Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН (Лихоманов Николай Иванович; род. 2 окт. 1952, г. Сокол Вологодской обл.), еп. Рыбинский и Романово-Борисоглебский. В 1969 г. окончил среднюю школу г. Марганец Днепропетровской обл. (Украина). В 1969-1975 гг. обучался на механико-математическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. С сент. 1975 г. по янв. 1976 г. работал в должности инженера в Институте математики и механики Казахской Академии наук в г. Алма-Ата. С мая 1976 г. по июнь 1978 г. работал младшим научным сотрудником во ВНИИ синтеза минерального сырья в г. Александрове Владимирской обл. В 1978 г. вступил в брак. В 2002 г. по обоюдному согласию брак расторгнут и обоими супругами подано прошение о монашеском постриге. 13 марта 2003 г. архиеп. Михеем (Хархаровым) пострижен в монашество с именем Вениамин в честь священномученика Вениамина (Воскресенского) , епископа Романовского. 8 окт. 1978 г. митр. Ярославским и Ростовским Иоанном (Вендландом) рукоположен в сан диакона, 14 окт. во иерея с назначением вторым священником Воскресенского собора г. Тутаева. С 9 окт. 1979 г. служит настоятелем Воскресенского собора г. Тутаева и благочинным церквей Тутаевского округа. В 1984 г. окончил Московскую ДС, а в 1999 г. заочно Московскую ДА. С 1993 г. избирался в члены епархиального совета Ярославской епархии, в 2003-2009 гг. исполнял обязанности секретаря епархиального совета. В 1994-2006 гг. нес послушание председателя епархиального отдела катехизации и религиозного образования. В 1996 - 2003 гг. был главным редактором газеты «Ярославские ЕВ». В 1996-1997 гг. и 1999-2003 гг. исполнял обязанности ректора Ярославского ДУ. В 2006 г. заведовал отделением теологии, с 2008 г. кафедрой теологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. В 2007 г. назначен духовником Ярославской епархии. Принимал участие в Поместных Соборах Русской Православной Церкви 1990, 2009 гг., был делегатом двух миссионерских съездов. С 2002 г. являлся сопредседателем секции «Православное краеведение в системе образования» Международных Рождественских чтений. Участвовал в качестве докладчика в работе более 30 научных и учебно-методических конференций различных уровней.

http://pravenc.ru/text/1966183.html

«11 июня в городе Пошехонье-Володарске, в местном соборе, во время всенощной епископ Вениамин произнес проповедь, носившую погромный характер. Содержание проповеди сводилось к резкой критике коммунистической партии, внедряющей неверие в широкие массы населения. Делая в ней ссылки на ученых… которые твердо верили и признавали Бога, и противопоставляя их коммунистической партии, называл членов последней межеумками и неучами,позволяющими себе отрицать Бога и за это навлекающими страдания на себя и на всех окружающих»… Воскресенский собор в Романово-Борисоглебске, 1911 год, фото С.М. Прокудина-Горского. Источник: prokudin-gorskiy.ru «Борьба Антихриста со Христом шла, идет и будет идти» «Летом 1927 года по городу Тутаеву конвоиры водили уже пожилого человека с наполовину обритой, как у каторжника, головой, осыпая его ругательствами и побоями. В Тутаеве его хорошо знали», — вспоминал свидетель, архимандрит Павел (Груздев). Арестантом был епископ Вениамин. Вечером 12 июня 1927 года он был арестован в селе Пошехонье и этапирован во Владимирскую тюрьму через Тутаев. В тюрьме следователь потребовал от владыки, чтобы тот рассказал о своих поездках по уезду, а также какого содержания проповеди он произносил в храмах и что он может ответить на свидетельства против него, которые имеются в распоряжении ОГПУ. Владыка признал, что произносил указанные проповеди, однако отрицал, что в них содержится антисоветская агитация: «Я борюсь с неверием, среди неверующих есть люди и власти, следовательно, в этой части моя борьба, конечно, касается и их, но они не являются специальным объектом моей борьбы, а сливаются со всей массой неверующих, и в этой массе моя борьба касается их не как представителей власти, а как частных людей. И поэтому я никогда не считал, что борюсь против советской власти как власти». Ответы владыки Вениамина следователю по поводу соотношения науки и веры, связи между советской властью и Антихристом, зафиксированные в протоколах, поражают своей глубиной: «Современное неверие между прочими причинами держится не оттого, что люди стали более сознательными, а наоборот, недостаточной сознательностью. В этом вопросе я СССР из всех стран вообще не выделял, и об упадке культуры в советской стране я не говорил. Распятие Христа, совершившееся две тысячи лет тому назад, продолжается все время, от первых дней и до сего времени, и будет продолжаться до конца мира, и борьба антихриста со Христом также шла, идет и будет идти. Выражения, что теперь антихристы создали гонение на Церковь, я не употреблял. Я говорил: «Борьба антихриста, то поднимающаяся, то падающая, в нашу эпоху ХХ столетия вновь усиливается»

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-ve...

Памятник клирикам и прихожанам Князь-Владимирского собора установлен в Левашове мая 2018 Памятник репрессированным священно-,  церковнослужителям и прихожанам Князь-Владимирского собора установлен 7 мая на Левашовском мемориальном кладбище. Он создан по проекту Андрея Брынзы на объединении " Феррум " . В установке приняли участие настоятель протоиерей Владимир Сорокин , директор Левашовского кладбища Валерий Артеменко, руководитель центра " Возвращенные имена " Анатолий Разумов, заместитель председателя городской комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий Владимир Шнитке. Место для памятника выбрано у поклонного креста рядом с дорожкой, по которой возили тела расстрелянных. Отец Владимир совершил литию по невинно убиенным и выразил надежду, что примеру прихода Князь-Владимирского собора последуют в других храмах города: на Левашовском мемориале появятся новые памятники пострадавшим в годы лихолетья от приходов храмов, где они служили. Среди 88 имен пострадавших, увековеченных на памятнике, священномученики митрополиты Владимир Киевский, Вениамин Петроградский , Серафим Гдовский, протоиереи Карп Эльб, Леонид Богоявленский, Павел Виноградов, иереи Василий Лунин, Александр Прокофьев, протодиаконы Михаил Антонов, Иоанн Гонестов, Андрей Никольский, диаконы Георгий Кашников, Александр Киселев, Петр Миронов, монахини Анфиса (Латышева), Вероника (Клементьева), Серафима (Грум-Гржимайло). ИА " Вода живая " , 07.05.18 Поделиться 7 августа 2020 25 октября 2019 14 сентября 2019 28 июля 2019 6 октября 2018 6 ноября 2019 6 ноября 2019 15 октября 2019 15 октября 2019 14 октября 2019 27 апреля 2024 26 апреля 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024 24 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Александр Соколов – тверской. Ферапонт, в монаш. Феодотий, Евдокимов – казанской. Даниил Пономарев – воронежской. Петр Виноградов – костромской. 15 Иван Васильевский – тверской. Андрей Любославский – рязанской. Алексей, в мон. Павел, Попов – вологодской. Яков Беневоленский – владимирской. Алексей Лавров – костромской. 20 Александр Воздвиженский – вифанской. Василий Взоров – владимирской. Андрей Боголюбов – рязанской. Виктор Рождественский – московской. С правом на получение степени магистра без повторения испытания по выслуге в духовно-училищном ведомстве двух лет с одобрением начальства. Стефан Орлин – той же. Кандидаты: 25 Никита Сретенский – тульской. Александр Успенский -Буданов – той же. Василий Богословский – вифанской. Михаил Зенкевич – могилевской. Кирилл Державин – калужской. 30 Алексей Викторов – орловской. Феодор Исполинов – вологодской. Яков Груздев – костромской. Иосиф Голубинский – тульской. Иван Островский – костромской. 35 Алексей Миловидов – вологодской. Гавриил Пернаткин – костромской. Феодор Никольский – тульской. Василий Кандорский – костромской. Феодор Остроумов – владимирской. 40 Иосиф Лебединский – полтавской. Александр Камышинский – воронежской. Николай Руднев – тульской. Петр Беневоленский – вифанской. Стефан Твердый – могилевской. 45 Виктор Всесвятский – калужской. Василий Никольский – вологодской. Димитрий Бакрадзе – тифлисской. Павел Щеглов – тульской. Петр Милованов – вифанской. 50 Иеромонах Парфений из болгар – кишиневской. Действительный студент: Николай Астров – ярославской. Осмнадцатого курса (1848–1852) Магистры: 1 Виктор Кудрявцев-Платонов – из черниговской Семинарии. Михаил Шавров – тверской. Николай Субботин – владимирской. Александр Ильинский – московской. 5 Михаил Середонин – тверской. Иван Поспелов – нижегородской. Иван Вениаминов – вифанской. Николай, в монаш. Никодим, Белокуров–той же. Евгений Сретенский – ярославской. 10 Николай Головщиков – той же. Димитрий Рождественский – калужской. Николай Волхонский – той же. Михаил Покровский – тульской.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Соборное заседание 4 ноября, проходившее с участием митрополита Вениамина, положило начало кропотливой работе Собора в области церковного права. На нем же было постановлено избрать Патриарха немедленно, в связи с чем пришлось отказаться от точного следования древнему чину. Выборы патриархов Допетровской Руси проходили в Большом Успенском соборе, с молитвой перед заветной всероссийской святыней – иконой Владимирской Божией Матери. Теперь же совершить богослужение в обстрелянном соборе не представлялось возможным из-за сквозной пробоины в его главном куполе. Для выборов назначили храм Христа Спасителя, но с тем условием, чтобы туда был доставлен чудотворный образ. Выполнить этот наказ стоило больших трудов. Комиссары все же позволили иконе на несколько часов покинуть Кремль, но не забыли оговорить, чтобы духовенство несло ее без облачений и не по главным улицам, а «задами». Утром 5 ноября вся православная Москва уже знала, что в тот воскресный день в храме Христа Спасителя должна была открыться Божественная воля. Грандиозный храм был переполнен. Литургию в нем служили митрополиты Киевский Владимир и Петроградский Вениамин, 9 архиепископов, 2 протопресвитера, 32 архимандрита, протоиерея и иерея. После молебна из алтаря вышел старейший по возрасту член Собора, подвижник Зосимовой пустыни иеросхимонах Алексий (Соловьев) . На солее, перед древней Владимирской иконой Богоматери, был приготовлен ковчежец с тремя записками. Вынув жребий с именем избранника Божия на патриарший престол, старец передал его митрополиту Владимиру. В благоговейной тишине под сводами храма прозвучали слова: «Тихон, митрополит Московский». До совершения настолования (интронизации) избранного Патриарха необходимо было провести первоочередные работы по ремонту Большого Успенского собора. На это время святитель Тихон отбыл в Троице-Сергиеву лавру. Подготовка к предстоящим торжествам шла успешно и заняла около двух недель. Уже 16 ноября Соборный Совет постановил направить в лавру депутацию от Собора для приглашения Первосвятителя пожаловать в Москву на интронизацию. Почетное право возглавить депутацию было предоставлено митрополиту Вениамину. Посольство прибыло в лавру 18 ноября, накануне пятидесятилетия кончины митрополита Московского Филарета. В воскресенье 19 ноября в Филаретовском приделе лаврской Свято-Духовской церкви, где покоился прах знаменитого святителя, служили пять архиереев во главе с митрополитами Тихоном и Вениамином. «В приделе помещалось лишь одно духовенство, молящиеся же теснились в храме Св. Духа и толпились на дворе, стараясь подойти поближе к открытым окнам» 630 . Днем в актовом зале Московской духовной академии прошло торжественное собрание, посвященное памяти митрополита Филарета. Вместе с нареченным Патриархом собрание посетил и владыка Вениамин 631 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Овдовев, принял монашество с именем Макарий. 10 окт. 1935 г. хиротонисан во епископа Бостонского. Стал викарием главы Североамериканской митрополии Сан-Францисского митр. Феофила (Пашковского) . 13 окт. 1935 г. назначен митр. Феофилом викарным епископом Бруклинским, ему была поручена организация в Нью-Йорке семинарии. Стал деканом Свято-Владимирской семинарии Православной Церкви в Америке , открывшейся 3 окт. 1938 г. По нек-рым сведениям, в 1944 г. выражал намерения перейти в подчинение патриаршего экзарха Алеутского и Североамериканского митр. Вениамина (Федченкова) (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 24. Л. 59 об.). 26 янв. 1946 г. М. через прибывшего в США для переговоров с митр. Феофилом Ярославского архиеп. Алексия (Сергеева) передал прошение патриарху Московскому и всея Руси Алексию I о принятии его в общение с РПЦ. 28 февр. того же года отстранен митр. Феофилом от управления Бруклинским вик-ством и от руководства Свято-Владимирской ДС, исключен из списка архиереев Североамериканской митрополии. После отъезда из США в марте того же года архиеп. Алексия возглавлял учрежденную им «комиссию по делам примирения», однако не смог убедить иерархию Североамериканской митрополии перейти под юрисдикцию Московского Патриархата. У М. также возникли разногласия по вопросам управления приходами РПЦ с экзархом митр. Вениамином, протестовавшим против возникшего в экзархате «двоевластия». 15 мая 1946 г. был возведен патриархом Алексием I в сан архиепископа с титулом «Нью-Йоркский». В авг. 1947 г. в связи с переводом митр. Вениамина на Рижскую кафедру назначен по инициативе находившегося в США Ленинградского митр. Григория (Чукова) исполняющим обязанности экзарха Московской Патриархии по Сев. и Юж. Америке (официально приказ о назначении датируется 31 окт. того же года). С 12 дек. 1947 г. архиепископ Алеутский и Североамериканский, патриарший экзарх в Сев. и Юж. Америке. Под управлением М. находилось ок. 50 приходов в США и Канаде. 29 марта 1948 г. награжден правом ношения креста на клобуке. В июле того же года был участником Совещания глав и представителей автокефальных Православных Церквей в Москве и церковных торжеств по случаю 500-летия автокефалии РПЦ. 31 июля 1952 г. возведен в сан митрополита.

http://pravenc.ru/text/2561386.html

Архив Пн Священноисповедниче Михаиле, моли Бога о нас. Протоиерей Михаил Союзов прославлен в лике святых Церкви Русской 26 октября 2022 г. 11:51 25 августа 2022 года на заседании Священного Синода ( журнал 76 ) в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской было включено имя протоиерея Михаила Союзова (12.05.1869-19.10.1922). 4 сентября в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве за богослужением Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин его прославления в лике святых. Память священноисповедника Михаила Союзова будет отмечаться 6/19 октября. Протоиерей Михаил в 1919-1922 годах являлся настоятелем Князь-Владимирского собора в Петербурге. В мае 1922 года был арестован, осужден в ходе Петроградского процесса по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей»и скончался в тюремной больнице 19 октября 1922 года. В 1990 году Верховным Судом СССР судебное дело пересмотрено и издано постановление об отсутствии в деяниях осужденных состава преступления, в их числе был священник Михаил Союзов. Материалы к прославлению священноисповедника Михаила были предоставлены Санкт-Петербургской епархией . О том, как собирались необходимые для канонизации документы и каковы основные вехи жизни нового святого Русской Церкви, рассказывает Екатерина Карловская, секретарь епархиальной комиссии по канонизации, принимавшая активное участие в этой работе. Интервью опубликовано в «Журнале Московской Патриархии» 10, 2022 , PDF-bepcuя ). — В ходе организованного большевиками Петроградского процесса 1922 года было арестовано 86 человек — священнослужители во главе с митрополитом Петроградским Вениамином и миряне. Почему именно отца Михаила вы выделили из числа осужденных и взялись за сбор информации о нем для дальнейшего прославления?  — Изначально это была инициатива настоятеля Князь-Владимирского собора протоиерея Владимира Сорокина. Он много лет возглавляет епархиальную комиссию по канонизации и давно занимается темой Петроградского процесса, в частности, личностью митрополита Вениамина. В 1990 году отец Владимир стал инициатором строительства храма в честь священномученика Вениамина при Исправительно-трудовой колонии 5 в поселке Металлострой. Это был первый в стране тюремный храм, появившийся в новое время. 

http://patriarchia.ru/db/text/5971494.ht...

5 февраля 1856 г. удостоен серебряной медали на Георгиевской ленте, а 18 февраля пожалован кавалером ордена св Анны 3-й степени, в «воздаяние примерного усердия и самоотвержения, оказанных им при исполнении своих обязанностей во время обороны Севастополя». 26 августа 1856 г. о. Вениамин присутствовал на коронации императора Александра II. В тот же день по представлению Св. Синода награжден золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте «во внимание к примерному усердию и неустрашимости, с которыми, состоя при Крестовоздвиженской Общине, подавал духовную помощь раненым», а «на другой день имел счастье представиться Императору и Императрице и с ними разговаривал о Палестине». В новый состав отправляемой в Иерусалим Русской Духовной Миссии он, однако, включен не был. По ходатайству великой княгини Елены Павловны, знавшей Вениамина по основанной ею Крестовоздвиженской общине, он был 7 октября 1856 г. определен служащим иеромонахом в домовую церковь Мариинского института в Петербурге. В декабре получил из Главного штаба армии, через канцелярию С.-Петербургского митрополита, памятный бронзовый крест на Владимирской ленте и медаль на Андреевской ленте за кампанию 1854–1855 гг. 19 ноября 1857 г. снова отправился в Иерусалим, «на бессрочное пребывание», где жил по-прежнему в греческом монастыре, совершая требы для русских богомольцев. 14 апреля 1861 г., по представлению начальника РДМ епископа Кирилла (Наумова) , указом Святейшего Синода определен штатным членом Миссии, получил золотой наперсный миссионерский крест. 29 августа 1862 г. награжден набедренником. В 1864 г., когда, с назначением нового начальника архимандрита Леонида (Кавелина) , по решению Св. Синода был обновлен весь состав Миссии, отец Вениамин был отчислен и вновь вынужден перейти в один из греческих монастырей (известно, что некоторое время он жил в Лавре прп. Саввы Освященного). Наконец, 8 января 1871 г., по представлению архимандрита Антонина, окончательно зачислен в штат РДМ. 1091 Архимандрит Антонин, много сделавший для возвращения о. Вениамина в Миссию, постоянно пользовался его помощью и чрезвычайной, по долговременному пребыванию в Палестине, информированностью. Святитель Феофан Затворник , помнивший Вениамина еще по первому периоду его иерусалимской жизни, рекомендовал позже знакомым, собиравшимся в Святую Землю, обращаться к его советам. 1092 В период Русскотурецкой войны 1877–1878 гг., когда члены Миссии должны были покинуть Палестину и прожили весь период войны в Афинах, Вениамин, благодаря своему «греческому» статусу, оставался в Иерусалиме. От этого времени сохранилось несколько писем Антонина к нему. 1093

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В августе 2022 года к сонму новомучеников и исповедников Церкви Русской причислен священноисповедник протоиерей Михаил Союзов: виртуальная выставка , созданная в Князь-Владимирском соборе , настоятелем которого он был, рассказывает о его жизни и гибели. Благодаря сотрудничеству с Центральным архивом кинофотодокументов на выставке можно увидеть уникальный фильм, запечатлевший процесс вскрытия мощей святого Александра Невского и изъятия раки из Свято-Троицкого собора лавры. Он снят с целью " разоблачения церковников " : авторы титров возмущаются, что мощи представляют собой разрозненные кости, а не нетленное тело. Главная ценность этого фильма в том, что в нем можно увидеть живого митрополита Вениамина, причем снят он с близкого расстояния. Один из разделов посвящен судьбе ценностей, изъятых из лавры. Часть предметов была перевезена в Эрмитаж, где была открыта выставка, которая пользовалась огромной популярностью и проработала два года. Представлен последний снимок раки до изъятия, сделанный 11 мая 1922 года. Завершает экспозицию раздел, посвященный канонизации митрополита Вениамина и иже с ним пострадавших. У иконы священномученика Вениамина, написанной в иконописно-реставрационной мастерской Александро-Невской лавры, было пропето величание новомученикам и исповедникам Церкви Русской. Петр Тищенко, председатель городского архивного комитета, предоставившего документы из многих городских хранилищ, отметил, что каждый день мы вспоминаем подвиги тех или иных святых, а празднование юбилейных дат, связанных с ними, дает как можно большему числу людей приобщиться к их памяти. Изъятие церковных ценностей было спланированной политической акцией по уничтожению православия в России, смертный приговор был объявлен самым важным, талантливым деятелям Церкви. Митрополит Вениамин был готов сам отдать ценности для помощи голодающим, но это не устраивало безбожную власть. Главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга Михаил Шкаровский напомнил, что после ареста Патриарха Тихона митрополит Вениамин был одним из двух кандидатов на местоблюстительство вместе с митрополитом Ярославским Агафангелом (Преображенским), который не смог приехать в Москву: он находился в ссылке, потом в тюрьме. " Митрополит Вениамин для многих олицетворял саму церковную власть. Он первый поднял знамя борьбы против обновленчества, и это стало главной причиной его ареста и гибели " , - сказал Михаил Шкаровский. По его словам, в архиве хранится множество документов, среди которых новые, еще не вошедшие в научный оборот. Часть из них передала вдова внука новомученика Юрия Новицкого. Найдены обращения к советским органам новомученика Иоанна Ковшарова, о котором готовится книга в издательстве Александро-Невской лавры.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

7 Граф А-н — вероятно, граф Апраксин — член так называемого Крымского Синода, Временного Высшего Церковного Управления (ВВЦУ) епархий юго-востока России, членом которого состоял и владыка Вениамин. 8 Библейская книга Псалтирь, включающая 150 псалмов, для употребления ее при богослужении разделена на 20 отделений, называемых кафизмами. На воскресной утрене, входящей в состав всенощного бдения, читаются вторая и третья кафизмы. В состав второй кафизмы входит 13-й псалом, начинающийся словами: «Сказал безумец в сердце своем: Несть Бога...»: 9 Речь идет о книге русского публициста, социолога и естествоиспытателя Н. Я. Данилевского «Дарвинизм. Критическое исследование Н. Я. Данилевского» (Т. 1—2. СПб., 1885—1889). 10 Казанский монастырь в Тамбове, основанный в 1667 году, с 1761 года существовал как архиерейский дом — резиденция архиерея. 11 О священнике о. Василии Светлове владыка Вениамин рассказывает подробно в книге «Божьи люди», упоминает его и в других своих произведениях. 12 Святитель Феофан, Затворник Вышенский (†1894) — в миру Георгий Говоров — выпускник Киевской Духовной Академии, был в Святой земле, на Афоне, в Константинополе. В 1859 году хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого, с 1863 по 1866 год занимал Владимирскую кафедру. В 1867 году удалился на покой и жил в затворе в Вышенской пустыни, проводя время в молитве и составлении Трудов религиозно-нравственного содержания. Основные труды его: «Письма о христианской жизни», «Толкование апостольских посланий», «Начертание христианского вероучения». Св. Феофан Затворник причислен к лику святых Русской Православной Церкви на Поместном Соборе 1988 года. Обитель, где подвизался святитель Феофан, именовалась официально Успенской Вышенской пустынью и находилась в Шацком уезде Тамбовской губернии. То, что митрополит Вениамин именует ее Казанской, объясняется, вероятно, тем, что в обители существовал Казанский собор, в котором находилась чудотворная Казанская Вышенская икона Божией Матери, давшая, по-видимому, второе название монастырю.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4095...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010