолетное даже ощущение. Ведь даже самая мысль о легкости и желанности смерти – есть уже ценность. Есть Божий дар. Но и святые страшились мучений: например, святая Мавра боялась мук сначала. Святой Акакий говорит, что он пред мучениями страшился; а во время самых мук почувствовал твердость. Святые апостолы до Пятидесятницы были боязливы – страха ради иудейска скрывались; апостол Петр с клятвами отрекся от Христа Господа; все разбежались при первой же встрече стражи в Гефсиманском саду. А после сошествия Святого Духа сделались бесстрашными: когда их принуждали не говорить о имени Иисуса, угрожая наказаниями, Петр и Иоанн ответили: судите: справедливо ли пред Богом – слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали! ( Деян. 4:19–20 ). А прежде отрекался с клятвою, что не знает Сего Человека ( Мф. 26:72 ). Когда же его и других били в синедрионе, то они пошли оттуда радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие ( Деян. 5:41 ). И продолжали всякий день в храме и по домам… учить и благовествовать… ( Деян. 5:42 ). Господи! Дай и нам такую крепость и благодать!

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

И это бывает «само собою», а не вследствие «мыслей»… Мысли уже после подыскиваешь. Точнее, стараешься разобраться в чувстве: откуда оно? что такое? Мысли – не ясны, вот чувство – совершенно определенное и ясное… И даже не хочется размышлять о мыслях: так ясно чувство. Думается, однако, так: куда восходит Сын Божий? К БОГУ!.. К БОГУ!.. Подумаем: если мы боимся предстать пред «важным» начальником, то каким чувством должно наполняться сердце, когда кто-либо восходит К САМОМУ БОГУ?! Всевысочайшему, Премирному, Всемогущему! «Со страхом и трепетом» живите, – говорит апостол Павел, – где и когда «Бог действует» ( Флп. 2:12–13 ). Еще прибавим, что восходим к Отцу, Который доселе «гневался» на «отлученное» человечество, бывшее «под клятвою " … Но может быть, нужно быть спокойным, ибо восходит СЫН БОЖИЙ? Да, нужно бы быть спокойным и можно бы, если бы Он восходил ЗА ОДНОГО ЛИШЬ СЕБЯ. Но Он, – вникнем, с Божиею помощью! – восходит собственно не как Единородный, всегда «сущий в лоне Отчем», а как Воплотившийся Богочеловек… Восходит – человечество. В Нем восходит НАШЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО… МЫ ВОСХОДИМ… В этом – сущность всякого праздника, что он есть не только событие в Господе, но и В НАС. Что в Нем творилось, то в некоторой степени совершается и в нас. …А мы виноваты пред Богом. И ныне Ему представляемся… Пример: Моисей был посредником за еврейский народ при Синайском Законодательстве. Народ чувствовал себя недостойным. Да и Сам Господь сказал Моисею: сойди и подтверди народу, чтобы он не порывался к Господу видеть Его, и чтобы не пали многие из него. Даже священники, приближающиеся к Господу, должны освятить себя, чтобы не поразил их Господь… И взошел лишь Моисей и с ним Аарон, но и он – не на вершину горы. А священники и народ да не порываются восходить ко Господу, чтобы [Господь] не поразил их ( Исх. 19:21–25 ). И когда народ увидел громы и пламя под горою, то отступил и стая вдали. И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть… Не бойтесь! – сказал Моисей: Бог пришел, чтобы испытать вас, и чтобы страх Его был пред лицем вашим. Это и есть «собранность», или «страх Божий», дабы вы не грешили. И стоял народ вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог ( Исх. 20:19–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Из вышеприведенных выписок мы видим, что нагота Господа связана с обнажением падшего Адама. Прежде греха прародители не замечали, что они – наги. И только после этого у них обоих «открылись глаза», и они вдруг заметили, что они наги. Следовательно, в невинном состоянии люди не замечали бы своей наготы, как малые дети и доселе не стыдятся этого. Одежда же – «опоясание» из смоковных листьев (см.: Быт. 3:7 ), а потом и Сам Господь Бог сделал Адаму и жене его одежды кожаные и одел их (ст. 21). Значит, одежды суть знак нашей греховности. Господь же пришел для того, чтобы возвратить людей «в первое благородие». Поэтому, как безгрешный и греха отнюд не ведый (2 янв. хвалитна утрени), и Сам входит [в воду] телесно нагим, и хочет облечь людей в благодатную одежду нетления. Какая же это одежда? Нам, неопытным, это невозможно и представить себе. Но вот что говорит нам Церковь в богослужении: нетления одежда самотворится для достойных (5 янв. 7-я песнь канона повечерия). Можно бы сказать еще, что святой Симеон Новый Богослов беседовал с ангелом, купаясь в воде, и не стыдился. Некий святой ходил в женскую половину бани, не стыдясь. Нам известен случай, когда некий угодник Божий вышел к посетителям нагим… Конечно, это – не нашей меры! Вот что могли мы сказать о наготе Господа при крещении Его. Апостол Павел говорит, что у верующих во Христа нет мужеского пола, ни женского ( Гал. 3:28 ). Сам Господь сказал саддукеям: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией; ибо в воскресении не женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как ангелы Божии на небесах ( Мф. 22:29–30 ). И нужно нам помнить слова апостола Павла: есть тело душевное, есть тело и духовное… и как мы носили образ перстного Адама, будем носить и образ Небесного, то есть Христа ( 1Кор. 15:44, 49 ). А Христос по воскресении Своем имел тело особое, а не каково теперь наше: он входил через затворенные двери; являлся Клеопе и Луке в одежде, а потом за вечерей мгновенно исчез; одежды его прежние остались во гробе, отдельно от головного плата; наконец, Он вознесся.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Имяславческие споры начала века поразительно напоминают споры XIV века о природе Фаворского света и по сущности вопроса, и по раскладу противостоящих сил. Здесь, по выражению архиепископа Никона, «простецы " -монахи выдвинули «новый догмат», «противоречащий законам нашего разума», и во времена святителя Григория Паламы рядовые монахи-исихасты, омфалопсихи или «пуподушевные» 154 , были возмущены светской гуманистической философией «просвещённого» Варлаама. Как в XIV веке, так и в XX веке на защиту православного исповедания монахов встали лучшие богословские умы. В XIV веке – преподобный Григорий Синаит , Святейший Патриарх Каллист I, Святейший Патриарх Филофей Кокин, святитель Григорий Палама , Давид Дисипат , император Иоанн VI Кантакузин , Николай Кавасила и другие 155 ; в XX веке – отец Антоний (Булатович), Владимир Эрн, профессор М. Д. Муретов , отец Павел Флоренский , отец Сергий Булгаков , А. Ф. Лосев , М. А. Новосёлов, И. П. Щербов 156 . Известны положительные отзывы в отношении имяславия митрополита Вениамина (Федченкова) , епископа Феофана (Быстрова) , епископа Феодора (Поздеевского) , В. Н. Лосского . Имяславие, или ономатодоксия, послужило толчком к созданию трудов, ставших золотым фондом религиозно-философской литературы «серебряного века» – это «Философия имени» отца Сергия Булгакова 157 , очерки отца Павла Флоренского о слове и об именах 158 , всё творчество А. Ф. Лосева , насквозь проникнутое имяславческими идеями 159 . К сожалению, до настоящего времени официальной точкой в имяславческом деле является Синодальное послание 18 мая 1913 года, осудившее афонских имяславцев. К сегодняшнему дню накоплено большое количество трудов, посвящённых этому вопросу, и сейчас, когда столько говорится о возрождении духовной культуры нашего общества, как никогда необходимо направить усилия церковной общественности на серьёзное богословское исследование имяславческих идей. В противном случае нас вновь, как и восемьдесят лет назад, может постигнуть судьба иудейских заклинателей, бесчинно призывавших имя Господа Иисуса: Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома ( Деян. 19:13–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010