В 1843 г., при игум. Константине (1843-1848), частица мощей блгв. кн. Тверского Михаила Ярославича , переданная в монастырь, была вложена в ковчег с мощами преподобной Марии Египетской. В 1843 г. перед ковчегом с мощами был поставлен медный посеребренный подсвечник. 15 нояб. 1844 г. на средства купеческой дочери М. Д. Лухмановой выполнен новый серебряный ковчег весом «9 фунтов 95 золотников»; на наружной крышке ковчега вычеканены образы прп. Марии Египетской и блгв. кн. Михаила Тверского. В нач. XX в. этот ковчег находился на специальном аналое, стоявшем в соборе у юж. столба. Архим. Вениамин (Петухов). Портрет с литографии 70-х гг. XIX в. 2009 г. Худож. С. Ивлева (московский Сретенский мон-рь) Архим. Вениамин (Петухов). Портрет с литографии 70-х гг. XIX в. 2009 г. Худож. С. Ивлева (московский Сретенский мон-рь) В 1859 г. настоятелем М. С. м. стал архим. Вениамин (Петухов), ближайший помощник митр. Московского свт. Филарета (Дроздова) . В обители при архим. Вениамине проводились реставрация и ремонт зданий, в монашество были пострижены 8 чел. К 1871 г. в мон-ре проживали 17 чел., всего с 1859 по 1872 г. в братии состояло 46 чел. В 1870-1872 гг. в М. С. м. проживал архим. Филарет (Петухов), бывш. настоятель енисейского в честь Преображения Господня монастыря , родной отец архим. Вениамина. 31 марта и 17 июня 1880 г. архим. Виктор (Саврасов; 1853-1859, 1872-1880) подавал в Московскую духовную консисторию донесения о необходимости исследования и восстановления в первозданном виде храма прп. Марии. В том же году церковь осмотрела комиссия Московского археологического об-ва, к-рая сочла строение древним, предположительно относящимся к кон. XIV в., и рекомендовала его отреставрировать, но была выполнена лишь консервация храма. При архим. Викторе, в 1875 г., в обители принял постриг Николай Воскресенский, буд. наместник Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . После настоятельства архим. Мелетия (1880-1883) недолго во главе М. С. м. был архим. Антонин (Державин) , 27 нояб. 1883 г. хиротонисанный во епископа Старицкого, викария Тверской епархии. Архим. Антонин получил благословение на начало ремонтных работ в храме свт. Николая Чудотворца.

http://pravenc.ru/text/2564214.html

Вениамин, епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский (Лихоманов Николай Иванович) Дата рождения: 2 октября 1952 г. Дата хиротонии: 22 августа 2010 г. Дата пострига: 13 марта 2003 г. День ангела: 5 октября Страна: Россия Биография: Родился 2 октября 1952 г. в г. Сокол Вологодской обл. в верующей семье. В 1969 г. закончил среднюю школу г. Марганец Днепропетровской обл. В 1969-75 гг. обучался на механико-математическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. С сентября 1975 г. по январь 1976 г. работал в должности инженера в Институте математики и механики Казахской Академии наук в г. Алма-Ата. С мая 1976 г. по июнь 1978 г. работал младшим научным сотрудником во ВНИИ синтеза минерального сырья в г. Александрове Владимирской обл. В 1978 г. вступил в брак. В 2002 г. по обоюдному согласию брак расторгнут и обоими супругами подано прошение о монашеском постриге. 13 марта 2003 г. архиепископом Михеем (Хархаровым) пострижен в монашество с именем Вениамин в честь священномученика Вениамина (Воскресенского), епископа Романовского. Супруга, монахиня Иоанна (Лихоманова), в настоящее время является настоятельницей Иоанно-Мариинского женского монастыря в г. Ставрополе. 8 октября 1978 г. митрополитом Ярославским и Ростовским Иоанном (Вендландом) рукоположен в сан диакона, 14 октября во пресвитера с назначением вторым священником Воскресенского собора г. Тутаева. С 9 октября 1979 г. настоятель Воскресенского собора г. Тутаева и благочинный церквей Тутаевского округа. В 1984 г. окончил Московскую духовную семинарию, а в 1999 г. Московскую духовную академию по сектору заочного обучения. С 1993 г. избирался в члены епархиального совета Ярославской епархии , в 2003-2009 гг. исполнял обязанности секретаря епархиального совета. В 1994-2006 гг. нес послушание председателя епархиального отдела катехизации и религиозного образования. В 1996-2003 гг. — главный редактор газеты «Ярославские епархиальные ведомости». В 1996-97 гг. и 1999-2003 гг. исполнял обязанности ректора Ярославского духовного училища. В 2006 г. назначен заведующим отделением теологии, а с 2008 г. — заведующий кафедрой теологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. С 2007 г. — духовник Ярославской епархии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245861...

14(1) июня митрополит Вениамин сослужил Его Святейшеству за литургией в Иоанновском монастыре. Патриарх посетил также часовню Спасителя в Домике Петра Великого. Вечером в зале Общества распространения религиозно-нравственного просвещения при Троицком храме на Стремянной улице состоялся прием Патриархом депутаций от всего церковного Петрограда. В начале собрания митрополит Вениамин, покровитель Общества, обратился к Его Святейшеству с просьбой благословить Общество и освятить евангельским словом ту кафедру, с которой учили народ многие православные церковные витии, начиная с о. Иоанна Кронштадтского , сказавшего с нее первую речь при открытии зала 753 . Патриарху было преподнесено огромное количество адресов и приветствий. По желанию митрополита их тексты предполагалось напечатать отдельным иллюстрированным изданием. 15 (2) июня Патриарх Тихон на особом пароходе в сопровождении митрополита Вениамина отбыл в Кронштадт. Патриарх молился в Андреевском и Владимирском соборах, совершил панихиду на квартире о. Иоанна Кронштадтского . Побывал он также в Морском Богоявленском соборе и в Троицком храме Общества трезвости. В Петрограде, по пути с пароходной пристани, Патриарх посетил Благовещенское подворье на Васильевском острове, а вечером в Троицком подворье возглавил наречение архимандрита Симона (Шлеева) во единоверческого епископа Охтенского. В воскресенье 16 (3) июня св. Патриарх Тихон в сослужении митрополита Вениамина и викарных епископов совершил литургию в Троицком соборе Александро-Невской лавры. За литургией состоялась архиерейская хиротония архимандрита Симона «по старопечатным книгам», то есть в полном соответствии с дониконовской богослужебной практикой, которой так дорожили единоверцы. Эта историческая хиротония явилась первой, совершенной Первосвятителем со дня его избрания на патриарший престол. После литургии Патриарх, благословляя народ, проследовал в покои митрополита, а затем с митрополитом Вениамином и викариями направился в лаврскую трапезную принять приветствие от Александро-Невского братства. Затем Патриарх и митрополит Вениамин посетили Никольское кладбище, где была отслужена панихида на могиле митрополита Антония. В шестом часу вечера Патриарх прибыл в Духовную академию, курс которой он окончил ровно 30 лет назад. Оттуда Святейший поехал в Скорбященскую церковь , чтобы почтить память ее настоятеля, протоиерея Петра Скипетрова, претерпевшего мученическую кончину, и благословить его вдову Антонину Николаевну Скипетрову.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (до 2013 г. Собор новомучеников и исповедников Российских; воскресенье 25 января или ближайшее после 25 января) ВАСИЛИЙ (Эрекаев Василий Егорович; 1879-1937), иером., прмч. (пам. 28 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ († 1918), мч. (пам. 29 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) ВАСИЛИЙ Афанасьевич Александрин (1872-1942), псаломщик, мч. (пам. 13 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Максимович Архипов (1876-1938), псаломщик., мч. (пам. 1 марта., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВАСИЛИЙ Алексеевич Виноградов (1891-1937), свящ., мч. (пам. 24 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Киреевич Ежов (1867-1937), мч. (пам. 4 сент. в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Сергеевич Иванов (1869-1938), староста, мч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВАСИЛИЙ Емельянович Кондратьев (1887-1937), мч. (пам. 21 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Яковлевич Шикалов (1875-1937), мч. (пам. 9 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАССИАН (Пятницкий Владимир Васильевич; 1879 - 1941), священноисп. (пам. 14 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых), архиеп. Мичуринский, вик. Тамбовской епархии ВЕНИАМИН Ильич Благонадеждин (1880-1937), свящ., сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЕНИАМИН Ксенофонтович Владимирский (1892-1937), диак. сщмч., (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЕНИАМИН (Воскресенский Василий Константинович; 1871-1931), еп. Тутаевский (Романовский), вик. Ярославской еп., сщмч. (пам. 15 янв., 22 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128875_8.html

Начался крестный ход Владивосток-Москва 20 мая 2007 г. 18:33 Около 3000 человек вышли сегодня на центральные улицы столицы Приморья, чтобы положить начало всероссийскому крестному ходу. Торжественное шествие, пройдя через городскую площадь, завершилось во вновь построенной храме Покрова Пресвятой Богородицы. В нем приняли участие архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин , епископ Уссурийский Сергий , викарий Владивостокской епархии , священнослужители из храмов и приходов епархии, военнослужащие Тихоокеанского флота, православные жители Приморья. Во главе крестного хода несли несколько церковных святынь, специально привезенных во Владивосток. Среди них — икона Пресвятой Богородицы «Державная», список Казанской иконы (XIX в.), крест-мощевик с частицами нескольких древних святых и др. Эти святыни будут переноситься из храма в храм по ходу маршрута для того, чтобы и местные жители смогли поклониться и помолиться иконам святых чудотворцев. По прибытии в Покровский собор состоялся молебен, который завершился общенародным пением молитвы к Пресвятой Богородице. Затем архиепископ Вениамин обратился со словами напутствия и благословения ко всем пришедшим на крестный ход. После этого епископ Уссурийский Сергий зачитал обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к участникам международной духовно-просветительской программы «Под звездой Богородицы», посвященной историческому воссоединению Русской Православной Церкви в отечестве и за рубежом. Программа началась 18 мая в г. Москве с молебна перед великой святыней России — Владимирской иконой Божией Матери в храме святителя Николая Чудотворца при Третьяковской картинной галерее. Примечательно, что возглавил молебен епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил (РПЦЗ), принимавший участие в торжествах связанных с восстановлением канонического общения в Поместной Русской Церкви. Архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин во время проповеди в Покровском соборе призвал участников программы «Под звездой Богородицы» к молитвенно-покаянному деланию, которое им нужно пронести сквозь жар и холод, дождь и зной, молясь о спасении России и нашего народа. Программа крестного хода по Приморью продолжится 21 мая, когда его участники должны пройти 23 километра от ростральной колонны при въезде в город Владивосток до села Вольно-Надеждинского. Прибытие в город Уссурийск ожидается поздно вечером 23 мая. Сайт Владивостокской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/246563.htm...

По примеру древних обителей Палестинских и Русских, постановлено священным правилом: приезжающих и приходящих богомольцев всякого звания, принимать и по возможности успокаивать во всем: в помещении, пищи, и в духовных нуждах. Также приходящим бедным странникам и нищим, в нуждах их, посильно помогать. При больничных келлиях была устроена небольшая аптечка, с необходимыми медикаментами, для своих братий болящих, и для некоторых из окрестных, приходивших больных. В 1786 и 1787 годах, за монастырем в расстоянии от св. ворот саженей на тридцать, построена для богомольцев посетителей, из благородных классов, двухэтажный каменный дом, с устройством приличных номеров. В нижнем этаже: особая небольшая трапезная комната, и при ней кухня. В 1788 в декабре месяце на пожертвование благотворителей слит в Москве колокол в 237 пудов. В том же году 27 декабря скончался о Господе добродетельный старец настоятель иеромонах Венедикт, 62 лет от рождения, в иночестве пребывал 25 лет и погребен около Соборной стены, на углу северной стороны. 4. Настоятель иеромонах Вениамин По кончине настоятеля Венедикта, с общего согласия братии, избран в настоятеля казначей иеромонах Вениамин. По отзыву летописи монастырской: »муж кроткий и почтенный, исполненный добродетели и благочестия, ревностный рачитель монастырского благоустройства и общежития«. Утвержден в должности указом Тамбовской духов. консистории февраля 14 дня 1789 года. Имя его мирское было Василий Андреев. Родился 1734 г. 26 апреля в с. Кармалейках, Арзамасскаго уезда, в имении графа Бутурлина, от управляющего г. Леднера. С юных лет, имея любовь к уединению и безмолвию, на 23 году возраста пришел в Саровскую пустынь, в которой познакомившись с благочестивым старцем о. Феодором Ушаковым, сделался присным его учеником; с ним же переселился из Саровской в Санаксарскую пустынь. В 1762 году пострижен в монашество с именем Вениамина. По времени взят был Преосвященным Пахомием Тамбовским в Архиерейский дом, где рукоположен в иеродиакона и иеромонаха; проходил должности: ризничего и казначея. Потом перемещен во Флорищеву пустынь Владимирской епархии, в которой 8 лет был строителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Стенды музея Александро-Невской Лавры Сегодня, благодаря протоиерею Владимиру Сорокину, настоятелю Князь-Владимирского собора, посетители монастырского музея могут увидеть «расстрельную» икону с ликом Спасителя. Эту икону принесла женщина, которая сообщила, что, когда уплотняли квартиры, превращая их в коммуналки, в одну из комнат поселили комиссара Красной армии. Увидев икону, он стал в нее стрелять. Тринадцать выстрелов сделал обезумевший комиссар, три из которых попали в лик Спасителя, один – в сердце Господа и еще один – в свиток в Его руке, на котором можно прочесть слова: «Приидите ко Мне все...» На стендах нового музея размещены архивные материалы, фотографии, личные вещи новомучеников. Здесь есть подлинные фотографии митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина, переданные лаврским архивом, и подписанная им икона. Первоочередной задачей монастырского музея его директор считает исследование и изучение архивов самой лавры, а также архивных фондов Российского государственного исторического архива (РГИА), Центрального государственного архива Санкт-Петербурга (ЦГИА) и архива ФСБ Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Что касается архива ФСБ, то неутомимую Лидию Ивановну там знают уже 15 лет. Все эти годы ей предоставляли прежде закрытые для общества материалы, одним из которых стало полное уголовное дело митрополита Вениамина из 29 томов... Архипастырь, отказавший в содействии обновленцам, после того, как величайшая святыня города – Александро-Невская Лавра – все же была передана большевикам, удостоился самого громкого, «показательного» процесса тех лет. Проходил он в Большом зале Петроградской филармонии, ложи и балконы которой каждый день заполняла публика. Прежде в этом зале звучала музыка великих композиторов, а в июне 1922 года зычный голос коменданта возглашал трагическое: «Трибунал идет. Прошу встать! » Но еще под сводами филармонии звучали прощальные слова главного обвиняемого, арестованного за «сопротивление по изъятию церковных ценностей», митрополита Вениамина. Слова, которые в годы страшных репрессий, коснувшихся множества семей, придадут силы и мужество тысячам и тысячам верующих: «Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре – жизнь или смерть, – но что бы вы в нем ни провозгласили, – я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя крестное знамение и скажу: слава Тебе, Господи Боже, за все...». Затем, приговоренный к расстрелу, он напишет: «...Страдания достигли своего апогея, но увеличилось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда... »

http://pravoslavie.ru/67533.html

Вениамин (Тихоницкий Вениамин Михайлович) (1869–1957), архиепископ. Окончил Вятскую духовную семинарию. Священник Владимирской церкви в Вятке (1922–1927). Арестован в 1927 г. и выслан на 3 года. С 1942 г. епископ (с 1945 г. – архиепископ) Кировский и Слободской. Член Архиерейского Собора 1943 года. В 1945, 1947 и 1948 гг. назначался временно управляющим Ижевской епархией. Вениамин (Федченков Иван Афанасьевич) (1880–1961), митрополит. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию (1907), оставлен при ней профессорским стипендиатом. Пострижен в монашество в ноябре 1907 года. Иеромонах (1907). Назначен личным секретарем архиепископа Финляндского и Выборгского Сергия (Страгородского) . В 1910–1911 гг. исполнял должность доцента Санкт-Петербургской духовной академии. В декабре 1911 года получил назначение на должность ректора Таврической духовной семинарии и возведен в сан архимандрита. В августе 1913 года занял пост ректора Тверской духовной семинарии. Член Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Осенью 1917 г. избран ректором Таврической духовной семинарии. В феврале 1919 г. хиротонисан во епископа Севастопольского, викария Таврической епархии. Возглавлял военное и морское духовенство Русской Армии. Эмигрировал в ноябре 1920 года. В Константинополе вошел в состав Высшего Церковного Управления Заграницей, а также стал членом образованного при генерале Врангеле Русского Совета. В этот же период возглавил комиссию по организации церковной жизни русского Зарубежья. Председательствовал на проходившем в Константинополе «епархиальном съезде», подготовившем Карловацкий Собор 1921 года. Принял к исполнению Указ Святейшего Патриарха Тихона и соединенного присутствия Священного Синода и Высшего Церковного Совета об упразднении Карловацкого Всезаграничного Высшего церковного управления и удалился в монастырь Петковица (св. Параскевы) в Сербии. Приэтомдо 1923 года продолжал исполнять обязанности епископа Армии и Флота. Осенью 1923 года стал викарием архиепископа Савватия (Врабец) в Карпатской Руси, входившей в то время в состав Чехословакии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Храм этот был основан святителем Казанским Гурием и его сподвижниками - святителями Варсонофием и Германом. В 1555 году, летом, после праздника пророка Илии эти три святых мужа во главе со с вятителем Гурием, архипастырем Казанским, прибыли на место, где сейчас устроены Чебоксары, с духовной миссией. Исторические источники говорят, что «по совещании с местной гражданской властью» ими было указано место собору в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и для начала поставлена полотняная церковь. Обозначив место для крепости, святитель Гурий обошел вокруг него, окропил святой водой место будущей стены... Потом трое святителей совершили Божественную литургию на месте будущего Введенского собора. Архиепископ Гурий произнес поучение и благословил Чебоксары Владимирской иконой Божией Матери, которая по сей день является святыней города. Три святителя Казанских были прославлены Господом нетлением и мироточением их мощей, и чебоксарцы гордятся тем, что святители основали и благословили их город. В 1976-м году настоятель Введенского собора протоиерей Илия Карлинов писал в «Журнале Московской Патриархии»: «Введенский собор красиво вписывается в старую часть города и хорошо виден почти отовсюду, особенно со стороны Волги. Все это говорит о том, как глубоко и тонко святитель Гурий ощущал строгую гармонию будущего собора и окружающей местности». Одним из значимых дел духовного устроительства жизни Чувашской епархии, совершенных архиепископом Вениамином (Новицким) в 1970-х годах явилось установление соборного п раздника трех святителей Казанских Гурия, Варсонофия и Германа. В ступив в управление Чебоксарско–Чувашской епархией в 1973 году, он обратился к Святейшему Патриарху Пимену с просьбой совершать соборно празднование памяти трех Казанских святителей 4/17 октября или в ближайшее воскресение после этой даты. На что получил положительный ответ. О ходатайстве архиепископа Вениамина об установлении соборной памяти святителей отмечено в Минее. В Чебоксарах установлены памятники святителям, в ковчежцах имеются частицы их цельбоносных мощей. И почитание чудотворцев связано с почитанием архиепископа Вениамина (Новицкого).

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/04/...

13 Свои впечатления я после напечатал в журнале «Странник», под заглавием «На Северном Афоне», за 1905 год. – Авт. 14 Схимонах Никита (в миру – Николай Евдокимович Филин; 1832–1907) родился в Ярославской губернии в крестьянской семье. В 1974 г. он стал насельником Валаамского монастыря. Нес послушание в монастырской гостинице, работал на огороде. В 1884 г. был пострижен в монашество с именем Нифонт. Переведен на жительство в Коневский скит. В 1892 г. отец Нифонт принял схиму с именем Никита и переведен в скит Иоанна Предтечи. 15 Скит во имя святого Иоанна Пророка, Предтечи и Крестителя Господня находится на острове в пяти километрах от монастыря. Он был основан в 1858 г., после строительства на острове Иоанно-Предтеченского храма. В обители были и существуют поныне и другие скиты: Никольский, Гефсиманский, Воскресенский и др. 17 Патриарх Московский и всея Руси Сергий (в миру – Иван Николаевич Страгородский; 1867–1944) был архиепископом Финляндским и Выборгским в 1905–1917 гг. Он родился в семье протоиерея в Нижегородской губернии. Окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Будучи студентом, принял монашество. В 1893 г. назначен исполняющим должность инспектора Московской Духовной Академии. В 1899 г. – инспектор Санкт-Петербургской Духовной Академии, в 1901 г. – ректор. В том же году хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии, с 1911 г. – член Святейшего Синода. С 1917 г. – архиепископ Владимирский и Шуйский, затем митрополит. В 1920 г. примкнул к обновленцам. В 1923 г. покаялся в обновленчестве и в 1924 г. стал митрополитом Нижегородским. В 1925 г. – заместитель Патриаршего Местоблюстителя. В ноябре 1926 г. был арестован, провел в заключении почти пять месяцев. В 1927 г. обнародовал Декларацию, которая призывала верующих лояльно относиться к советской власти. В 1934 г. – митрополит Московский и Коломенский, в 1937 г. – Патриарший Местоблюститель, в 1943 г. – Патриарх Московский и всея Руси. 18 Иеромонах Вениамин исполнял обязанности секретаря архиепископа Финляндского и Выборгского Сергия (Страгородского) в 1908–1910 гг. В то время отец Вениамин был «очередным» священнослужителем (то есть служащим по графику) на Ярославском синодальном подворье Санкт-Петербурга.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010