Догматик – песнопение в похвалу Пресвятой Богородицы, содержащее ряд догматов, которое поется на великой вечерне после стихир на «Господи, воззвах». В догматике прославляется Божия Матерь и содержится учение Святой Церкви о двух естествах Христовых – Божеском и человеческом, о воплощении Сына Божия и т. д. Евхаристия (греч. «благодарение») – главнейшее из семи таинств Православной Церкви, совершаемое на Божественной литургии: приношение великой жертвы Тела и Крови Христовых (Святых Тайн) и их причащение. В таинстве Евхаристии Церковь приносит благодарственную, хвалебную, умилостивительную и молитвенную жертву Богу за спасение всех людей – живых и умерших. Таинство Евхаристии установлено Самим Спасителем на Тайной вечере: «…взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26, 26 – 28 ); «сие творите в Мое воспоминание» ( Лк. 22, 19 ). Апостол Павел называет Евхаристию возвещением смерти Господней: «…всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор. 11, 26 ) – потому, что именно Голгофской жертвой, Своей крестной смертью Спаситель совершил таинство нашего искупления. В таинстве Евхаристии Хлеб и Вино таинственным наитием и действием Святого Духа претворяются (пресуществляются) в истинные Тело и Кровь Христовы. И если в других святых таинствах верующие получают благодатные дары Святого Духа, то в таинстве Евхаристии они приемлют в себя Самого Господа, соединяются с Ним и делаются причастными Его Божественного естества ( 2Пет. 1, 4 ). Ектения, или эктения (греч. «усердие», «протяженность»), – пространное молитвенное прошение к Богу, начинающееся словами: «Миром Господу помолимся». Возглашается диаконом либо (в отсутствие диакона) священником. Ектении – существенная часть богослужения, за которым, помимо великой у возглашаются еще три вида ектений: просительная (в которой молящиеся просят «дня сего (или вечера) совершенна, свята, мирна и безгрешна»; ангела мирного, верного наставника, хранителя души и телес; всего доброго и полезного душам; мира всему миру; безболезненной и непостыдной кончины жизни и доброго ответа на Страшном суде, и т. д.), сугубая (начинается словами: «Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем») и малая, состоящая из трех возгласов и начинающаяся словами: «Паки и паки (то есть снова и снова) миром Господу помолимся». После каждого прошения на ектениях хор поет: «Господи, помилуй». Кроме четырех главных ектений есть еще две: ектения об оглашенных (произносится на литургии) и ектения об умерших (произносится на панихидах и при погребении умерших).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Дом трудолюбия Собственно про Дом трудолюбия теперь бы и не следовало писать, так как он перешел в ведение другой, светской власти. И в каком виде он существует ныне, мы не можем ничего определенного сказать. Да это и не столь важно: важно то, что идея его принадлежала о.Иоанну; а так как вся эта книга говорит про Батюшку, то невозможно промолчать про этот «Дом», о котором он мечтал всю молодую жизнь священника. И понятно. Если кто думает о бедных, тот не может остановиться на частной лишь милостыне им: тот должен будет беспокоиться и об организованной общественной благотворительности им. А особенно нужно сказать это и про Кронштадт, и про о.Иоанна. Нужно было думать, что с самых первых лет знакомства с бедным миром Батюшка не остановится на частной милостыне, а захочет организовать ее в более широком виде; ибо частная благотворительность не уничтожает нищеты. И хотя существование нищих имеет своею целью духовную милостивость, ласковость души, любовь сердца, но на этом нельзя остановиться. Поэтому с первых дней христианства и доселе Господь попускает существование бедных и нищих; как и почему, мы уже видели это из Дневника о.Иоанна. Но этим вопросом были заинтересованы и другие святые люди, жившие в миру; а изредка – даже и пустынники, хотя последние не обязаны были заниматься милостынею, так как им не из чего было благотворить, но любовь сердца несомненно была у них – и это составляло цель духовной жизни. Без любви не может быть ни христианства, ни истинной Церкви, ни – даже монашества. Св. апостол Павел свидетельствует, что «если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание, и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви; то я ничто». Впрочем, «если я раздам все имение мое, и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» ( 1Кор.13:2, 3 ). И потом всякий истинный христианин желает иметь любовь в сердце. Но она не может оставаться невидимой для людей: ей хочется проявиться и в делах. Поэтому, – как мы видим из книги Деяний апостольских (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Другие, наоборот, стараются распространить смысл и рассматриваемых слов на всех верующих, отстаивая свое учение о христианском всесвященстве. Но это тенденциозное возражение по существу рассмотрено выше. Теперь же обратимся к тем аргументам, в которых по видимому утверждается положительная мысль о всесвященстве. Из многих приводимых протестантами мест мы рассмотрим самое главное, это слова святого апостола Петра, обращенные ко всем христианам: Устрояйте из себя, – говорит он, – дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу... Вы – род избранный, царственное священство, народ святой ( 1Петр.2:5–9 ). Собственно, нужно быть действительно тенденциозным, чтобы в приводимых словах отыскивать понимание пастырства как особого института. Если допустить это, то прежде всего в высшей степени странно было бы видеть радикальное противоречие в одном и том же послании, так как в 5-й главе тот же самый апостол Петр говорит о пастырях после назидания простых читателей: Пастырей же ваших умоляю я, сопастырь... пасите Божие стадо, какое у вас... не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду... а младшие, повинуйтесь пастырям ( 1Петр.5:1–5 ). Правда, здесь пастырь по-гречески πρεσβτερος, то есть старший; но не только по словоупотреблению в Священном Писании , но и по самому смыслу данной речи этот класс ясно выделяется здесь из простых верующих: пресвитер противополагается стаду, которое он обязан пасти, управлять им, подавать ему пример. При этом апостол увещевает пасти не властно, не господствуя, а смиренномудренно ( 1Петр.5:3–5 ); такое добавление имеет хоть какой-нибудь смысл лишь при том предположении, что у пресвитеров была, следовательно, возможность увлечься чрез меру своими правами, и, следовательно не в отрицание, а лишь в ограничение, а значит, и в утверждение этих особых полномочий и писал апостол Петр; какие то были права – это вопрос другой, но ясно, что учение о равном священстве всех данным местом послания ясно отрицается.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Если же пастырь, кроме этого общего сознания, возьмет на себя подвиг и возгревания благодати, то при помощи Божией он может достигнуть весьма высокой степени совершенства – по крайней мере, опыт дает многочисленные свидетельства, когда «посредственные», с точки зрения общества и даже их самих, натуры на пастырстве показывали громадные успехи 76 . И это совершенно понятно: от пастыря требуется развитие таких религиозно-нравственных качеств, почти как и от всех христиан, а между тем всем сказано: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный [ Мф. 5:48 ], пастырю же дана еще во всем и особая благодать. Поэтому всякий, и самый «средний», пастырь должен бороться с указываемым искушением, совершенно не обращая на него никакого внимания и, наоборот, ободряя себя надеждой на постепенный благодатный успех. А самое лучшее, подобно апостолу Павлу, не следует даже и рассуждать о себе, сравнивать с другими: Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе... Судия же мне Господь ( 1Кор.4:3, 4 ); следовательно, должно лишь смиренно работать. И это одно смирение послужит вернейшим залогом незаурядного успеха, тогда как всякого рода уныние есть, в сущности, ропот на Бога как не давшего «среднему» человеку сил, есть маловерие в благодать Божию. А так как в основе этого лежит именно скрытая вера не в благодатные, а в человеческие силы (которых на этот раз кажется иному мало) или, говоря проще, так как в основе подобного уныния, кроме лени, лежит главным образом самолюбие, гордость, то несомненно, что такие мнимо бессильные деятели будут лишены помощи Божией, так как сами зарывают свой талант: Бог гордым противится, смиренным же дает благодать ( Иак.4:6 ) 77 . Второе искушение в той же области самонадеянного малодушия касается уже более глубокого вопроса, относящегося не столько к личности, сколько преимущественно к существу служения пастыря. Молодой кандидат пастырства или только вступивший в него, полный сил, сначала идеально мечтает об очень широком и массовом влиянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Еще более боялись они признаться в том, что Он есть истинный Мессия: это означало бы перейти в Его ученики. Но вопрос стоял неотвязно: «Кто Он?» И совсем незадолго до входа в Иерусалим однажды иудеи обступили Его в храме, в притворе Соломоновом… и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты – Христос, скажи нам прямо! ( Ин. 10:23–24 ). Спаситель сказал им прямо, что Он Сын Отца Небесного, и больше того: сказал «прямо», что Они одно: Аз и Отец едино есма ( Ин. 10:30 ). Иудеи хотели убить Его за это, по их мнению, «богохульство», и уже схватили каменья… А Он после кратких слов о выражении царя Давида: вы – боги ( Пс. 81:6 ), приведших их в недоумение, и повторив, и утвердив совершенно ясно, что Я – Сын Божий ( Ин. 10:36 ), уклонился из толпы, ибо иудеи опять раздражились и хотели схватить Его ( Ин. 10:39 ). Еще более раздражены были «начальники» народа: они давно уже поняли, что Он – не то, чего они ищут в Нем. Он не вождь восстания против римлян за свободу Израиля… Он о Небесном Царстве учит. Это расслабляет руки национальных борцов за еврейское царство, которому Сам Бог через настоящих, истинных пророков обетовал всемирное господство. Это совершенно противоречит делу их, фарисеев: или – мы, или – Он! Среднего быть не можно… А если – Он, то… конец всем мечтам о «славе Израиля». Он учит смирению, какому-то «непротивленчеству» (говоря современным языком)… Что нам делать? Этот вопрос давно стоял у них в душе. И Господь уже знал, что назрел почти и ответ на него, ответ страшный: вы ищете убить Меня ( Ин. 8:37 ). И это повторил дважды (ст. 40); а их назвал детьми диавола – человекоубийцы (ст. 44)… Но вот совершилось последнее громовое чудо: смердевший Лазарь на глазах людей вышел из гроба… Множество людей уверовали… Первосвященники и фарисеи немедленно созывают экстренный чрезвычайный совет и задают себе последний вопрос: – Итак, что нам делать? – Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него. Ну и что же худого в том? – Придут римляне и овладеют местом нашим и народом ( Ин. 11:47–48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Еще, например: именем Моим бесов ижденут ( Мк. 16:17 ), то есть Силою Моею, чрез призывание имени Моего. Между прочим, «имяславие» имеет истиннейшие и глубокие корни, – в силу веры в присущую имени Божиему неотделимо Силу Божию (или Самого Бога)... И собственно, не «ради веры нашей», – а независимо от этого; по существу, разве ради «заслуг Христа». Характерно, – кто восставал против «имяславия», тот будет восставать и против обычного понимания Искупления: и там и здесь – некое невидение Божией Силы, а вера в человеческие усилия, [но благодатию вы спасены через беру, и сие не от вас, Божий дар] ( Еф. 2:8 )... Далее, тот же апостол Петр в Посланиях своих ясно говорит прямо уже о Жертве, – хотя это «тайна», в которую желают проникнуть даже Ангелы ( 1Пет. 1:12 ). Знайте, что вы искуплены (вот уже употреблено то слово, о смысле которого будет спор) не золотом или серебром, но драгоценною Кровию Христа как Непорочного Чистого Агнца ( 1Пет. 1:18–19 ). Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши ( 1Пет. 3:18 ); пострадал за нас плотию ( 1Пет.4:1 ). Еще сильнее говорит апостол любви Иоанн: Кровь Иисуса Христа, Сына Божия, очищает нас от всякого греха ( 1Ин. 1:7 ). Не согрешайте, дети; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая (Посредника, Предстателя, Защитника) пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и всего мира ( 1Ин. 2:1–2 ). Ну, чего же яснее? – «умилостивительная Жертва». Он «умилостивляет» (как то, – пусть это и тайна) Отца – и в силу этого, в силу «Его ХОДАТАЙСТВА», нам прощаются грехи, – и мы очищаемся от всякой неправды ( 1Ин. 1:9 ). Не за наши добрые дела, ибо их и не было еще, а по Своей лишь Любви, то есть даром, это все сделано: в том Любовь Божия, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас (ср.: когда мы были еще немощны, грешники, то есть враги Ему [ср.: Рим. 5:6, 8:10 ]), и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши ( 1Ин. 4:10 ). И нам уже нужно лишь пользоваться «плодами» (прощение грехов, получение жизни в Духе Святом) и «подражать» Господу. Но это уже другие вопросы, – и вторые, по существу, в порядке. Апостол Иуда: слава Богу Спасителю, то есть Отцу, – но чрез или ради Иисуса Христа Господа нашего (ср.: Иуд. 1:24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Завидующий богатству других обнаруживает тем скрытое желание самому завладеть их промыслом и богатством и вместе (обнаруживает) пустоту своего ума и сердца, и недостаток веры в Бога, Коим живет всякий человек, и (недостаток) любви к немощному ближнему. Если бы Бог был богатством сердца его, никогда он не позавидовал бы богатству земному и тленному ближних своих, считая его суетным и весьма препятствующим спасению души его». Богатому «Крайне трудно войти в Царствие Божие, а погибнуть – легко, как евангельскому богачу-весельчаку или человеку-богачу, у которого был «хороший урожай в поле» ( Лк.12:16–20 ). Читай Евангелие и ищи: в чем мудрость христианина истинного? Не в нищете ли духа и самоотвержения? «Мы ничего не имеем, но всем обладаем», – говорит Апостол ( 2Кор.6:10 )». Ожидание конца мира «Грехи умножились до края! Нет больше возможности жить спокойно! Церковь Божия, Невеста Христова – украшайся, чтобы предстать светло Жениху своему прекрасному, нетленному, вечному!» «Но природа твердо (во время распятия) держалась и доселе еще держится... Идем рукою Вседержителя. Ждем конца, когда род человеческий обратится в смердящий труп, и не для чего ему будет существовать, когда пшеница созреет и будет готова к окончательной жатве... Тогда сказано будет: «пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы» ( Откр.14:15 )». «Вино новое» «Отныне не будут пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» ( Мф.26:29 ). Это говорит Господь, как человек: Он предвидел небо новое и землю новую, в которых все человеки избранные обновятся и будут иметь все новое: и новый град, духовный Иерусалим, и новую пищу и новое питие, которое суть Сам Христос и Дух Святый, и новое солнце, или Светильник, который есть Христос. Нынешний плод лозный – Кровь Христова есть образное питие будущего истинного приобщения Христова во Царствии Его (подобного). «Подавай нам истее (истиннее) Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего» (Канон на Пасху).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Затем излагается искушение. Итак, лишь у евангелиста Луки говорится: возвратился от Иордана. А возвратиться можно туда, откуда Иисус и пришел ко Иоанну. Иоанн же крестил в Вифаваре при Иордане ( Ин. 1:28 ), близ Иерусалима; туда и приходил народ креститься; туда и послана была делегация «из фарисеев» из Иерусалима, по правую сторону Иордана. А дальше на восток и была пустыня, в которой жил Иоанн и откуда он и приходил крестить в воде ( Ин. 1:31 ). Куда же «возвращался» после крещения Иисус? Это не ясно. Но нужно думать – не домой, в Назарет, где жил праведный Иосиф и Пресвятая Дева Мария. Да и зачем бы? Наоборот, земные родственные узы теперь, после крещения, когда Христос получил свидетельство от Самого Отца Бога, что Он есть Сын Его возлюбленный, стали лишними. Теперь перед Ним стоит чрезвычайное дело восстановления Божиего Царства. До родственных ли плотских связей тут? Не случайно Он на браке в Кане Галилейской назвал Свою Матерь: Женой ( Ин. 2:4 ). А в Кане было совершено Им первое чудо обращения воды в вино; ибо сказано: так положил Иисус начало чудесам… и явил славу Свою (ст. 11). Эта Кана была близко, к северу от Назарета. И в ней Господь сотворил чудо, возвратившись уже из пустыни после искушения. И после сего, – говорится в Евангелии ( Ин. 2:12 ; Мф. 4:13 ), – Христос, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском… за Иорданом ( Мф. 4:15 ). Этот рыбачий городок был на берегу Галилейского озера, или «моря», как обычно называли его в народе, потому он и назван приморским. И в Капернауме Он после и жил Сам и Матерь Его, и братья (по Иосифу) Его, и ученики Его. Очевидно, Иосиф к тому времени уже умер: иначе как же могли бы оставить старца и Дева Мария, и даже дети его? А Назарет был много южнее, к юго-западу от Капернаума; а Капернаум же был на севере Галилейского моря. В конце искушения в какой-то пустыне диавол повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и предложил Ему броситься вниз ( Лк. 4:9–12 ). И отсюда возвратился Иисус, – следовательно уже вторично после крещения, в силе духа в Галилею (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Затем уже садились за постный стол… На юге же России в этот сочельник, как и в Рождественский, делалась «богатая» (обильная) кутья. Считалось, что хотя еще не наступило шестое января, но праздник уже открылся: пропели «Во Иордане», освятили воду, постились до нее, а потом уже обедали, а точнее – вечеряли… Служба кончалась поздно, к вечеру, а утреня начиналась завтра ранним утром. Но обед был постный: и это правильней, и по уставу. При Златоусте, как мы видели, крещенская служба совершалась ночью, как и на Пасху, только у нас позднее; а у сербов и теперь ночью. А вот и полночь. Существует и доселе предание, что в 12 часов ночи вода «колеблется», как в Пасху солнце при восходе «играет». И одна монахиня говорила мне, что она сама и монахини видели это знамение в резервуаре около их фонтана. Утром службы… И, не кончая литургии, трогался из церкви крестный ход на реку при пении стихир: «Глас Господень (то есть Иоанн Предтеча) на водах вопиет, глаголя…», «Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан…» И всегда мне представляется множество народа… Даже больше, чем на Пасху: тогда кое-как размещались в храме, хотя давка была такая, что не было (как, например, в Ростове-на-Дону) никакой возможности протискаться после каждой песни канона; но на Крещение Господне народ никак не мог вместиться в храм, и большая часть, тысяч пять-шесть, терпеливо стояла во дворе в ожидании освящения воды… Какая требовалась вера! Какое христоподобное смирение! Какое терпение! Стояли по три-четыре часа! Ах! От такой веры и сейчас хочется плакать слезами умиления! Нагнешься и заплачешь… Удержишься, поднимешь голову, посмотришь на это множество, и опять хочется плакать от радости… Едва-едва протискались мы до центра. А на реке, по льду, до высеченного восьмиконечного креста… Зачитали паримии… Но никто их и не понимал, да и не до этого было: все терпеливо ждали освящения воды. А между тем, первая же паримия, из пророка Исаии, такая радующая! Она говорит о процветании безводной пустыни: Тако глаголет Господь! Даже приведу (для ясности) по-русски: Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая, и расцветет, как нарцисс! Великолепно будет цвести и радоваться… Укрепите ослабевшие руки и утвердите колена дрожащие! Скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот – Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие! Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь… И превратится… жаждущая земля – в источники вод… И будет там большая дорога; и путь по ней назовется святым… Льва не будет там, и хищный зверь не взойдет на него… а будут ходить искупленные… И радость вечная будет над головою их! Они найдут радость и веселие, а печаль и воздыхание удалятся! ( Ис. 35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Затем: чем более я вчитывался в его сочинения и всматривался в его духовный лик, я все более и более устанавливался в убеждении, что о.Иоанн действительно отвечал требованиям от «святого» человека, – как это мы и увидим далее. Но еще более дает нам право называть его этим именем само Слово Божие, а также и сочинения о.Иоанна. В пасхальном Евангелии говорится, что «тем, которые приняли» Воплотившегося Бога-Слова, «верующим во имя Его», Он «дал власть быть чадами Божиими, которые... от Бога родились» ( Ин.1:12–13 ). Быть «чадами Божиими» не меньшее достоинство, чем быть святыми. Апостол Петр пишет всем христианам, «рассеянным» по миру: «Не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого (Бога), и сами будете святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я – свят» ( 1Пет.1:14–16 ). А этому учил Петра Сам Учитель, Иисус Христос: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:48 ). Это сказано для всех, а не для исключительных лишь людей. Также и апостол Павел пишет: «Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии... Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» ( Рим.8:14–16 ). И под «мы» разумелись вообще истинные христиане. Поэтому в своих Посланиях он нередко называет их святыми. Например, в том же послании пишет: «Я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым, ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми (то есть христианами) в Иерусалиме» (15:25–26). Также называет христиан вообще «святыми» в 1-м послании к Коринфянам (16:1) и во 2-м (1:1). В конце этого Послания шлет привет от одних христиан к другим: «Приветствуют вас все святые» (13:12). Иногда он различает слово «святой» от слова верующий или «верный» ( Еф.1:1 ) указывая, что христиане должны быть святы; ибо Бог «избрал нас», чтобы мы были «святы и непорочны», «предопределив усыновить нас Себе чрез Христа Иисуса» (1:5). В Послании к Солунянам в заключение пишет: «Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям» (5:27). И к евреям пишет: «Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас Италийские» (верующие) ( Евр.13:24 ). Здесь отличаются рядовые христиане от наставников.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010