В храме была также 84-летняя вдовица Анна-пророчица, дочь Фануилова, «которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» ( Лк. 2:37–38 ). Это событие, когда святые Симеон и Анна встретили в храме принесенного Божией Материю и Иосифом Младенца Христа и прославили Его, называется праздником Сретения Господа нашего Иисуса Христа, то есть встречи Господа; и празднуется Православной Церковью 15 февраля (по новому стилю). Праведный Симеон именуется Богоприимцем, то есть принявшим на свои руки Бога Спасителя. В день Сретения Господня отмечается День православной молодежи. 15.13. В чем духовный смысл праздника Сретения Господа нашего Иисуса Христа? – Событие, давшее начало двунадесятому празднику, в духовном отношении многомерно. Русское слово «встреча» не передает главного значения церковно-славянского понятия «сретение». Встречаются обычно равные. «А здесь, – как заметил митрополит Вениамин (Федченков) , – более подходяще славянское слово «сретение», ибо оно говорит о выхождении меньших навстречу большему». Событие в Иерусалимском храме имеет особую значимость. Сам Божественный Законодатель как рожденный прежде всякой твари ( Кол. 1:15 ) и как Первенец Девы ( Мф. 1:25 ) приносится в дар Богу. Этот символический акт является как бы началом жертвенного служения: Воплотившийся Сын Божий приносит всего Себя в жертву ради искупления человечества, с которым ранее встретился в лице святого праведного Симеона. «Ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» ( Лк. 2:30–32 ). Встреча Бога и человека, которая произошла впервые в Иерусалимском храме, должна стать для каждого человека его личным событием, Путь спасения для каждого должен начаться со встречи с Иисусом Христом как его личным Спасителем еще здесь, на земле, прежде неминуемой встречи в последний день на Суде. Пока такая встреча не произошла, человек остается «сидящим во тьме…и тени смертной» ( Мф. 4:16 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

Василий . «Прежде всего, пусть Евномий покажет: кто из святых называл Христа «порождением» и «творением»? Какие представит он изречения ПИСАНИЙ в доказательство сказанного им?..» «Евномий притворяется, будто имеет множество доказательств на то, что святые называли Сына творением». Но «на сей раз не упоминает об оных, отлагая то до другого времени. Искусное злоухищрение – предпочитать слову молчание там, где не знает, что сказать!» Но многие богословы не только не считают необходимым держаться учения Церкви, а даже предпочитают собственное, самостоятельное воззрение более почтенным и мудрым, чем Церковное воззрение. Некоторые даже идут против церковного, а сами утверждают, будто их мнение и есть Церковное учение. А иные доходят до того, что осуждают Предание Церкви – как будто искаженное, а свое мнение выставляют как истинно церковное. Наконец, самые смелые и самомнительные даже дерзят прямо отрицать установившееся в Церкви учение как ложное... А самые крайние элементы не считают авторитетным для себя Предание Церкви... И становятся на путь только собственного мнения, как протестанты. Как же нам смотреть на все это? Где авторитет христовой Церкви? Этот вопрос о Церкви вызывал недоумения еще во времена апостолов. Апостол Павел, как видим, ссылался на Церковь Бога живого, как на столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ). Но при этом он указывает и другие признаки: твердое основание Божие, – то есть истинная Церковь , – стоит, имея печать сию: «ПОЗНАЛ ГОСПОДЬ СВОИХ»; вот первая печать: Господь знает Своих! Вторая: и: «да отступит от НЕПРАВДЫ всякий, исповедающий имя Господа», то есть святые члены ( 2Тим.2:19 ). Но все же в Церкви всегда будут существовать и истинные члены Божии, и недостойные, добрая пшеница и плевелы. И о них Господь сказал: оставьте расти вместе то и другое до жатвы, то есть до конца мира. А до этого не нужно, чтобы уничтожались плевелы: дабы, выбирая плевелы, не выдергали вместе с ними и пшеницы ( Мф.13:29, 30 ). И апостол Павел так же говорит: в большом доме, – то есть в Церкви Божией, – есть сосуды не только золотые и серебряные – то есть хорошие, дорогие, – но и деревянные и глиняные, – то есть плохие, – и одни в почетном, а другие в низком употреблении ( 2Тим.2:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Вдруг я слышу голос с неба: – Посмотри в последний раз на своего сына. Ты никогда его больше не увидишь. Обернувшись к Коленьке, я с ужасом увидела, что он стал чернеть и окаменевать. Меня охватило такое чувство страха и отчаяния и так начали душить слезы, что стало трудно дышать. И проснулась я все еще задыхаясь. Потом протянула руку к его изголовью, убедилась, что он тихо и спокойно спит, встала и оделась и принялась за обычные домашние дела. Муж после утреннего завтрака уехал на работу в Кировск. А Коленька, – как всегда очень жизнерадостный и веселый, – немного почитав, пошел кататься на лыжах. На улице он встретил товарища. Этот мальчик (сын одного офицера политрука, приехавшего из армии в отпуск) брал у меня уроки немецкого языка, он и позвал к себе Коленьку. Оставшись одна, я взяла скроенную рубашку сына, намереваясь ее шить. А затем, не сделав ни одного стежка, отложила ее в сторону и начала шить мужу. Вдруг я услышала странный звонок: долгий и непрерывный. Я испугалась; а когда открыла входную дверь, увидела товарища Коленьки – бледного и дрожащего. Он мне сказал, плача: – Идите скорей. Коля умер. И почти тотчас же показался за ним офицер, который нес на руках и моего сына. Увидев меня, офицер спросил с каким-то искаженным и странным лицом: «Куда его?» Потом внес вслед за мной Коленьку, положил его на кровать, выбежал в коридор, упал на пол ничком и стал колотить руками и ногами об пол, громко крича: «Я его убил; я его убил!» Я все же ничего не понимала: была в ужасе и растерянности. Потом подошла к Коленьке и тихонько подняла курточку. Тогда увидала, что рубашечка залита кровью. Я ножницами разрезала ее на груди; и с левой стороны заметила маленькою черную дырочку. Я начала думать, что вижу сон: что надо что-то сделать, чтобы скорее проснуться. И как молния, мелькнула мысль, что настоящий сон я уже видела. И это вернуло меня к действительности. Я подумала: муж еще ничего не знает и как он это перенесет?! Но Господь дал нам силы вместе перенести эту скорбь, жалея друг друга. В трудную минуту, молясь Богу, я открыла Библию , прося помощи, и прочла: И Он, как праведный судия, отнял у вас ныне, что даровал вам. И ныне вы здесь и братья ваши между вами. Если вы будете управлять чувством вашим и образуете сердце ваше, то сохраните жизнь, и по смерти получите милость ( 3Езд. 14:32–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Вероятно, года через два–три мне удалось опять попасть в Гефсиманию. И там я узнал несколько подробностей о смерти батюшки. Об этом – особо. Смерть праведника Один из близких учеников и почитателей батюшки отца Исидора, молодой послушник, исполнявший у него иногда обязанности келейника, вот что рассказывал мне. «Перед смертью батюшка позвал нас, близких, к себе, простился со всеми нами, дал нам наставления, а потом и говорит: – Ну, теперь уходите: я буду умирать. А святые не любили, чтобы кто–нибудь наблюдал таинство смерти. Так и сказал: “святые”. Батюшка был сам святой, – не сомневаясь, тихо и уверенно сказал послушник. – Мы ушли. Через час постучались: ответа нет. Мы вошли. Он уже скончался, сложив на груди руки. Лик его был мирный». Похоронили его на общем кладбище и на крест сделали простую надпись о рождении и кончине батюшки (4 февраля 1908 года). «Святые не любили ...» Как он сравнил себя с ними? Очевидно, имел на это право. И преподобный Серафим говорил Елене Васильевне Мантуровой, когда она испугалась предложения батюшки умереть ей вместо брата, Михаила Васильевича: – Нам ли с тобою бояться смерти, радость моя? Мы будем с тобою во Царствии Пресвятой Троицы! 56 . Да, святые уже достигли бесстрашия любви, как сказал апостол любви Иоанн: Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви ( 1Ин. 4:17–18 ). Значит, и преподобный Серафим, и батюшка отец Исидор достигли высоты любви. И как просто говорил мне отец Исидор о прославленном уже тогда Саровском праведнике: – Преподобный–то Серафим не обидится на меня. Так мы говорим лишь про подобных или равных себе. Замечательно и другое обстоятельство в кончине батюшки. Он скончался 4 февраля. А в этот день творится память его Ангела, преподобного Исидора Пелусиота ... Значит, его святой одноименник и покровитель в иночестве призвал к себе, в горние селения, батюшку в день своей Небесной славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Во время пребывания у нас Батюшки, все таковые скамеечки служили местом для богомольцев, прибывших к Батюшке; зная, что мы с ним ежедневно, иногда и по нескольку раз, проезжаем тут мимо, они поджидали нас и, завидев издали экипаж, тихо, в полном порядке подходили к Батюшке на благословение; иные девушки подносили ему полевые цветы, особенно часто фиалки, белые и лиловые, которые Батюшка очень любил. Так, однажды, приняв эти букеты, он держал в руках один из них и, рассматривая его, сказал евангельское слово: «Ни Соломон во всей славе своей не одевался так, как каждая из полевых лилий. Если Отец Небесный так одевает цветок, который сегодня есть, а завтра брошен будет в печь, то не тем ли более нас, маловерные. Как очевидна истина слова Божия: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, а все остальное приложится вам». Это я испытываю на себе: с тех пор как я начал усиленно искать и исключительно заботиться о благоугождении Господу молитвою и делами милосердия ближним и другим, я почти не имею надобности заботиться о себе, то есть о своих внешних нуждах; меня, по милости Божией, одевают, обувают, угощают добрые люди и сочтут за обиду, если бы я не принял их усердия». Я на это отвечала ему: «А если бы вы знали, Батюшка, как приятно что-либо сделать для вас, хотя чем-нибудь послужить вам! Да и поверите ли, Батюшка, что за все, что для вас сделаешь, так скоро воздается сторицею! Я это и на себе лично испытала, да и от многих слышала». О.И. «Верю и сам вижу на деле; да это и в порядке вещей; за все воздает нам Господь; даже за чашу холодной воды, поданную во имя Его». И.Т. «А я в этом отношении часто припоминаю слова: «Приемляй праведника во имя праведниче, мзду праведничу приемлет» ( Мф.10:41 ). Я знаю, что это сказано к апостолам и не в том отношении, о котором мы теперь говорим, а вообще о вере и усердии к праведникам, т.е. к людям, всецело отдавшимся Богу». О.И. «А помнишь апостольское слово: «Не обидлив бо Бог, забыти дела вашего и труда любве, юже показасте во имя Его, послуживше святым» ( Евр.6:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Воины опасливо стерегли узника. А Церковь прилежно молилась о нем Богу. И вот – результат этой молитвы. Накануне того, когда Ирод собирался вывести Петра к народу, он ночью спал между двумя воинами, связанный двумя железными узами. Двери темницы охранялись первой и второй стражей. И вот Ангел Господень предстал Петру. Свет осиял камеру, где находился апостол. Ангел толкнул его в бок и, подняв его, сказал: вставай скорее. Узы с рук спали. Потом Ангел повелел Петру опоясаться (значит, тот спал без пояса), обуться и одеться и – идти за ним. Апостол думал, что это все сон. Пройдя же через первую и вторую стражу, они подошли к железным воротам, из которых дорога вела уже в город. Они открылись сами собою. Прошли одну улицу. И Ангел скрылся... Тут только Петр понял, что с ним не сон. И он в себе сказал: теперь вижу истинно, что Бог послал Ангела Своего и избавил меня из рук Ирода и от всех ожиданий иудеев. Осмотревшись вокруг (и эта подробность не забыта), апостол направился к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, – где было собрано много народа и молились о спасении его. Петр постучал в двери. Служанка, по имени Рода (слава и ей, что предание сохраняло имя ее), вышла справиться: кто там? Но узнавши голос Петров, от радости не отворила дверь, а побежала назад и сказала, что пред воротами стоит Петр! Теперь пришла очередь дивиться собравшимся: «Что ты! Беснуешься что ли?» Но она настаивала на своем. Тогда собравшиеся стали говорить: значит, это Ангел его. (Так и мы веруем, что у всякого человека есть Ангел хранитель.) Между тем, Петр продолжал стучать. К воротам пошли другие; и, увидев его, ужаснулись. Дав им рукою знак молчания, он рассказал им всем, как Господь вывел его из темницы, и велел дать об этом знать Иакову, брату Божию, первому Иерусалимскому епископу, и прочим христианам. А сам скрылся в иное место. На другое утро – переполох. Никто не мог понять, где же Петр. Ирод приказал искать его, но не нашли. Призвал стражу, допросил всех и отпустил, не видя за ней никакой вины 187 . И сам отправился в Кесарию (к северо-западу от Иерусалима).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

ВОПРОС: В чем видел батюшка причину неудачной войны с Японией в 1905 году? ОТВЕТ: Да, эта причина в нас. Россия забыла Бога спасающего, утратила веру в Него; оставила закон Божий, поработила себя всяким страстям, обоготворила слепой разум человеческий, вместо воли Божией премудрой, святой, праведной – поставила призрак свободы греховной, широко распахнула двери всякому произволу, и оттого неизмеримо бедствует, терпит посрамление всего света, – достойное возмездие, продажность, холодность к Церкви Божией. – Бог карает нас за грехи, Владычица не посылает нам руку помощи. Проснемся, наконец, очувствуемся, смиримся пред Богом, праведно наказу ющим и вразумляющим нас. От Бога отступили мы, и Бог от нас отступил. Отвергли мы волю Божию, живем по своей воле – и скоро увидим, к чему она приведет или вела уже. «Если же друг друга угрызаете и съедаете, – говорит Слово Божие, то – берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» ( Гал.5:15 ). Какого же покровительства неба ждать нам, когда мы сами отвратились от Бога? Если не покаемся и не исправимся, мы будем оставлены Богом. «Се, оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф.23:38 ), – говорит Господь. Но да не будет этого. Еще есть верные и избранные в России праведники. ВОПРОС: Какая благодать дана нам в праздник Рождества Божией Матери? ОТВЕТ: С рождением Ее воссияла чудная заря спасения человечества, отверзлись заключенные двери рая, разрушен ад и смерть исчезла для верных, и всем дана благодать на благодать, ибо людям дарован Сам Сын Божий, а с Ним всякая благодать ко спасению и христианскому совершенству: «Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» ( 2Тим.3:17 ), – благодать, очищающая грехи, возрождающая, обессмертствующая и обоготворяющая. Эта благодать просвещает наши сердечные очи и дает нам видеть все наше греховное растление, всю немощь нашей греховной, падшей природы, и всю нужду в благодати и милости Божией. ВОПРОС: Как понимал о.Иоанн слова Господа касательно пребывания Иоанна Богослова до Второго пришествия ( Ин.21:22 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

ВОПРОС: Почему нужна была жертва Иисуса Христа и кому? ОТВЕТ: Иисус Христос предал Сам Себя за нас в очистительную и примирительную жертву Богу Отцу, пострадав и умерши за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам, каков и должен быть народ христианский, то есть все мы, православные христиане. ВОПРОС: Христиане ли мы делом? ОТВЕТ: Опомнитесь христиане, осмотримся, куда мы идем? Что мы говорим и делаем? Где наш путеводный светоч? Где Евангелие, по коему должны мы жить? Слушаем ли, читаем ли его усердно? Получившие образование помнят ли то, что читали, что учили из этой священной книги книг? У необразованных, малограмотных и неграмотных нередко является более жажды слушать и исполнять слово Божие, чем у образованных, и образованные нередко хуже необразованных. Все мы живем во всегдашнем, искреннем покаянии, как всегдашние грешники, повинные суду Божию, или прилагаем грехи ко грехам? Стараемся ли усердно делать дела благие, для коих мы и созданы, или мы осуетились, измельчали и гоняемся за мечтами своего сердца? ВОПРОС: Каково должно быть отношение христиан к власти? ОТВЕТ: Апостол Павел внушает епископу Титу, к кому пишет свое послание или письмо, чтобы он напоминал христианам повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими и оказывать всякую кротость ко всем человекам. ВОПРОС: Есть ли богословие – истинное христианское просвещение? ОТВЕТ: Истинное христианское просвещение состоит не в грамотности только, или изучении разных наук, касающихся до земли и того что на земле, или до неба и небесной механики, – и даже не в изучении собственно христианской науки богопознания, – потому что можно быть и грамотным и богословом и не иметь в душе истинного просвещения; христианское просвещение состоит в просвещении сердечных очей светом Евангелия Христова, в удалении с помощью благодати Христовой чрез покаяние и молитву от всякой тьмы страстей.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Вот что сделал Сын Божий, – особенно страданиями. А как? – Важно ли это знать? Плоды – очевидны: получили Духа Святого и потому чувствуем себя не под проклятием, не как рабы невольные, тянущие свое иго, а как наследники, как сыны, через Духа Его, – и называем теперь Бога Отцом. Авва, Отче! И все это ради Искупителя: Единородный Сын Божий родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление ( Гал. 4:4–5 ). И вы, галаты, во все это уверовали от меня. Приняли меня, как Ангела Божия (еще бы! Такая радостнейшая весть, от которой трепещет сердце, играет отрадою; мир овладевает грешной душой), как Христа Иисуса (подумайте: такая радостная весть, будто ее Сам Христос от Своего имени объявил Церкви: «Я за вас пострадал. Я и прощаю. Веруйте...»). Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне за такую радость ( Гал. 4:14–15 ). Так стойте же в этой Евангельской, отрадной, дающей простор грешной душе свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства ( Гал. 5:1 ). Вы шли хорошо! Кто остановил вас: призывом ли собственной праведности (ср.: Рим. 10:3 ). Такое убеждение не от призывающего вас Господа. Малая закваска заквашивает все тесто. Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение ( Гал. 5:7–10 ), ибо он уничтожает все дело Христа Спасителя, он подрывает христианство в самом корне, он отнимает мир и надежду у нас, грешников; он упраздняет все домостроительство спасения, он представляет Бога лживым ( 1Ин. 1:10 ). Он Иисуса Христа обвиняет в служении греху, ибо Он отменил закон (самооправдания), который, следовательно, не должен был бы отменять? (см.: Гал. 2:17–18 ). Нет! не откажусь от Креста Его! Пусть он соблазн для иудеев (см.: Гал. 5:11 ; 1Кор. 1:23 ). Для других (язычников, рационалистов) – безумие, ибо непостижим (там же). А я не желаю хвалиться ничем, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа у которым для меня мир распят, и я миру ( Гал. 6:14 ). Это замечательное Послание, и такое понятное для того, кто понимает опытно эти дивные слова: ЖИВУ ВЕРОЮ в Господа Иисуса Христа, Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня ( Гал. 2:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

...Впереди беды, наказания, отступление благодати, муки – и, может быть, – такое страшное отпадение от истины в заблуждение, что концом будет – ад... ...Не все это сразу переживалось, – но страх и боль стояли в душе... И вдруг: «Не бойся: Я – твой Искупитель!»... То есть что же это означало?.. Вот тут-то нужно бы не «говорить», – а другого человека поставить на тот момент в душу мою, чтобы он «видел» своими глазами... Но все же расскажу... Господь Иисус Христос, – именно Он, Сын Божий, Богочеловек, Искупитель, а не Бог Отец, не Бог «вообще», – предстал моей душе... Предстал БЛАГИМ. Уже это как дорого было... Предстал... в тяжелую минуту (или даже дни недели), предстал, явился , чтобы помочь душе скорбящей. Предстал САМ. То есть не ангела послал, не святого ко мне, – а Сам Господь, Сын Божий, – предстал. Если бы вы спросили: « Как предстал? " Конечно, это не было «видение», а внутреннее ощущение близости или появления Его. Однако я хорошо знаю, что Он предстал не как «Бог», – а как Богочеловек, как сродный нам , людям, как « наш » (припомните объяснение на Рождество). И притом – как ПОСРЕДНИК между Богом (Отцом) и многими вообще людьми... ...Казалось мне, что Он и человеческий лик имел. Но это для меня тогда не имело значения; я не останавливался на этом, как на несущественной стороне. Было более важно другое, – не человеческое в Нем, а наоборот, – Божественное, что Он – ГОСПОДЬ: ибо только Бог МОГ успокаивать с такою властью и основанием (то есть имея на то успокоение вседовлеющие основания). Ибо никакой «человек» не мог бы даже и дерзнуть (скажу образно) «загораживать собою» другого «от Бога» – или «укрывать», «покрывать»... Это имел власть и силу сделать только Тот, Кто имел на это право... Только равномогущий Господь Бог ! Сын Божий! И я знаю, что «Представший» есть Бог! Человеческий же лик нужен был для того, чтобы показать, что Он не только Бог, – и Человек... даже более: потому-то Он и Посредник, ЧТО ОН ЧЕЛОВЕК, – что мы – Его . Как «наш Ходатай», Он близок нам – «свой»; Он – «Спаситель» наш.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010