Текст договора см. в: Шкаровский М. В. Политика Третьего рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архивных материалов: Сборник документов. М., 2003. С. 82-83. Назаров М.Русская Зарубежная Церковь в годы «второй гражданской войны»//Вестник Германской епархии Русской Православной Церкви Заграницей. 1994. Ч. 4. С.15-16. Письмо митр. Евлогия патр. Вениамину от 12.03.1940 319). АЕУ Париж. Личное дело архиеп. Сергия (Королева). Письмо митр. Евлогия еп. Сергию от 9.11.1940 1196). АЕУ Париж. Личное дело архиеп. Сергия (Королева). Текст приложения см. в: Národní archiv v Praze, fond Ministerstvo školství a národní osvty 1918-1945, karton 3911, . 53853/1942. См.: Шкаровский М.В. Нацистская Германия и Православная Церковь. С. 256-259; Двойное церковное торжество в Берлине//Православная Русь. 1942. 11-12. С. 1-2. Там же. Šuvarský J. Op. cit. S. 226. Подробнее см.: Krámar .Panychida za statené. Pra­ha, 1988;  Šuvarský J. Op. cit. S. 222-230. Подробнее см.: Marek Pavel, Bureha Volodymyr, Danilec Jurij. Arcibiskup Sawatij (1880-1959): Nástin ivota a díla zakladatelské postavy pravoslavné církve v eskoslovenské republice. Olomouc, 2009. S. 133-136. Государственный архив Российской Федерации (далее — ГАРФ), ф. 6991, оп. 7, д. 106. л. 5. Киселев А., протопресвитер. Независимый архипастырь/Я возлюбил Вас. С. 151-152. См. также: Липаков Е. В. Архипастыри Казанские. 1555-2007. Казань, 2007.  С. 388. Офицер, монах и пастырь: Архимандрит Исаакий (Виноградов)/Сост. А. В. Окунева. М., 2005. С. 112-119. Соловьев И. В. Дни примирения. (Попытка воссоединения Русского Западно-Европейского Экзархата с Московской Патриархией)//Церковно-исторический вестник. 4-5. М., 1999. С. 237-238. Письмо митр. Евлогия еп. Сергию. 14.12.1945 616). АЕУ Париж. Личное дело архиеп. Сергия (Королева). Цит. по: Письмо еп. Сергия митр. Евлогию. 16(3).11.1945. АЕУ Париж. Личное дело архиеп. Сергия (Королева). Журнал Московской Патриархии. 1945. 11. С. 16-17. Письмо еп. Сергия архиеп. Владимиру (Тихоницкому) (?). Копия. Без даты (ноябрь-декабрь 1945). АЕУ Париж. Личное дело архиеп. Сергия (Королева).

http://bogoslov.ru/article/1801282

Священник Илья Соловьев 02 октября 2012г. 05:02 Уважаемый о. Александр Голубов! Постановление патриарха Тихона за в отношении зарубежных архиереев не имело никакой канонической силы, т.к. эти архиереи, оставив свою паству, оказались на территориях иных Поместных Церквей, священноначалию которых они и должны были подчиниться в случае начала ими какой-то организованной церковно-управленческой деятельности. Патриарх Тихон, конечно же, не имел никакого права распоряжаться организацией церковного управления в Константинополе или, например, в Сербии. Поэтому привязка постановления 362 к истории зарубежной Церкви  не может быть признана основательной. Вы говорите о том, что не было такого времени, когда в Русской Церкви не было Священноначалия, а был ... вакуум? Между тем именно таким временем был, например, 1922 г., когда созыв Поместного Собора, как высшего органа церковной власти был невозможен, а п. Тихон находился в заключении. Схожая ситуация сложилась и в годы Второй мировой войны, когда даже преданные Московской Патриархии епископы (например, преосв. схи-архиепископ Антоний (Абашидзе)) связывали настоящее положение Русской Церкви с мнением " крайнего судии - Вселенского Патриарха " (об этом преосв. Антоний прямо писал в своем письме 1942 г. преосв. Алексию (Громадскому)). Митрополит Евлогий оставался почти единственным архиереем, чьи полномочия в Западной Европе имели каноническую силу. После того, как связь с Московской церковной властью стала невозможной (хотя бы в силу того, что власть эта находилась под давлением большевиков и была не самостоятельна в принятии решений, касающихся зарубежных приходов) он принял единственно верное решение - отошел под юрисдикцию Кириархальной Церкви - Константинопольского патриархата. Никакого самостоятельного управления он создавать не мог согласно церковным канонам. В 1945 г. митрополит Николай (Ярушевич) ввел митр. Евлогия в заблуждение относительно положения Русской Церкви в СССР. Точно также он ввел в заблуждение и многих русских эмигрантов, часть из которых, поддавшись на посулы московского иерарха, возвратилась на Родину, где обрела оковы или была предана смерти. Не надо забывать и то, что м. Евлогий в 1945 г. был уже очень " ветхим деньми " и даже любовался портретами советских маршалов на страницах журналов (например, портретом Жукова! sic!). Решение митрополита Евлогия войти в состав Московской патриархии не соответствовало настроениям его паствы и создало в его округе своего рода раскол. Лишь взвешенная позиция м. Владимира (Тихоницкого) позволила Западно-Европейскому экзархату обрести мир и покой.

http://bogoslov.ru/article/2823600

о. распространялось поддержанное властями обновленчество . В 1927 г. от священноначалия РПЦ отделилась часть приходов Вятской епархии во главе с еп. священноисп. Виктором (Островидовым) . В результате гонений 20-30-х гг. XX в. Вятская епархия была практически уничтожена, с 1938 г. она не имела правящего архиерея. К 1942 г. действующими на территории области оставались 6 храмов. Восстановление церковных структур произошло в период Великой Отечественной войны , в 1942-1946 гг. возобновилось богослужение в 74 церквах. Труд воссоздания церковной жизни лег на плечи Кировского и Слободского архиеп. Вениамина (Тихоницкого) , управлявшего Кировской епархией с дек. 1942 по апр. 1957 г. (в сане архиепископа с 1945). К 1 янв. 1958 г. на территории К. о. гос. регистрацию имели 80 правосл. общин, большинство храмов (61) находилось в сельской местности, монастырей и духовных школ в епархии не было. В приходах Кировской епархии несли послушание 97 священников и 21 диакон. На территории области имелось более 300 церковных зданий, из которых 164 были заняты под склады зерна, 73 под промышленные и др. предприятия, 44 - под культурно-просветительские учреждения, 19 были свободны. Тем не менее на все обращения верующих о передаче храмов Кировский облисполком отвечал отказом. Антирелиг. кампания 1958-1964 гг. (см. в ст. Хрущёв Н. С. ) имела катастрофические последствия для Церкви в К. о. В 1968 г. на территории К. о. действовало 34 прихода, служили 44 священника. В кон. 80-х гг. XX в. в регионе началось восстановление церковной жизни. В 1989 г. был возрожден Великорецкий крестный ход. В 1994 г. Кировскую епархию впервые посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II . В 1994 г. епархии было возвращено историческое название - Вятская и Слободская. С 1992 г. ежегодно заключалось соглашение о сотрудничестве между правительством К. о. и Вятской епархией, в 2005 г. впервые подписано бессрочное соглашение. В 2007 г. епархия насчитывала 220 приходов и 8 мон-рей. К нач. 2012 г. Вятская епархия имела 253 прихода, в ней служили 212 клириков (183 священника, 29 диаконов), действовали 7 мон-рей (2 мужских, 5 женских).

http://pravenc.ru/text/1841115.html

2 (15) марта 1917 года Николай II отрекся от престола. Шла святая Четыредесятница 1917 года, на вынос Животворящего Креста все пропели: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», а нужно бы: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое...» Россия осталась без царя. На Поместный Собор, созванный к Успению 1917 года, съехались архиереи. В митрополичьих покоях – гости Чудова монастыря, делегаты Всероссийского Собора: митрополит Петроградский Вениамин (Казанский), архиепископ Гродненский Михаил (Ермаков), архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) , епископ Белостокский Владимир (Тихоницкий). Прибыл из Зосимовой пустыни уже слепой старец иеросхимонах Алексий. Архимандрит Серафим окружил его вниманием. В часы отдыха старец слушал фисгармонию: «Тебе, одеющагося светом, яко ризою» и другие песнопения Страстной седмицы. Чудов жил своей жизнью. Но... осенним вечером военные потребовали настоятеля: «Дайте свечи. Электричества, возможно, не будет. Большевики хотят взять Кремль. Будем отражать нападение. Победа за нами!» Не кончилась всенощная, как в храм Святого апостола Андрея Первозванного принесли убитого юнкера. С 27 октября (9 ноября) загрохотали орудия, выстрелы сотрясали вековые стены. Келейник старца Алексия, иеромонах Макарий (Моржов), зайдя в этот день в покои настоятеля, увидел преподобного Серафима Саровского , который вышел в соседнюю комнату, где был его образ. Архимандрит Серафим, пораженный рассказом, понял присутствие угодника Божия как знамение, обещавшее сохранить келию, и не покидал ее. Действительно, ни одна пуля не попала в окно. В ночь со 2 на 3 (с 15 на 16) ноября начался последний, ужасный удар по Кремлю. Пробит купол Успенского собора, гробница св. патриарха Гермогена засыпана осколками камней. Снаряд пробил мощную стену митрополичьих покоев. Обломки мебели смешались с грудами камней, а образ Божией Матери взрывом отодвинуло, но не повредило, даже стекло киота и лампада остались невредимы. Солдаты стреляли в кресты Чудова монастыря. Жутко и страшно видеть лики святых, простреленные пулями и пронзенные штыками. Особенно чтили богомольцы распятие, из которого истекла кровь, когда снарядом оторвало руки у распятого Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Но «все трое,— как пишет Карпов,— заявили, что они весьма благодарны за это правительству и лично товарищу Сталину и весьма благожелательно принимают назначение на этот пост тов. Карпова». Сталин предложил подобрать 2—3 помощников, которые будут членами Совета, образовать аппарат, но помнить, что Карпов не обер-прокурор и что своей деятельностью он должен больше подчеркивать самостоятельность Церкви. В заключение беседы Сталин предложил Молотову составить проект коммюнике для радио и газет. В обсуждении текста коммюнике участвовали Сталин, митрополиты Сергий и Алексий. Текст был опубликован на следующий день в «Известиях». Сталин проводил митрополитов до дверей своего кабинета, а митрополита Сергия, взяв «под руку, осторожно, как настоящий иподиакон, свел его по лестнице вниз и сказал ему на прощание: «Владыко! Это все, что я в настоящее время могу для вас сделать». И с этими словами простился с иерархами».    Момент в истории Русской Церкви был поистине исторический. Правительство, допуская избрание Патриарха, открытие приходов и духовных школ, откровенно признавало несбыточность большевистских планов полного разгрома Церкви и устранения ее из жизни народа. По существу были заключены условия своего рода «конкордата», который в основном государственная власть соблюдала вплоть до начала хрущевских гонений. Собор состоялся через четыре дня после встречи в Кремле — 8 сентября 1943 г. в новом здании Патриархии в Чистом переулке. Это был первый Собор после 1918 г. В его деяниях участвовало 19 архиереев — все, кто в это время находился на кафедрах на неоккупированных территориях: митрополиты Сергий, Алексий и Николай, архиепископы Красноярский Лука (Войно-Ясенецкий), Сарапульский Иоанн (Братолюбов), Казанский Андрей (Комаров), Куйбышевский Алексий (Палицын), Уфимский Стефан (Проценко), Горьковский Сергий (Гришин), Ярославский Иоанн (Соколов), Рязанский Алексий (Сергеев), Калининский Василий (Ратмиров), Новосибирский Варфоломей (Городцев), Саратовский Григорий (Чуков), епископы Молотовский Александр (Толстопятов), Курский Питирим (Свиридов), Кировский Вениамин (Тихоницкий), Ульяновский Димитрий (Градусов) и Ростовский Елевферий (Воронцов).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Это оказалось промыслительным - ведь список с Тихвинской иконы Богородицы на Вятку привез еп. Иона в 1675 г. из Тихвинского монастыря, где был настоятелем в 1668-1675 гг. Тихвинская икона, по словам историка А. С. Верещагина, была Ионою " глубоко почитаемой " , стала одной из главных святынь Вятской земли. Находилась Тихвинская икона в Вятском Свято-Троицком Кафедральном соборе , и, " по преданию, писана архиепископом Ионою " . В 1839 году была освящена Тихвинская больничная церковь в Вятском Преображенском женском монастыре. В храме находился и образ, по свидетельству прот. Д. Рязанцева, " очень древней живописи " . Перед ним в 1911 году получила исцеление женщина по имени Серафима. Благодарственный молебен служил о. Вениамин Тихоницкий, будущий вятский архиерей. Изначально престол в Серафимовской церкви был один, следовательно, места для молящихся было немного. Есть упоминания, что в 1950-е гг. был создан нижний храм во имя преп. Трифона и блаж. Прокопия Вятских, а уже позже, в 1980-е гг. был освящен придел в честь св. Хрисанфа и Дарии. В " Очерках истории Вятской епархии " эти события описываются несколько иначе: " Одним из важных свершений епископа Хрисанфа стало в эти годы создание в Серафимовском соборе " криптового " , нижнего храма во имя преподобного Трифона Вятского… несколько " разгрузило " верхний храм, позволило войти в церковь новым прихожанам " . Архивные документы помогают дополнить картину и свидетельствуют, что попытки расширить площадь храма предпринимались еще в начале 1980-х гг. 29 ноября 1982 г. городские власти отказали епархии в реконструкции, после того, как официальная комиссия посетила собор и пришла к выводу, что " при раскрытии боковых палаток будут нарушены основные несущие конструкции. Это может привести к разрушению здания церкви " . Следует обратить внимание, что параллельно этим событиям верующие просили вернуть им Успенский собор, но, как сообщается в докладной записке от 09 сентября 1982 г. руководства горисполкома в облисполком: " …передать в пользование православной церкви Успенский собор Трифонова монастыря не представляется возможным, т. к. по постановлению Совета министров РСФСР от 24.01.80 а также решению облисполкома от 07.04.80… весь комплекс Трифонова монастыря предлагается использовать под музей " . Также подчеркивалось, что " расширить Серафимовский собор не представляется возможным из-за нарушения архитектурного облика здания " .

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Серафимо...

8 Сентября 1943 г. состоялся Архиерейский Собор. В нём приняло участие всего лишь 19 архиереев: митрополиты Сергий, Алексий и Николай, архиепископы – Горьковский Сергий (Гришин), Красноярский Лука (Войно-Ясенецкий) , Рязанский Алексий (Сергеев), Казанский Андрей (Комаров), Ярославский Иоанн (Соколов) , Уфимский Стефан (Проценко), Саратовский Григорий (Чуков), Куйбышевский Алексий (Голицын), Можайский Варфоломей (Городцев), Калининский Василий (Ратмиров), Сарагульский Иоанн (Братолюбов), епископы Калужский Питирим (Свиридов), Кировский Вениамин (Тихоницкий), Ростовский Елевферий (Воронцов), Молотовский Александр (Толстопятов) и Ульяновский Димитрий (Градов). Некоторые из них были только что освобождены из лагерей и ссылок. Главной первоочередной задачей Собора являлось избрание Патриарха. По предложению митрополита Алексия, главой Русской Православной Церкви был избран Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий. Кроме того, Собор избрал Священный Синод Русской Православной Церкви, куда вошли митрополиты Ленинградский Алексий и Киевский Николай, архиепископы Куйбышевский Алексий, Горьковский Сергий, Красноярский Лука, Ярославский Иоанн. 19 Сентября состоялась интронизация Патриарха в кафедральном Богоявленском соборе. Архиерейский Собор 1943 г. по своему составу и представительству существенно отличался от Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 г.г., избравшего Патриархом митрополита Московского Тихона. На этот раз кандидат в Патриархи был всего один. Избирали его только 19 уцелевших от репрессий архиереев, а не многочисленный Собор. Время уже было другое, и потерянное, разрушенное не могло восстановиться в одночасье. В Сентябре 1943 г. возобновилось издание «Журнала Московской Патриархии». Редактором стал Патриарх Сергий, а в редакционную комиссию вошли митрополиты Московский Алексий, Киевский Николай и архиепископ Горьковский Сергий (Гришин). Между тем, война продолжалась, и ее исход становился всё более очевидным. Можно по-разному относиться к многочисленным свидетельствам, к сожалению, не собранным в своё время и ныне дошедшим до нас в качестве полулегенд о Божьей помощи советским войскам во время сражений. Свидетельств этих было столь много и они распространялись столь широко, что сверхъестественные явления в конце концов были вынуждены признать и советские ученые, списав их, правда, на инопланетян. В 1970–80-е г.г. в лекциях и статьях об НЛО, публиковавшихся в советских изданиях, приводились рассказы очевидцев-фронтовиков о странных случаях, когда противник по непонятным причинам оказывался буквально парализованным. Надо ли говорить, что верующие объясняли эти явления иначе, чем уфологи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Через три месяца, 22 апреля, Президиум ЦИК УАССР предложил Ижевскому Горсовету «впредь до окончательного рассмотрения жалобы Церковного совета во ВЦИКе здание церкви оставить в пользовании верующих». В итоге этой борьбы ижевские власти смогли закрыть храм Святой Троицы только через восемь месяцев после принятого решения, т.е. 3 октября 1938 г. А главным результатом сопротивления церковного причта и прихожан стал тот факт, что запланированный снос храма так и не состоялся. Горсовет ходатайствовал об открытии в здании церкви читальни ГОРОНО. Документов об использовании храма городскими властями в нашем распоряжении нет. По воспоминаниям старейшей прихожанки Зои Григорьевны Макаровой, проработавшей в Троицкой церкви двадцать лет, во время войны в церковном здании работала пекарня. В октябре 1945 г. храм Святой Троицы вновь возвратили церковной общине. Он стоял обезглавленный, с уничтоженным внутренним убранством, требовался капитальный ремонт всего здания. Для церковных людей стал удивительным тот факт, что в приобретении стройматериалов большую помощь им оказал уполномоченный М.А. Родин. Первое богослужение состоялось 17 марта 1946 г. в приделе св. великомученицы Екатерины, а освящение главного престола провели 12 сентября 1946 г. С момента, когда храм Святой Троицы открыли вновь, и до 1994 г. он служил кафедральным собором Ижевской епархии. Сначала епархией управлял по совместительству епископ Вятский и Слободской Вениамин (Тихоницкий). После него на Ижевскую кафедру был назначен архиепископ Иоанн (Братолюбов), которого 9 февраля 1943 г. досрочно освободили из Ураллага, но вскоре его перевели в Уфу. Начиная с 3 января 1946 г. и почти до конца 1947 г. епархией руководил епископ Николай (Чуфаровский). С 1949 г. настоятелем собора был протоиерей Владимир Стефанов. С февраля 1963 г. – настоятель протоиерей Александр Щербаков, активный проповедник, имеющий семинарское и высшее медицинское образование. В мае этого года он был снят с настоятельства по распоряжению уполномоченного по делам религий. Его сменяет священник Александр Чунтомов, тоже яркий проповедник и миссионер. С 1968 г. настоятелем Троицкого собора являлся протоиерей Сергий Митрюковский, в последующем епископ Казанский и Марийский Пантелеимон, управляющий Ижевской епархией. В 1958 г. в южном приделе храма был захоронен архиепископ Ижевский и Удмуртский Ювеналий (в миру Иоанн Кельсиевич Килин), в схиме Иоанн, с 1952 по 1958 г.г. возглавлявший Ижевскую епархию.

http://sobory.ru/article/?object=00776

12. Архиепископ Калининский Василий (Ратмиров), хиротонисан в 1921 г., уклонился в обновленческий раскол и снял сан, в 1941 г. принёс покаяние, принят в сане епископа и назначен на Калининскую кафедру. 13. Архиепископ Новосибирский Варфоломей (Городцев), хиротонисан 18.05.1943 г. 14. Архиепископ Саратовский Григорий (Чуков), хиротонисан 14.10.1942 г. 15. Епископ Молотовский Александр (Толстопятов), хиротонисан 21.08.1933 г., 1936–19431Т. – в заключении, был доставлен на Собор из заключения. 16. Епископ Курский Питирим (Свиридов), хиротонисан 25.12.1941 г. 17. Епископ Кировский Вениамин (Тихоницкий), хиротонисан 14.12.1942 г. 18. Епископ Ульяновский Димитрий (Градусов), хиротонисан 24.01.1943 г. 19. Епископ Ростовский Елевферий (Вороцов), хиротонисан 10.08.1943 г. В лагерях ещё находились архиепископ Мануил (Лемешевский) , епископ Афанасий (Сахаров) и ещё несколько иерархов. На Собор многих архиереев доставляли на военных самолетах. Почти все они были исповедниками, прошедшими через тюрьмы, лагеря и ссылки. В 1943 г. митрополит Сергий обратился с просьбой к властям освободить из заключения 26 епископов, в том числе архимандрита Афанасия (Егорова) и протоиерея Адаменко. Из названных в списке лиц живым оставался только епископ Николай (Могилевский) , освобождённый в 1945 г. (см.: Цыпин Владислав . протоиерей. История Русской Церкви 1917–1997. Кн. 9. С. 304). 664 В сентябре 1943 г. произошла встреча трёх епископов с И. В. Сталиным. 8 сентября 1943 г. состоялся архиерейский Собор, на котором митрополит Сергий был избран Патриархом Московским и всея Руси. В 1943 г. было принято решение властей о ликвидации обновленчества, документы по этому решению см.: Шкаровский М. В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви XX века. СПб.: Нестор, 1999. С. 84–88. Читать далее Источник: «Обновленческий» раскол : Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики/Сост. И.В. Соловьев. - Москва : Крутицкое патриаршее подворье : О-во любителей церковной истории, 2002. - 1062, , с., л. портр. (Материалы по истории церкви. Кн. 27).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Архиерейский Собор состоялся 4 дня спустя после беседы в Кремле - 8 сентября 1943 года. В деяниях Собора, проходившего в здании Патриархии, участвовало 19 архиереев: митрополиты Сергий, Алексий и Николай, архиепископы - Горьковский Сергий (Гришин), Красноярский Лука (Войно Ясенецкий), Рязанский Алексий (Сергеев), Казанский Андрей (Комаров), Ярославский Иоанн (Соколов), Уфимский Стефан (Проценко), Саратовский Григорий (Чуков), Куйбышевский Алексий (Галицын), Можайский Варфоломей (Городцев), Калининский Василий (Ратмиров), Сарагульский Иоанн (Братолюбов), епископы Калужский Питирим (Свиридов), Кировский Вениамин (Тихоницкий), Ростовский Елевферий (Воронцов), Моло товский Александр (Толстопятое) и Ульяновский Димитрий (Градусов). Некоторые из них доставлены были в Москву из лагерей и ссылок. Митрополит Сергий выступил на Соборе с докладом о патриотическом служении Церкви в Великую Отечественную войну. Первоочередным делом Собора было избрание Патриарха. Слово взял митрополит Алексий: «Уже давно среди нас, епископов, - сказал он, - зрел вопрос о том, что необходимо довершить строительство церковное настоящим возглавлением Православной Русской Церкви - Святейшим Патриархом. Владыка митрополит Сергий в течение 17 лет фактически несет обязанности Патриарха. Я думаю, что этот вопрос бесконечно облегчается для нас тем, что у нас имеется уже носитель Патриарших полномочий, поэтому я полагаю, что никто из нас, епископов, не мыслит себе другого кандидата, кроме того, который положил столько трудов для Церкви в звании Патриаршего Местоблюстителя». Предложение было встречено единодушным одобрением. В ответ на свое избрание митрополит Сергий сказал: «Это избрание меня Патриархом будет продолжением того служения, которое пало на меня много лет назад, но теперь оно делается более ответственным, потому что сопровождается такой необычайной почетностью, которая требует и необычайного исполнения этого служения. Я благодарю за то, что вы остановились на мне и вручаете мне продолжение служения в новом звании. Прошу у всех молитв и всяческого содействия».

http://sedmitza.ru/lib/text/440004/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010