в) В обоих манифестах Екатерины II (от 28 июня и 7 июля 1762 г.) Петр III обвинялся во враждебных действиях против православной веры и Церкви (см. § 8). Зная по опыту, что перемена правительства часто влечет за собой и изменения в системе управления, духовенство могло теперь ожидать отмены указов Петра III о церковных имениях. Однако эти надежды не оправдались, когда Екатерина в июле того же года поручила Сенату изучить вопрос, каким образом можно было бы обеспечить содержание духовенства. Сенат предложил в своем докладе вернуть Церкви ее земли, оставить подушный налог с крестьян в размере одного рубля, а половину доходов от налога отчислять в государственную казну на содержание инвалидов. На совместной конференции Сената и Синода великорусские архиереи, Новгородский архиепископ Димитрий Сеченов и Рязанский епископ Палладий Юрьев, объявили о своем согласии с предложением Сената, тогда как малороссияне — Тверской епископ Афанасий Вольховский, Псковский епископ Гедеон Криновский и Петербургский архиепископ Вениамин Пуцек-Григорович высказались резко против. Афанасий требовал восстановить положение, существовавшее до 1760 г., т. е. свободное владение Церковью своими вотчинами при выплате государству 300 000 руб. из церковных средств. Малороссияне лишь крайне неохотно присоединились к предложению первенствующего члена Синода Димитрия Сеченова поручить смешанной комиссии из светских и духовных лиц изучить проблему церковных Это предложение было весьма на руку императрице. Что могло быть для нее выгоднее, чем исходящее от самого Святейшего Синода предложение созвать комиссию, состав которой был в ее полной власти? Первым результатом стал манифест от 12 августа 1762 г., который представлял собой характерный документ трезвой расчетливости Екатерины. Манифест опять начинается с упреков ее предшественнику и супругу за его якобы вредные распоряжения: «Из числа тех почитаем Мы отнятие из ведомства духовного чина деревень и прочих имений, тем с большим сожалением, что оное учинено было без всякого предыдущего порядка и рассмотрения.

http://sedmitza.ru/lib/text/439971/

С тех пор как епископы малороссийского происхождения осмелились в 1764 г. возражать против предполагавшейся секуляризации церковных земель, недоверие императрицы к епископату с особой силой обратилось именно на малороссиян. В том же году Екатерина в одном из своих писем говорит о «ненасытном властолюбии» выпускников Киевской Академии и начинает при епископов предпочитать великороссов. Судя по спискам членов Святейшего Синода, малороссы и сюда стали назначаться лишь изредка 598 . С особой силой эту политику императрицы пришлось ощутить на себе Ростовскому митрополиту Арсению Мацеевичу . Проведение в жизнь указов Петра III совпало по времени с воцарением Екатерины II, это побудило Арсения Мацеевича подать государыне свое очередное доношение, отправленное с нарочным. Последний прибыл в разгар коронационных торжеств, и писание Арсения осело в архиве, вероятно не без вмешательства архиепископа Димитрия Сеченова, как то предполагает биограф митрополита Арсения 599 . 18 июля 1762 г. произошло историческое событие, которому было суждено определить позицию императрицы по отношению к малороссийскому епископату: на созванном по высочайшему повелению совместном заседании Сената и Святейшего Синода великорусские иерархи, Димитрий Сеченов и Рязанский епископ Палладий Юрьев, поддержали проект Сената, в то время как малороссы – Тверской епископ Афанасий Вольховский, Псковский епископ Гедеон Криновский и Петербургский архиепископ Вениамин Пуцек-Григорович, протестовали против него 600 . Сенат намеревался с каждого рубля подушной подати крестьян отчислять 50 коп. в пользу Синода, а в остальном предоставить управление церковными поместьями самой Церкви. Афанасий счел остающуюся сумму недостаточной для покрытия расходов епархиальных управлений, монастырей и семинарий. Он требовал полного возврата церковных земель и выразил готовность взамен этого гарантировать казне сумму в 300 000 руб. на благотворительные цели. В ответ на это Димитрий Сеченов предложил образовать смешанную светско-духовную комиссию для перевода епархиальных управлений на казенное содержание.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Решительные действия миссионеров возбудили против них волнения среди татар и мордвы. В 1745 г. терюшевская мордва нижегородской епархии за разорение языческого кладбища в с. Сарлеях едва не убила еп. Димитрия и была усмирена только вооруженною силою. В Казанском крае волнение татар грозило тем большею опасностью, что между башкирами в 1750 г. загорелся сильный бунт. В 1775 г. правительство решило, поэтому, перевести Луку (Конашевича) в Белгородскую епархию и смягчить свои указы в отношении мечетей и переселений татар. Миссионерская деятельность стала слабеть. В царствование имп. Екатерины II произошли крупные перемены. В 1764 г. была закрыта казанская комиссия новокрещенских дел. Забота о гражданском быте новокрещенных передана была гражданскому начальству. Попечение об утверждении веры предоставлено было местным архипастырям. Им поставлено было в обязанность избрать особых проповедников веры, просвещенных и проникнутых духом христианским. Положено было быть трем проповедникам в Казанской губ., двум в Тобольской, по одному в Нижегородской, Рязанской и Тамбовской. Предписано было, по прежнему, учить детей новокрещеных в школах. Но подарки для новокрещеных отменены. Впрочем, при платеже рекрутской повинности, не брались те деньги, которые были назначены новокрещеным прежними указами. Все же архиепископы казанские Вениамин (Пуцек- Григорович), правивший 1762–82, и Амвросий (Подобедов) , правивший 1785–99, развивали посильно миссионерскую деятельность. Последний выстроил своими средствами казанские школы новокрещенцев, сгоревшия в 1774 году. Владыка Вениамин, известный своей ревностью, восстал против постройки новых мечетей. После Пугачевского бунта, в котором инородцы принимали самое деятельное участие, правительство стало смотреть на их обращение в христианство еще неблагосклоннее. В 1789 г., в связи с новыми волнениями среди башкир, запрещено было посылать к инородцам проповедников без особого сношения о том архиереев с губернаторами. В 1799 г., в царствование имп. Павла I, упразднена была должность проповедников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Вениамин Пуцек- Григорович (-1782 г.), Антоний Забелин (-1785 г.) и Амвросий Подобедов (-1799). Пр. Вениамин увеличил библиотеку своими пожертвованиями. Амвросий же ввел способы обучения, практиковавшиеся в народных училищах (1786 г.), и дополнил круг семинарских наук историей, географией и математикою. Лучшие ученики при нем были отправлены для подготовки к учительским должностям в Семинарии одни-в Московский Университет, другие-в Академии Московскую и Петербургскую 263 . Число учеников возросло до 500. Из Семинарии выходили во все должности церковные, в учителя народных школ и в другие светские должности. Учителя высших школ назывались докторами, а других двух профессорами, прочих же просто учителями. Учителя старой Семинарии и особенно ректора, из которых многие были знаменитыми Епископами и даже Митрополитами, являлись передовыми людьми среди духовенства своего времени 264 . Многие из них замечательны составлением учебников на латинском языке, а некоторые занимались и такими трудами, которые сделали их вечно памятными. Так, напр., ректор Архимандрит Платон Любарский написал полное силы и убеждения увещание „Всем православным сыном Казанской Епархии», по случаю бунта Пугачевского. Это увещание рассыпалось от имени Преосвященного Казанского Вениамина. По избавлении города от мятежников (1774 г.), ректор Платон составил „Краткое известие о злодейских на Казань действиях вора, изменника Емельки Пугачева». Ему же (Платону) Казанская история обязана сохранением многих исторических памятников, занесенных в его „Сборник древностей Казанских». Старая Казанская Семинария принимала самое живое участие во всех важнейших обстоятельствах жизни г. Казани. Так, напр., в ней было замечательнейшее торжество по случаю открытия Казанского наместничества (1781 г.), когда знатнейшая публика посетила Семинарию, в зале которой говорились речи ректором, учителями и учениками, на языках: русском, греческом, латинском, немецком, татарском, чувашском, черемисском, мордовском, вотском и калмыцком (с переводами), „при игрании, в перемене, симфоний.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   Несмотря на горькие стороны быта приходского духовенства, вытекавшие из крепостного права, посягавшего на периферическую часть его детей, духовенство верой и правдой служило режиму, было одной из крепких его опор. При эпизодах народных волнений, его вовлечение в них не было руководящим, а только пассивным, в большинстве террористически вынужденным. Так было даже при холерном бунте в Москве в 1771 г. и при убийстве архиепископа Амвросия (3. Каменского). Также в общем оно было вынужденным страхом насилия и во время наступившей через два года (в 1773—74 гг.) Пугачевщины. «Пугача» (такова была народная форма его имени) «благословил на царство» за Волгой Иргизский старообрядческий старец Филарет, а Пугач в свою очередь обещал поставить Филарета патриархом на Москве. Опираясь на бунтарскую психологию заволжского старообрядчества, Пугач и в своем манифесте, наряду с «вечной волей» от крепостной зависимости, «жаловал» также и «двуперстным крестом и бородой». Восставшие казаки и всякая вольница врывались в города, насиловали и жгли. Разорены и сожжены: Казань, Пенза, Саратов, Царицын и др. Застигнутое врасплох духовенство сопротивлялось и нещадно убивалось. В одних двух маленьких городах, Ядринске и Курмыше, убито 77 лиц духовных. Неполная общая статистика считает всего 257 убитых духовных лиц, отказавшихся служить молебны за царя Петра Федоровича и его супругу Устинью Петровну. Неудивительно, если под страхом быть растерзанными живьем, многие священники покорялись самозванцу, встречали его с крестом в руках на папертях церквей. Но ведь также покорно встречали Пугача и местные гражданские власти. Паника была общей. Епископам тех губерний приходилось пережить много волнений. В Казани был митр. Вениамин (Пуцек-Григорович), в Нижнем Новгороде Антоний (Зыбелин), в Вятке Варфоломей (Любарский), в Тобольске Варлаам. Своими заявлениями с церковных кафедр и циркулярными посланиями они оказывали важные услуги властям. Вениамин Казанский, напр., во время смерти Петра UII был в Петербурге и сам участвовал в отпевании и погребении его в Александро-Невской Лавре. Синод разослал указ, угрожавший лишением сана духовенству, как только кто «поползнется приступить не только в сообщество, но и к каким бы то ни было способиям злодейственным бунтовщикам и врагам благочестивой своей церкви и государства». Но при окончательном суждении, по подавлении восстания, безоговорочность угрозы была смягчена. Однако, лишены были сана два архимандрита: Саранский Александр и Нижегородский Исаакий. В Тамбовском и Пензенском крае лишены сана и монашества 129 человек. При разборе этих дел об измене властям и Синоду, в частности, приходилось считаться с неразберихой доносов. Правительство побуждало Синод разбираться в злостных клеветах на владык: Варлаама Тобольского и Вениамина Казанского. Но следствие их совершенно оправдало.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

4. Амвросий (Юшкевич) 1740–1745 (архиепископ). 5. Стефан (Калиновский) 1745–1753 (архиепископ). 6. Димитрий (Сеченов) 1757–1767 (1757–1762 гг. – архиепископ, с 1762 г. – митрополит). 7. Гавриил (Петров) 1775–1800 (1775–1783 гг. – архиепископ Петербургский и Новгородский, 1783–1799 гг. – митрополит Петербургский и Новгородский, 1799–1800 гг. – митрополит Новгородский; в 1775–1891 гг. епархия Новгородская соединена с Петербургской, с короткими перерывами). б) митрополиты Петербургские (первенствующие в Синоде с 1775 г.) 1. Никодим (Сребницкий) 1742–1745 (епископ). 2. Феодосий (Яновский) 1745–1750 (архиепископ). 3. Сильвестр (Кулябка) 1750–1761 (архиепископ). 4. Вениамин (Пуцек-Григорович) 1761–1762 (архиепископ). 5. Гавриил (Кременецкий) 1762–1770 (архиепископ). 6. Гавриил (Петров) 1770–1799 (1770–1775 гг. – архиепископ Петербургский, 1775–1783 гг. – архиепископ Петербургский и Новгородский, с 1783 г. – митрополит). 7. Амвросий (Подобедов) 1799–1818, (1799–1800 гг. – архиепископ Петербургский, 1800–1801 гг. – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1801 г. – митрополит). 8. Михаил (Десницкий) 1818–1821. 9. Серафим (Глаголевский) 1821–1843. 10. Антоний (Рафальский) 1843–1848. 11. Никанор (Клементьевский) 1848–1856. 12. Григорий (Постников) 1856–1860. 13. Исидор (Никольский) 1860–1892. 14. Палладий (Раев) 1892–1898. 15. Антоний (Вадковский) 1898–1912 (первенствующий в Синоде с 1900 г.). 16. Священномученик Владимир (Богоявленский) 1912–1915 (с 1914 г. – митрополит Петроградский). 17. Питирим (Окнов) 1915–1917 (Петроградский). 18. Святой Вениамин (Казанский) 1917–1922 (Петроградский). 19. Иосиф (Петровых) 1926–1927 (Петроградский). 20. Святой Серафим (Чичагов) 1928–1933 (Ленинградский). 21. Алексий (Симанский) 1933–1945 (Ленинградский). 22. Григорий (Чуков) 1945–1955 (Ленинградский). 23. Елевферий (Воронцов) 1955–1959 (Ленинградский). 24. Питирим (Свиридов) 1959–1960 (Ленинградский). 25. Гурий (Егоров) 1960–1961 (Ленинградский). 26. Пимен (Извеков) 1961–1963 (Ленинградский).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Но в отношении другого видного иерарха церковная политика императрицы оказалась более суровой. Как уже упоминалось, Петербургский архиепископ Вениамин Пуцек–Григорович имел мужество высказаться против секуляризации на совместной конференции Сената и Синода 18 июля 1762 г. Уже 25 июля Вениамин был переведен из Петербурга в Казань. Во время секуляризации он ни в какой форме не выразил к ней своего отношения. После подавления Пугачевского восстания, в ходе которого архиепископ выказал твердость и стойкость, он был оклеветан перед председателем государственной следственной комиссии генералом П. С. Потемкиным и ложно обвинен в активной поддержке Пугачева. Архиепископа Вениамина подвергли унизительным допросам как государственного преступника. После этого дело было подано императрице, к счастью, архиепископу удалось передать лично Екатерине оправдательное письмо. В следующем году императрица убедилась в лживости обвинения. Архиепископ был объявлен невиновным и сделан митрополитом. Старец, перенесший во время предварительного заключения удар, удалился в монастырь, где и скончался в 1783 г.  Благотворное влияние на позицию иерархии, проявлявшей нетерпимость в отношении инаковерующих, оказали указы Екатерины II о веротерпимости, которые прежде всего облегчили положение старообрядцев. В этом вопросе императрица действовала в духе времени, отдавая дань Просвещению, что постоянно подчеркивала в своих письмах к Гримму и Вольтеру. Можно думать, что политика веротерпимости вполне соответствовала и ее собственным искренним убеждениям  . г) За короткое царствование Павла I (6 ноября 1796 г. — 11 марта 1801 г.) существенных изменений в отношениях между Церковью и государством не произошло. Инерция установленных Екатериной принципов оказалась сильнее реформистских устремлений нового императора, не согласного с политикой матери  . Историк времени Павла I констатирует, что «в павловское время Синод по авторитету и своему значению занимал место ниже Сената и близко подходил к положению коллегий и министерств»  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

1. Карталинская (епархия экзарха) (1811 г., кафедра в Тифлисе). 2. Имеретинская (1821 г., кафедра в Кутаиси). 3. Сухумская (1885 г.). 4. Бакинская (1907 г.). VII. АРХИЕРЕИ ВАЖНЕЙШИХ ЕПАРХИЙ а) митрополиты Новгородские (с 1721 г. первенствующие в Синоде) 1. Иов (1697—1716 гг.). 2. Феодосий (Яновский) (1721—1725 гг.) (архиепископ). 3. Феофан (Прокопович) (1725—1736 гг.) (архиепископ). 4. Амвросий (Юшкевич) (1737—1745 гг.) (архиепископ). 5. Стефан (Калиновский) (1745—1753 гг.) (архиепископ). 6. Димитрий (Сеченов) (1757—1767) (с 1757 по 1762 годы – архиепископ, с 1762 года – митрополит). 7. Гавриил (Петров) (1775—1800) (с 1775 по 1783 годы – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1783 по 1799 годы – митрополит Новгородский иПетербургский, с 1799 по 1800 годы – митрополит Новгородский) (с 1775 по 1898 гг. епархия Новгородская соединена с Петербургской, с короткими перерывами). б) митрополиты Петербургские (первенствующие в Синоде с 1775 года) 1. Никодим (Сребницкий) (1742—1745) (архиепископ). 2. Феодосий (Янковский) (1745—1750) (архиепископ). 3. Сильвестр (Кулябка) (1750—1761) (архиепископ). 4. Вениамин (Пуцек-Григорович) (1761—1762) (архиепископ). 5. Гавриил (Кременецкий) (1762—1770) (архиепископ). 6. Гавриил (Петров) (1770—1799) (с 1770 г. по 1775 годы – архиепископ Петербургский, 1775—1783 годы – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1783 года– митрополит). 7. Амвросий (Подобедов) (1799—1818), (1799—1800 годы – архиепископ Петербургский, 1800—1801 годы – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1801 года –митрополит). 8. Михаил (Десницкий) (1818—1821). 9. Серафим (Глаголевский) (1821—1843). 10. Антоний (Рафальский) (1843—1848). 11. Никанор (Клементьевский) (1848—1856). 12. Григорий (Постников) (1856—1860). 13. Исидор (Никольский) (1860—1892). 14. Палладий (Раев) (1892—1898). 15. Антоний (Вадковский) (1898—1912). 16. Владимир (Богоявленский) (1912—1915) (с 1914 года – митрополит Петроградский). 17. Питирим (Окнов) (1915—1917) (Петроградский). 18. Вениамин (Казанский) (1917—1922) (Петроградский). в) митрополиты Московские

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Стефан Калиновский, еп. 1739–1745 Симон Тодорский 1745–1754 с 1748 года архиепископ Епископы: Вениамин Пуцек-Григорович 1758–1761 Гедеон Криновский 1761–1763 Псковские и Рижские: 63 Иннокентий Нечаев 1763–1798 с 1770 года архиепископ Архиепископы Псковские, Лифляндские и Курляндские: 64 Ириней Клементьевский 1798–1814 Мефодий Смирнов 1814–1815 Евгений Болоховитинов 1816–1822 Евгений Казанцев 1822–1825 Мефодий Пишнячевский 1825–1834 Псковские и Лифляндские: 65 Нафанаил Павловский 1834–1849 с 1836 года архиепископ Платон Городецкий , викарий Рижский 1849–1856 Псковские и Порховские: 66 Евгений Баженов 1856–1862 Феогност Лебедев 1862–1869 Епископы: Павел Доброхотов 1869–1882 Нафанаил Соборов 1882–1885 Гермоген Добронравин 1885–1893 Антонин Державин 1893 Углицкое викариатство Учреждено в 1888 году. Епископы (в Ростове): Амфилохий Сергиевский-Казанский 1888–1893 Никон Богоявленский 1893 Рязанская Учреждена в 1198 году. 69   Епископы Муромские и Рязанские: Арсений 1198–1213 Евфросин I 1223–1237 Филипп Евфимий Иосиф I 1284–1285 Рязанские и Муромские: Василий I, сятой 1286–1292 Стефан. упом.1303 Митрофан Савва упом.1304 Григорий упом.1325 Феодул Михаил Кирилл 1334–1343 Иосиф II упом. 1340 Георгий упом.1340 Василий II 1356–1360 Афанасий 1360–1376 Вассиан 1376 Феоктист 1385–1387 Феогност I 1388–1389 Иеремия, грек 1389–1392 Феогност II 1393–1404 Евфросин II упом. 1410 Сергий Азаков 1423 Иона Одноушев, святой 1431–1448 Евфросин Звенец 1448–1461 Давид 1462–1471 Феодосий 1471–1481 Епископы Рязанские и Муромские: Симеон 1481–1496 Протасий 1497–1516 Сергий I 1517–1521 Иона 1522–1547 Михаил II 1548–1551 Кассиан 1551–1554 Гурий Лужецкий 1554–1562 Филофей 1562–1569 Сергий II 1569–1572 Феодосий Вятко 1573 Леонид Протасьев 1573–1584 Архиепископы Рязанские и Муромские: Митрофан 1584–1598 до 1589 года епископ Варлаам 1598–1601 Игнатий, грек 1602–1605 Феодорит 1605–1617 Иосиф III 1619–1620 Антоний 1621–1637 Моисей 1638–1651 Мисаил 1651–1655 Митрополиты Рязанские и Муромские: Иларион 1657–1674

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иустин Вишневский , викарий Казанский, управлял в 1800 и 1801. Назарий Романовский в янв. 1802 перев. из Кирилло-Белоезерского; † в 1804. Евгений в 1804 перев. из Отроча; † 1808. Израиль Звягинцов 31 авг. 1808 перев. из Петергофской Троицкой пустыни; † в 1829. Иероним Визерский в 1830 перев. из Черниговского Елецкого; † в 1837. Мелетий Носков 1838 перев. из Мгарского Дубенского, а 31 дек. 1841 отставлен; † 15 февр. 1848, в Киево-Печерской Лавре. Мартирий 23 июля 1842 перев. из Задонска; до ныне (1869). 2 Спасо-Преображенский, в Казани, основан в 1555; ныне второклассный. [V, 627.] Архимандриты Св. Варсонофий 1555 перев. из Песношского, а в 1567 хирот. в еписк. Тверского. Иеремия , 1567–76, хирот. в архиеп. Казанского. Герман , 1577–82. Паисий , 1585 и 86. Гермоген , 1588, а 13 мая 1589 хирот. в митр. Казанского. Галактион , 1590–93, хирот. в архиеп. Суздальского. Герман , 5 нояб. 1593. Арсений , 1594–1606. Иоасаф , 17 окт. 1607. Сергий , 1613, в апр. уволен на покой, за немощью. Макарий перев. из Казанского Иоанно-Предтечева 16 мая 1613, а 13 янв. 1629 (sic) хирот. в архиеп. Астраханского. Варфоломей , 1630–33, потом на покое в Кирилло-Белоезерском. Пафнутий , 1633–41. (Бывший 16 сент.) Сильвестр , 1643–47. Никон , 1647–49. Прохор , 1650–57. Кирилл , 1660–62, авг. Мисаил , 1663–70. Иосиф 1673 перев. из Соловецкого; по 1678. [??Игум. Ефрем , в окт. 1679.] Софроний , 1680 и 81. Дионисий Кучин , 1683–90. Алексий , 1692. Макарий , 1698. Георгий Зубин , 1701–1709, перев. в Нижегородский Благовещенский. Иона Салникеев , из строителей Астраханского Троицкого; упом. в 1718–26, отрешён; в 1729, по суду, бит кнутом. Питирим Смирной в 1726 перев. из Седмиезерной пустыни; до 1732; 27 янв. 1733, лишённый монашества, сослан в Сибирь; в 1742 возвращён. Герман Барутович перев. из Назарета (упом. 29 мая) 1732–37, перев. в Московский Спасо-Андрониев. Иоасаф Орловский 1738 перев. из Симбирского Покровского, а 1742 обратно. (Упом. 1740). [В окт. 1742, Ист. Иер., V, 634.] Вениамин Пуцек-Григорович , с 6 дек. 1744, а 14 авг. 1748 хирот. в еписк. Нижегородского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010