Факультет открыт не был. Посланные заграницу распределены были потом по разным местам, но несколько человек попало и в учители духовных школ. Некоторые архиереи для приготовления учителей посылали лучших своих семинаристов слушать лекции в Московском университете и в филологической семинарии «Дружеского Ученого Общества». Здесь слушали лекции будущие митрополиты Серафим (Глаголевский) и Евгений (Болховитинов) . С 1788 г. митр. Гавриил в Александро- Невской семинарии устроил нечто вроде учительской семинарии для приготовления способных наставников для семинарий. Число и достоинство учителей для духовных школ значительно поднялось. При том учителями явились свежия силы из великороссов, внесших в преподавание дисциплину и новый дух. Господство схоластики и латыни было поколеблено. Стало распространяться изучение греческого и новых языков, особенно францусского. Постепенно вводилось изучение географии, истории, физики и отчасти математики. Богословие и философия преподавались во всех семинариях, и учеников знакомили не только с схоластическими системами, но и с новой немецкой философией. На формальное развитие и знание латыни, впрочем, все еще обращали внимание. В 1797 г. Александро-Невская и Казанская семинарии были возведены на степень Академий. По настоянию митр. Платона не прошел, поднятый в 1800 г., вопрос о преподавании главных предметов на русском языке. От прежней суровой и огрубляющей системы семинарского воспитания оставались еще ясные следы повсюду, но ее все больше осуждали. В семинарской инструкции митр. Платона говорилось о «вперении» в учениках «благородного честолюбия», о возвышении эстетического образования, об ослаблении влечения к пьянству и проч. Архиеп. Филарет называет архипастырей, известных ревностью к учреждению духовных учебных заведений: Рафаил (Заборовский) – во Пскове и Киеве, Епифаний – в. Харькове, Феофилакт (Лопатинский) – в Твери, Питирим – в Нижнем-Новгороде, Феофилакт и Свят. Тихон – в Воронеже, Амвросий (Юшкевич) – в Новгороде, Иларион (Рогалевский), Лука (Конашевич) и Вениамин (Пуцек-Григорович) – в Казани, Сильвестр (Кулябка) – в Костроме, Арсений (Мацеевич) – в Ярославле, Георгий (Конисский) – в Могилеве, митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

бывший архиепископ Тверской и Кашинский с 26.07.1657 11.11.1672 Корнилий, митрополит рукоположен с 16.03.1673 по 06.08.1674 на место не прибыл митрополит Новгородский и Великолуцкий Иоасаф, епископ рукоположен с 06.09.1674 30.01.1686 Адриан, митрополит рукоположен с 21.03.1686 по 24.08.1690 патриарх Московский и всея Руси Маркелл, митрополит бывший митрополит Псковский и Изборский с 08.09.1690 21.08.1698 Тихон (Воинов), митрополит бывший митрополит Сарский и Подонский с 25.03.1699 24.03.1724 Сильвестр (Холмский), епископ бывший епископ Рязанский и Муромский, с 25.07.1725 архиепископ с 07.08.1725 митрополит с 15.03.1727 по 1730 сослан в монастырь, 19.10.1732 лишён сана; 31.05.1735 Иларион (Рогалевский), архиепископ рукоположен с 26.03.1732 по 29.03.1735 архиепископ Черниговский и Новгород-Северский Гавриил (Русской), архиепископ бывший епископ Суздальский и Юрьевский с 17.09.1735 по 09.03.1738 архиепископ Устюжский и Тотемский Лука (Коношевич), епископ бывший епископ Устюжский и Тотемский с 09.03.1738 по 09.10.1755 епископ Белгородский и Курский Гавриил (Кременецкий), епископ бывший епископ Коломенский и Каширский с 08.10.1755 по 25.07.1762 архиепископ Санкт-Петербургский и Ревельский Вениамин (Пуцек-Григорович), архиепископ бывший архиепископ Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский, с 26.07.1762 митрополит с 26.01.1775 по 17.03 1782 на покое; 21.06.1785 Антоний (Герасимов Зыбелин), архиепископ бывший епископ Нижегородский и Алатырский с 25.04.1782 по 05.03.1785 на покое; 27.09.1797 бывший епископ Крутицкий и Можайский с 27.03.1785 по 16.10.1799 архиепископ Санкт-Петербургский, Эстляндский и Выборгский Казанская и Симбирская С 16 октября 1799 года Имена Сведения Серапион (Александровский), архиепископ бывший епископ Калужский и Боровский с 21.10.1799 по 11.12.1803 митрополит Киевский и Галицкий Павел (Зернов), архиепископ бывший архиеп. Тверской и Кашинский с 18.12.1803 14.01.1815 Амвросий (Протасов), архиепископ бывший епископ Тульский и Белевский с 07.02.1816 по 06.11.1826

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Из построек тех лет сохранилась 5-купольная бесстолпная Введенская церковь с типичным для XVII в. декором (наличники из фигурного кирпича) и невысокая восьмигранная колокольня с одним ярусом звона, увенчанным 3 рядами нарядных кокошников. К сожалению, не сохранился главный храм тех же лет — Иоанно-Предтеченский собор, представлявший значительную архитектурную ценность благодаря своей редкой трёхшатровой форме (по типу «Дивной» Успенской церкви в Угличе). В XIX в. он был разобран за ветхостью и в 1887—1894 гг. заменён новым, тоже трёхшатровым, собором (более крупных размеров), но и этот собор снесён в 1930-е гг. В остальном ансамбль сохранился почти без изменений как один из ценных архитектурных комплексов, определяющих облик центра Казани. Монастырь всегда оставался небольшим и небогатым. Накануне реформы 1764 г. в его владениях числилось 90 крестьянских душ. По екатерининской реформе 1764 года монастырь подлежал упразднению и Архиепископу Вениамину Пуцек-Григоровичу стоило больших усилий отстоять Иоанно-Предтеченский монастырь, который хотя и остался «за штатом» — то есть без государственного жалования, но продолжал действовать. Иоанно-Предтеческий монастырь В 20-х годах XVIII столетия между преемником митрополита Сампсона, епископом Иоакимом и астраханским губернатором Волынским, покровительствовавшим католикам-капуцинам, возник конфликт. Волынский добился перевода епископа из Астрахани и начал преследовать его сторонников. Настоятель монастыря архимандрит Иоасаф был схвачен и заключён в темницу, где Волынский под пытками вымогал у него казну и ценности монастыря. Настоятелю удалось спастись бегством. В 1723 году, пытаясь скрыть следы своих бесчинств, Волынский добился закрытия Иоанно-Предтеченского монастыря и учреждения в его стенах гарнизонного госпиталя. В обители не осталось ни одного монаха, однако богослужения не прекратились: их совершал белый священник. Сначала к нему на помощь присылали двух иеромонахов из Спасского монастыря, а потом прислали и второго белого священника.

http://azbyka.ru/palomnik/Иоанно-Предтеч...

Иларион, архиепископ Черниговский и Новгород-Северский (Рогалевский) Родился в городе Минске в семье благородных родителей. Образование получил в Киевской духовной академии, до окончания которой был пострижен в монашество. По ходатайству фельдмаршала графа Б. П. Шереметьева, Иларион по окончании академии определен обер-иеромонахом в армию. Из армии был отправлен с А. П. Волынским в Персию, где познакомился с состоянием магометанства. По возвращении определен иеромонахом во флот. 23 июля 1722 года назначен архимандритом Лубенского Мгарского монастыря Киевской епархии, а 24 октября 1728 года – архимандритом Московского Донского монастыря. 26 марта 1732 года хиротонисан во епископа Казанского с возведением в сан архиепископа. Во время своего трехлетнего управления епархией преосвященный Иларион обращал главное внимание на устройство духовных училищ и просвещение многочисленных инородцев Казанской епархии. По его просьбе прибыли из Киева в Казань студенты Стефан Гловацкий (впоследствии митрополит Тобольский и Сибирский) и Вениамин Пуцек-Григорович (впоследствии митрополит Казанский и Свияжский). С их помощью преосвященный Иларион устроил в Зилантовом Успенском монастыре Казанскую духовную семинарию по образцу Киевской духовной академии. Согласно представленному им проекту 26 февраля 1733 года, были учреждены четыре инородческие школы: в Казани, Елабуге, Цивильске и Царевококшайске. 29 марта 1735 года преосвященный Иларион был переведен на Черниговскую кафедру. Здесь он уделял большое внимание церковному благоустройству и благочинию. В 1737 году им было учреждено попечительство «Собрание Девы Богородицы». В этом же году за произнесенные им дерзкие слова, сказанные капитану Кобылину, который без указа императрицы требовал монахов в солдаты, преосвященный Иларион был взят под арест князем Барятинским. Однако по указу Святейшего Синода он был освобожден, и по этому делу началось следствие. 2 мая 1738 года, согласно прошению, преосвященный Иларион был уволен на покой в Киево-Печерскую лавру. Затем был вызван в Синод к ответу по своему делу. По пути в Петербург он скончался (по одним источникам – в 1738 году или начале 1739 года, а по другим – в 1742 году) и погребен в Тверском Успенском Отрочь монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН († ок. 1698), схим. алатырского во имя Св. Троицы мон-ря . 26 авг. 1748 г. при расчистке места для строительства Троицкого собора в Алатырской обители был найден гроб с нетленными останками некоего схимонаха. В течение недели мощи находились на открытом воздухе, затем их перенесли в теплую деревянную ц. преподобных Зосимы и Савватия и оставили в ней на зиму 1748/49 г. Престарелые насельники мон-ря и горожане, помнившие и чтившие подвизавшегося в кон. XVII в. в мон-ре В., подтвердили, что останки принадлежат именно ему. В мае 1749 г. мощи были освидетельствованы. В списке строителей Алатырского мон-ря в кон. XVII в. значилось имя Вассиана, отождествить его со схимонахом, мощи к-рого были обретены, не представлялось возможным. Указом Святейшего Синода Нижегородскому и Алатырскому еп. Вениамину (Пуцек-Григоровичу) было предписано предать нетленные останки земле. Несмотря на это, почитание схимника не прекратилось. Он являлся страждущим и призывал отслужить панихиду на могиле; болящие исцелялись. Вслед. многочисленных чудес, происходивших на могиле В., 25 окт. 1904 г. Симбирский еп. Гурий (Буртасовский) поручил благочинному 1-го округа Алатырского у. прот. Николаю Диомидову проверить достоверность совершившихся при могиле В. чудотворений, записанных в особую книгу - «Памятник», к-рая хранилась в мон-ре. 8 окт. 1905 г. прот. Николай представил отчет, в к-ром подтвердил свидетельские показания исцелившихся. Настоятель Алатырского мон-ря архим. Гавриил расширил усыпальницу схимонаха и устроил при ней ц. во имя свт. Димитрия Ростовского, к-рую 5 дек. 1905 г. освятил еп. Гурий. На гробнице В. были положены железные вериги с крестом, к-рые нашли неподалеку в колодце. По преданию, подвижник носил вериги, но перед кончиной, избегая славы человеческой, попытался их скрыть. В 10-х гг. XX в. продолжался сбор сведений о чудесах и исцелениях по молитвам к В., однако революции 1917 г. приостановили прославление подвижника. В 20-х гг. XX в. иноки спрятали мощи В. на территории мон-ря, к 2004 г. местонахождение святыни неизвестно. Лит.: Токмаков И. Ист.-стат. и археол. описание Троицкого муж. мон-ря в г. Алатыре Симбирской губ. М., 1897; Алатырский Троицкий муж. мон-рь и его подвижник схим. Вассиан. М., 1906; ЖПодв. Авг. 1994. С. 502-507. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (Соловьев Фёдор Алексеевич; 1846-1928), схим., старец, прп. (пам. 19 сент. и в Соборе Московских святых) АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев)

http://pravenc.ru/text/149873.html

Архиепископы Казанские и Свияжские: Иларион Рогалевский 1732–1735. Гавриил Русской 1735–1738. Епископы: Лука Конашевич 1738–1755. Гавриил Кременецкий 1755–1762. Архиепископы: Вениамин Пуцек-Григорович 1762–1782. Митр. с 1775. Антоний Герасимов-Зыбелин 1782–1785. Амвросий Подобедов 1785–1799. Архиепископы Казанские и Симбирские (до 1832 г.): Серапион Александровский 1799–1803. Павел Зернов 1803–1815. Амвросий Протасов 1816–1826. Иона Павинский 1826–1828. Казанские и Свияжские (с 1832 г.): Филарет Амфитеатров 1828–1836. Владимир Ужинский 1836–1848. Григорий Постников 1848–1856. Митр. с 1856. Афанасий Соколов 1856–1866. Антоний Амфитеатров 1866–1879. Еп. до 1867. Сергий Ляпидевский 1880–1882. Палладий Раев 1882–1887. Павел Лебедев 1887–1892. Владимир Петров 1892–1897. Арсений Брянцев 1897–1903. Димитрий Ковальницкий 1903–1905. Димитрий Самбикин 1905–1908. Никанор Каменский 1908–1910. Иаков Пятницкий 1910. Чистопольское викариатство, учр. в 1899 г. Епископы (в Казани): Антоний Храповицкий 1899–1900. Алексий Молчанов 1900–1905. Феодосий Олтаржевский 1905. Алексий Дородницын 1905. Чебоксарское викариат., учр. в 1853 г. Епископы (в Казани): Никодим Казанцев 1854–1861. Гурий Карпов 1866–1867. Викторин Любимов 1868–1874. Иоанн Жданов 1875–1878. Павел Вильчанский 1878–1882. Кирилл Орлов 1882–1888. Сергий Соколов 1888–1891. Никанор Каменский 1891–1893. Анастасий Опоцкий 1893–1897. Антоний Храповицкий 1897–1899. Иоанн Алексеев 1899–1902. Иоанн Смирнов 1902–1904. Хрисанф Щетковский 1904–1905. Митрофан Симашкевич 1905–1907. Михаил Богданов 1907. Мамадышское викариат., учр. в 1907 г. Епископы (в Казани): Андрей кн. Ухтомский 1907–1911. Варсанофий Лебедев 1911. Калужская, учр. в 1799 г. Кафедра в Калуге Епископы Калужские и Воровские: Серапион Александровский 1799. Феофилакт Русанов 1799–1809. Архп. с 1803. Евлампий Введенский 1809–1813. Евгений Болховитинов 1813–1816. Антоний Соколов 1816–1819. Филарет Амфитеатров 1819–1825. Григорий Постников 1826–1828. Гавриил Городков 1828–1831.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Виталий Иосифов 1885–1890. Иероним Экземплярский 1890–1894. Александр Богданов 1894–1898. Георгий Орлов 1898–1902. Димитрий Ковальницкий 1902–1903. Иннокентий Беляев 1903–1909. Кирилл Смирнов 1909. Козловское викариатство, учр. в 1868 г. Епископы (в Тамбове): Иоанникий Москвин 1869. (С 25 окт. 1869 г. было вакантно). Нафанаил Троицкий 1904–1908. Григорий Яцковский 1908. Тверская, учр. в 1271 г. Кафедра в Твери Епископы Тверские: Симеон еп. Полоцкий 1271–1289. Андрей кн. Ерденев 1289–1315. Варсонофий 1315–1328. Феодор I 1330–1341. Феодор II 1342–1360. Василий 1361–1372. Евфимий Вислен 1374–1390. Св. Арсений 1390–1409. Антоний 1411–1434. Илия 1434–1457. Моисей 1458 – 1461. Геннадий Кожа 1461–1477. Вассиан кн. Сгригин-Оболенский 1477–1508. Нил (грек) 1508–1521. Епископы Тверские и Кашинские: Акакий 1522–1567. Св. Варсонофий 1567–1570. Савва 1570–1573. Феодорит 1573–1578. Архиепископы: Захарий 1578–1602. Еп. до 1589. Феоктист 1603–1609. Арсений (грек) 1613–1615. Пафнутий 1620–1627. Евфимий 1628–1642. Иона 1642–1654 . Лаврентий 1654–1657. Иоасаф (Иосиф) 1657–1676. Симеон (Симон) 1676–1681. Варсонофий Чертков-Еропкин 1681. Митр. Сергий 1682–1702. Каллист Поборский 1703–1712. Епископы и Архиепископы: Алексий Титов 1713–1714. Варлаам Косовский 1714–1720. Сильвестр Холмский 1720–1723. Митр. Феофилакт Лопатинский 1723–1738 Архп. с 1725. Митрофан Слотвинский 1738–1752 Архп. с 1744. Вениамин Пуцек-Григорович 1753–1758. Афанасий Вольховский 1758–1763. Иннокентий Нечаев 1763. Гавриил Петров 1763–1770. Платон Левшин 1770–1775. Архп. Арсений Верещагин 1775–1783. Иоасаф Заболотский 1783–1788 Архп. с 1785. Тихон Малинин 1788–1792. Архиепископы и Епископы: Ириней Клементьевский 1792–1798. Еп. до 1796. Павел Пономарев 1798–1799. Еп. до 1799. Павел Зернов 1800–1803. Еп. до 1801. Мефодий Смирнов 1803–1814. Еп. до 1804. Серафим Глаголевский 1814–1819. Филарет Дроздов 1819–1820. Симеон Крылов-Платонов 1820–1821. Иона Павинский 1821–1826. Амвросий Протасов 1826–1831. Григорий Постников 1831 – 1848.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

По Указу Сенатскому учреждены от Польской границы Таможни в Смоленске и Торопце. Переведен из Переяславля Киевского во Псков Епископ Варлаам Леницкий и в том же году пожалован Архиепископом, а в 17З8 году уволен на покой в Киевопечерскую Лавру. Ловля жемчуга в реках Новгородского, Ржевского и Торопецкого Уездов дозволено свободно, с обьявлением только найденного жемчуга в Каммер Коллегию. Хиротонисан во Псков Епископ Стефан Калиновский, в 1746 соду переведенный в Новгород. Война со Швециею. Во время войны со Швециею пропуск иностранных товаров назначен через Нарву, Псков и Новгород. Заключенным с Швециею мирным Трактатом подтверждены все купеческие статьи, постановленные в Трактат 1721 года; а в 1745 году присовокуплен к тому и вспомогательный обоюдный союз. Переведен во Псков Костромской Епископ Симон Тодорский, который в 1748 году пожалован Архиепископом и в 1754 соду скончался. Для пресечения тайного провоза в Россию из Лифляндии, Естляндии и от портов Риги, Ревеля, Аренсбурга и Дерпта иностранных, а из России туда Российских товаров, учреждена во Пскове Главная Таможня. Для удержания потаенных провозов купцами и другими людьми товаров, определением Правительствующего Сената велено учредить заставы между городами Псковом, Великими Луками, Торопцом и Смоленском. Имянным Указом все внутренние Таможни и разного звания пошлинные и прочие внутри Государства разные сборы уничтожены и расположены при портах и пограничных Таможнях С 21 на 22 февраля в полночь на день поминовения Преосвященного Симона сгорел Псковский Архиерейский дом в Кремле близ Троицкого Собора: но он паки выстроен. Началась семилетняя война с Пруссиею и большая часть Русских войск проходила через Псковскую Провинцию. Портовые и внутренние Таможенные сборы отданы на откуп Калужскому купцу Никите Шемякину с товарищи от 1758 по 1764 год, а Лифляндские и Естляндские с 1762 на 10 лет. Переведен из Твери во Псков Епископ Вениамин Пуцек-Григорович, который в 1761 году переведен Архиеписком в С. Петербург В Кафедральном Троицком Соборе поправлен и вновь позолочен Иконостас. Мастером был Печерский Монах Иасон. Работа с материалом стоила 2850 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

И никогда еще со времен Петра не возлагалось на духовенство столько разнообразных правительственных поручений, как при Екатерине, – в эту новую эпоху реформ в нашей истории. В 1767 г. оно обязывалось увещевать крестьян к повиновению помещикам; в 1768 – призвано содействовать правительству в распространении прививания коровьей оспы; потом должно было внушать народу важность предохранительных мер против чумы; после появления Пугачева обязывалось увещевать народ не приставать к самозванцу и т. д. Обычай публиковать указы в церквах доходил в это время до странностей; наприм. в 1775 г. в течение трех недель священники читали за литургией указ о том, что цена на соль понижена 5 копейками на пуд; в том же году и тоже 3 недели, а потом по одному разу в год перед пасхой читали указ о том, кому в каких экипажах ездить, какую сбрую на лошадей и ливрею на лакеев и кучеров употреблять, кому можно и кому нельзя ездить в позолоченных и посеребренных экипажах; в 1782 г. читали 4 недели объявление, не пожелает ли кто записаться в мещане и т. п. 682 В 1773 г. началось грозное волнение забитых народных масс по всей восточной России, которые принялись избивать всех своих притеснителей, вставши для этого под знамя Пугачева. Демократический характер этого волнения верно изобразил главный деятель против пугачевщины, гр. Панин: «Пугачев, писал он, не что иное, как чучело, которым играют воры казаки; не он важен, а важно общее негодование». Правительство старалось вразумить народ воззваниями, обратилось за содействием к духовенству. Казанский архиепископ Вениамин Пуцек-Григорович, под духовным управлением которого находилась вся взбунтовавшаяся местность, писал красноречивые и одушевленные воззвания к своей пастве, в которых обличал обман самозванца, принявшего имя Петра III, как очевидец и участник погребения умершего императора, увещевал народ к верности законной власти и предавал проклятию как Пугачева, так и всех его сообщников 683 . До нас дошло его распоряжение (от ноября 1773 г.), объявленное всем духовным правлениям и заказчикам его епархии, чтобы десятские священники, благочинные или за неимением их лучшие из священников объехали все села и в каждом селе обязали священников подписками всеми мерами отвращать народ от присоединения к самозванцу, в церквах и везде, где будет народное собрание, прилежно прочитывать и толковать увещательные о том манифесты государыни, обо всех переменах в приходе, касающихся бунта, еженедельно доносить духовным правлениям, а о колеблющихся в верности объявлять письменно по командам 684 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

С тех пор как епископы малороссийского происхождения осмелились в 1764 г. возражать против предполагавшейся секуляризации церковных земель, недоверие императрицы к епископату с особой силой обратилось именно на малороссиян. В том же году Екатерина в одном из своих писем говорит о «ненасытном властолюбии» выпускников Киевской Академии и начинает при епископов предпочитать великороссов. Судя по спискам членов Святейшего Синода, малороссы и сюда стали назначаться лишь С особой силой эту политику императрицы пришлось ощутить на себе Ростовскому митрополиту Арсению Мацеевичу. Проведение в жизнь указов Петра III совпало по времени с воцарением Екатерины II, это побудило Арсения Мацеевича подать государыне свое очередное доношение, отправленное с нарочным. Последний прибыл в разгар коронационных торжеств, и писание Арсения осело в архиве, вероятно не без вмешательства архиепископа Димитрия Сеченова, как то предполагает биограф митрополита 18 июля 1762 г. произошло историческое событие, которому было суждено определить позицию императрицы по отношению к малороссийскому епископату: на созванном по высочайшему повелению совместном заседании Сената и Святейшего Синода великорусские иерархи, Димитрий Сеченов и Рязанский епископ Палладий Юрьев, поддержали проект Сената, в то время как малороссы — Тверской епископ Афанасий Вольховский, Псковский епископ Гедеон Криновский и Петербургский архиепископ Вениамин Пуцек-Григорович, протестовали против Сенат намеревался с каждого рубля подушной подати крестьян отчислять 50 коп. в пользу Синода, а в остальном предоставить управление церковными поместьями самой Церкви. Афанасий счел остающуюся сумму недостаточной для покрытия расходов епархиальных управлений, монастырей и семинарий. Он требовал полного возврата церковных земель и выразил готовность взамен этого гарантировать казне сумму в 300 000 руб. на благотворительные цели. В ответ на это Димитрий Сеченов предложил образовать смешанную светско-духовную комиссию для перевода епархиальных управлений на казенное содержание.

http://sedmitza.ru/lib/text/439971/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010