Четверо, а именно митрополит Вениамин, архимандрит Сергий, Новицкий и Ковшаров не были помилованы, нам же остальным расстрел был заменен пятью годами лишения свободы, т.е. тюрьмой, которая в то время именовалась “исправдомом”, т.е. Домом исправления преступников. Все эти мои записки описывают мои переживания за этот период, сорок дней “подсмертного” состояния. Писал я их по переводе уже из ДПЗ, что на Шпалерной улице, во 2й исправдом, из этого последнего они были пересылаемы домой, к семье, в качестве писем. Начались писания с ноября 1922 г. и закончены были в феврале 1923 г. Я старался в них быть искренним и правдивым, воспроизводя только то, что и как действительно было и переживалось. Это не дневник “смертника”, а лишь воспоминания его о времени с 5 июля по 14 августа (нов.ст.) 1922 г. Переписаны они с оригинала сохранившихся писем в июле 1926 г. Протоиерей Михаил Павлович Чельцов 24 июля 1926 г . Воспоминания Часть 1 11 ноября. Ленинград 2я Красноармейская ул., д.14, кв.11. День св. кн. Ольги Говорят, что у больных капризный вкус. Я физически совершенно здоров и бодр и духом спокоен. Но сильно тянет меня к перу и бумаге. Быть может, в этом сказывается, как отрыжка, старая привычка к писательству. Но что писать? Жизнь идет очень однообразно, но так идет только внешняя жизнь событий дня и физическая, – дух же все требует нового содержания, как пищи себе. Мысль поэтому постоянно работает. Если внешнее не дает ей материала, то она живет воспоминаниями о старом. Все чаще и чаще всплывают в памяти дни бывшего июньского суда и июльского сидения на Шпалерной. Мне и хочется описать все внутренние переживания и перечувствования, в связи с внешней обстановкой, в эти сорок дней предсмертного сидения. После них прошло только три – три с половиной месяца, и каждая мелочь из пережитого в них еще жива и больно вертится в памяти. 22 июня/5 июля – памятный день не только для нас, осужденных на расстрел, но и для всех вас, более нас страдавших и продолжающих страдать доселе. Еще накануне, после нашего опроса о последнем слове подсудимых, часов в одиннадцать ночи было приказано нашей страже привезти нас в суд из тюрьмы в среду 5 июля к четырем часам дня.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-s...

Председатель Комиссии избирается ею самою. 5. Свои подготовительные к открытию института работы Комиссия заканчивает не позже 1 ноября ст. ст. 6. Просить Его Высокопреосвященство предложить Епархиальному совету незамедлительно представить Комиссии подробные сведения о размере ассигнованных Епархиальным советом сумм на духовно-учебные заведения, их расходовании, нынешней наличности и предположения о дальнейшем их поступлении, дабы все это могло быть своевременно учтено Комиссией. 7. Ввиду важности, сложности и общеепархиального значения дела учреждения Богословского института просить Владыку Митрополита созвать чрезвычайное Епархиальное собрание (§§ 32–33 гл. III Соборного положения об епархии), которое, несмотря на все затруднения, все же, по мнению приходских общин, может быть устроено, хотя в малом размере. Последнее обстоятельство вполне находит себе оправдание в условиях времени. 8. Выразить от имени приходских общин горячую признательность И. П. Щербову и Ф. К. Андрееву за все их труды по восстановлению наших учебных заведений» 301 . На этом собрании о. Николай Чуков был избран одним из членов комиссии, ведавшей делами Междуприходского совещания. В комиссию духовно-учебных заведений Петроградской епархии входили: прот. В. А. Акимов (председатель), академик Б. А. Тураев , профессора университета А. И. Введенский , Л. П. Карсавин, Ю. П. Новицкий, прот. Л. К. Богоявленский, прот. Н. С. Рудинский, прот. Н. В. Чепурин, прот. Н. К. Чуков, прот. А. С. Николаев, Ф. К. Андреев, И. П. Щербов, Вл. Б. Шкловский. Избранная Комиссия духовно-учебных заведений под председательством прот. В.А. Акимова сразу же приступила к своей деятельности. Поскольку о. Николай Чуков имел большой опыт в ведении хозяйственной стороны жизни духовных учебных заведений, он был кооптирован в состав Комиссии с поручением ему составления сметы Богословского института. 14/1 ноября 1919 года прот. В. А. Акимов рапортом сообщал митрополиту Вениамину о том, что Комиссия выполнила весь возложенный на нее объем работ. Последовала резолюция митрополита Вениамина:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После доклада И. П. Щербова был оглашен, поданный на имя митрополита Вениамина рапорт настоятеля Скорбященской, что за Литейным двором, церкви прот. Г. Сербаринова о том, что один из его прихожан В. О. Быстров «жертвует на Богословский институт 10 000 рублей и готов в дальнейшем поддерживать его». Собрание единодушно постановило выразить жертвователю глубокую признательность. Затем начались прения. А. С. Николаев горячо приветствовал как самую идею создания Богословского института, так и тот путь широкой гласности, на который вступил Владыка Митрополит в обсуждении вопроса об его открытии. По мысли автора, Богословский институт может и даже должен рассчитывать на всецелую духовную и материальную поддержку приходов. Они предварительно должны образовать особую комиссию, которая бы занялась обсуждением проекта института и училища. Школа духовного просвещения должна быть детищем объединенных приходов. После А. С. Николаева попросил слово священник Н. Чепурин, но и его выступление было предварено заявлением председателя о только что поступившем пожертвовании 1 000 рублей священником В. Чуевым. Собрание постановило также благодарить и этого жертвователя. Священник Н. Чепурин, выразив свое полное сочувствие всему, что было высказано предыдущим оратором, настаивал на возможно более скором выборе Комиссии, в состав которой должны войти: 1) представители ученого мира, 2) лица, имеющие опыт в организации хозяйства, 3) лица, принимающие деятельное участие в жизни приходов. Священник Н. Чепурин выразил желание собрать по возможности епархиальное собрание, так как прежние его члены по статуту сохраняют его права. Настоящее же собрание по своей многолюдности вполне правомочно выбрать также и комиссию для объединения приходов. Затем от группы объединенных приходов выступил проф. Ю. П. Новицкий с заявлением, что те предложения, которые ему поручено предоставить на рассмотрение собрания, вполне совпадают с высказанными пожеланиями. Они сводятся к следующему: 1) под руководством Владыки Митрополита гласно и в тесной связи со всеми церковными общинами Петрограда и епархии приступить к немедленному осуществлению идеи открытия Богословского института и Богословско-Пастырского училища. Первого – по типу высшего, второго – по типу среднего учебного заведения; 2) учредить для этого особую комиссию, которая бы взяла на себя ведение также и хозяйственных дел для выяснения размера материального рода помощи как со стороны объединенных приходов, так и соответствующих статей расхода епархиального совета; 3) ввиду общеепархиального значения предпринимаемого дела просить Владыку Митрополита о немедленном созыве Епархиального собрания, в границах возможного, и поспешить с созданием прочного объединяющего союза всех приходов Петрограда и епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Реввоенсовет, тов. Троцкому. На Вашу 159 сообщаю: вопрос изъятия церковных ценностей Петрограда последние дни осложнился. Достигнутое было соглашение духовенством предательски сорвано последний момент заявлением митрополита Вениамина, что он призовет верующих воспрепятствовать изъятию. Время, потраченное на переговоры, духовенство использовало для организации противодействия. Попытки Комиссии приступить учету ценностей Казанском и Троицком соборах встретили организованное сопротивление прихожан, составляющих церкви протоколы не сдаче ценностей и недопущении Комиссии работе. Тов. Зиновьев ходом дела знаком и дважды созывал собрание Президиума Губисполкома этому вопросу. Последним заседании Президиума моим участием постановлено изъятие произвести не останавливаясь и перед репрессиями. Всем данным только посредством вооруженной силы удастся произвести изъятие. Прошу немедленно дать директиву – допустимо ли исполнение декрета указанным путем и как поступать дальнейшем» 73 ... Ю. П. Новицкий указывал, что второе заявление митрополита было передано им в комиссию Гуденкова 15 марта. Этим же числом помечена и процитированная нами телеграмма. Оперативность изумительная! В спешке Зиновьев и Бакаев даже не заметили, что в заявлении митрополита нет угрозы «призвать верующих воспрепятствовать изъятию». Владыка Вениамин говорил лишь, что будет вынужден обратиться к верующему народу с указанием, что изъятие осуждается им, как кощунственно-святотатственный акт, за участие в котором миряне подлежат отлучению от Церкви. Митрополит грозился призвать народ к неучастию, а отнюдь не к сопротивлению изъятию. Столь вольную трактовку заявления митрополита можно объяснить спешкой, но вот с упомянутыми в телеграмме инцидентами «организованного сопротивления» у Казанского и Троицкого соборов сложнее. Тут нужно говорить уже о некоем мистическом прозрении авторов телеграммы. Дело в том, что указанные в телеграмме от 15 марта события произойдут, как явствует из заключения помощника уполномоченного 1-го отдела ПГО ГПУ И. Коршунова, только на следующий день – 16 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В личном деле имеется рекомендация архиепископа Иркутского Вениамина (Новицкого) от 13 июня 1958 года на поступавшего в МДС Анатолия Просвирнина на имя ректора МДС протоиерея Константина Ружицкого 6 . Приложена также справка настоятеля Знаменского собора г. Иркутска о том, что А. Просвирнин проходил иподиаконское служение в этом соборе. Имеются справка о состоянии здоровья, аттестат зрелости, полученный в 1957 г., а также справка о крещении 14 мая 1945 г. из Омского кафедрального собора. В деле имеется также автобиография А. Просвирнина, написанная перед поступлением в МДС. Из документа следует, что решающую роль в судьбе архимандрита Иннокентия сыграл архиепископ Вениамин (Новицкий), иподиаконом которого он был с 1950 года, т.е. с 9-летнего возраста. В феврале 1958 года Анатолий переехал вместе с архиепископом Вениамином в Иркутск и с тех пор жил отдельно от семьи. В прошении о допущении к вступительным экзаменам (июнь 1958 г.) 18-летний юноша писал об имеющемся у него «твердом и непринужденном желании посвятить свою жизнь служению Церкви». Из прошения следует, что он просил зачислить его в третий класс. В августе 1958 года он приехал в Семинарию и в сентябре сдал экзамены для поступления в 3 класс Семинарии, однако был зачислен во второй класс, т.к. экзамены успел сдать не все. Первый год обучения он закончил по первому разряду 7 . В справке, датированной 28 сентября 1959 г., иеромонах Питирим (Нечаев) , будущий митрополит (1926–2003), а тогда инспектор МДС, оценивал успеваемость студента 3 класса А. Просвирнина как хорошую, а дисциплину как отличную. Митрополит Питирим признался как-то в разговоре с Н.Н. Лисовым (1946–2019), что в МДАиС за 30 лет преподавания имел только одного талантливого ученика, которым был Анатолий Просвирнин 8 . В октябре 1959 г., согласно справке, подписанной заведующим канцелярией С. Волковым, А. Просвирнин был отчислен из состава учащихся в связи с призывом в армию. Следующий документ датирован 5 июля 1962 г. – это прошение А. Просвирнина о восстановлении в 3-м классе МДС. На конверте помечен номер воинской части военно-воздушных сил, расположенной в Баку. Прибыть в Лавру А. Просвирнин смог только в декабре 1962 г., т.к. был демобилизован только в этом месяце, что следует из прошения на имя ректора, поданного 15 декабря 1962 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Процесс начался 10-го июня 1922 года. Огромная толпа с раннего утра запрудила ближайшие улицы. Несколько десятков человек сосредоточенно молча, в благоговейной тишине стояли вокруг здания, в котором проходил процесс. Милиция поначалу не решалась их разогнать. При появлении митрополита почти все опустились на колени и запели молитву: «Спаси, Господи, люди твоя...» Помимо владыки Вениамина, другой замечательной личностью среди подсудимых был настоятель Троице-Сергиева подворья архимандрит Сергий (Шеин). Выделялись также председатель правления Общества православных приходов Петрограда профессор Ю.П. Новицкий, епископ Ладожский Венедикт (Плотников), настоятели почти всех главных церквей города, профессора Духовной академии, Богословского института, даже Военно-юридической академии и др. Были и просто случайные люди, подвернувшиеся милиции под руку во время облав или слишком громко протестовавшие при изъятии ценностей. Зал вмещал около 3 000 человек и почти всегда во время процесса был полон. Митрополита обвиняли в создании «преступного сообщества», которое представляли в роли организатора всех многочисленных беспорядков на почве насильственного изъятия церковных ценностей. Конкретно обвинение состояло из следующих пунктов: 1. Митрополит вступил в сношение и переговоры с Советом в Петрограде, имея целью добиться аннулирования или смягчения декретов об изъятии ценностей. 2. Он и его сообщники находились при этом в сговоре со всемирной буржуазией. 3. В качестве средства для возбуждения верующих против власти те же обвиняемые избрали распространение среди населения копий заявлений митрополита в комиссию Помгола. Иными словами, обвинение считало преступлением со стороны владыки даже контакты с советскими органами власти, а также распространение материалов, опубликованных в советских газетах! Абсурдность обвинений была очевидна всем, даже обывателям, не сведущим в тонкостях юриспруденции. Целью обвинителей, как можно понять, не было физическое уничтожение митрополита. На допросах они стремились выяснить, кто помогал ему распространять заявление в комиссию Помгола, а также кто был реальным вдохновителем и автором текста.

http://ruskline.ru/opp/2019/fevral/11/go...

Истинной причиной процесса был отказ митрополита признать ВЦУ и отлучение от Церкви делегата этого управления «живца» А. Введенского , который был инициатором и душой всего этого процесса 120 . Лично Введенский на процессе не присутствовал, так как его ранила камнем неизвестная женщина, но его заменил в качестве главного обвинителя другой член ВЦУ – Красницкий. 5 июня процесс закончился приговором к расстрелу митрополита и ещё 9 человек и к тюремному заключению остальных подсудимых. В ночь с 12 на 13 августа в нескольких верстах от Петрограда близ станции Пороховой Ириновской железной дороги были расстреляны митрополит Вениамин, бывший член Государственной Думы архимандрит Сергий (Шейн), проф. Ю. П. Новицкий и присяжный поверенный Ковшаров. Вместе с тем Петроградский епархиальный исполком постановил уволить всех священнослужителей, не признающих ВЦУ 121 . То же в общих чертах произошло в Москве 122 , Киеве 123 , Одессе 124 , Минске 125 , Екатеринбурге 126 и других епархиальных городах. Всюду епископы, не признавшие ВЦУ, были высланы и посажены в тюрьму. Только за один раз ВЦУ уволило 34 епископа, а к концу 1923 года высланных епископов было 66 человек 127 . А оставшимся было запрещено даже проведывать против ВЦУ 128 . Все епархиальные учреждения, не признавшие ВЦУ, были закрыты и заменены «живоцерковными», а члены их или высланы, или посажены в тюрьмы. Случайно уцелевшие епархиальные деятели, разобщённые с центром, пытались наладить епархиальную жизнь, воспользовавшись мудрым посланием митрополита Агафангела об автокефалии епархий, и устраивали съезды верующих, но ВЦУ пустило в ход и против того и против другого всю силу советской власти. В конце 1922 года Красницкий подал ВЦУ докладную записку 129 о борьбе с автокефалией отдельных епархий, где, между прочим, рекомендует не только лишить сана всех священников-автокефалистов, а мирян отлучить, но сообщить советской власти, что это движение «имеет политический характер, вредно для государственного спокойствия и опасно для государства» 130 . Были запрещены, по настоянию ВЦУ, как опасные для государственной власти, и всякие религиозные съезды, если они собирались не по призыву ВЦУ. Но, признаётся официальный орган советской власти, «несмотря на чрезвычайную бдительность госполитуправления, состоялся ряд тайных съездов верующих во Владимире, Курске, Рязани, Перми и других городах. Везде приняты постановления о непризнании ВЦУ и поддержке Патриарха Тихона» 131 . Особенно ожесточённую борьбу повело ВЦУ с организованными, согласно постановления Московского Собора 1917–1918 гг., приходскими советами 132 . И здесь ВЦУ шло рука об руку с советской властью, требовавшей строгих мер против этих контрреволюционных организаций 133 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

За несколько дней до расстрела в письме протоиерею Петру Ивановскому митрополит Вениамин напишет удивительные слова: «В детстве и отрочестве я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те и не придется переживать, что они переживали. – Времена изменились, открывается возможность терпеть ради Христа от своих и от чужих. Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога. Трудно переступить этот рубеж, границу и всецело предаться воле Божьей. Когда это совершится, тогда человек избыточествует утешением, не чувствует самых тяжких страданий, полный среди страданий внутреннего покоя, он других влечет на страдания, чтобы они переняли то состояние, в котором находится счастливый страдалец. Об этом я ранее говорил другим, но мои страдания не достигали полной меры. Теперь, кажется, пришлось пережить почти все... Страдания достигли своего апогея, но увеличилось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда. Христос – наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо»... Бесконечно-мудрые, несущие в себе небесный свет слова... И так точно они подходят и к судьбе Юрия Петровича Новицкого, словно о нем и написаны. Только почему же «словно»? Конечно же, и о нем тоже. Глава 4. Сквозь дьявольскую ловушку У внука святого, Юрия Ивановича Колосова бережно сохраняются сейчас многочисленные документы о жизни дела. Среди них – целый пакет с фотографиями Юрия Петровича Новицкого. Вот Юрий Петрович еще ребенок, фотография сделана, когда ему было два года. Вот Новицкий в гимназии. Вот – Новицкий студент. Новицкий – в Геттингене. Новицкий – следователь Киевского окружного суда. Новицкий – молодой приват-доцент... Новицкий – профессор Петроградского университета... Новицкий – глава комитета по ликвидации цензуры... Наконец, Новицкий – в зале суда. Завершение земной жизни святого... Это удивительные фотографии. Если разложить их по порядку, можно увидеть, как происходит величественнейшая картинка преображения обычного человека в святого. § 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ВЕНИАМИН (НОВИЦКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Вениамин (Новицкий). 1950-е. Фото с сайта Церковно-исторического музея " Христианское просвещение чувашского народа " Вениамин (Новицкий) ( 1900 - 1976 ), архиепископ Чебоксарский и Чувашский В миру Новицкий Сергей Васильевич, родился 4 сентября 1900 года в с. Кривичи , Раковского уезда Минской области, в семье протоиерея Василия Новицкого (+ 1921). Семья Новицких состояла из 8 человек: отец, мать и 6 детей - 2 дочери и 4 сына. Старший из них, Валериан , впоследствии стал священником-мучеником. Среди детей наибольшей серьезностью отличался Сережа. На нем лежала какая-то особая Божия печать, и родные видели в нем будущего служителя Церкви. Бабушка Стефанида, когда отроку было всего только три года, называла его не иначе как " мой архиерейчик " . Добрые качества души будущего " архиерейчика " укреплялись и обогащались религиозной атмосферой семьи Новицких. Часто в летние вечера на крылечке дома собиралось все семейство и начиналось пение духовных кантов и разных церковных песнопений. Юному Сереже настолько нравилось церковное пение, что он до конца своей жизни сохранил к нему горячую любовь. Он не только полюбил пение, но и сам украшал его своим звонким мелодичным голосом. В 1914 году окончил Слуцкое духовное училище и поступил в Воронежскую духовную семинарию , а через год перешел в  Минскую духовную семинарию , где учился до ее закрытия (1918). В 1919 - 1921 годах работал учителем в начальной школе в с. Печураны Минской губ., которое после подписания в 1921 году Рижского мирного договора оказалось на территории Польши . В 1921 году назначен  псаломщиком в Даревский приход Пинской епархии , где трудился до 1928 года. Одновременно продолжал богословское образование: в 1922 - 1924 годах учился в старших классах Виленской духовной семинарии , которую окончил по 1-му разряду, в 1925 - 1929 годах был студентом православного богословского факультета Варшавского университета .

http://drevo-info.ru/articles/12302.html

Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого) Фото 5. Митрополит Нестор (Анисимов), епископ Вениамин (Новицкий), епископ Венедикт (Пляскин). Тобольск. 1957 год Фото 6. Митрополит Нестор (Анисимов), епископ Вениамин (Новицкий), епископ Венедикт (Пляскин) с духовенством в Тобольске. 1957 год   Хотя историк Новосибирской епархии священник Виталий Гуляев со ссылкой на «Журнал Московской патриархии» за 1957 год сообщает, что владыки Нестор, Вениамин и Венедикт совместно сослужили уже в мае 1957 года в Новосибирске. Он пишет: «В день перенесения мощей святителя Николая Чудотворца 22 мая 1957 года в связи с 50-летием священнослужения Святейший Патриарх Алексий I телеграммой сообщил митрополиту Нестору о награждении его правом ношения двух панагий. В торжественном богослужении приняли участие епископ Омский и Тюменский Вениамин (Новицкий), епископ Венедикт и следовавшая из Пекина в Москву китайская церковная делегация — архимандрит Василий (Шуан) и протоиереи Леонид Лю и Аникита Ван». Но фотографий этого богослужения найти пока не удалось и в письмах владыки Нестора святителю Афанасию (Сахарову), где он сообщал о всех гостивших у него владыках ничего об этом не упоминается. Зато упоминается о визите к нему Омских владык в ноябре-декабре 1957 года. 29 октября 1957 года он писал святителю Афанасию: «Подходят праздники, дающие утешение в молитве, но с праздниками много и суеты. Ожидаю гостей: Еп[ископа] Омского Вениамина и Еп[ископа] Венедикта из Омска…». А 24 декабря 1957 г., по прошествии праздников, владыка Нестор сообщил архиепископу Афанасию: «…Собирается ко мне в гости Архиепископ Ювеналий и Еп[ископ] Мстислав. Отгостили епископ Вениамин Омский, епископ Венедикт (бывший) Омский. Простите, помолитесь. Недостойный богомолец М[итрополит] Нестор». Владыка не распространяется в письме о визите омских владык, поскольку такое сослужение архиереев, вероятно, вызывало напряжение у местных властей и антицерковного населения, ставшего жертвой антирелигиозной пропаганды и праздновавшего тогда 40-летие Великого октября. Все перечисленные владыки для советских властей были персонами под особым наблюдением: Вениамин (Новицкий) – прошел ссылку на Колыме; Венедикт (Пляскин) – был в армии Колчака; Ювеналий (Килин) – харбинский эмигрант, член Карловацкого синода; Мстислав (Волонсевич) – выпускник Варшавского богословского университета. Да и сам митрополит Нестор – в прошлом монархист и белоэмигрант… Тучи постепенно начинали сгущаться над владыкой Нестором, готовились опасные провокации и клеветнические доносы против него.

http://ruskline.ru/analitika/2022/01/24/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010