Назначенный впоследствии начальником придворного хора, он дослужился со временем до чина действительного статского советника и 13 апреля 1795 г. См. у Великого Князя Николая Михайловича. Русские портреты XVIII–XIX столетий т. IV (1908 г.) 20. 312 Разумеется, очевидно, Андрей Яковлевич Безбородко, отец князя А. А. Безбородка, учившегося в Киевской Академии. См. Стороженко. Фамильный архив. Т. 7. К. 1908 г. стр.42 (там же и портрет). 313 О том же деле и в таком же духе писал Софроний Тернавиот архим. Луке несколько позже, именно 14 мая 1756 г. См. арх. К. П. Л. м. д. л. 11З. 320 Очевидно, это – та самая г–жа Салтыкова, которая еще летом 1754 г. приглашала к себе в имение Софрония Тернавиота. См. выше прим. 261. 322 См. там же монаш. д. 24 л. 102. Сейчас приведенные нами строки читаются в виде приписки (Р. S.) к вышеупомянутому письму тверского епископа Вениамина Пуцек–Григоровича от 28 марта 1756 года и в оригинале не имеют авторской подписи. Мы считаем автором данной приписки именно архиепископа Сильвестра Кулябку на следующих основаниях: 1) автор приписки был, очевидно, членом св. синода; 2) он принадлежал к Киево-Печерскому братству, разумеется, по месту своего пострижения в монашество и 3) он должен был находиться в исключительно близких, дружественных отношениях к автору письма, т. е. тверскому епископу Вениамину Пуцек–Григоровичу. Все эти признаки, по нашему мнению, подходят именно к архиеп. Сильвестру Кулябке. – Сильвестр Кулябка не принадлежал к числу друзей Киево-Печерского архимандрита Луки и даже считал себя обиженными тем, что последний не обращался к нему с просьбами по делам лаврским. В особой приписке к одному из прежних писем (от 27 февраля 1756 года) Софрония Тернавиота читаются между прочим, следующие строки: «вашему ясне в Богу високопреподобию донесть не оставлю; преосвященный Санкт–Петербургский весьма сожалеет, что никогда не изволит к его преосвященству ни в каком деле писать, к продчим же синодалним членам часто о делах пишите; и мне выговаривал, когда я просил его преосвященство о квартире: для чего де отец архимандрит ко мне не пишет, и я такой же лавры святой син, как и продчии; я не имею дому, чтоб, кто ни приедет, всякому по должности давать квартиру.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН Иларион (Рогалевский), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский. Фотография с портрета 2-й пол. XVIII - нач. XIX в. (РГИА) Иларион (Рогалевский), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский. Фотография с портрета 2-й пол. XVIII - нач. XIX в. (РГИА) (Рогалевский; Минск - 1738 (1742), Тверь), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский. Окончил Киево-Могилянскую академию, принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре. По просьбе фельдмаршала Б. П. Шереметева в 1707 г. был назначен военным иеромонахом, служил в армейских частях и одновременно исполнял обязанности духовника графа. С дипломатической миссией, к-рую возглавлял А. П. Волынский, был направлен в Персию. После возвращения по указу от 7 апр. 1719 г. И. был направлен в Александро-Невскую лавру с предписанием под страхом «штрафа с истязанием» никуда не отлучаться из обители. В это время он числился иеромонахом минского во имя апостолов Петра и Павла мон-ря. С 1719 г. был обер-иеромонахом военного флота, служил на корабле «Александр», принимал участие в Персидском походе. С 23 июня 1722 г. И. возглавлял Мгарский в честь Преображения Господня мон-рь , но большую часть времени проводил в С.-Петербурге и Москве. Из-за конфликта с Черниговским архиеп. Иродионом (Жураковским) 24 окт. 1728 г. был перемещен в Донской иконы Божией Матери московский мон-рь в сане архимандрита. По свидетельству И., в это время в Донской обители было «собрано монашествующего чина из малороссийских городов не малое число». Считается, что карьере И. содействовал архиеп. Новгородский Феофан (Прокопович) . 26 марта 1732 г. И. был хиротонисан во епископа Казанского и Свияжского и в том же году возведен в сан архиепископа. 13 июня того же года имп. Анна Иоанновна пожаловала И. серебряное блюдо, к-рое он передал в кафедральный Благовещенский собор (ныне хранится в Национальном музее Республики Татарстан). 20 сент. прибыл в Казань. Добился отмены решения Святейшего Синода об отстранении от должностей священников казанских церквей, к-рые по делу митр. Сильвестра (Холмского) обвинялись в непоминовении Синода на литургии. Архиепископ объяснил, что иначе городские храмы останутся «без службы и пения». За время управления епархией основное внимание И. уделял миссионерской деятельности и преобразованию Казанской ДС. Дружеские отношения с Киевским архиеп. Варлаамом (Вонатовичем) помогли И. уже в 1732 - нач. 1733 г. пригласить из Киева в Казань питомцев Киевских духовных школ: архим. Нежинского монастыря Германа (Барутовича), иером. Епифания (Адамацкого), В. Г. Пуцек-Григоровича (впосл. митрополит Вениамин (Пуцек-Григорович) ), С. Гловацкого (впосл. митрополит Сильвестр (Гловацкий)). При И. был заложен новый каменный семинарский корпус в самом центре Казани. Землю для постройки передала архиерейскому дому вдова строителя казанского Петропавловского собора Ивана Михляева. Часть средств на сооружение здания выделил архиепископ.

http://pravenc.ru/text/389201.html

24-й. Епископ Гавриил II (Кременецкий-из воспитанников Московской Академии) был учителем и Ректором Александро-Невской Семинарии. В Казань он переведен из Епископов Коломенских, а потом он был назначен Митрополитом Киевским († 1783 г.). 25-й. Митрополит Вениамин (Пуцек-Григорович-из воспитанников Киевской Академии) большую часть своей жизни посвятил Казани, начиная с учительства в Славяно-Латинской школе и оканчивая ректурою в Семинарии. Преосвященный Вениамин с 1748 года преемственно занимал кафедры Нижегородскую, Тверскую, Псковскую, Петербургскую и в 1762 году по прошению переведен в Казань после коронации Императрицы Екатерины II. При нем в 1771 году Казань подвергалась моровой язве, от которой избавилась по обнесении Седмиозерской Смоленской чудотворной иконы Божией Матери вокруг города. В 1772 году на Казань напал Пугачев, выдававший себя за Императора Петра III. Пред нашествием его Архиепископ Вениамин разослал послание, в котором, как очевидец, доказывал, что Император Петр III скончался. Во время осады Казани Пугачевым преосвященный Вениамин усердно молился в Соборе об избавлении Казани от злодея-самозванца. В отмщение за это, при производстве следствия над бунтовщиками, последние оклеветали его в сношениях с Пугачевым. После строгого дознания невинность Архиепископа была ясно доказана, он был пожалован драгоценною панагией от Императрицы и возведен в сан Митрополита. В 1782 году он уволен был по прошению на покой в Седмиозерскую пустынь, где и скончался в следующем году. 26-й. Архиепископ Антоний I (Забылин-из воспитанников Московской Академии), был учителем, префектом и ректором Московской Академии и архим. Заиконосп. монастыря. В 1781 году перемещен в Казань из Нижнего Новгорода. При нем открыто в Казани наместничество. Уволенный по болезни на покой (1785 г.), он скончался в Макарьевском Нижегородском монастыре. 27-й. Синодальный Член Архиепископ Амвросий (Подобедов) -из воспитанников Троицко-Лаврской Семинарии, в которой он был префектом и ректором. Во всех епархиях, где ему приходилось быть Архипастырем, он всячески содействовал процветанию духовных училищ. Назначенный Архиепископом в Казань в 1785 году, он выстроил для Семинарии новое здание, вместо сгоревшего. В 1798 году он встречал в Казани Императора Павла I, совершавшего здесь закладку холодного соборного храма в женском монастыре. В следующем году преосвященный Амвросий был переведен в Петербург, с возведением в сан Митрополита и пожалованием ордена св. апост. Андрея Первозванного, а потом и бриллиант. знаков онаго и ордена св. Владимира 1 степени. В 1818 году он был уволен на покой и мирно почил о Господе 21 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

По определению Духовного Регламента, каждый Архиерей должен был непременно завести при своем доме школу для обучения детей „в надежду священства», отыскать учителя для оной и содержать на счет архиерейской казны, сбирая в подмогу двадцатую долю с монастырских имений и 30-ю с церковных. 260 . Указ об учреждении школ пришел в Казань в 1723 году и застал Казанского Архиепископа Тихона II, глубоко сочувствовавшего благим реформам Царя, вполне готовым к этому делу, так как уже ранее (с 1718 г.) при его доме была цифирная школа, в которой обучались дети духовенства, которых не позволялось посвящать в попы и дьякона, если бы они не пожелали учиться здесь. При указе 23 г. прислано было 250 букварей и 90 грамматик, по которым и стали учиться церковно-служительские дети в числе 52. Кроме азбуки и грамматики, некоторые ученики, как рапортовал учитель Василий Яковлев, сын Свентицкий (родом поляк), „обучались славянски и латински писать, о седми тайнах церковных и прочего в школе по духовному регламенту принадлежащего”. Вообще это была славяно-латинская школа подобная другим. В 1726 году курс учения увеличился „обучением гратуляций и приветствий, различных комидийных акций, показывавшихся публике, интермедий, мультипликаций и прочих обхождения политичнаго”. В это время число учеников было около 8о; определен был другой учитель. В 1732 году в упраздненном Федоровском монастыре устроены были особливые покои „учителям и студентам жительства иметь». Митрополит Казанский Сильвестр для увеличения средств школы приписал к ней несколько церковных вотчин и два монастыря (Осинский и Сарапульский), а также начертал подробный порядок заведывания семинарской экономией. В 1734 г. Архиепископом Иларионом Рогалевским вызваны были новые учителя для Казанской Семинарии: студенты Стефан Гловацкий и Василий Пуцек-Григорович (впоследствии Казанский Митрополит Вениамин). Григорович проходил с учениками синтаксиму и пиитику, а Гловацкий-риторику. Семинария, имевшая теперь до 120 учеников, переведена была в Зилантов монастырь; она ведалась семинарской конторой, управителем которой был Архимандрит Спасо-Преображенского монастыря Герман Борутович.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В 1754 году скончался. 49 . АРСЕНИЙ III Могилянский, Архимандрит Троице-Сергиевский, затем вместе и Архиепископ Переславский, с 1744 года Февраля 8. В 1752 году уволен на покой. Платон Малиновский, Епископ Сарский и Подонский, с 5 Апреля 1744 года (см. выше, 28). 50 . НИКИФОР. Протоиерей Успенский, с 1744 по 1745 год. 51 . ИЛАРИОН II Григорович, Епископ Крутицкий, с 1748 года Апреля 5. В 1755 году уволен на Крутицы. 52 . ГАВРИИЛ II, Кременецкий, Архимандрит Ново-Спасский, затем Епископ Коломенский, с 1748 года Апреля 5 по 1753 год и паки с 1762 по 1770 год. Наконец, Митрополит Киевский. 53 . АМВРОСИЙ II Зертыс-Каменский, с 1748 года Апреля 5 по 1753 год. Архимандрит Воскресенский, затем Епископ Переславский. Наконец, Архиепископ Московский. Он именовался Членом по 1771 год, т. е. по кончину свою. Платон Малиновский, с 1749 года (см. выше, 28). 54 . СИЛЬВЕСТР I Кулябка, Архиепископ Санкт-Петербургский и Архимандрит Александро-Невский, с 2 Июля 1750 года. В 1761 году скончался. 55 . ДИМИТРИЙ Сеченов, Епископ Рязанский. Наконец, Митрополит Новгородский, с 1752 по 1767 год. 56 . ВЕНИАМИН Пуцек-Григорович, Епископ Тверской, затем Псковский. Наконец, Митрополит Казанский, с 1753 года Октября 6 по 2 Апреля 1758 года присутствовал, а именовался Членом по кончину свою. 57 . АФАНАСИЙ II Вольховский, Архимандрит Троице-Сергиевой Лавры, затем Епископ Тверской. Наконец, Ростовский. С 1754 года Марта 5 по 1758 год, и с 1762 года Февраля 24. В 1767 году уволен в Епархию. 58 . МИСАИЛ Чирский, Архимандрит Новоспасский. С 1754 года Марта 5. А присутствовал он в Московской Синодальной Конторе по 1755 год. 59 . ВАРЛААМ III Лащевский, Архимандрит Донской, с 1754 по 1759 год. 60 . ГЕДЕОН Криновский, Архимандрит Савино-Сторожевский, потом Троице-Сергиевой Лавры. Наконец, Епископ Псковский, с 4 Марта 1753 года по Июнь 1763 года. 61 . ТИМОФЕЙ Щербацкий, Митрополит Московский, с 29 Марта 1758 года по 1767 год. А присутствовал он в Московской Синодальной Конторе. 62 . ПАЛЛАДИЙ, Епископ Рязанский, с 17 Апреля 1758 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В марте 1738 года назначен был в Казанские епископы Лука Конашевич 370 ), бывший воспитанник и профессор Киевской Академии 371 ). Он проектировал преобразовать и действительно преобразовал Казанскую школу в полную семинарию 372 ). С 1739 года в ней стали преподавать философию, а с 1751 года и богословие 373 ). Периодически вызывая к себе учителей из студентов Киевской Академии, преосвященный Лука задумал обзавестись достойными учителями и из казанских воспитанников, и с этою целью в 1742 году послал двоих из них, Григория Аристовского и Иоанна Быстрицкого, в Киевскую Академию, для довершения образования, где они пробыли до 3 марта 1744 года 374 ). Представляем список известных нам учителей Казанской семинарии со времени учреждения ее и до 1750 года. Свенцицкий Василий Яковлевич, с 1723 года 375 ); в 1733–4 году был учителем в Свияжской Новокрещенской школе 376 ); в 1734 и 1735 г.г. был в Казанской школе учителем инфимы и фары, а в 1737 году – фары 377 ). Дионисий, иеромонах, с 10 ноября 1727 года и до 1730 года 378 ), вероятно, обучавший чтению и письму, как и его преемник. Стародубский Димитрий, иеродиакон, в 1730–32 годах бывший учителем чтения и письма 379 ). Роговский Михаил, в 1731–33 годах учивший элементару 380 ). Гловацкий Стефан в 1733 году преподавать, вероятно, фару и инфиму, в 1734 году грамматику, в 1735 году синтаксиму, с 1736 года пиитику и затем, совместно с Григоровичем, реторику и пиитику, но так, что одного дня ученики обучались у Стефана Гловацкого реторике и пиитике, а другого дня у Василия Григоровича греческому диалекту и арифметике 381 ). В 1739–40 году Гловацкий был учителем 382 ). Поступив после этого в монашество с именем Сильвестра, Гловацкий в 1742–49 г.г. был архимандритом Свияжского Богородицкого монастыря, откуда возведен был в сан Тобольского митрополита. Скончался в 1760 году в сане Суздальского митрополита 383 ). Пуцек Григорович Василий – с 1733 года 384 ), вероятно, сначала преподавал в низших классах, а с 1737 до 1739 года – греческий диалект и арифметику в классах реторики и пиитики, в 1739–40 годах реторику и пиитику, а с 1740 года – философию. Приняв в 1741 году монашество с именем Вениамина, Григорович продолжал преподавать философию до 1745 года 385 ), сделавшись, с начала 1744 года, и ректором семинарии, а с конца этого года – и архимандритом Спасо-Казанского Преображенского монастыря 386 ). В 1748 году он хиротонисан в епископа Нижегородского; был потом епископом Тверским, Псковским, архиепископом С.-Петербургским и митрополитом Казанским и скончался в 1783 году на покое в Седмиезерной пустыни 387 ). Он известен и как духовный писатель 388 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

С воцарением императрицы Екатерины II архиепископ Вениамин всего только один месяц продержался в Петербурге. 25 июля 1762 года он был переведен в Казань, как «черкасский» архиерей, неугодный Екатерине II, хотя в Указе говорилось, что он сам просил о переводе. Архиепископ Вениамин, как пастырь смиренный, благочестивый и добродетельный, всякое место считал землею Бога и Его исполнением. Ему и на сердце не приходила мысль о выгодах и невыгодах своего перемещения. По отзыву Спасского архимандрита Платона (Любарского), который близко знал митрополита Вениамина, он был «нравом чистосердечен, незлобив, правдолюбив, строг с милостию, благочестив, к трудам звания своего охотен, щедр, наук и ученых людей любитель, в защищении своих подчиненных и прочих бедных старателен, обходителен, гостеприимен, во всем подлости нетерпящий – словом, всеми приличными сану его свойствами одарен». В случающихся бедствиях и напастях преосвященный Вениамин прибегал к помощи Пресвятой Богородицы. В 1771 году для защиты от моровой язвы по его распоряжению была принесена в Казань из Седмиезерной пустыни чудотворная Смоленская икона Божией Матери, избавившая город от смертоносной болезни. Архиепископу Вениамину пришлось испытать тяжесть ложного доноса. Он был обвинен в сношениях с Емельяном Пугачевым. Следственной комиссией по делу Пугачева ему было выражено недоверие, и он был оставлен под домашним арестом. Но, как известно, во время пугачевского восстания архиепископ Вениамин рассылал по епархии послания против Пугачева и даже во время торжественного богослужения предал его анафеме. Впоследствии обвинение с архиепископа Вениамина было снято, он был освобожден из-под стражи и вскоре возведен в сан митрополита. Труды: Воззвание к народу во время пугачевского бунта//Казанские губернские ведомости. – 1844, 36, 37. Слово на 25 день мая. – М., 1754. Увещательное послание к пастве//Православный собеседник. – 1859, 2. – С. 205–210. Слово в публичном соборе Казанской гимназии 1775 г. – М., 1775. Письма Вениамина, архиепископа Казанского, к архимандриту Платону Любарскому//Русский архив. – 1871, 1. – С. 237–240.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

После исключения названных городов и церквей в Московской епархии оказалось всего 850 церквей, 696 сама территория её значительно сократилась и сосредоточилась около Москвы. В составе Московской епархии остались только Москва с уездом и семью десятинами, Калуга и Звенигород. После 1775 года московскую епархиальную территорию можно назвать одной из меньших среди всех великорусских епархий. Управляя ей, м. Платон состоял директором славяно-греко-латинской академии и членом Св. Синода. Подобно московскому архиепископу Платону, только раньше его, некоторое великодушие проявил казанский архиепископ Вениамин (Пуцек-Григорович). По росписи 1764 года город Уфа с уездом и 23 церквами отошли из Казанской епархии в Вятскую, а г. Бирск, находившийся от Уфы в 103 вер., с 15 церквами оставлен в Казанской епархии. На самом деле в Бирске имелось всего 2 церкви, да из Уфимского уезда к нему было приписано 4 церкви. Эти шесть церквей составляли Бирский заказ, находившийся в ведении бирского протопопа. Вятская Консистория, ссылаясь на то, что четыре церкви Бирского заказа принадлежали к Уфимскому уезду, 11 мая 1765 г. потребовала исключить их из Бирского заказа и соответственно гражданскому делению приписать их к Уфимскому Правлению Вятской епархии. Архиепископ Вениамин не стоял не только за четыре церкви Уфимского уезда, но и за Бирск, находя вполне естественной приписку его к Вятской епархии. Указ на доклад казанского архиепископа последовал только 24 февраля 1771 года, при том самого неопределенного характера. Синод приказал г. Бирску с уездом быть в Казанской епархии, церквам Бирского заказа Уфимского уезда – в Вятской. Такое распоряжение поставило в недоумение архиепископа Вениамина. Из Казани пришлось запросить бирскую воеводскую канцелярию о том: есть-ли какие-нибудь села в Бирском уезде. Оттуда ответили, что есть только Уфимский уезд, а Бирского совсем нет. Архиепископ Вениамин опять писал в Синод и просил отписать в Вятскую епархию Бирский Заказ с г. Бирском. 16-го января 1772 г., наконец, положительно ответили из Петербурга, чтобы г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Митрополиты Казанские и Свияжские: Гермоген 1589–1606 Ефрем 1606–1613 Матфей 1615–1646 Симеон 1646–1649 Корнилий 1650–1656 Лаврентий 1657–1672 Корнилий 1673–1674 Иоасаф 1674–1686 Адриан 1686–1690 Маркелл 1690–1698 Тихон Воинов 1699–1724 Сильвестр Холмский 1725–1731 до 1727 года архиепископ Архиепископы Казанские и Свияжские: Илларион Рогалевский 1732–1735 Гавриил Русской 1735–1738 Епископы: Лука Конашевич 1738–1755 Гавриил Кременецкий 1755–1762 Архиепископы: Вениамин Пуцек-Григорович 1762–1782 с 1775 года митрополит Антоний Герасимов-Зыбелин 1782–1785 Амвросий Подобедов 1785–1799 Архиепископы Казанские и Симбирские: Серапион Александровский 1799–1803 Павел Зернов 1803–1815 Амвросий Протасов 1816–1826 Иона Павинский 1826–1828 Казанские и Свияжские (с 1832 года): Филарет Амфитеатров 1828–1836 Владимир Ужинский 1836–1848 Григорий Постников 1848–1856 с 1856 года митрополит Афанасий Соколов 1856–1866 Антоний Амфитеатров 1866–1879 до 1867 года епископ Сергий Ляпидевский 1880–1882 Палладий Раев 1882–1887 Павел Лебедев 1887–1892 Владимир Петров 1892 Камчатская Учреждена в 1840 году. 33   Епископы Камчатские, Курильские и Алеутские: Иннокентий Попов-Вениаминов 1840–1868 с 1850 года архиепископ Вениамин Благонравов 1868–1873 Епископы Камчатские, Курильские и Благовещенские (с 1870 года): Павел Попов 1873–1877 Мартиниан Муратовский 1877–1885 Гурий Буртасовский 1885–1892 Макарий Дарский 1892 Кишиневская Учреждена в 1813 году. Кафедра в Кишиневе. Архиепископы и епископы Кишиневские и Хотинские: Гавриил Бонулеско (Бодони), митроп. 1813–1821 Димитрий Сулема, архиеп. 1821–1844 Иринарх Попов 1844–1858 с 1845 года – архиепископ Антоний Шокотов 1858–1871 с 1861 года – архиепископ Павел Лебедев 1871–1882 с 1879 года – архиепископ Сергий Ляпидевский , архиеп. 1882–1891 Исаакий Положенский, еп. 1891–1892 Неофит Неводчиков, архиеп. 1892 КостромскаяУчреждена в 1744 году. Кафедра в Костроме. Епископы Костромские и Галичские: Симон Тодорский 1745 Сильверст (Сергий) Кулебяка 1745–1750 Междуархиерейство 3 года

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Питирим 1719–1738 с 1824 года архиепископ Иоанн Дубинский 1739–1742 Димитрий Сеченов 1742–1748 Вениамин Пуцек-Григорович 1748–1753 Феофан Чарнуцкий 1753–1773 Антоний Герасимов-Зыбелин 1773–1782 Иоасаф Заболоцкий 1782–1783 Дамаскин Семенов-Руднев 178З-1794 Павел Пономарев 1794–1798 Епископы Нижегородские и Арзамасские: 42 Вениамин Краснопевков-Румовский 1798–1811 с 1804 года архиепископ Моисей Близнецов-Платонов 1811–1825 Мефодий Орлов-Соколов 1826 Афанасий Протопопов 1826–1832 Амвросий Морев 1832–1835 Иоанн Доброзраков 1835–1847 Иаков Вечерков 1847–1850 с 1849 года архиепископ Иеремия Соловьев 1850–1857 Антоний Павлинский 1857–1860 Нектарий Надеждин 1860–1869 с 1867 года архиепископ Филарет Малышевский 1869–1873 Иоанникий Руднев 1873–1877 с 1877 года архиепископ Хрисанф Ретивцев 1877–1879 Макарий Миролюбов 1879–1885 Модест Стрельбицкий 1885–1889 Владимир Петров 1889–1892 Владимир Никольский 1892 Балахнинское викариатство Учреждено в 1866 году. Епископы (в Нижнем Новгороде): Макарий Миролюбов 1866–1867 Поликарп Гонорский 1868–1886 Димитрий Сомбикин 1887 Агафодор Преображенский 1888–1891 Иаков Пятницкий 1891–1892 Ювеналий Половцев 1892–1893 Алексий Опоцкий 1893 Новгородская Учреждена в 993 году. Кафедра в Новгороде. Епископы Новгородские: Иоаким Корсунянин, святой 992–1030 Лука Жидята 1035–1059 Стефан 1060–1068 Феодор 1069–1077 Герман, святой 1078–1095 Никита, святой 1096–1108 Иоанн Попин 1110–1129 Нифонт, святой 1129–1156 Аркадий, святой 1158–1163 Архиепископы Великоновгородские и Псковские: Илия, святой 1165–1186 Григорий, святой 1187–1193 Мартирий Рушанин, святой 1193–1199 Митрофан 1201–1211 Антоний Ядрейкович, святой 1211–1219 Митрофан, вторично 1219–1223 Арсений Хутынский 1223–1225 Антоний, вторично 1225–1228 Арсений, вторично 1228–1229 Антоний, третий раз 1229 Спиридон 1230–1249 Далмат 1251–1274 Климент 1276–1299 Феоктист, святой 1300–1308 Давид 1309–1325 Моисей, святой 1325–1329 Василий Копейка, святой 1331–1352 Моисей, вторично 1352–1359 Алексий 1360–1388 Иоанн 1389–1415

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010