Однако, перечитывая свидетельства о той встрече, трудно отделаться от ощущения, что они очень многое понимали и знали всё, что предстоит им. Что мог противопоставить Святейший патриарх Тихон той беспощадной жестокости и дьявольской хитрости, которую воздвигали против Церкви большевики? Власть не оставляла Церкви ни одного шанса на спасение. Только упование на милость Божию, только свою молитву и мог противопоставить Святейший патриарх большевистской агрессии зла. § 6. Потом, на процессе, Ю. П. Новицкому зададут прямой вопрос: – О чем вы беседовали с патриархом? И Юрий Петрович, еще раз кратко пересказав свои вопросы и ответы патриарха, добавит, что спросил об отношении патриарха к тем новшествам, что появляются в некоторых церквях. – Этот вопрос нас не интересует! – перебьёт Новицкого председатель суда 36 . Это, конечно, очень досадно. То, что не интересовало товарища Яковченко, нам узнать было бы совсем не лишним... Но с другой стороны, так ли и правомерна наша досада? Да, мы многого не знаем, но что бы прибавили не известные нам подробности к тому главному, что мы знаем и так? Все упущенные детали не так существенны по сравнению с главным фактом, который доподлинно известен. В Петроград Юрий Петрович Новицкий привез благословение святителя Тихона и митрополиту Вениамину, и самому себе как председателю Общества православных приходов. На что было дано это благословение? Конечно же, на мученический подвиг во спасение Русской Православной Церкви... И что еще более важное могли бы узнать мы? Впрочем, тогда, в конце февраля 1922 года, Юрий Петрович Новицкий, может быть, пока и не догадывался об истинном значении благословения святителя Тихона. Просто он почувствовал, что отступили страхи и уныние... Протоиерей Сергий Булгаков говорил, что каждый ощущал радость в присутствии патриарха Тихона, так как тот не знал страха, даже когда был окружен постоянно грозящей опасностью. В нём была совершенно особая, царственная свобода с полным отсутствием страха за свою судьбу... Вот и Юрий Петрович Новицкий, покидая Троице-Сергиево подворье, тоже ощущал эту радость, это бесстрашие...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

24 .08(06.09).1923–26.12(08.01).1923: Ярославская (обн.) 26 .12(08.01).1923–06(19).05.1927: Ленинградская 1 (обн.) 06(19).05.1927–23.04(06.05).1930: Московская (обн.) Вениамин Новицкий 02(15).06.1941–08.1942: Новоград-Волынская 02(15).06.1941–08.1942: Пинская, в. у. 08 .1942–09.1944: Полтавская Вениамин Тихоницкий 14(27).12.1942–07(20).03.1957: Кировская 1945–1945: Ижевская, в. у. Вениамин Троицкий Стерлитамакская Вениамин Федченков 10(23).02.1919–1920: Севастопольская 22 .03(04.04).1933–08(21).08.1947: Американская Вениамин Фролов 02(15).11.1923–: Байкинская Вениамин 1924–1926: Богодуховская (обн.) 1926–1929: Луганская (обн.) Викентий Никипорчук 03(16).02.1930–07.1931: Нижне-Ломовская (обн.) 07 .1931–02.1932: Белгородская (обн.) 02 .1932–17(30).03.1932: Острогожская (обн.) 11 .1934–10(23).01.1935: Алатырская (обн.) Виктор Богоявленский 1919–1923: Барнаульская 1924–1924: Нижне-Удинская 03 .1925–20.10(02.11).1928: Омская Виктор Ельцов 11(24).10.1934–25.05(07.06).1938: Семипалатинская (обн.) Виктор Островидов 26 .12(08.01).1919–1923: Уржумская –1922: Томская, в. у. 1923–1927: Глазовская 1923–1924: Кировская, в. у. 1925–04.1928: Омская, в. у. 1926–: Воткинская, в. у. 1927–1927: Шадринская, в. у. 1927–1927: Свердловская, в. у. 1927–1927: Ижевская, в. у. Виктор Путята 22 .11(05.12).1926–17(30).03.1927: Юхновская (обн.) 17(30).03.1927–1928: Петровская (обн.) 04 .1928–19.08(01.09).1929: Уральская (обн.) 19 .08(01.09).1929–03.1930: Костромская (обн.) 03 .1930–09.1930: Павлодарская (обн.) 12 .1930–16(29).04.1931: Семипалатинская (обн.) 09 .1931–10.1931: Корельская (обн.) 10 .1931–21.06(04.07) .1936; Череповецкая (обн.) 1936–1936: Петрозаводская (обн.) 23 .07(05.08).1936–08(21).04.1937: Тамбовская (обн) Виктор Святин 08(21).10.1932–1937: Шанхайская (заруб.) 1937–18(31).05.1956: Пекинская Виктор 1926–: Каменская (обн.) Виссарион Зорнин (Зорин) 17(30).09.1924–09(22).12.1925: Ульяновская 1924–1924: Омская 09(22).12.1925–1927(?): Ульяновская (григ.) 1927(?)–: Саратовская (григ.) –1933: Воронежская (григ.)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Сама полярность критических высказываний доказывает, что в письме была представлена предельно взвешенная и разумная позиция. Тем не менее, митрополит Вениамин счел неразумным открывать дискуссию: «Владыка пришел, прочел свое письмо и ушел», – говорил Юрий Петрович Новицкий. «Обсуждения не было, – подтверждает его слова Н.М. Егоров. – Возник вопрос, как отнести это письмо в комиссию Буденкова. Здесь Новицкий заявил, что он не берется быть представителем митрополита и просит его освободить от этого, указывая, что если бы он и взялся, то он может сделать только механическую передачу как курьер. В том же смысле высказался и я, но наше ходатайство не было уважено. Нам было поручено отнести эту записку в комиссию Буденкова, и на следующий день, 14 марта, мы были там. Вручили эту записку». Об отношении Юрия Петровича Новицкого к переговорам митрополита Вениамина со Смольным мы уже говорили. Очень четко и недвусмысленно сказал об этом и сам Новицкий еще на допросе у следователя: «Я отказывался, ибо понимал, что между властью и митрополитом происходит какое-то недоразумение, (разрядка здесь и дальше наша – Н.К.): С моей точки зрения, Советская власть могла привести Декрет в исполнение без всякого соглашения с митрополитом, так как эти ценности (и имущество) находились в пользовании по договору и согласно договору были в ее руках. В порядке послушания митрополиту быть на заседании я согласился для того, чтобы отнести письмо». 41 Читая показания Юрия Петровича Новицкого, порою ловишь себя на мысли, что будущий святой обращался не столько к следователю Нестерову, сколько к нам, его потомкам. Его слова и поступки – очень важный урок подлинного православного смирения. Повторим еще раз, что для Юрия Петровича было ясно – или происходит чудовищнейшее недоразумение, или готовится провокация... Он объяснял это митрополиту Вениамину. Порою в его словах прорывалась досада, даже некоторое раздражение. И все же он смирил себя. Когда митрополит твердо сказал, что письмо нужно отнести, Юрий Петрович уже не спорил. В порядке послушания выполнил то, чего так не хотелось ему...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Третий пункт – благословение высшей Церковной власти – тоже обсуждению не подлежал, поскольку всецело находился в компетенции митрополита Вениамина. Сосредоточились на обсуждении второго пункта – о гарантиях, что церковные ценности будут употреблены исключительно на помощь голодающим. – Здесь мы, – рассказывал Н. М. Егоров, – встретили полнейшее сочувствие. Прежде всего Гуленков нам обещал постоянный доступ и ревизию бухгалтерских книг и касс. И хотя тут же выяснилось, что контроль будет осуществляться лишь на стадии перевозки ценностей в Москву, но речь ведь и идет об изъятии ценностей, а не о том, как организовать самостоятельную помощь Церкви голодающим. Слово за слово выяснилось, что и комиссия, в которую приглашены Новицкий и Егоров, называется комиссией по изъятию церковный ценностей, созданной согласно декрету. – Но митрополит говорил нам о целом ряде отступлений, обещанных нам в Смольном... – сказал Егоров. – Нет! – возразил Гуденков. – Декрет издан центром, и никто не имеет права его изменить. Будет сделано только одно отступление – разрешено превращать священные сосуды в слитки и деформировать их. Вы приглашены сюда для обсуждения вопроса о порядке и начале изъятия согласно декрету. – Простите... – сказал Новицкий. – Митрополит командировал нас, чтобы условиться, в какой форме возможно и будет допущено участие церкви в помощи голодающим. Ввиду того, что создалась совершенно другая картина, отличная от той, которую рисовал нам митрополит, мы просим отложить заседание до получения нами дополнительных инструкций. § 5. Судя по его показаниям, Н.М. Егоров так и не понял, почему Новицкий покинул заседание комиссии, которое «протекало в атмосфере абсолютного доверия и имело характер мирного и доброго настроения». «Вечером мы докладывали митрополиту о результатах совещания. И здесь я понял, что мы сделали не совсем то, что надо было. Благодаря тому, что мы не были в Смольном, мы не оправдали намерений, которые были у владыки»... Митрополит сразу прервал рассказ Егорова о достигнутой насчет контроля договоренности.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Просто жизнь в его представлении не имела всепоглощающего смысла, она имела ценность лишь как жизнь ради своего дела, своих идей, за которые ты готов умереть. В записке к матери из тюрьмы он писал: «Дорогая мама. Прими известие с твердостью. Я знаю давно приговор. Что делать? Целую тебя горячо и крепко. Мужайся. Помни об Оксане. Целую крепко. Твой Юра» 152 . Можно подумать, что здесь звучит обреченная покорность судьбе, но скорее всего Юрий Петрович достиг здесь того особого понимания, которое В. О. Ключевский считал истинным предназначением интеллигента – «понимать окружающее, действительность, свое положение и своего народа» 153 . Поднявшись до этого уровня, человек и собственную трагедию воспринимает со спокойным достоинством. Поэтому странно читать перекочевывающее из одной в другую публикацию о деле митрополита Вениамина описание последних минут приговоренных к смерти. «Новицкого угнетала мысль, что остается круглой сиротой его 14-летняя дочь, и он плакал, просил передать ей на память прядь своих волос и серебряные часы...». Неназванный «очевидец» рисует мелодраматическую и банальную сцену. На самом деле все эти подробности последних минут жизни Ю. П. Новицкого – легенда, основанная на неведомо как распространенных слухах. Сейчас, к сожалению, невозможно установить не только как происходила казнь, но и где она совершена. Расстрел был произведен в обстановке такой глубокой секретности, что во всем двадцати семитомном деле определившем судьбу осужденных, не удалось найти ни единого документа, который хотя бы косвенно пролил свет на последние минуты их жизни. Зато с полной уверенностью можно утверждать, что свои часы Юрий Петрович не мог просить передать дочери. Как свидетельствует тюремная справка, золотые часы (а не серебряные) были изъяты у профессора Ю. П. Новицкого еще 30 апреля при аресте и никакому возвращению не подлежали, так как он был приговорен к расстрелу с конфискацией имущества. Другое дело – размышления о судьбе единственной дочери, остающейся сиротой, поскольку ее мать умерла в 1921 году 154 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Об отношении Юрия Петровича Новицкого к переговорам митрополита Вениамина со Смольным мы уже говорили. Очень четко и недвусмысленно сказал об этом и сам Новицкий еще на допросе у следователя: «Я отказывался, ибо понимал, что между властью и митрополитом происходит какое-то недоразумение (здесь и дальше выделено нами – Н.К.). С моей точки зрения Советская власть могла привести Декрет в исполнение без всякого соглашения с митрополитом, так как эти ценности (и имущество) находились в пользовании по договору и согласно договору были в ее руках. В порядке послушания митрополиту быть на заседании я согласился для того, чтобы отнести письмо» 63 . Читая показания Юрия Петровича Новицкого, порою ловишь себя на мысли, что святой обращался не столько к следователю Нестерову, сколько к нам, его потомкам. Его слова и поступки – очень важный урок подлинного православного смирения. Повторим еще раз, что для Юрия Петровича было ясно – или происходит чудовищнейшее недоразумение, или готовится провокация... Он пытался объяснить это митрополиту. Порою в его словах прорывалась досада, даже некоторое раздражение. И все же он смирил себя. Когда митрополит твердо сказал, что письмо нужно отнести, Юрий Петрович уже не спорил. В порядке послушания выполнил то, чего так не хотелось ему... Из дальнейшего повествования мы увидим, что митрополит Вениамин понимал всё и всё прозревал гораздо глубже, чем представлялось в середине марта Юрию Петровичу Новицкому. Порою кажется, что владыка предвидел даже мученическую кончину и свою, и тех людей, что были наиболее тесно связаны с ним. И посылая со своим письмом Юрия Петровича, священномученик Вениамин ясно представлял себе все последствия этого для Новицкого. Но послал. Настоял, чтобы письмо отнес именно Юрий Петрович Новицкий, хотя мог бы отправить письмо и с простым курьером. Атеистически воспитанный человек увидит в этом решении митрополита неразумность, даже жестокость. Мы же видим высочайшую заботу и попечительность митрополита. Любимейшему духовному чаду своему дарует волею Господа митрополит Вениамин венец мученика за православную веру...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

6 . Если бы слово мое о предоставлении Церкви права самостоятельной помощи голодающим на изъясненных в сем основаниях услышано не было, и представители власти в нарушение канонов Святой Церкви преступили бы без согласия ее Архипастыря к изъятию ее ценностей, то я вынужден буду обратиться к верующему народу с указанием, что таковой акт мною осуждается как кощунственно-святотатственный, за участие в котором миряне, по канонам Церкви, подлежат отлучению от Церкви, а священнослужители – извержению из сана. Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин» 60 Письмо было написано митрополитом Вениамином в воскресенье, а в понедельник, 13 марта, состоялось заседание правления Общества православных приходов, где владыка зачитал свое послание. У присутствующих это письмо вызвало противоречивые впечатления. Часть членов правления узрела в нем соглашательские настроения. «Я считал письмо митрополита соглашательским, мотивируя тем, что в Москве настроение в этом положении весьма твердое и что в Петрограде нужно держаться той же тактики» 61 . Другие же члены правления напротив огорчились непримиримости и резкости тона владыки. «Меня удручало в письме то, что осложнялось положение, исчезал последний контакт церковной и гражданской власти», – писал Н. Чуков, будущий митрополит Григорий 62 . Сама полярность критических высказываний доказывает, что в письме была представлена предельно взвешенная и разумная позиция. Но митрополит Вениамин счел неразумным открывать дискуссию: «Владыка пришел, прочел свое письмо и ушел», – говорил Ю. П. Новицкий. «Обсуждения не было, – подтверждает его слова Н.М. Егоров. – Возник вопрос, как отнести это письмо в комиссию Гуденкова. Здесь Новицкий заявил, что он не берётся быть представителем митрополита и просит его освободить от этого, указывая, что если бы он и взялся, то он может сделать только механическую передачу, как курьер. В том же смысле высказался и я, но наше ходатайство не было уважено. Нам было поручено отнести эту записку в комиссию Гуденкова, и на следующий день, 14 марта, мы были там. Вручили эту записку». § 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иван Михайлович, присутствуя на службе в Исаакиевском соборе, услышал от митрополита Вениамина о его вызове 5 марта в Смольный, в котором он никогда не был. Иван Михайлович, поскольку жил рядом, вызвался встретить и проводить митрополита. 4. Таврическая ул. д. 35, последняя квартира И.М. Ковшарова 1915-1922 гг. Фото Соколовой Л.И. 2014 г. Но придя в Смольный, знакомая барышня сообщила, что митрополит уже находится в комнате 95. Пригласили войти Ивана Михайловича. Там находилось несколько человек, и митрополит читал свое заявление в Помгол. Когда беседа кончилась, И.М. Ковшаров обратился к присутствующим с просьбой открыть на Песках, в громадном бывшем Полежаевском доме, где были сосредоточены беженцы из различных губерний, благотворительную столовую. Разрешение было получено, и трудами Ковшарова И.М. на Песках, а затем и в Лавре, была открыта столовая, где начали кормить голодающих. В пятницу, 10 марта, И.М. Ковшаров встретил на улице председателя Правления Общества православных приходов Ю.П. Новицкого. Он передал ему слова митрополита: «... я выхожу как будто обманщиком: я говорил в церквях, что предоставляется возможность широко жертвовать, призвал народ, а теперь выходит, что Вы, мои представители, являетесь как бы участниками изъятия. Это какое-то недоразумение ». Изъятие церковных ценностей в Лавре прошло спокойно во всех 14 церквах 28 апреля 1922 года, благодаря разъяснительной работе И.М. Ковшарова, который выступал здесь как член приходского Совета, за что даже получил благодарность от районных властей. Несмотря на это, юрист И.М. Ковшаров был арестован. Это произошло в его квартире, в день рождения жены, Пелагеи Петровны, в ночь на 29 апреля 1922 года в 24 часа. В анкете арестованного Ковшарова И.М. было указано место его работы: « Охтинская вечерняя школа рабочей молодежи, работник отдела народного образования». На суде обвинитель Смирнов назвал И.М. Ковшарова присяжным поверенным митрополита Вениамина по бракоразводным делам . Трибунал считал первым курьером митрополита - Ю. Новицкого, а вторым - И. Ковшарова. Главное обвинение против Ивана Михайловича состояло в «сопротивлении изъятию церковных ценностей, и, являясь присяжным поверенным, он вел не только гражданские дела, но и уголовные, участвовал в качестве политического защитника» .

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/16/...

659 и 661; 5) Ундольского XVIII в. писанный скорописью 299; 6) Типографская библиотека XVII в 269; 7) в Минее за октябрь полууставом XVIII в. хр. в архиве Святейшего Синода; 8) в сборнике служб, писанном полууставом XVIII в., хранящегося в архиве Святейшего Синода под 837. Относительно языка можно сказать, что он смешан новый с древним, но в общем хороший. В ЗМ имеется три службы святителю Гурию Казанскому. Служба под 4 октября (ЗМ_октябрь: 100–118) входила в дореволюционные издания миней, однако в архиве ЗМ имеются материалы, свидетельствующие о том, что составители ЗМ привлекали дополнительные материалы. Это было связано с тем, что во второй половине 1970-х гг. по докладу архиепископа Вениамина (Новицкого) Патриарх Пимен благословил совершать в первое воскресенье после 4 октября соборную службу всем Казанским святителям. Однако общей службы трем казанским святителям не было. В архиве ЗМ имеется письмо (от 13.02.1979) епископа Чебоксарского и Чувашского Варнавы (Кедрова) на имя игумена Иннокентия (Просвирнина) с информацией, что общей Соборной службы Гурию, Варсонофию и Герману у него нет. К письму приложена машинописная копия службы святителям Гурию и Варсонофию, взятая из архива архиепископа Чебоксарского и Чувашского Вениамина (Новицкого). Этот текст является копией стандартной минейной службы, однако в нем имеются исправления, связанные с молитвами об императоре. В одних случаях слово «император» заменяется на «царь», а в других упоминание об императоре просто исключается. Составители ЗМ отметили, что в машинописном тексте содержится много грамматических и орфографических ошибок и, по всей видимости, не воспользовались им. Печатный текст ЗМ практически совпадает с текстом дореволюционных миней. В печатном тексте также сообщается о решении общего празднования трем казанским святителям, которое совершается в первое воскресенье, следующее после 4 октября. Служба Гурию и Варсонофию соединяется в этот день со службой Герману Казанскому, которая помещена в ЗМ под 6 ноября (ЗМ_октябрь: 118).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

  Продолжаем публикацию фактов из жизни такой светлой личности в истории нашей поместной Церкви как архиепископ Вениамин (Новицкий). В небольшом очерке сложно описать все известные события за 15-летний период нахождения владыки на Иркутско-Читинской кафедре. В этой статье мы начнем анализировать некоторые документы и фото из жизни владыки в этот период и продолжим этот труд в будущем.   Владыка Вениамин (Новицкий) с 1958 по 1973 год управлял одной из обширнейших епархий Русской Православной Церкви, включавшей территорию Иркутской, Читинской, Хабаровской, Владивостокской, Амурской областей, Якутии и Бурятии в сложную эпоху в истории Русской Православной Церкви. Это была область площадью около 4 млн кв. км с весьма малым количеством и неравномерным распределением храмов. Сибирские и дальневосточные кафедры традиционно являются мисссионерскими. Но как ни усердствовали архиереи советской эпохи, церковных приходов на этих территориях оставалось очень мало, так как власти намеренно противодействовали открытию новых храмов и обеспечению их образованным духовенством. Задачей государства было искоренение религии. Еще предшественник владыки Вениамина архиепископ Палладий (Шерстенников) безрезультатно пытался добиться открытия семинарии в Иркутске. Камчатская, Магаданская и Сахалинская области до 1985 года стараниями государства вообще не имели церковных приходов. В обширной епархии действовал лишь 31 храм. В Иркутской области было 14 церквей, в Амурской области - 4, в Хабаровском крае -2, в Приморском –5, в Якутской АССР – 2, в Бурятской – 2, в Читинской области - 2. Клир Иркутско-Читинской епархии состоял из 50 человек в 1961 году и 54 человек – в 1971 году. Насколько это мало, видно в сравнении с крупнейшей в СССР Винницкой и Брацлавской епархией, где в 1958 году действовал 601 храм. Но даже столь небольшое число православных церквей в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке атеистическим властям во времена хрущевских гонений не давало покоя. К 1961-1962 годам в обширной епархии было закрыто еще 15% церквей и осталось их всего лишь 26.

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/28/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010