Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Миссионерское служение Русской Православной Церкви ВЛАДИМИР (Тихоницкий Вячеслав Михайлович; 1873 - 1959), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов в юрисдикции К-польского Патриархата ГЕРВАСИЙ (Линцевский Григорий; рубеж XVII и XVIII вв. - 1769), еп. Переяславский и Бориспольский, вик. Киевской митрополии ГЕРМАН (1751/57-1836), прп. Аляскинский (пам. 27 июля, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Сибирских святых) ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ жен., действующий, в честь Казанской иконы Божией Матери в сел., в 9 км к юго-западу от Иерусалима ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ И ВЕРХОТУРСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, учреждена 29 янв. 1885 г. как Екатеринбургская и Ирбитская преобразованием Екатеринбургского викариатства Пермской епархии ЕЛЕОНСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ РУССКИЙ МОНАСТЫРЬ жен., действующий, расположен на вершине Елеонской горы, примерно в 200 м от места Вознесения Господня ЕФРЕМ (Кузнецов Епифаний Андреевич; 1875-1918), еп., сщмч. (пам. 23 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЗАЙЦ Кирилл Иванович [Зайцев, Закис Карл Янович] (1869 - 1948), митрофорный прот., руководитель Псковской миссии в 1941-1944 гг. ИАКИНФ (Бичурин (Пичуринский) Никита Яковлевич; 1777 - 1853), бывш. архим., востоковед, синолог, глава Пекинской духовной миссии в 1807-1821 гг. ИВАНОВСКИЙ Николай Иванович (1840 - 1913), действительный статский советник, почетный член и заслуженный ординарный проф. КазДА, д-р богословия, расколовед, миссионер ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) ИННОКЕНТИЙ (Фигуровский Иван Аполлонович; 1863 - 1931), митр. Пекинский и Китайский, духовный писатель, синолог «ИНОРОДЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ» офиц. издание Миссионерского отд-ния КазДА, выходившее с дек. 1912 по 1916 г. в качестве приложения к ж. «Православный собеседник»

http://pravenc.ru/rubrics/121700_2.html

Личное дело архиеп. Сергия (Королева). Текст договора см. в: Шкаровский М. В. Политика Третьего рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архивных материалов: Сборник документов. М., 2003. С. 82-83. Назаров М.Русская Зарубежная Церковь в годы «второй гражданской войны»//Вестник Германской епархии Русской Православной Церкви Заграницей. 1994. Ч. 4. С.15-16. Письмо митр. Евлогия патр. Вениамину от 12.03.1940 319). АЕУ Париж. Личное дело архиеп. Сергия (Королева). Письмо митр. Евлогия еп. Сергию от 9.11.1940 1196). АЕУ Париж. Личное дело архиеп. Сергия (Королева). Текст приложения см. в: Národní archiv v Praze, fond Ministerstvo školství a národní osvty 1918-1945, karton 3911, . 53853/1942. См.: Шкаровский М.В. Нацистская Германия и Православная Церковь. С. 256-259; Двойное церковное торжество в Берлине//Православная Русь. 1942. 11-12. С. 1-2. Там же. Šuvarský J. Op. cit. S. 226. Подробнее см.: Krámar .Panychida za statené. Pra­ha, 1988; Šuvarský J. Op. cit. S. 222-230. Подробнее см.: Marek Pavel, Bureha Volodymyr, Danilec Jurij. Arcibiskup Sawatij (1880-1959): Nástin ivota a díla zakladatelské postavy pravoslavné církve v eskoslovenské republice. Olomouc, 2009. S. 133-136. Государственный архив Российской Федерации (далее - ГАРФ), ф. 6991, оп. 7, д. 106. л. 5. Киселев А., протопресвитер. Независимый архипастырь/Я возлюбил Вас. С. 151-152. См. также: Липаков Е. В. Архипастыри Казанские. 1555-2007. Казань, 2007. С. 388. Офицер, монах и пастырь: Архимандрит Исаакий (Виноградов)/Сост. А. В. Окунева. М., 2005. С. 112-119. Соловьев И. В. Дни примирения. (Попытка воссоединения Русского Западно-Европейского Экзархата с Московской Патриархией)//Церковно-исторический вестник. 4-5. М., 1999. С. 237-238. Письмо митр. Евлогия еп. Сергию. 14.12.1945 616). АЕУ Париж. Личное дело архиеп. Сергия (Королева). Цит. по: Письмо еп. Сергия митр. Евлогию. 16(3).11.1945. АЕУ Париж. Личное дело архиеп. Сергия (Королева). Журнал Московской Патриархии. 1945. 11. С. 16-17. Письмо еп. Сергия архиеп. Владимиру (Тихоницкому) (?). Копия. Без даты (ноябрь-декабрь 1945). АЕУ Париж. Личное дело архиеп. Сергия (Королева).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/7...

Великая Отечественная война стала, по слову предстоятеля Русской Право-славной церкви митрополита Сергия (Страгородского), «очистительной грозой», разогнавшей тучи безбожия, нависшие над поруганной и пережившей погром Русской православной Церковью. С самого начала войны миллионы верующих пошли на фронт, оставшиеся в тылу стали стихийно открывать храмы. Государственная власть в Москве круто изменила свою политику в отношении Церкви, предоставив ей все имевшиеся в то время возможности для служения Богу и Отечеству. Пасху 1942 года в Московской области, только что освобожденной от фашистов, праздновали открыто в 124 храмах! Был ликвидирован Союз воинствующих безбожников, намечавший к 1943 году закрыть последний храм в СССР. В Церкви вновь избрали Патриарха. На волне этих перемен православные в Удмуртии тоже начали ходатайствовать об открытии церквей. В октябре 1945 года храм Святой Троицы вновь возвратили церковной общине. Он стоял обезглавленный, с уничтоженным внутренним убранством, требовался капитальный ремонт всего здания. Для церковных людей стал удивительным тот факт, что в приобретении стройматериалов большую помощь им оказал уполномоченный М.А.Родин. Первое богослужение состоялось 17 марта 1946 года в приделе св. великомученицы Екатерины, а освящение главного престола провели 12 сентября 1946 года. С момента, когда храм Святой Троицы открыли вновь, и до 1994 года он служил кафедральным собором Ижевской епархии. Сначала епархией управлял по совместительству епископ Вятский и Слободской Вениамин (Тихоницкий). После него на Ижевскую кафедру был назначен архиепископ Иоанн (Братолюбов), которого 9 февраля 1943 года досрочно освободили из Ураллага, но вскоре его перевели в Уфу. Начиная с 3 января 1946 и почти до конца 1947 года, епархией руководил епископ Николай (Чуфаровский). В безбожные годы застоя Троицкий храм вместе с Успенской церковью в Заречной части города служил утешением немногочисленным верующим ижевчанам. С 1949 года настоятелем собора был протоиерей Владимир Стефанов.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Святой_Т...

Однако, общение с угнетённой Церковью оказалось невозможным – митрополит Евлогий указом митрополита Сергия (Страгородского) от 10 июня 1930 года был отрешён от должности и вскоре запрещен в священнослужении, а временное управление русскими церквами Московского Патриархата в Западной Европе поручено архиепископу Владимиру (Тихоницкому) . При этом большинство приходов всё же остались под митрополитом Евлогием, по просьбе которого они, указом от 17 февраля 1931 года, были приняты Константинопольским Патриархом Фотием II как «Временный Экзархат Святого Апостольского и Патриаршего Трона Константинополя в Западной Европе». Этот переход совершился без отпускных грамот и в ряде писем митрополита Сергия (Страгородского) Патриарху Фотию был признан канонически неосновательным и незаконным. При этом, как Патриарх Фотий в письме митрополиту Сергию, так и митрополит Евлогий в обращениях к пастве и пастырям, подчеркивали временный характер создавшегося положения. В конце Второй мировой войны , с 1944 года, восстанавливаются связи с митрополитом Евлогием, главой русских приходов в Константинопольской юрисдикции. В ответ на прошение митрополита и его викариев от 29 августа 1945 года определением Священного Синода Русской Церкви от 7 сентября 1945 года Западноевропейский Экзархат был принят в лоно Русской Церкви с сохранением границ. После уведомления об этом Константинопольского Патриарха Вениамина Патриархом Алексием I и митрополитом Евлогием возражений не последовало. Однако по смерти митрополита Евлогия 8 августа 1946 года и назначения также вернувшегося в Московский Патриархат митрополита Серафима (Лукьянова) на должность Экзарха, собрание Экзархата в октябре 1946 года в силу ряда обстоятельств, обусловленных политическим положением в СССР , постановило обратиться к Константинопольскому Патриарху с ходатайством о продлении существования Экзархата под его юрисдикцией, которое было удовлетворено 6 марта 1947 года Патриархом Максимом V . Экзархат был возглавлен Владимиром (Тихоницким), также вышедшим из подчинения Русской Церкви.

http://drevo-info.ru/articles/4808.html

«Из того же детского периода моей жизни особенно запечатлелись в моей памяти две довольно далекие поездки с матерью. Одна из них на богомолье на «Великую реку», верст за 45 от Орлова, ко времени весеннего прихода туда из Вятки иконы Николая Чудотворца, чтимой вятским населением и собирающей к этому времени на Великую реку богомольцев чуть не со всей Вятской губернии и по настоящее время. Красивая местность, чудная река, часовня на высоком, крутом и лесистом берегу, переполненная народом, не вмещающая и тысячной доли из тех пеших и конных богомольцев, прибывших сюда, чтобы в этой часовне перед временной гостьей – чудотворной иконой – отслужить молебен. Шум и гомон многотысячной толпы, ожидающей своей очереди, а дальше ярмарка, также переполненная народом – все это необычное зрелище не могло не действовать на детское воображение». Очевидно, что все это не могло не оказать влияния на характер и интересы будущего архитектора, которые до конца своих дней сохранил любовь к малой родине. Неслучайно лучшим своим творением Иван Аполлонович считал «замок», возведенный по заказу своего старшего товарища и земляка – купца и пароходчика Тихона Филипповича Булычева (1847-1926), некогда служившего гласным городской думы и главой города Орлова. Нет сомнений, что горькая судьба Булычева после революции не могла не тронуть сердце архитектора. Как и известие о том, что осенью 1918 года, в дни «красного террора», в Орлове был расстрелян наместник Спасского монастыря игумен Мартиниан (Ершов). Всего в те трагические сентябрьские дни были убиты 30 человек, в том числе священники Михаил Тихоницкий и Вениамин Сенилов, служившие в Казанском соборе монастыря. Очевидно, что Иван Аполлонович и родные не могли об этом не знать и не сопереживать их мученической кончине.    Старший брат Известно, что примером в большой семье, зачастую, служат не только родители, но также старшие братья и сестры, которым младшие стараются подражать. В связи с этим нельзя не сказать о старшем брате архитектора Николае Аполлоновиче Чарушине (1852-1937), который прожил долгую и полную многих событий жизнь и не мог не оказать влияния на своего младшего брата.

http://radonezh.ru/2022/02/23/ivan-charu...

В моей семье атмосфера была, естественно, русская, но без всяких националистических натяжек. Говорили только по-русски (другого языка я не знал до семи лет), но дети ходили во французские школы, где образование было лучшим. Моя семья не любила «эмигрантщины» и считала, что приобретение европейской культуры отнюдь не противоречит верности России. В приходскую русскую школу я ходил по четвергам (четверг был свободным днем во французских школах). Там преподавался русский язык и Закон Божий. Но воскресеньям и праздникам я всегда прислуживал в соборе. Стал чтецом и иподиаконом при митрополите Евлогии и позже, при его преемнике митрополите Владимире (Тихоницком), продолжал прислуживать в храме 149 . В послевоенное время я учился в Парижском университете (Сорбонна) и одновременно в Свято-Сергиевском Богословском институте. К богословию и священству я подходил постепенно. В средней школе изучал классические языки, интересовался историей. Л потом, как-то естественно, пришло соединение интересов научных и церковных: стал византологом. Этому содействовало участие в Русском Студенческом Христианском Движении (возобновившемся после немецкой оккупации), дружба с молодым Сашей Шмеманом, который тоже прислуживал в соборе, встречи с профессорами Богословского института, особенно с архимандритом Киприаном (Керном) … Что из себя представлял Богословский институт после Второй мировой войны? Учился я в Богословском институте с 1945 по 1950 г. и по окончании был оставлен при кафедре истории Церкви (Л.В. Карташевым). Преподавал в Институте (1951–1959). Одновременно закончил Сорбонну и защитил докторскую диссертацию о Святом Григории Паламе (1958). Начал печатать статьи и книги. До войны Богословский институт ста,ч крупным богословским центром. Под эгидой митрополита Евлогия собрались профессора, представляющие старые Академии (епископ Вениамин Федченков , Н. Глубоковский , А. Карташеи), а также «интеллигенцию» (отец С. Булгаков , Б.П. Вышеславцев , Г.П. Федотов , В.В. Зсньковский и др.). Н.А. Бердяев считал себя свободным философом, в Институте не преподавал, но профессора Института регулярно печатались в издаваемом Н.Л. Бердяевым журнале «Путь». Протоиерей Георгий Флоровский занимал как бы особое положение: сын протоиерея и интеллигент, эрудит и крупный патролог (бывший в Праге евразийцем), он относился отрицательно к софиологии отца С.Булгакова , хотя пребывал в очень корректных отношениях и никогда печатно не полемизировал с «софиологами». По-существу, однако, все три его большие книги («Отцы IV века», «Византийские отцы V-VIII вв.» и «Пути русского богословия») были опровержениями софиологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

События 1926 года вызвали много волнений в нашей среде. В июле состоялся третий местный съезд Движения во Франции, в Клермоне на Аргоне, недалеко от Вердена. На нём участвовало около 80 человек. Туда приехали митрополит Евлогий и два его викария: епископы Вениамин и Владимир (Тихоницкий. 1873–1959). Съезд прошёл исключительно дружно, осуждение и Движения и митрополита сблизило пастырей с паствою. Все единогласно сплотились вокруг иерарха, назначенного патриархом Тихоном управлять приходами в западной Европе. Более сложное положение создалось на четвёртом общем съезде Движения, который состоялся в Бьервилле, во Франции, в начале сентября 1926 года. В Клермоне все члены принадлежали к епархии митрополита Евлогия. В Бьервилле они съехались из всех стран русского рассеяния. Только год отделял эту конференцию от Хопова, но контраст между ними был разителен. За прошедший год Движение значительно выросло и укрепилось, на съезде были представители кружков из Франции, Бельгии, Англии, Германии, Чехии, Сербии, Болгарии, Польши и Эстонии. Перед нами встал непредвиденный раньше вопрос, сможет ли Движение сохранить своё единство? Студенческий кружок в Софии работал самостоятельно, не имея связи с местным русским епископом Серафимом (Соболевым 1881–1949). Последний всецело разделял взгляды архиепископа Феофана, считал отца Сергия Булгакова еретиком 71 , а всех инославных христиан – безблагодатными и «неотличающимися», поэтому, «от язычников» 72 . Сотрудничество с софийским кружком не представляло никакой трудности. Совсем иное положение было в Белграде, где братство святого Серафима находилось в постоянном общении с митрополитом Антонием и другими иерархами. П. С. Лопухин и Н. А. Клепинин, главные идеологи подчинения Движения руководству епископов и преобразования его в союз православных братств, продолжали горячо защищать свои предложения на съезде. Для них, как и для большинства, события, происшедшие на соборе, были тяжёлым ударом. Принимая в учёт раскол, они предложили компромисс, согласно которому каждый кружок будет искать окормления у местного епископа, а всё Движение будет раз в год посылать отчёт о своей работе зарубежному собору. Они также настаивали, что слово «христианское» следует заменить «православным». Члены съезда горячо спорили на эту тему.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Охтенская (обн.) 23 .02(08.03).1925–10.1925: Владимир Пищулин 26 .10(08.11).1925–12(25).06.1926: Николай Платонов Павловская (Воронежское вик.) Александр Павловская (Нижегородское вик.) 12(25).04.1920–08.1922: Иувеналий Мошковский 26 .06(09.07).1922–26.09(09.10).1929: Александр Похвалинский Павлоградская 30 .07(12.08).1917–1921: Евлампий Краснокутский 1921–1924: 15(28).04.1924–30.11(13.12).1933: Стефан Адриашенко, в. у. Павлоградская (обн.) 24 .07(06.08).1922–1923: Николай Гиляровский 1922–1924: Серафим Силичев 09 .1924–1924: Александр Мигулин 1925–1926: Андрей Одинцов 1926–1929: 09 .1929–1930: Сергий Волков Павлодарская (обн.) 1923–1923: Иоанн Славгородский 1923–1925: Михаил Фивейский 1924–1925: Пётр Добринский 1925–1927: 1927–1929: Александр Четыркин 1930–1930: Виктор Путята 1931–1931: Иоанн Симонов Парижская (заруб.) Евлогий Георгиевский Владимир Тихоницкий Парижская см. Западно-Европейский экзархат Московской Патриархии Пекинская 04 .1918–15(28).06.1931: Иннокентий Фигуровский 07(?).1931–02.1933: Симон Виноградов 1937–18(31).05.1956: Виктор Святин Пензенская 10(23).01.1915–13(26).11.1917: Владимир Путята 1917–1918: Вениамин Муратовский, в. у. 09(22).04.1918–07(?).1921: Иоанн Поммер 1918(?)–1919(?): Григорий Соколов, в. у. 03(16).10.1918–1919: Феодор Лебедев, в. у. 1921–1922: Борис Лентовский, в. у. 1923–1923: Пётр Соколов, в. у. 29 .11(12.12).1923–1927: Филипп Перов, в. у. 1927–27.10 (09.11). 1927: Филипп Перов 24 .08(06.09).1928–08(21).1933: Кирилл Соколов 08(21).11.1933–14(27).03.1934: Алексий Кузнецов 26 .04(09.05).1934–08(21).05.1935: Ириней Шульмин 08(21).05.1935–05(18).06.1936: Авраамий Чурилин 23 .09(06.10).1935–03(16).1 937: Феодор Смирнов 09(22).02.1937–12.1937: Ираклий Попон 1937–1944: 19 .03(01.04).1944–1944: Кирилл Поспелов 07 .1944–14(27).01.1947: Михаил Постников Пензенская (обн.) 23 .06(06.07).1922–21.09(04.10). 1922: Леонид Скобеев Владимир Путята 1920–: Борис Лентовский 12 .1924–27.09(10.10).1925: Аристарх Николаевский 1925–12.1925: Модест Никитин

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Из Москвы от митрополита потребовали немедленных объяснений. Поскольку таковых не последовало, митрополит Сергий 10 июня отстранил митрополита Евлогия от управления западноевропейскими церквами и назначил на его место архиепископа Владимира (Тихоницкого). Но последний должность принять отказался. Эти обстоятельства побудили митрополита Евлогия задуматься над своей дальнейшей судьбой. Ни возвращаться в Московскую Патриархию, ни восстанавливать отношения с Зарубежным Синодом ему, а вернее его окружению, не хотелось. Вновь возник вопрос о подчинении Константинополю. Решение о переходе в его ведение было непростым – законным архиереем в Европе Фанар считал митрополита Фиатирского Германа 894 . Митрополит Евлогий со своей стороны защищал свои права и всегда выступал против константинопольских претензий. Теперь его положение изменилось. Обращение к Константинопольскому Патриарху означало, что митрополит Евлогий соглашается с ложной идеей о правах Фанара на всемирную юрисдикцию и фактически отрекается от той линии, которую отстаивал ранее. Викарии митрополита Евлогия отнеслись к его решению по-разному. Архиепископы Владимир (Тихоницкий) и Александр (Немоловский) оказали ему полную поддержку, епископ Сергий (Королев) колебался, но все же склонился к общему мнению. Против высказывался только один викарий – епископ Вениамин (Федченков) . Митрополит Евлогий в тот момент не был уверен в успехе своего предприятия и ехал в Турцию навстречу полной неизвестности. Но опасения были напрасны. Патриарх Фотий II встретил визитера радушно и 17 февраля 1931 г. принял русские западноевропейские приходы в свое подчинение в качестве особого экзархата. Сам митрополит Евлогий становился теперь константинопольским экзархом, хотя в своем архипастырском послании прямо указывал, что его подчинение Фанару носит временный характер и прекратится после восстановления нормальных условий жизни Русской Церкви. Поминовение Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра также оставалось обязательным 895 . Вместе с тем от слов правды относительно творящихся в большевистской России зверств митрополит Евлогий по-прежнему должен был отказываться.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 окт. 1945 г. Е. обратился к К-польскому Патриарху Вениамину с сообщением, что «наше воссоединение с административным организмом Московской Патриархии и каноническое подчинение ему отныне предрешено. Но формы нашего подчинения, управления и дальнейших при этом взаимоотношений со Вселенским Престолом еще не выяснены... Всем этим указуется срок окончания действия статута нашего Экзархата во всей ее настоящей полноте особыми актами Вселенского Престола и Московского Патриарха». 4 нояб. Патриарх Московский Алексий I сообщил К-польскому Патриарху, что с его устного благословения, переданного из К-поля Е., было «осуществлено присоединение к нашей Матери-Церкви Экзархата Западной Европы», и просил на это благословения К-польской Патриархии. Документально упоминание о таком устном благословении не подтверждается. Е. не получил отпускной грамоты от К-польского Патриарха, 14 февр. 1946 г. Патриарх Вениамин благословил Е. возносить свое имя за богослужениями до окончательного решения вопроса о Западноевропейском Экзархате, хотя одновременное упоминание имен двух Патриархов, К-польского, а затем Московского, создавало неясность в вопросе о канонической принадлежности Экзархата. Отпевание Е. 12 авг. возглавил прибывший из СССР Ленинградский митр. Григорий (Чуков) . Е. был похоронен в крипте Успенской ц. на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Указом от 9 авг. Свящ. Синод РПЦ подтвердил фактическое и формальное прекращение временной юрисдикции К-польской Патриархии над рус. приходами в Зап. Европе и назначил новым экзархом митр. Серафима (Лукьянова). Однако вступивший в управление Западноевропейским Экзархатом согласно завещанию Е. архиеп. Владимир (Тихоницкий) отказался принять этот указ, врученный ему митр. Григорием 14 авг., к исполнению, сославшись на отсутствие отпускной грамоты Константинопольского Патриарха. Собравшийся в Париже епархиальный съезд 16 окт. высказался за сохранение Экзархата в юрисдикции К-польской Патриархии. После смерти Е. издана была кн. «Путь моей жизни», представляющая собой воспоминания Е. о годах до начала второй мировой войны, записанные с его слов и обработанные Т. И. Манухиной.

http://pravenc.ru/text/187191.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010